Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В поселке Черноисточинск Свердловской области дорог, прямых как стрела, нет по определению: вверх, вниз – так диктует его месторасположение в одном из самых красивых уголков Среднего Урала. Поднимаешься в гору, а на горе – церковь. Каменный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла стоит на этой земле с 1862 года. Молитву старших поколений сегодня продолжает поколение новое. В том числе семья настоятеля Петропавловского храма иерея Максима Захарова: дочери (Ксения, Елизавета), сыновья (Михаил, Дмитрий, Иван) и, конечно, его жена – матушка Ирина.
Матушка Ирина:
– Разные были испытания, моменты, когда их анализируешь и понимаешь, что это был Промысл Божий.
Промысл Божий коснулся обоих много лет назад в родном для них городе Кировограде, где Максим и Ирина родились, росли, жили в одном доме и учились в параллельных классах школы. Кировоград – дитя советского времени. Активистка, староста класса, Ирина была погружена в общественную работу, учебу, школьные будни, в которых, конечно, не было места храму, да и самого храма не было. Ближайший – за 13 километров в Верхнем Тагиле. Он стал первым в жизни Ирины.
Матушка Ирина:
– Раньше крестили дома, меня бабушка крестила. Была возможность съездить в Верхний Тагил докрестить. Наверно, каждый в сердце понимает, что человек не сам по себе пришел в этот мир.
После школы – Нижнетагильский пединститут, филологический факультет. Окна комнаты в общежитии, где поселилась девушка, смотрели на Александро-Невскую церковь. Кресты, купола, само строение притягивали к себе.
Матушка Ирина:
– Во мне посеяли семя, которое хотело уже прорастать, мне хотелось сходить в храм, посмотреть, как там, потому что не было раньше возможности. В Верхний Тагил съездили, меня окрестили, и больше я в храм не ходила.
Тем временем зерно веры прорастало и в душе ее однокашника Максима, который, как вскоре выяснилось, тоже поступил в Нижнетагильский пединститут, но на химико-биологический факультет.
Иерей Максим:
– Моя бабушка была верующей, прошла тяжелые времена: войну, голод, холод, – и все время была с Богом. Приезжая к нам в гости, она всегда рассказывала с теплотой сердечной о вере, о Боге, говорила: «Внучек, ты должен знать молитву “Отче наш”».
Студент-химик, с ростком веры в сердце, тоже пришел в храм в Нижнем Тагиле, принял крещение, начал общаться с батюшками, погружаться в церковную жизнь.
Иерей Максим:
– Была икона Воздвижения Креста Господня, и у царицы Елены, изображенной при Кресте, из глаз текли слезы. Слезы – это было миро. Я слышал об этом, а здесь своими глазами увидел. Позвонили владыке Никону, который в то время был управляющим епархией, он сказал мудрые слова: «Это для того, чтобы неверующие обратились, а верующие укрепились в вере».
Эта икона находилась в храме Скорбященского женского монастыря, где крестился Максим и где прихожанкой уже была Ирина.
Матушка Ирина:
– У меня не было искушений, я была очень самостоятельной, твердой, правильно воспитанной. Меня не тянуло ни вправо, ни влево, не было шторма. Я знала, что есть нормы, правила поведения (пусть это и не православные, мирские правила), как нужно себя вести.
Так Ирину и ее старшую сестру воспитала мама. Родители расстались, когда девочки были еще маленькими, но у мамы хватило любви и мудрости, чтобы они не чувствовали себя ущемленными. Ирина все понимала, но старалась это осознать.
Матушка Ирина:
– Как правильно построить семью, что такое семья? Так как у отца Фомы Абеля многодетная семья, примером служила его матушка Елена и их чада. У него спрашивала: как правильно поступить, как общаться с противоположным полом.
Ответы на свои вопросы она находила в разговорах с батюшкой на занятиях воскресной школы для взрослых, куда, как выяснилось, приходил со своими вопросами Максим Захаров. Они периодически встречались в храме, в институте, в электричке по дороге домой в Кировоград и обратно. При одной из таких дорожных встреч Ирина пригласила его к себе на день рождения. Этот день стал началом их дружбы.
Матушка Ирина:
– Стали вместе ходить на курсы, общаться. После этого батюшка нас пригласил помогать на клиросе.
Иерей Максим:
– Возникло такое чувство, что мы друг друга знаем очень давно. Спустя некоторое время решили пожениться и обвенчаться, чтобы было Божье благословение.
Матушка Ирина:
– У нас не было мыслей о каких-то близких отношениях. Сейчас молодежь считает, что это основа, а у нас не было желания переступать этот порог.
Иерей Максим:
– Как только мы начали дружить, отец Фома (настоятель храма) посадил нас рядом с собой и говорит: «Если у вас серьезные отношения, вы знаете, с чего начинают строить дом – с крыши или с фундамента. Конечно, с фундамента, поэтому и ваши отношения тоже должны начинаться не с крыши, когда возникают чувственные моменты, а с фундамента, ваша цель должна быть серьезной. Вы должны знать и понимать, что потом ваша семья, ваши дети будут базироваться на этих добрых, светлых чувствах».
Первый кирпич в фундамент такого дома Максиму помогли заложить его друзья.
Матушка Ирина:
– Мы с ним пошли гулять, была зима, мы сделали круг вокруг общежития, смотрю, в комнате погас свет – это был сигнал ему, что все готово, пора идти. На столе стояли свечи, фрукты, шоколад, бутылка шампанского, два бокала. Я говорю: «Что это?» Он ответил: «Проходи, сейчас скажу». Сделал мне предложение, сказал, что желает, чтобы мы были единым целым, предложил руку и сердце.
Институт Захаровы оканчивали, уже будучи молодой семьей – дружной и бесконфликтной. Институт, храм, встречи с друзьями, походы, паломничества по святым местам – все легко, радостно и органично вошло в их семейную жизнь.
Иерей Максим:
– Жизнь по Евангелию в этот мир вписывается – можно спокойно жить и радоваться, не создавать тех моментов, которые тебя в конечном итоге приведут к печали, к несчастью.
Вместе Захаровы приняли решение после окончания института не возвращаться в город, а уехать в село. В черноисточинской школе оказались свободными вакансии учителей их направлений. Они вместе работали, навещали родных в Кировограде и вместе держали духовную оборону. Горячо любимые родители не поддерживали их прихода в православие.
Матушка Ирина:
– Вроде бы так ты не слушаешься родителей – они говорят, что нечего там делать: «в бабушки записались, в платочках ходите». Но мы ходили, хотя в душе было не очень хорошо: ты понимаешь, что правильно делаешь, а родители говорят, что так делать нельзя. Мы стояли на своем.
Максим и Ирина все пережили, а со временем родителей тоже привели в храм.
В Черноисточинске жизнь шла своим чередом. В свое время появлялись на свет дети. Максим и Ирина преподавали в школе, помогали в храме: он – в алтаре, она – на клиросе. Незаметно, но вполне логично подошел день, когда мужа благословили на рукоположение в дьяконы. Жена поддержала.
Матушка Ирина:
– Внутри была какая-то скорбь, что он будет не с нами. Для меня важно, чтобы он был всегда рядом, а рукоположение – это в первую очередь паства, чада, другие люди, прихожане; им нужно внимание. Я понимала, что мы плавно отходим на второй план.
А через полгода состоялась священническая хиротония отца Максима, и этот день был окрашен уже совсем в другие эмоциональные тона.
Матушка Ирина:
– Когда мы подходили ко кресту, он стоял рядом с владыкой Викентием; владыка давал целовать крест после службы. Маленькая Ксения подходит и говорит: «Папа, ты такой беленький». Владыка Викентий смотрит на него и отвечает: «Беленький». Это мне запомнилось. А он серьезный, сосредоточенный, но тут у него появилась улыбка. Это первая улыбка, связанная с рукоположением в священники, – теплая, горячая, глубокая.
После его рукоположения матушка Ирина столкнулась с тем, с чем сталкиваются все на свете молодые матушки: муж служит, она дома с детьми на хозяйстве – трудно, грустно, но если любишь – решаемо…
Матушка Ирина:
– Если не будет общения с нашей второй половиной, то не будет семьи крепкой, дружной. Самое важное, драгоценное, когда мы вместе. Если батюшка что-то строит, делает мужскую работу – я всегда с ним: буду помогать, подавать, что мне по силам. Прибираемся тоже вместе. Для меня важно, чтобы мы в любой ситуации были вместе.
Даже когда батюшки нет рядом физически, он все равно рядом: на расстоянии мысли, молитвы.
Матушка Ирина:
– Бывают моменты, когда не знаешь, как, что… И Господь так устраивает, что у тебя силы появляются, появляется нужный человек… У него ключ к общению с людьми, с детьми в семье. Они ему больше открываются, рассказывают что-то; будет так, как папа скажет.
По будням отец Максим служит раннюю литургию – с 6 утра, чтобы к 8 часам успеть в школу. Они с матушкой продолжают преподавать. Остальное время тоже вряд ли можно назвать свободным.
Матушка Ирина:
– Он устраивает «Веселые старты», гонки на велосипедах. Дети в школе его очень любят. Любовь, когда она естественная, настоящая, ничем не заменить. Дети его любят потому, что он всегда с ними – на одной волне.
И вся семья на одной волне, потому что это волна любви, а сохранение любви, как известно, – огромный духовный труд обоих. С первых дней семейной жизни Захаровы приняли для себя как аксиому: не доводить ситуации до серьезных ссор, взаимного непонимания – проговаривать все и находить общее решение.
Матушка Ирина:
– Если он говорит, что хотел бы по-другому, я сразу замолкаю. Не спорю, не начинаю сразу вступать в диалог, который может к чему-то не очень приятному привести. Батюшка видит: что-то не то – и сам включается, чтобы раскрыть меня и прийти к согласию.
Те отношения, о которых рассказывает матушка Ирина, могут показаться нереальными в наше кризисное во всех смыслах время, когда семьям бывает так трудно удержаться в потоке любви и радости. Но они оба, и отец Максим, и его мудрая жена, с юности искали ту радость, которая неиссякаема, потому что истинная. И нашли.
Иерей Максим:
– Христианство – оптимистичная религия, оптимистичное мировоззрение, потому что Господь говорит во все времена: «Я с вами до скончания века». Как бы ни менялась конъюнктура внешнего мира, Церковь – это пристань спасения, корабль, который плывет по житейскому морю, и никакие штормы, бури его не потопят.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!