Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

17 мая 2023 г.

– «Христос воскресе!» – так еще две недели мы будем говорить друг другу в качестве приветствия, эти же слова будут звучать во всех храмах на службах. Как сохранить в себе пасхальную радость и нести ее по жизни?

– Хороший вопрос. Люди обычно страдают, что сорок дней длится пост. Да, конечно, есть особые молитвенники, привыкшие к церковной жизни, которые искренне, с радостью ждут поста, но обычно мы понимаем: когда наступает пост, мы грустим по привычной еде, по развлечениям. Тяжело среднестатистическому человеку выдерживать пост, который длится больше месяца. Все с большей радостью воспринимают летние, осенние посты, потому что они короткие. Но мы не просто не умеем поститься сорок дней, но и радоваться не умеем сорок дней, потому что как сорокадневный пост предваряет Воскресение Христово, так и радость потом об удивительнейшем и чудеснейшем Воскресении Спасителя не должна нас покидать в эти сорок дней.

По земной своей составляющей мы, конечно, слабые. Первый день радости уже дает нам к вечеру усталость. Остальные дни Светлой седмицы редкий христианин проводит в храме, участвуя в крестных ходах, громко отвечая «Воистину воскресе» по сто раз в храме, поет сам дома часы Пасхи. Даже если это и делает, то потом, после Радоницы, когда мы вспоминаем усопших сродников, выезжаем на кладбище, эта радость потихоньку начинает сердце оставлять. Все больше житейских, суетных забот возвращается к нам. И кажется каким-то странным празднование Пасхи. Уже реже даже воцерковленные люди говорят друг другу «Христос воскресе». Очень трудно эту радость – не напускную, с широкой улыбкой и громкими словами, а искреннюю, тихую – в сердце сохранить. Здесь тренажером может быть только полный самоконтроль, когда человек ставит себе такую задачу и говорит: «А я хочу Христа распятого и воскресшего хранить в своем сердце в идеале вообще всегда, но попробую хотя бы до отдания Пасхи».

У преподобного богоносного отца Серафима Саровского это получалось. Он встречал всех людей, которые приходили к нему, словами «Христос воскресе, радость моя!» Это не наигрыш, не в том смысле, что он такой удивительный святой и так необычно встречает, не «фишка» его, а состояние сердца, души. Для человека Христос воскрес, и его сердце – человеческое, плотяное – чувствует это, и жизнь по-другому строится. Для нас, когда Христос воскрес, – остальное уже отходит на задний план (беды, печали, проблемы, сложности). Лишь мы  позволяем им вернуться. Нам трудно, по-человечески тяжело, на наших плечах лежит большой объем обязанностей: рабочих, семейных, жизненных, в перерывах между всем этим нужно следить за своим внешним видом, здоровьем, за тем же самым у своих детей и престарелых родителей. Чтобы не сойти с ума, нужно заниматься чем-то любимым, позволять себе отдыхать. Непонятно, как из этого цейтнота сложностей выкарабкаться, выбраться, где найти место для радости. Самое парадоксальное (о чем и наш владыка митрополит говорит в проповедях, и Святейший Патриарх Кирилл), что нам, казалось бы, жалко времени на молитву, а именно молитва дает время и силы, потому что тут не работает житейский закон. Да, мы тратим свое время и силы на молитву. Кажется, что могли бы в это время отдохнуть, заняться более полезными делами. Но парадокс в том, что, посвящая время Богу, мы его умножаем.

– Оно возвращается.

– Оно дается нам совершенно в другой категории, и мы порой даже не чувствуем то, что казалось нереальным, а мы уже сделали. Здесь вопрос личной веры и доверия Богу. С грустью могу констатировать, что наступил май и люди разошлись по дачам. В этом ничего плохого нет. Замечательно, когда люди имеют возможность побывать на свежем воздухе, посадить цветы или овощи, полезные для еды. Но во всем должна быть мера, и у всего должна быть иерархия. Для храмов, в которых я являюсь настоятелем, – это грустное время. У нас выпадает престольный праздник на 6 мая – этот день статичен в церковном календаре. С грустью приходится констатировать: как бы люди ни любили великомученика Георгия Победоносца, опять в храме было не так много людей. Потому что они выбирают житейское, земное. Порой в разговоре с такими людьми звучат очень весомые аргументы. Я говорю не про май, а про июнь или июль. Спрашиваю человека: «Почему тебя не было в воскресенье на службе? Почему ты не пришел на праздник Петра и Павла?» Он говорит: «Батюшка, у меня кабачки, помидоры – они засохнут».

Да, может быть, с житейской точки зрения они могут засохнуть, но где наша вера? Если ты доверяешь Богу, то должен сказать: «Господи, мне сейчас нужно идти к Тебе на святой, дивный праздник, но моя душа очень скорбит за дело моих рук – рассаду, которую я с самой зимы выращиваю. Милосердный Господи, не сочти мою просьбу за оскорбление, услышь мою нужду, сделай так, чтобы ничего с моими помидорами, кабачками, патиссонами не случилось». Если Богу будет угодно наше приношение, наш труд, то тогда ангел Божий прилетит и польет помидоры из своей волшебной леечки. К слову, это не просто разговор, а реальность.

Ко мне в прошлом году подошла одна женщина с пакетами помидоров и передала моей семье. Я говорю: «При чем тут я? Почему не на храм?» – «Потому, что я в Вашей проповеди услышала это и стала по воскресеньям летом ходить в храм; на праздничные службы Петра и Павла, Преображение и Успение пошла, хотя мне казалось, что я гублю свой урожай, а урожайность была выше, чем во все прошлые годы». Я ни на что не претендую, дело не в моей личности. Дело в том, что истина проста – это вопрос доверия и веры. Христос говорит о том, что если мы будем иметь веру с маленькое горчичное зерно, то горы можем сдвигать, не то что дождик на свои грядки присылать.

Наши мудрые предки знали, что урожайность зависит не от земли, а от Неба, потому что Бог нам все посылает, в том числе погоду; это будет зависеть и от различной живности, что будет поедать или не поедать наши плоды. Поэтому наивно полагать, что если я вложу душу в землю, то обязательно получу отличный результат. Под дачный вопрос можно подстроить что угодно, любой рабочий вопрос. Нельзя никогда забывать, что мы верующие, Божьи люди. Нельзя рассчитывать только на свои силы. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения, говорит пророк Давид, царь и псалмопевец. Это удивительно мудрые, глубокие слова, которые нам нужно переложить на себя. «Сам я не сделаю, Господи, помоги». И по горячей нашей вере, по усердной молитве Господь может сделать невозможное в самых бытовых, житейских мелочах.

Для христианина понятие чуда становится немножко обыденным. Если мы хоть раз увидели, познали, что во всем Бог и нет случайностей, то можем видеть постоянные чудеса хоть каждый день. Конечно, если человеку это не так близко, его и воскресением мертвых не удивишь. Так что будем сознательно возгревать радость в своем сердце, напевая пасхальные песнопения или слушая их в исполнении замечательных хоров, молясь дома, будем вдохновлять себя на радостное, праздничное настроение и, конечно, просить у Господа благодатной помощи в наших житейских делах, которые никуда не ушли. Неминуемо придется вернуться и к дачным делам, и к житейским заботам. Но всегда возможно эту радость о воскресшем Спасителе не терять, а держать этот радостно-торжественный настрой. В конце концов, если Христос не воскрес, говорит апостол, то и вера наша тщетна. Это первостепенное, на чем зиждется весь Новый Завет и наша христианская вера. Главное, это постоянно держать в голове. Именно поэтому каждое воскресенье нашего года – это малая Пасха, память о светлом Воскресении Христа.

В наших программах мы часто говорим о церковных праздниках, торжествах, значимых событиях. Приходя в праздничный день на богослужение, попадаем на Божественную литургию, которая совершается по установленному порядку. Почему так заведено и в чем сила этой службы?

– Вы правы, Божественная литургия – это центр литургической жизни христианина, это общая наша служба, обязательно общественная. Есть люди, которые просят: «Послужите для меня индивидуальную литургию». Человек приносит большое пожертвование и говорит: «Специально для меня, чтобы никого не было в храме». Это непонимание сути. Индивидуальных богослужений у нас полно – молебны, панихиды, литии. А эта служба обязательно коллективная. Здесь речь идет об общем молении Господу. Причем молитвы, как мы знаем, бывают разные. Мы можем просить, благодарить, славословить, хвалить Господа. Наша молитва строится в течение всего хода литургии на одной мысли: «Господи, мы Тебя благодарим».

Мы, к великому сожалению, грешные люди, не умеем благодарить. Представьте себе, что Вам подарили не просто букет цветов, а миллиарды денег или какие-нибудь острова; или сделали Вас абсолютным монархом и все ваши дети будут наследными принцами... Как мы будем проявлять благодарность этому человеку? Сначала будем каждый день к нему приходить с большим букетом цветов, даже земные поклоны делать, потом не каждый, потом пойдут звонки, потом они поменяются на сообщения, открыточки, как сейчас очень модно пересылать к празднику без единого комментария, а потом постепенно, может быть, через двадцать, пятьдесят лет, это сойдет на нет. К сожалению, в нашей природе не заложена такая важная вещь, как благодарность. Ангелы Божии по сию пору непрестанно хвалят Господа. Непрестанно хвалить для нас – это очень тяжело, даже за какие-то заслуги, которые мы считаем великими. Мы не считаем, что должны благодарить за саму жизнь, дары, таланты, которыми нас снабдил Бог. Вот маленький ребенок не понимает, что мама его вынашивала, рожала, кормила, тратит деньги на питание, одежду, игрушки, книжки… Ему все это неинтересно – «это ваши проблемы, дайте мороженого».

Сама благодарность очень редкое явление. Когда Христос исцелил десять прокаженных (они держались группами), только один из них задумался о том, почему исцелен. Он нашел Иисуса и бросился Ему в ноги. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Это очень похоже на нас, земных людей. Как только нам плохо, страшно, больно, мы вспоминаем о Боге, но как только в нашей жизни все прекрасно, в ней нет места для Бога. Там радость, удовольствия, развлечения.

Святая Церковь с самого начала своего существования призывает нас строить отношения с Богом начиная с благодарности. Прежде чем мы будем просить, умолять, хвалить Его, мы должны поблагодарить за все. Утром встаем и молимся, благодарим Бога за новый день и новые возможности; за миллионы шансов, которые у нас есть, чтобы стать лучше, чище, светлее; за каждую еду, которую получили, за встречу с любым человеком, за все те испытания, которые Он послал. Вечером благодарим Его за пройденный день, за возможность послужить своей семье, ближним, своему Отечеству, Церкви, Богу.

Потом эти молитвы благодарения собираются в одну общую, мы уже благодарим Бога за общие вещи, а не только за себя… Вслушайтесь во вторую часть литургии. Многие ошибочно думают, что она первая. На самом деле, когда вы пришли в храм перед литургией, в алтаре уже начинается подготовительная часть. Она называется «проскомидия». Священник особым образом готовит вещества для будущего причащения и вынимает частицы за святых, за живых, за мертвых.

А вторая, видимая, часть – литургия оглашенных – сейчас начинается со слов: «Христос воскресе из мертвых». После возгласа священника: «Благословенно Царство». И это очень важно. Почему «благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа»? Нам как бы напоминают, что мы являемся гражданами неба, а здесь находимся в земной командировке. Прежде всего мы граждане неба. Церковь такое посольство, где мы собрались, потому что ждем, когда вернемся на небо…

А потом звучат слова мирной (или великой) ектеньи, очень длинной по своему содержанию, мы молимся практически обо всем: о тех, кто над нами стоит (о начальниках и священноначалии); о тех, кто молится за нас; о тех, кого сейчас нет с нами (о путешествующих и плавающих). Мы просим Бога о нашей стране, ее воинстве. Просим милости к нам, чтоб Он даровал нам благорастворение воздухов, изобилие земных плодов и помянул наши старания.

Вот такая самая главная мирная ектенья. Ее слова «миром Господу помолимся» означают не «всем миром», а «в мирном расположении духа». Я должен быть в мире. Я не могу ходить в церковь раздраженный, злобный, обиженный. Я должен приносить Богу мирную жертву. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Когда мы стоим на этой литургии, то являемся участниками наиважнейшего таинства. Христос на Тайной Вечере сообщил Своим ученикам, что скоро уйдет от них, но у них есть возможность быть с Ним всегда. Примите, ядите: сие есть Тело Мое. Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета. Сие творите в Мое воспоминание. И мы, следуя этой заповеди Спасителя, стараемся как можно чаще прибегнуть к этому удивительному и спасительному таинству.

Первые христиане старались причащаться каждый день. Они делали это после рабочего дня. Возвращались уставшие, вкушали обычный ужин и после этого, когда мысли были не о животе и ногах, полулежа, отдыхая, могли выделить время на моление Господу. Но мы люди слабые, и уже при апостолах начались проблемы. Тогда сами апостолы перенесли причащение на раннее утро, с обязательным евхаристическим постом. Мы причащаемся натощак, чтобы в начале дня принять в себя самое главное, самое святое.

Но не нужно фарисействовать. Есть люди, которые очень боятся проглотить воду при чистке зубов, поэтому не чистят их. Или не пьют лекарства... Бог наш есть Бог любви, а не Бог порядка. Он много раз говорил, что все-таки суббота для человека, а не человек для субботы. Поэтому можно принять необходимые лекарства, которые позволяют спокойно дышать, не кашлять, не падать в обморок. Диабетику можно скушать конфету или кусочек сахара. Можно почистить зубы. Бывает, нужно сделать глоток воды. Все это не нарушает евхаристический пост, потому что это жизненная необходимость для человека.

Совсем другой разговор, когда я спрашиваю, почему не причащался, а человек мне отвечает: «Я с утра кофе выпил». Совершенно другое дело, когда мы посвящаем утро не любимому Господу, а любимому кофе с пенкой, еще и посыплем чем-нибудь сверху. Все-таки должна быть градация. Поэтому мы с самого детства приучаем детей: ты идешь к Богу, поэтому потерпи без еды и воды, сначала причастимся Тела и Крови Христа.

Наше участие в литургии учит нас не только благодарить, но и напрямую соединяет нас с Господом. Каждый раз по положению мы становимся даже выше ангелов, которые неоднократно видят Его, но не могут к Нему прикоснуться. А мы хоть Господа и не видим, но имеем возможность вкушать Его, принимать в себя Самого Жизнодавца. Не удивительно ли? Не радостно ли? Поэтому, конечно, литургия – это обязательнейшее богослужение для любого христианина, которое является венцом всех богослужений и главным событием всех праздников.

Но Вы верно заметили, по своему содержанию она практически не меняется даже в Пасху. И если человек хочет почувствовать соль праздника, услышать о событии, послушать разные красивые песнопения, то придется идти на вечернюю службу, именно там вся красота богослужебной гимнографии.

– В дни пасхальных торжеств мы вспоминаем важные, знаковые события. Завтра в храмах вновь прозвучит история о встрече Господа с самарянкой. Чем важна для нас эта встреча?

– Совершенно верно, мы празднуем память Пасхи. Первые две недели мы вспоминаем очевидцев, непосредственных участников этого события: апостола Фому с прочими апостолами, жен-мироносиц с тайными учениками. Потом внезапно три остальные памяти нарушают стройный порядок: мы говорим о людях, с которыми Христос встретился, пока был жив. Речь идет о расслабленном, о самарянке (нынешняя неделя) и о слепом (следующая).

На самом деле ничего удивительного нет. Когда Церковь устанавливает определенный порядок памяти, она премудро закладывает в это какую-то назидательную суть. Дело в том, что все эти встречи с конкретными людьми отражают мысли тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». На последних трех особенно видно, что они пребывали во гробе. Конечно, не в смерти, но во гробе своих грехов и страстей. И уже при жизни были умерщвлены. Каждый по-своему. Расслабленный не мог двигаться, слепой не мог видеть. А самарянка? В чем была ее проблема? Смотрите, как Господь выделяет ее национальность. В нашей современной парадигме мышления не принято так говорить. Мы узнаем имя человека и говорим: встретился с той-то, а не встретился с армянкой, казашкой и так далее. Это просторечно и не очень вежливо.

Но Христос не стремится тут обидеть, а нечто подчеркнуть. Самаряне – это небольшой языческий народец, который, пока евреи были в вавилонском плену, поселился почти на их территории. Евреи этому не очень обрадовались, но ничего сделать уже не могли. Самарянам было непонятно, почему евреи говорят, что кланяться Богу можно только в их храме. Они были в религиозном смысле слова первыми революционерами, протестантами. И поэтому самаряне сказали, что не будут ходить к евреям в храм. Примерно то же происходит сейчас в нашей братской стране Украине – национализация религиозного сознания. Так и самаряне поставили на горе свой храм и стали ходить туда, тем самым нарушив заповедь Божию. Самаряне для евреев были как язычники и мытари. Евреи, лишь бы не проходить мимо их границы, обходили их так далеко, что вместо нескольких часов приходили домой через день. Они жертвовали этим временем, лишь бы не соприкасаться с этим нечестивым языческим народом.

Господь, возвращаясь из Самарии вместе со Своими учениками, делает небольшую остановку у колодца. Ученики оставили Господа, чтобы найти Ему еду. Оставшись в одиночестве, Он увидел, что к этому колодцу пришла самарянка, неся с собой специальный сосуд, который опускали в колодец и набирали воду. Христос обратился к ней с просьбой дать Ему попить. На что самарянка очень удивилась и сказала: «Ты же иудей. Забыл, что мы с вами враги? Как я могу дать тебе пить? Да и как ты просишь у меня? Это странно». На что Спаситель отвечает: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него. Потому что всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником. Конечно, самарянке тут же захотелось эту воду попробовать. Она поняла слова Спасителя буквально. А Он говорил о Себе как об источнике вечной жизни и всех благ. Мы только что говорили о таинстве Евхаристии, которое венчается возможностью причащения Тела и Крови Христовых. Пока мы причащаемся, хор поет: «Тело Христово приимите. Источника бессмертного вкусите».

Вот об этом говорил Спаситель с самарянкой. Узнав, что Он реально настоящий, не просто какой-то там пророк, а Сам Господь, она побежала за местными жителями. По нашему преданию, ее звали Фотиния (Светлана), и потом она приняла христианство и мученически пострадала за веру вместе со своими сестрами, братьями, детьми. Символично, что одно из мучений состояло в том, что с нее сдирали кожу и бросали в колодец. Такой момент связан с этой историей. Для нас же она поучительна тем, что мы можем заботиться о воде житейской, которую Господь в любую минуту нам посылает, или все же выбрать источник бессмертия в надежде на спасение и жизнь вечную. Когда как не в праздник Светлого Христова Воскресения нам задуматься об этом и настраиваться на вечный лад?

Ведущая Инесса Титова

Записали Людмила Кедысь и Анна Вострокнутова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 22 мая: 05:30
  • Воскресенье, 26 мая: 08:30
  • Среда, 29 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать