Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Пожалуй, каждый православный человек может подписаться под типичной историей, которую я обрисую несколькими штрихами. Собрался человек причащаться, и тут или возникают какие-то проблемы со здоровьем, или ломается машина, или на него падает что-то сверху, или внезапно всплывает какой-то старый спор. Случается это или до причастия, или после, когда человек уже пришел из церкви, как следует исповедался, помолился, причастился. И вдруг после каких-то невинных глупых действий он напился – и через неделю сам себе признался, что с ним случился жуткий запой. Это, конечно, крайний случай, но такое тоже бывает.
Одна старая монахиня говорила мне в таких случаях: «Врах воюеть». Или же другая фраза: «Врах добра не хочет». То есть всякий раз, когда мы стараемся приблизиться к Богу, очистить себя, раскрыть свою душу навстречу Ему, наполнить себя благодатью, кто-то непременно сопротивляется, есть кто-то, кто противодействует нам, кто вставляет палки в колеса.
Да, это война, это настоящее противостояние. Но объясняет ли это все, что с нами происходит? Есть ли в этом некоторое окончательное, удовлетворительное объяснение «невроза причастия», который всякий раз случается с человеком, готовящимся к таинству? Ведь это самый настоящий невроз, особенно для молодых людей. О чем угодно можно просить человека, только не о том, чтобы собраться и сходить на исповедь и причастие. «Невроз причастия» – с чем он связан? Только ли с тем, что «врах воюеть»?
Мне кажется, здесь несколько уровней проблемы. Одна из них, конечно, совершенно верно была подмечена старой монахиней – есть силы, которые не хотят нам добра и всячески стараются или помешать получить духовный плод или позже растратить, впустую промотать, незаметно потерять тот дар, который мы получаем в церкви от великого, удивительного таинства Евхаристии, ради которого, собственно, и церковь строится.
Есть другой уровень – совсем банальный, он связан с тем, что мы слишком перегружаем, даже самих себя, относительно Евхаристии. Я имею в виду какие-то излишние, утяжеленные посты, невероятные требования по отношению к себе или близким людям, которые, бывает, доводят человека до нервного срыва. Человек, который учит иностранный язык, знает, что перфекционизм может довести до полного отвращения к языку.
Например, если вы погружаетесь в языковую среду, общаетесь с носителями нового языка, никогда не нужно стремиться понять все, что говорят другие, важно хотя бы схватить самое главное. Это один из рецептов успешного изучения иностранного языка – не гоняться за идеальным пониманием, не искать каких-то перфекционистских результатов и форм. И только тогда можно сдвинуться в изучении с мертвой точки, по крайней мере не навредить самим себе.
Вот и в наших экспериментах, связанных с училищем благочестия, как говорили в XIX веке, работает та же самая логика. Если мы пытаемся выполнить все, если ставим перед собой заведомо высокую планку, то мы загоняем сами себя в угол и доводим до отвращения. Как у людей, одержимых перфекционизмом, появляется отвращение к иностранному языку, так же у нас появляется некоторое отвращение к самым невинным и даже полезным вещам, которые должны приносить радость. Ведь исповедь и причастие – ради того, чтобы приносить нам радость, а не ради того, чтобы угнетать нашу душу и доводить до нервного срыва.
Но кроме этих двух уровней – борьбы против нас врагов спасения и некоторого перфекционизма, свойственного всякому мнительному, трепетному в религиозном (и не только) смысле человеку, есть еще третий и самый важный, который и надо бы назвать первым. Связан он с тем, что мы воспринимаем Евхаристию как событие исключительное в нашей жизни, между тем как это нечто естественное, что вообще не должно вызывать никаких трудностей. Евхаристия не есть исключительное событие, это логическое продолжение христианской жизни – жизни в присутствии Христа.
Почему у нас происходит нервный срыв или возникает нервическая взволнованность по отношению к Евхаристии, иногда даже по отношению к походу в церковь? Потому что мы стараемся быть христианами только внутри храма, только в тот момент, когда мы готовимся к причастию. Мы излишне напрягаемся, ставим себе какие-то сложные, совершенно невыполнимые задачи, в то время как от христианина требуется постоянное хождение перед очами Христовыми.
Феофан Затворник говорил, что дело не в молитвах, не в правилах, не в постах, даже не в Иисусовой молитве, которая ни в коем случае не должна превратиться, по выражению святителя, в талисман, какое-то самодостаточное духовное упражнение, которое на самом деле может заслонить нас от Христа, спрятать нас от Него. Но цель всех этих духовных упражнений – хождение перед очами Христовыми всегда, каждую минуту, каждое мгновение своей жизни. В храме вы находитесь или стоите на остановке, пишете реферат на веранде, пьете чай или покупаете корм для своего котенка – везде вы в присутствии Божием. Вот этого нужно искать.
И если мы так настроим себя, свою душу, то «невроз причастия», «невроз святыни» навсегда исчезнет, никакие враги к нам не прорвутся, никакие правила нас не испугают, потому что мы всегда ходим перед очами Божиими – это наше самое естественное состояние. Здесь не надо выдумывать себе никаких специальных образов, потому что это не статическое состояние: не надо превращаться в застывшую статую или икону, которая не двигается, не может позволить себе никаких движений.
Мы верим в Бога Живого, а Бог верит в живого человека. Нужно продолжать оставаться живым, потому что смысл Евхаристии и смысл общения с Богом в том, чтобы стать более живым, а не мертвым, стать более радостным, более счастливым, еще больше пропитаться жизнью, приобщившись к Источнику Жизни. Не в том, чтобы себя угнетать, а в том, чтобы раскрыться. Евхаристия и жизнь христианская как раз в том и состоят, чтобы раскрыться еще больше, а не загнать себя в угол и умертвить.
Записала Ксения Сосновская
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!