Родное слово. Беседа со священником Борисом Левитаном

10 апреля 2024 г.

– В этом году Новосибирской епархии исполняется сто лет. Вы являетесь руководителем спортивного отдела. Давайте сегодня поговорим о месте спорта в жизни православного человека, прежде всего о его месте в Вашей жизни.

– Я мастер спорта России по пауэрлифтингу, чемпион, рекордсмен Новосибирской области. Пытаюсь поддерживать спортивную форму до сегодняшнего дня.

– Как получилось, что Вы стали священником?

– Это долгая история, но попытаюсь кратко рассказать. К вере я пришел достаточно поздно, осознанно это было уже в институте. Примерно тогда же начался мой активный спортивный путь. И к моменту, когда воцерковился, я уже был мастером спорта.

Когда духовник предложил мне войти в алтарь и стать послушником, я примерно представлял господствующую позицию Церкви по отношению к спорту, связанную с тем, что спорт – это гордость, тщеславие, страсти. В то же время я был на пике своих спортивных результатов, готовился к выполнению уровня мастера спорта международного класса. И самый мой большой страх был в этом: что, войдя в алтарь, я уже воочию услышу эту позицию Церкви, и мне придется заканчивать со спортом.

Но первый вопрос, который я услышал от настоятеля храма отца Александра Новопашина, был о том, каким спортом я занимаюсь. Узнав, что это пауэрлифтинг, батюшка попросил привести его в мой зал. Он тоже много времени уделял спорту, занимался этим любительски, и ему хотелось отнестись к этому более профессионально. Так в нашем зале появился отец Александр, который через определенное время показал прекрасные спортивные результаты: стал четырехкратным чемпионом области по жиму штанги лежа и серебряным призером Кубка мира.  

И именно отец Александр предложил мне заняться новым направлением в миссионерском отделе, который он возглавлял, а именно – работой со спортивным сообществом.

– С чего все начиналось?

– Как это обычно бывает, мы начали с работы там, где выступали сами: через Федерацию пауэрлифтинга. Был организован первый турнир на Кубок Александра Невского. Чуть позже был проведен красочный турнир в Центральном парке по силовым видам спорта, так называемый силовой экстрим, но все это было уже под эгидой Русской Православной Церкви.

Дальше – больше. Видя успех и интерес спортсменов к турнирам именно под эгидой Православной Церкви, к нам начали присоединяться и другие федерации. На сегодняшний день под крылом Православной Церкви 19 спортивных федераций, турнир на Кубок Александра Невского проводится по 12 видам спорта.

Что сказать применительно к празднованию столетия? Любой отдел Новосибирской епархии так или иначе может оценить свою деятельность, но спортивный отдел –единственный, который может похвастаться тем, что он один из первых, а возможно, и первый спортивный отдел, который появился в Русской Православной Церкви. Абсолютно точно можно сказать, что именно здесь, в Новосибирской епархии, были впервые сформулированы системы и методики построения работы со спортивным сообществом. Именно у нас был разработан алгоритм этой работы. Именно наш опыт лег в основу методических рекомендаций по взаимодействию со спортивным сообществом, которые были разработаны Патриаршей комиссией по вопросам физической культуры и спорта.

– Поддержка спорта, физического развития озвучена государством. Созвучна ли позиция Церкви по этому вопросу?

– Все очень быстро меняется. Лет 15 назад этой позиции вообще не было. Считалось, что спорт – это сгусток страстей. То, о чем я сказал в начале нашей беседы: спорт – это деньги, спорт – это бизнес, спорт – это гордость и тщеславие, в том числе допинг.

И фактически мы первые начали разбираться в этом вопросе. Дело в том, что многие, в том числе и священники, очень ловко применяют к спорту высказывания святых отцов, например Иоанна Златоуста, который очень резко в своих трудах отзывался о спорте, современном ему. И возможно, как раз мне милостью Божией досталась такая миссия: разобраться в святоотеческом отношении к вопросам спорта. Эта позиция была разобрана мною в дипломной работе, когда я оканчивал семинарию. Дело в том, что спорт времен Иоанна Златоуста и нынешний спорт – это две совершенно разные истории. Во-первых, тогда очень важное место занимала языческая составляющая: перед началом и окончанием Олимпиад совершались жертвоприношения, спортсмены посвящали свои победы языческим богам. Во-вторых, во времена Иоанна Златоуста высокие идеалы, заложенные в спорт древними греками: честность, состязательность, – были упразднены. Это были зрелища, шоу, гладиаторские бои с пролитием крови. Не было и спортивной составляющей: победы подкупались. Также очень частыми были травмы.

Мы знаем известный в истории случай, когда выиграл тот человек, который и близко не мог выиграть. Все было подкуплено. Поэтому Иоанн Златоуст очень жестко отзывался о спорте и запрещал своим духовным чадам и верующим людям участвовать в подобного рода зрелищах. Нынешний же спорт больше направлен на здоровый образ жизни. Поэтому, пытаясь применить высказывания Иоанна Златоуста к нынешнему спорту, мы делаем большую ошибку.

Также надо понимать еще один очень важный момент. Многие критикуют, что спорт – это бизнес, гордость, тщеславие. Но все это так или иначе можно применить только к спорту высших достижений. А это капля в море. Да, в спорте высших достижений человек полностью посвящает себя этому делу. Но и там все неоднозначно. А обычный любительский спорт, которым с детского возраста занимаются простые спортивные школы… ну, какие там деньги, бизнес и допинг?

– Но соревновательность присутствует.

– Да. И это тоже очень важный момент, с которым надо разобраться. Почему-то именно спорту присваивают и гордость, и тщеславие – эти минусы соревновательности. Но если взять фактически любую сферу, то соревновательность присутствует везде. Возьмем музыку: есть конкурсы, в которых каждый музыкант старается выступить лучше и завоевать признание публики и жюри. Он, конечно же, хочет стать первым. Это та же самая соревновательность. Но ни у кого даже мысли не появляется отменить музыку. Есть литературные конкурсы, выставки живописи. Соревновательность в принципе присутствует в нашей жизни. Вопрос лишь нашего отношения к этому. И в этом, наверное, заключается одна из основных задач спортивного отдела: не только привести спортсмена в храм и рассказать ему о вере Христовой, но и правильно расставить акценты в его жизни, в его отношении к тому, чем он занимается и чему посвящает свою жизнь.

К слову сказать, в Советском Союзе спортсменов воспитывали иначе. Да, мы понимаем все минусы, но нельзя быть необъективным и не говорить о плюсах. Каждый спортсмен своей целью видел не столько золотую медаль, сколько отстаивание чести своего государства, своей Родины. Для спортсмена важным было услышать гимн своей страны. Момент, когда поднимается флаг, был кульминацией для спортсмена. Никто не думал о гонорарах, о какой-то славе, подарках.

Наше время сместило акценты в пользу материального. И задачи Церкви не только со спортсменами, а в первую очередь, наверное, с тренерами такие: все привести в первоначальный вид, чтобы сами тренеры разобрались, для чего они готовят спортсменов, в чем цель их тренерской деятельности.

– Расскажите о направлениях деятельности вашего отдела.

– Для всех, наверное, привычно думать о том, что спортивный отдел занимается только спортсменами. И это правильно. Действительно, долгое время Церковью в силу исторических оснований спортсменам не уделялось, в принципе, никакого внимания. Больше отделам по благотворительности. Это один из древнейших отделов. Заключенные и болящие тоже были всегда. Церковь всегда несла свою заботу и попечение об этих категориях граждан.

А вот спорт в том виде, к котором мы видим его сейчас, появился, так скажем, во второй половине XX века, когда, во-первых, были гонения на Церковь, а во-вторых, не было понятно, как и на каких основаниях работать со спортсменами. Но спортсмены, особенно сегодня, – это огромная часть нашего общества. И учитывать современную политику нашего государства, вектор которой направлен именно на увеличение людей, занимающихся спортом и ведущих здоровый образ жизни, – это правильно.

Задачи спортивных отделов каждой епархии сегодня увеличились в огромное количество раз. Сейчас почти все занимаются спортом. И сложности возникают в том, и это тоже опыт нашей епархии, как разделить профессиональных спортсменов и любителей. В нашем отделе мы провели четкую дифференциацию. Определенные силы тратятся на то, чтобы работать с федерациями, другие – на работу с любителями.

И одно из очень важных направлений – это работа с церковными людьми, которые никогда не занимались спортом. Если спортсменам мы несем весть о Христе, то в Церковь мы несем весть о здоровом образе жизни.

– Это прихожане храмов?

– Не только прихожане, но и духовенство. Мы все живем категориями сравнения. И, например, священник, который никогда не занимался спортом и даже не представлял, на что способна его плоть, служит как может, насколько у него хватает сил. Потому что ему это не с чем сравнить. А я, как мастер спорта, знаю, в какой форме нахожусь, когда тренируюсь и как могу отдаваться служению. И, наоборот, переставая тренироваться, я в сравнении понимаю, что в первую очередь страдает именно мое служение.

– Трудно выстаивать многочасовые службы?

– Дело не только в службах. Священник должен очень много не только стоять, но и двигаться. Он должен везде успевать, быть готовым ответить на любой вопрос, на любой вызов. Должен ездить везде, куда приглашают. А когда ты ослабеваешь, то появляется желание где-то отказать, где-то отдохнуть, где-то посидеть. Твоя плоть кричит, что она устала, что ноги гудят... И КПД сокращается. И, напротив, когда ты тренируешься, посвящаешь какое-то время тому, чтобы привести свою ленивую плоть в порядок, то очень скоро понимаешь, для чего это делаешь: появляются новые силы, какая-то свежесть, ты более эффективно отдаешься своей службе.

Поэтому мы стараемся привнести это в жизнь церковных людей. При каждом крупном соборе у нас существует футбольная команда. Футбол – это популярный вид спорта. Два раза в год у нас проводятся межприходские соревнования. Долгое время бессменным чемпионом этих турниров был Вознесенский кафедральный собор. Но спорт есть спорт: последние два года первые места занимает команда храма в честь благоверного князя Олега Брянского.

– Наверное, молодежка выручает?

– Там молодые спортсмены, но надо отдать должное и настоятелю, моему заместителю, диакону Олегу Сапожникову, который, кстати говоря, тоже мастер спорта. Он сформировал замечательную команду, которая теперь задает футбольный тон в нашей епархии. Но вознесенцы тоже не сдаются. Я думаю, в начале лета, когда у нас проводится первый турнир, мы увидим очень зрелищные поединки.

Мы привлекаем к этому и духовенство. Например, при духовной семинарии у нас тоже сформирована футбольная команда. Долгое время ее капитаном был священник Игорь Морозов, который показывал высокие результаты. Для многих это пример. Ведь это удивительно, что батюшка выходит на поле. Это тоже своего рода проповедь, потому что к священникам часто относятся как к людям, живущим в своем мире, за церковной оградой, которым чуждо все мирское. Это глубокое заблуждение. Мы такие же люди. Большую часть своей жизни мы посвящаем служению, но есть и мирской кусочек, который тоже нужно правильно выстроить. И спорт в этом, я думаю, должен обязательно присутствовать.

– А где играете, тренируетесь? Есть какое-то взаимодействие с федерациями или с городскими властями?

– Возвращаемся к тому, как мы сформировали систему работы со спортивным сообществом, ее методики и принципы. Один из важнейших моментов в алгоритме построения этой работы: выстроить правильные отношения с городской властью. Не только с Департаментом физической культуры, но и с Министерством спорта Новосибирской области. Те достижения – наши методики, уже давно приняты, принимаются и будут приниматься другими епархиями.

Эффективно работать со спортом невозможно без власти – это догмат. Мы понимали это и с самого начала нашей деятельности пытались выстроить отношения. Они были построены на том принципе, что любой спортивный объект, самый лучший и престижный, в рамках договора передается для наших соревнований либо Министерством физической культуры и спорта Новосибирской области, либо Департаментом мэрии города Новосибирска. Поэтому с этим проблем у нас нет. Спортсменам очень нравится, что благодаря взаимодействию с Церковью они получают не только духовную помощь и окормление, но в том числе для них открываются бесплатные возможности эксплуатировать лучшие спортивные объекты. Это тоже очень важно.

– Вы рассказали про футбол. Какие еще виды спорта поддерживаете?

– Видов спорта 19. Их можно разбить по группам. Первая – это боевые искусства: бокс, карате, кикбоксинг. Стоит попозже отдельно остановиться на Федерации смешанных боевых единоборств, там у нас наиболее выстроены взаимоотношения. Если в других федерациях Кубка Александра Невского турниры регионального уровня, то несколько лет турнир по смешанным боевым единоборствам – крупнейший за Уралом.

Также игровые виды спорта: футбол, хоккей, хоккей с мячом, несколько видов борьбы, регби и так далее. Один из последних видов спорта, который под крылом Русской Православной Церкви, – это подводное плавание. Буквально позавчера по благословению нашего архиерея владыки Никодима я открывал турнир на Кубок Александра Невского по подводным видам спорта.

А на Благовещение 7 апреля у нас начинается крупный турнир по карате, будут участвовать более 500 детей. Так получилось: мы не можем форматировать спортивный календарь.

Количество федераций с каждым годом увеличивается. И можно смело сказать, без излишней скромности, что турнир на Кубок Александра Невского на сегодня самый узнаваемый турнир; по крайней мере, в Новосибирской области.

– Расскажите подробнее об этих соревнованиях. Я знаю, что они зрелищные.

– Я расскажу про наш главный турнир по смешанным боевым единоборствам. И не столько даже про турнир, сколько про модель взаимоотношений именно с этой Федерацией. С ней, в принципе, нам было гораздо легче, потому что многое сделал президент Союза ММА Федор Владимирович Емельяненко. Он глубоко верующий человек. Верует искренне, не ради камер и каких-то восторженных отзывов. Ему удалось сплотить вокруг себя тоже верующих людей. Когда он приехал в наш город, мы познакомились с ним. Фактически сразу все сложилось, буквально через несколько месяцев появился первый турнир на Кубок Александра Невского. Это был обычный городской турнир. Всем было интересно, что из этого получится. И получилось все очень здорово, потому что был запрос: люди ждали и ждут, чтобы Церковь благословляла в том числе спортивные состязания. Этот турнир очень быстро стал областным и потом Всероссийским.

Была достигнута и главная цель. Поскольку много сил потрачено на работу и с президентами, и с руководством Федерации, и с тренерским составом, появилось понимание, что эту работу нужно как-то централизовать. В прошлом году впервые Союзом смешанных боевых единоборств была проведена Всероссийская конференция, посвященная вопросам духовно-нравственного воспитания спортсменов, где выступил и сам Федор Емельяненко, который на тот момент являлся президентом Союза ММА. Было предоставлено слово и мне как священнику. И я сделал попытку доступно и просто сформулировать, что же такое нравственность, мораль, духовное воспитание, чем они отличаются. Эти термины люди употребляют очень часто, в связке они звучат легко и вроде бы понятно, но никто не может сформулировать, что же такое нравственность, мораль и духовное воспитание. И когда это было сделано, ко мне подошли, наверное, представители каждой региональной федерации, попросили, чтобы каким-то образом подобная работа была донесена и до их регионов.

Получилась очень простая картина: нужно делать целый отдел. Именно отдел по духовно-нравственному воспитанию, который, во-первых, имел бы своих руководителей, а во-вторых, своих представителей в каждом регионе, чтобы эта деятельность по духовно-нравственному воспитанию была понятная, четкая и централизованная.

Следующий вопрос был в том, что в Федерации смешанных единоборств больше половины людей исповедуют традиционный ислам. И появилось понимание того, что в этом отделе должны быть не только представители Русской Православной Церкви, но и ислама. Руководство Союза ММА пригласило Альбира Рифкатовича Крганова, муфтия Духовного собрания мусульман России. Это замечательный человек, с которым мы прекрасно общаемся. Он поздравляет нас с Пасхой. Он ведет очень важную общественную работу. Предлагая ему возглавить работу со спортсменами, мы даже не сомневались, что получим согласие. Сейчас Союз смешанных боевых и индивидуальных единоборств – это первая Всероссийская федерация, в которой появилась отдельная структура: отдел по духовно-нравственному воспитанию спортсменов. На сегодняшний день мы разрабатываем положение об этом отделе, которое будет закреплено на официальном уровне; и каждая региональная федерация помимо спортивной деятельности будет обязана заниматься и такого вида работой.

Ведущая Инесса Титова

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 мая: 05:30
  • Суббота, 01 июня: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать