По святым местам. Колокольня и литографический корпус Серафимо-Дивеевского монастыря

7 марта 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
О том, как это высокое здание появилось в Дивеевском монастыре, почему в одно время строительство колокольни было прекращено и что находится в примыкающих флигелях, - расскажет наша программа. Также мы поговорим о тех послушаниях, что были в монастыре до его закрытия в 1927 году.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина:

– Это здание вы точно увидите издалека, когда будете подъезжать к монастырю преподобного Серафима. Пятиярусная колокольня, словно маяк, возвышается над Дивеево, и паломникам не пройти мимо этого здания, ведь колокольня – это еще и ворота в Дивеевскую обитель. Но было время, когда монастырь уже существовал, а колокольни еще не было. Чтобы узнать, как это высокое здание появилось здесь, почему в одно время строительство колокольни было прекращено и что находится в примыкающих флигелях, смотрите нашу программу. Итак, перенесемся во времена жизни батюшки Серафима.

Вера Александровна Шишигина, экскурсовод Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– Преподобный Серафим духом прозревал великое будущее обители, он говорил, что Саров – это только рукав, а Дивеево – это целая шуба. В то время трудно было в это поверить: Саровская обитель была благоустроенной, со знаменитыми старцами, удивительными храмами. Ее называли академией монашества. В период расцвета Саровской пустыни из нее был взят 41 монах для восстановления обителей по всей Российской империи. Наиболее известен из них, наверное, преподобный Назарий, который возродил Валаам. Под его руководством духовно возрастал будущий просветитель Америки преподобный Герман Аляскинский. Наша матушка Александра-первоначальница и сам преподобный Серафим пользовались его духовными наставлениями.

Помните, что представляла собой в годы расцвета Саровской пустыни Дивеевская обитель? Маленькая церковь, несколько избушек-келий, а кругом луга и поля, принадлежавшие разным помещикам. Но уже через полстолетия слова преподобного начинали сбываться: на рубеже XIX и XX веков была построена колокольня наподобие Саровской –  пятиярусная, в высоту 78 метров вместе с крестом.   

Надежда Калинина:

– Колокольню начали строить в 1893 году при игумении Марии (Ушаковой). Сейчас матушка похоронена за Троицким собором. Проект колокольни создал епархиальный архитектор Александр Константинович Никитин. Стройка подходила к концу, но, когда колокольня была почти отстроена, новый архитектор решил, что она имеет опасный наклон, и строительство приостановили. Позже наклон нашли полезным и завершили строительство колокольни незадолго до прославления батюшки Серафима. А полезным уклон нашли по той причине, что сама колокольня стоит на горке, но вот что интересно: уклон этот в сторону Сарова.

Вера Александровна Шишигина:

– Батюшка Серафим говорил, что Дивеевская обитель – против Саровской, и колокольня является этому подтверждением.

Надежда Калинина:

– Так что все не случайно, а даже закономерно. Говоря об архитектурном стиле, скажем, что это эклектика, то есть сочетание нескольких направлений, хотя здесь отчетливо чувствуется дух классицизма с его простотой форм и пропорций, гармонией и упорядоченностью. На одном из ярусов установлены часы. Давайте поговорим о них поподробнее.

Вера Александровна Шишигина:

– Часы, которые отбивали каждый час и каждые 15 минут, исполняли мелодию «Пресвятая Богородица, спаси нас». Часы поломались, и часовщики ничего с этим не могли поделать, но в год закрытия обители – 1927-й – они сами собой начали ходить, множество раз прозвучал призыв к Пресвятой Богородице, и старые часы остановились навсегда.

Надежда Калинина:

– Печальный период запустения, случившийся после закрытия монастыря, не обошел и здание колокольни. В советское время колокольню лишили купола и креста.

Вера Александровна Шишигина:

– А вот эта арка в колокольне – Святые врата нашей обители. В советское время они использовались как гараж, на самой колокольне был установлен телевизионный ретранслятор. С 1927-го по 1990 год в стенах монастыря обители не было, сестры были изгнаны, подвизались в миру, а здесь находились различные советские учреждения: где-то сбербанк, где-то зернохранилище, как это было принято в то время.

Надежда Калинина:

– И если в начале XX века строительство колокольни было завершено незадолго до того, как святой Серафим Саровский был прославлен в лике святых, то в конце XX века врата монастыря и вся колокольня были освобождены перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. Случилось это в июне 1991 года.

Вера Александровна Шишигина:

– Милостью Божьей тогда удалось сохранить самобытный Дивеевский колокольный звон благодаря тому, что единственная сестра старой обители схимонахиня Маргарита (Лахтионова), которая дожила до открытия монастыря, прежде несла послушание звонарки. И на основе ее воспоминаний один из лучших звонарей Троице-Сергиевой лавры отец Михей смог вернуть то, что казалось навеки утерянным. То есть около семидесяти лет матушка Фрося (так ее звали, поскольку до пострига в великую схиму ее имя было Евфросиния) в своей памяти сохраняла то, что касалось устройства колокольни. Сами понимаете, что это возможно лишь по благодати Божией, особенно если учитывать характерные черты советского периода.

Отрывок из д/ф «Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском», реж. Сергей Баранов, автор сценария епископ Тихон (Шевкунов):

– Вот в революцию. Вот этот праздник – это его празднуют, такое было!  Эта самая революция. Вот сели обедать, тут же пришли с красными флагами: «Давай нам ключи, давай все. Открывай житницы». Престольный праздник у нас. Начиналась накануне в два часа вечерня. Я была чередная. Мы по очереди звонили. Вот я чередная, у меня ключ, беру замок и не вижу, откуда он взялся, – цап меня за руку. Ах, батюшки, – милиционер! Захватил замок и не дает, не пускает нас на колокольню звонить. Певчие бегут, бегут, бегут: «И чтой-то вы не звоните?» А мы головушку повесили: «Вот, “красная шапка” не дает!»

Надежда Калинина:

– А в музее Серафимо-Дивеевского монастыря можно увидеть экспонат, связанный с историей колокольного звона в святой обители.

Анна Вячеславовна Ольховацкая, экскурсовод:

– Здесь в углу очень интересный экспонат – небольшой колокол. Преподобный Серафим Саровский заботился не только о духовных нуждах дивеевских сестер, но и о материальных, бытовых. В частности, для дивеевских рождественских церквей он заказал на Нижегородской ярмарке комплект колоколов. Как отмечено в летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, колокола эти были маленькие, но очень звонкие и звучали точно музыка подобранная. Колокол этот действительно маленький – весит всего один пуд. На нем сделана надпись старца Серафима по обычаю того времени гравировать имена заказчиков, чтобы не перепутать. Но, к сожалению, колокол этот сейчас не звучит, у него утерян язык, на тулове трещина, а передали его в начале 90-х годов в возрождающийся Дивеевский монастырь жители Сарова, увлекавшиеся собиранием предметов старины. И когда этот колокол показали схимонахине Маргарите (Лахтионовой), она очень обрадовалась, поцеловала его и сказала: «Это наш!» А матушке Маргарите можно верить, потому что в дореволюционном монастыре она была звонаркой.

Надежда Калинина:

– Сохранились также съемки завершающего этапа монтажа колокольни в июле 2013 года о том, как шла установка креста и купола.    

Вера Александровна Шишигина:

– В настоящее время на колокольне одиннадцать действующих колоколов, самый большой из них весит пять тонн.

Надежда Калинина:

– Еще в начале XX века к колокольне были пристроены трехэтажные корпуса для проживания сестер обители. Также в северном и южном флигелях располагались мастерские. Послушаний в монастыре было множество, от живописи и пошива облачений до производства свечей, огорода, приготовления пищи и воскобеления. Из названия понятно, что последнее послушание заключается в белении воска с помощью раскладывания его на солнце и полива водой.

Одно из интересных послушаний – это литография. Рядом со святой канавкой стоит дивеевская православная школа, а до революции в ее здании располагался литографический корпус. Корпус был простроен в 1890 году, но самой литографией стали заниматься намного раньше. Первая из известных нам дивеевских литографий – портрет первоначальницы общины матушки Александры, 1875 года.

Анна Вячеславовна Ольховацкая:

– Сестры делали цветные и черно-белые литографии: рисунок наносился на камень, и потом делались оттиски на бумаге. Делали литографии преподобного Серафима, иконы Божией Матери «Умиление», дивеевских блаженных стариц.

Надежда Калинина:

– К началу XX века число сестер, занимавшихся этим послушанием, достигло более 80 человек. В дни прославления Серафима Саровского царь Николай II и его супруга Александра Федоровна ознакомились с работой мастерской и приобрели много литографических икон.

Рядом с колокольней, где и сейчас проживают сестры и располагаются административные помещения, есть два корпуса: дом Галактионовых и дом Долгинцева, в них жили благотворители монастыря, а сейчас находится гостиница для архиереев.

Вера Александровна Шишигина:

– Это исторические здания, но они были отстроены совершенно заново. Например, на месте дальней гостиницы, где останавливается и Патриарх, когда бывает в нашем монастыре, стоял дом, принадлежавший одному из крупнейших благодетелей нашей обители – Долгинцеву. Кстати, батюшка Серафим говорил, что Матери Божьей не любые деньги угодны, и на протяжении почти всей истории монастыря свыше посылались благодетели, которые вели богоугодную жизнь. Долгинцев перед своей кончиной принял монашеский постриг, он покоится на кладбище за Троицким собором. А его дочь стала украшением нашего монастыря – она была великосхимницей. тоже с именем Серафима, как ее отец и небесный покровитель нашего монастыря. Ей было даже поручено принимать помыслы у сестер – таково было благословение самой матушки-игумении, конечно, в годы до закрытия монастыря.

Надежда Калинина:

– Вот такая история у колокольни и ее окрестностей. Если будете в Дивеево, просто постойте рядом с этим святым местом, послушайте колокольный звон и почувствуйте благодать. 

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 12:45
  • Среда, 22 мая: 07:45
  • Четверг, 23 мая: 15:15

Анонс ближайшего выпуска

Отправимся в паломничество в Сербию и посетим село Лелич. Сейчас там находятся два монастыря. Новый, где пребывают мощи святителя Николая Сербского, и старинный, где находятся мощи святого Иустина (Поповича).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать