Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Зазвонов 11 декабря 2022

11 декабря 2022 г.

– Время поста – это не столько ограничения в пище, а особое время для добрых дел. Это гораздо важней. Конечно, мы должны делать добрые дела на протяжении всей нашей жизни, но в пост с особым вниманием. Впереди столько праздников: день святителя Николая Чудотворца, Новый год, Рождество. Что можно сделать полезного, кроме того, чтобы заниматься гастрономическим постом?

– Гастрономический пост – это всего лишь инструмент поддержки духовного совершенствования. А добрые дела – это его реализация, его плоды. Добрые дела – результат формирования в человеке любви. И, безусловно, в пост мы должны созидать ее больше. Нужно заставлять себя делать добрые дела.

Удивительный парадокс любви в том, что при появлении хоть малейшего кусочка этой добродетели ее нужно сразу отдавать. Она имеет тенденцию увеличиваться, когда ее отдаешь. Как ни странно, она умножается делением. Чем больше мы из своего сердца выталкиваем любовь, чем больше делаем добрых дел, тем больше созидаем Божью благодать. Мы становимся милостивыми, миротворцами, похожими на Бога. И как говорит Иоанн Богослов, тогда и Бог внутри нас есть.

Какие должны быть добрые дела? Мы должны быть готовы к ним в любой момент. Увидели по телевизору между рекламами о сборе денег на лечение ребенка, отправьте сообщение. Хотя бы 10, 20, 30 рублей, но пошлите. Важно быть отзывчивым к любви. Идете по бульвару, увидели просящего бездомного человека, остановитесь на секунду. Потратите вы на это совсем немного времени, но помогите человеку, даже если он вам не очень нравится или вы сомневаетесь в том, что деньги пойдут на еду. Но чуть-чуть  мы ведь можем дать без сожаления? Много ли он выпьет на эти 10 рублей? Нет. Но если он вдруг будет умирать от голода, то на эти деньги сможет купить булочку и уже не умрет.

Чтобы не думалось много, нужно всегда быть готовым на какие-то моменты добрых дел. По-другому посмотрите на близких людей, не злитесь на них. Это тоже доброе дело. Попробуйте полюбить их. Ведь это заповедь о любви. Все говорят, что нужно относиться к другим так же, как к себе. Что это значит? Немножко примеряйте на себя положение другого человека. Разве полезет в рот бутерброд с икрой, если те, кто рядом, его не едят? Просто примеряй это на свою шкуру во всем. Хочешь какую-то хорошую шапку? Сначала посмотри, рядом с тобой человек в такой шапке или нет. Если он будет в такой шапке, то на здоровье носи свою. Нужно именно такими моментами и руководствоваться, иначе получается, что ты не любишь ближнего, как самого себя. Это ведь простая заповедь.

– Простая, но одновременно сложная.

– Если не будешь об этом думать, будет легко. Ты должен быть отзывчивым. Когда нет денег, ты не сможешь помочь нищему, но сможешь сказать ему доброе слово утешения. А если есть деньги, то поделись. Обязательно примирись с соседом. Ты хочешь, чтоб с тобой ругались? Нет. Тогда сам не ругайся. Исполнение этой заповеди – стяжание любви – вот задача поста.  Если ты не исполнил эту заповедь, то твой пост никому не нужен и пользы никакой не принесет. Гастрономический пост – это лишь поддержка, костыль для созидания любви. Вот и все.

– Вопрос от телезрителя: «Пост – время особого примирения. Иногда родные не общаются друг с другом и не могут сделать первый шаг к примирению. Дайте, пожалуйста, совет, как решиться на него и как не обижаться, если кто-то все равно не захочет мириться.  

– Сначала надо посмотреть в зеркало. Посмотреть на себя и спросить: «Дурак ты или нет?»  Подумаешь, что вроде нет, умный человек. Замечательно. Поговори с собой, с зеркалом. Все мы с детства знаем, что тот, кто умнее, должен сделать первый шаг. Не важно, прав ты или не прав. Конфликт – это всегда две правды. У тебя своя, у другого своя. Но ведь кто-то должен быть умнее. Посмотри в зеркало и скажи: «Я умный человек и сделаю первый шаг». Взбодрись. Иначе все мы скатимся в доказательство своей правды. Но зачем? Кому она нужна? Мир – это самое ценное, что есть. Итак, скажи себе: «Я умнее и примирюсь со своим братом». Это первое, что надо сделать.

А раз ты умный, то второе, о чем нужно подумать, – это найти подходящие инструменты для примирения. Выбрать подходящее время, пригласить на чашечку чая, купить любимую близким булочку. Все состоит из мелочей. Мы ссоримся из-за таких глупостей. Все конфликты в сердцевине – это какая-то маленькая мерзостная мелочь. Когда это все распутаешь, то подумаешь: «И из-за чего все началось?» Но уже будет поздно. Нужно подумать, какой инструмент поможет сделать это эффективно.

Третье – нужно призывать Господа. Мы мало на что способны, а Он управляет всем. Мы можем не найти нужные слова, например, но Бог всегда управит. Надо помолиться Ему, хотя бы своими словами: «Господи, не знаю, с чего начать, это сложно, мы давно не общались. Благослови меня, Боже, чтобы все получилось в этот важный момент, чтобы мы примирились». А потом скажи себе: «Кроме того, что умный, я еще и смелый. Со всем справлюсь». И действуй. Дьявол будет искушать, внушать мысли: «А может, не надо? Может, лучше завтра?»

Если отложишь на завтра, точно ничего не получится. Как только возникла эта сиюминутная мысль о примирении, сразу хватайся за нее, смотри на себя в зеркало, ищи лучший инструмент, помолись Богу и иди. Ведь завтра может и не настать. Обязательно надо со всеми примириться. Эта пришедшая мысль есть зарождение любви. Думаете, она возникала у человека просто так? Нет, это Господь начинает в нашем сердце взращивать любовь. Если не начнешь сразу действовать, то этот росток погибнет, а ты будешь в своей злобе влачить жалкое существование. Такая она – жизнь. Надо пользоваться моментом.

– Вы часто ездите в паломнические поездки со своими подопечными. Когда я недавно звал Вас на передачу, Вы как раз были в отъезде. Расскажите нам о Вашей деятельности, которая покажет нам, что вокруг есть очень много людей, которые нуждаются в нашей помощи.

– Уже много лет я стараюсь заниматься социальным служением. Когда начинал, то подумал, кто зайдет в храм, с тем и буду работать. Появится инвалид на коляске – буду заниматься с ним. Зайдет глухой – значит, с глухим. Поэтому форм служения у меня было очень много разных. С глухими создали общину, для слепых детей открыли воскресную школу, регулярно общаемся с районными обществами инвалидов и ветеранов.

Сейчас по благословению Святейшего Патриарха я служу в храме на Павелецкой. И по воскресеньям встречаюсь с общиной людей, больных рассеянным склерозом. Мы создали ее вместе с супругой. Это тяжелое неизлечимое заболевание молодых людей. Возраст дебюта этой болезни где-то с 17 до 25 лет. Чаяния и мечты детства молодых людей разрушаются об эту болезнь.

Больной человек потихонечку теряет функции и качество жизни. Он находится в тяжелом состоянии, прежде всего моральном. Наша община дает им какой-то новый взгляд, новые силы. Тогда мы ездили в Санкт-Петербург в Александро-Свирский монастырь, к мощам Серафима Вырицкого. Нас было 35 человек. Были люди и на колясках, и те, что ходят со скандинавскими палками для ходьбы, им с ними легче держаться. И несмотря на это, многие забрались на смотровую площадку Исаакиевского собора. Я сам думал, что отдам Богу душу, когда туда забрался. Высоко, 286 ступеней. А они были такие радостные... Эти эмоции дают человеку очень много сил. Я их очень люблю и стараюсь всегда помогать. В этот четверг они снова едут в какой-то монастырь. Мы ездим каждый месяц. Они постоянно причащаются, уже не могут без храма. У нас есть традиция каждое воскресенье читать Священное Писание и толковать его.

Прихожане нам всегда помогают. Думаю, что такое должно быть в каждом храме, просто нужно правильно к этому отнестись. Если появился в храме какой-то особый человек, надо им сразу заняться, узнать, как ему можно помочь. Да хотя бы сказать доброе слово. И увидите, как за одним особым прихожанином скрывается Христос. А завтра их будет больше. Они оздоровят общину, так она становится любвеобильнее.

– Все от слов невольно переходят к деятельной любви.  

– Верно. Все прихожане откликаются. Даже если они ничего не делают, их сердце уже как-то располагается ко Христу. А когда на службе не один-два инвалида, а двадцать пять человек и все приходят на исповедь, причащаются, то остальные начинают задумываться: «Господи, а у меня-то какие проблемы? И я ведь еще ропщу, унываю». Это очень сильно оздоравливает. Конечно, если кто-то начинает заниматься социальным служением, какими-то добрыми делами, то это выгодно прежде всего самому человеку. Он меняется. Он становится другим – Христовым. Это обязательно нужно делать. Иначе никакого тебе рая.

– Это правда.  Недавно телезрители задавали вопрос: «Для чего совершать милостыню?» Ведь иногда бывает, что она никому не нужна. Но она необходима тому, кто ее творит.

– Обязательно. Для инвалида его крест – благо, билет в рай. Иначе он не научится терпению. С такой болезнью большое дело уже просто не возроптать. Это уже будет подвиг, героизм, нормальный человек так не сможет. Те, кто каждый день борется с тем или иным заболеванием, – герои. Это их доброе дело. Это крест, который они несут для рая. Они и нас оздоравливают, прежде всего нам творят добрые дела. Это очень важно.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Бог бессмертен. Он существует вне времени и Сам является источником жизни. Весь остальной и духовный, и материальный мир создан Им, а потому зависим и не может быть бессмертным. Тогда чем объясняется бессмертие человеческой души? Если б она была бессмертна, ее невозможно было бы уничтожить. Но в Книге Откровение сказано, что все, кто воспротивятся Богу, будут уничтожены. И духи, и души – все.

– Если мы говорим про Бога, что Он есть Истинный Дух, то все остальные очень похожи на Него, но все же отличаются. Чем? Очень трудно сказать. Что значит бессмертие? Наверное, правильно будет говорить не «бессмертие», а «долгожитие».

Смерть возникла в рамках греха. Господь нашел инструмент, чтобы спасти нас от телесной смерти. Христос говорил, что смерть души – это страдание, которое она чувствует.  

Будем ли мы с вами существовать в вечности? Господь говорит: «Да». Насколько эта вечность такова? Насколько она связана с той вечностью, которой живет Бог? Мы не знаем. Да, это философия, богословие. Мы другие. Мы все же от Него отличаемся, но не сильно. Бог создает нас по образу и подобию Своему. То есть в той перспективе, в которой мы должны быть, мы очень похожи на Него. Сколько мы сами мыслим лет в нашей жизни? Как говорит псалмопевец, дни лет наших семьдесят лет, а если в силах – восемьдесят. Сейчас немножко побольше с учетом новых лекарств, лучшего качества жизни и так далее. А если посмотреть на время, сколько человек живет на этой земле, это мало или много по сравнению с 80 годами? Конечно, много. А в нашей голове эти цифры уже не укладываются. Даже если возьмем по библейскому исчислению, то семь тысяч лет прошло от Адама.

И если тебе говорят, что нужно сдать экзамен – прожить эти 80 лет на земле, а потом семь тысяч лет в раю, есть смысл побороться и жить правильно? А если представить, что на экзамене ты 80 лет ничего не будешь делать, а потом последуют семь тысяч лет бездарной, безобразной жизни? Тогда ты будешь стараться сдать этот экзамен и сделать это хорошо, потому что у тебя семитысячная перспектива. Это благостно. Да.

Но почему-то на сегодняшний день мало кто хочет сдавать этот экзамен. Все тут двоечники, во время экзамена где-то гуляют, занимаются своими делами и даже не хотят подумать про эти семь тысяч лет.

Но Господь говорит, что времени будет больше. Насколько больше? Семь миллионов лет? Это много или мало в нашем сознании? Как можно говорить о долголетии в рамках Бога, у Которого вообще нет времени? А мы родились во времени, значит, у нас есть какая-то конечная цель. Но где она? Для нас это вопрос не совсем принципиальный. Мы уже получим жизнь в раю во много крат лучше, чем здесь эти 70–80 лет. Может быть, она после 150 миллионов лет закончится. Возможно. Но разница между 150 миллионами лет и 80 годами очень солидна.

– Вопрос от телезрительницы: «Некоторые святые отцы пишут, что муки в аду будут не бесконечные, в конце концов будет все во всем, то есть в Боге. От чего ушли, к тому и придем. Значит в аду Господь нас очистит, как золото, от всяких примесей – и мы будем в Боге?»

Бесконечны ли муки в аду?

– Действительно, некоторые святые отцы говорят, что они не бесконечны, другие настаивают на том, что все же бесконечны. В Священном Писании Сам Господь говорит о бесконечных мучениях. Но мы должны понимать, что Господь, касаясь времени бесконечности, учитывает нашу с вами абстракцию, наше понимание этого. Мы не мыслим в понятиях бесконечности. Мы не можем представить ее себе. Для нас бесконечность – это много-много немыслимого времени, но все равно это какое-то время. Поэтому я всегда удивляюсь, когда начинают спорить по этому богословскому поводу. Если думать, что в аду человек будет получать очищение и муки конечны – это очень расхолаживает. Допустим, тебя в результате все-таки очистят и все будет хорошо, но, простите, а если это будет через 120 миллионов лет? Ты же все эти миллионы лет будешь жить в аду. Какая тебе в этом польза, какое утешение? Может, лучше эти 80 лет на земле взять себя в руки, потерпеть и потом жить нормально...

Ад – это прежде всего муки совести, и на самом деле это место милосердия Божия. Он создан там, где человек не лицезреет Бога. Адам не мог видеть Бога после грехопадения. Он и слышать Его не мог. Мы с вами тоже не умеем Его видеть. И в этой жизни мы должны научиться с Ним общаться, стараться снова увидеть Его, почувствовать, чтобы потом, когда предстанем перед Ним лицом к лицу, мы не сожглись и сами бы не побежали от Него, чтобы смогли воспринять эту любовь.

Смысл жизни на земле – встретить Бога. Как говорит Алексей Афонский, нужно построить в своем сердце хижину, чтоб там поселился Христос. То есть нужно очистить свое сердце, начать работать с благодатью Божией, которую Он нам будет посылать, чтобы она не жгла нас, чтобы наша совесть не трепала нас каждый день своими бесконечными беспокойствами, как пчелиный постоянно жужжащий рой. Человек здесь, на земле, не может остаться один на один с собой. Ему надо постоянно чем-то заниматься, уйти в работу с головой, погрузиться в суету, глушить это водкой или выпить снотворного, лишь бы не услышать себя, лишь бы не проснуться и не задуматься о том, как живешь.  

Но что это за жизнь? Это какое-то бессмысленное времяпрепровождение. И кто-то еще смеет называть это жизнью? Без Бога, без вечности она не имеет совершенно никакого значения. Все будет плохо. Пошел куда-то, поскользнулся, попал в травмпункт. По дороге вор залез в карман и украл месячную зарплату. Вернулся домой, посмотрел в зеркало, и оказывается, аллергия на носу выскочила. Что это за жизнь? Это наша с вами рутина. Но если мы находим Бога, то перестаем обращать на это внимание. Мы не теряем радости и мира, даже если у нас аллергия или вытащили кошелек. Нам спокойно, потому что Господь дает нам радость. Мы здесь уже начинаем жить в раю, здесь мы его создаем. Нам даже не надо будет его иметь где-то там, нам уже здесь благостно с Богом. Почему многие святые отцы здесь жили, творили любовь? Потому, что они были уже не земные, они просто скорбели, что здесь они Бога не видят. Но и здесь они уже были в утешении, в мире, любви, и им было благостно.

Скверная жизнь, которая здесь и в которой ничего хорошего нет, им казалась и здесь раем, им было благостно. Поэтому, думаю, это совершенно бессмысленные философствования – будут адские мучения бесконечно или все же  когда-то какой-то конец будет. Если говорить, что Бог есть любовь и Он послал Сына Своего, чтобы мы не погибли, а имели жизнь вечную, то можно предположить, и многие святые отцы предполагали, что эта любовь осилит, переселит все и рано или поздно спасет нас, несмотря ни на что, – это уже воля Божия. Что нам от этого, будем мы знать это или нет?

Что касается Апокалипсиса, Второго Пришествия и так далее, когда ученики спрашивали Господа, когда это будет, Господь всегда строго отвечал: какая вам разница? не о том думаете. Так вот, когда православные христиане начинают об этом размышлять, они точно не о том думают, надо переключаться и думать о сегодняшнем дне, что ты сегодня сделал для того, чтобы приблизить к себе эту вечность в нужном для тебя формате?

Вопрос телезрителя: «Как понять, делаешь добрые дела ради Бога или нет?»

 Как определить, ради чего ты сейчас сделал что-то хорошее?

– Недавно меня приглашали на вручение благотворительной премии, сейчас очень много благотворительных конкурсов, премий за ту или иную деятельность, и мне тоже что-то вручили. Награждали очень многих достойных, замечательных людей, но были и другие. Приглашают на сцену очередного призера. На сцену поднимается дама в роскошнейшем платье, которое блестит аж, глаза режет, она улыбается. Ну, думаю, почему бы и нет, все же премия, публичное мероприятие, но было еще что-то другое. В этот момент встают человек пять фотографов, с разных сторон ее фотографируют. Ей вручают премию, и обычно вручили, поблагодарили и пошли. Но она не отпускает премию и вручающего ее и продолжает фотографироваться. Это продолжалось две минуты. Это было вопиюще, и, мне кажется, организаторам надо было обратно забрать эту премию. Видно, что человек занимается даже добрыми делами, но точно не для благотворительности, а воздвигает себе нерукотворный памятник.

Зачастую гордыня является двигателем тех или иных моментов. Хочешь сделать доброе дело и не знаешь, для Бога оно или для себя? А ты подумай: если сейчас я сделаю так, что никто об этом не узнает, если я никому об этом не скажу, смогу ли я сделать это доброе дело? Если в тебе ничего не шелохнулось, значит, делай спокойно, даже можешь всем о нем говорить, оно не вызовет у тебя гордости. То есть ты делаешь это безусловно, потому что тобой движет любовь. А если тебе становится хорошо от этих мыслей, даже если это может быть назидательно для других – это совсем другое. Тогда уже стоит подумать. Ну а если у тебя возникло огорчение, что никто не узнает об этом, то, мне кажется, даже не стоит делать это доброе дело. Лучше сделать паузу, пойти на исповедь, поговорить со священником, сказать: «Я хочу сделать доброе дело, но потом столько мыслей о себе, какой же я хороший». Пусть священник сначала тебя проверит на наличие этой скрытой гордости, посмотрит, как ты с ней справляешься, увидит другую мотивацию для этого дела, и только тогда делать.

Есть еще один момент, об этом говорит Игнатий (Брянчанинов), тоже про добрые дела, говорит о мудрости при исполнении доброго дела: «Перед тем как сделать доброе дело, подумай, а не искушает ли тебя сатана, чтобы ты истратил все свои силы на это дело, а сил на спасение собственной души у тебя уже не осталось?» Это тоже надо учитывать, потому что человек и по любви, и по гордости начинает весь погружаться в это доброе дело и совершенно забывает, что кроме добрых дел есть еще какая-то другая рутина. Есть семья, есть работа, что-то еще. Я столько раз видел, как плачевно заканчивались все эти посылы, даже благие... Всегда нужно помнить: мы при этом никогда не должны терять самообладания. Это важно.

– Где грань между служением ближнему и человекоугодничеством?

– Служи – как самому себе. Недавно я для своих прихожан сделал такой опрос: «Давайте поразмышляем. Представьте себе известного олигарха. И вдруг он получает сверхприбыль. Какие у вас мысли?» И вот я слышу: «И так богат, а ему еще припало. Да за что? Чтоб ему пусто было. Чтоб он ногу сломал…». И это православные христиане, я же спрашивал наших прихожан. «А теперь представим, начальник вам выписал внеплановую премию. Какие у вас будут мысли?» – «Это хорошо. Это радостно». Я говорю: «А что же вы не исполняете заповеди о любви? Человек получил сверхприбыль, и вы огорчились, а когда вас это касается, вы радуетесь. Тогда надо радоваться в обоих ситуациях или же не радоваться, когда вы что-то получили. Скажите своему начальнику, что не можете принять эту премию. Откажитесь от нее, если вы не можете радоваться за другого человека в подобной ситуации».

Это четко отрезвляет. Так же и в болезни. Когда вы заболели, вам плохо – вы переживаете. Но когда заболел кто-то из известных людей, богачей, каких только реплик мы не услышим... Если вы при болезни печалитесь, тогда и печальтесь, если вы услышали, что это коснулось другого, ведь он тоже ваш ближний. В этом случае это не будет человекоугодничеством.

Совершенно замечательная заповедь: Возлюби ближнего, как самого себя. Поставь себя на его место и делай что угодно, и не будет человекоугодничества, потому что себя ты не будешь обманывать, по-настоящему будешь все делать. Делай все так же, как себе, – это универсальный рецепт. Это не мой рецепт, об этом сказал Господь. Святые отцы и апостолы об этом говорят в своих писаниях и посланиях.

– То есть поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

– Ну да. Хочешь бутерброд, оглянись: всем хватило бутербродов? Если что, свой раздай, сколько на всех получится. Попробуй так жить, тогда будет легче. Никто же не говорит отдать ближнему больше, чем себе; столько же. Но и это оказывается для нас очень тяжело.

– Но мы будем бороться.

– Ну, не бороться, стараться.

– Батюшка, подытожьте нашу программу и обратитесь к нашим телезрителям.

– Дорогие телезрители, наше сердце постоянно находится в суете, мы мало думаем о Боге, о добрых делах, обо всем, что нам действительно нужно, – о рае мы мало думаем. Поэтому постарайтесь взять за правило быть отзывчивыми к чему-то доброму, хорошему. Как только появляется секунда свободного времени, даже необязательно открывать акафист или что-то еще, своими словами воздохните: «Господи, помилуй!» О себе или о ближнем. Начинаете злиться, скажите: «Господи, помилуй, этого человека…» (Вместо того, чтобы реагировать на него.) Из этих мелочей вы составите доброе, отзывчивое, совершенно не каменное, а живое сердце, в котором, надеюсь, родится Господь.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Максим Заливакин

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать