Свет невечерний. Пособничество в исповеди

27 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

В начале 90-х годов, когда начиналась моя церковная жизнь, у нас в храме – и не только у нас, но и во многих других православных храмах – появилась мода на книжку, которая называется «Лекарство от греха». Я думал, что эта мода прошла, но оказалось, вовсе и нет: появляются подобные ей книжки или переиздают саму эту брошюру. Что это за книга?

Эта книга является пособием к исповеди. Наверное, в число церковных преступлений даже нужно ввести провинность, которую можно было бы назвать пособничеством в исповеди. Вот это пособничество в исповеди – это, наверное, самое отвратительное, что есть в нашей церковной жизни. Причем это преступление «пособничество в исповеди» настолько модно, настолько живуче и настолько востребовано, что с этим надо что-то делать.

Причину распространения этого пособничества я связываю с тем, что у нас неправильно понимается сама суть исповеди, что это такое. В книжках, подобных книге «Лекарство от греха», основное содержание представляет собой перечисление проступков, в которых человек должен покаяться. Какие это могут быть проступки? Я вам сейчас специально зачитаю: «ковырялась в носу». Мне очень нравится, что в этих книгах все грехи пишутся от лица женщины, потому что мужчина, наверное, не будет говорить о таких вещах. «Объедалась на поминках», «работала парикмахершей».

Что это за грех ковыряться в носу? Это грех? Что за грех работать парикмахершей? Я неоднократно сталкивался с тем, что православные женщины, посетив некоторых старцев в старинных обителях, получали от них выговор за то, что они ходили в парикмахерские, а женщинам, которые сами работают парикмахерами, эти так называемые старцы запрещали эту «богомерзкую, блудную» профессию, что, на мой взгляд, просто отвратительно. Я спрашивал у них, зачем они ездят к таким людям. Неужели им не у кого спросить совета? Что плохого в этой профессии? Что плохого делает человек, который стрижет, делает прически? Но в этом перечислении грехов в том числе говорится о ношении модных причесок. Здесь есть и такой грех.

«Смотрела в окно во время молитвы, носила на голове чужие волосы, посещала салон красоты…» Моя приятельница после химиотерапии купила себе парик, потому что у нее выпали все волосы. Ей нужно было покаяться в том, что она носила парик? «Люблю часто мыться». Страшный грех! «Сморкалась в храме, смотрела по сторонам, когда вкушала пищу». Это очень интересный грех. «Любила пить крепкий чай и кофе, хватала пищу, когда еще готовили, в храме смотрела на часы, использовала в пищу приправу». Что это такое? Если в храме висят часы, значит, на них нельзя смотреть? Может, часы вешают для воспитания силы воли? Класть в пищу приправу – это страшный грех?

Мне больше всего нравится следующий страшный грех: «ленилась целовать иконы». У нас некоторые старушки когда-то давно, когда я еще только начинал служить священником, при входе в церковь обязательно начинали свою молитву с обхода всех икон. Они везде целовали иконы, куда только можно было дотянуться. Рано утром, когда я открывал храм, еще перед проскомидией, в храме в полной тишине слышно было только постоянное чмокание – это старушки обходили все иконы. Чмоканье и шепот, чмоканье и шепот... Получается, если человек не обладает такой удивительной способностью целовать все иконы, он, значит, не спасается?

«Не посылала подарки обидевшим меня». Это очень интересный грех. «Ходила в воскресный день в лес за ягодами и грибами, ходила на свадьбу без церковного венчания, на кладбище рвала сирень и приносила ее домой, в детстве дергала девочек за косы, называла бессловесную скотину именами святых угодников – Васька, Машка, нежила плоть душем и ванной…» Что это такое? Вот тоже очень красивый грех: «грозила кулаком, любила без меры пить соки и газированную воду».

Составители этих перечней грехов рекомендуют обязательно перед священником все это подробным образом вычитать, а если каких-то грехов здесь не хватает, от себя еще что-то добавить. Может, вы каким-то более изысканным образом ковырялись в носу, или как-то особенно дергали за косички, или рвали на кладбище не только сирень, но и еще что-нибудь оттуда приносили... «Ценила писателей и артистов за их талант, а того, что они богоотступники, не хотела понять». Откуда это все?

Составители брошюры говорят, что, возможно, вы не в состоянии всю эту брошюру вычитать на исповеди. Потому что, как я думаю, большинство священников такую исповедницу просто в шею будут гнать, при этом грозя кулаком, чего эта книга, конечно же, не допускает. Видимо, только относительно женщин. Но если вы не сможете сразу все это исповедовать в полной мере, говорят составители, то вы должны исповедовать каждый раз по двадцать-сорок грехов за прием. Таким образом, существует определенный алгоритм. В некоторых пособиях даже составляются графики, высчитываются какие-то диаграммы того, как вы очищаетесь от грехов.

Что это за безобразие? Какое это имеет отношение к православию? Все эти так называемые сборники являются новоделом. Если хотите, это и есть настоящее церковное пошлое обновленчество, совершенно пошлое обновленчество. Да, в церкви существовали покаянные сборники, особенно в Средние века они имели хождение, и особенно в Западной Европе. Они были распределены, например, по категориям граждан. Но суть  исповеди не в этом!

Нам нужно отличать исповедь от откровения помыслов. Исповедь – это всецерковное таинство, а откровение помыслов есть особое духовное упражнение для монашествующих, которое может предприниматься только в том монастыре, где есть старческое окормление. То есть когда монахини окормляются у какой-то старицы, а монахи – у какого-то старца. Причем откровение помыслов принимают не только священники, это могут делать простые монахи, просто опытные в духовной жизни. Для мирян это не годится.

Исповедь – всецерковное таинство. По большому счету в древности оно считалось не личным делом и было большой редкостью, потому что люди, которые ходят в церковь, которые являются частью церковного тела, по определению не должны грешить. А что значит не грешить? Не ковыряться в носу? Нет! Все эти вещи, которые здесь перечисляются, связаны просто с воспитанием человека, с той культурной ситуацией, в которой человек живет. В каком-то обществе принимать душ и ванну, наверное, не является грехом. Это какая-то нелепость! Исповедь есть событие в жизни человека. Если вы относитесь к ней как к бухгалтерскому отчету, аудиту, когда ты пришел, отчитался и закрыл все свои «хвосты», вы тем самым, мне кажется, просто кощунствуете по отношению к исповеди. Это никуда не годится!

Поэтому остерегайтесь подобных «произведений искусства». Подобные книжки можно читать только как юмористические миниатюры. Не более того. Ни в коем случае не используйте их для исповеди. Исповедь – это событие, это то, что волнует вас в данный момент. Не нужно заставлять себя чувствовать виноватым в том, в чем вы себя виноватым не чувствуете. Совесть вам подскажет, потому что главным образом мы каемся в том, что мы совершили против другого человека: в ненависти, в ярости, в гневе, в злости. Вот это серьезные вещи. А нести на исповедь эту чепуху для воспитанного, образованного церковного человека просто стыдно. Уважайте себя! Не поддавайтесь на подобные провокации.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать