– Сегодня у нас в гостях протоиерей Георгий Матвеев (город Калининград). Священник с гитарой – что-то будет сегодня. Я уже много лет веду здесь передачу и люблю, когда появляются поющие священники. Когда я начинал, отношение было не очень – «ему надо служить, а он поет...» А сейчас уже отношение поменялось, и поющий батюшка, можно сказать, находка. Я, допустим, все эти годы очень много участвовал в разных проектах, передачах, миссионерских движениях; и на улице выступаю. Получается, это такая миссия: священник выходит на поприще на улицу буквально, и это очень важно. Хотелось бы узнать, отче, откуда Вы родом, почему оказались в Калининграде, почему у Вас в руках гитара? Как Вы в Калининграде живете?
– На самом деле я родился в Забайкалье, в городе Чита, у меня отец военнослужащий. Его перевели, он учился в академии в Москве, и 80-е годы я провел на Хитровке, в центре Москвы. Потом отца перевели по месту службы, он оказался в Калининграде. А гитара появилась, можно сказать, в Москве, потому что 80-е годы были расцветом рок-движения. Мой дядя собирал множество пластинок, этими пластинками делился с моим папой. У нас всегда звучала дома музыка. Потом мне посчастливилось попасть на Подольский рок-фестиваль, в 1987 году, где выступали будущие звезды, а тогда их вообще никто не знал: Nautilus Pompilius, «Калинов мост», ДДТ. Мне было 12 лет, меня все это впечатлило, и я стал потихонечку заниматься на гитаре. Поступил в детскую музыкальную школу уже не в детском возрасте. В итоге в Калининграде это увлечение вылилось в то, что мы создали с другом Максимом группу «Духов день»; соответственно, были в начале рок-движения в Калининграде, выступали на первых рок-концертах. Тогда это было в новинку.
Помню первый рок-концерт. Как только мы выступили, нас сразу же повезли на радио, взяли интервью, была достаточно активная творческая и музыкальная жизнь. Мы записали тогда альбом, 1995–1997 годы. Постепенно это все как-то сошло на нет, причем мы вместе с другом стали верующими людьми. Мой друг стал священником в то время.
– Интересно.
– Да. У него своя достаточно сложная судьба. Потом я тоже Промыслом Божиим стал священником и вообще перестал заниматься музыкой. У меня дома даже гитары не было. И лет семь я абсолютно спокойно жил без гитары. Но наступил какой-то момент, и я вспомнил, что когда-то очень мечтал о хорошей гитаре. Я проходил мимо музыкального магазина, купил гитару недорогую. Она у меня дома полежала, и вдруг начали писаться песни. Первая песня была о том, что я больше никогда не буду писать песен. И как второе дыхание, можно сказать, началось в жизни. Постепенно развилось, и я уже записал целый альбом где-то года два назад, и сейчас у нас началась достаточно активная концертная деятельность.
Я вообще считаю, что как раз то, что Вы делаете, очень важно, потому что священник не должен сидеть на приходе и ждать, когда к нему придут. Священник должен сам выходить из некой скорлупы, некоего православного гетто, где удобно, все верующие, все тебя понимают, к батюшке уважительно относятся: «Батюшка, благословите». А вот если пойти на улицу, то там уже к батюшке относятся по-другому. А если зайти в какое-то училище или школу, там и пальцем будут показывать, там уже должен нести свою миссию.
Поэтому я даже в последнее время стал ходить в общежитие техникума. Вечерком приду, мне соберут ребят, и мы с ними часик играем. Цоя, свои песни я играю; и в основном разговариваем. Я увидел, что у многих молодых людей есть интерес к такой музыке, которую я играю, которую люблю. Слава Богу, что Вы этот труд совершаете, и постепенно отношение людей к священнику с гитарой изменяется. Это некий инструмент миссии, миссионерства.
– Отче, напрашивается песня сразу.
(Звучит песня «Отгорело лето».)
Отгорело лето –
дымом листвы,
Уложило в землю
пламя свое.
Черные кораллы деревьев –
руками ветра
Подметали небо
от облаков,
Чтобы нам с тобою
видеть далеко,
Как весна спешит
солнцем растворить наши окна.
К моей пустыне дорог не сыщешь,
там есть гора и пещера есть,
Где каждую ночь в простом рубище
я грею руки у костра.
Ко мне приходят львы и фаланги,
и мы ведем немой разговор.
А утром птицы меня проводят
в тот край, что больше похож на сон,
похож на сон.
За щедрую ночь,
за долгую кровь,
что течет из ран
Твоих фонарей –
Руками Христа на страже –
твоей дороги,
По которой покинет
твой холодный чертог,
за руку с Гердой,
Гердой-весной,
твой теплом расколдованный Кай.
Зима – спасибо!
К моей пустыне дорог не сыщешь,
там есть гора и пещера есть,
Где каждую ночь в простом рубище
я грею руки у костра.
Ко мне приходят львы и фаланги,
и мы ведем немой разговор.
А утром птицы меня проводят
в тот край, что больше похож на сон,
похож на сон.
– Я тоже послушал Ваш рассказ и понял, что все очень похоже. И со мной то же происходило, и я тоже гитару, было, забросил, хотя друзья на меня очень сердились… Тогда я строил храм, становился священником, я горел, не до гитары было. А потом оказался рядом с храмом, который я строил, дневной стационар для наркоманов. И ко мне обратились оттуда: «Батюшка, а Вы можете с нашими ребятами поговорить? Нам бывает трудно найти с ними общий язык». Прихожу, у них сиденья вокруг специально для работы психологов, чтобы не было преград. У нас, видите, стол между нами.
– У нас свеча.
– Свеча, да. А там ничего. Сидят они, им уже так все надоело... Я с трепетом начал с ними беседовать. А они просто спят… Слыхали, мол, мы эти байки, поп какой-то… Я сбегал в храм, взял гитару (у меня там гитара была) и дал им концерт. У меня есть и рок-н-ролльное прошлое, и рок. Я дал концерт, они проснулись, у них такие глаза... Они начали хлопать, после этого я отложил гитару, и они меня начали слышать. Я начал с ними говорить о том, что есть спасение, что спасение только через Иисуса Христа. Он пришел, принес любовь, Его распяли… Я так им рассказывал, как будто сам все переживал. У них глаза все больше раскрывались, они как будто услышали. И я стал к ним ходить. Пока я был на этом приходе, ходил.
Потом меня судьба забросила в другие места. Их, может, больше половины поумирало, но кое-кто остался, и до сих пор мы в общении. После такого откровения, которое Господь, видимо, открыл им через музыку (у меня еще тексты пробивные, о поиске смысла), что их затронуло, мы стали друзьями. До сих пор мне пишут. Некоторые исправились, сошли. Так что это действует. И Ваши походы по общежитиям – это здорово, интересно.
– Буквально вчера мы приехали в Петербург, и я думаю, надо как-то с пользой время провести. Я сходил в реабилитационный центр для подростков, имеющих проблемы с законом. Вчера для них поиграл. А это ребята с очень сложной судьбой, и тоже думаю: пойдет – не пойдет. Поиграл им песни, поговорили о смысле жизни, о Родине, о воспитании, можно так сказать. И в конце (они вроде отстраненно слушали) подошли и очень многие поблагодарили. То есть до них дошло. Через музыку можно достигнуть сердца человека, тем более рок-музыка очень эмоционально насыщенная. Она помогает затронуть какие-то глубинные струны души. И потом гораздо легче разговаривать.
Привыкли, что священник сейчас мораль читает, что делать, что не делать. А если просто задаешь вопросы глубокие, о которых все люди размышляют (смерть, жизнь, любовь, смысл бытия), то человек к тебе располагается, видит, что ты тоже сомневающийся, ищущий, и он хочет с тобой к чему-то прийти. В этом смысле рок-музыка очень интересный инструмент.
– Поэзия хорошая.
– Да, это важный момент.
– У меня был такой случай. Я готовил проповедь и понял, что говорю, а люди как-то не просыпаются… И я взял кое-что из поэмы «Русский крест» Николая Мельникова… Сейчас фильм такой вышел, тоже рекомендую всем посмотреть.
– Да, мощный фильм.
– По-моему, можно было по-другому его немножко снять. Пореченков, в принципе, хорошо сыграл. И я взял из этой поэмы часть, которая мне нравилась. А я все время в телефон что-то скидываю интересное, и у меня есть блокнотик, куда я постоянно собираю крупицы золотые, жемчужины. Иной раз женщина говорит: «Батюшка, что делать, не знаю». И я смотрю на эту тему Иоанна Златоуста, кого-то еще, Никона Воробьева… А женщина: «Батюшка, спасибо, это как раз то самое».
Так вот, я читаю и смотрю: люди плачут, храм рыдает просто. Поэзия попала прямо в точку какую-то болевую, которая есть у каждого человека, где душа и сердце раскрываются. Это меня потрясло...
Еще песню.
– Хорошо.
(Звучит песня «Радость».)
Нас с младых ногтей да не учили искать
Красного села да под куполом.
И по росной траве не водили нас
В предрассветный час на заутреню.
Но всему свое время, время петь и молчать,
Впустишь ветер в окно, да не пожнешь тишины.
И по горящим углям не пройдет за тебя,
Не пропляшет другой да у последней черты.
Да только ты же знаешь…
Сегодня радость, завтра горе,
А послезавтра тоска.
А если не с Тобой, то с кем?
А не сейчас, то когда?
Отдавши соль, кровь, пот и слезы,
На каравай живота
Приять бы мир, а что еще
Нам нужно тогда?
Вот звенят топоры да в глухом лесу,
Льется Свете Тих да сквозь дерев листву.
А не найдется ль там места тихого,
Места тихого да неприметного?
Да только ты же знаешь…
Сегодня радость, завтра горе,
А послезавтра тоска.
А если не с Тобой, то с кем?
А не сейчас, то когда?
– Прослеживаются лучшие традиции советского рока. Это, можно сказать, роднит нас, и когда текст более духовный, более религиозный, если так можно выразиться, то открываются новые перспективы.
– Ну да.
– Не просто петь о чем-то, если есть в кармане пачка сигарет... А тут уже другое. Хотя к молодежи, подросткам очень трудно найти дорогу, к их сердцу.
– Я живу не в самом Калининграде, есть такой город – Гусев, небольшой город недалеко от Калининграда. И у меня в городе есть два училища. Я уже много лет туда хожу и читаю беседы о семейном просвещении (как выйти замуж и т.д.). Это действительно испытание, надо, чтобы в конце они как-то тебя поняли, приняли. Для меня это всегда как Голгофа, нужно очень много усилий приложить, чтобы молодое поколение тебя услышало.
– Да.
– Потому что они относятся так: взрослый пришел и опять начинает что-то говорить о моей жизни, а она у меня и так интересная, достаточная, мне совершенно ничего не нужно. Я как-то занимался сектами и увидел, как сектанты попадают в школы, в училище. Они приходят и говорят о семье… И я тоже у них взял этот момент и говорю о смысле жизни, а между делом говорю: а православные так считают...
– Меня тоже приглашают в школы. Я был в одной школе в 11-м классе, рассказал про любовь, объяснил им, как я это понимаю, разумею. Есть духовное понимание любви, возвышенное, а есть низменное. Люди путаются в этом. Я что-то говорил про любовь возвышенную, и они меня поняли, особенно девчонки. Они все равно хотят этой чистой любви, первых отношений. Это очень близко к Богу, очень близко, чистота. Потом я не знал, куда от них деться. Я жил неподалеку, и когда проходил мимо, они меня догоняли: «Батюшка, расскажите еще что-нибудь про любовь». Им никто ничего не объясняет, они как трава растут. Удивительно. Если только педагог такой попадется, личность. Это редкость.
– Счастье человека часто зависит от семейных отношений.
– Да.
– Вы поете посвященное жене, у меня тоже есть такие произведения. И я говорю в школе: вам очень много знаний дают, а вот самого главного, к сожалению, не дают. Я уже и на высших уровнях говорю, что должны быть интересные уроки о том, как создать счастливую семью. Если ты будешь счастлив в семейных отношениях, ты будешь счастлив в жизни. По крайней мере, для человека неверующего этого достаточно. У верующего немножко другие запросы, цели и т.д. Нахожу отклик. С молодежью нужно говорить об этих серьезных вещах, особенно о любви, семейных отношениях и т.д.
– И музыкой можно это передавать тоже.
– Да.
– А у Вас есть что-нибудь такое, наподобие семейных ценностей?
– Могу спеть песню, которую посвятил своей супруге. Я тоже всегда рассказываю в школе, что она три раза не приходила ко мне на свидания, я был на нее очень зол. Я всегда тоже говорю – бывают невесты не очень, зато жены хорошие. Звонил по телефону ей домой, а тогда мобильников не было, и все молодые удивляются: как это так? Сейчас же сообщение послал – и сразу понятно… Я звонил (мою жену зовут Надежда), а ее дедушка говорил загробным голосом: «Надежды нет».
Я спою лирическую песню, можно так сказать.
(Звучит песня «Возвращение».)
На границе,
что плетью по сердцу,
Между черным и белым, между
печалью и светом,
надеждой и тьмой,
надеждой и тьмой
Ты познаешь свое пораженье,
ты увидишь свой цвет и ступенью
узнаешь Ее на своем пути,
на своем пути.
Ручьем зимы,
Листвой весны
Меня однажды ты позови.
Ведь знаю я,
Что ждешь меня.
Ведь за моей спиной – тысячи дорог,
Впереди у нас веер звездных троп.
И только лишь одна
Нам с тобой нужна...
Ведь за моей спиной – тысячи дорог,
Впереди у нас веер звездных троп.
И только лишь одна
Нам с тобой нужна,
Что звенит как струна...
Мне знакомо здесь все
в твоем доме:
Скрип дверей, ткани штор,
долгий тополь
за окном –
усталый закат,
усталый закат.
Ты меня не проси мне поведать,
где я был,
чем я жил.
Мне ответом
первый шаг
в дом,
где знакомо мне все,
где знакомо мне все.
Пускай звоню, и мне в ответ
Усталый голос: «Надежды нет».
Но знаю я,
Что ждешь меня.
– Прекрасно. Это хорошо, когда женам посвящают песни.
Ведущий Анатолий Першин, священник
Записала Ольга Смирнова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
По святым местам. Славгородская епархия. Итоговая
Беседа у камина с игуменом Филаретом. Выпуск от 8 мая 2024
Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы
Свет миру (Липецк). 8 мая 2024
Митрополия (Рязань). 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!