Вторая половина. Матушка Анастасия Старкова

5 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 Каждый новый рассвет – своеобразный занавес, который вот-вот поднимется и откроет нам картину нового дня. Она постепенно наполняется звуками разной силы, высоты, тональности; реальными звуками повседневности и внутренними звуками наших чувств, мыслей, эмоций (они тоже бывают разные). Как на репетиции большого оркестра, когда музыканты, настраивая инструменты, берут несколько режущих слух звуков, чтобы через мгновение зазвучать красиво, в единой гармонии, так и мы, преодолевая собственный внутренний диссонанс, пытаемся сонастроиться друг на друга, чтобы научиться жить в гармонии – гармонии с Господом.

Матушка Анастасия Старкова:

– Фортепиано досталось от моей прабабушки, которая очень много музицировала. Этот инструмент фактически часть меня, потому что я прожила всю юность, занимаясь именно за этим инструментом.

Старинное фортепиано, которому 125 лет, хранит в себе память о нескольких поколениях семьи матушки Анастасии Старковой. В свое время советская власть клеймила позором представителей дворянских фамилий. Тем не менее пусть дозированно, но память предков все-таки передавалась новым поколениям. Прабабушку Анастасии звали Мариамна, она училась играть на этом инструменте еще до революции.

Матушка Анастасия Старкова:

– Потом Мариамна осталась сиротой, и ее очень долго делили тетки. Когда была эмиграция, ее чуть не отправили во Францию, но местные сказали: «Мы не отдадим нашу Марочку». И вот Марочка осталась здесь.

Уже перед Великой Отечественной войной судьба привела семью прабабушки Мариамны из Центральной России на Урал. В составе ее семьи были музыканты, преподаватели уральских вузов. Оказалось, что из паспорта вымарать происхождение можно, но воспитание и ориентиры, которые оно дает, нет.

Матушка Анастасия Старкова:

– Она меня вдохновляет. Я только иногда не понимаю, кто я, где я. Моя судьба так сложилась, что я попала в Санкт-Петербург. У меня было ощущение, что мне там хорошо и я на месте: и с людьми находишь общий язык, тянешься к ним, и хочется там жить. Да, есть какая-то незримая связь с предыдущим поколением.

Ее родители – дети послевоенного времени. Оба работали на Свердловской киностудии. Папа матушки Анастасии – Владимир Лаптев – со временем стал известным кино- и театральным режиссером. Любителям кино знакомы его фильмы «Залив счастья», «Тайна королевы Анны», «Охота на единорога». Любящий муж и заботливый отец двух дочерей, Владимир Кириллович разделял семью и работу.

Матушка Анастасия Старкова:

– Один раз мы были на съемочной площадке, украдкой туда пробрались. Это были съемки в парке Энгельса. Второй раз мы попали на съемку, когда он снимал последний фильм «Сыскное бюро “Феликс”». Надо было изображать из себя высшее общество. Все собрались, нарядились как смогли... Мне тогда было, наверное, лет шестнадцать-семнадцать.

В семнадцать лет Анастасия окончила Музыкально-педагогическое училище в Екатеринбурге и пробовала поступить в труппу Свердловского театра музыкальной комедии. Не взяли. Но и она поняла, что сцена не для нее. Возможно, в тот момент включилась генетическая память, потому что вместо театра Анастасия пришла петь не куда-нибудь, а в храм.

Матушка Анастасия Старкова:

– Крестовоздвиженский монастырь – это, я считаю, мой родной храм, потому что мы с мамой были там с начала его восстановления. Когда его только открыли, мы были свидетелями этого. Через год я уже оказалась в числе певчих.

А еще через год Анастасия поступала на регентское отделение Санкт-Петербургской духовной академии. Не добрала одного балла, и девушку приняли кандидатом. Надо было год нести разные послушания, в том числе, например, выполнять функции санитарки в приюте для пожилых. Тепличный цветок, выросший в любви и заботе, вырвали из привычной почвы и пересадили в другую, в которой он начал болеть и так и не смог прижиться. Спустя полгода Анастасии пришлось вернуться домой.

Матушка Анастасия Старкова:

– Это произошло, к моему большому сожалению, а может быть, к счастью, потому что Бог все устраивает так, как это нужно для нас и для окружающих людей. Жизнь все время дает свидетельства, что нужно именно так и никак по-другому.

Она поступила в пединститут на заочное отделение, чтобы не покидать храм, где пела на клиросе. Храм теперь был ее домом и защитой от влияния мира, полного искушений.

Матушка Анастасия Старкова:

– Это такой опыт, когда ты понимаешь, настолько страшно то, куда ты идешь. Но ветка жизни  может так вот неожиданно развернуться.  И ты каешься, и радуешься, и уже понимаешь, зачем ты здесь, почему ты здесь; уже начинаешь корни пускать, и вопросов не возникает. В своем детском возрасте я думала, что выйду замуж не позднее двадцати двух лет, но в результате  это сложилось в двадцать семь. То есть пришлось потерпеть и понять, что такое, когда ты один.

После окончания пединститута у Анастасии была возможность заняться научной деятельностью. Ей предлагали остаться на кафедре, но она отказалась, понимая, что наука, как и театр, не та линия жизни, которая приведет к гармонии. Вообще наступил момент, когда, как она говорит, все стало казаться пресным, даже занятия любимой музыкой.

Матушка Анастасия Старкова:

– Многие страдают, потому что это страдания, когда ты не можешь отдать свою любовь другим и уже закостеневаешь в своей привычной жизни. И чем дальше, тем сильнее. Поэтому женщине необходим брак, чтобы раскрыться: раскрыть свою любовь, раскрыть свои материнские чувства, раскрыть свою женскую суть.

Она просила Господа о семье, о любимом муже и детях, открывала свое сердце батюшкам на исповеди, училась слушать их, а через слово священника слышать Господа.

Матушка Анастасия Старкова:

– Постепенно я поняла, как жить. Помолишься, а потом начинаешь жить: радоваться каждому дню, всему, что в этом дне хорошего. Раньше для меня было вообще непонятно, что такое акафист и зачем он нужен, а тут я поняла, что это радость.

Она жила, находила радость в малом и по благословению батюшек сорок дней читала акафист святителю Николаю Чудотворцу перед его иконой в Крестовоздвиженском храме.

Матушка Анастасия Старкова:

– Под конец совершался сорокоуст. И тут пономарь Павел бежит с ужасной скоростью мимо меня. И как-то: «Ой!» – было такое ощущение: а не это ли оно?

Иерей Павел Старков, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Порт-Артурская» (г.Екатеринбург):

Помню, у меня были сапоги, которые стучали каблуками по полу, их было слышно по всему храму. Поначалу это было, наверное, даже интересно, но потом  я понял, что в храме Божием должно быть тихо, и очень скоро их снял. Но вот как раз в этот недолгий период, когда я ими гремел и  шел с пустым тазиком, потому что прибирался в алтаре, сливал воду, Анастасия Владимировна меня и увидела.

Между тем их встреча произошла намного раньше. Будущему священнику уже тогда хотелось научиться петь, чтобы помогать во время богослужений.

Иерей Павел Старков:

– К кому бы я ни подходил, все говорили: «Извините, у меня нет времени». Анастасия Владимировна сказала: «Давай попробуем». Собственно говоря, как в песне – «музыка нас связала». Мы вместе занимались музыкой, она меня учила. Я ее боялся, потому что она была очень строгая  и делала  замечания, если я фальшивил.

В пространстве музыки они сонастраивали свои души, учились петь в унисон и так  же строить свои отношения.

Матушка Анастасия Старкова:

– У людей иногда возникает вопрос: «А что такое любовь?»  Когда это вот  по голове стукнет, уже нет сомнений, что́ это. Вот оно есть, и спрашиваешь у Бога, и Он все равно ведет. А если ведет, значит, надо идти. Мы вместе молились, молились по соглашению, чтобы это отошло от нас, если это искушение.

Через год после венчания в молодой семье появился на свет первенец. Счастливые родители дали ему имя, которое переводится как «счастье», – Тихон.

Матушка Анастасия Старкова:

– Муж, будучи в семинарии, говорил мне: «Я не буду рукополагаться». А когда Тиша родился, что-то произошло. За три дня вопрос решился, и через неделю его рукополагали в диаконы. То есть  вот так: раз! Господь его взял – и все, иди.

Больше десяти лет отец Павел Старков служил клириком в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга. В сан священника он вступил совсем недавно и был назначен настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Порт-Артурская».

Иерей Павел Старков:

– Меня благословили, и это такой опыт, который нужен, чтобы возрасти и, быть может, если Бог даст сил, мудрости, что-то дать людям, почерпнув от них тоже знания, умения.

Матушка Анастасия Старкова:

– Батюшка постоянно сталкивается с тяжелыми судьбами, сложными  ситуациями, и мы начинаем понимать, что надо же как-то молиться за этих людей. Учимся обращаться к Богу, чтобы просить не только о себе и о своем семействе, о своем благополучии, но и о других людях. Я считаю, что мы в самом начале пути, еще очень многого не знаем; нам постигать и постигать. И слава Богу, что Он нам все дает.

После священнической хиротонии семья стала видеть отца Павла гораздо реже, чем раньше. Забота о доме, о детях – на плечах матушки Анастасии. Тихон, Лева и София совершенно разные, каждый со своим характером. Это нормально, ведь дети хотя еще и маленькие, но уже яркие личности, и на эти личности чуть ли не с их рождения агрессивно наступает мир, пытаясь завладеть сознанием и перепрограммировать его. Как говорили святые отцы, детей невозможно воспитать, их можно только вымолить. И матушка вымаливает неустанно, каждодневно.

Матушка Анастасия Старкова:

– Я, как правило, опираюсь на молитвы о детях, потому что там настолько хорошо сказано обо всем, о чем я хочу попросить Бога. Но бывают моменты, когда молюсь своими словами: «Мне очень бы хотелось, Господи, чтобы дети в Тебя верили, чтобы они были с Тобой». Я считаю, это самое главное, что может привести к радости, душевному миру.

И о муже молится. Просит для него Божией защиты, мудрости, духовной силы.

Матушка Анастасия Старкова:

– Мой муж очень темпераментный, очень быстрый. Мы с ним противоположности: он очень быстрый, а очень медлительная. И так же он развивается: что-то произойдет, и – новый человек появился. Я где-то тянусь и где-то иду рядом.

Иерей Павел Старков:

– Для меня Анастасия – хорошая жена, единственная жена. Это вся моя жизнь, поскольку она со мной  одно целое. Как она терпит, как она может общаться, как она может прощать ­ – это потрясающе! Я так не умею, но учусь у нее.

Матушка Анастасия Старкова:

– Фортепиано R.Rathke в достаточно хорошем состоянии. Можно поднастроить и исполнять любые произведения, получая огромное удовольствие.

Как и этот старинный инструмент, мы все время от времени нуждаемся в настройке  отношений с собственной душой, с самыми дорогими людьми, с каждым новым днем жизни, а по большому счету – с Господом Богом.

Матушка Анастасия Старкова:

– Самое главное, что мне необходимо сделать, – чтобы весь наш семейный корабль не утонул, проплыл нужное количество пути и приплыл в нужную гавань, потому что без моего внутреннего  правильного состояния это невозможно, конечно.

Мы скоро с вами увидимся и продолжим знакомство с семьями священников и их вторыми половинами. До встречи! Мир вашему дому!

 Автор и ведущая Елена Саенко

Записала Людмила Ульянова

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 15:00
  • Вторник, 21 мая: 09:30
  • Пятница, 24 мая: 13:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать