Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В храме во имя святителя Николая Чудотворца поселка Чесма Троицкой епархии семья настоятеля в полном составе: иерей Артемий Кайгородов, его жена – матушка Елена, дочь Мария, сын Иоанн и мама матушки – Нина Васильевна. Приехала, говорит, в гости к детям из шумного Магнитогорска, чтобы подышать чистым полевым воздухом и помолиться рядом с дочерью.
Магнитогорск – родной город матушки Елены, и там ее родной храм. Можно сказать, что она выросла под его сводами, впитывая каждой клеточкой тела и души слова молитвы, льющейся с клироса.
Матушка Елена Кайгородова:
– Мой дедушка (ныне уже покойный) отец Василий был протоиереем, моя бабушка – матушка Надежда. У них восемь детей, большая семья. И все мы служили в Свято-Никольском храме.
На клиросе пели мама и все тетушки Лены. Удивительной силы и красоты многоголосие девочка слышала с раннего детства и сама, будучи совсем крохой, читала на клиросе Трисвятое. Подросла – начала петь в младшем церковном хоре. Духовная общность родных людей и дома, и в храме была той атмосферой, в которой девочка росла.
Матушка Елена Кайгородова:
– Когда я видела, как к дедушке подходят, благословляются, у меня была такая гордость, что это мой дедушка, что он вот такой!.. Мы заходили к нему, он нас всегда встречал с распростертыми объятиями, на стол нам сам накрывал, у себя оставлял. Когда спать укладывал, одеяло подправлял, как в детстве. Помню, речка у дедушки с бабушкой была. Накупаемся, прибежим – нас ждет полный стол. Раньше какая пища была? Молоко, блины, картошка.
Добрая и ласковая бабушка Надежда была не единственной матушкой в их большой семье. Жена родного дяди – протоиерея Федора Сапрыкина – тоже. И крестная Елены – матушка. Со своим будущим мужем она познакомилась, когда оба учились в Московской духовной семинарии в Сергиевом Посаде. Так что Лена с детства понимала, какой должна быть матушка и какая сила ею движет.
Матушка Елена Кайгородова:
– Жертвенность, когда ради другого мы можем пожертвовать собой. Вот эта наша жертвенность – наверное, и есть любовь.
Жертвенность, то есть природное умение смиряться и уступать ради сохранения мира, ради приумножения любви у нашей матушки проявилась уже в школе.
Матушка Елена Кайгородова:
– Конечно, противостояния не было, но меня могли как-то «подколоть», назвать попихой. Я сначала обижалась, думала: «Какая же я попиха? Вроде я не дочь священника, чтобы меня так называли». А мама мне говорила: «Ты не обращай внимания». Потом, когда мы стали старше, они мне уже говорили: «Лена, ты нас прости. Мы глупые были. Ты такая же, как и мы». Я говорю: «Да я это все уже забыла».
Она всегда была под молитвенной защитой своей большой семьи. После школы училась в колледже на портного-закройщика и продолжала петь в храме. Мир с его искушениями и соблазнами ее не коснулся. Она знала: правда и радость там, где Бог. И там, где Бог, оказалось счастье.
Иерей Артемий Кайгородов, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца (п. Чесма):
– Душа по природе христианка. Так сказано. И это действительно так – душа всегда ищет Бога. Ее невозможно накормить, напоить какими-то материальными благами. Душа всегда ищет Бога, толкает нас к познанию истины, чтобы мы понимали, в чем смысл этой жизни.
Вопрос, в чем смысл жизни, для многих оказался актуальным в конце девяностых – начале двухтысячных. Смена системы координат, смещение социальных акцентов, мутный поток новых веяний с претензией на духовность.
Иерей Артемий Кайгородов:
– Я искал, что же все-таки душу успокоит, даст ей мир и радость. И когда попал в православный храм, я понял: вот то, что искала моя душа.
Душа молодого человека нашла то, что искала, именно в Свято-Никольском храме Магнитогорска – духовном доме всей большой семьи Лены.
Матушка Елена Кайгородова:
– Я, честно признаюсь, к нему приглядывалась. Он любил чем-нибудь помочь при храме. Бабушка моя говорила: «Лена, вот твой жених ходит». Я говорю: «Бабушка, ну что ты!» А она: «Нет-нет, чувствую, чувствую». Она у нас такая была.
На самом деле Елена молилась о том, чтобы встретить своего единственного. Хотя был период, когда она решила пожить в монастыре и даже думала, что останется там навсегда.
Матушка Елена Кайгородова:
– Я посмотрела монастырскую жизнь; с одной стороны, все это красиво, хорошо, молятся Богу – все это мне к душе. Но потом я подумала, что не смогу, потому что родственников нет; не мое. И я купила там молитву девицы о супружестве и стала ее каждый день читать.
Иерей Артемий Кайгородов:
– Меня просили в храме в Магнитогорске и на свечах постоять, и что-то помыть. Я помню, мы с девушками из нижнего хора, моими сверстницами, мыли перед Пасхой храм.
Матушка Елена Кайгородова:
– У нас была «Газель», нас всех развозили. Я помню, как он моей тетушке говорит: «Можно, я с вами поеду? Мне тоже надо на правый берег». Она говорит: «Конечно, Артем, садись, поехали». Мы ехали, общались. И возле нашего дома он выходит с нами: «Давайте я Вам, Нина Васильевна, помогу сумочки донести». Тетушки ему кричат: «Артем, поехали», а он говорит: «Можно, я останусь?»
Уже скоро всей семье стало понятно: будет еще одна свадьба.
Матушка Елена Кайгородова:
– Человек располагает к себе. Господь дает понять: «Это твое». Я чувствовала это. Я молилась, и Господь мне все-таки это дал.
Иерей Артемий Кайгородов:
– Если мы верующие люди, то развестись, бросить жену, если вдруг что-то не получится, – это, конечно, невозможно, недопустимо. Нужно выбирать супругу, с которой ты действительно проживешь всю свою жизнь. Проживешь не просто терпя друг друга, а все-таки в радости, мире, любви, согласии.
В мире, радости, любви и согласии молодая семья продолжала приходить в храм. После окончания Магнитогорского государственного университета Артем работал на металлургическом комбинате, а в храме служил алтарником. На свою малую родину – в Чесму – решил переехать, когда предложили хорошую должность в районной администрации.
Матушка Елена Кайгородова:
– Думала: «Из города да в деревню? Как я без храма-то буду?» В Чесме храма тогда еще не было. У меня были мысли, что не смогу. Но смирилась и поехала за супругом.
Храма действительно не было, но был молитвенный дом. К тому же батюшка сразу ее заметил.
Матушка Елена Кайгородова:
– Батюшка подошел ко мне и спросил: «А вы, случайно, не поете?» Я говорю: «Пою». – «Ой! Пожалуйста! Давайте!..» И так пошло, что я влилась в хор, мы стали учить гласы, как это правильно. В хоре большинство были бабушки.
Как верующий человек, Артем Кайгородов стал первым помощником настоятеля в алтаре, как представитель администрации – оказывал посильную поддержку строительству в селе православного храма. Место для него уже было выбрано – в центре, рядом с Домом культуры. Когда Артем зашел в недостроенное здание, а затем спустился в совершенно оскверненный цоколь, убедился: такое соседство сыграло свою роль.
Иерей Артемий Кайгородов:
– Когда я зашел в алтарь (было понятно, где алтарь), увидел, что среди всего этого безобразия стоит крест. Я посмотрел на крест и понял, что храм мы достроим.
В селе уже не верили, что храм-долгострой когда-нибудь примет верующих. Но этот день настал.
Иерей Артемий Кайгородов:
– С Божией помощью в 2009 году храм освятили. И для меня очень радостно и отрадно, что при освящении Свято-Никольского храма в селе Чесма меня рукоположили в священники.
Матушка Елена Кайгородова:
– Я воспитывалась в этой среде. Господь это дал, и я была только рада. Для меня это как награда, благодать, что он стал священником. Я сразу бабушку свою вспомнила. Мы так смеялись с ним, вспоминая слова бабушки...
Отец Артемий и матушка Елена вместе пятнадцать лет. Их первой дочери одиннадцать. Они ждали ее несколько лет. Не сказать, что Елена не переживала, но всегда могла управлять своими переживаниями.
Матушка Елена Кайгородова:
– Господь где-то дает, а где-то смиряет. Не все так гладко: вот вам все на блюдечке с голубой каемочкой. Господь вот так смирил. Это все тоже воля Божия.
Принять волю Божию не всегда легко. Иногда просто надо понять разумом, что она проявляется и в трудных ситуациях.
Матушка Елена Кайгородова:
– Когда все мы пришли к Богу, мой папа понял так, что это конец мира, конец жизни, что мама станет какая-то другая, будет только молиться и ходить в храм... Если бы он вернулся, она бы его простила. Она только и ждала этого, что он покается, прощения попросит. Потому что она для него ничего плохого не сделала.
Папы уже нет на этом свете. Семья, у которой он так и не смог попросить прощения, молится за упокой его души.
Матушка Елена Кайгородова:
– Что-то бывает, но стараюсь эти мысли отгонять, потому что уныние – от лукавого. Я в это не впадаю. Да и некогда: я и регент хора, и цветами занимаюсь, и шью, и готовлю, и ребятишек воспитываем, и кружки у нас. Некогда. Слава Богу за все!
Маша перешла в пятый класс. Занимается хореографией, плаванием, помогает маме на клиросе. Ваня – будущий первоклассник и самый юный в храме пономарь: папа благословил.
Известно, что в селе семья священника живет как в доме с прозрачными стенами: к ней приглядываются, на нее равняются, с нее берут пример. Эту высокую планку возможно держать только с Божией помощью.
Иерей Артемий Кайгородов:
– Если мы искренне верим в Бога, если искренне стараемся жить по заповедям, соизмерять свою жизнь с Евангелием, со Христом и Христос является для нас самым главным в этой жизни, тогда, думаю, те огрехи, промахи, ошибки, грехи, которые совершает священник, не ранят прихожан. Мы после вечернего правила всегда просим друг у друга прощения, и первым прошу прощения у всех я.
Матушка Елена Кайгородова:
– А как без этого? Никак! Надо друг другу простить то, что было днем (может, где-то кого-то обидел, расстроил). Вот такие правила.
И обязательно сказать: «Слава Богу за все!» Ведь эти простые слова – самый прочный защитный покров для нас, грешных и слабых.
Матушка Елена Кайгородова:
– Бог – на первом месте, а семья у меня – на втором месте. Мы друг друга поддерживаем, любим, заботимся. Детки. Вот такая малая церковь.
Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!
Автор и ведущая Елена Саенко
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!