Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

22 ноября 2023 г.

Продолжим разговор о церковном этикете, о том, как вести себя в церкви. Как приветствовать священников, батюшек? Что делать? Как обращаться? Что такое благословение? Когда его нужно брать?

Да, Вы правы. Прежде чем мы зайдем в храм, вполне возможно, что уже на церковной территории кого-то встретим. Церковный этикет (о мирянах) не предписывает каких-то особых правил. Мужчины, как обычно, здороваются за руку, женщины могут поприветствовать друг друга легким обниманием. В лексиконе есть такие устоявшиеся выражения, как «брат» и «сестра». Мы не говорим «товарищ», «господин», «молодой человек» или «девушка». Мы говорим «брат» и «сестра» не только потому, что так принято, но еще потому, что мы действительно должны относиться друг к другу как к своим родным людям, как к братьям и сестрам. Даже если мы не знаем человека, это не повод обязательно подчеркивать его достоинство, образ жизни или возраст. Можно просто сказать: «Брат, приветствую тебя! Приветствую тебя, сестра!»

На «ты»?

Это отдельный вопрос насчет этикета. Многие церковные люди общаются исключительно на «ты». Они обычно говорят о том, что в молитвослове этому есть оправдание. Когда открываешь молитву к Богу, Пречистой Матери Божией, любимому святому, мы там везде на «ты»: и с Господом Богом, и с Его святыми угодниками. Этим подчеркивается наша близость к Нему, наше желание быть близкими к Нему, а также близость Господа к нам, даже тогда, когда мы, казалось бы, не чувствуем и не видим Его участия в нашей жизни. При этом мы живем в миру, где тоже существуют определенные нормы этикета.

Многое зависит от того, как человек представился сам. В церковной традиции, например, часто не принято называть свое отчество. Даже очень взрослый человек может представиться просто по имени. И тогда, по логике вещей, надо называть его именно по имени. А бывает, не очень-то взрослый человек может представиться по имени-отчеству. Тогда, конечно, смотрим по уместности. Вряд ли подростка нужно именовать по батюшке. А если человек привык так (например, это может быть учитель или какой-нибудь государственный чиновник, который уже не представляет своего имени отдельно, без отчества), то и в церкви, скорее всего, он будет именоваться таким образом. Так вот, если с мирянами все более или менее понятно, то как обращаться к священникам, как с ними здороваться, как их приветствовать это интересная тема для разговора.

Когда мы встречаем священника, мы выражаем не только радость, что мы его увидели, но и особое почтение к его священному сану. Оно выражается в том, что мы подходим под благословение. В рамках церковного этикета мы подходим под благословение дважды за встречу. Допустим, мы долго общаемся с человеком. Мы в начале дня берем благословение. И когда прощаемся, тоже будем брать благословение. Если это какая-то мимолетная встреча и мы встретились только один раз, здесь, конечно, хватит одного раза.

Как правильно брать благословение у священника или архиерея? Церковный этикет предписывает сначала сделать поклон. У старообрядцев в этом плане очень жестко: поклон должен быть земной. Конечно, мы не требуем от людей делать земные поклоны, особенно на улице. Достаточно поклониться в пояс (без крестного знамения, потому что крестное знамение мы совершаем только перед святынями и святыми угодниками Божьими) и сложить руки под благословение, правую на левую, две ладони. Это принимающий жест.

Мы испрашиваем у священника благословение. Поэтому священнику не принято говорить просто: «Добрый день!» Или: «Здравствуйте!» Нужно говорить: «Здравствуйте! Благословите!» И священник благословляет Вас особым сочетанием пальцев. В «Законе Божьем» есть расшифровка. Там показано, как из пальцев получаются начертания буквиц церковнославянского алфавита, которые, как инициалы, расшифровывают фразу: «Иисус Христос-Ника (Победитель)», примерно то же самое, что у нас начертывается на просфорочке вместе с крестом. Ника не означает имя. Ника (греческое слово) означает «победа», Иисус Христос Победитель, Иисус Христос побеждает.

Священник благословляет человека, затем кладет ему руку в его руки для целования десницы (иногда священник может положить руку на голову некоторых людей). Это смущает некоторых людей. Они говорят: «Как я буду целовать незнакомому мужчине волосатую руку? Все должно быть наоборот: по светскому этикету мужчина должен целовать руку девушке». Да, по светскому этикету так. Но в церкви мы говорим об уважении и нашей признательности перед статусом человека.

Для нас священник не просто уважаемый житель, почетный гражданин города. Он носитель определенной Божественной благодати, совершитель таинства Евхаристии и продолжатель дела священнослужения. Поэтому мы целуем не его руку, а руку Божию, которая через руку священника благословляет нас. Этот момент бывает камнем преткновения. Если человек совершенно морально не готов целовать руку, заставлять никто не будет. Можно просто спокойно принять благословение и отойти в сторону.

Вопрос уместности тоже очень важен. Если вы видите, что священник в храме совершает священнодействие (несет Чашу или совершает каждение), не надо бежать к нему для благословения: он занят. Если он с кем-то другим разговаривает, неэтично влезать в разговор со словами: «Батюшка, благословите!» Тем более если мы видим священника на улице, в магазине (он одет в гражданскую одежду), покупает детям мороженое или мясо. Это неправильно. Конечно, можно подойти к человеку, поприветствовать его. Если особо никто не видит, не смущается, можно и благословение взять. Но в целом в таких светских местах, когда нет возможности подойти, достаточно и кивком головы вежливо поприветствовать человека.

Трудность возникает еще и тогда, когда священников несколько. Спрашивается, как быть, начинать слева или справа? Здесь нужны знания церковного этикета. И я очень радуюсь, что мы имеем возможность записывать эти передачи. Можно нечаянно нарушить правила. У нас в Церкви все происходит по иерархии. В светском мире всегда есть такие правила, которые объясняют, кто должен первый протянуть руку или привстать, приоткрыть дверь, отодвинуть стул... Мы стараемся в обществе это соблюдать.

То же самое и в Церкви. Мы сначала берем благословение у старшего. Здесь речь не идет о возрасте. Речь идет о его положении в иерархической системе Церкви. Как правило, этот священник уже будет с неким красивым крестом. Крест будет украшен камнями, выделяться витой цепочкой. Следующий по ранжиру будет батюшка, у которого крест золотой. Он золотого цвета (это, конечно, абсолютно не золото). Мы его называем золотым между собой. В последнем документе, который регламентирует награды священнослужителей, во избежание искушения, крест так и назван: крест желтого цвета. Крест, как у меня, означает, что пока священник по рангу ниже остальных.

Мы сейчас не будем говорить о богослужебных наградах, различных грамотах и медалях. Иногда сориентироваться подсказывает, конечно, и седая борода. Да и батюшки всегда сразу подскажут, к кому сначала подойти. Конечно, если стоит 30 священников, то будет весьма затруднительно проходиться таким променадом. Поэтому достаточно просто поприветствовать всех сразу, сказать: «Благословите, отцы! Доброго дня!»

Отдельные правила действуют тогда, когда присутствует архиерей. В присутствии архиерея священники благословлять не могут. Мы уже говорили в одной из наших передач, что  священника можно сравнить, если сравнивать со светской системой государственных чинов, с полномочным представителем президента, который в отсутствие президента имеет очень много власти и в своем регионе, и в своем федеральном округе. Но когда президент появляется, полпреда и не слышно, и не видно, его функция сводится к нулю.

Примерно то же самое происходит, когда священник находится рядом с архиереем. В присутствии архиерея священники благословлять не могут. Поэтому мы не смущаем священников этой просьбой и терпеливо ждем, когда митрополит Новосибирский и Бердский Никодим, который имеет замечательную, добрую традицию всех всегда, до последнего человека, после богослужения благословлять, преподнесет нам свое архиерейское благословение.  

У людей, приходящих в храм, всегда очень много вопросов; как духовных, так и личного, бытового характера. С кем и в какое время можно их обсудить? Иногда бывает так, что идет исповедь, человек исповедовался, а после этого он задает вопросы священнику. Очередь ждет, начинает роптать. Когда, в какое время и к кому обращаться?

Вы задали очень хороший, правильный вопрос. Не все вопросы требуют вмешательства священника. Я, наверное, дам очень странный, но очень практичный совет: погуглите сначала. Добрую половину вопросов можно отсеять просто поиском в Интернете или открыть «Закон Божий». Если мы не нашли ответа на наш вопрос, то сейчас практически в каждом достаточно крупном городском храме имеется либо служба консультирования, либо дежурный по храму, либо катехизатор, в крайнем случае человек в церковной лавочке.

Нам кажется, что это может сказать только батюшка. Это не так. Для того чтобы объяснить человеку, как нужно исповедоваться и причащаться, что нужно иметь с собой для крещения, какие нужно пройти подготовительные этапы к венчанию, какую молитву читать, когда впереди ЕГЭ, можно ли пить таблетку перед причастием, если ее прописал врач, необязательно беспокоить священнослужителя. В церкви есть специальные люди, которые являются помощниками священника. Они окончили отдельное образовательное учреждение в Новосибирске, Свято-Макарьевский центр подготовки специалистов при Новосибирской православной духовной семинарии. Помимо регентов, певчих, иконописцев, также еще учат людей, кто будет отвечать на такие, порой даже самые заковыристые вопросы…

Иногда этот специальный человек может сказать: «Вы знаете, этот вопрос лучше задать батюшке». И тогда необходимо выбрать время, удобное и для Вас, и для священника… Например, когда священник идет после службы, это не всегда значит, что он идет из алтаря прямо домой. Возможно, его ждет треба, какое-то епархиальное послушание.

Наверное, самый худший вариант, когда мы пытаемся использовать совершенно неуместное время для ответов на свои вопросы, в частности таинство Исповеди. На таинстве Исповеди священник вообще должен молчать. Говорит только человек: он называет свои грехи и в них кается, очень желает их никогда больше не повторять, просит прощения у Господа. Священник читает над ним разрешительную молитву.

Все остальное может называться иначе (например, исповедальные беседы и так далее). Но это явно не должно происходить в общем режиме. Это просто неэтично и некрасиво. Нужно так и спросить: «Батюшка, у меня к Вам есть ряд вопросов. Когда к Вам можно будет подойти?» Как правило, священник назовет какое-то удобное время, перед службой или после службы, или когда Вам удобнее, или оставит свой контактный номер.

В больших храмах есть так называемый дежурный священник, который постоянно находится в алтаре или в храме, готов ответить на духовные вопросы, освятить крестик. Но это скорее редкость, чем постоянство, тем более в нашей Новосибирской епархии.

Несмотря на историю зарождения при государе-императоре Николае Александровиче, наш город стал Новосибирском благодаря советскому времени. Мы красный пояс нашей страны. У нас по-прежнему крайне мало священников. И у священников, как правило, помимо самой службы есть еще нагрузка. Я уже привел пару примеров. Это может быть треба исполнения, когда священник совершает богослужение не в храме, а, например, причащает человека на дому; или младенца в реанимации, которому грозит возможная смерть; или уезжает отпевать человека, провожать его в последний путь.

Священники, как правило, окормляют какие-то учреждения. Это могут быть школы, детские сады, колледжи, техникумы, университеты...

Больницы...

 Это отдельное служение. Бывает больничное служение, тюремное служение. Священник выезжает и разговаривает с людьми, исповедует их там, на месте, причащает, совершает службы.

Много священников заняты на поприще преподавания: преподают в православных гимназиях, воскресных школах, центре подготовки церковных специалистов, в Новосибирской православной духовной семинарии. Многие хорошо образованные священники преподают и в светских учебных заведениях. Некоторые священники работают по своей основной профессии, например врачом (у нас есть такие прецеденты). Любой белый (женатый) священник является главой семьи. Ему тоже нужно кормить и свою жену, и своих детей.

В епархии ведется самая разнообразная работа. Как правило, помимо приходской нагрузки у священников есть епархиальное послушание. Они могут возглавлять или трудиться в каком-либо отделе по окормлению детей-сирот, социальном, культурном, отделе по работе с молодежью, спортивном, миссионерском (я могу долго перечислять), задействованы в одном из каких-нибудь крупных учреждений (социального или образовательного направления), могут вести епархиальные телепередачи, отвечать на вопросы слушателей.

Возможны какие-то дополнительные индивидуальные послушания, которые священники получают от владыки; например, взаимодействие с обществом, государственными учреждениями, окормление представителей МЧС, работа с детьми-подростками. Дети священников видят своих пап гораздо реже, чем среднестатистического человека, который работает с девяти до пяти в офисе.

Поэтому ко времени священника стоит относиться с уважением и вниманием, стараться лишний раз не отвлекать его на ерунду. Все-таки лучше перестраховаться и спросить о чем-то сначала у знающего человека. Возможно, Вы даже получите более детальный и развернутый ответ. Кстати, порой для многих людей это даже проще. Священник воспринимается как представитель некоторой другой касты. Когда тебе такой же человек из плоти и крови, как и ты, говорит: «Ты знаешь, у меня тоже была такая проблема. Батюшка мне говорил, нужно поступать вот так и так. Попробуй ты тоже», здесь надо, конечно, помнить, что любые духовные советы (именно по вопросу нашей души, нашего спасения, нашего взаимодействия с Богом) никто, кроме священника, нам не вправе давать (и то, если мы его об этом попросили).   

Господь недаром дал нам внутреннюю свободу, когда мы можем делать выбор, хоть и есть у нас такая грустная традиция: мы очень любим перекладывать ответственность на другого. Яркий пример: «Батюшка, благословите поститься с молочком!» Почему батюшка должен благословлять поститься с молочком? Получается, на Страшном суде человек планирует сказать: «Господи, да я-то что! Это вот отец Александр благословил меня поститься с молочком. Я исполнял благословение». Тогда уже возьми это на себя и скажи: «Господи, я по причине не могу поститься строго. Зато я Тебе вот это сделаю…» Это личное решение, за которое человек несет свою персональную ответственность, а не перекладывает ее на другого. Поэтому будем внимательны и аккуратны.

Вопрос о духовнике: должен ли быть духовник у каждого человека? Если да, где его взять? Среди кого искать?

Прежде всего поговорим о путанице. У нас принято почему-то считать, что духовник — это священник, который досконально знает твою жизнь, тесно общается с тобой помимо регулярных исповедей, знает твою семью, освящал твой дом, твою машину, знает, где ты работаешь, бывал в гостях, крестил твоих детей, исповедуешься только у него. Это, скорее, духовный отец.

Когда человек говорит, как ему найти духовника, он ищет немножко не того. По церковной терминологии духовник это священник, принимающий исповедь. Любой священник духовник. У каждого есть духовник, и если мы находимся на маленьком приходе, где больше никого нет, вот он, наш духовник. А если мы на большом приходе, мы же к кому-то одному прикипели душой. Мы говорим: «Вот мой батюшка, я пойду к нему исповедоваться». Он и есть наш духовник.

Но люди в основном ищут духовного руководства. Они ищут не духовника, а духовного отца. Эта традиция близка к монашеской. Когда старец говорит келейнику посадить капусту вверх корешками или посадить палку и поливать ее… Нам тоже хочется, чтобы нам сказали: «Продай квартиру, брось эту работу...» Мы говорили о том, что мы любим перекладывать ответственность. Поэтому найти священника, который вам с ходу скажет, что вам делать, задача не из легких, потому что пастырское богословие учит священников этого как раз не делать.

В плане духовной жизни этот батюшка может посоветовать, как Вам молиться, в каком объеме поститься. Он будет аккуратно смотреть на Вас как врач, как терапевт. Сначала попросит анализы, потом попросит сходить на обследование. И только потом, по чуть-чуть, будет пробовать назначать лекарства. А уж решать за Вас Ваши житейские вопросы, как бы этого ни хотелось, боюсь, никто не станет, потому что, во-первых, высока ответственность (очень легко потом сделать крайним, виноватым священника), а во-вторых, эти отношения возможны действительно при таком высоком уровне, который был у монашествующих старцев и их келейников, что жили с ними.

В современном мире найти такого духовного отца, который возьмет на себя ответственность за тебя, задача одна из самых сложных. Возможно, не каждому человеку это по силам. С другой стороны, не каждому человеку это и требуется. Большинство людей вполне самостоятельно справляются со своей духовной жизнью. Это не мешает им брать какие-то частные уроки, дополнительные советы, обходясь без буквального руководства, которое бывает вначале. Как в школе вождения: сначала с нами ездит инструктор. Но, с другой стороны, ты никогда сам не научишься ездить, если несколько раз без инструктора не выедешь в город. Так и будешь ждать, что тебе голос шепнет на ухо: поворачивай налево, посмотри в зеркало... А надо начинать делать самостоятельные шажки самому.

Мне, наверное, с этого вопроса нужно было начать наш разговор: кем для верующего человека, прихожанина, является священник?

Для кого-то это красивый оратор, который так говорит, что заслушаешься, слезы текут... Человек не знает, на небе он или на земле. Кто-то говорит: «Какой прекрасный голос! Послушайте! Ему же в оперном нужно петь...» Кто-то говорит: «Он очень молитвенный. Посмотрите, как он молится и за меня, и за всю семью! Надо идти к нему, потому что он очень молитвенный». Другой говорит: «Какой умный! Он столько знает! А как владеет культурой, этикетом! Надо только к нему». Третий говорит: «Он ко всем внимателен. Ко мне подойдет, меня обнимет...»

Понятно, что каждый человек ищет чего-то своего. У нас в этом плане есть такой вот плюрализм, то есть возможность выбора, которой не было в нашей Церкви до революции. Там было так: живешь на этой улице, на ней родился, автоматически прописан в метрических книгах как прихожанин вот этого храма, где служит этот священник или несколько священников. Уже не побегаешь в другие храмы, потому что принято исключительно так.

Сейчас у нас есть возможность найти человека, который будет нам импонировать. Кому нужен красивый голос, найдет себе человека с красивым голосом. Кому важно, чтобы человек говорил красивые проповеди, пойдет туда. Но по большей части главная и основная задача священника совершать таинства Церкви. Это его прямое задание, на которое он поставлен.

Вспомним кратко историю. Когда апостолы проходили с проповедью всю землю, они, зародив новую поместную церковь, не могли в ней оставаться (их ждали еще другие страны). Они оставляли епископов (надзирателей). Но, при всем желании, епископ не может разорваться.

В Новосибирской области так много жителей, что один митрополит Новосибирский и Бердский не справится с тем, чтобы с каждым поговорить, каждого причастить. Поэтому, помимо правящих архиереев Новосибирской митрополии, нашей епархии, которые делят с ним эту архипастырскую ношу, есть еще священники, которых архиерей поставляет прежде всего затем, чтобы они на вверенном им приходе совершали таинства Церкви и богослужения, проповедовали Евангелие, занимались миссией катехизации, обучением людей от мала до велика религии и религиозным воспитанием, прививали вкус к паломничествам, почитанию  святынь, говорили в том числе о церковном этикете, нравственных началах, приучали к реальному участию в Церкви, деятельной любви к ближним, различному служению (социальному, молодежному, миссионерскому).

Самое главное, чем священник отличается от всех остальных, это возможность быть у алтаря. Апостол говорит: вы… царственное священство, народ святой. Он говорит обо всех христианах в том плане, что не очень верно полагать, что батюшка, мол, за меня помолится, а я сейчас здесь постою и подумаю о своем. Молитва и дело спасения нашей души это прежде всего наше дело. А священник, безусловно, прекрасный помощник, дополнительный ходатай и молитвенник в этом, если мы его об этом попросили.   

Благодарю Вас, отец Александр, за участие в программе. Хочу сказать, что я очень люблю свой храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, расположенный в Березовой роще, своих батюшек. Но мне хочется в престольный праздник вашего храма во имя великомученика Георгия Победоносца прийти к вам на службу.

Это замечательная традиция. Так было принято: ходить друг к другу в гости, поздравлять с престольным праздником. Мы Вам будем очень рады и поздравляем все те храмы, что носят имя этого удивительного святого!

Ведущая Инесса Титова

Записала Ирина Овчинникова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 мая: 05:30
  • Суббота, 01 июня: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать