– Мы очень часто говорим о том, что святитель Николай Чудотворец – покровитель города Новосибирска. До советского времени город имел свое название – Новониколаевск. Этот город был зарожден еще до революции. Хотя своим масштабным развитием он обязан советскому времени, но как полноценный город с первыми строениями, каменными, кирпичными зданиями, он зародился в дореволюционное время. Жители будущего Новониколаевска, по модной тогда традиции, искренне хотели, чтобы город был назвал в честь цесаревича Николая Александровича, который затем стал нашим последним Российским императором.
Мы по земному любим говорить: «Назову ребенка в честь дедушки (или бабушки)». При этом мы идем в Церковь и крестим дитя не в честь дедушки (или бабушки). Есть такая замечательная традиция в Русской Церкви: крестить ребенка в память святого, который носит с ним одно и то же имя. Это тезоименитый святой (так появилось слово «тезка»). Именины – день, когда празднуют память тезоименитого святого. И человек, носящий его имя, тоже отмечает свою праздничную дату.
Когда речь шла о названии города, была такая же логика: хотелось его назвать в честь живого человека. Но при этом, так как Российская империя была православным государством, существовала традиция называть города в честь святых. Поэтому, например, Санкт-Петербург – это город, посвященный Петру I, его создателю. Но все-таки мы говорим, что это град святого Петра, потому что небесным покровителем Петра I был святой апостол Петр.
Та же самая логика с нашим любимым городом – столицей Сибири. Так как небесным покровителем цесаревича, а затем императора Николая Александровича, был святитель Николай Чудотворец, то и покровителем города Новониколаевска стал этот святой. В этом плане нам, можно сказать, повезло. Потому что основатель Петербурга, наш первый император, – не святой. А наш последний император – канонизированный святой Русской Православной Церкви.
Поэтому у нашего счастливого города целых два небесных покровителя: святитель Николай, в честь которого город освящался и задумывался, и тот человек, благодаря которому он во многом развился. Потому что Николай Александрович особенно занимался железными дорогами по поручению своего отца. А мы знаем, насколько для Новосибирска важна железная дорога. Очень символично, что рядом с ней, на окраине территории Александро-Невского собора, сейчас стоит памятник Николаю Александровичу и цесаревичу Алексею.
Естественно, если есть памятник Николаю Александровичу, то нашим православным жителям очень хотелось, чтобы был памятник покровителю города – любимому всеми святому, о котором мы в наших передачах немало говорили. У нас есть и Никольская часовня – символ нашего города, которая ранее считалась географическим центром Российской империи. У нас есть и придел в Вознесенском соборе, и отдельные приходы, раскинутые по всей епархии, в честь этого удивительного святого.
Его память мы отмечаем как весной, так и зимой. Знаем, что день его памяти тесно связан с традицией дарить подарки на Рождество Христово. Поэтому, думаю, глубоко погружаться в значение личности святителя Николая не стоит. А поблагодарить нужно тех людей, благодаря которым появление памятника стало возможным: Высокопреосвященнейшего митрополита Новосибирского и Бердского Никодима, представителей нашей власти, органов управления, спонсоров.
Долго выбиралось место, и, в конечном итоге, при согласовании со всеми соответствующими структурами, было принято решение украсить еще одним памятником наш Нарымский сквер. У нас уже есть там памятник святым Петру и Февронии – покровителям семейного счастья. У нас есть замечательная традиция: православные выходят на молодежный крестный ход от Александро-Невского собора и идут не к Вознесенскому собору, а именно к этому памятнику.
Теперь с другой стороны, с улицы Гоголя, спуск к Нарымскому скверу украшает прекрасный 3,5–метровый памятник, необычный в архитектурном исполнении. Потому что мы привыкли, что святитель Николай изображается в митре (либо без митры), как седенький дедушка, по пояс, в своем епископском святительском облачении. Здесь взят достаточно необычный образ (как он изображался зачастую в древности): в левой руке он держит православный храм, а в правой – меч, как защитник веры православной.
Мне помнится, когда только обсуждались эти вопросы об установке памятника, у очень многих людей (и у художественного совета нашего города) возникали вопросы: «Зачем же все-таки меч? Мы разве собрались с кем-то воевать?» Посмотрите, как все промыслительно у нашего Господа и Владыки. Мы тогда еще не знали, что ждет нашу страну, наш братский многострадальный украинский народ. А теперь святитель Николай как будто поддерживает, подбадривает нас, напоминая о том, что православие хоть и проповедует незлобие, смирение, послушание другим, отрицание собственной воли в пользу другого человека, но в то же время мы не беззубые, не слабаки, если нам нужно защищать свою веру.
Есть предание, связанное с хулителем православной веры Арием, возглавлявшем крупную секту, одну из первых в христианстве. Святитель Николай на Вселенском соборе не мог слушать его богохульные речи и заушил (то есть дал пощечину) богохульника. Часто это вспоминается в плане того, что не всегда приходится молчать. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, иногда нужно освятить руку ударом, чтобы запретить хулу.
Мы видим, как много сейчас страшного, мерзкого, грязного происходит в мире. Поэтому нет ничего удивительного, что добро и истина возвышают не только кротость и смирение, но и меч. Сам Христос сказал: не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). Он, конечно, не имел в виду меч войны, а тот раздор, который и сейчас происходит в геополитическом пространстве. Что ты выберешь? Если ты выбираешь Христа, то выбираешь соответствующие ценности и образ жизни. Невозможно считать себя верующим человеком, но при этом угождать земному, угождать сатане, который разделяет людей, запутывает их, уводит максимально далеко от образа Божьего, что мы уже и видим.
Какой разгул разнузданности происходит сейчас в западных странах! Мы – живые свидетели истории. Что происходит? Совсем малое количество стран – Россия, Беларусь, Венгрия – старается отстоять ценности, которые для них святы. А все остальные государства уже готовы сдаться: «Будет у нас пятьдесят гендеров, будет вместе с крестным ходом проходить гей-парадом по главной площади – ну и что? Нужно быть терпимыми, всех любить, быть толерантными».
К сожалению, все забывают о том, что толерантность – это медицинский термин, который означает терпимость к яду. Не всегда нужно быть уступчивыми, вежливыми, внимательными. Так можно дойти до маразма. Бьют люди друг друга – а мы должны быть терпимыми, никому не мешать. Украдут у кого-то сумочку – а мы должны промолчать. Это же право вора совершить свое правонарушение, ему сумка нужнее. Пусть его судит суд.
У нас сейчас в школе этому учат. Учебник «Основы светской этики», седьмая страница: «Что такое добро и что такое зло – каждый человек определяет для себя сам». А потом удивляемся, что вырастают разбойники, хулители, грабители. Мы это заложили в мозги своих детей. «Православную культуру преподавать? Упаси Господь! Это же придет батюшка из церкви в школу, будет проповедовать, поведет детей в храм, заставит всех креститься и молиться. Какой кошмар!»
Есть замечательное рассуждение в тему. У нас в тюрьме, может быть, не все книги можно найти, но Библию там бесплатно предоставляют. Почти каждый осужденный имеет возможность внимательно ее прочитать и что-то в своей жизни поменять. В тюрьме запросто можно получить Библию, а в школу Библию принести невозможно, потому что это светская школа. Так, может, лучше в школе читать Библию, чтобы потом не читать ее в тюрьме? Я всегда это рассуждение поддерживаю, потому что все надо начинать с начала.
Почему сейчас так важно говорить о духовно-нравственных ценностях? Мы этим как бы возвышаем меч и храм, которые есть на памятнике святителя Николая. Потому что, не занимаясь сейчас противодействиям злу и не воспитывая в традиционных духовно-нравственных ценностях подрастающее поколение, мы лишаем себя будущего.
Но, слава Богу, у нас есть будущее. Я уверен, что большинство наших телезрителей поддерживают нас и решения вышестоящего начальства (как церковного, так и светского). Ведь мы в православных храмах за каждой Божественной литургией молимся о мудрости для наших правителей, о стойкости и крепости Православной Церкви. И, конечно, надеемся, что милосердный Господь, проведя нас через это страшное горнило войны, обязательно даст исправление нашим душам, нашей жизни.
Радость, которую новосибирцы испытывают сейчас в связи с празднованием дня рождения своего города, обязательно потом будет всенародной. Мелкие праздники тоже, конечно, важны, но заметьте, как нас объединяют глобальные праздники. Да, есть дни города, дни рождения, а бывает, мы устраиваем какие-то юбилеи или профессиональные дни. Но как вся страна поднимается 9 мая! Какой бурной рекой течет народное шествие Бессмертного полка! Какой уже незыблемой традицией являются парады! Я уверен, что окончанием всего будет победа правды и истины – всенародное (причем не только в рамках Российской Федерации) торжество правды жизни.
Мы читали библейскую историю. Много раз бывало, что Господь наводил порядок в человеческом мире, в котором каждый раз человек стремился прислушаться к страсти, к своей немощи, и ему было очень тяжело возобновить праведную жизнь. Господь каждый раз помогал, порой самыми радикальными методами. Вспомним всемирный потом, Содом и Гоморру.
Будем надеяться, что для нас это не кончится так критично, и все-таки восстанет Русская земля, русский народ. За нами будущее не только как державы, самобытной нации, но и как православного верующего народа, могущего вести за собой более робких своих товарищей. Они тоже разделяют наши ценности и поведенческие стереотипы, которые, в конечном итоге, служат на благо всему человечеству. Эти ценности – семья, продолжение рода, правильная жизнь, когда человек живет не по лжи (цитирую классика), а старается следовать правде и истине. А правда и истина – это Христос.
– Лето, праздничные дни, а по церковному календарю – время поста, ограничений, молитвы. Когда наступает Рождественский пост – цель ясна. В Великий пост цель – Пасха. Какова значимость Петровского поста?
– Мы только что с Вами говорили о духовно-нравственных ценностях. Пришла пора порассуждать об этом подробно. У многих людей, особенно после Указа нашего президента № 809, возникает острая необходимость выказывать всяческое уважение духовно-нравственным ценностям, но они очень слабо себе представляют, о чем идет речь. В представлении многих появляются наша любимая балалайка и матрешка, что-то связанное в Церковью, русское народное. Наверное, это и есть наши ценности?
Если мы православные христиане, то какие ценности мы будем отстаивать? Ценности нашей православной веры. Вера – это не образ мысли (философия), а образ жизни. Наши предки однозначно согласились бы с этим. Потому что весь их образ жизни строился исключительно вокруг Церкви. Люди приходили на новое место, сначала строили церковь, а только потом строили себе дома вокруг, а не наоборот.
Церковь всегда была духовным остовом для человека. Она была первостепенной и первоочередной. Следовательно, Бог в жизни семьи тоже занимал важное место. Я говорю не только об утренних и вечерних молитвах, перед едой и после еды, не только о семейных походах в храм. Я говорю, в частности, об исполнении церковных традиций. И одна из таких традиций – это аскеза, духовные упражнения.
А духовная жизнь многогранна. Для того чтобы спортсмену содержать себя в форме, ему необходимо исполнять целый спектр каких-то условий. Это правильное питание, режим сна, обязательные ежедневные тренировки. Он знает, что из этих моментов состоит в целом его физическая форма.
У православного христианина его духовная форма тоже состоит из ряда аспектов. Это молитва – личное общение с Богом, постоянное участие в богослужении, регулярное посещение храма, участие в церковных таинствах. Это сопричастность Священному Преданию через чтение Священного Писания, писаний святых отцов, учителей Церкви, современных проповедей, которые записаны.
И, конечно, одна из важнейших составляющих в духовной жизни – это работа над своими страстями, греховными слабостями, которые опутывают нас, как пелена, и действуют по примеру паука. Сначала расслабляют нас, заматывают в кокон, а потом нас уже очень легко съесть. И поэтому задача человека – заметить, что его опутывает греховная паутина, и разорвать ее, освободившись от этих пут. Тем более что однажды в таинстве Крещения мы уже пообещали Богу, что становимся не рабами греха, не служителями сатаны, а служителями свободы. Мы называем себя рабами Божиими. А если я раб Божий, значит, я больше ничей раб. И поэтому мне не подобает быть рабом собственной страсти.
Но в том и проблема, что бороться со страстью чрезвычайно тяжело. И как спортсмен понимает, что если он не занимается, не питается и плохо спит, у него теряется форма, так и мы понимаем, что если мы поддаемся действию своей страсти, то оказываемся не в духовной форме. Мы должны быть воинами Христовыми, а воины, как известно, всегда бодрствуют на войне. Если воин будет храпеть, его запросто смогут убить. И если воин будет постоянно кушать, он от тяжести своей не сможет быстро побежать, когда того будет требовать приказ командира.
То же самое мы переносим и на духовную жизнь. Конечно, я вас понимаю. Вопросы к Апостольскому посту есть не только у нецерковных людей, но и у глубоко церковных. Пост перед Рождеством, Пасхой – это понятно. Это великие праздники, и мы готовимся к ним, соблюдая пост. Это средство, а не цель.
А я предложу вам поменять тактику и рассмотреть пост не как средство, а как цель. Для чего он нам нужен? Если я пощусь, что это означает? Как правило, человек понимает пост как диету: я перестану есть то-то и то-то и сброшу несколько килограммов. Это, конечно, не пост и даже не диета. Но когда человек сознательно стремится соблюсти пост как цель, это значит, что он для чего-то ему нужен.
Христианин понимает, что пост – это не конечная цель, впереди будет праздник. И мы постимся для того, чтобы правильно встретить праздник. И вроде как эта логика немного нарушается, ведь день Петра и Павла – не великий двунадесятый праздник, не такое уж торжество. Мы особо чтим Богородицу, а не апостолов, пусть даже первоверховных. Хотя, конечно, этот праздник отличается от остальных по своей торжественности после поста, какой-то особой радости.
Что это значит? Почему возник пост летом? Да, церковные историки вам могут рассказать о том, что изначально его не было и люди постились Великим постом. А когда люди поняли, что не все постятся Великим постом и у многих не получается это делать, был создан дополнительный, как бы запасной пост именно для тех, кто не смог поститься в Святую Четыредесятницу.
Но это было бы не по-христиански, когда кто-то мучается, а кто-то радуется. Поэтому, понимая, что есть люди, которые воздерживаются в пище потому, что не смогли в свое время это правило соблюсти, со временем и все православные христиане в знак солидарности, сопричастности и исполнения заповеди Спасителя друг друга тяготы носите (Гал. 6, 2) стали тоже держать этот пост.
Этот пост особенный, меняется по времени, в отличие от Великого, Рождественского или Успенского поста. Его продолжительность плотно зависит от Пасхи. Потому что от даты Пасхи зависит праздник Троицы. И именно от Троицы мы высчитываем количество дней до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов. Бывает, что он составляет две недели, а бывает, как в этом году (что особенно вызывает у некоторых ропот), – аж целый месяц: с 12 июня по 12 июля.
«Как так?» – говорят люди. «Лето, жарко, мы уезжаем в отпуска, на дачи, хотим пожарить шашлыки, перед купанием или после него накормить детей мороженым, нам очень хочется отдохнуть. Зачем Церковь заставляет нас опять поститься?» Именно на это я обратил внимание – для чего нам пост?
Во-первых, есть традиционные предпосылки. Сейчас нам, живущим в бетонных коробках с холодильниками, очень просто: мы мясо едим круглый год. А наши предки холодильников в избах не имели. Поэтому летом сокращалось количество употребляемого мяса. Все мясо оставляли на позднее зимнее время, когда тушу можно было разделать, вывесить на улицу на мороз и питаться ей не одну неделю. А летом, естественно, это мясо очень быстро пропало бы.
Более того, условия и образ жизни людей позволяли не испытывать трудностей из-за отсутствия мяса, потому что люди ловили рыбу, собирали грибы, ягоды. И у наших прапрадедушек и бабушек таких горьких сложностей, как у нас, не возникало.
Если исходить из другой традиции (не бытовой и культурной, а именно религиозно-духовной), здесь тоже есть свое объяснение. Все-таки лето – это действительно время для отдыха, расслабления, в которое мы зачастую стараемся отстраниться от нелюбимой работы, от неприятных моментов в жизни. Мы хотим расслабиться: полежать и позагорать на солнышке, повозиться в любимом огороде или просто уехать искупаться куда-нибудь.
Вместе с этим расслаблением тела очень важно до конца не расслабить душу. Потому что воин Христов должен быть во всеоружии всегда. А нам подсознательно хочется сказать: «Да успею еще сходить в храм». И мы видим результат: как только в мае наступает хорошая погода – наши храмы пустеют.
– Это заметно после праздника Троицы.
– Это заметно уже в праздник Пасхи. Как только Пасха проходит – люди уже уезжают на дачи высаживать первые саженцы, и самые стойкие дожидаются Троицы. Но как только получили благословение от Церкви, помянули своих усопших сродников, освятили красивые букеты в церкви, они сразу же отправляются по своим земным делам. И мы видим, как человеку уже тяжело соблюсти ту многовековую традицию, которую сохранял наш русский народ всегда: шесть дней делай, а седьмой день посвяти Богу твоему.
Как мы говорим? «Старушку вывезли на дачу, она там одна – как она доберется до храма?» Или: «Мы всей семьей уехали, я все дни работаю, у меня только есть суббота и воскресенье выходные. Два дня и так мало, куда уж тут всю семью везти в храм?»
– Дача является уважительной причиной?
– Я не могу это комментировать ни как священник, ни как представитель Церкви. Что значит уважительная причина или нет? Ведь хозяин в церкви не архиерей и не священник, а Сам Бог, и это Ему решать. Он видит сердце человеческое.
Если человек был на даче, но не на своей, а помогал одинокой старушке привести в порядок заросший травой участок в шесть соток – это доброе дело или нет?
– Но это редкость.
– А если он на своей даче был, но жарил шашлыки, потому что соскучился по ним (в прошлый раз шашлыки были всего два дня назад), – это грех или не грех? Как здесь разобраться? В наших сердцах разбирается только Всевидящий Господь, а мы можем лишь рекомендовать людям не забывать о Боге. И даже если действительно нет возможности выбраться в храм, нужно помнить о двух вещах. Во-первых, религиозная жизнь не останавливается. Ты берешь с собой иконы и молишься перед ними на даче. А во-вторых, есть Евангелие, которое ты можешь почитать.
Сейчас есть не просто книги, а аудиокниги духовной тематики. Можно вставить в уши наушники и идти с газонокосилкой или тяпкой, спокойно слушая святоотеческие наставления и посвящая этот день Богу. Я уж молчу о том, что даже на даче можно найти время и место для добрых дел, помогая соседям и родным. Нельзя убежать от воскресного дня даже на самую далекую дачу на краю левого берега Новосибирска. Этот воскресный день должен догнать тебя везде, где бы ты ни был.
А с другой стороны, прихожане очень часто забывают о том, что они являются главными содержателями наших храмов. Церковь в нашей стране отделена от государства, и оно не содержит Церковь. И как только уменьшается поток прихожан, уменьшаются, к сожалению, и средства для содержания храма. А мы продолжаем платить ЖКХ за воду, электричество. Сотрудники, которые остаются в храмах (певчие, пономари, свечницы, сторожа, уборщицы), тоже имеют семьи, им надо как-то выживать.
Я уже молчу о том, что каждый раз что-то ломается, протекают крыши, необходимо покупать что-то новое для храма. И если человек уезжает надолго, он должен не забывать о том, что на нем лежит большая ответственность за его храм, куда он регулярно ходит. Можно перечислить деньги на карту или оставить какую-то сумму пожертвования, привести продукты для местной трапезы. Все это позволяет храму меньше почувствовать отсутствие этого человека.
Тем более что духом и душой человек остается в храме. Если мы едим его продукты, благодаря его деньгам оплачиваем налоги государству, мы чувствуем, что он ни нас, ни Бога не забыл. Поэтому желаю всем нам воспринять Петров пост со смирением и кротостью, понимая всю его острую необходимость, чтобы нам работать со своими страстями и слабостями.
И дело вовсе не в мороженом, без которого мы можем обойтись, и не в мясе (потому что можно и рыбный шашлык пожарить), а в нашей работе над собой. Работая над собой, помня о том, что мы христиане (следовательно, имеем не только права перед Богом, но и обязанности), стараемся внутренне собрать себя в этот прекрасный летний период расслабления. И даже отдыхая телом на наших замечательных дачах, не будем забывать о том, что душой мы должны бодрствовать и всегда помнить о нашем Боге, Который есть наш Творец, Создатель, Своим Промыслом держит весь мир и конкретно каждого человека, посвятившего себя Ему.
Ведущая Инесса Титова
Записали Людмила Кедысь и Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!