О земном и о небесном. Новый год

1 января 2024 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

2024-й на календаре, и в первый день наступившего года поговорим, конечно, о празднике. Мой собеседник – пресс-секретарь Пятигорской епархии протоиерей Михаил Самохин.

– Отец Михаил, начнем, пожалуй, с календаря. Отмечаем 2024-й по григорианскому, а какой это год церковный? И почему новолетие Православная Церковь обычно празднует в сентябре?

– Так сложилось исторически. Если следовать александрийской эре и прибавить 5508 к нынешнему 2024 году, мы получим 7532 год от сотворения мира. Удивительным образом дата новолетия 1 сентября и эра от сотворения мира связаны между собой. Считается, что именно 1 сентября – это время дня рождения нашего мира, сотворения нашего мира. Такие сведения содержатся в поздней иудейской письменности, откуда к нам пришла эта замечательная дата. Но пришла не сразу. Изначально на Руси календарь был мартовским, Новый год мы праздновали 1 марта. Эта дата имела еще дохристианские корни и основания, поэтому длилась она только до 1492 года, когда мы успешно перешли на сентябрьский календарь, что приближало нас к Византии. До сих пор Русская Православная Церковь празднует начало года 1 сентября.

– И все-таки почему христианские годы ведут свой отчет от сотворения мира, а наше летоисчисление – от Рождества Христова?

– Христианские годы и ведут свое летоисчисление от Рождества Христова, они точно такие же христианские, как и даты от сотворения мира. Просто даты от сотворения мира более старые, древние. Русские летописи написаны и до сих пор пишутся в Сергиевом Посаде в летописи в датировке от сотворения мира. Это просто разные эры, и этих эр существует великое множество. Мы пользуемся сейчас эрой от Рождества Христова, она самая христианская из всех, которые возможны, поскольку датой начала этой эры мы считаем приход в мир Господа и Спасителя Христа, Которого ждем уже со дня на день, я бы сказал. Более христианскую эру трудно себе представить.

Почему Церковь пользуется и той, и этой датировкой? Потому, что дата от сотворения мира более древняя, более исторически укоренившаяся, еще раз подчеркну, устоявшаяся в русских летописях. Для Московского царства дата от сотворения мира более естественна. Ведь мы окончательно перешли на эру от Рождества Христова только в 1700 году. Это сделал Петр I с началом России как империи.

– В каких еще странах празднуют Новый год и какие существуют традиции?

– Благодаря глобализации, которую мы так настороженно воспринимаем, последние, пожалуй, лет двести январское празднование гражданского новолетия широко распространилось из Европы и Соединенных Штатов Америки на большую часть мира. Однако нужно понимать, что как у нас существовали мартовские и сентябрьские годы, так и у очень многих людей во всем мире существует другой новый год. У кого-то это по-прежнему 21 марта, день весеннего равноденствия. У кого-то новолетие по лунному календарю, когда полностью проходит цикл лунных месяцев, это передвижной праздник, он колеблется от февраля и в течение весенних месяцев, например, в Китае. У кого-то это и вовсе другая эра. У кого-то сейчас, даже скажем, далеко не ХХI век. У мусульман, значительной части населения мира, сейчас совсем другое время, другой год, другая эра и другое время начала нового года.

Народные календари очень многих, практически всех народов мира отличаются от празднования Нового года 1 января. 1 января – это древнеримская традиция. В своих истоках это изначально налоговый новый год, то есть период, когда учитывались необходимые платежи по налогам. Именно оттуда начиналась особая отметка этого дня в календаре. Праздником она стала, в общем-то, не скоро, далеко не сразу. Январский новый год в Европе возникает сначала тоже как национальный у некоторых народов и лишь потом распространяется по всей Европе, а из Европы уже приходит к нам как укорененный обычай. Это в значительной степени древнеримский обычай, который мы переняли без его исторических корней.

– Ведь сложный, наверное, год наступает: по китайскому календарю год дракона, да к тому же високосный. Чего ожидать, как настраиваться, готовиться?

– Надо каждый год воспринимать как год милости и благости Божией. И посвящать его Богу. Настроившись таким образом и настроившись на то, что Господь в силах уберечь нас и в високосный год. На самом деле все отличие високосного года от других продиктовано просто отличием в скорости обращения Земли вокруг Солнца и скорости обращения Земли вокруг своей оси. Вот и все. Необходимость, чтобы одно число нагоняло другое, периодически была, есть и всегда будет. Поэтому слишком серьезно относиться к этому не стоит.

– Это все суеверия, да?

– Да, суеверия и повод снять с себя ответственность. Еще раз подчеркну, христианство – религия ответственности, мы за то, чтобы человек сам отвечал за свои поступки, а не перекладывал эту ответственность на каких-то драконов, лишний день в феврале, Луну или еще что-нибудь магнитно-буревое. Нет, человек сам отвечает за свои поступки. Кому он посвящает эти поступки, с каким настроем в душе их совершает, такой результат они и приносят. Поэтому будем посвящать свой год Богу, просить Бога о благословении этого года как года милости и благости Божией, как это делает Церковь, совершая новогодние молебны. Кстати, последние годы Церковь идет навстречу людям, и новогодние молебны служатся не 1 сентября, а именно накануне гражданского новолетия. Например, в нашем храме и в большинстве храмов нашей епархии, учитывая, что 31 декабря – это воскресенье, новогодний молебен совершался с утра, у кого-то ближе к вечеру. Мы просили Бога о милости и благости Божией в 2024 году.

– Понятно, что для всех православных людей главный праздник Рождество Христово. А Новый год как давно празднуем и каков смысл этого праздника?

– Новый год мы празднуем по строжайшему указанию императора Петра Великого. Именно он строго-настрого указал жечь факелы на воротах, выставлять елки и оные украшать, делать фейерверки, пускать всяческие петарды и всевозможным образом праздновать гражданский Новый год…

– И пост нарушать?

– Нет, дело в том, что пост при Петре I успешно заканчивался 25 декабря, когда праздновалось Рождество Христово. Петр I ввел эру от Рождества Христова, но не поменял юлианский календарь. Календарное времяисчисление дней и месяцев сохранялось старым, по юлианскому календарю, а эра от сотворения мира сменилась на эру от Рождества Христова, не поменяв календарь дней и месяцев. Поэтому наши замечательные предки, начав праздновать 25 декабря Рождество Христово, просто успешно продолжали его праздновать в ночь на 1 января уже по указу государеву.

Коллизия с переносом Нового года возникла благодаря Владимиру Ильичу Ленину. В 1918 году он, как человек атеистический, совершенно спокойно передвинул 13 дней, которые составляли разницу между григорианским и юлианским календарями. Эта разница учитывалась все время, с петровских времен и до времен Николая II включительно. Он решил избавить нас от учета этой разницы. В период от Петра до Николая II было разделение на старый и новый стиль (тогда и прижилось название старого и нового стиля в гражданском обществе). В 1918 году она исчезает – и мы начинаем праздновать Рождество Христово 7 января по новому стилю. Тут возникает коллизия: Новый год начинает всегда попадать на пост, причем на наиболее строгий период Рождественского поста.

– Может быть, стоит каждому человеку внутри себя перестроиться? Я имею в виду человеку духовному, православному. И некий духовный смысл праздника Нового года внести в свою семью?

– Духовный смысл Нового года только один: мы еще на один год стали ближе к встрече с Господом и Спасителем Христом на Страшном Суде. Сказать, что этот духовный символ очень радостный, это откровенно соврать, поэтому для праздника этот символ совсем не подходит. Плюс еще нужно учитывать большое давление общества и социума на любого, даже очень духовного человека, который вынужден мириться с буйствующим вокруг празднованием Нового года в самых разных и не всегда приличных формах.

Поэтому, мне кажется, нужно идти немножко другим путем. Нужно вносить в праздник Нового года свое к нему сдержанное отношение. Мы можем поздравить своих родственников, близких, можем подарить им подарки. Но нас никто не заставляет объедаться и напиваться, участвовать в каких-то непристойных увеселениях, даже нарушать пост. И постный стол может быть вкусным. Разделив небольшой постный стол со своими близкими, поздравив их, пожелав им милости и благости Божией в наступающем новом гражданском году, мы особо не нарушим поста и не согрешим. Но если мы перейдем эту грань между простым благопожеланием своим близким и родным и разнузданным каким-то весельем, то мы все равно согрешим.

Наверное, как раз в этом году, когда идет спецоперация и многие наши воины находятся там, мы должны провести этот день максимально скромно, подумать о тех, кто нуждается в нашей поддержке и помощи…

– А вслед за губернатором Ставропольского края, Владимиром Владимировым, я бы предложил провести этот праздник семейным образом, в семейном кругу в виде домашнего застолья, домашнего праздника. То, что во многих наших городах и весях отказались от пышных празднеств, каких-то народных общих увеселений, наверное, правильно. Конечно, семейного праздника мы лишать людей не можем, детского тоже, естественно, никто не будет. На Рождество Христово будут и архиерейские елки, точнее – после Рождества Христова, на святках. А сам праздник лучше провести спокойно, в семейном кругу, надеясь на милость и благость Божию.

Самый лучший способ провести новогоднюю ночь много лет уже практикует наш архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. В новогоднюю ночь он служит Божественную литургию в Успенском Второафонском Бештаугорском мужском монастыре. Все участники богослужения выходят на площадку монастыря, смотрят на замечательный новогодний фейерверк, который устраивают жители всех городов Кавминвод. Они все прекрасно видны с площадки монастыря. А потом спокойно идут молиться Богу, в том числе и о тех людях, которые в эту ночь будут праздновать и веселиться. Такая молитва, конечно, настраивает на особый лад и испрашивает особого благословения для всех нас в наступающем году. И в этом году, насколько я знаю, этот обычай сохраняет свою силу.

– Я благодарю Вас, отец Михаил. Счастливого Вам 2024 года!

– Взаимно и Вам, Маргарита, желаю благословений и милости Божией в наступившем и наступающем, а где-то уже наступившем 2024 году. Желаю всем, чтобы мы весь этот год посвящали Богу: помнили о Нем, любили Его, опирались на Него, обращались к Нему и в ответ получали богатые милости и благословение любящего Небесного Отца.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Ольга Смирнова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать