По святым местам. Музей Серафимо-Дивеевского монастыря. Часть 2

21 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
"В Дивееве блаженные никогда не переведутся", - так говорил сам батюшка Серафим Саровский. Блаженные – особый лик в христианстве. Само слово это происходит от слова «благой», то есть хороший. О святой Пелагее, Паше Саровской и блаженной Марии Дивеевской - наш сегодняшний рассказ.

– Блаженные – особый лик в христианстве. Само это слово происходит от слова «благой» – то есть хороший. «В Дивееве блаженные никогда не переведутся» – так говорил сам батюшка Серафим Саровский.

В Казанском храме покоятся мощи блаженных дивеевских святых. Они по очереди сменяли друг друга, приходя в обитель. Кто же были эти женщины, пренебрегающие всем земным?

Вера Александровна Шишигина, экскурсовод Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– Кто такие блаженные? Подвиг Христа ради юродства считается самым тяжелым. Господь благословляет на него только самых крепких и духом, и телом. Ведь блаженные не только отказываются от удобства и благ земных, они принимают образ человека, лишенного разума, и намеренно ведут себя так, чтобы их оскорбляли, унижали, били, – они этому только искренне радуются и за все благодарят Бога. И за такое самоотвержение Господь дарует им духовное зрение.

Первую дивеевскую блаженную на этот многотрудный подвиг благословил сам преподобный Серафим. Пелагея Ивановна Серебренникова, уроженка города Арзамаса, происходившая из купеческой семьи, приехала к нему уже замужней вместе со своими супругом и матерью. Родные считали ее «испорченной», так как она странно себя вела еще с детства, и хотели, чтобы батюшка Серафим ее исцелил. Преподобный благословил ее сродников, а с ней пробеседовал четыре часа. Около тысячи человек ежедневно приходило к нему в келью, а он ей столько времени уделил. На прощание дал четки – оружие монаха (она была замужней женщиной), и во всеуслышание сказал: «Не медля иди в мою обитель, побереги моих сирот. Многие тобою спасутся, и будешь ты свет миру». Еще при жизни Пелагею Ивановну называли «вторым Серафимом».

Батюшка говорил сестрам: «После меня отца вам уже больше не будет, оставляю вас Самому Господу и Пречистой Его Матери». Но, чтобы сестры не унывали и не оставались без духовной поддержки, Господь, по молитвам преподобного, одну за другой призывал в обитель блаженных. Однако, прежде чем стать матерью всем сестрам, или маменькой, как сестры обычно называли блаженных, Пелагея Ивановна первые годы вела себя буйно. Мы с вами говорили, что у таких людей открыты духовные очи, то есть они видят всю нечисть, сами сражаются с нечистой силой. Пелагея Ивановна била стекла в окнах, кидала камни в грязную канаву, сама обливалась грязью, и проходящим мимо доставалось.

Конечно же, многим это не нравилось, многие смущались таким поведением блаженной. И вот одна благочестивая монахиня обратилась ко Господу с молитвой, чтобы Он ей открыл, верен ли тот путь, которым идет эта подвижница. И Господь показал ей видение, как Пелагея Ивановна идет по двору, а под руки ее ведут ангелы.

Наша первая игуменья Мария (Ушакова) ничего в обители не предпринимала без совета с блаженной, а именно при матушке Марии произошел расцвет монастыря, появилось почти все то, что мы с вами увидим на территории. Кстати, именно с Марией (Ушаковой) Пелагея Ивановна вела себя как совершенно нормальный человек – то есть между святыми условности излишни. Упокоилась Пелагея Ивановна в феврале 1884 года, тело ее стояло девять дней в жарко натопленном храме, при большом стечении народа без малейших изменений, благоухало и с ног до головы было усыпано живыми цветами.

Незадолго до ее кончины в обители появилась Паша Саровская. Она происходила из крепостных крестьян Тамбовской губернии. Была замужем, овдовела, продолжала жить в доме помещиков, там ее оклеветали, страшно избили, после чего она ушла в Киев, где старцы постригли ее в великую схиму и благословили на подвиг юродства. Сюда она пришла в 90-летнем возрасте. Перед этим 30 лет подвизалась в саровском лесу. Сама себе там рыла пещеры, в гости к ней приходили дикие звери.

Иногда она появлялась в Дивееве и Сарове; те, кто не знал, пугались ее вида: она напоминала преподобную Марию Египетскую – была высокая, худая, в длинной черной монашеской рубахе и до черноты выжжена от солнца. Поселившись здесь, стала очень опрятной, любила яркие пестрые сарафаны. К счастью, наряды вы можете увидеть, если посетите дом-музей блаженной Паши.

Анна Вячеславовна Ольховацкая, экскурсовод:

– Мы находимся в келье блаженной Параскевы Ивановны Дивеевской. Здесь она жила, здесь принимала своих многочисленных посетителей. Первоначально она жила в кельях разных сестер, которые были готовы принять ее к себе на жительство, а затем игуменья Мария (Ушакова) выделила блаженной Паше вот этот домик. И блаженная очень радовалась, что у нее теперь есть свой «чуланчик», как она говорила. Как вспоминали современники, две стены в келье Паши Саровской были полностью увешаны иконами, а в центре стояло большое распятие. Среди икон, находящихся в этой келье, только одна принадлежала именно блаженной Параскеве Ивановне Дивеевской – на второй полочке небольшая потемневшая икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Эта икона была написана дивеевскими сестрами специально в подарок блаженной.

Была в келье Параскевы Ивановны и кровать с подушками, одеялом, но сама блаженная на ней никогда не спала – там располагались ее многочисленные куклы. Они служили блаженной Паше символическим средством, с помощью которого она давала советы, обличала в грехах, рассказывала людям об их прошлом и предсказывала будущие события. В центре кельи Параскевы Ивановны стоял круглый стол с самоваром, чайными приборами, за ним она могла принять, угостить своих гостей.

Из личных вещей блаженной Параскевы Ивановны сохранилось также ее синее платье (в нем блаженная ходила к Причастию) и рубашка (белая в мелкий розовый цветочек). На некоторых старинных фотографиях Параскева Ивановна снята именно в этой розовой рубашке. А нужно еще сказать, что блаженная Паша была схимницей, монахиней. Но монашескую одежду она не носила, она несла подвиг юродства Христа ради, одевалась по-мирскому и очень любила яркие цвета, особенно оттенки красного. Иногда, в знак почтения к своим гостям, блаженная Паша могла надеть на себя сразу несколько сарафанов, один поверх другого.

И вот на стене в верхнем ряду вы можете увидеть портреты трех прославленных дивеевских блаженных. На черно-белых фотографиях будущий священномученик Серафим (Чичагов) – он был частым и желанным гостем в этой келье. Фотография домика блаженной Паши, сделанная в конце XIX или начале XX века. Сама блаженная на крылечке кельи с паломниками; вид Дивеевского монастыря того времени. Сохранилась фотография и одной из кукол блаженной Паши, было у нее даже собственное имя, Кирик, и вот по этой фотографии подбирали куклы и для нашей экспозиции. И стены и полы в домике сохранились практически без утрат, они те самые, по которым ступали и сама блаженная, и царская чета, и другие посетители блаженной Параскевы Ивановны.

На витрине вещи, которые были обнаружены в этом домике во время реставрации на чердаке, – это лыко, лапоть, деревянная лопатка, гребень для шерсти, закладка для книги из муаровой ленты. Сохранились часть холста и ниток работы блаженной Паши – она была большой рукодельницей и работу свою обычно соединяла с молитвой, поэтому ее холсты и нитки очень ценились в обители. Из ниток делали четки, а из холстов шили подрясники для духовенства. Известность Параскевы Ивановны уже при жизни была очень велика – со всех концов России люди ехали к ней за советом, и начали выходить брошюры жизнеописания дивеевской блаженной Христа ради. Одно из таких изданий 1913 года тоже можно увидеть в витрине.

Вера Александровна Шишигина, экскурсовод Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– Перед смертью (а умерла блаженная в 1915 году) молилась пред портретом императора Николая II, клала земные поклоны. Ей было 120 лет, сама она тогда этого делать не могла, келейницы ей помогали и спрашивали: «Мамашенька, что ж ты так на царя-то молишься?» А она отвечала: «Глупенькие вы, он выше всех царей будет. Не знаю – преподобный, не знаю – мученик».

В день погребения блаженной Параскевы Ивановны в обитель пришла блаженная Мария Ивановна. Почему они все Ивановны? Когда этот вопрос задали Марии Ивановне (она была Захаровной по отцу), она ответила: «Мы все, блаженные, Ивановны, по Иоанну Предтече». Помните, он был первым мучеником, первым монахом и первым блаженным. Кроме того, нам всем прекрасно известно, что именно Иоанн Креститель горячо призывал к покаянию. А покаяние есть фундамент подвига Христа ради юродивых, хотя мы этого ни с первого, ни со второго, ни даже с третьего взгляда не замечаем.

Сестры не выдержали странностей блаженной Марии и выгнали ее. Вскоре явился один крестьянин и сказал: «Какую рабу Божию вы прогнали? Она только что рассказала мне всю мою жизнь и все мои грехи». Ее поспешили вернуть. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года Мария Ивановна страшно бушевала в своей келье и кричала: «Жиды проклятые, царевен – штыками!» Вскоре стало известно, что именно в эту ночь была убита царская семья.

После революции со всей страны люди стали притекать к блаженной Марии за молитвенной помощью, за советом. Для советских властей это было неприемлемо, и поэтому они пригрозили матушке игумении арестом, если все это немедленно не прекратится, и блаженную переселили в богадельню под замок. Общаться с ней можно было только тайно, через записки. Но, кто хотел, к ней попадал. Приходящих сестер блаженная Мария уже в те годы часто называла не по именам, а по номерам, и все это в будущем сбывалось.

Христа ради юродивые, блаженные Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагея, схимонахиня Параскева и Мария были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии 31 июля 2004 года.

Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– Одну спросили: «Есть ли сейчас блаженные?» «Ну, – говорит, – есть у нас триста с лишним, но все непрославленные». Но настоящие блаженные, принявшие на себя вот это юродство, мнимое безумие, – это очень ответственное дело, понимаете? У нас даже схимница всего лишь одна, сейчас схимниц не так просто выделить, – это сестры, которые могут нести сугубо молитвенное послушание, молиться. Хотя мы все молимся, и ходим на правило, и исполняем все, но это именно молитвенное послушание. И также с юродством – я уж так не могу назвать. Конечно, у нас есть приближенные к этому…

Автор и ведущая Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 12:45
  • Среда, 22 мая: 07:45
  • Четверг, 23 мая: 15:15

Анонс ближайшего выпуска

Отправимся в паломничество в Сербию и посетим село Лелич. Сейчас там находятся два монастыря. Новый, где пребывают мощи святителя Николая Сербского, и старинный, где находятся мощи святого Иустина (Поповича).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать