Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по республике Коми. В 160 километрах от Сыктывкара в Усть-Куломском районе находится Троице-Стефано-Ульяновский монастырь. Эта обитель была основана еще в XIV веке святым Стефаном Пермским. Об этом монастыре пойдет речь в нашем сегодняшнем рассказе.
«С каждым поворотом реки менялись виды, то расстилались перед нами обширные глади сенокосных пожней, уходивших в мутную даль; то из волнистых линий зеленеющего берега выплывали села; изредка белый храм легкими очертаниями подымался посреди скучившихся вокруг его деревянных изб. Вдали, куда только мог забраться глаз, синела на горизонте смутная полоса сплошного хвойного леса».
Это строки из повествования монаха Арсения об устроении Ульяновской обители. Он с братиями из Соловецкого монастыря приехал сюда в 1866 году. Но начало монашеской жизни в этих краях было положено за 500 лет до описанных в книге событий.
Игумен Савва (Гладков), наместник Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря:
– В XIV веке монастырь был основан Стефаном Пермским. Конечно, можно сказать, что даже не монастырь, а небольшая церковь, и было несколько человек, желающих подвязаться в отшельничестве – одинокой монашеской жизни.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Тот первый монастырь существовал недолго, князь Асыка, правитель вогулов, в XV веке прошелся по Перми Вычегодской со своим войском и разрушил обитель. А через два столетия сюда приехал московский священник Федор Тюрнин, в иночестве Филарет. Так же, как и святой Стефан Пермский, батюшка хотел нести православную веру зырянам.
Игумен Савва (Гладков):
– Причем, монастырь назывался Спасской Пустынью. Есть записи о том, что было много конфликтов с местными жителями.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Конфликты были из-за земель, которые пожаловал монастырю царь Алексей Михайлович.
Игумен Савва (Гладков):
– Но тем не менее мы видим, что трудами, терпением и молитвой иеромонаха Филарета Тюрнина, впоследствии наладились добрые отношения между людьми. Причем Федор Тюрнин оставил много поколений священству.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Кстати, место, где расположена обитель называется село Ульяново. Напротив монастыря находится Ульянова Плеса. В народе бытуют легенды и предания, что когда-то эти края грабила шайка разбойников. Вместе с нечестно нажитым богатством они увезли с собой и дочь местного священника. Девушку звали Ульяна. Не желая доставаться разбойникам, девушка бросилась в воду. По одной из версий, эта легенда, относящаяся еще ко временам Стефана Пермского, и дала местности такое название.
Игумен Савва (Гладков):
– Потихонечку монастырская жизнь угасала, потому что уже не было людей, которые приходили бы в такое отдаленное место подвизаться в монашеском делании. И это стала обыкновенная приходская церковь.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Расцвет монастыря начинается уже во второй половине XIX века. В 1866 году в эти края прибыла группа монахов из крупнейшего на севере Соловецкого монастыря.
«Преклонив колена перед гробницами чудотворцев и приложившись к оным, мы с тайною грустью вышли из храма. Нам осталось пробыть в Соловках только несколько часов и затем навсегда проститься с иноками знаменитой обители…»
Так монах Арсений описывает день, когда небольшая группа людей отправилась из Соловков в неведомый для них край, возрождать по благословению Священного Синода древнейшую обитель.
Игумен Савва (Гладков):
– Когда монахи прибыли сюда, это было скудное место. Стояла старая, ветхая деревянная церковь, небольшой братский корпус, все это было скудно. В описании летописца монаха Арсения написано, что когда они прибыли, все облачения были ветхие, кадила с порванными и отремонтированными цепочками. Все было в плачевном, ужасном состоянии.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Под руководством архимандрита Матфея (Сунцова), бывшего наместника Соловецкого монастыря, стали возводить храмы. Сначала, конечно, деревянные, но потом пришли к тому, что необходимо делать кирпич.
Игумен Савва (Гладков):
– Когда наняли подрядчика, тот сделал сырец для кирпича, потом по каким-то причинам не смог обжечь этот кирпич и уехал. Сырец остался, и наместник монастыря архимандрит Матфей (Сунцов) сделал ямы, как написано в летописи, и сам стал пытаться обжигать этот кирпич. Стало получаться, и монахи стали делать кирпич.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Так Успенский храм, который сейчас видят паломники, сначала был деревянным, но вот, на престольный праздник после Всенощного бдения произошел пожар.
«Отчего произошел пожар – неизвестно: может быть, уголь выпал из кадила и закатился в щель под пол, может быть, от жаровни, которую разводили около церкви для кадил… Бог весть: ни доискаться, ни догадаться уже невозможно…»
Игумен Савва (Гладков):
– Но монахи не отчаялись, расчистили это пепелище, и построили на этом месте новый храм в кирпичном исполнении.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Также построили колокольню, высотой около 60-ти метров.
«26 апреля 1876 года, в день, посвященный памяти Святителя Стефана Пермского, поднимали на колокольню большой, в 303 пуда колокол. Народ взял с трех сторон за веревки. Раздалась команда распорядителя, канаты потянули, колокол сперва пошевелился, потом медленно и плавно пошел кверху.
– Не сдавай! Тяни ровней! Молись Богу, ребята, идет, хорошо идет! – слышался чей-то громкий повелительный голос, а колокол при хоровом пении иноков поднимался все выше и выше, и наконец встал на место».
Игумен Савва (Гладков):
– В самой колокольне находятся два храма. Первый храм был освящен в честь преподобных Зосимы и Савватия, сейчас это храм Зосимы, Савватия и Германа. На втором этаже находился и сейчас находится храм святителя Николая Мирликийского.
Автор и ведущая Надежда Калинина:
– Никольский храм, расположенный на втором этаже, – летний, поэтому в декабрьский день памяти святителя здесь служится молебен, а уже в мае – праздничная литургия.
На старинных изображениях обители мы можем увидеть, что главным ее украшением был большой Троицкий собор. Сейчас на его месте лишь остатки фундамента и кирпичей. А вообще тогда, в XIX веке, сумели простроить многое.
В это же время возвели надвратный храм Архистратига Божия Михаила. Он обращен к реке, так как именно она была главной дорогой, ведущей в монастырь, по ней на пароходе и приезжали сюда паломники. Выстроили монахи и каменную стену, ведь места эти суровые, нужна и защита от главного «хозяина леса». Появилась часовня «Живоносный Источник». Так устроилась обитель.
«Устроилась не в центре деятельной жизни, не вблизи блестящих городов и пышных столиц – посреди метелей, снегов, на дальнем севере, в глухих лесных пустынях, у народа, бедного средствами, но богатого верой и чистотой души».
– На этом мы пока оставим инока Арсения и его повествование о жизни святой обители. День выдался морозный, поэтому давайте немного отдохнем, а через неделю вновь вернемся сюда и продолжим рассказ о жизни Троице-Стефано-Ульяновского мужского монастыря.
Записала Людмила Моисеева
Отправимся в паломничество в Сербию и посетим село Лелич. Сейчас там находятся два монастыря. Новый, где пребывают мощи святителя Николая Сербского, и старинный, где находятся мощи святого Иустина (Поповича).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 17 мая 2024
Благая часть. 17 мая 2024
У книжной полки. Слово из сердца. О монашестве и священстве
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 17 мая 2024
Санкт-Петербург. Фестиваль «Истоки»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!