Аудио |
|
Скачать .mp3 |
− Я с Вами согласен: не о всяком историческом деятеле помнят. Великий князь Александр Невский не только правитель, талантливый дипломат, полководец, но и православный святой. Когда мы говорим об Александре Невском, прежде всего я хотел бы напомнить, что он является именем России. В 2008 году было достаточно крупное телевизионное шоу, на котором в результате длительного и масштабного голосования нашими согражданами было выбрано имя России. Тогда за эту великую честь боролось немало известных людей: космонавты, ученые, правители. И их всех обошел благоверный князь Александр Невский, имя которого защищал тогда митрополит Смоленский и Калининградский, а сейчас Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас об этом, к сожалению, забыли, но для русского человека Александр Невский не просто один из героев, значимый святой. Его имя действительно ассоциируется с нашей страной.
Многие удивляются: ведь все князья в то непростое время проявили себя на полях битвы, сражаясь с врагами, защищая свое Отечество. Многие из них в то время были верующими людьми. Почему же мы канонизировали Александра Невского, славим и хвалим его как святого человека? Я предложил бы тем, кто так рассуждает, обратиться к тексту жития святого князя. Оно возникло практически сразу после его кончины, потому что память о нем как о святом достаточно быстро пошла в народ.
Княжить Александр начал с отрочества. С восьми лет он был оставлен своим отцом со старшим братом. Брат скончался, и лет с пятнадцати Александр все решения принимал абсолютно самостоятельно. Это очень большой стресс. Нам неизвестно, каково человеку, который отвечает не только за себя, но и за всю Новгородскую землю. Сейчас Новгород – исторический город с памятниками архитектуры, храмами, а это время это был один из крупнейших, богатых и очень своевольных городов, который мог себе позволить диктовать условия, выбирать князя и требовать что-то от него. Новгородцы, несмотря на то, что Александр защищал их от реальной беды, выручал в тяжелых, критических ситуациях, все равно ссорились с ним и прогоняли его. Но в случае нужды просили вернуться обратно. И каждый раз Александр проявлял свою христианскую суть: не вспоминал обид, не доказывал никому, что он здесь главный, а занимался своими делами.
Когда мы говорим о детстве Александра, надо понимать, что в то время вера христианская была распространена на Руси не ради моды или приличия (как сейчас принято, к сожалению, детей крестить ради традиции). Если семья была верующая, значит, дети воспитывались в вере. Поэтому Александр достаточно рано познакомился с текстами Священного Писания. Очень любил Псалтирь, ведь ее написал тоже правитель – царь Давид, который прошел не через одну неурядицу в своей жизни.
Помимо того, что Александр обладал талантами к военному служению, он был вынужден становиться опытным и способным руководителем своего народа. К тому же он сохранял те правила поведения, описанные в Евангелии, которые должен соблюдать каждый христианин. Мать его еще при жизни прозвали святой, потому что она своим примером показывала, как нужно себя вести. Конечно, Александр не мог не брать пример и с князя Ярослава, своего отца.
Александр талантливо руководил новгородцами, затем стал великим князем Киевским и всея Руси. Он проводил политику, в которой отстаивал свои границы (как любой, в принципе, глава семьи, общества чуть иначе видит ситуацию, чем другие, и несет ответственность за свои поступки). Когда мы сталкиваемся с описанием политики Александра в целом, то, к сожалению, встречаем все больше обвинений в самых страшных вещах (в том числе в предательстве). Многие ставят в вину великому князю Александру то, за что мы его славим, хвалим и величаем не только как святого, но и как историческую личность.
Мы прекрасно знаем, что Александр Невский выбрал путь противления западному миру. Но он согласился с властью Орды, что, я думаю, вызывает шок и у современных ученых, и вызывало у простых людей того времени. Ведь самое простое и логичное, что нужно было ему сделать, − это с кем-нибудь объединиться, чтобы победить врага. Но дело в том, что западным врагам и врагам, которые пришли к нам из Азии, были нужны совершенно разные вещи: монголо-татарам − кошельки наших предков, а западным врагам − наши души. Александр противился тем идеологическим веяниям, которые насаждались в то время среди его братьев и других князей. Именно поэтому у него возникла политика объединения с сильнейшим соперником того времени (который к тому же был самым веротерпимым). Конечно, нам были очень рады помочь и шведы, и литовцы, и другие народы, но они требовали подчинения своей религии. Папа Римский Иннокентий сам писал великому князю Александру и присылал к нему своих легатов с тем, чтобы тот принял его предложение о помощи в обмен на принятие католической веры. Но «сего учения мы не приемлем» − таков был легендарный ответ благоверного князя Александра.
Конечно, было то, что, безусловно, возмущало людей того времени. Ведь Орде нужны были не только наши кошельки, но и еда, военная сила, мощь Руси. Именно с подачи Орды князья Руси стали проводить перепись населения. И вовсе не ради статистики, а чтобы упорядочить выплату налогов и для того, чтобы Орда понимала военную мощь русов. Естественно, это вызывало негодование у людей, и даже личный пример князя Александра не помог. Люди не понимали, что происходит, потому что не владели исторической перспективой: они видели только то, что есть здесь и сейчас.
Удивительно, что и в XXI веке, спустя уже столько веков, люди продолжают убеждать нас, что мы сами искусственно сделали князя Александра героем и лидером; что он должен был объединиться с Западом, свергнуть монгольское иго, и тогда мы все жили бы в том самом западном мире, на который сейчас ориентируемся. Но, видя ныне разложение западного мира, все его ужасы (деградация личности, различный разврат, странные законы), я думаю: очень спорный аргумент, что князь Александр плохой человек. Но когда не получается убедить в чем-то главном, люди пытаются найти какие-то исторические отсылки. Например, к тому, что Александр Невский поддержал карательный поход против своего брата и другое. Естественно, все эти домыслы современными историками не подтверждаются. Всем, кто хочет действительно докопаться до исторической правды, я посоветовал бы изучить всё-таки научную документальную литературу, а не Интернет.
Для нас, людей верующих, конечно, самым доверительным источником является житие. Нам важен сам образ князя, который действительно поражает. Молодой человек, воспитанный достаточно традиционно, попал рано на княжеский престол и не возгордился. Да, безусловно, между братьями была некоторая конкуренция за престол Киевский и всея Руси, у них была разная политическая принадлежность. Конечно, как правитель и полководец Александр Невский должен был отстаивать свою позицию. Не получится жить так, чтобы все тебя любили, уважали, ценили и принимали. Всегда найдутся люди, которые будут иметь другое мнение. И удивительно, как Александр смог сохранить образ положительного человека: и талантливого дипломата, и полководца, который ни разу в своей жизни не потерпел ни одного поражения (даже в самых невыгодных военных условиях).
Мне кажется, что юбилей, который празднуется в этом году, 800 лет со дня рождения великого благоверного князя, очень своевременный и важный. Ведь это не только церковный праздник: в нашей стране очень чтят память Александра Невского не только как святого, но и как руководителя и полководца. Существуют государственные награды его имени, проводятся различные мероприятия, посвященные ему. Эта память очень важна, потому что наши дети, молодежь должны обращаться лицом к истории, чтобы отвечать своевременно и правильно на современные вызовы.
− Пожалуй, всем известны слова святого благоверного князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде», когда он обращался к своим воинам перед решающим сражением с противником, численность которого превышала войско Александра в несколько раз. Что значат эти слова?
− Шведы шли на Русь с огромным самомнением. У них даже мысли не было, что кто-то может оказать им сопротивление. Согласно житию, герцог, который был во главе этого войска, отправил письмо князю Александру: «Я уже на твоей земле и уже похищаю, владею твоими людьми. Если можешь защищаться, защищайся». И, конечно, от их горделивой спеси не осталось и следа после битвы. Для шведов это было неожиданно, потому что они прекрасно знали свою численность; осознавали, что Киев и другие города не смогут вовремя прийти Новгороду на помощь; что у Александра нет времени собирать людей и проводить учения.
Чтобы понимать, отчего так произошло, нужно погрузиться в житие. Я не склонен идеализировать Александра Невского. Вполне возможно, что он тоже очень волновался и не знал, как поступить. Но откуда в нем была такая уверенность? Утром прибежали его помощники и сообщили, что им было видение: ладья, в которой плыли первые русские мученики князья Борис и Глеб. Они разговаривали между собой: «Пойдем на помощь нашему сроднику Александру?» − «Пойдем». Естественно, была уже совершенно другая атмосфера: если у нас такие помощники, то кто нам может быть страшен? И мы видим, что Александр пытался передать этот дух всему своему войску. Он должен был что-то сказать, что действительно могло бы вдохновить войско. Можно говорить множество красивых слов, но войско прекрасно понимало, что их очень мало по сравнению с противником. А это фактически верная смерть. И Александр нашел удивительные, абсолютно правдивые слова, что Бог не в силе, а в правде.
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Человек может надеяться на себя, на свои силы, но не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Надеяться можно, конечно, на свой военный опыт, твердый клинок, но для христианина нет случайностей. Случай − это псевдоним, который избрал Себе Господь Бог. И, наверное, те слова, которые люди ожидали услышать про Бога, веру, они и услышали: не переживайте, с нами Бог, значит, все будет хорошо. Житие оставляет за скобками историческое повествование, но оно говорит о том, что с нашей стороны погибших было около двадцати человек, а шведы были вынуждены хоронить своих людей в общей могиле (с собой на корабль забирали только самых знатных).
Выяснилось, что на другом берегу, куда не ступала нога русского человека, оказалось много мертвых шведов. Ангельское войско билось вместе с князем Александром и его помощниками. Это действительно образ Божественной помощи тем, кто прав, а не тем, кто сильнее. Тем более у русских было ощущение: они не вторгаются в чьи-то пределы для того, чтобы нажиться, а защищают свою родную землю, женщин и детей от чужих людей, которые не несут ничего доброго.
− Батюшка, а как начиналась церковное почитание Александра Невского? С какими чудесами оно связано?
− Мне кажется, очень важно, что почитание началось практически сразу после его смерти. Смерть, можно сказать, внезапно застала князя: он пробыл у хана Берке в столице Орды почти год и заболел там. Возвращаясь домой, он скончался в пути. Есть традиция: перед погребением священник вкладывает в руку усопшего человека разрешительную молитву. Рука мертвого человека закостеневшая, и священнику приходится прилагать некоторые усилия, чтобы вложить в ладонь свиток с молитвой. Но с Александром Невским случилось чудо: он, как будто живой, протянул руку и принял письмо. Это удивительно.
Святой благоверный князь Александр предчувствовал свою кончину: он встретил ее уже монахом. Это тоже удивительно и говорит о его святости, потому что человек, который всегда был в центре внимания, был облечен властью, обычно не приспособлен к иноческому житию. Иночество происходит от слова «иной». Это молчаливый, спокойный человек, эмоции которого уже не здесь, а внутри, с Богом. Разве князя Александра кто-то заставлял принимать монашество? Или он от чего-то убегал? Нет. Это его сознательный выбор, когда он понял, что не может больше нести земной крест тех послушаний, которые возложил на него Господь за время его активной молодой жизни.
Князь был пострижен с именем Алексий. Первая служба и первые иконы были посвящены ему как преподобному. Потому что если человек, преставившийся в монашестве, канонизируется, то его канонизируют в лике преподобных. Безусловно, все знали, что это был тот самый великий князь Александр, но чтили его как преподобного Алексия. Естественно, и его мощам было уделено внимание. И уже через три века (что достаточно немного) его почитание становится официально признанным.
− Это уже при Петре Великом?
− Нет, раньше. Официально Александр Невский входит в списки святых Русской Церкви в начале XVI века. Ему пишут отдельную службу, согласовывается официальная версия его жития, начинают строиться храмы в его честь. Но при Петре Великом начинается новый этап почитания благоверного князя. Петр, желая освятить новую столицу, новую Александро-Невскую лавру, принимает решение перенести мощи святого благоверного князя в свой стольный град. Это действительно было удивительное, торжественное событие, когда мощи князя несли на руках до реки. Потом на огромной красивой ладье с нарядными парусами мощи торжественно плыли по реке до Санкт-Петербурга. В том месте, где случилась Невская битва, в устье реки Ижоры, мощи были торжественно встречены, и в этот же день там был освящен храм в честь благоверного князя Александра Невского. Перед этими событиями постановлением Святейшего Синода Русской Православной Церкви было утверждено писать иконы Александра Невского не как монаха, а именно как благоверного князя. Мы часто видим его изображение в горностаевой мантии, с мечом – это действительно военно-правительствующий образ. В службе было помечено, что нужно произносить его имя не Алексий, а Александр; не преподобный, а благоверный князь. Таким образом, мы видим новый виток его почитания.
Была также составлена служба, посвященная перенесению мощей святого князя; 12 сентября (по новому стилю) – это как раз день перенесения мощей в град Санкт-Петербург. Эта служба интересна тем, что если ее совершать по августовской Минее, то будет видно: в ней не упоминается Александр Невский как преподобный. Весь строй службы, все стихиры славят и хвалят его как князя, правителя, полководца. А в службе другого дня его памяти (6 декабря по новому стилю − преставление Александра Невского) очень четко прослеживается память о нем как о преподобном, он называется Алексием (потому что преставился он все-таки как монах).
Каждый русский человек, даже зная о преподобном Алексии, почитая его и молясь ему, подразумевал именно своего православного, доброго князя, благоверного правителя Александра Невского. И то почитание, которое он имеет сейчас, действительно с годами, веками стало таким крепким. Мы видим, что сейчас нет ни одного города, ни одной епархии, где не было бы храма в честь Александра Невского. Хотя бы одного при каком-то военном учреждении (Святейший Патриарх Кирилл благословил считать Александра Невского покровителем наших сухопутных войск). Или это может быть воскресная школа, пришкольный лагерь в его честь. Его славное и всехвальное имя по-прежнему на устах у всех русских людей не только в обычных, воскресных школах, но и когда мы говорим о каких-то исторических моментах, о вещах в музеях, на выставках. Так или иначе, современному человеку невозможно не столкнуться с памятью о благоверном князе.
− Близок ли Александр Невский нашим современникам, а не только людям, которые жили в Древней Руси?
− Я уверен, что именно в этом и есть секрет почитания благоверного князя. Почему в честь его называют соборы, посвящают ему лагеря, воскресные школы, в честь его проводят мероприятия? Сейчас очень популярно военно-патриотическое воспитание молодежи, поэтому неудивительно, что организовываются и клубы, и соревнования, посвященные памяти этого святого. Действительно, как полководцу ему не то что нет равных, а даже не хочется никого ставить рядом. Очень значима и важна его дипломатия: умение говорить с врагами, которые не готовы с тобой разговаривать. Стойкое противление западной морали, тенденциям в современном мире, отстаивание своей (пусть не очень популярной) позиции, мне кажется, сейчас для нашей геополитической ситуации тоже очень важно.
И, конечно, актуален вопрос личной святости, где бы и как бы ни проходило твое служение. Александр Невский был хозяином, главой, на войне он был первым и никогда не прятался за людей: они бежали за его высоко поднятым мечом. Это очень значимый пример, как оставаться христианином на своем месте: начальник ты или подчиненный, военный или землепашец, политик или дипломат. Память о князе Александре, прозванном Невским в честь одной из самых его известных битв, − это свидетельство того, что отношение к нему как к легенде может быть воспринято только через призму его личности. Мне кажется, до сих пор, разговаривая о нем, его жизни, каждый человек вольно или невольно сравнивает себя с ним или ставит себя на его место. А некоторые самые важные фразы, о которых мы сегодня говорили, постулаты великого благоверного князя остаются актуальными, современными и полезными до сих пор.
Ведущая Инесса Титова
Записала Наталья Богданова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!