– Если не ошибаюсь, праздник был учрежден в конце XX века, чтобы люди славянского мира (это порядка трехсот миллионов человек) помнили об общности языков, своих корнях и жили в дружбе и единстве. Сейчас, если брать крупнейшие народы, о дружбе и единстве вообще можно говорить?
– О дружбе и единстве надо говорить всегда. Думаю, дружба, любовь между людьми – это самое главное.
Если говорить о наших славянских собратьях (именно так можно их называть), то, конечно, кто-то сейчас раскритикует: мол, о каком единстве можно говорить на сегодняшний день, в 2023 году, когда такое творится? Другие скажут, что, наоборот, надо всяческим образом поддерживать единство, потому что в единстве сейчас главный смысл, очень важный для нашей страны, и мы должны достучаться до представителей других стран, славянского населения, которое там живет, чтобы сказать им, что в единстве наша сила, что единство – это самое главное.
Я думаю, здесь палка о двух концах, ведь если говорить об исторических предпосылках, конец XX века – это распад трех самых больших государств, соединяющих славянские племена: Чехословакии, Югославии и Советского Союза. С другой стороны, славяне, люди, которые нам близки по своему духу, языку, культуре, вере, никуда не делись, они так и остались. Они живут не только в определенных государствах, а по всему миру. Многие эмигрировали после 1917 года, а также после 1991 года и в наши дни. Поэтому не только какие-то государства объединяют эти триста миллионов человек, а весь мир, и значит, нужно говорить о дружбе, единстве, мире во всем мире.
Конечно, для нас очень важно помнить о родстве, исторических связях с теми государствами, с которыми мы близки. Это и восточные славяне, и белорусы, и украинцы, и южные, западные славяне; все те народы, которые нам сейчас небезразличны. Возможно, некоторые из них сейчас находятся в конфронтации с нашим государством, но они не должны чувствовать себя в конфронтации с нами. И мы не должны их представлять как людей, которые могут причинить нам вред. Это дело политиков. Наше дело – человеческое.
– Полностью с Вами согласна. И все же, если рассуждать глобально, когда славянский мир дал трещину? И был ли этот мир? Или это идеалистическая картинка?
– Думаю, конечно, мир был. Мы знаем, что децентрализация власти проходила (если брать определенный период времени – XX век) с большой раскачкой, и время перестройки после 1985 года это очень хорошо показало. Это и погромы, и какие-то марши, и столкновения на национальной почве. Сейчас многие спорят, было ли это вызвано какими-то внешними обстоятельствами продолжавшейся в то время холодной войны (хоть и шла политика разоружения). Или это обстоятельства, которые уже, что называется, накипели в сердцах людей, живших в республиках, и казались чем-то незыблемым и нерушимым. Но события произошли, и с этим необходимо смириться.
Парад суверенитетов, который проходил в конце 80-х – начале 90-х годов, перед развалом Советского Союза, это очень хорошо показал. Руководство страны, которое столкнулось с этим парадом, с этими факторами, не могло уже держать страну, которая трещала по швам. Это печально, но факт.
Когда сейчас говорят, что была возможность силой заставить остаться внутри страны или найти какие-то другие способы объединения, сохранения, – это все «диванные» аналитики. Давайте будем заниматься не прошлым (хотя мы очень любим это делать), а настоящим. А настоящее показывает, что трещины были. Они были в начале XX века. Сложно было только что сформировавшемуся правительству большевиков сохранить республики в том составе, в котором они были до 1917 года. Силой, кровью им это сделать удалось, но какой ценой?
– Ужасает тот факт, что трещина, которая возникла в отношениях с Украиной, сейчас уже достигла размеров пропасти. Русский язык они ненавидят, общей духовной культуры, по сути, тоже уже не осталось. Бога они запретили; все, что связано с Московской Патриархией, – тоже табу. УПЦ готова венчать, регистрировать однополые браки. Это чудовищно! Как дальше быть со всем этим? Неужели наши народы никогда не смогут друг друга понимать, как раньше?
– История – вещь коварная. Люди, которые жили десять лет назад, не могли сказать, что будет сейчас, тем более если брать какой-то еще больший отрезок времени. Мы не знаем, что будет с нами завтра. Тем более не можем говорить о том, удастся или не удастся преодолеть пропасть, разрыв между нашими государствами, будет он разрастаться или, наоборот, завтра все закончится – и все мы будем жить в мире, дружбе и согласии. Мы этого не знаем, но молимся за это.
С другой стороны, то, что делается сейчас в нашем соседнем государстве, происходит не с 24 февраля 2022 года, а в течение нескольких десятилетий. Та же самая языковая политика, отмена русского языка: силой заставляли и учителей в школах, и детей, в том числе в восточных, центральных регионах Украины, заниматься именно на украинском языке (вести программу, бумажный учет и разговаривать). Зачем надо было пугать людей, заставлять их это делать? Пришли к тому, что молодое поколение, 18-летние юноши и девушки, уже не знают русского языка, потому что не учили его в школах. А ведь все исходило именно от государства, его политики.
Можно говорить и о других ценностях, которые сейчас попираются. Конечно, нам больно смотреть, что делают с верующими людьми этой страны, в том числе и с Православной Церковью. Мы знаем, что недавно у них совершен переход на новоюлианский календарь, теперь Рождество у них, как они говорят, как и во всем цивилизованном мире (то есть европейском мире), 25 декабря, а не 7 января. Многие ведь жили в течение нескольких десятилетий, из поколения в поколение, зная, что Рождество Христово или Пасха в определенное время, знали, что богослужение в храмах совершается на церковнославянском языке. Приходя в другие храмы, они оказываются совершенно в другой реальности.
Мы это уже проходили в советское время, когда была попытка государства не только влезть в дела Церкви, но уничтожить ее изнутри, создав параллельно структуру обновленчества. И люди ее не приняли, потому что предлагалось ввести ряд реформ (и они были введены), богослужение на русском языке, силой забирались храмы у православных верующих, которые хотели сохранить каноническую Церковь.
Все повторяется. То, что сейчас там происходит, схоже с историей XX века. Мы лишь можем сказать, что это неправильные шаги, и знаем, к чему они в дальнейшем привели: 1941 год, война, которая заставила не только простых людей, но советское правительство задуматься, союзники ли им эти самые обновленцы, которые со своими реформами оттолкнули от себя огромную часть верующего населения. К 1943 году эта организация перестала существовать. Были какие-то представители, которые потом перешли либо к нам, либо ушли от нас, тем не менее все закончилось в течение 15 лет.
– Кстати, о союзниках. Конфликт на Украине стал лакмусовой бумажкой мира и единства тех же славянских народов. Кроме Беларуси есть ли у нас еще единомышленники и партнеры среди славян?
– Когда в декабре 1991 года был подписан документ о развале Советского Союза, был создан Союз Независимых Государств. Многих людей пугает слово «независимые»: было хорошо, когда они были зависимые и находились в составе одного государства. Для меня лично является очень приятным слово «союз»: это бывшие республики, сохранившие статус дружественных стран, которые раньше входили в состав Советского Союза.
Я думаю, не только среди славян, но и среди других народов сохранилась тенденция к дружбе. Дело не в политике, а в людях: среди населения республик тоже много славян, людей, которые нам близки.
Наш правящий архиерей является в то же время архиереем патриарших приходов в Туркменистане, управляющим Бакинской епархией в Азербайджане. Эти структуры были созданы не просто так, а в первую очередь потому, что там живут люди, которые исповедуют православную веру, там есть христианские православные общины, которые просят духовного попечения архиерея и священнослужителей. Хотя основной религией и в Туркменистане, и в Азербайджане является ислам, тем не менее государство поддерживает наши православные общины, и наш владыка, прихожане и священнослужители, которые там несут свои послушания и молятся, тому свидетельство.
Было ли возможно, скажем, тридцать лет назад, когда существовал Советский Союз, не только в республиках, но и в нашей стране открыто ходить в храмы, молиться, посещать богослужения? Увы, нет. Поэтому можно много говорить плохого и печального о том, что произошло в 1991 году, но и из этого можно вынести что-то хорошее, что привело к такому положительному исходу. Дай Бог, чтобы эта тенденция сохранилась.
– Каковы, на Ваш взгляд, дальнейшие перспективы славянского мира?
– Когда мы говорим о какой-то конфедерации или о создании совместных дружественных государств, то, конечно, самый главный вопрос, с какой целью все это создается. Если это создается с целью противостояния, как сейчас модно говорят некоторые аналитики, ведения боевых действий, союзничества против кого-то – не знаю, к чему это приведет.
Создание такого союза нужно для обеспечения мира и порядка, защиты культурных ценностей, защиты нашей веры. Надеюсь, что когда-то между нашими народами (не только народами бывшего Советского Союза, но и нашими друзьями сербами, болгарами и так далее) будет мир. Никто не знает, к чему этот мир приведет, но верю, что к чему-то хорошему.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!