О земном и о небесном. Итоги года

25 декабря 2023 г.

Год 2023-й завершается, какими событиями он запомнился и как встретить новый – об этом поговорим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

– Отец Михаил, каким стал уходящий год для православных христиан всего мира и чего (исходя из произошедших событий) следует ожидать?

– Конечно, минувший год для нас важен тем, что мы, слава Богу, его завершаем. Слава Богу, мы его прожили со всеми его трудностями и бедами и в то же время со всеми его радостями и приобретениями. Для православных христиан всего мира каждый год – это год благости Господней, несмотря на те события, которыми мы, люди, этот год наполняем. Даже если эти события находятся не совсем в духе христианской любви и не совсем соответствуют желанию Господа Бога видеть нас всех Своими любящими детьми.

Минувший год был, во-первых, годом продолжающейся агрессии против Украинской Православной Церкви. Нам больно видеть Церковь-сестру, которая угнетается, практически уничтожается, у которой насильственно забираются храмы. Общины загоняются в подполье, несмотря на пристрастия и политические воззрения ее членов. На это совершенно не обращается внимание. Только за то, что люди принадлежат к крупнейшей православной конфессии страны, они подвергаются репрессиям. Даже наши западные уже не партнеры, а соседи по планете стали вдруг замечать ближе к концу года, что это действительно происходит, что существует эта проблема. Пока даже никакого выражения серьезной озабоченности этим мы не видим.

В то же время другое значимое событие, которое случилось ближе к концу года, это Всемирный русский народный собор, очередное его заседание. Этому интересному сообществу экспертов и просто неравнодушных людей в этом году уже 30 лет. Интересно, что, выступая на заседании этого собора, Владимир Владимирович Путин озвучил очень важную вещь, акцентировав внимание на будущем нашей страны и на том, какие моральные и духовные основы у этого будущего должны быть. Как и положено, ближе к концу года эти основы, скорее всего, будут не нашим воспоминанием о прошлом годе, а нашим впечатлением и вдохновением на будущий год. Главное, что он сказал: мы – русские люди, у нас есть духовные ценности, Русская Православная Церковь и лично Святейший Патриарх Кирилл очень много делают для того, чтобы эти ценности были в душе наших людей, не этнографическим прошлым, а живым настоящим. Государство, общество и Церковь едины в том, чтобы сохранить русскую культуру и нашу страну, которая является цивилизацией, а не просто одной из многих стран.

– Ведь это действительно, пожалуй, сегодня самое важное. В сложное время живем, мягко выражаясь. Как сегодня нам, русским православным, противостоять безнравственности и пороку, царящим на Западе (ЛГБТ, трансгендеры, однополые браки)? Как вообще все это возможно и что Русская Православная Церковь делает, чтобы противостоять этой мировой бесовщине?

– Противостояние ради противостояния никакого позитива не несет. Самый лучший способ противостать всякой нечисти, которую Вы частично перечислили, заключается в том, чтобы вести христианский образ жизни самим. Если мы действительно хотим быть проповедниками нормального образа жизни, нам нужно самим вести этот нормальный образ жизни. А для этого нужно самим чаще бывать в храме, чаще обращаться к Богу с молитвой. Нужно самим строить свою жизнь не на принципах собственных желаний и сиюминутных «хотелок», а на принципах евангельских заповедей. Когда наша страна станет по-настоящему православной христианской страной, тогда мы сможем сказать: мы это делаем ради того, чтобы противостать каким-то негативным ценностям.

Проблема заключается в том, что те, кто исповедует антихристианские ценности, чрезвычайно активны и очень привержены своим ценностям. Они их реально исповедуют и реально ими живут. А те люди, которые исповедуют позитивные ценности (семейные, нравственные, христианские), зачастую чрезвычайно пассивны. Почему-то думая, что это само по себе правильно, поэтому не нуждается ни в поддержке, ни в защите, ни в каком-то влиянии, чтобы сохранить и укрепить то, что и так правильно. Зачем защищать то, что очевидно является правильным?

На самом деле, увы, в современном мире это не так. К чему призван и способен каждый человек, даже не проповедник, не богослов, не религиозный, общественный или политический деятель, а любой человек? Защита традиционных ценностей заключается в том, чтобы жить этими ценностями каждому в своей семье. Это самое первое и основное, что может сделать каждый из нас.

– Я думаю, что в нашей епархии прихожане так и стараются жить. Каким был этот год для Пятигорской и Черкесской епархии?

– Надеюсь, что наши прихожане, преодолевая свои немощи и грехи (как и все мы) стараются наполнить свою жизнь исповеданием заповедей Божиих и исполнением этих заповедей в своей жизни. Не всегда получается, но для этого есть таинство Покаяния и другие церковные таинства, чтобы, упав, подняться и снова продолжать двигаться к Богу. Для Пятигорской епархии, как и каждый год, это был тоже год благости Божией. В этом году у нас развивались социальные проекты, благотворительное служение, миссионерское, образовательное.

Если сейчас начать отчитываться о проделанной работе, это будет очень длинно, содержательно, но, к сожалению, думаю, довольно скучно. Чтобы не утомлять тех, что нас сейчас слышат и видят, я бы сказал, что в основном по-прежнему социальное служение оставалось главным общественным служением нашей епархии. Вместе с проповедью Христа и изучением православной веры социальное служение осталось основным служением нашей Пятигорской епархии. Это служение развивалось в первую очередь наиболее видимым образом, интенсивно.

– Это прекрасно. Приближается Новый год, праздник выпадает на пост. Как отмечать его правильно, в соответствии со всеми нашими духовными, православными традициями? Да и время такое, не до гуляний, разгар СВО, страна должна объединиться в молитве…

– Я бы не сказал, что вся страна должна объединиться в молитве, потому что в нашей стране есть люди верующие и неверующие, есть представители разных религий и внутри христианства разных конфессий. Но в одном мы можем объединиться – в скромности. Мне кажется, сейчас время скромности, и это касается в том числе и предстоящих праздников. Для православного христианина совпадение праздника с постом не означает, что нужно обидеться на всех вокруг: я пощусь, а вы тут празднуете, грешники...  Нужно поздравить своих ближних, пожелать им всего самого хорошего. Вручить, может быть, какие-то подарки людям, для которых это праздник, прежде всего деткам. Любой праздник можно встретить скромно. Необязательно идти на корпоратив в коротком красном платье. Можно надеть длинное красное платье, поздравить коллег, съесть что-нибудь постное и тихо уйти до того момента, пока корпоратив не стал слишком веселым, например.

В принципе, для православного христианина Новый год очень скромный праздник. Это призывание благословения Божьего на предстоящий год. Во всех храмах нашей епархии будут служиться новогодние молебны. В этом году 31 декабря воскресенье. В воскресный день утречком можно прийти в храм помолиться, причаститься за литургией, совершить новогодний молебен, который все чаще совершается не перед церковным новым годом, а именно перед гражданским. А еще есть добрая традиция нашей епархии – ночная Божественная литургия, которую архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт совершает в монастыре. Каждую новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января владыка совершает Божественную литургию. Можно встретить Новый год в молитве, помолиться за Божественной литургией. Если у кого-то есть такая возможность, приглашаю. Мне кажется, это будет одним из самых интересных и лучших вариантов встречи Нового года; по крайней мере, такой Новый год Вы не забудете никогда.

– Как давно у нас в стране вообще празднуют Новый год?

– Очень давно, но сначала он был 1 марта, потом 1 сентября, а потом начал праздноваться 1 января. И произошло это по указу императора Петра I, который повелел ставить во дворах красивую елку, зажигать факелы и всячески радоваться и веселиться именно в этот день. Именно таким образом, как мы уже привыкли за эти столетия. Надо сказать правду, вплоть до 1918 года Рождество праздновалось 25 декабря. Оно, собственно, и сейчас празднуется 25 декабря. Но мы помним, что есть юлианский календарь, а есть григорианский календарь. Окончательно и бесповоротно мы перешли на григорианский календарь только в 1918 году. Вплоть до этого момента все было очень приятно и радостно. Сначала было Рождество 25 декабря, а потом был Новый год. И он служил завершением больших праздников, которые начинались со дня святителя Николая 19 декабря. Центром, вершиной этих торжеств было Рождество Христово 25 декабря. И завершались эти празднества новолетием гражданским 1 января, после которого люди уже начинали работать, веселье шло на спад.

Когда поменялся календарь в 1918 году, празднование Рождества стало, конечно, менее актуальным и многие рождественские традиции перешли в новогодние. Почему у нас сейчас такая путаница в головах? То, что было разными праздничными традициями в разные дни до революции, смешалось в один разрешенный праздник Новый год. И мы помним, что елки только в 1930-х годах вернулись к детям. А празднование Рождества стало возможным только после конца 1980-х годов. Кстати, первая трансляция по телевизору была именно трансляция Рождественского богослужения из Богоявленского Елоховского собора в конце 1980-х годов. Это было великое событие для всего нашего православного мира. Так что такие у нас традиции.

– А как с подарками? Когда впервые возникла эта идея?

– Подарки тоже Петр I повелел дарить на Новый год, не только на Рождество. Опять же нужно понимать, что подарки оставались рождественскими. Их вручали на Рождество и до самого Нового года продолжали праздновать. Новогодний подарок появился тогда, когда Новый год стал опережать Рождество по календарю. Тогда все эти подарки перешли на новолетие. Новогодние подарки – это детище советской эпохи.

– Как еще епархия готовится к Новому году и Рождеству? Какие мероприятия запланированы?

– Конечно, мы готовимся прежде всего к Рождеству. Это опять тысячи рождественских подарков, это детские новогодние архиерейские елки (обычно они бывают в Пятигорске, Нальчике и Черкесске). На святках владыка снова пригласит духовенство с семьями на праздник, но это будет уже после Рождества. Новогодние праздники для нас все-таки, как я уже выше сказал, отходят на второй план по сравнению с предстоящим Рождеством Христовым. Для нас явление в мир Господа и Спасителя Христа гораздо важнее. Какой будет праздник для семей духовенства, пока большой секрет. Могу сказать, что этот праздник пройдет в Спасском кафедральном соборе. Начнется он с богослужения, с молитвы, а дальше большой секрет. Для деток все будет как всегда: праздничное угощение, подарок, открыточка от владыки и праздничное представление.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Ольга Смирнова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать