О земном и о небесном. День матери-казачки

4 декабря 2023 г.

4 декабря – День матери-казачки. Что это за праздник и какова его история, вспомним с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета, священником Владимиром Зегнуном.

 Отец Владимир, День матери, как известно, в России отмечают в конце ноября, а День матери-казачки подчеркнуто отдельно, 4 декабря. С чем это связано, какова история этого праздника и есть ли прямая взаимосвязь с подвигом терских казачек станицы Наурской?

– Действительно, эта связь прямая. Этот день особого воспоминания роли женщины в истории Отечества и казачьего служения. На память приходят два дня: само историческое событие (летом, в июне) и день воспоминания женщин-казачек, которые связаны с одним историческим событием, когда женщины-казачки, старики и маленькие дети совершили, с точки зрения, пожалуй, любого человека (без эмоций невозможно рассуждать об этом событии), героический поступок.

С политической или исторической точки зрения вряд ли это событие можно назвать какой-то серьезной битвой. Но на эмоциональном уровне и, как следствие, в культуре это событие, во-первых, никого не может оставить равнодушным, а во-вторых, говорит о героизме и силе духа женщины-казачки.

Историческое событие восходит к XVIII веку. Первая турецкая война, 1774 год. По некоторым данным, восьми- или девятитысячное войско, возглавляемое турками, в составе которого были и крымские татары, подошло к станице Наурской, где в этот момент мужчины, все служивые люди, были в походе. В станице были только женщины, маленькие дети и старики.

Станица была более-менее укреплена, хотя была еще очень молода, работы по ее фортификации должны были только проводиться, но уже был насыпной ров, какие-то фортификационные сооружения. Была артиллерия, пушки, ядра, но без опыта эта станица была, что называется, легкой целью. Но неожиданно дала очень серьезный отпор.

Возглавляемые стариками, пожилыми воинами-казаками (которые уже сами не могли воевать должным образом, но могли подбодрить словом и передать опыт, объяснить, что делать, показать силу своего ратного умения), нарядившись в яркие праздничные одежды, вышли женщины-казачки и маленькие дети. И дали очень серьезный отпор. Более того, бой не утихал практически весь день…

– Даже щи в ход пошли, если я не ошибаюсь…

– Да. Как говорит народная традиция, предание, все были поставлены, условно говоря, под ружье и должны были варить смолу, разогревать котлы. Речь шла даже о том, что щи использовались для того, чтобы поливать неприятеля. Оттуда и пошла поговорка: наурских щей поели. Близлежащие станицы слышали стрельбу, пальбу, но не предполагали, что происходит. Думали, что некий праздник у соседей. Те события происходили накануне памяти апостолов Варнавы и Варфоломея. Существует предание о том, что в этот день в стане врага видели двух скачущих воинов на белых конях, которые внесли серьезное смятение в ряды турков. На следующий день оказалось, что битва очень быстро прекратилась.

Есть несколько преданий. По одному из преданий, один из казаков умело прицелился из пушки и метким выстрелом то ли ранил, то ли убил родственника полководца, который возглавлял этот поход. Тот посчитал это для себя дурным знаком. Так получилось, что по факту сражения женщины не только отстояли свою станицу, но и повергли своих врагов очень быстро в бегство. Восьмитысячное (по другим данным, девятитысячное) воинство не выстояло против духа и силы станицы, в которой были только женщины, старики и маленькие детки.

– А кто такие казачки вообще? Казачкой нужно родиться или, может быть, можно стать, связав себя, к примеру, узами брака?

– Есть прекрасные размышления на этот счет. Казачкой, прежде всего, нужно быть. Как говорится: недостаточно казаком родиться, им еще нужно быть. Так и женщине. Можно услышать много размышлений на этот счет. Можно быть женой казака, но не быть казачкой. А можно быть казачкой, даже будучи молодкой. Очевидно, если некий человек приносит присягу на верность и служит исправно, то он буквально и формально будет являться казаком.

– А как же вера православная? Казак без веры не казак.

– Конечно. Имеется в виду, что, будучи православным человеком, верующим и честно служащим Отечеству, даже формально, этот человек необязательно может происходить из казачьего рода. С другой стороны, есть возражения о том, что всякий человек, который вступает в казачье войско, пронизывает свою жизнь казачьим бытом, культурой, традицией, начинает заниматься изучением своего рода. Внимательное изучение показывает, что во втором, третьем поколении точно (во всяком случае, здесь у нас, на юге России, на южных рубежах) предок-казак находится очень быстро.

Действительно, может быть так, что и пришлый человек станет казаком. Есть более суровые традиции, предполагающие, что только внук станет полноценным казаком, если его дед и отец себя проявят (если подходить совсем строго и формально). Казак и казачка – это не этническое самоопределение, а казачье сословие. Поэтому казаками, вольными землепашцами на службе у Отечества, в этом смысле может быть всякий, верно исполняющий свою присягу, в том числе и женщины.

– Кстати, должна ли казачка давать присягу и почему этот вопрос воспринимается Церковью неоднозначно?

– Церковью он вообще не воспринимается. У всего должен быть смысл. Если женщина находится на службе, в том числе военной, она приносит присягу независимо от того, казачка она или нет. По сугубо традиционному мнению Церкви (это важно, если мы говорим о казаках и соблюдении традиции), если женщина в храме наравне с мужчиной принимает поставление в казаки (в казачки в данном случае), это не просто не является необходимым, а является неполезным.

Фронт казачки – это дом, семья, воспитание детей, поддержание нормального эмоционального и душевного состояния в семье. Потому ее служба, прежде всего, не ратная. Но следует подчеркнуть: это не значит, что казачка не способна дать отпор или встать на защиту Отечества. Просто у всего есть свои цели и задачи.

Странно было бы, если бы мы человеку, музыканту, рекомендовали заниматься возделыванием земли, а землепашцу – играть на музыкальных инструментах. Я думаю, что каждый должен заниматься своим делом, потому что, исполняя свои обязанности (как сегодня говорят, в соответствии со своими компетенциями), можно достичь более хорошего результата.

– А присяга какую ответственность налагает в дальнейшем, что требует от человека, который ее дал?

– Присяга – это клятва. Даже само слово «клятва» в нашей русской традиции как холодный душ. Само слово отрезвляет. «Клянусь» может произнести только человек, который понимает при этом всю ответственность и значение слов, которые он произносит.

Однокоренное слово «проклятие», то есть клятвопреступник – это проклятый. Причем проклятый, прежде всего, самим собой, своими словами. Потому присяга, то есть клятва, – это максимально серьезное обещание, которое может принести человек. Присягу дают люди, которые служат. И служба предполагает верность и некую жертвенность. Любой труд важен, но служение такая форма труда, которая требует некоего внутреннего отречения. Присягнуть может только человек, который осознает всю ту ответственность, которая возлагается на него.

– Но почему-то современные казачки, многие из них, хотят (в силу определенных обстоятельств, тенденции времени) быть уравненными в правах с мужчинами, поэтому так настаивают на присяге, чтобы также присутствовать на кругах. Правильно ли это?

– Это некое следствие массовой культуры. Нужно обратить внимание на нашу традицию и историю. У нас на Руси вопроса о какой-то эмансипации как освобождении женщины не должно быть. Женщина в нашей культуре занимает серьезное место. Она имеет равные права и имела эти равные права всегда. Тем более когда мы говорим о казачке, мы понимаем, что женщины-казачки, как правило, несли на себе весь быт.

Когда у мужа двадцатилетняя служба, на женщине все. Она умеет и может исполнять те необходимые задачи, которые исполняет мужчина. Но нужно ли это? Здравый смысл нам показывает, что это не нужно. Для того чтобы чувствовать свою значимость, необязательно вставать в караул.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Ольга Смирнова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать