2024-й на календаре, и в первый день наступившего года поговорим, конечно, о празднике. Мой собеседник – пресс-секретарь Пятигорской епархии протоиерей Михаил Самохин.
– Отец Михаил, начнем, пожалуй, с календаря. Отмечаем 2024-й по григорианскому, а какой это год церковный? И почему новолетие Православная Церковь обычно празднует в сентябре?
– Так сложилось исторически. Если следовать александрийской эре и прибавить 5508 к нынешнему 2024 году, мы получим 7532 год от сотворения мира. Удивительным образом дата новолетия 1 сентября и эра от сотворения мира связаны между собой. Считается, что именно 1 сентября – это время дня рождения нашего мира, сотворения нашего мира. Такие сведения содержатся в поздней иудейской письменности, откуда к нам пришла эта замечательная дата. Но пришла не сразу. Изначально на Руси календарь был мартовским, Новый год мы праздновали 1 марта. Эта дата имела еще дохристианские корни и основания, поэтому длилась она только до 1492 года, когда мы успешно перешли на сентябрьский календарь, что приближало нас к Византии. До сих пор Русская Православная Церковь празднует начало года 1 сентября.
– И все-таки почему христианские годы ведут свой отчет от сотворения мира, а наше летоисчисление – от Рождества Христова?
– Христианские годы и ведут свое летоисчисление от Рождества Христова, они точно такие же христианские, как и даты от сотворения мира. Просто даты от сотворения мира более старые, древние. Русские летописи написаны и до сих пор пишутся в Сергиевом Посаде в летописи в датировке от сотворения мира. Это просто разные эры, и этих эр существует великое множество. Мы пользуемся сейчас эрой от Рождества Христова, она самая христианская из всех, которые возможны, поскольку датой начала этой эры мы считаем приход в мир Господа и Спасителя Христа, Которого ждем уже со дня на день, я бы сказал. Более христианскую эру трудно себе представить.
Почему Церковь пользуется и той, и этой датировкой? Потому, что дата от сотворения мира более древняя, более исторически укоренившаяся, еще раз подчеркну, устоявшаяся в русских летописях. Для Московского царства дата от сотворения мира более естественна. Ведь мы окончательно перешли на эру от Рождества Христова только в 1700 году. Это сделал Петр I с началом России как империи.
– В каких еще странах празднуют Новый год и какие существуют традиции?
– Благодаря глобализации, которую мы так настороженно воспринимаем, последние, пожалуй, лет двести январское празднование гражданского новолетия широко распространилось из Европы и Соединенных Штатов Америки на большую часть мира. Однако нужно понимать, что как у нас существовали мартовские и сентябрьские годы, так и у очень многих людей во всем мире существует другой новый год. У кого-то это по-прежнему 21 марта, день весеннего равноденствия. У кого-то новолетие по лунному календарю, когда полностью проходит цикл лунных месяцев, это передвижной праздник, он колеблется от февраля и в течение весенних месяцев, например, в Китае. У кого-то это и вовсе другая эра. У кого-то сейчас, даже скажем, далеко не ХХI век. У мусульман, значительной части населения мира, сейчас совсем другое время, другой год, другая эра и другое время начала нового года.
Народные календари очень многих, практически всех народов мира отличаются от празднования Нового года 1 января. 1 января – это древнеримская традиция. В своих истоках это изначально налоговый новый год, то есть период, когда учитывались необходимые платежи по налогам. Именно оттуда начиналась особая отметка этого дня в календаре. Праздником она стала, в общем-то, не скоро, далеко не сразу. Январский новый год в Европе возникает сначала тоже как национальный у некоторых народов и лишь потом распространяется по всей Европе, а из Европы уже приходит к нам как укорененный обычай. Это в значительной степени древнеримский обычай, который мы переняли без его исторических корней.
– Ведь сложный, наверное, год наступает: по китайскому календарю год дракона, да к тому же високосный. Чего ожидать, как настраиваться, готовиться?
– Надо каждый год воспринимать как год милости и благости Божией. И посвящать его Богу. Настроившись таким образом и настроившись на то, что Господь в силах уберечь нас и в високосный год. На самом деле все отличие високосного года от других продиктовано просто отличием в скорости обращения Земли вокруг Солнца и скорости обращения Земли вокруг своей оси. Вот и все. Необходимость, чтобы одно число нагоняло другое, периодически была, есть и всегда будет. Поэтому слишком серьезно относиться к этому не стоит.
– Это все суеверия, да?
– Да, суеверия и повод снять с себя ответственность. Еще раз подчеркну, христианство – религия ответственности, мы за то, чтобы человек сам отвечал за свои поступки, а не перекладывал эту ответственность на каких-то драконов, лишний день в феврале, Луну или еще что-нибудь магнитно-буревое. Нет, человек сам отвечает за свои поступки. Кому он посвящает эти поступки, с каким настроем в душе их совершает, такой результат они и приносят. Поэтому будем посвящать свой год Богу, просить Бога о благословении этого года как года милости и благости Божией, как это делает Церковь, совершая новогодние молебны. Кстати, последние годы Церковь идет навстречу людям, и новогодние молебны служатся не 1 сентября, а именно накануне гражданского новолетия. Например, в нашем храме и в большинстве храмов нашей епархии, учитывая, что 31 декабря – это воскресенье, новогодний молебен совершался с утра, у кого-то ближе к вечеру. Мы просили Бога о милости и благости Божией в 2024 году.
– Понятно, что для всех православных людей главный праздник Рождество Христово. А Новый год как давно празднуем и каков смысл этого праздника?
– Новый год мы празднуем по строжайшему указанию императора Петра Великого. Именно он строго-настрого указал жечь факелы на воротах, выставлять елки и оные украшать, делать фейерверки, пускать всяческие петарды и всевозможным образом праздновать гражданский Новый год…
– И пост нарушать?
– Нет, дело в том, что пост при Петре I успешно заканчивался 25 декабря, когда праздновалось Рождество Христово. Петр I ввел эру от Рождества Христова, но не поменял юлианский календарь. Календарное времяисчисление дней и месяцев сохранялось старым, по юлианскому календарю, а эра от сотворения мира сменилась на эру от Рождества Христова, не поменяв календарь дней и месяцев. Поэтому наши замечательные предки, начав праздновать 25 декабря Рождество Христово, просто успешно продолжали его праздновать в ночь на 1 января уже по указу государеву.
Коллизия с переносом Нового года возникла благодаря Владимиру Ильичу Ленину. В 1918 году он, как человек атеистический, совершенно спокойно передвинул 13 дней, которые составляли разницу между григорианским и юлианским календарями. Эта разница учитывалась все время, с петровских времен и до времен Николая II включительно. Он решил избавить нас от учета этой разницы. В период от Петра до Николая II было разделение на старый и новый стиль (тогда и прижилось название старого и нового стиля в гражданском обществе). В 1918 году она исчезает – и мы начинаем праздновать Рождество Христово 7 января по новому стилю. Тут возникает коллизия: Новый год начинает всегда попадать на пост, причем на наиболее строгий период Рождественского поста.
– Может быть, стоит каждому человеку внутри себя перестроиться? Я имею в виду человеку духовному, православному. И некий духовный смысл праздника Нового года внести в свою семью?
– Духовный смысл Нового года только один: мы еще на один год стали ближе к встрече с Господом и Спасителем Христом на Страшном Суде. Сказать, что этот духовный символ очень радостный, это откровенно соврать, поэтому для праздника этот символ совсем не подходит. Плюс еще нужно учитывать большое давление общества и социума на любого, даже очень духовного человека, который вынужден мириться с буйствующим вокруг празднованием Нового года в самых разных и не всегда приличных формах.
Поэтому, мне кажется, нужно идти немножко другим путем. Нужно вносить в праздник Нового года свое к нему сдержанное отношение. Мы можем поздравить своих родственников, близких, можем подарить им подарки. Но нас никто не заставляет объедаться и напиваться, участвовать в каких-то непристойных увеселениях, даже нарушать пост. И постный стол может быть вкусным. Разделив небольшой постный стол со своими близкими, поздравив их, пожелав им милости и благости Божией в наступающем новом гражданском году, мы особо не нарушим поста и не согрешим. Но если мы перейдем эту грань между простым благопожеланием своим близким и родным и разнузданным каким-то весельем, то мы все равно согрешим.
– Наверное, как раз в этом году, когда идет спецоперация и многие наши воины находятся там, мы должны провести этот день максимально скромно, подумать о тех, кто нуждается в нашей поддержке и помощи…
– А вслед за губернатором Ставропольского края, Владимиром Владимировым, я бы предложил провести этот праздник семейным образом, в семейном кругу в виде домашнего застолья, домашнего праздника. То, что во многих наших городах и весях отказались от пышных празднеств, каких-то народных общих увеселений, наверное, правильно. Конечно, семейного праздника мы лишать людей не можем, детского тоже, естественно, никто не будет. На Рождество Христово будут и архиерейские елки, точнее – после Рождества Христова, на святках. А сам праздник лучше провести спокойно, в семейном кругу, надеясь на милость и благость Божию.
Самый лучший способ провести новогоднюю ночь много лет уже практикует наш архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. В новогоднюю ночь он служит Божественную литургию в Успенском Второафонском Бештаугорском мужском монастыре. Все участники богослужения выходят на площадку монастыря, смотрят на замечательный новогодний фейерверк, который устраивают жители всех городов Кавминвод. Они все прекрасно видны с площадки монастыря. А потом спокойно идут молиться Богу, в том числе и о тех людях, которые в эту ночь будут праздновать и веселиться. Такая молитва, конечно, настраивает на особый лад и испрашивает особого благословения для всех нас в наступающем году. И в этом году, насколько я знаю, этот обычай сохраняет свою силу.
– Я благодарю Вас, отец Михаил. Счастливого Вам 2024 года!
– Взаимно и Вам, Маргарита, желаю благословений и милости Божией в наступившем и наступающем, а где-то уже наступившем 2024 году. Желаю всем, чтобы мы весь этот год посвящали Богу: помнили о Нем, любили Его, опирались на Него, обращались к Нему и в ответ получали богатые милости и благословение любящего Небесного Отца.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Ольга Смирнова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Санкт-Петербург. Сбор пасхальных подарков для подопечных епархиального центра милосердия
Акция «Красное яичко»
Челябинск. Пасхальный фестиваль
Вторая половина. Матушка Анна Набокова
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 36. Священник Константин Корепанов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!