Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

17 января 2024 г.

Есть такие дни в церковном календаре, когда даже посты в среду и пятницу отменяются, время радости и веселья. А как радоваться? Собирать гостей, ходить в гости? Тем более мы сейчас встречаемся накануне Старого Нового года. Что делать?

– Мы говорим: святки, святые дни. Но не расшифровываем, в чем их святость. Конечно, человек, знакомый с русской обрядовой культурой, наверняка вспомнит, что люди делали на святках. Девушки гадали на суженого-ряженого, а остальные наряжались во всякие маски животных (козы, медведя) и занимались колядованием. И то, и другое – это отголоски языческого обряда. И, конечно, современным православным христианам как негоже верить в год Дракона, так абсолютно недопустимо заигрывать с нечистой силой, будь то различные гадания или маскарады.

Поэтому святость дней определяется прежде всего святостью самого праздника – Рождества Христова, который нам настолько дорог, что мы буквально не можем отпустить его сразу же. Когда меня спрашивают светские люди о том, почему в Церкви все сложно устроено (предпразднство, попразднство, потом сочельник, первый день праздника, второй), почему так непонятно, я всегда их убеждаю, что ничего непонятного в этой системе нет. На примере одного прекрасного праздника объясняю всю систему празднования великих праздников Православной Церкви.

Праздник Новый год. Его все знают, безусловно. Но многие даже забывают, что новый год – это не 31 декабря, а все-таки 1 января. Однако праздновать мы действительно начинаем накануне. И праздник наступает именно 31-го числа, потому что у людей возникает особое настроение, особая работа: они готовят новогодний стол. Вот он – праздник, уже наступает.

При этом, когда мне говорят, что никогда в жизни не постились, я всегда людям говорю, что наверняка постились; 31 декабря постятся все. У нас в стране есть такая священная фраза: не трогай, это на Новый год. Какая разница, когда я съем этот бутерброд с колбасой: сейчас, в 4 часа вечера, в 10 часов или в 12 часов? Но, видимо, для человека значимо сесть за стол именно с семьей, провожать старый год, отмечать наступление нового года. Не будет уже такого праздника, если съесть все буквально накануне.

По такому же принципу строится и празднование наших праздников. Во-первых, мы абсолютно любой праздник начинаем с вечера. Православные люди приходят в храм на вечернее богослужение. И как 31 декабря празднично и радостно мы садимся провожать старый год, но не спешим открывать шампанское и зажигать бенгальские огни, так и в Церкви: логично, что разговение после поста наступает уже в сам день праздника, когда мы встречаем его за праздничной Божественной литургией и причащаемся Тела и Крови Христовых.

Новому году предшествуют дни его предвкушения, дни начала радости. Причем они по западному образцу в нашей стране начинаются чуть ли не с начала ноября, когда в магазинах уже появляются елочки, новогодняя музыка... Это предпразднство, которое в Церкви тоже уместно, когда мы за определенный период времени до начала самого праздника начинаем его предвкушать. Подбираются в тему цитаты из Священного Писания, поются особые тропари и кондаки – песнопения праздника, которые настраивают нас на этот лад. Дней предпразднства может быть как совсем мало (или они могут полностью отсутствовать), так и достаточно много.

Но и после того, как мы отпраздновали сам праздник, у нас есть еще замечательные государственные выходные (которые, к сожалению, уже закончились). И, наверное, глупо спрашивать, зачем они нужны. Потому что такой праздник, который объединяет всю страну, весь народ, требует, чтобы мы уделили время каждому. И сами с друзьями посидели за столом, и поиграли с детишками, и сходили всей семьей в кино, на каток, и побывали на красиво украшенной улице в центре города.  

Такая же радость и у православных христиан о зимней Пасхе, о чрезвычайном событии, которое мы вспоминаем каждый год: рождении в мир Спасителя, Мессии, Богочеловека Иисуса Христа. Конечно, радость не может ограничиться одним 7 января. И когда большинство людей нещадно выбрасывают свои елки из домов, православные христиане их только наряжают. Потому что впереди эти необычные святые дни, которые мы призваны освятить прежде всего своей жизнью, подарить любовь нашим близким и родным, подарочки – детям и взрослым, а себе – ощущение праздника. Не только позволив себе расслабиться и ничего не делать, но и, например, сделать то, что давно собирался сделать: навести порядок внутри или внешне, особым образом подчеркнуть значимость для себя этих дней.

Конечно, внешне это выражается в том, что ешь что хочешь. Этот период называется сплошной седмицей, когда мы в любой день, даже в среду и пятницу, вкушаем любые продукты животного происхождения в честь праздника. Но я бы одной едой и телевизором не ограничивался. Мы можем подарить себе радость прежде всего тем, что подарим ее другому. Потому что любовь – это не деньги. Только денег становится меньше, когда ты их раздаешь налево и направо, так ты обеднеешь. А если любовь раздаешь, в тебе этот нескончаемый, неугасаемый огонь любви только разжигается в большое кострище, от этого и самому становится теплее даже в суровые зимние морозы.

– Старый Новый год на пороге. А как отмечать этот праздник?

– Прекрасный праздник, с помощью которого можно свести с ума любого иностранца. Что такое old new year, долго придется объяснять человеку заграничного стиля жизни. Вообще для нас, русских людей, мне кажется, нет никакой разницы, когда отмечать Новый год.

Во-первых, отмечать Новый год в январе, под стать европейским державам, придумал первый император нашей страны Петр Первый. До этого Новый год проходил осенью, в начале того периода, когда природа готовилась к зимней спячке, начинался новый учебный год. Перенося этот праздник на январь, конечно, Петр перенес его не на наше 1 января (надо помнить о разнице в стилях, которая существует до сих пор: старый и новый стиль). Наш современный мир живет по новому стилю, Церковь же живет по старому стилю, между ними разница пока в тринадцать дней.

Мы знаем, что 7 января – Рождество Христово. Но на самом деле в Церкви во всех календарях и церковных книгах написано, что это 25 декабря. Чтобы найти дату нового календаря, нужно прибавить тринадцать дней либо отнять от действующей даты тринадцать дней и получить дату, по которой живет сейчас Церковь.

Так или иначе, именно по старому стилю Петр Первый назначил 1 января первым днем наступающего нового года и повелел служить новогодние молебны. Когда в нашей стране из-за революции случилась и календарная перемена, то люди, начав праздновать 1 января Новый год, вспомнили, что на самом деле эта дата – новшество, а истинный новый год наступит на тринадцать дней позже, то есть 14 января.

Для Церкви такого понятия нет. В наших церковных календарях ничего не написано про Старый Новый год. 14 января по новому стилю мы отмечаем два крупных события. Во-первых, Обрезание Господне. Это событие случилось в жизни Младенца Иисуса. И когда мы говорим о том, что оно значит, нужно вспомнить, что Господь с самого Своего детства показывает нам, насколько важны церковные установления.

Сейчас модно говорить: «Зачем мне ходить каждый раз в храм? Зачем брать воду или свечку ставить? Что – Бог меня не услышит?» Вы думаете, наши древние люди так не рассуждали? Они тоже могли так возмущаться. Тем более нам сейчас идти в храм пять-десять минут, а людям приходилось со всего правоверного мира приезжать в Иерусалим для поклонения в единственный храм. Но люди продолжали это делать, потому что знали, что это важно прежде всего для них, а потом уже для Бога.

И Богочеловек, совсем еще Младенец на руках Матери, исполняет этот закон Моисеев. Как первенец у Своих родителей, Он посвящается Богу. У евреев был обряд посвящения своих первенцев Богу. В идеале предполагалось, что вообще ребенок останется при храме. Но так как по-человечески евреям было жалко своих деток, они придумали, что с Богом можно договориться и заменить это дело праздничной жертвой, монеткой. И еще: в знак посвящения Богу младенцу мужского пола обрезалась крайняя плоть. Этот праздник для нас более важен, чем какой-то Новый год, потому что он из жизни Спасителя. Он еще не умел говорить и ходить, но уже показывал нам пример.

А второе событие, которое выпадает на 1 января по старому стилю, – это память святителя Василия Великого, одного из самых известных святых, архиерея еще не разделенной христианской Церкви, автора одного из чинопоследований Божественной литургии. Именно в воскресенье, 14 января, совершается в храмах в этом году Божественная литургия Василия Великого, которая чуть-чуть длиннее привычной нам литургии святителя Иоанна Златоуста и отличается более длинными и глубокими по своему содержанию молитвами (священник читает их в алтаре, обращаясь от лица всей общины к Господу Богу).

А если говорить про Старый Новый год, празднуем мы его или нет, во-первых, все возможно верующему, нам никто ничего не запрещает. Это замечательный повод вспомнить лишний раз рождение Спасителя. Тем более что 13 января по новому стилю Церковь отмечает отдание праздника Рождества Христова. Но никто не заставляет немедленно избавиться от елок, убрать вертепы. У нас до Крещения еще есть несколько святых дней, которые мы тоже можем провести в творческом самоосмыслении: что для меня означает рождение Спасителя? что я могу принести в дар родившемуся Богомладенцу?

Если это повод собраться семьей за теплым разговором, а еще лучше – после посещения Божественной литургии в храме и причастия, то, думаю, это замечательная традиция, которую стоит объяснить и себе, и своим близким, и своим деткам. А если все сводится, к сожалению, только к просмотру увеселительных телепередач с усиленной выпивкой, то, может быть, нам такой Старый Новый год и не нужен. Есть повод переключиться на другие, более значимые в нашей жизни события.

– Многие с нового года планируют начинать новую жизнь: кто-то расстается с вредными привычками, кто-то собирается идти в спортивный зал, кто-то – похудеть к лету. А что еще полезного можно привнести в свою жизнь с нового года?

– Это все-таки простые земные вещи, без которых наш жизненный путь невозможен. Мы мечтаем, как дети. Только они мечтают о сладостях и игрушках, мы мечтаем о более взрослых вещах. И нашей силы воли порой действительно не хватает, чтобы здесь и сейчас начать работать над собой.

В этом плане мне нравится шутка, которая давно уже есть в Интернете: «Напоминаем всем людям, которые ждут понедельника, что 1 января 2024 года – это и есть понедельник. Не ждите, прямо с этого понедельника и начинайте новую жизнь».

Понятно, что к какой-то дате привязать свое внутреннее преображение чрезвычайно сложно, потому что всегда будут искушения, трудности. Но христианин призван работать над собой ежечасно, ежеминутно. Мы в церковных молитвах очень часто называемся воинами Христовыми. Не в том плане, что должны быть с оружием и убивать неверных или как-то защищать интересы Церкви. Речь идет не об этом.

Воин, который находится на поле брани, призван поддерживать не только свое физическое состояние. Что это будет за воин, если не сможет убежать, спрятаться, если ему не хватит сил по-пластунски проползти? Это будет не воин, а мишень. Во время перерыва в сражении воин, естественно, нуждается в отдыхе. Мы прямо визуализируем себе, как спят воины. Там нет кроватей, удобных перин, нет ванной, нет возможности снять с себя все обмундирование. Сон воина чуток, как у животных, которые спят, стоя на ногах. Он держит руку на мече или на пистолете, он опасается, что в любую секунду подкрадется враг.

Такой же образ мыслит Церковь для христианина. У нас не может быть возможности в рождественские праздники отдохнуть от молитв, от посещения храма и развлечься. Господь говорит: в чем застану, в том и сужу. Очень простые, но очень страшные слова. Потому что нам кажется, что нам наверняка зачтут то, что мы всю жизнь были правильными, только чуть-чуть оступились. Мы не видим этого в Евангелии. Но эту фразу Христа, что надо быть постоянно готовым к тому, что сегодня умрешь, мы встречаем.

Перекладывая ее на нашу жизнь, мы понимаем, что у нас с религиозной точки зрения нет возможности отложить свое спасение на потом. Это даже звучит смешно. Как может человек отложить свое спасение? Если человек тонет или горит, у него шанс на спасение только один – именно сейчас. Он не может сказать: я не могу сейчас себя спасти. Или если люди прибежали тушить огонь без воды и кричат ему: ты подожди, держись, пожалуйста. За что он будет держаться? Он сгорит.

Так и человек, который погружен в пучину своих страстей и грехов, из которых он не может вылезти. Если он не займется делом своего спасения прямо сейчас, немедля, то, наверное, нет никакой гарантии, что даже по великой милости Божией такому человеку можно надеяться на спасение своей души в вечной жизни. Поэтому Господь стучится к нам постоянно словами Священного Писания, пророков, апостолов, служителей церковных.

У нас сейчас постоянно работают телеканалы, которые любой человек может включить и вместо футбола послушать проповедь священника или нашу передачу. Есть замечательная фраза кого-то из западных классиков: случай – это псевдоним, который избрал Себе Господь Бог, чтобы пользоваться им тогда, когда Он не хочет подписываться Своим именем. Ничего случайного нет.

Мы сейчас это проговорили, а кто-то услышит эту мысль и она западет ему в сердце. Возможно, он прямо сейчас встанет на молитву, или пойдет делать доброе дело, или вернет кому-то долг, например. Это все повод для серьезной работы над силой воли. А если мы действительно будем ждать понедельника, первых дней нового года, знака с неба, то есть шанс так ничего и не дождаться и провести жизнь, может быть, не совсем впустую, но не такую наполненную, какую мы могли бы в себя вместить.

– Еще один праздник, который мы готовимся отметить, – Крещенский сочельник. Что это за день?

– Наверняка наши зрители знают, что праздники Рождества и Крещения настолько похожи, что неудивительно будет сообщить: исторически это и есть один и тот же праздник. Он долгое время праздновался 6 января и назывался Богоявлением Господним. Потому что и рождение физическое в теле Человека, и явление Бога как Святой Троицы на реке Иордан является для людей откровением Святой Троицы о Своем существовании.

Поэтому этот праздник долгое время праздновался как один. И когда в конце концов он разделился, то богослужение и традиции остались абсолютно прежними. Как проходил праздник Рождества, точно так же по торжественности, по своим правилам пройдет праздник Крещения Господня. Тоже будет сочельник, тоже можно будет варить вкусное сочиво, строго поститься.

– Это уже когда святки заканчиваются?

– Да, конечно, мы сейчас говорим о том дне, который уже не входит в святки. Это день постный, он предваряет память крещения Господа, и в этом плане он схож с рождественским. Мы предвкушаем великое событие, настраиваем себя на строгий лад. И если в Рождественский сочельник мы ждали звезду, то здесь нам уже нет нужды ждать какую-либо звезду, мы знаем, что это событие произойдет, просто стараемся готовить себя именно к встрече самого праздника. Тем более что его отличие не только в отсутствии звезды, но и в том, что явно праздник на Крещение начинается уже с навечерия (так по-церковному называется сочельник).

Уже 18 января (по новому стилю) после литургии совершается чин великого освящения воды. Про святую воду наверняка знает большинство наших телезрителей. Люди часто приходят в храм и спрашивают, есть ли святая вода. Святая вода бывает двух видов: малого и великого освящения. Святая вода малого освящения бывает в храмах практически круглый год. Потому что есть возможность заказать молебен с освящением воды (он часто пишется в расписании). И человек может прийти со своей бутылочкой и попросить, чтобы ему налили в храме святую воду.

Эту воду священник освящает прямо на глазах у людей изображением креста Господня, молясь об их нуждах, обращаясь со всей верой к Богу. Вода малого освящения разливается прихожанам для использования, ее можно пить не натощак, давать животным, добавлять в пищу, поливать ею цветы. Но ее не принято разбавлять, она такая, какая есть.

Есть вода великого освящения (она по-гречески зовется «агиасма»), это великая святыня. Она освящается два раза в год в один и тот же праздник: в навечерие, то есть в сочельник Крещения, и в день самого Крещения. Чинопоследование освящения воды одно и то же.

Есть такой расхожий слух, что вода богоявленская и крещенская между собой  отличаются какими-то свойствами. И люди даже подписывают себе на бидонах: «богоявленская», «крещенская». Это суеверие. На самом деле это одна и та же святая вода. И если кто-то из наших телезрителей сегодня об этом узнает, я буду рад. Потому что тогда ему можно 19 января не стоять в очереди три часа, а прийти 18 января в любой храм, который будет ближе к дому, и набрать ту же самую воду в покое, тишине и мире. И это, наверное, будет здорово. Конечно, люди в основном думают, что нужно идти за водой 19 января, поэтому такой ажиотаж возникает.

– Расскажите о свойствах великой агиасмы. Как употреблять ее во благо?

– Что невозможно человеку, возможно Богу. В Священном Писании сказано: если хочет Бог, нарушается чин всякого природного естества. Мы знаем, что чудо с помощью анализа, экспертизы невозможно изучить. Мы можем догадываться о каких-то моментах. Но так и не получилось у ученых разобраться ни с Воскресением Спасителя, ни с Туринской плащаницей. Сложно им что-либо ответить и об огне, который сходит на Пасху. Тяжеловато даются аналитикам исследования мироточащих и кровоточащих икон.

И если говорить о святой воде, я бы предпочел говорить не о ее химических свойствах, которые могут даже и не меняться, а о ее чудодейственных свойствах, которые посылаются Богом в ответ на горячую веру человека, приступающего к этой воде. В словах чинопоследования мы просим Господа ниспослать Духа Святого не только на эту воду, а на всех тех, кто употребляет ее внутрь, ею кропится, умывается. Это не какое-то медицинское назначение воды. Многие ведь принимают святую воду по граммам.

– А она натощак употребляется?

– По нашей традиции из благоговения перед святыней мы стараемся ничего не пить и не есть до нее. Для нас это важно. Когда мы идем причащаться, мы соблюдаем евхаристический пост. Так и здесь: мы начинаем день и стараемся до того, как позавтракаем, выпить святой воды с молитвой. Для нас это важное религиозное действие.

При этом никто не говорит, что нельзя пить агиасму не натощак. Но это не принято, не очень благоговейно. Но если человек нуждается в этом, ему стало плохо, он чего-то сильно испугался, срочно нуждается в Божественной помощи и поддержке, никто его не отругает, если он выпьет небольшой стаканчик святой воды или умоется ею и почувствует, как Божественная благодать по вере его посещает его немощное тело.

Но проводить эксперименты из серии: «Сейчас посмотрим, портится святая вода или нет», – не стоит. Я вам сразу скажу: портится, если ставить ее на солнце, нарушая условия хранения осознанно, тем самым выказывая небрежение к святыне. Это как раз то, о чем говорил Иисус Христос: не стоит метать бисер перед свиньями и давать святыню псам. Когда человек экспериментирует, это никак не связано с той верой, которая долго сохранялась у наших предков. Они говорили: «Давайте перед едой сначала помолимся, Бог главный, а после молитвы примем внутрь себя кусочек святого хлеба и выпьем святой воды».

У нас есть традиция уносить в свои дома святую воду для ее благоговейного употребления. При этом вовсе не так важно, берем мы с собой огромные бидоны или маленькую бутылочку и подливаем эту воду в обычную воду, так нам хватает ее на целый год. Но мы стараемся к ней относиться более уважительно. Когда говорят не ставить ее на пол, вся благодать уйдет, дело не в том, что благодать уйдет, но, может быть, действительно святыню ставить на пол не очень хорошо. Понятно, что приходить с немытой бутылкой из-под пива за этой святыней тоже не очень уважительно.

Здесь нет какого-то правила, с которым человек должен подойти к этой воде. Есть огромное доверие Богу и надежда на то, что с помощью материальных вещей, окружающих нас, мы сможем получить Божественную благодать для себя и почувствовать нескончаемую милость Божию в нашей жизни.

– Спасибо Вам за интересный рассказ. Поздравляем Вас еще раз со святыми днями.

– Поздравляю и Вас. И очень надеюсь, что наши телезрители, придя за святой водой в свои храмы 19 января, вспомнят, что нужно не только воду взять, но и помолиться Господу Богу, обратить больше внимания на свою душу, сердце, не ограничиваясь только установкой свечи на подсвечник. И, конечно, вести себя так, как подобает нам, христианам. Господь говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). А мы порой, когда с бидонами расталкиваем друг друга, ссорясь, кто первый стоял в очереди за святой водой, забываем о том, что собой тоже должны являть образ Христа.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 мая: 05:30
  • Суббота, 01 июня: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать