О земном и о небесном. Чудотворная икона святых Бориса и Глеба

5 февраля 2024 г.

Сегодня мы поговорим о возвращении похищенной из музея чудотворной иконы Бориса и Глеба. Святыню, написанную предположительно в XV веке, вернули Вологодскому областному музею ровно 4 года назад. Об этом поговорим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном Галумовым.

– Отец Иоанн, что известно о Борисе и Глебе? Кем они были и чем прославились?

– Святые Борис и Глеб были детьми великого равноапостольного князя Владимира, впоследствии также ставшего святым. И, конечно же, они претендовали на княжеский престол. Известно, что уже при жизни они знали о заговоре против них старшего брата Святополка, которого нашего история назвала Окаянным. Но несмотря на знание о заговоре и возможность противопоставить своему брату какие-то войска, они со смирением честно столкнулись с предательством брата и со смертью. Их знают как князей, впоследствии названных страстотерпцами, т.е. погибшими от рук близких людей. Сразу после кончины они стали очень почитаемыми среди людей, и уже при великом князе Ярославе Мудром их канонизировали. Они считаются первыми русскими святыми.

При этом стоит сказать, что они с самого начала, с XI столетия, почитаются не только на Руси, но и в Византии, в Константинопольской Церкви. Их образы появляются в Сербии и других православных странах. Таким образом, мы видим, что их почитание очень древнее и распространилось сразу же не только среди нашего народа, но и среди других Православных Церквей.

Стоит сказать и об исключительности их подвига на политическом уровне. Политика и стремление к власти, которые обычно наблюдаются и у княжеского, и у царского двора в разные периоды истории, в разных странах, не были им присущи, потому что они были по-настоящему верующими людьми.

– В летописях отражены свидетельства чудесных исцелений у гроба князей. Что известно об этом?

– Имеется очень много свидетельств от начала прославления этих святых, когда к месту их захоронения стали приезжать и именитые люди, и простые. Приходя ко гробу, верующие испрашивали у них как у святых заступников помощи, исцеления и получали просимое. Но, наверное, самым важным является то, что перед мощами святых страстотерпцев молились наши российские правители. Молились не только о получении какого-то совета, но и наверняка о прощении и вразумлении тех, кто находился на каком-то перепутье, или о тех, кто осмеливался идти против них. Потому что мы знаем о чудесном заступничестве Бориса и Глеба не только в первые века их прославления (XIXII столетия), но и в XVII столетии, во время польско-литовской интервенции. Их именами потом называли и других наших царей (Борис Годунов, к примеру, который правил в непростое время в нашей стране).

– Когда и где была написана древнерусская икона XV века и в чем ее особенность?

– Стоит сказать, что датировка написания иконы святых страстотерпцев Бориса и Глеба немного разнится. Это может быть и XV век. Но некоторые иконописцы считают, что во второй половине XIV века или начале XV века этот образ был написан для одного из монастырей. И потом долгое время хранился там.

Как изображены страстотерпцы? Очень важно было показать их равнозначность между собой. Поэтому святые братья изображены одинакового роста. Важно было сочетать при написании иконы не только их лики как мучеников, но и как князей. Ведь Борис и Глеб были потенциальными правителями Руси, поэтому важно было подчеркнуть их княжескую принадлежность. А также иконописцы пытаются изобразить их молодыми, умершими в самом расцвете своих сил.

Важным моментом является на иконе всегда символ мученичества – это крест, который держит любой мученик. Что касается князей Бориса и Глеба, они также держат в руках мечи, ведь они были главами дружин, у них были свои войска, они готовы были защищать свою Родину. Интересно, что меч у одного из братьев преклонен к земле: он держит его вниз острием. Опущенный вниз меч – важный символ мира, символ того, что человек, принадлежа к воинам, не собирался никого убивать, но хотел идти к людям с мирной целью. И князья здесь показывают эту очень значимую роль своего подвига. На иконе это отчетливо видно. Она уникальна, потому что это образ первых русских святых.

– Отец Иоанн, когда эта икона обрела славу и стала чудотворной?

На протяжении долгого времени она находилась в разных монастырях. Во время нашествия поляков и литовцев в начале XVII века пред этой иконой молились и монахи, и те, кто не желал, чтобы монастырь был захвачен интервентами. И случилось чудо: захвата не произошло. Можно сказать, что к этому периоду относятся и чудотворения, и особое почитание среди верующих людей.

– При каких обстоятельствах икона была похищена?

– Виной всему революция 1917 года, когда по всей стране происходило изъятие церковных ценностей, в том числе и икон. Многие образа были поруганы, изрублены на куски или сожжены. Но что касалось иконы страстотерпцев Бориса и Глеба, то тут даже большевики представляли, что есть вещи уникальные, ценные ввиду древнего написания или создания. То, что было создано много столетий назад и считалось памятниками архитектуры, не было попрано: даже у безбожной власти рука на эти святыни не поднялась.

Но эта икона все равно пострадала, потому что она была передана в городской краеведческий музей как почитаемая антикварная вещь. О ней рассказывали не в контексте чудотворной иконы, перед которой советские граждане могли помолиться, но просто как о художественном памятнике XIVXV века, который очень красиво выглядит. Хотя мы не знаем, какими терминами пользовались экскурсоводы, когда рассказывали о ней.

Однако известно, что в 1991 году, когда Советский Союз приказал долго жить, эту икону похитили. И в течение нескольких лет она находилась за границей. Это, кстати, тоже показатель того времени, потому что не только икона страстотерпцев была подвергнута такой участи, но и многие другие святыни нашей Русской Церкви, которые по стечению обстоятельств – и из-за безбожной политики в том числе – оказались в музеях. Затем уже, когда контроль государства перестал быть жестким, святыни попали в руки злодеев, преследующих другой интерес: не попытку молиться или преклоняться перед этой иконой, не любование красотой древнего искусства, а просто из-за корыстных целей. После этого икону нашли уже за границей. Человек, который ее обрел и согласился вернуть, не был православным христианином, однако при его содействии икона была возвращена в Россию. Сейчас она находится не в храме или монастыре – хотя логически должно быть так,  а в музее. Говорят, что так восстановили историческую справедливость. Но к какому времени, к какому периоду относится эта справедливость, – в это не стали углубляться.

– А доступна ли икона для паломников?

– Естественно, как и любой экспонат любого музея, икона открыта для посещения. К ней нельзя прикасаться, но это не воспрещает верующему человеку возносить свои молитвы, находясь в помещении, которое не является храмом. Также мы знаем о том, что икона находится и в интернет-пространстве, и на сайте виртуального Русского музея. Ее можно и там увидеть, если нет возможности поехать в музей.

Вспоминая сегодня это исторически важное событие, мы не должны забывать о том, что  икона вместе со всей страной переживала, как показывает история, тоже очень непростые времена. Как и сами страстотерпцы Борис и Глеб.

Записала Мария Лытасова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать