Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

13 декабря 2023 г.

Подмечено, что в декабре время бежит чуточку быстрее. Кто-то в хлопотах перед новогодними праздниками бегает по магазинам, кто-то готовит подарки, готовится к каникулам, поездкам, зачетам... Много суеты! Как сохранить настроение Рождественского поста и каким оно должно быть?

Вы абсолютно верно и четко подметили, что суета такая черта нашего земного мира, от которой очень тяжело убежать, тем более в конце года, когда завершаются какие-то процессы, отчеты, когда студенты заканчивают семестр, школьники учебную половину года. Земному человеку очень тяжело пребывать в этой суете и оставаться верным самому себе, буквально как цветку во время сильного ветра, бури, который должен всеми своими корнями удержаться в земле ради своей будущей жизни.

Поэтому неудивительно, что многие творения святых отцов (например, Игнатия (Брянчанинова) или знаменитая «Лествица» Иоанна Лествичника) тем, кто решил спасать свою душу (прежде всего монахам) и при этом готов пребывать в совершенно иных условиях,  советуют и рекомендуют отринуться от суеты.

Казалось бы, зачем мирскому, светскому человеку читать монашескую литературу, которую априори невозможно приложить к практике? На самом деле человеку, желающему сохранить себя, каким-то образом отрешиться от этой суеты (потому что иначе она занесет, закружит), действительно в погоне за какими-то земными, бытовыми вещами легко пропустить очень важное. Мы это видим даже в обычные месяцы церковной жизни. Очень мало людей стоит в храме в субботу вечером. Как же! Всего два выходных! Если в воскресенье в храм, то нужно многое успеть: помыть, погладить, приготовить... Вот самый явный пример, когда человека не гнетет ничего, какая-то определенная дата. Он просто сам себе разрешает не приходить в храм в двунадесятый праздник в будний день, потому что придется отпрашиваться на работе, писать какие-то объяснительные, представлять справки, обманывать... Тянется одно за другим, и выясняется, что человеку не нужен даже какой-то особенный повод для суеты. Суета уже и так давно и прочно связывает его, как путы, по рукам и ногам.

У среднестатистического человека очень много жизненных проблем. Это и место в жизни, и переживания, касающиеся рабочих моментов (недописанный отчет, несданный проект, не до конца утвержденная программа), вопросы личного характера, здоровья, на которое все время не хватает денег и времени, приобретение обновки, общение с семьей, родителями, женой или мужем, время для детей... Человек должен на все находить время, быть со всеми внимательным. Естественно, у него на это не хватает сил, возможностей.

Наш Святейший Патриарх Кирилл не раз подчеркивал парадокс церковной жизни: чем больше мы отдаем Богу, тем больше получаем. У него недавно был юбилей: 75-летие. Когда его спрашивают в интервью, как у него хватает времени на все (чтение документов, визиты в другие страны, рабочие поездки по Москве), он говорит: «Я прежде всего молюсь, совершаю Божественную литургию». Мы видим это и по нашему Высокопреосвященнейшему митрополиту Никодиму, который никогда не уклоняется от совершения текущих, праздничных, воскресных Божественных литургий, всенощных бдений.

Для любого священнослужителя и христианина богослужение должно быть моментом не только отдачи (вот я посвящаю Богу свое время), но и моментом получения. Конечно, человек не получит желаемого результата, если он воспринимает службу только как повинность (нужно выстоять на ногах три часа). Но если он воспринимает богослужение как награду, как новый прилив силы, энергии, то у него есть все возможности сломать этот стереотип и поменять свое собственное восприятие времени: не успеваешь, не получается обратись к Богу, посвяти время Богу). Не успеваешь помолиться, выдели пусть не полчаса, а хотя бы пять минут на молитву перед иконами. Знаешь, что опоздаешь (не можешь перед иконами), помолись сам, в машине или общественном транспорте.

Если человек научится отрывать от себя это драгоценное время для Бога, будет обращаться к Нему за советом, помощью, тогда есть все шансы, что жизнь начнет меняться. Эта суета не закружит на веки вечные, а позволит по-другому посмотреть на какие-то философские вещи, которые сейчас происходят.

Недавно услышала у одного священника: если человек тратит на постную пищу больше, чем на скоромную, то он не постится. Имеет ли это утверждение основание?

Берем Типикон и читаем, что там написано. Наверное, немного завидуем тем людям, которые жили в то время в монастырях, потому что, например, на Лазареву субботу, окончание Великого поста, сказано: каждому из братии по три онгии рыбной икры. Онгия это такой измерительный сосуд, в котором было примерно 33 грамма. Несложно посчитать, что каждому монаху доставалось 100 граммов икорочки. Или, например, сказано, что монахи могут обходиться в постные дни финиками, которые достаточно питательны, сладки (человек не страдает от отсутствия сахара или калорий). Но когда мы зайдем в ближайший магазин у дома или поедем в большой супермаркет и попробуем купить там финики, кокосовое молоко, морепродукты, мы увидим, что наш чек стал в несколько раз больше, чем до этого, когда  мы ходили в магазин и покупали курицу, молоко и хлеб.

Выступление известного священника (то, о чем Вы говорите) коррелируется с тем, как толковал и трактовал пост великий святитель Церкви Христовой епископ Константинопольский Иоанн, который был прозван во всем мире по-гречески Хризостомосом, по-русски Златоустом. Мы совсем недавно праздновали его память. Конечно, было бы замечательно периодически перечитывать его великие творения, которые  очень подробно, обстоятельно и интересно толкуют Священное Писание и рассказывают еще о значении и смысле поста.

Пост для человека того времени – это, прежде всего, возможность отказаться от выбора более дорогого, вкусного, престижного продукта или вещи. Человек в конце поста может иметь приличную сумму, которую он может и должен отдать нищему.

Конечно, сейчас совершенно другое время. Где сейчас найдешь этого нищего, чтобы быть точно уверенным, что человек действительно нуждается, а не зарабатывает этим профессионально вместе с какими-то криминальными авторитетами?..

Но все-таки нельзя не согласиться со Златоустом. Действительно, пост это определенная экономия. Очень странно постом тратить больше своих ресурсов на земные вещи, развлечения, еду... Действительно, когда сравниваешь цены, возникает мысль: правильно  ли? Не проще ли по-другому посмотреть на пост? Главное здесь не разрешить себе «слезать с поста». Если человек сам себя таким образом пытается посадить на свою же хитрость (очень дорого тратить, лучше буду поститься по-настоящему, покупать подешевле), это лукавство. Конечно, есть овощи и макаронные изделия, которые, может быть, влияют на фигуру человека. Нужно стараться их просто не есть каждый день, иначе это никак не будет связано со здоровым образом жизни, хотя христиане стараются следить за своим здоровьем, потому что это тот драгоценный дар, который дал нам Господь.

Пост не является для нас диетой. Многие люди говорят: «Попощусь и похудею заодно!» Не получится. Если постишься, то надо будет ходить на богослужения, читать Священное Писание, делать добрые дела. Не всегда все это будет происходить вовремя. Питание, возможно, опять будет скомканным. Но христиане не обращают внимания на телесную сторону поста, потому что их интересует прежде всего духовная работа над собой. А она просто невозможна, если человек не работает над собой физически.

Сытый, довольный человек лежит, ничего не делает и рассуждает о духовном. Это, конечно, совершенно иная ситуация. Когда человек смирил себя сначала физически, когда он потрудился ради ближнего (сходил к соседке, сделал у нее генеральную уборку, пошел к старенькой маме, помыл посуду, выкинул мусор, пришел домой, еще потрудился), то, конечно, в таком утомленном состоянии человек больше понимает и чувствует самого себя, настоящего. Это очень полезно.

Перед постом человеку кажется, что он владелец всей Вселенной, царь мира, хозяин всего живого, а на деле выясняется, что он не хозяин даже своему желудку, потому что он в первую же неделю поста, стыдливо озираясь, бежит за хот-догом или шашлыком... У каждого пристрастие выдает привязанность к чему-то.

Начиная с того, чего себя можно лишить, человек начинает длительный, очень плодотворный период. Мы желаем, чтобы таковой была работа над собой. Пост не может завершиться просто тем, что наконец-то можно есть колбасу и мясо... Человек не должен вернуться к той точке, с которой сходил, не стать еще хуже, а измениться в лучшую сторону, хотя бы на чуть-чуть. Этот трезвый самоанализ очень важен.

Сейчас очень распространены различные методики анализа. Кто-то ведет дневник поста, записывает, сколько страниц он прочитал Священного Писания, думал ли сегодня о высоком,  кому чем помог, шла ли сегодня его борьба со страстями или, наоборот, его земной, ветхий человек поборол человека духовного и он раз или два упал в мерзость, но хочет побороться и пойдет с этим на исповедь…

Кто-то это делает и безо всяких дневниковых записей, просто что-то анализируя вечерами, ставя себе какие-то задачи. К сожалению, у нас сейчас принято перевешивать ответственность на другого.  В начале поста многие бегут и говорят: «Батюшка, можно я буду пить молоко?» Очень важно, чтобы человек сам для себя был судьей (разрешу себе не делать то-то, Господи, зато взамен постараюсь как-то по-другому Тебе послужить). Очень легко взять благословение у священника, особенно у чужого, который тебя не знает.

Пост это время сугубой работы над собой, изменения себя. Это борьба с самим собой. Наши страстные привязанности нам настолько близки, что составляют нашу человеческую личность, наше эго. Чтобы от них избавиться, приходится фактически «самооскоплять» себя, с болью, нежеланием, силой воли. Пост нужен именно для того, чтобы человек разобрался, что именно его тяготит, что в нем требует исправления.

На этой неделе мы отметили несколько памятных событий. Шестого декабря день памяти святого благоверного князя Александра Невского. В этом году очень широко отмечались торжества по случаю 800-летия со дня его рождения. Почему через столько веков храним память о нем? За какие добродетели он был причислен к лику святых?

Да, завершились общие церковно-государственные празднования 800-летия со дня рождения великого князя Александра Невского. Мы знаем, что были открыты памятники, совершались торжественные богослужения в Санкт-Петербурге, Александро-Невской лавре, где покоятся мощи святого благоверного князя. Мы знаем, что в масштабах Церкви это было значимое событие: проходили крестные ходы, различные мероприятия, конкурсы, выставки. Эта тема очень важна, когда мы уделяем время юбилейному событию человека, который может нас чему-то научить.

Чему может научить святой благоверный князь Александр Невский? Он был, прежде всего, руководителем, отвечающим перед Богом за свой народ. Перед лицом трудностей, будучи великим князем, он показал, как можно совместить власть и любовь. Это большой урок для всех начальников, как, будучи руководителем, не потерять человеческое лицо, не стать зверем, человеком бюрократичным, равнодушным, а оставаться живым, настоящим человеком, помогать другим, не прекращать быть христианином, оставаться при этом большим авторитетом не только для своих подчиненных, но еще и для многих людей.

Святой благоверный князь показал необходимость быть в форме не только интеллектуальной, но и физической. С детства ему прививали интерес к ратному бою, владению мечом. Это тоже очень важно, потому что мы знаем сейчас, как актуальна тема крепкой и сильной армии для любой страны. Для нас это тоже очень важно. Из года в год все больше уходит память о предках, которые воевали в войнах, побеждали, отдавая свои души за великое будущее. Мы видим в этом тоже очень значимый, весомый образец.

Мы не можем не разглядеть в князе и великий талант дипломата; он, может быть, на первый взгляд совершал нелогичные поступки, определившие ход развития будущего государства Российского на долгие годы и века. Благоверный князь кланялся почему-то монголо-татарскому игу, отказывал жестко и категорично легатам от папы Римского, шведам, казалось бы, христианам...

Может быть, можно провести определенные параллели с нашей нынешней дипломатией, которая пытается отбиться от множества недругов... Это пример всем православным христианам тоже, потому что умение правильно обозначить свою позицию, где-то смириться, а где-то сказать четкое «нет»это то умение, которое пригодится любому человеку, вне зависимости от его должности, сферы занятий.

При всем этом благоверный князь оставался любимым мужем, любящим отцом. Вот это все показывает, почему благоверный князь стал именем России: большинство избрало именно князя Александра Невского. Он олицетворяет в себе практически все: и простой народ, и власть, веру и крепость, христианский, любящий подход к людям, мужественную стойкость, русский дух, характер.

Вспоминая дни памяти благоверного князя, мы надеемся, что по его святым молитвам наше государство будет дальше следовать заветам, которым следовал и сам благоверный князь, основываясь на нравственных традициях Руси, которые, естественно, пришли на нашу землю вместе с православием. Будем верить, что наша страна тоже будет просвещаться, будут рождаться, поколение за поколением, новые люди, которые будут видеть в нем пример для своей жизни. Может быть, будет что-то и непонятное, какие-то моменты уйдут в эпоху, но образ такой яркой и неординарной личности, я уверен, останется на века, свидетельство чему большое количество памятников архитектуры, святых храмов в честь благоверного князя Александра Невского и, конечно, его святые мощи, хранящиеся в лавре, названной в его честь, во второй культурной столице нашей страны.

На этой же неделе мы вспоминали святую великомученицу Екатерину. Ее считают также покровительницей семьи и брака.

Совершенно верно! Но я бы больше уделил внимание тому, как она изображается: в царских одеждах, царской короне, нередко опираясь на колесо, которым ее мучили, с книгами в руках. Если мы не знаем достоверно про Александра Невского, сколько он прочитал книг и какой ученой степенью обладал, хотя прекрасно понимаем, что он был качественно образован, то здесь Святая Церковь дает нам как будто очередной намек, празднуя житие святой великомученицы Екатерины в первой половине Рождественского поста.

Екатерина была александрийской девушкой царского рода, царевной, как принято говорить на нашем русском языке. Естественно, с самого детства она была по-царски образованной, знала не просто какие-то основы, а в совершенстве и философию, и риторику, обладала 72 языками, владела в совершенстве арифметикой, то есть была звездой своего времени. Мало того что царского рода, богатая, так еще и неимоверно интеллектуальная, образованная и, что, конечно, очень значимо для женщины, очень красивая!

Это средоточие всех качеств в одном человеке и прославление Церковью не может не говорить о том, что мы привыкли, что православные какие-то не такие, они иные. В сознании светского человека религиозный человек тот, у кого в жизни что-то не получилось: не окончил школу, бросил институт, бросила жена... И человек, как говорят, ударился в религию.

Екатерина, естественно, не была христианкой, она росла в языческих традициях. Ее мать, женщина пытливого ума, которая втайне была очень неравнодушна к христианам, каким-то образом нашла покровителя, наставника среди монахов, и Екатерина сама, что, согласитесь, для молодой девушки подвиг, пытливым умом, потугой души крестится, принимает христианство всей глубиной души и уже внимательно изучает  христианскую науку и литературу. Тут выходит указ императора о том, что необходимо развиваться совершенно в другом направлении: нужно потакать язычеству. Екатерина, будучи царской дочерью, дерзает возмущаться, высказывать свою точку зрения, на что император не может ей ничего ответить и созывает 50 мудрецов.

Пятьдесят мудрецов состязались с юной девушкой, которая сумела так всем ответить, что никто из них не нашелся ничего более возразить. Когда император требовал продолжать находить аргументы, все, как один, сказали, что ничего не могут сказать против истины, за что и пострадали: были сожжены все, кто не смог одолеть Екатерину, будущую великомученицу. Их тела Господь оставил несожженными, но, конечно, умерщвленными. Вот такие необычные чудеса! Их в житии великомученицы Екатерины огромное количество. Когда читаешь, становится так удивительно! По преданию, ей и Господь Сам являлся, и Божья Матерь, и Архангел Михаил.

Почему в народном сознании, в житии осталось так много этих упоминаний? Потому, что мы видим: человек избрал свой путь, когда встал выбор. Конечно, для нее, такой образованной, красивой, старались найти такого же и мужа и предлагали самые разные варианты, но каждый раз она отказывалась, можно сказать, по гордыне. Она так и говорила: «Пусть найдется тот, кто будет богаче, знатнее, умнее меня». Но сверх ничего на самом деле она и не просила. Действительно, неравный брак доставляет множество несчастий. Любой брак, который создан по расчету, от безысходности, может быть обречен на провал. Парадокс, но, может быть, именно поэтому она является покровительницей любви и брака.

Даже сам император, видя, что она никак не меняет своего мнения и продолжает упорствовать, определил ее на великие муки: ее били и резали, крутили колесами, на которых были острия ножей и гвоздей. Уже после мучений, поняв, что Екатерину невозможно сразить жестокостью, он пытался сразить ее лаской и предлагал стать своей наложницей или даже законной женой! Это же насколько она была прекрасна, чтобы после мучений, в синяках и кровавых подтеках, вызывать такие эмоции у императора! Естественно, она наотрез отказалась и была умерщвлена мечом, из раны потекло молоко вместо крови.

Святая великомученица Екатерина стала одной из самых известных христианских святых. В дни, когда мы празднуем ее память, мы можем постараться быть похожими на нее, не презирать человеческие науки, а стремиться к познанию Бога и Его совершенства, не стесняться высказывать свою позицию, если она правдива, также бороться и отстаивать правду и истину ценой всей своей жизни.

Примером святой великомученицы Екатерины и многих дивных мучеников Святая Церковь показывает нам образец для нашего жития, а мы уже можем пытаться по мере своих сил и возможностей отражать хоть немножко их божественное совершенство, которое Господь явил нам в их житии.

Желаю нам и нашим телезрителям сил и Божественной помощи на поприще Рождественского поста!

 Ведущая Инесса Титова

Записала Ирина Овчинникова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 мая: 05:30
  • Суббота, 01 июня: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать