Свет невечерний. В поисках врагов

17 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Для многих наших современников Церковь ассоциируется с кодексом запретов. Церковь – это очень хмурые, чаще всего скучные и нудные люди, скорее всего преклонного возраста, которые не могут сами себе позволить каких-то развлечений, у них не хватает воображения для того, чтобы как-то нескучно и весело провести свою жизнь, и они всем другим навешивают ярлыки, запреты, проклятия и отравляют жизнь молодому поколению.

Собственно, аргумент не новый. Еще замечательный во многих смыслах философ Фридрих Ницше говорил, что христианство рождается из эмоций, которые он назвал завистью: смертельная зависть слабых людишек к тем полнокровным людям, которые могут себе позволить жить на широкую ногу, которые могут дышать полной грудью, к нормальным, адекватным, сильным людям, настоящим титанам, что на голову выше всех остальных. А вот христианство, как говорил Ницше в своем трактате «Антихристианин», – это прибежище вот этих мелких людишек, которые научились отравлять жизнь нормальным, адекватным, зрелым, полноценным людям.

Мы не будем оспаривать схемы, которые выстраивал Ницше. Это замечательный не только философ, но и литератор, которым написано очень много книг на тему его творчества. Некоторые из книг, которые писал этот антихристианский автор, очень полезно читать и христианам в том числе, потому что аргументация, которой он пользовался, во многом интересна и даже в каком-то смысле правдива. Таким образом, Ницше нам необходим для работы над ошибками. Ведь Церковь тоже ошибается. У нас тоже есть свои промахи в нашей церковной и церковно-общественной жизни.

Один из них – это любовь к запретам. Ведь наши критики не на ровном месте, не из пустоты вдруг взяли этот аргумент, что верующие люди так любят запрещать. Мы можем посмотреть последние информационные сводки, заголовки газет и увидим, что священники, верующие люди и даже церковно-общественные организации очень любят запрещать. Меня лично иногда даже берет некоторое опасение, что влияние этих групп очень усиливается, они становятся все более агрессивными, и думаешь, может быть, действительно Господь обрек христианство быть малым стадом, чтобы оно, не дай Бог, не вытоптало все то прекрасное, что есть даже в светской, мирской жизни. Иногда слова Спасителя хочется переиначить так: «Не бойся малого стада!» Но оно бывает очень опасным.

Одной из ошибок, которые, как мне кажется, это малое стало допускает, является как раз какая-то неутолимая страсть увидеть где-нибудь врагов, обезвредить их или хотя бы громко закричать. В свое время ополчились против дня святого Валентина, или каждый год в конце октября в церковной среде набирает обороты истерика против Хэллоуина. Сразу появляются статьи, заявления при службах, даже заявления епископов, которые говорят, что это сатанизм, чуждый для нас праздник, мы должны что-то делать, мы должны запретить или приковать себя к чему-то наручниками, а если показывают какой-то фильм, мы, может быть, должны лечь перед входом в кинотеатр, сжечь чучело режиссера и так далее.

Но этот аргумент о том, что это чужой праздник или чужая культура, работает в обе стороны. Потому что, если вы посмотрите, какие у нас свои праздники, останется один Покров. Все остальные заимствованы или у греков, или у римлян, или еще у кого-нибудь. Даже исконно русские имена у нас не в ходу. У нас все достаточно плотно заимствовано. Может быть, этим даже объясняется какой-то комплекс неполноценности перед Западом, Востоком, Византией, католическим миром или Америкой. Но это отдельный разговор, отдельная тема.

Праздник Хэллоуин – не более чем просто коммерческий проект. Сатанизма там ровно столько, сколько в стакане молока. Можно, конечно, и в стакане молока что-то обнаружить, даже в форме стакана или же в цвете молока, который враждебен или недостаточно благочестив. Но дело в том, что праздник всех святых, или в других странах поминовения усопших, – праздник, который имел какие-то христианские корни, влияние, может быть, кельтских традиций, просто коммерциализировался, и сейчас это продаваемый бренд.

А когда мы начинаем гневно вопиять относительно этого праздника, тыкать пальцем или приковывать себя наручниками к кинотеатру, мы мало того что выставляем себя посмешищем, но еще и работаем как реклама этого коммерческого проекта. Мы рекламируем фильмы или оперы, которые нам претят. Есть целые маркетинговые шаги, которые уже настроены на то, чтобы спровоцировать голос Церкви и тем самым подогреть скандальную известность или цитируемость того или иного продукта.

Есть замечательный ирландский фильм «Отец Тед». Это сериал 80-х годов, снятый о жизни католических священников в маленьком ирландском селе. Это комедийный сериал, сделанный с любовью, со смехом. Мне кажется, его снимали верующие люди, которые умеют над собой посмеяться. Его очень полезно посмотреть и православным священникам, и тем лидерам мнений, которые любят у нас запрещать, ругаться...

Один из сюжетов сериала посвящен тому, что епископ дает священнику указание в знак солидарности приковать себя наручниками у входа в местный деревенский кинотеатр, в котором будут показывать какую-то богомерзкую картину. Священник вместе со своим помощником – молодым священником – делают это и делают какой-то плакат в знак возмущения показом этого фильма. Но они с сожалением видят, что жители этой деревушки идут в кинотеатр и все-таки, вопреки заявлениям священника, смотрят этот фильм. Заканчивается картина тем, что владелец кинотеатра подходит к этим двум священникам и дает им пачку денег, говоря с благодарностью, что его кинотеатр был на грани банкротства и он уже собирался его закрыть, но они своей акцией привлекли столько посетителей, что он теперь может спокойно жить и заказывать следующие фильмы.

У католиков нашлись силы и чувство юмора сделать работу над ошибками. Они увидели, что их протестный ресурс просто используют в коммерческих целях. Конечно, Церковь протестует и будет протестовать против жутких вещей, которые происходят. Например, борьба с абортами является для Церкви священной войной. Потому что это борьба за жизнь живых и конкретных людей. Но перед тем как что-то запрещать или гневно возвышать голос, нужно, может быть, остановиться, помолиться, включить здравый смысл и подумать, не используют ли меня сейчас? Как я буду выглядеть, когда выйду с этим плакатом и прикую себя наручниками у кинотеатра, как будут выглядеть вообще верующие люди в моем лице (просто как клоуны в рясах и крестах)? И не буду ли я бесплатно работать на рекламную кампанию того или иного фильма, балета или рок-оперы...

Либо же я просто буду заниматься своим делом, говорить о Христе и таким образом воспитывать вкус своих слушателей и свой собственный, чтобы при мне ни у кого не появилось даже и намерения так говорить о Церкви или какие-то пошлости снимать, рекламировать или говорить. Потому что нравственный авторитет – это не то, что можно показать, выявить или просчитать. Он где-то глубоко внутри. Это какая-то последняя предельная порядочность. Мы знаем, что были такие люди и сейчас есть, при которых стесняются говорить пошлости, сальности.

При нас не стесняются, и проблема не только в тех людях, которые все это устраивают, но и в нас самих. Потому что мы какие-то фальшивые, мы какие-то ненастоящие. А громкими криками, запретами и проклятиями это дело не исправишь. Только внутренней жизнью по Евангелию можно справиться с этой проблемой, с постоянным предстоянием перед ликом Христовым, Который очень сильно меняет не только внутреннюю жизнь человека, но даже его собственное лицо.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать