Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

10 января 2024 г.

В студии настоятель храма во имя великомученика Георгия Победоносца иерей Александр Сахненко.

– Дни после праздника Рождества Христова и до праздника Крещения, или Богоявления, по-другому называются святыми днями. В чем особенность этих дней? И как их душеполезно провести?

– Замечательный вопрос. Когда мы говорим о святках (так сокращенно называют святые дни), нам почему-то кажется, что это единственное время в церковном году (ну, пожалуй, еще вспоминается Светлая седмица после Пасхи), когда мы длительно празднуем торжественное событие из новозаветной истории. Фактически дело обстоит немного иначе. Любой великий двунадесятый церковный праздник обладает днями предпразднства и попразднства. То есть сначала мы несколько дней готовимся к этому празднику. Для тех, кто посещает храм очень часто, это проходит немного иначе, чем для людей, которые посещают только службу самого праздника.

Первые слышат, как Церковь начинает потихоньку в своих песнопениях, священных текстах вспоминать событие, которое только грядет. После того как совершаем само празднство, мы не забываем о нем моментально. В течение некоторых (и часто бывает, многих) дней бережно храним в своем сердце радостную память о нем. Самый банальный пример – Новый год. Наши длинные выходные, которые с любовью устроены государством, есть не что иное, как дни попразднства того самого новолетия, которому мы радуемся. Вроде новый год мы уже встретили, и теперь настала пора первые дни этого года посвятить своей семье, близким, отдыху, развлечениям.

Христиане, когда вспоминают какое-то из важнейших ключевых событий в жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери или Его учеников, особо подчеркивают праздник, его достоинства не ограничиваются одним днем. Радость эту мы продолжаем в течение одного-трех дней. В частности, когда мы говорим о великом двунадесятом празднике Рождества Христова, эта радость длится вплоть до самого праздника Крещения Господня. В эти дни традиционно православные верующие стараются деятельно почтить Спасителя, родившегося в этот мир, и приносят Ему свои дары в виде добрых дел, в виде искренней пламенной молитвы. В эти дни принято посещать своих родных и близких, вспоминать о тех, о ком давно не вспоминали. Если мы не можем приехать и обнять вживую человека, всегда можно отправить сообщение. Интернет и мобильная связь всегда это позволяют.

К сожалению, эти дни, недаром названные святыми, часто омрачались в истории нашего народа различными суевериями. Часто святки ассоциируются с гаданием, бездумным и вольным веселием. Конечно, само понятие святых дней исключает возможность заниматься тем, что в принципе для христианина является неприемлемым. Господь так устроил человека, что мы не знаем нашего будущего. И, быть может, это великая милость Его, а вовсе не какое-то упущение или наказание. Знаем, что бывают люди больны тяжелыми, неизлечимыми болезнями, и им врачи говорят, сколько им осталось жить. Как тяжело на человеке эта воля висит! Как меняется его восприятие сознания... Ему трудно. Не каждый может справиться с этой информацией. А когда человек не знает день своей кончины, не знает своего будущего, он по-прежнему, будучи сотворенным по образу и подобию Божию человеком разумным и оставаясь со свободной волей, каждый день волен что-то новое для себя выбирать.

Так что, как бы ни было любопытно, я бы призвал избегать подобных увеселений. Потому что никогда не доведет до добра заигрывание с нечистой силой. Святые дни нужно проводить свято. Одна из замечательных народных традиций, которая уже постепенно исчезает, в быту называется колядование, когда мы ходим по домам и колядуем. Точнее говоря, исполняем песнопения. Люди, которые это делали, назывались на Руси христославами. Песнопения, короткие стишки или песни, которые исполняли люди, содержали в себе хвалу родившемуся Богомладенцу, прославляли Его и Пречистую Матерь. Конечно, такое живое, настоящее исполнение, искреннее поздравление своих соседей, родных вознаграждалось щедро хозяевами в виде приношения каких-то пожертвований, чтобы человек радостно потом мог в очередной раз возликовать вместе со своей семьей о рождении Спасителя. Сейчас, может быть, трудно взять красивую звезду и пойти по чужим домам. Но колядовать можно и по видеосвязи, даже по телефону. Постараться исполнить колядки, прославляющие Христа, или короткие стишки, может быть, даже в письменном виде – это все тоже форма заботы и внимания по отношению к близким и определенная дань Господу. Есть риск эти дни провести в суете житейской, в различных бытовых заботах. Но нам важно не забыть, почему мы отдыхаем в эти дни и почему называем их святыми. Праздник продолжается.

– В эти святые дни Церковь вспоминает, чтит память святого Василия Великого, действительно великого святого, учителя христианства.

– Да, это необычный и очень значимый день. Согласно церковному календарю – это 1 января. Поэтому в нашем житейском быту мы слышим, как люди радостно отмечают Старый Новый год. Для Церкви это день не только гражданского новолетия по старому стилю, но и два важных события. Это – великий праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого.

Когда мы вспоминаем об обрезании Господа, мы не можем не вспомнить информацию, которая содержится в Ветхом Завете. В законе Моисеевом мы читаем, что любой ребенок должен был посвящаться Богу. И Иисус Христос, будучи полноценным евреем, иудеем, соблюдающим закон, родившимся в семье благочестивых родителей, которые свято исполняли закон Моисеев, тоже был Его Пречистой Матерью принесен в храм для совершения того, что по закону того времени было нормой: для обрезания крайней плоти и наречения имени. Вспоминая об этом, мы видим, как отчетливо евангелисты напоминают нам о том, что Христос никогда не топтал ногами все, что было до Него. Мы даже помним Его фразу: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Мы очень часто встречаемся с толкованиями, что, может, не нужно это все; это можно не делать, то можно не делать… То есть очень легко скатиться в некий нигилизм духовный. Очень важно помнить, что Сам Спаситель показал нам пример важности исполнения существующих законов. Здесь речь идет как о гражданских, так и духовных законах. Поэтому мы, будучи послушными чадами Его Святой Церкви, продолжаем соблюдать все установления, которые нам святыми отцами, нашими предками, были оставлены в надежде, что, будучи хоть немного смиренными послушниками Святой Христовой Церкви, мы будем подражать Господу в исполнении заповеданного нам.

Святитель Василий Великий, чья память празднуется в этот же день, особо известен. И, наверное, нет православного верующего человека, который хотя бы раз о нем не слышал. Святой Василий – один из раннехристианских святых. Он был епископом, архиепископом Кесарии Каппадокийской и для Церкви оставил множество сокровищ. Он является автором литургии, которую мы совершаем не так часто, как литургию святителя Иоанна Златоуста. Но при этом мы достаточно часто сталкиваемся с этой литургией. Особенно во время Великого поста. Она совершается не так регулярно, но всегда запоминающаяся, потому что немного отличается от привычной нам литургии святителя Иоанна своей длительностью и неизобразимой красотой молитв. Святитель Василий очень прославился в лике святых как поборник Христовой Церкви и веры. Когда мы вспоминаем о непростом времени Вселенских Соборов, проблемах, которые потрясли Церковь в плане ересей и различных толкований непонятных мест в Священном Писании, мы не можем умолчать о роли святителя Василия Великого, который оставил в догматике (так мы кратко называем догматическое богословие нашей Церкви) свой неизгладимый след. Может, простому верующему оно не совсем знакомо в плане трудов, которые понес святитель, но это лишь очередной повод перечитать его житие и понять, отчего Церковь так чтит его память и включает в состав трех великих церковных учителей.

– Память преподобного Серафима Саровского, русского святого, Церковь отмечает тоже в эти дни – 15 января. Очень любим в народе батюшка, который приветствовал всех (и знакомых, и незнакомых) словами: «Христос воскресе, радость моя!»

– Совершенно верно, и, наверное, нельзя найти ни одного храма, где не было бы его иконы. Преподобный Серафим – очень известный святой, чтимый в Русской Церкви. Хотя прославлен не так уж давно. Когда мы читаем его житие, не может не удивлять его стойкость характера и множество чудес, которые совершались уже в детстве. Будучи ребенком из не очень бедной семьи, он рано лишился отца и, как и любой мальчишка, не раз хулиганил. Мы знаем историю, что на высокой колокольне с ним случилось страшное горе. Он упал, но спасся чудом. И мы продолжаем видеть это незримое крыло его ангела-хранителя и промыслительную десницу Божию в его жизнеописании до самого конца. Вплоть до тех случаев, когда на него, уже молодого и взрослого человека, напали разбойники. Во-первых, стоит отметить, что Серафим никаким образом им не противился. Хотя мог бы как следует ответить, будучи достаточно крепким человеком.

Он остался в живых после таких ранений, которые, казалось бы, не были совместимы с жизнью. Однако (и это мы видим сейчас в иконографии) он на всю жизнь после этого случая остался согбенным, потому что разогнуть спину уже не мог. Но это и не было его задачей. Этот святой никогда не стремился к красоте, соблюдению каких-то церемоний или ритуалов. Он жил духом. Он старался прежде всего заботиться о своей духовной жизни, строго изнуряя свое тело постом, длительной молитвой. Мы знаем, что он стоял тысячу дней и тысячу ночей на камне. Мы прекрасно знаем, что когда человек святой – это чувствуется. И чувствуют это не только люди, но и животные. У нас есть свидетельства, что святой регулярно кормил медведя, который приходил и ел из его рук. Множество таких замечательных историй, которые известны даже самым маленьким детям, можно вспомнить, когда мы вспоминаем о преподобном. Но, наверное, самое значимое, что я хотел бы подчеркнуть, – это его мудрость, которая была выражена не в каких-то философских трактатах, а в житейских разговорах, в обычных беседах. Многие люди, в том числе даже наши правители, приходили к нему для совета и разговора.

 И те слова, которые он говорил, угощая чаем, остаются, играют значимую роль в нашем Церковном Предании. Достаточно вспомнить самую известную фразу: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Это действительно очень важно. Мы часто пытаемся спасти других. Очень хотим, чтобы муж или жена, наши дети, пожилые родители немедленно стали очень церковными, верующими, очень добрыми. И «причиняем» им добро очень усиленно и целенаправленно. Но когда мы говорим о спасении человека, здесь важно думать прежде всего о себе. Если мы начнем работать именно со своей душой, искореняя, как заботливый огородник из своего огорода, множество сорняков и плевел, выкорчевывая оттуда страсти и многие прегрешения, то увидим: как красиво цветут цветы в саду, так и вокруг нас создается абсолютно другая атмосфера. И нам уже не нужно ничего людям говорить. Они, видя нас, следуют по тому пути, по которому мы идем.

Говоря о святом Серафиме, чью память мы особо празднуем, вспомним, что у нас в Новосибирской епархии есть посвященный ему храм на левом берегу. Также придел главного кафедрального собора в честь Вознесения Господня отмечал свой престольный праздник. И дома наверняка у людей есть иконки. Стоит их достать, протереть с них пыль, может быть, пропеть радостно тропарь или кондак святому преподобному Серафиму и обратиться хотя бы с краткой молитвой своими словами о том, чтобы следовать его примеру. Этого нам часто не хватает.

Совсем немного времени остается до праздника Крещения. Это особенный день в году, когда люди целым потоком идут в церковь с раннего утра и до позднего вечера. Отец Александр, а что важного произошло в этот день почти две тысячи лет назад?

Об этом нам повествуют все четверо евангелистов. Достаточно открыть Святое Евангелие и прочитать о том, что Иисус, будучи евреем, должен был соблюдать имеющиеся законы. Он не мог, согласно требованиям того времени, выходить с общественной проповедью до той поры, пока Ему не исполнится тридцать лет. Некое совершеннолетие наступало в то время. В совершенных летах человек мог уже чем-то делиться с другими людьми. И когда Иисусу исполнилось тридцать лет, только с этого момента мы видим, что евангелисты начинают подробно описывать Его служение. До этого это было просто детство, юношество, молодость, проведенные в доме родителей в полном послушании названному отцу и Своей Пречистой Матери.

Перед этим стоит упомянуть, что родственник Иисуса Христа святой пророк и Предтеча Иоанн начал крестить людей, чтобы они приняли покаяние. Его проповедь была очень простой: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Понятие «покаяние» очень важно расшифровать. В переводе с греческого это означает «изменение сознания». То есть здесь очень мало раскаяться, мало сказать: «да, это я разбил вазу». Очень важно сказать: «Я разбил вазу, и я больше никогда не хочу бить вазы. Была бы возможность, я бы все исправил». Вот настрой покаянный, когда человек искренне не хочет иметь ничего общего с тем грехом, который им овладел.

И вот это покаяние проповедовал Иоанн, подчеркивая, что приближается Царство именно Небесное. Ибо многие иудеи того времени, безусловно, испытывали религиозный подъем и ждали своего Мессию, Спасителя, обещанного Богом. Но при этом очень много политического, бытового, житейского наложилось у них на эти ожидания. Ждали политика, ждали правителя, ждали какого-то красивого человека, который силой, мощью взойдет на трон и свергнет оккупантов, какими виделись на то время римляне для иудеев, и поможет завоевать всю землю, даст благополучие, достаток, богатство. И уже совсем забывалась та суть, для которой Спаситель нужен каждому человеку и обществу в целом. И Иоанн очень громко восклицает и пробуждает в человеческом сознании мысль, что Царствие будет именно Небесным и речь будет идти о духовном. Что не нужно Спасителю спасать человека от видимых каких-то уз, политических или житейских, а нужно освободить его прежде всего от греха, чтобы он имел счастье.

Каждого, кто откликался на этот призыв, выслушав его грехи, его покаяние, Иоанн окунал в воды реки Иордан. И с этим омовением (мы понимаем хорошо этот образ, когда что-то грязное кладем в воду и достаем чистым) смывались символически грехи. Это покаяние, это крещение готовило людей к чему-то более значимому. К чему? Иоанн опять же говорил: придет Тот, Кто будет крестить вас водою и духом. Конечно, речь здесь идет именно о том, что Иисус Христос принесет для мира само спасение. И уже крещение, которым крестимся мы сейчас, подразумевает немножко иное. Безусловно, с содержанием покаяния, но иную мысль. Мы становимся как бы причастниками того Промысла Божия, который Он для нас явил, отдав Своего Единородного и единственного Сына, Само Божество, Которое составляло этот мир, рождало его, составляло законы природы, но теперь, будучи маленьким Младенцем, зависит от тепла и молока Матери, согревается дыханием животных...

Когда Иоанн крестит многочисленную толпу, он внезапно видит, что из Галилеи приходит к нему в иудейскую пустыню Сам Иисус Христос. И он, удивляясь, говорит Ему: «Зачем Ты пришел? Это мне подобает креститься у Тебя». Но Иисус останавливает его, говоря, что надо исполнить всякую правду Божию. И под правдой Божией имеется в виду Его воля. Если Господу так угодно, то мы должны это сделать. Для чего безгрешному Иисусу (Он, кстати, приступает к крещению безо всякого покаяния) принимать крещение от рук Иоанна? Во-первых, это очень зримый момент начала Его проповеди, потому что до этого о Нем не было слышно абсолютно ничего, Его никто не знал, Его проповеди никто не слушал. И Он начинает ее с такой важной, значимой точки отсчета. А во-вторых, Он Своим Божеством освящает это крещение, которое совершает Иоанн. И теперь наступает старт для Его общественной проповеди. Однако сразу после Своего крещения Он сначала отходит в пустыню, где показывает нам пример поста и сугубой молитвы.

Сразу же после того, как Иоанн окунул Иисуса в воду, мы сталкиваемся с тем, что Господь являет нам чудо. Мы читаем в Евангелии, как на Иисуса Христа сходит в виде голубя Святой Дух. И мы слышим слова Бога Отца, которые звучат с небес, прославляя Cвятую Троицу и Единородного Сына Божия. Что это значит? Это само название праздника, которое, может, не так привычно для русского человека, мы привыкли называть этот день Крещением Господним. Но по-церковнославянски он также называется и Богоявлением, или, по-гречески, Теофанией – когда Бог является людям. И вот впервые в Новом Завете мы видим, как людям является не просто Богочеловек, Он рождается. Кстати, праздники Рождества Господня и Крещения были изначально одним праздником, который назывался днем Богоявления. А уже со временем они разделились и с помощью святок связаны. Поэтому фактически это остается одним праздником. И даже богослужение строится по одной и той же схеме. Поэтому, кто пропустил торжественное богослужение сочельника (по-церковному – навечерие Рождества Христова), может прийти в храм в понедельник и увидеть это необычайное и красивое богослужение (кстати, с литургией Василия Великого). И мы видим, как в Новом Завете впервые Христос являет нам всю полноту Святой Троицы. Мы видим Духа Святого в виде голубя, слышим Бога Отца и Его громогласный глас с неба и видим Самого Спасителя мира, Который пришел стопроцентным Богом и стопроцентным Человеком. Удивляемся этой великой тайне Божией и не можем не возрадоваться Промыслу Божию о нас.

Конечно, в этот святой день мы должны думать не только о святой воде, но и о том забытом дне нашего крещения, который каждый из верующих, церковных людей когда-то испытал. Кому-то повезло чуть больше – и таинство Крещения было в зрелом возрасте, с серьезным решением, с подготовкой и памятью каждого момента. Кого-то крестили  в детстве и воцерковляли с детства. А кому-то пришлось находить дорогу к храму самому. Но в этот день очень важно вспомнить о тех обетах, которые мы давали перед Богом: мы отрекались от сатаны, сочетались со Христом и искренне просили у Господа благословения нашему пути, чтобы ту благодать, которую Он нам даровал в крещенской купели, не расплескать на нашу суетную, житейскую, бренную жизнь, не потерять во множестве мелочей. Ведь ушедший год ярко и очевидно показал, что нет ничего в этом мире постоянного. Ни здоровья, ни близких или родных людей, ни положения в обществе, ни денег. Перед лицом общей беды это все растворяется. И человеку остается думать только о вечном, о душе.  Сегодня вся наша тема подчеркивает необходимость работы над собой. И в день Крещения Господня, конечно, замечательно, чтобы каждый посетил храм и не только лишь отстоял в очереди за святой водой, но обязательно зашел в храмовое пространство, приложился к иконам, поставил свечи за своих близких и родных, подал записочки.

 Конечно, замечательно будет, если каждый человек выберет время и хотя бы часть праздничного богослужения сможет посвятить Богу, участвуя в общей молитве в церкви, задуматься о том, как крещение Господа, как эта вся новозаветная радость, которую мы испытываем, отражается на нас лично. Мы, будучи некими поздними апостолами, но тоже благовестителями правды Христовой, можем принести весть этому миру, порой уже забывающему, Чей праздник мы празднуем. Когда мы вспоминаем о тех новозаветных событиях, нам кажется, что это уже какая-то далекая и непонятная древность. Но нам стоит перечитать Евангелие. И человеку, кто давно не брал его в руки или не читал совсем, будет удивительно увидеть, что все, что там написано, написано как будто вчера и проходит через каждую ниточку человеческой души.

Как провести этот день, помимо очереди за святой водой? Конечно, это еще и чтение Священного Писания, это еще разговор со своими детьми об этом празднике и бережное отношение к нашему собственному духовному возрастанию. Давно не был на молитве – вставай. Давно не помогал другому – возьми вторую бутылочку святой воды и отнеси старушке-соседке, которая не может встать, или родственнику, который не думает сам пойти в храм.  Прояви милость. Будь свидетелем этого радостного события Воскресения Христа, которое мы видим уже в Крещении. Ибо Христос пришел на землю не для того, чтобы Свою жизнь прожить только ради Себя, а для того, чтобы спасти каждого человека, пришедшего в мир.

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 мая: 05:30
  • Суббота, 01 июня: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать