Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

24 января 2024 г.

– Завершились главные зимние торжества большим всенародным праздником Крещения Господня. Множество горожан пришли в храмы, чтобы набрать святой воды. Как ее правильно хранить и употреблять?

– Во-первых, праздник еще продолжается, отдание праздника будет только 27 января. Мы в Церкви привыкли праздновать не только до начала праздника, но и после него. Поэтому наша сегодняшняя передача вполне логично завершит такие близкие и важные для сердца русского человека праздники зимы, которые не только позволяют нам с радостью войти в новый год, но и вспомнить о самых важных событиях в жизни Господа нашего Иисуса Христа. Конечно, большинство людей волнует самый бытовой вопрос, потому что праздники праздниками, но с водой надо что-то делать. Она должна где-то находиться, должен быть какой-то порядок.

На самом деле вся эта информация есть в Интернете, есть листовки, которые раздаются в храмах. На этот вопрос вам почти наверняка правильно ответит любой храмовый сотрудник. Но я рад, что у нас есть возможность поговорить об этом во всеуслышание. Может быть, наша передача сегодня будет для кого-то особенно важной.

Хранение святой воды для православных христиан ничем не отличается от хранения любой другой святыни, которую мы так или иначе заносим в свой дом. Я говорю об иконах, которые у нас постоянно стоят, о лампадках, в которых мы зажигали вифлеемский или пасхальный огонь со святого града Иерусалима, о каких-то частичках или вещах, приложенных к святым мощам, о земельке, которая освящается после заочного отпевания. То есть это какое-то особо выделенное место в доме (на Руси оно по традиции называлось «красный угол»), самое главное, которое человек при входе сразу видит. Долгое время традиция красных углов соблюдалась и сохранялась. А после революции святыни в красных углах поменялись, там стал висеть портрет вождя.

Сейчас в редком доме этот красный угол найдешь. Бывает, что люди смущаются открыто показывать другим людям свою веру. Они прячут иконы или святыни в шкаф, в кладовку, кто-то хранит их у себя в спальне, куда никого не пускает. Это достаточно интимный вопрос, каждый человек сам для себя решает, где он будет молиться и осуществлять религиозные действия, нужные его душе. Но красным углом все-таки была зона, которую видели люди. Это было торжество православия внутри маленького дома.

Эта замечательная традиция входит сейчас в определенную конфронтацию с нашей реальной жизнью, потому что ремонт планируют не от угла, где будут иконы, а от места, где будет висеть телевизор. Красный угол зачастую проигрывает телевизору по масштабам, по частоте употребления. И когда спрашивают, куда ставить иконы, я отвечаю, что, конечно, это неуместно делать над телевизором или под ним, то есть когда мы вроде молимся, а сами одним глазком на него поглядываем.

Понятно, что это должно быть место особо выделенное, а не где-то между приправами на кухне или старой одеждой. То есть место для святыни в доме выделяется человеком индивидуально, но сознательно. И пусть это будет какая-то полочка на стеллаже или на шкафчике, какое-то пространство на комоде или тумбочке. Человек будет знать, что здесь у него хранятся святыни, иконочки его небесных покровителей, свечки из Иерусалима, святая водичка.

Обычно мы стараемся убрать святую воду из освещенных мест, иначе она начнет портиться. Не надо искушать Господа и проверять сознательно, будет ли портиться крещенская вода. Поэтому вполне нормально поставить ее куда-то в закрытое место. По благочестивой традиции православные христиане стараются каждый день, кроме тех дней, когда они приступают к таинству Причащения, вкушать святую воду и кусочек святой просфоры.

– Крещенскую?

– Да, крещенскую, которая находится в особом сосуде. Это может быть пластиковая бутылка или какой-то красивый фужер, графин из керамики с церковным орнаментом. Главное, чтобы человек понемногу ее вкушал с небольшим кусочком просфоры и со специальной молитвой. И с этого святого дела начинал свой день. Это тоже требует определенной привычки. Все мы с утра делаем какие-то привычные вещи: кому-то нужно почистить зубы, кому-то – обязательно выпить кофе.

Все-таки мы стараемся приступать к просфоре и святой крещенской воде натощак. Мы готовимся к Причастию, соблюдая евхаристической пост. Так и здесь: первое, что мы делаем, – это принимаем внутрь себя пусть малую, но святыню, а потом уже вкушаем привычные продукты.

Вполне возможно, что крещенская вода будет храниться у вас дома не одна. Люди, которые регулярно ходят в церковь, знают, что есть еще вода малого освящения с водосвятных молебнов, которая употребляется с чуть меньшей строгостью. Это не значит, что мы ее меньше уважаем, просто имеем больше вариантов ее использования. Мы можем добавить ее в пищу, когда готовим еду, можем полить ею растения, кто-то поит животных, кто-то пьет ее в течение дня вместо обычной воды. И крещенскую воду мы можем разбавлять, а воду малого освящения обычно не разбавляют и набирают столько, сколько нужно.

Понятно, что полнота действий, которые мы можем совершать с крещенской водой, известна из чинопоследования Великого освящения воды, которое совершалось в сочельник 18 января и в сам день праздника – 19 января. Священник не раз в ектеньях и молитвах читал, что от лица всей общины он просит о схождении Святого Духа, о благодати, которая через святую воду коснется тех, кто вкушает ее, прикасается к ней, кропится ею. Мы можем умыться святой водой, обрызгать себя или жилище, выпить ее.

– Это можно сделать в каких-то особенных ситуациях или по желанию?

– Это должны нам подсказать наша христианская мудрость и любящее христианское сердце. Понятно, если человек имеет благое и непринужденное желание каждый день с утра и вечером окроплять свое жилище святой водой, мы не можем ему это запретить. Мы можем только сказать, что есть традиция в сам день праздника окроплять так свое жилище. Но и запрещать это делать мы не можем.

Однако если этот человек живет в квартире не один и остальных домочадцев очень раздражает его нарочитая религиозность, я бы советовал воздержаться от такого проявления благочестия. У себя в комнате или свою кровать окропить водой можно, а уж всех остальных оставить в покое и не навязывать им свою веру и свое видение. Потому что это скорее больше навредит, чем принесет пользы и радости.

Нет каких-то особых правил, по которым можно человека наказать за то, что он неправильно распорядился святыней. Понятно, что внутреннее наше подсознание нам подсказывает, как поступить. Бабушки говорят: не ставь воду на пол, вся благодать уйдет. Нет, конечно. Благодать никуда не уйдет. Но ставить святую воду на грязную землю, конечно, не очень прилично. Может, хотя бы на лавочку – это и благоговейнее, и благообразнее. Исходя из такого понимания мы можем уже выработать для себя какой-то маленький алгоритм действий.

– Еще бабушки говорят, если ребенок кричит и плачет, надо умыть его святой водой.

– Если это уместно и помогает ребенку избавиться от истерики, то почему бы и нет? Опять же если ему плохо потому, что у него болит зуб или живот, а мы в него будем литрами вливать святую воду, это не поможет. Скорее всего, такая настойчивость негативно отразится в будущем и станет серьезной травмой для ребенка, несмотря на благое пожелание родителей. Ребенок потом вряд ли захочет иметь хоть что-то общее с верой, а не только с какой-то святыней. Поэтому во всем очень важна уместность.

Понятно, что святая вода, несмотря на свои чудодейственные свойства, проявляющиеся по нашей вере, не может и не должна заменять собой ни лекарства, ни антибиотики, ни какие-то профилактические вещи, которые нам прописали врачи. Потому что здесь плоскость иная. Есть плоскость медицины, а есть плоскость чуда. И они иногда соприкасаются, но вовсе не всегда идут бок о бок. Поэтому надо чувствовать эту внутреннюю меру.

Понятно, что святой водой не воскресишь мертвого человека, не заставишь человека поверить в Бога, если он не верит. И нельзя побрызгать человека водой и сказать: ты теперь крещен.

– А во время крещения тоже используется святая вода?

– Вы правы. Когда мы крестим младенца или взрослого человека, это происходит, как правило, в храме, где стоит особая купель или есть особый водоем для полного погружения взрослого человека. Там тоже используется святая вода, только не заранее освященная. Священник читает молитвы, очень похожие на чин Великого освящения, и вода прямо там, на месте, освящается для конкретной цели – погружения туда будущего христианина. Именно эта святая вода смывает прежнюю, ветхую жизнь человека. И именно эта святая вода в таинстве Крещения смывает с человека его грехи.

У нас люди очень любят народные купания на Крещение и искренне верят, что в это время с них смываются их прегрешения. Они заблуждаются, потому что не все так просто. Нельзя просто залезть в ледяную воду, трижды окунуться и быть уверенным, что все твои преступления против Бога и ближнего теперь прощены только за то, что ты чуть-чуть пострадал и, может быть, поболеешь теперь две недели. Нет, это можно сделать, только изменив свою жизнь.

В таинстве Крещения человек обещает изменить свою жизнь: он отрекается от прежней жизни и приходит ко Христу, принимает на себя новые обязательства. В таинстве Крещения он в прямом смысле отрекается от сатаны и сочетается Христу. Именно поэтому Христос и принимает его с такой большой поблажкой. Он не смотрит на то, что было до этого. И воды крещальной купели позволяют человеку войти в новую жизнь обновленным. Это подчеркивается белыми одеждами, которые надеваются на новокрещенного, и свечой, которая вручается ему в руку. Ему дается новое имя, пусть даже созвучное гражданскому, но человек полностью обновляет свою жизнь.

В этом есть своя символика. Любой живой организм в воде без жабр погибает. Ветхий человек гибнет, и рождается во Христе абсолютно новый человек, который, правда, тоже потом грешит. Но у нас есть возможность вновь стать святыми, изменить свою жизнь, когда мы приступаем к таинству Исповеди, просим у Господа прощения и искренне ненавидим тот грех, который совершили.

Таинство Исповеди совершается не в том смысле, что нужно назвать как можно больше грехов и потом их не повторить, а по принципу того, насколько искренне я сейчас каюсь и не хочу их больше повторять. Многие люди смущаются, говорят: понятно, что крещение совершается один раз, больше нельзя, а зачем на исповедь ходить туда-сюда, если я одни и те же грехи называю?

Да, Незнайка тоже возмущался, что ему необходимо каждый раз раздеваться перед сном, чтобы утром опять одеваться, и спрашивал, почему нельзя спать в одежде. Мы же взрослые люди и понимаем, что нам приходится одежду стирать раз за разом. И мама, спокойно смотрит на то, что ребенок только что постиранную рубашку опять испачкал. Она, конечно, всплеснет руками, скажет: «Что ж ты так неаккуратно!» Но злиться по-настоящему не будет…

Так и здесь: человек кается в грехах, получает прощение от Господа и почти наверняка идет совершать эти грехи заново. Не потому, что он хочет Господу насолить, а потому, что мы живем в мире, где царит злоба, противление Богу, в котором очень тяжело соблюсти собственную чистоту. Но Господь нам дает миллионы шансов – начиная от таинства Крещения и заканчивая таинством Исповеди и таинством Соборования.

– А в каком возрасте лучше креститься?

– На этот вопрос нет точного ответа, потому что ни Сам Господь, ни Его святые ученики и апостолы таких практических рекомендаций не давали. Мы видим только, что христианки смущаются и говорят: «Мы привыкли быть каждый день с мужьями в церкви, а теперь у нас дети, нужно стирать пеленки, кормить их, лечить их постоянные болезни. Как нам быть? Что же, мы теперь не спасемся?» Христос утешает их и говорит: «Вы спасетесь чадородием».

Логика этой фразы не в том, что нужно быстрее родить сорок детей и тогда ты точно войдешь в рай, а в том, что чадородие – это тоже служение. Тебе хотелось бы петь вместе со всеми Символ веры и разливать святую воду в праздники, помогая любимому храму. Но ты стираешь пеленки, учишь с ребенком таблицу умножения, учишь его кататься на коньках – это тоже твое служение Христу. И то, что ты не попадаешь в храм, не значит, что ты теперь не спасешься. Вот о чем говорил апостол.

А таких вопросов, крестить  ребенка в восемь месяцев или подождать еще пару лет, а может быть, вообще крестить его взрослым, насколько я понимаю, тогда не было. Во-первых, христиане крестили детей просто потому, что они сами христиане. И вопросов с крещением детей вообще никаких не возникало.

Например, сейчас есть родители, приверженцы здорового образа жизни. Вряд ли они своему ребенку будут покупать гамбургер. Есть родители, которые любят читать. Скорее всего, их ребенок будет расти с книжкой. Есть родители, которые занимаются спортом. Я вас уверяю, что их ребенок будет кататься на лыжах. Логично, что если родители верующие люди, то и ребенка своего воспитают в вере. Поэтому вопроса, когда крестить ребенка, я от них не слышал.

Сложность была со взрослыми людьми, которых надо было крестить, а они слабо себе представляли, что происходит. И поныне люди приходят порой под алкогольным опьянением или с большой эмоциональной травмой. Случилось горе, и они хотят креститься. Мы даем человеку Евангелие, просим его прочитать и прийти еще раз. Он больше не приходит, потому что прямо здесь и сейчас он готов креститься, а подготовиться к таинству не очень-то хочет. Для современного человека поход в церковь, чтобы покреститься, – это нечто среднее между походом в «Пятерочку» и к участковому врачу.

Люди в древности так не могли рассуждать. Причиной этого были исторические события, потому что христиане были гонимы. Изначально они были притесняемы своими собратьями в Иерусалимском храме и синагогах. Потом уже на них обрушилась огромная бюрократическая машина Римской империи, люди были вроде и толерантные, но необходимо было учитывать политический аспект. В то время император тоже считался богом. И любые христиане, приходящие в Рим или другие крупные города империи, вынуждены были столкнуться с требованием поклониться главной статуе императора. Если для язычников это было допустимо – поклоняться любым богам, а потом своему, то для христиан поклонение человеку, и не всегда хорошему, естественно, было недопустимым.

Собственно, никто не разбирался – почему. Хватило достаточно регулярных отказов христиан поклоняться императору, чтобы представить власть имущим христиан как опасных и непонятных врагов. Люди тоже слабо себе представляли, чем христиане занимаются, они на рынках слышали какие-то обрывки фраз про Младенца и кровь, про Вечерю любви, поэтому очень быстро стали думать, что христиане – какие-то развратники, которые собираются по ночам для оргий и пьют кровь младенцев.

В итоге получался весьма устрашающий портрет, и многие люди абсолютно искренне гнали христиан, потому что думали, что гонят недостойных людей, которым не стоит жить рядом с ними и их детьми. На самом деле, не имея возможности оправдаться, христиане были вынуждены спасаться бегством. Поначалу они прятались друг у друга в домах, используя для этого целую систему сложных паролей и дополнительных сигнальных символов, в том числе рисунков; например, рыбы или рыб и хлеба. Это все были отсылки к евангельскому тексту либо к рыбацкому промыслу учеников Христа.

Но и эти символы со временем стали разгадывать, поэтому христианам пришлось спрятаться в катакомбах – обширных подземных пещерах, где обычно язычники хоронили своих родственников и не могли туда заходить, пока не похоронят следующего человека, чтобы не бередить душу усопшего. Этим воспользовались христиане и стали там жить.

Поэтому одно дело, когда сейчас приходит взрослый человек и говорит, что хочет креститься; мы с ним сидим, пьем чай, нам комфортно. Или как это было в то время, когда человек хотел креститься. Тогда было только две причины, почему он идет на это. Либо он очень любит Христа, либо немного нездоров, потому что хочет все, что имеет, бросить и бегать вместе с христианами по лесам, добывая себе еду. Поэтому такого человека надо было проверить, вдруг это шпион от римской армии и завтра приведет сюда воинов, которые истребят всех людей и заберут евхаристические сосуды, украшенное Священное Писание, иконы. Понятно, что христиане не боялись за свое имущество, как это порой нам описывают, а прежде всего опасались осквернения и уничтожения своей общины.

Время поменялось. И если когда-то взрослым людям нужны были крестные, а детей крестили просто так, то сейчас всё наоборот. Приходящий креститься взрослый человек прекрасно понимает, чего он хочет, может ответить на вопрос, зачем ему это нужно, готов взять на себя какие-то обязательства, а родителям, которые приводят детей креститься, зачастую нечем поделиться с детьми. Они не могут ответить на вопросы детей, им нужны люди-помощники, которых они для этого специально выбрали – так называемые крестные родители, восприемники, потому что воспринимают ребенка от купели. По церковным правилам достаточно одного восприемника того же пола, что и ребенок. А уже второго крестного мы записываем для полноты, ведь родителей у ребенка двое, пусть и крестных будет столько же. Хотя это вообще не норма и не жесткое правило.

– А чем нужно руководствоваться при выборе крестного?

– Уж точно не дороговизной подарков и красотой внешнего вида для фотографии. Понятно, что человек, который помогает родителям принимать участие в воспитании ребенка в вере, должен сам в этой вере жить. Да, соблазнительно взять в крестные своих друзей, руководителей, чтобы с ними плотнее сблизиться. Может быть, кому-то приятнее брать в крестные родственников, которые ждут этого. Но основным правилом должно быть следующее: что этот человек расскажет ребенку? А он сам вообще понимает, что такое Церковь, Кто такой Христос? И чему он будет учить ребенка?

– Наверное, в крестные берут для того, чтобы этот человек молился за ребенка?

– Это прежде всего. Нам хочется, чтобы ребенок был в постоянном контакте с крестными, чтобы именно крестный учил его, как ставить свечку, как входить в храм, отвел его на первое причастие, привел его в воскресную школу. Но наш мир далек от идеального. У нас не получается запланировать, чтобы до конца времен было так, как мы хотим. Люди разъезжаются, бывает, ссорятся, расходятся. И так получается, что ребенок не видит своего крестного порой всю сознательную жизнь.

Это не значит, что их духовная связь разорвалась. Крестный родитель может продолжать молиться о своем крестнике, прибавляя хотя бы краткую молитву о нем каждый день. Он же молится за себя и о своем крестнике может молиться: «Господи, помяни в твоем Небесном Царстве и моего крестника. Даруй ему здесь, на земле, крепости духа, телесных, физических, моральных сил, послушания своим родителям». И такой краткой молитвы уже будет хватать для того, чтобы считаться нормальным крестным…

Часто так бывает, что приходят люди на крещение и очень грустными глазами смотрят на батюшку, чтобы он быстрее все закончил. Их ждет уже накрытый стол, они хотят отпраздновать и жить дальше точно такой же жизнью, которой жили. Совсем другое дело, когда родители и крестные готовятся к этому таинству. Их сразу видно. Они читают о таинстве в Интернете заранее, приходят в храм и смотрят, как и что будет происходить, спрашивают, какое имя выбрать ребенку, что нужно для крещения в моральном и физическом плане, где можно сфотографироваться. Да, можно по-мирски сказать, что им важна только суета праздника. Но нет, видно, что для них это событие…

Многие люди сейчас возмущаются: почему мы приходим креститься, а с нами разговаривают, проводят какие-то беседы? Никогда такого не было. Мы же деньги заплатили, будьте добры – крестите. Но эти беседы всегда были в Церкви. У нас не было возможности проводить их в 90-е годы, потому что пятьдесят человек стояло в храме, и не пускали мам не потому, что это какое-то особенное таинство, а потому, что просто дышать было нечем. Стояли крестные с ребенком, который кричал у них на руках, потому что зачастую это были чужие ему люди. И с ними никак не поговоришь, потому что на улице еще пятьдесят человек ждут. Сейчас, когда у нас появилось индивидуальное крещение, у людей есть возможность договориться с батюшкой и провести крещение в любое время, когда не будет толпы народа.

Это тоже расслабляет и заставляет нас подстраиваться. Нам звонят и спрашивают, сколько стоит у нас крещение. Я начинаю человеку рассказывать, какое это чудесное таинство, как мы его проводим, какие у нас традиции, но человеку нужно услышать от меня только одно – сколько это стоит. И пока я не назову какую-нибудь сумму, сто раз обговорив, что у нас нет цен и мы с радостью примем любое пожертвование, человек не успокоится. Назвал сумму – и кладут трубку. Хотелось бы, чтобы крещение было не просто для галочки, а великим событием, одним из самых важных в жизни.

– А можно покреститься второй раз?

– В Символе веры, который мы поем за каждой Божественной литургией, обязательно прочитываем перед таинством Исповеди и который уже давно заложен в утреннее молитвенное правило каждого христианина, мы читаем строгое указание: «исповедую едино крещение во оставление грехов». Дважды родиться от мамы не получится, как бы сильно ни хотелось.

– С мамой такое невозможно, но можно прийти в церковь второй раз и сказать, что все было плохо, надо снова покреститься…

– Нет, тоже невозможно. Человек порой пытается тут обмануть, потому что знает: если прямо скажет, что пришел креститься второй раз, ему откажут. Иногда ему это удается, но он обманывает Бога, Который все знает и видит. И много шансов давать Господь нам не намерен ради нашего же блага.

Мы можем вспомнить Эдемский сад. У Адама была возможность подбежать и сорвать яблоко с древа жизни, и вся история с древом познания стерлась бы. Но Господь, видя это, вывел людей из райского сада и поставил его охранять ангела с огненным мечом, чтобы у человека не было возможности по пятьсот раз начинать одно и то же. Жизненный урок, который у него случился, он должен пройти, смирившись с ним и развиваясь дальше.

То же самое и здесь. Я встречал людей, которые приходили одиннадцатый раз креститься, умудрившись совершить такое кощунство, обманывая батюшек. В святой простоте они говорят, что выбрали другое имя, что теперь жизнь у них будет другая. Но это так не работает. Господь дает нам шансы на исправление в таинстве Исповеди. Хочешь новую жизнь – подготовься к исповеди, иди в храм и покайся хорошенько, чтобы поистине стать святым человеком. А от того, что ты в двадцатый раз залез в чан с водой, придумал себе новое имя, чтобы тебя не сглазили, кроме кощунства и небрежения к Господу и Его правилам, ничего доброго в жизни не добавится.

Так что будем единожды крещенными, пусть не полным погружением, не с полной осознанностью или в младенчестве, когда мы этого не понимали, но Господь нас уже позвал, принял в число Своих людей. И теперь нам нужно следить, чтобы наш брачный наряд, который Он на нас надел, был чист. Помоги нам в этом Господь!

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 мая: 05:30
  • Суббота, 01 июня: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать