Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Город Петухово – крупный населенный пункт на самом востоке Курганской области. До российско-казахстанской границы рукой подать, и это о многом говорит: исстари православные укрепляли границы своих земель и зримо, и незримо – усердной молитвой. В Петухово тоже когда-то стоял храм, который был стерт с лица земли: он мешал богоборческой власти.
Протоиерей Георгий Красников, благочинный Восточного церковного округа Курганской митрополии, настоятель Богоявленского храма (г. Петухово):
– Мы толком-то не знали, где он находился. Примерно знали место, но, когда стали копать землю под фундамент, наткнулись на фундамент старого храма. И так получилось, что наш новый храм стоит на старом фундаменте.
Старый фундамент не поддался разрушению – и это символично и тоже говорит о многом. Фундамент православной веры в нашем народе все-таки остался незыблемым, несмотря ни на какие гонения. В советское время бабушки продолжали молиться и успевали посеять зернышки веры в душах своих внуков. Отец Георгий и матушка Елена Красниковы – как раз из поколения этих внуков.
Протоиерей Георгий Красников:
– На Пасху всегда ходили с ребятами. Нравилось нам это. Кроме нас собиралось очень много народу посмотреть именно крестный ход. И на праздники какие-то большие тоже ходили.
Мальчишке-подростку нравилось рассматривать иконы и росписи в храме Воскресения Словущего в городе его детства – зауральском Шадринске. Нравилась сама атмосфера, которая не затягивала (как пугали в школе), а притягивала. Но было еще очень долго до сознательного прихода в храм и будущего священника, и будущей матушки.
Она тоже росла в Шадринске, в дружной и работящей семье сельских тружеников. Правда, полной свою семью матушка Елена помнит плохо. Папа работал штурвальным на комбайне и погиб на производстве. Ему было немногим больше сорока лет.
Матушка Елена Красникова:
– Его схоронили 31 августа, я на следующий день пошла в 1-й класс. У меня были старшие братья, я самая младшая.
Мама больше не вышла замуж: говорила, что лучше быть одной, чем с человеком, который может оказаться чужим ее детям. Сама поднимала двоих сыновей и дочь, а дети по мере сил помогали ей вести хозяйство.
Матушка Елена Красникова:
– Мы еще маленькие были, ездили вместе с мамой даже в лес дрова заготавливать, обрубали сучки.
Работы на селе всегда было много, но не о ней сегодня вспоминает матушка Елена. Детство осталось в ее памяти светлым, беззаботным – спасибо маме. Хотя ее материнская доля оказалась драматичной: ей выпало пережить двоих своих детей.
Матушка Елена Красникова:
– Мама перенесла столько страданий! Сначала отец, потом два сына… Мы с ней вдвоем остались. Маме 90 лет будет в начале февраля.
Наверное, все-таки не вдвоем. Рядом с Еленой (а значит, рядом с ее мамой) – отец Георгий, дети Максим и Анастасия, внуки. Складываться эта семья начала в городе Шадринске в начале 80-х, в один из зимних вечеров, когда Лена вместе с подружкой пошли к ближайшей колонке за водой и по дороге встретили соседских ребят.
Матушка Елена Красникова:
– И они встретились: «Давайте, девчонки, поможем вам водичку донести». Пока шли, разговорились; потом вечером они нас позвали в снежки играть. Побаловались – и так началась дружба.
Георгий Красников в то время работал помощником машиниста электровоза, Елена училась в техникуме. Оба сразу почувствовали, что между ними возникла не просто дружба. Спустя полгода молодой человек сделал предложение.
Матушка Елена Красникова:
– «Давай создадим свою семью, чтобы не потерять друг друга…» ЗАГС принимал заявления один раз в неделю – мы всё не могли попасть: в это время ему надо было на работу. Потом все-таки еще месяц нам давали на раздумье, летом свадьба была.
К началу поворотного для страны периода перестройки в семье Красниковых уже подрастали двое детей. Достаточно быстро стало понятно, какое наступало время: сложное, непредсказуемое. Тогда супруги приняли решение перебраться из Шадринска в деревню (как говорится, ближе к земле), завели хозяйство. Материальную защищенность семье с двумя школьниками оно все-таки давало. Однако у многих семей – и у Красниковых тоже – под удар попала другая сторона жизни.
Протоиерей Георгий Красников:
– У меня в то время очень тяжело заболела мама. Я не знал, как помочь. Приезжал в храм, молился как мог (хотелось побольше) – но она умерла. И я задумался об этом: как помочь людям? Именно с этой мыслью я и пришел в храм.
Сначала пришел, чтобы поработать на строительстве купола Никольского храма в Шадринске. Стал больше общаться со священниками, ходить на службы. Работал – и воцерковлялся.
Матушка Елена Красникова:
– Бабулечки стали звать: «Давай приходи, у тебя голос хороший, помогай нам петь». Как-то ходил отцу Михаилу помогать – и с этого началось у него.
Протоиерей Георгий Красников:
– Я ушел в храм. А мы жили в деревне за 30 с лишним километров от него. Редко бывал дома, в основном был в храме. Полторы-две недели меня нет дома – потом приеду, немножко побуду. Ей это было тяжело, потому что хозяйство надо содержать, детей растить.
Сначала Елена сама не понимала, что происходит, переживала. Люди судачили: «Он что, в монастырь ушел от семьи и детей?» В те годы что церковь, что монастырь – все было неизвестно, а значит, странно и страшно. Так что и моральную оборону приходилось держать.
Матушка Елена Красникова:
– Все равно везде можно найти свое место. Но, если Богу так было угодно (пригласил, видимо), – душа потянулась к Господу.
А ее душа потянулась в храм за мужем. По возможности Елена тоже стала приезжать в Шадринск, посещать службы, узнавать жизнь, которая до этого времени оставалась закрытой.
Матушка Елена Красникова:
– Сначала, в первые разы, – наверное, ради интереса, как проходит служба.
«Уважаю выбор мужа». Елена все-таки не могла понять: почему надо так резко менять жизнь? А главное – зачем? Понять не могла, но очень хотела – потому и стала приглядываться, прислушиваться к тому, что происходило в храме, узнавать, почему люди добровольно идут к священнику, а рядом с ним плачут и чуть ли не выворачивают душу наизнанку. «Это исповедь, милая, – учили бабушки-прихожанки. – Ты не сможешь понять, что это такое, пока сама к ней не подойдешь». И она пошла.
Матушка Елена Красникова:
– Думала, что надо подойти, рассказать батюшке о своих грехах. До сих пор такое бывает: готовишься – думаешь, что каждая наша мысль бывает не совсем хорошей. О ком-то, например, плохо подумал (что этот человек неправильно, нехорошо делает). Но это считается осуждением. Тоже грех. А как не осуждать? Не получается все равно. Постоянный круговорот.
Думать, что после первой исповеди все твои грехи как рукой снимет, – лукавство. Божия благодать проникает в душу осторожно, чтобы не сжечь ее дотла, но вылечить постепенно. И с каждой исповедью, с каждым причастием она становится чуть легче, чище. Духовная работа, называемая жизнью, не терпит суеты, но требует терпения и усердия.
Матушка Елена Красникова:
– Говорят же: человек крестился – значит, уже познакомился с Господом. И с этого времени Господь нас видит (раз мы уже с Ним познакомились) – и надо делать благие дела, за свои поступки отвечать.
Эти слова матушки Елены – результат ее собственной духовной работы, многолетней и каждодневной, внешней и внутренней. Внешняя работа – это помощь батюшке в храме, лавке, на клиросе, в трапезной, по хозяйству. Матушка Елена успевает везде. Что же касается внутренней…
Протоиерей Георгий Красников:
– Через нее со мной общается очень много прихожан. Так бывает, что люди стесняются у меня что-то спросить, сказать и так далее. Через нее часто передают. Конечно, и со мной общаются, но в основном через нее.
Столкновения интересов, говорит матушка Елена, в их семье почти нет, а если случаются, то вступает в силу выведенная ею для себя формула: муж всегда прав. И это тоже результат духовного труда. Стоит отступить, чем-то пожертвовать ради мира и согласия в семье.
Матушка Елена Красникова:
– Мы же все равно слабее – поэтому должны быть мягче. Когда мы переехали в Петухово (батюшку сюда направили), наша дочка училась в 6-м классе. Она начала ходить в храм на клирос, пела (у нее хороший голосок). И сын алтарничал, батюшке помогал. Пока свои семьи не создали, с нами были, все ходили помогать в храм.
Сейчас и у сына, и у дочери – собственные семьи. У отца Георгия и матушки Елены – два внука. Младшему – 10, старшему – 14, и он особенный ребенок. По просьбе матушки мы не будем углубляться в подробности его заболевания, но то, что он пришел в семью ради ее спасения, понимают все. И объединяются в молитве за его здоровье и в поле безусловной любви.
Матушка Елена Красникова:
– Мне кажется, это самая сильная молитва: за своих детей, внуков.
Протоиерей Георгий Красников – благочинный Восточного церковного округа Курганской митрополии, настоятель Богоявленского прихода в городе Петухово. Ответственность огромная. Прежде всего за душу каждого верующего, который приходит в храм, – а значит, к вере. Ответственность быть пастырем, нести слово Божие так, чтобы оно проникало в души и давало там благодатные всходы. Для этого самому надо пребывать в мире и любви. Хранительница и источник такой любви для него – матушка Елена.
Протоиерей Георгий Красников:
– Моя опора, щит, прикрывает мою спину. Девяносто процентов семейного благополучия, тепла идет от матушки.
От ее тишины и кротости, умения принимать любые предлагаемые обстоятельства с миром, а значит – с доверием Божией воле.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи. Мир вашему дому.
Ведущая Елена Саенко
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!