Аудио |
|
Скачать .mp3 |
В Казанском храме покоятся мощи блаженных дивеевских святых. Они по очереди сменяли друг друга, приходя в обитель. Кто же были эти женщины, пренебрегающие всем земным?
Вера Александровна Шишигина, экскурсовод Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:
– Кто такие блаженные? Подвиг Христа ради юродства считается самым тяжелым. Господь благословляет на него только самых крепких и духом, и телом. Ведь блаженные не только отказываются от удобства и благ земных, они принимают образ человека, лишенного разума, и намеренно ведут себя так, чтобы их оскорбляли, унижали, били, – они этому только искренне радуются и за все благодарят Бога. И за такое самоотвержение Господь дарует им духовное зрение.
Первую дивеевскую блаженную на этот многотрудный подвиг благословил сам преподобный Серафим. Пелагея Ивановна Серебренникова, уроженка города Арзамаса, происходившая из купеческой семьи, приехала к нему уже замужней вместе со своими супругом и матерью. Родные считали ее «испорченной», так как она странно себя вела еще с детства, и хотели, чтобы батюшка Серафим ее исцелил. Преподобный благословил ее сродников, а с ней пробеседовал четыре часа. Около тысячи человек ежедневно приходило к нему в келью, а он ей столько времени уделил. На прощание дал четки – оружие монаха (она была замужней женщиной), и во всеуслышание сказал: «Не медля иди в мою обитель, побереги моих сирот. Многие тобою спасутся, и будешь ты свет миру». Еще при жизни Пелагею Ивановну называли «вторым Серафимом».
Батюшка говорил сестрам: «После меня отца вам уже больше не будет, оставляю вас Самому Господу и Пречистой Его Матери». Но, чтобы сестры не унывали и не оставались без духовной поддержки, Господь, по молитвам преподобного, одну за другой призывал в обитель блаженных. Однако, прежде чем стать матерью всем сестрам, или маменькой, как сестры обычно называли блаженных, Пелагея Ивановна первые годы вела себя буйно. Мы с вами говорили, что у таких людей открыты духовные очи, то есть они видят всю нечисть, сами сражаются с нечистой силой. Пелагея Ивановна била стекла в окнах, кидала камни в грязную канаву, сама обливалась грязью, и проходящим мимо доставалось.
Конечно же, многим это не нравилось, многие смущались таким поведением блаженной. И вот одна благочестивая монахиня обратилась ко Господу с молитвой, чтобы Он ей открыл, верен ли тот путь, которым идет эта подвижница. И Господь показал ей видение, как Пелагея Ивановна идет по двору, а под руки ее ведут ангелы.
Наша первая игуменья Мария (Ушакова) ничего в обители не предпринимала без совета с блаженной, а именно при матушке Марии произошел расцвет монастыря, появилось почти все то, что мы с вами увидим на территории. Кстати, именно с Марией (Ушаковой) Пелагея Ивановна вела себя как совершенно нормальный человек – то есть между святыми условности излишни. Упокоилась Пелагея Ивановна в феврале 1884 года, тело ее стояло девять дней в жарко натопленном храме, при большом стечении народа без малейших изменений, благоухало и с ног до головы было усыпано живыми цветами.
Незадолго до ее кончины в обители появилась Паша Саровская. Она происходила из крепостных крестьян Тамбовской губернии. Была замужем, овдовела, продолжала жить в доме помещиков, там ее оклеветали, страшно избили, после чего она ушла в Киев, где старцы постригли ее в великую схиму и благословили на подвиг юродства. Сюда она пришла в 90-летнем возрасте. Перед этим 30 лет подвизалась в саровском лесу. Сама себе там рыла пещеры, в гости к ней приходили дикие звери.
Иногда она появлялась в Дивееве и Сарове; те, кто не знал, пугались ее вида: она напоминала преподобную Марию Египетскую – была высокая, худая, в длинной черной монашеской рубахе и до черноты выжжена от солнца. Поселившись здесь, стала очень опрятной, любила яркие пестрые сарафаны. К счастью, наряды вы можете увидеть, если посетите дом-музей блаженной Паши.
Анна Вячеславовна Ольховацкая, экскурсовод:
– Мы находимся в келье блаженной Параскевы Ивановны Дивеевской. Здесь она жила, здесь принимала своих многочисленных посетителей. Первоначально она жила в кельях разных сестер, которые были готовы принять ее к себе на жительство, а затем игуменья Мария (Ушакова) выделила блаженной Паше вот этот домик. И блаженная очень радовалась, что у нее теперь есть свой «чуланчик», как она говорила. Как вспоминали современники, две стены в келье Паши Саровской были полностью увешаны иконами, а в центре стояло большое распятие. Среди икон, находящихся в этой келье, только одна принадлежала именно блаженной Параскеве Ивановне Дивеевской – на второй полочке небольшая потемневшая икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Эта икона была написана дивеевскими сестрами специально в подарок блаженной.
Была в келье Параскевы Ивановны и кровать с подушками, одеялом, но сама блаженная на ней никогда не спала – там располагались ее многочисленные куклы. Они служили блаженной Паше символическим средством, с помощью которого она давала советы, обличала в грехах, рассказывала людям об их прошлом и предсказывала будущие события. В центре кельи Параскевы Ивановны стоял круглый стол с самоваром, чайными приборами, за ним она могла принять, угостить своих гостей.
Из личных вещей блаженной Параскевы Ивановны сохранилось также ее синее платье (в нем блаженная ходила к Причастию) и рубашка (белая в мелкий розовый цветочек). На некоторых старинных фотографиях Параскева Ивановна снята именно в этой розовой рубашке. А нужно еще сказать, что блаженная Паша была схимницей, монахиней. Но монашескую одежду она не носила, она несла подвиг юродства Христа ради, одевалась по-мирскому и очень любила яркие цвета, особенно оттенки красного. Иногда, в знак почтения к своим гостям, блаженная Паша могла надеть на себя сразу несколько сарафанов, один поверх другого.
И вот на стене в верхнем ряду вы можете увидеть портреты трех прославленных дивеевских блаженных. На черно-белых фотографиях будущий священномученик Серафим (Чичагов) – он был частым и желанным гостем в этой келье. Фотография домика блаженной Паши, сделанная в конце XIX или начале XX века. Сама блаженная на крылечке кельи с паломниками; вид Дивеевского монастыря того времени. Сохранилась фотография и одной из кукол блаженной Паши, было у нее даже собственное имя, Кирик, и вот по этой фотографии подбирали куклы и для нашей экспозиции. И стены и полы в домике сохранились практически без утрат, они те самые, по которым ступали и сама блаженная, и царская чета, и другие посетители блаженной Параскевы Ивановны.
На витрине вещи, которые были обнаружены в этом домике во время реставрации на чердаке, – это лыко, лапоть, деревянная лопатка, гребень для шерсти, закладка для книги из муаровой ленты. Сохранились часть холста и ниток работы блаженной Паши – она была большой рукодельницей и работу свою обычно соединяла с молитвой, поэтому ее холсты и нитки очень ценились в обители. Из ниток делали четки, а из холстов шили подрясники для духовенства. Известность Параскевы Ивановны уже при жизни была очень велика – со всех концов России люди ехали к ней за советом, и начали выходить брошюры жизнеописания дивеевской блаженной Христа ради. Одно из таких изданий 1913 года тоже можно увидеть в витрине.
Вера Александровна Шишигина, экскурсовод Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:
– Перед смертью (а умерла блаженная в 1915 году) молилась пред портретом императора Николая II, клала земные поклоны. Ей было 120 лет, сама она тогда этого делать не могла, келейницы ей помогали и спрашивали: «Мамашенька, что ж ты так на царя-то молишься?» А она отвечала: «Глупенькие вы, он выше всех царей будет. Не знаю – преподобный, не знаю – мученик».
В день погребения блаженной Параскевы Ивановны в обитель пришла блаженная Мария Ивановна. Почему они все Ивановны? Когда этот вопрос задали Марии Ивановне (она была Захаровной по отцу), она ответила: «Мы все, блаженные, Ивановны, по Иоанну Предтече». Помните, он был первым мучеником, первым монахом и первым блаженным. Кроме того, нам всем прекрасно известно, что именно Иоанн Креститель горячо призывал к покаянию. А покаяние есть фундамент подвига Христа ради юродивых, хотя мы этого ни с первого, ни со второго, ни даже с третьего взгляда не замечаем.
Сестры не выдержали странностей блаженной Марии и выгнали ее. Вскоре явился один крестьянин и сказал: «Какую рабу Божию вы прогнали? Она только что рассказала мне всю мою жизнь и все мои грехи». Ее поспешили вернуть. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года Мария Ивановна страшно бушевала в своей келье и кричала: «Жиды проклятые, царевен – штыками!» Вскоре стало известно, что именно в эту ночь была убита царская семья.
После революции со всей страны люди стали притекать к блаженной Марии за молитвенной помощью, за советом. Для советских властей это было неприемлемо, и поэтому они пригрозили матушке игумении арестом, если все это немедленно не прекратится, и блаженную переселили в богадельню под замок. Общаться с ней можно было только тайно, через записки. Но, кто хотел, к ней попадал. Приходящих сестер блаженная Мария уже в те годы часто называла не по именам, а по номерам, и все это в будущем сбывалось.
– Христа ради юродивые, блаженные Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагея, схимонахиня Параскева и Мария были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии 31 июля 2004 года.
Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:
– Одну спросили: «Есть ли сейчас блаженные?» «Ну, – говорит, – есть у нас триста с лишним, но все непрославленные». Но настоящие блаженные, принявшие на себя вот это юродство, мнимое безумие, – это очень ответственное дело, понимаете? У нас даже схимница всего лишь одна, сейчас схимниц не так просто выделить, – это сестры, которые могут нести сугубо молитвенное послушание, молиться. Хотя мы все молимся, и ходим на правило, и исполняем все, но это именно молитвенное послушание. И также с юродством – я уж так не могу назвать. Конечно, у нас есть приближенные к этому…
Автор и ведущая Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Отправимся в паломничество в Сербию и посетим село Лелич. Сейчас там находятся два монастыря. Новый, где пребывают мощи святителя Николая Сербского, и старинный, где находятся мощи святого Иустина (Поповича).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!