По святым местам. Кафедральный собор Христа Спасителя города Калининграда

18 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Наша программа начинает свое путешествие по Калининградской епархии. И первый храм, о котором пойдет речь, - кафедральный собор Христа Спасителя. В этой передаче мы познакомим вас с началом становления православия на этой земле и с тем, что такое Мемельский иконостас, а также побываем в самом сердце города на западной границе нашей страны.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина:

– Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» приехала в Калининградскую епархию. И рассказ о ней мы по традиции начнем с главного храма – кафедрального собора Христа Спасителя.

 Калининград – маленький кусочек России, город, возникший на карте в 1946 году, прежде называвшийся Кенигсбергом. Эти факты наверняка известны почти всем, а вот о появлении православия в этих краях знают довольно мало. Начнем с того, что в этот город после Великой Отечественной войны приехали люди с Брянщины, из Смоленской области, Беларуси. Здесь переплелись разные, часто трагические судьбы тех, кто прошел ужасы оккупации и войны, потерял дом, семью и очень хотел начать все заново. Переселенцы приезжали из тех мест, где были сильны традиции веры, но Калининград внешне оставался городом, где победил атеизм: здесь не было ни одного православного храма. Так продолжалось до 1985 года – тогда была зарегистрирована первая православная община. Она вошла в состав Смоленской епархии, глава которой стал носить титул Смоленский и Калининградский. И вот тогда митрополит, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, направил сюда первых священников. А через десять лет в самом сердце города на Площади Победы началась история собора Христа Спасителя. И тогда же пошел отчет следующего десятилетия – столько строился храм.

Протоиерей Михаил Селезнев, ключарь кафедрального собора Христа Спасителя:

 – Начались строительные работы уже, так скажем, в более практическом ключе. Это был 1996 год, когда был заложен временный храм, деревянный… И начали копать котлован на этом месте.  

Надежда Калинина:

– В нижнем храме кафедрального собора есть икона «Спас Нерукотворный». Она из того первого деревянного храма, который еще называли Малый собор. А рядом с ним возводился другой собор – Большой.

Протоиерей Михаил Селезнев:

– И вот начались работы довольно-таки масштабные, потому что большой котлован на самом деле, очень большая глубина здесь. В итоге было все это вырыто. И, конечно, поначалу многие сомневались, будет ли вообще построен храм, потому что для нашего города это было совсем необычное начало. Первые храмы – это бывшие немецкие кирхи; они передавались. Храмов новых особо не было, а тут такой большой масштаб в центре города. Это была, конечно, эпопея своего рода, целая интересная история.  

Надежда Калинина:

– Собор строился во владимиро-суздальском стиле, и, конечно, его архитектурный облик был нов для Калининграда. На 69 метров должен был подняться красавец- храм. Строительные работы владыка Кирилл поручил игумену Меркурию, ныне митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому. Не без трудностей шло дело возведения церкви, в кризис 1998 года стройка практически остановилась. Но, несмотря на нестабильное финансовое положение, люди продолжали жертвовать деньги на храм.

Протоиерей Михаил Селезнев:

– Мы думали: когда же все это будет, будет ли вообще этот конец? В конце концов храм был построен, а теперь вы видите – мы стоим в построенном храме и уже даже расписанном.

Надежда Калинина:

– О росписи поговорим отдельно. А пока скажем, что в сентябре 2006 года на эту землю впервые приехал предстоятель Русской Православной Церкви. И 10 сентября патриарх Алексий II освятил собор. А через три года на месте первого деревянного храма начали строить еще одну церковь в честь святых Петра и Февронии Муромских. Ее главная особенность – сдвоенные купола.

 В символике храмовой архитектуры сдвоенные купола –  это и напоминание нам о двух природах Спасителя (Божественной и человеческой), и указание на единение двух людей в единое целое, ведь храм святых Петра и Февронии – это венчальный храм.

  Протоиерей Михаил Селезнев:

– Это была также идея тогда еще митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла – храм такого именно вида. Он сам давал указания, каким его сделать; предполагалось, что там люди будут венчаться. В принципе, так оно и есть. У нас очень много желающих именно там повенчаться, потому что он такой небольшой, компактный, внутри очень красивый, светленький, беленький, в честь Петра и Февронии тем более освящен. И многие, почти все, кто у нас венчается, хотят туда. Ну, никаких проблем.

 Надежда Калинина:

– Также в этой небольшой очень светлой церкви совершаются литургии и водосвятные молебны.

  Протоиерей Михаил Селезнев:

– И даже порой, в дневное время, люди ходят чаще туда. Там просто ближе, зашел быстренько, свечечку поставил... А сюда надо подниматься наверх, как бы дальше получается. Поэтому иной раз эта более посещаема в течение дня, чем даже наш нижний храм.

Надежда Калинина:

– А нижний храм, наверное, больше любят те, кому по душе ранние литургии, камерность и некая уединенность. Спуститься в нижний храм приехавшему паломнику стоит потому, что именно здесь пребывает одна из реликвий Калининградской епархии. Вот она, прямо перед нами, это Мемельский иконостас. Он был изготовлен в 1760 году в столице Российской империи. Как оказался здесь, спросите вы? Вот его история.

Во второй половине XVIII века в ходе Семилетней войны Восточная Пруссия на короткое время входит в состав Российской империи. Тогда, в 1760 году, в трех стратегически важных городах были построены православные храмы. В Кенигсберге храм Воскресения Христова, в Пиллау – Сошествия Святого Духа, а в Мемеле – Преображенский храм. Для этих церквей были изготовлены и специально привезены из Петербурга иконостасы.

Протоиерей Михаил Селезнев:

– Это  иконостас, написанный специально для наших русских солдат, которые находились здесь во время Семилетней войны с Германией, тут располагался гарнизон.

Надежда Калинина:

– Иконостас еще называли «Елизаветинский», ведь он был изготовлен в эпоху правления дочери Петра I императрицы Елизаветы. Но с ее смертью завершилась и история русских походных храмов на территории Пруссии. Петр III заключает с военным противником союзный договор. И начались скитания Мемельского иконостаса.

Протоиерей Михаил Селезнев:

– Два пропали, остался Мемельский. Он был вначале отправлен в Санкт-Петербург, потом попал в Швецию, потом в Германию, и в конце концов в плохом состоянии его передали нам; после реставрации в Москве его вернули сюда и установили в нижнем храме. Вот он там и находится.

Надежда Калинина:

– Шесть раз этот иконостас менял адреса. В Стокгольме перед ним молился будущий император Александр II. Потом уже, в начале XX века, иконостас был установлен в православном храме Гамбурга, позже перевезен в Бонн и только после этого вернулся в Россию. Так что походы иконостаса некого походного храма завершились лишь в 2005 году, когда его установили здесь. Создававшийся как временный, он 250 лет служил людям в разных городах Европы. Среди тех, кто соприкоснулся с этим иконостасом, были известные личности и простые люди. Некоторые из них выполняли служебный долг вдали от Отчизны, многие оказались в эмиграции, кого-то занесло в чужие земли вихрем войны, и все эти люди молились перед Мемельским иконостасом. А теперь молимся мы – паломники и современные жители города. Среди других святынь икона с мощами святого Нила Столобенского, подаренная Патриархом Кириллом, образ Николая Чудотворца, также с частичкой его честных мощей, и икона великомученика Пантелеимона со Святой Горы.

Протоиерей Михаил Селезнев:

– Много приходит, в принципе, иностранцев, и даже бывает видно, что заходят к нам какие-то группы немцев и кого-то еще. Также я думаю, когда будет чемпионат мира по футболу, наверняка тут будут ходить разные приехавшие к нам туристы. Это хорошо, я думаю, когда люди знакомятся с православной культурой, видя вот все эти росписи Евангелия в красках, даже не зная чего-то, они посмотрят и задумаются: а что это такое? Вот это очень хорошее дело, когда есть росписи; буквально все Евангелие в красках изображено. 

Надежда Калинина:

– Верхний храм, посвященный Рождеству Христову, такой удивительной красоты, что дух захватывает: праздничная, торжественная атмосфера. Душа ликует и, кажется, поднимается куда-то ввысь. Через высокие окна солнечные лучи добавляют красок росписи церкви. Возвышенный и нарядный характер создает и иконостас из белого мрамора. Причудливый орнамент отсылает нас к Храму Христа Спасителя в Москве, и это не случайно, даже при строительстве у основания собора в Калининграде была заложена капсула с московской землей.

Шесть тысяч квадратных метров площади расписаны руками целого батальона художников. Мастера из Москвы и Палеха стремились воссоздать иконописный стиль XIX – начала XX века. Здесь преобладает красный пасхальный цвет – символ торжествующей Церкви Воскресения Христова, Его крови, пролитой ради нашего спасения и во имя любви к нам.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 12:45
  • Среда, 22 мая: 07:45
  • Четверг, 23 мая: 15:15

Анонс ближайшего выпуска

Отправимся в паломничество в Сербию и посетим село Лелич. Сейчас там находятся два монастыря. Новый, где пребывают мощи святителя Николая Сербского, и старинный, где находятся мощи святого Иустина (Поповича).

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать