О земном и о небесном. Международный день гор

11 декабря 2023 г.

11 декабря – Международный день гор. О вершинах и их значении в православии поговорим с заведующим музеем Успенского Второафонского Бештаугорского мужского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

– Отец Иоанн, правда ли, что горы имеют очень важную роль в христианской теологии? Возможно, отчасти потому, что символизируют стремление, движение вверх, к Богу? И многие библейские события ведь тоже происходят на фоне гор, не так ли?

– Да, 20 лет назад был установлен 11 декабря День гор. И, я думаю, это очень знаменательно именно для верующих людей – и христиан, и представителей других религий. Потому что действительно в Священном Писании и Ветхого, и Нового Заветов встречается очень много упоминаний гор.

Горы были важны не только как какие-то исторические места, но еще и потому, например, что массив Елеона отгораживает Иерусалим от зноя пустыни и тем самым создает благоприятные условия жителям города на протяжении уже нескольких тысяч лет. С другой стороны, мы знаем, конечно, о важнейших библейских событиях, которые произошли в этих местах.

В Ветхом Завете мы встречаем упоминания таких возвышенностей, как гора Кармил, на которой произошел ожесточенный поединок между пророком Илией и служителями языческого бога Ваала. Также мы встречаемся с горой Гризим, которая до сих пор является священным местом для самарян, потому что, по их преданию, именно на этой горе случилось жертвоприношение нашего праотца Авраама.

Очень важное значение имеет гора Арарат. Хотя до сих пор не доказано, что именно на ней остановился Ноев ковчег, однако идут до сих пор споры: некоторые говорят, что были какие-то остатки от этого корабля, некоторые, наоборот, говорят, что не были. Но многие народы, особенно на территориях современных стран, находящихся рядом с этой горой, считают ее священной именно в этом контексте.

Но одной из важнейших вершин, упоминаемых в Ветхом и в Новом Заветах, является гора Синай, на которой нашему пророку, боговидцу Моисею было дано особое законодательство – 10 заповедей, которые мы почитаем до сих пор.

В Новом Завете горы, конечно же, связаны с земной жизнью нашего Спасителя. Здесь мы вспоминаем несколько особо важных для нас возвышенностей. Это гора Елеон, на которой Господь бывал со Своими учениками. Он останавливался там и отдыхал какое-то время после Своей проповеди. Он рассказывал об Иерусалиме, потому что гора как раз находилась около этого города. Там было совершено Его моление о чаше в Гефсиманском саду.

Гора Елеон еще называется Масличной горой. Там было очень много палисадников, садов с оливковыми деревьями, где можно было отдохнуть в прохладе. Важнейшие события земной жизни Спасителя совершены именно там. И на 40-й день после Пасхи там было Вознесение Господне.

Вообще для иудеев, живших в Иерусалиме, гора Елеон являлась очень важной, потому что она сохраняла понятие о субботнем пути. В субботу верующий иудей не должен был пройти более 1000 шагов, то есть более одного километра. И как раз расстояние от Иерусалима до горы Елеон обозначало этот субботний путь.

Также мы знаем гору Фавор, которая находится далеко от Иерусалима. С этой горой связано еще одно важнейшее событие, описанное в Новом Завете, – Преображение Господне, когда Христос взял троих Своих ближайших учеников Петра, Иакова, Иоанна и преобразился перед ними. Апостол и евангелист Марк описывает, что Его одежды были такими светлыми, что белильщик не может так убелить.

Несправедливо мы порой забываем еще одну очень важную вершину, находящуюся в современной Иудее, – гору Искушения. Это гора, на которой Христос после Своего крещения постился 40 дней, будучи, как говорится в Священном Писании, искушаем дьяволом. Гора именуется именно так, потому что и монастырь, который был основан уже после событий земной жизни Спасителя, называется монастырем Искушения.

Важной вершиной для каждого из нас, особенно для тех, кто знает события Страстной седмицы, является гора Голгофа. Хотя многие спорят о том, гора это или одна из возвышенностей, просто скала горы так именуется. Там долгое время находились шахты и добывался специальный камень, из-за чего появилось определенное углубление, куда впоследствии кидали тела казненных людей вместе с крестами, на которых их распинали.

Мы знаем, конечно же, что крестная смерть Спасителя была именно на горе Голгофе. С тех пор это место стало не местом страха, местом казни, а местом победы Жизни над смертью, потому что за распятием и смертью Спасителя следовало Его славное Воскресение. И до сих пор гора является одним из самых важнейших мест паломничества для верующих людей, особенно христиан.

– Все ли горы, вершины, описанные в Ветхом и Новом Заветах, существуют на самом деле?

– Конечно. Просто многие носят иные названия. Есть иудейские названия, есть римские, есть другие, уже более современные. Эти возвышенности известны, известны их размеры, известно, что там находится; неспроста на многих из них или рядом впоследствии были построены монастыри или храмы.

На гору Фавор ежегодно постоянно взбираются люди, хотя путь занимает около трех часов. И такое восхождение не считается простым в отличие от восхождения на гору Елеон, которая гораздо ниже. Тем не менее это место паломничества.

– Если можно, давайте чуть подробнее поговорим про гору Синай, ведь и традиция поста, и традиция отшельничества связаны с ней.

– Мы уже упоминали гору Синай. Она известна благодаря законодательству, 10 заповедям. Однако гора Синай известна также появлением одного из самых известных в христианском мире древнейших монастырей, который раньше носил название монастырь Преображения (или монастырь Неопалимой Купины). Но благодаря жизни и подвижническим трудам святой Екатерины он стал называться монастырем ее имени.

Монастырь на горе Синай известен и благодаря имени одного из самых почитаемых нашей Церковью аскетов преподобного Иоанна Лествичника, которого также называют и игуменом горы Синайской. Он написал одно из самых известных произведений, читаемых Великим постом, важнейших для монашества того времени и современного, для любого верующего человека, особенно в период святой Четыредесятницы.

Синайский монастырь также известен своей шикарнейшей библиотекой для верующих людей всех христианских конфессий. Там находятся одни из самых древних рукописей книг Библии и иконы доиконоборческого периода (V–VI столетий). Некоторые из этих икон в XIX веке привез в Россию архимандрит Порфирий (Успенский).

– А ведь многие монастыри, если я не ошибаюсь, возникают именно в горах, на возвышенностях…

– Да, это тоже очень важно. Зачем люди поднимаются в горы? Чтобы увидеть небо. Ведь когда поднимаешься на вершину, испытываешь самого себя на упорство, усердие, смирение или даже на дружбу, потому что нередко поднимаешься в какой-то компании. И это тоже очень важно в горах – находиться вместе со своими друзьями, близкими, чтобы помочь кому-то, если это необходимо.

Почему именно горы стали для многих монахов местами, где они основывали свои обители? Это очевидно: в те времена думали, что монастырь должен находиться в отдалении от городов, поселений, дабы можно было находиться там в спокойствии, в уединении.

Но, как показывает многовековая практика, монах уходит от мира, а мир идет за монахом, поэтому прорастают тропы, которые затем превращаются в настоящие дороги, и в монастыри начинает ездить огромное количество людей. Такие монастыри есть не только у нас в России, но и по всему миру.

Достаточно вспомнить монастырь Панагия Сумела на территории современной Турции или монастырь Острог в Черногории, монастыри в Сербии, Греции, особенно монастыри полуострова Святой Горы Афон. И у нас в России таких монастырей очень много. Достаточно вспомнить горный Бахчисарайский монастырь в Крыму.

– А на Северном Кавказе много ли монастырей и древних храмов в горах?

– На самом деле стоит сказать, что любая наша возвышенность на Северном Кавказе является священной для людей. И не потому, что она упоминается в каких-то священных текстах. Я поднимался на горы. Это Шелудивая в городе Лермонтове или Верблюд и Бык близ города Железноводска, Юца и Джуца близ нашего города Пятигорска. Конечно же, на этих возвышенностях верующими людьми установлены железные или деревянные кресты.

Нельзя не сказать о других горных монастырях нашего Северного Кавказа. Успенский Аланский монастырь в ущелье Фиагдон. Или один из самых высокогорных монастырей в Республике Адыгея – Свято-Михайловская Афонская пустынь. Или монастырь на территории Абхазии – Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь.

И храмов, и монастырей у нас тоже немало. Не могу снова не сказать о нашем Свято-Успенском Бештаугорском монастыре, который также находится на высоте 870 метров у подножия горы Бештау.

– Горы притягивают, как известно, не только паломников, но и многочисленных туристов. Почему вершины так манят людей? Как объяснить те невероятные ощущения, которые возникают на вершине?

– Для этого предлагаем каждому из наших слушателей и зрителей погрузиться в эту атмосферу. Приглашаем на наш Северный Кавказ. Конечно же, можно ограничиться посещением каких-то очень важных культурных и исторических мест в наших городах. Но многие занимаются и более рискованным туризмом и отдыхом – поднимаются на наши вершины.

Мы нередко таких людей встречаем, сами тоже поднимаясь на вершину горы Бештау. В этом году исполнилось 10 лет со дня первой литургии на вершине после возрождения нашей обители, а также обновилось рекордное количество молящихся на вершине людей: перед праздником Успения было более 400 человек.

В течение всего года мы видим огромное количество людей, которые, поднимаясь на вершину, перед этим не забывают заходить и в монастырь: помолиться, попросить у Бога помощи, сил, потому что это тоже очень важно. И потом, поднявшись туда, они ощущают прилив сил, который, может быть, не так заметен во время восхождения.

– В благословенном месте живем.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Ольга Смирнова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать