О земном и о небесном. Международный день без Интернета

29 января 2024 г.

Международный день без Интернета отмечается в конце января. Можно ли в наше время, когда мы просто не мыслим себя вне Сети, хоть на минутку представить, что будет, если Интернет рухнет хоть на день? Обсудим это с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

Отец Михаил, действительно ли мы все настолько интернетзависимы, что если (условно) сработает вебрубильник, жизнь просто остановится? Мы не сможем продуктивно работать, выполнять какие-то бытовые задачи?

– Я, как человек, который имеет опыт жизни до Интернета, могу сказать, что человек существо очень гибкое. Конечно, первое время нам будет сложно. Мы очень привыкли к удобствам, которые дают нам постоянную связь с источниками данных, с близкими,  родными, возможность передачи самой разнообразной информации. Однако жизнь не остановится. После некоторого шока мы адаптируемся, снова начнем звонить по телефону, снова начнем смотреть фильмы в кинотеатрах, смотреть бумажные письма в почтовых ящиках, начнем общаться лично. Другое дело, что не очень хочется отказываться от привычных удобств.

Но жизнь ведь замедлится. Не так ли?

– А может быть, это и хорошо. Дело в том, что в сутках-то по-прежнему 24 часа. Только раньше в эти сутки вмещались и молитва, и чтение, и общение с близкими, и домашние хлопоты по хозяйству... А сейчас Интернет выполняет замечательную роль хронофага – пожирателя нашего времени. Тебя на час или на три просто нет с близкими, нет с родными, нет в семье, ты просто-напросто привязан к этому экрану. Это просто пожирание жизни. Как сейчас проходят тихие семейные вечера? Каждый уткнулся в свой смартфон и в нем безвылазно пребывает. А как сейчас проще всего детей дозваться или даже дождаться? Даже в доме. Легче позвонить или написать.

Но ведь есть, безусловно, и плюсы. Тот же Интернет помогает нам работать быстрее.

– Человек не создан для того, чтобы бесконечно ускоряться для работы. Человек создан для того, чтобы быть счастливым, а счастье не состоит только в одной работе. Более того, с библейской точки зрения работа – это наказание человеку за его грех, который он совершил в раю, поэтому ускорять процесс собственного своего наказания так себе стратегия. Интернет помогает нам быстрее обмениваться данными, информацией, удобно быть на связи. И не более того. А как мы его используем? Честно скажу, по большей части люди вовсе не стремятся ускориться на работе с помощью Интернета. Люди стремятся с помощью Интернета посмотреть на видео красивых котиков, поиграть.

То есть человек использует Интернет, как и любое другое техническое новшество, не для того, чтобы быстрее работать, а для реализации своих потребностей. Сейчас одна из наиболее частых потребностей, которую реализует человек с помощью Интернета, это уход от сложных обстоятельств. Это то, что называется уйти от реальности. И вот Интернет оказывает в этом незаменимую услугу. Самая большая проблема, которую мы будем иметь в обществе, если Интернет так или иначе пострадает, та, что все люди вернутся в реальное общество, когда не будет возможности убежать в онлайн. Общение наше снова перейдет в личный формат, и за каждое резко сказанное слово придется вновь получать по лицу, как это было и раньше. И во многом это изменит тональность человеческого общения. Этой волны хамства, которую мы наблюдаем в Интернете с его анонимностью, больше не будет.

Вот Вы сейчас говорите, и, честно говоря, ностальгия по тем временам, когда мы все общались реально. Наблюдаемая нами сегодня интеграция сфер жизнедеятельности в Интернет не опасна ли глобально? Ведь возможны взломы, утечки данных.

– И взломы, и утечки данных – это те риски, которые мы принимаем, пользуясь новыми технологиями. Ради наличия рисков отказываться от новых технологий, по меньшей мере, странно. Это все равно что отказываться от парусных кораблей ради гребных больших галер. Гребут там рабы на галерах, потихонечку едем, и слава Богу. Зачем нам нужны эти паруса непонятные? Никто же так не сказал. Так и Интернет – это новая технология, к которой общество уже приспособилось в значительной степени. С рисками как-то пытаемся справиться и с ними жить, но нужно понять одну простую вещь: мы не можем воспользоваться никаким благом технологий, не заплатив за это определенную цену. А цена эта – наши собственные изменения, это изменение наших отношений, нашей личности, общества, психические изменения в том числе, которые каждый из нас претерпевает, взаимодействуя с новыми технологиями.

Это нужно понимать, принимать, что наша жизнь стала менее частной, менее приватной, и чтобы вернуть тот уровень приватности, который был естественным сто лет назад, нужно сильно потрудиться. Да, наша реклама стала более назойливой и таргетированной, как это нынче принято говорить. И если вы при включенном телефоне сказали, что вам очень нравятся зеленые волнистые попугайчики, готовьтесь к тому, что на вас обрушится волна зеленых волнистых попугайчиков, которые будут вам предлагаться в самых разных видах и формах. Это плата за новые технологии, и как с этим жить, каждый выбирает сам.

Для нас нужно понимать только одно: с духовной точки зрения, с точки зрения православия есть в этом только одна опасность: когда виртуальное полностью вытесняет собой реальное, когда за удовольствием мы идем в виртуальность, за поддержкой идем в виртуальность, за наградой, за тем, чтобы получить сведения. Это делает человека зависимым. Всякая зависимость – это страсть, а всякая страсть владеет человеком, как и любой грех, и в этом большая духовная опасность того, что человек станет беспомощным без придатка в виде компьютерного устройства с линией связи…

А Православной Церкви Интернет для чего?

Я как руководитель Миссионерского отдела Пятигорской епархии могу сказать: мы должны быть там, где наша паства. Если наша паства уходит в онлайн, мы должны быть рядом с ней, проповедуя ей Евангелие, благовествование Христово в любых видах, формах, на любых площадках и в любых обстоятельствах. И у нас сейчас главное миссионерское направление – Интернет. Да, мы в Интернете распространяем больше информации, чем за его пределами, потому что там люди привыкли сейчас информацию получать. И самый успешный миссионерский проект у нас – Telegram-канал архиепископа Феофилакта, у которого по 40–50 тысяч просмотров каждого короткого видео. Я считаю, что это хорошая аудитория.

Говоря о молодежной аудитории, в настоящее время многие бьют тревогу, что в сложившейся сложной международной политической обстановке, когда агрессия, попытки информационных войн, Интернет становится опасен. Чем и как себя защитить?

– Интернет сам по себе так же опасен, как холодильник. Для обжоры холодильник опасен тем, что в нем много еды, но наполняют Интернет, как и холодильник, люди. И опасность происходит не из Интернета как средства передачи информации, средства связи, а от людей, которые пытаются с помощью этого средства и рекламных технологий наполнить нашу молодежь своей идеологией, своими идеями. Вот сейчас один из руководителей наших государственных служб заявил, что, по его данным, около 80 тысяч стипендиатов американских фондов среди студенчества российского стали приоритетной целью для идеологической обработки, чтобы сформировать из них ту пятую колонну, которая и сбежала из России с февраля 2022 года.

Это те, которые международную стажировку проходили?

– Да. И вот эти 80 тысяч студентов сейчас становятся приоритетной целью специально обученных профессионалов для того, чтобы промыть нам мозги. И естественно, что преимущественным каналом информации и связи будет для этого, конечно, Интернет. Но в этом виноват не Интернет, а те люди, которые злоупотребляют этим средством в своих нечистоплотных интересах. И чем больше в Интернете будет православия, наших собственных лидеров общественных мнений, правильного понимания того, что критично для нашей молодежи, что важно, тем меньше останется места для того, чтобы в мозги нашей молодежи вливалось что-то другое.

Вы верно подчеркнули: есть очень полезный контент в Интернете, православные каналы, те же музеи рассказывают о своих экспозициях, фондах.

– Но православие поживее все же будет, чем музейная экспозиция. 

Духовность, культура…

– Духовность – это не только культура. Это образ мысли и образ жизни. Когда смысл жизни находится за пределами земного существования, а человек верующий, это больше, чем просто следование культурной традиции и умение перекреститься и освятить кулич на Пасху. Это более фундаментальные, более глубокие вещи, поэтому религия может быть идейным стержнем культуры, духовным, но культура всегда вторична по отношению к религии, как, собственно, и идеология тоже.

Отец Михаил, как в интернет-пространстве представлена Пятигорская и Черкесская епархия?

– Наша замечательная епархия представлена многообразно. У нас есть головной сайт, который как раз сейчас проходит процедуру ребрендинга. Это blago-kavkaz.ru. У нас есть Telegram-канал «Благословенный Кавказ». У нас есть страница в группе «ВКонтакте», в «Одноклассниках», во всех основных соцсетях. Есть такие же страницы, каналы и собственные сайты у наших церковных округов, то есть благочиний, есть у некоторых активных приходов такие же страницы, поэтому в Интернете нас много. «Благословенный Кавказ» – это наш бренд, ищите нас по этому названию, подписывайтесь, ставьте лайки, у нас большой канал на YouTube. Будете всегда в курсе новостей Пятигорской епархии.

А службы онлайн праздничные можно ли посмотреть?

– Ну, это уж если совсем ножки не ходят, потому что есть вещи, которые нельзя сделать онлайн: покаяться в грехах, принять Тело и Кровь Христовы.

Записала Татьяна Щербак

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать