В студии протоиерей Виталий Бочкарев.
– Я рад приветствовать наших телезрителей, у которых, видимо, есть определенный интерес к той теме, с которой мы сегодня будем знакомиться, разбирать ее более досконально. Это тема гонений на Церковь, тема новомучеников, политических репрессий.
– В России 30 октября отмечается День памяти жертв политических репрессий. В этот день состоятся памятные мероприятия, принесут цветы к монументу, а в храмах пройдут поминальные службы и будут чтить память прежде всего исповедников и новомучеников Церкви Русской, пострадавших в годы гонений.
– Да, это так, но у меня такой совет тем, кто знает, что их родственники пострадали в те годы: чтобы не только в этот день вспоминали о них и почитали память многочисленных людей (не только новомучеников, но и простого народа). Дело в том, что сейчас вполне возможно узнать (и довольно точно), когда прекратилась жизнь того или иного человека, которого когда-то арестовали или расстреляли. Раньше на этот вопрос вообще не отвечали, допустим, сразу же после ареста, в последующие десятилетия отвечали уклончиво, а затем отвечали неправильно. Об этом мы, может быть, сегодня специально поговорим: как был разработан целый ритуал, как и что говорить, в 1950-е годы тем, кто потерял своих родных (и если они будут требовать свидетельство о смерти, какой им выдать фальшивый документ с мнимой датой смерти). Сейчас же можно вполне точно установить, когда человек отошел в мир иной, находясь в заключении или будучи расстрелянным. Именно в этот день в особенности надо стараться вспомнить о нем, поминать в молитве.
– Получается, открыты архивы?
– Нет. Архивы закрыты, даже гораздо больше, чем в 90-е годы. Но узнать, когда человек умер, можно.
– А куда обратиться нужно?
– В территориальное управление ФСБ, где произошел арест этого человека. Желательно знать фамилию, имя, отчество. Очень желательно, чтобы был известен год рождения, хотя бы приблизительно. И можно получить данные. Полностью ознакомиться с делом даже родственникам сейчас уже невозможно. Может быть, будет возможно ознакомиться с теми процессуальными документами, которые находятся в деле и касаются конкретно вашего родственника, а со всем делом, к сожалению, нельзя.
– Почему в годы советской власти (как только сменилась власть и пришла новая) начались гонения на Церковь?
– Я думаю, это вовсе не особенность советской власти. Это общее свойство всякого революционного движения. Репрессии по отношению к тем людям, которые почему-либо не разделяли представлений и убеждений тех, кто пришел к власти, в период, например, Великой французской революции, применялись в процентном соотношении даже больше, чем у нас в молодой советской России и в последующие годы. Больше людей погибло. Вспомним революционный Китай: сначала больших репрессий не было, а через какое-то время резкий скачок. В Китае меньше, чем через 20 лет после революции, прихода к власти коммунистов, были страшные гонения на всех и вся в виде культурной революции. В Мексике страшная революция была перед нашей. Там много людей убили. Это общее свойство смены общественного строя, почти везде так происходило. Это не какая-то особенность русского менталитета или того, что коммунисты такие звери.
– То есть один сценарий у революции?
– Как правило, да.
– Что происходило с Церковью в то время?
– Положение Церкви радикально изменилось в юридическом и общественном плане. Если раньше государство рассматривало Церковь как свою часть, которую использовало, то теперь, даже раньше октября 1917 года, после Февральской революции и отречения Николая II, Церковь была полностью обезглавлена. У нас главой Церкви по законам Российской империи был монарх. Его не стало. Стало непонятно, кто возглавляет Церковь, как она вообще будет существовать как общественная структура. Форма, в какой она будет пребывать, в то время просматривалась по-разному и весьма тревожно. В 1917–1918 гг. Церковь входила очень трудно.
Во-первых, что было допущено, может быть, неверного со стороны Церкви. То, что большинство наших иерархов и верующих восприняли советскую власть как очень временное явление. Всем казалось, что большевики продержатся у власти пару месяцев, пусть два года, не больше. Тем более многие привыкли, что правительство меняется: очень долго был царь, потом раз – Временное правительство (само название чего стоит). Сначала было правительство князя Львова, потом Керенского, потом пришли какие-то большевики, но явно тоже ненадолго. И представление о временности этого режима во многом мешало иерархам Русской Церкви искать попытки не сближения, конечно (прекрасно было понятно, что те, кто у власти, это люди, стоящие на атеистических позициях), а скорее сосуществования, которое было бы определено в какой-то регламент. У нас же, кроме декрета 1918 года об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, ничего не было. Это более декларативный документ. А самого закона о положении Церкви за годы советской власти так и не было принято. Было несколько более обширное постановление 1929 года с некоторыми изменениями, но закона как такового не было. Но, кстати говоря, в случае, когда каких-либо церковных деятелей обвиняли в чем-либо, утверждали, что эти лица принадлежали к какому-то незаконному общественному объединению, тем более настроенному очень контрреволюционно. Действительно, большая часть духовенства и многие иерархи были настроены весьма контрреволюционно, по крайней мере к большевикам, но это тоже мешало какому-либо нормальному существованию.
– А новой власти вообще Церковь была не нужна?
– У Ленина есть одна работа, написанная еще до революции, где он немножко говорит о Церкви. Там есть такие замечательные слова, что не надо выпячивать церковный вопрос. Она не то что не нужна, но в первые годы советской власти до Церкви особого дела не было. Впервые столкнулись интересы Церкви и государства, когда, например, стали вскрывать мощи, примерно в 1919 году. Довольно сильно интересы Церкви и нового государства стали противоречить друг другу, когда изымали церковные ценности в 1922–1923 гг. И в первые годы советской власти все репрессивные меры по отношению к духовенству, верующим, как правило, были связаны либо с явной антибольшевистской позицией того или иного лица, либо просто с тем, что кто-то творил то, что хотел, не действуя по приказу сверху или по какому-то закону или постановлению. Именно тогда, в годы Гражданской войны, действительно можно было кому-либо сообщить: когда-то этот поп меня обидел… И прямо во время службы его застрелить. В последующие годы это сделать никоим образом нельзя было. Это было чрезвычайно опасно.
Кстати, вообще по поводу политических репрессий существует много самых разных мифов. Если перенестись в более позднее время, например, ходят такие мифы: где-нибудь для того, чтобы устрашить заключенных, начальник лагеря выходил каждый раз на развод и убивал каждого десятого. Такие вещи есть, они у многих написаны, якобы они их видели. Но это полнейшей воды выдумка. Начиная уже с 1930-х годов каждый лагерь – это прежде всего учреждение, которое должно выполнять производственный план. И если кто-то лишает, так сказать, этого личного состава, который будет работать на лесоповале, на добыче каких-то полезных ископаемых, на строительстве и так далее, то плана не будет.
– Там и так высока была смертность.
– Там она везде была, например, в начале войны. И в лагерях тоже. Более того, за спиной каждого начальника всегда находится его заместитель, который, может быть, очень хочет занять его место. И поэтому сразу же, как только кто-то не выдержит и произведет что-нибудь такое, то он сразу же напишет, что полковник такой-то дискредитировал советскую власть, произведя незаконный расстрел, тем самым поставил под удар возможность выполнения плана и т.д. И каждый это прекрасно понимал.
Многое из того, что говорится в этом смысле, носит мифологический характер.
Если вернуться к периоду наступлений государства на Церковь, оно связано с коллективизацией. Это примерно конец 1929 года и почти по 1933-й. Понятно, что на селе было довольно много верующих, авторитет священнослужителей там был подчас довольно высок, а храмов открытых оставалось еще очень много. И закрытие храмов началось не в 1917 году (тогда закрыли очень мало храмов, которые были при учебных заведениях, при государственных учреждениях). Приходские храмы в 1917–1921 гг. практически не закрывались.
– Но Сибирь была ведь далеко от центра.
– Это да. Но и в Москве практически все приходские храмы остались существовать. Более того, еще в 1918 году проводили, правда, последнее богослужение в Московском Кремле, в Успенском соборе. Поэтому все было не сразу. А в 1929–1930 гг. очень жестко проводилась политика коллективизации и усматривали в действиях духовенства определенные моменты, которые могли якобы помешать коллективизации и строительству социализма на селе.
Отчасти подобные обвинения могли быть обоснованными с точки зрения большевиков, присланных для строительства колхоза. Батюшка мог сказать: если вы пойдете в колхоз, то не сможете по воскресеньям ходить в церковь, так как в колхозе часто придется работать и по выходным. Мог и говорил. Не каждый, но говорил. Антисоветская агитация? Сто процентов. Можно его в этом обвинить? Можно. Можно расстрелять? Сам Бог велел. Все было очень сложно и отчасти запрограммировано.
Если нет священника, нет богослужения, то можно быстро закрыть храм, чтобы там верующие не собирались. Что и было сделано в конце 20-х и начале 30-х годов на селе и в городах. Например, у нас в Новосибирске были закрыты Пророко-Данииловская и Воскресенская церкви, снесена часовня святителя Николая. Одновременно арестовывается очень много духовенства. Еще не сто процентов, но немало расстреливается. Многие попадают в лагеря, правда, еще на небольшие сроки, три-четыре года, пять лет. В дальнейшем, почти с начала 1937 года, идут уже огромные по количеству человек аресты и появляются более страшные обвинения. Например, «разоблачена церковно-монархическая фашистская организация, состоящая из ста пятидесяти семи человек, возглавляемая митрополитом (или архимандритом) таким-то». Последствием такого выявления и разоблачения организации в Новосибирске стал арест архиепископа Новосибирского Сергия (Василькова). Он был арестован в начале мая. Далее в рамках этого дела проходило все больше фигурантов, было арестовано огромное количество людей. Поэтому и получилось, что к концу 30-х годов в нашем городе осталась только одна церковь Успения Пресвятой Богородицы и несколько храмов без священников в области.
То же самое происходило в других городах и административных единицах по всей Сибири. В крупных городах тоже резко сократилось количество приходов, практически исчезли священники, находящиеся на свободе. Большая часть из них к этому времени была расстреляна, а оставшиеся в живых получили довольно большие сроки заключения. Только некоторые смогли выйти из заключения во время Великой Отечественной войны, примерно в 1944 году. Кто-то даже продолжил свое служение.
– Батюшка, сколько пострадало именно за веру православную?
– Трудный вопрос. Сложно сказать, кто пострадал за веру. Я просмотрел около трех десятков следственных архивных дел. Есть на одного человека дело, есть на пятерых, есть на сто пятьдесят. И нигде не указано, что человек обвиняется в том, что он молился или что священник совершал службу. Говорилось намного круче. Например: «Нам известно, что вы готовили покушение на товарища Сталина», – а человек арестован где-нибудь в Рубцовске. При чем тут Сталин? «А вдруг товарищ Сталин приедет в Рубцовск? У вашего соседа мы нашли старую винтовку времен Гражданской войны. А у другого соседа нашли несколько патронов. Для чего это вам? Конечно, чтобы убить товарища Сталина». Или говорилось, например: «Вы священник. Учились, окончили академию. Язык иностранный немного помните?» – «Да, французский немного». – «Связь с французской разведкой». Прямых обвинений в том, что человек исполнял религиозный культ, практически не было. Хотя то, что человек верующий, было отягчающим обстоятельством. Сразу составлялись списки лиц, которых можно было привлечь к ответственности, арестовать, применить различные репрессивные меры. В список входили бывшие белые офицеры, царские офицеры – вообще те, кто служил в царской армии, а это почти половина мужского населения страны, бывшие чиновники. Привлекались те, кто состоял в других революционных партиях, – эсеры, конституционные демократы, кадеты. И в том числе купцы и духовенство. Благодаря этим спискам и «красивому» сценарию можно было легко сформировать убедительное дело и показать, что местный территориальный орган госбезопасности работает здесь очень хорошо, так как смог выявить таких страшных врагов советской власти.
Если говорить о количестве людей, связанных с Церковью, по нашей картотеке по всей Западной Сибири числится почти пятьсот человек. На самом деле их гораздо больше. Дело в том, что по-настоящему архивы так и не были открыты. В начале 90-х годов архивы были широко открыты, и когда я приходил в Управление ФСБ, то мог запросить любое дело. Если оно уже было рассекречено, мне его сразу же приносили, и я знакомился со всеми материалами. Сейчас же можно познакомиться только с частью дела, касающейся определенного лица. Не более того. Поэтому для того, чтобы сказать, сколько именно человек пострадало за веру, надо иметь абсолютно полный список с описанием всего, что об этом человеке известно. Это пока еще невозможно.
– Ведется ли работа в этом направлении?
– Нет. Сейчас невозможно получить документы для изучения, и это продлено не на одно десятилетие. Работа не ведется ни у нас, ни в Москве. Нигде. Вы заметили, что уже лет десять как прекратилась канонизация новомучеников? Это связано с изменением положений, принятых по отношению к архивно-следственным делам.
– Среди тех имен, которые доказаны и причислены к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников земли Русской, немало сибирских святых. В 1937-м были убиты священномученики Николай Ермолов и Иннокентий Кикин, пресвитер Новосибирский. На прошлой неделе мы отмечали их память.
– Они пострадали в день иконы Иверской Божьей Матери.
– Церковь почтила их память. В честь всех исповедников и новомучеников Церкви Русской в Новосибирской области в Искитимском районе на станции Ложок построен храм. Ложок – особое место, там находился один из страшнейших лагерей – штрафники и священники содержались вместе.
– Были ли там священнослужители – нельзя сказать определенно. В разное время там содержались разные люди. Например, в 30-е годы это были те, кто успел попасть в волну коллективизации с крупными делами, которые разрабатывались в те годы. Во время войны это, возможно, были те, кто именно в войну был арестован.
– Почему это место стало святым для многих из нас?
– С начала 60-х годов туда приходило очень много людей для того, чтобы просто помолиться. Отчасти это связано с тем, что там был святой ключ. В Алтайском крае у села Сорочий Лог, по-моему, во время Гражданской войны убили довольно большую группу добровольцев Белой армии. Многие из них были верующими, некоторые были членами дружины Святого Креста. Были такие объединения религиозных людей, которые решались сражаться с большевиками. После туда приходили люди и молились. Память об этом осталась и позже перешла в место, где был этот лагерь. У нас на территории Новосибирской области было очень мало лагерей, в отличие от Кузбасса или Красноярского края. У нас использовать труд заключенных эффективно можно было только в городе, в основном на строительстве. На заводах работало не так много заключенных. У нас было много не только заключенных, но и самых разных военнопленных.
Хорошо, что интерес к этой теме у людей не пропадает. Было бы хорошо, если бы этот интерес заканчивался молитвой за тех, кто пострадал в эти годы. Затем Господь, может, и укажет, кто именно является угодником Божьим среди тех, за кого мы молились, кого тогда потеряли и на встречу с кем мы надеемся в Царстве Небесном.
Ведущая Инесса Титова
Записали Анна Купцова и Ксения Комарова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!