Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Автор и ведущая программы Надежда Калинина:
– Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» приехала в Калининградскую епархию. И рассказ о ней мы по традиции начнем с главного храма – кафедрального собора Христа Спасителя.
Калининград – маленький кусочек России, город, возникший на карте в 1946 году, прежде называвшийся Кенигсбергом. Эти факты наверняка известны почти всем, а вот о появлении православия в этих краях знают довольно мало. Начнем с того, что в этот город после Великой Отечественной войны приехали люди с Брянщины, из Смоленской области, Беларуси. Здесь переплелись разные, часто трагические судьбы тех, кто прошел ужасы оккупации и войны, потерял дом, семью и очень хотел начать все заново. Переселенцы приезжали из тех мест, где были сильны традиции веры, но Калининград внешне оставался городом, где победил атеизм: здесь не было ни одного православного храма. Так продолжалось до 1985 года – тогда была зарегистрирована первая православная община. Она вошла в состав Смоленской епархии, глава которой стал носить титул Смоленский и Калининградский. И вот тогда митрополит, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, направил сюда первых священников. А через десять лет в самом сердце города на Площади Победы началась история собора Христа Спасителя. И тогда же пошел отчет следующего десятилетия – столько строился храм.
Протоиерей Михаил Селезнев, ключарь кафедрального собора Христа Спасителя:
– Начались строительные работы уже, так скажем, в более практическом ключе. Это был 1996 год, когда был заложен временный храм, деревянный… И начали копать котлован на этом месте.
Надежда Калинина:
– В нижнем храме кафедрального собора есть икона «Спас Нерукотворный». Она из того первого деревянного храма, который еще называли Малый собор. А рядом с ним возводился другой собор – Большой.
Протоиерей Михаил Селезнев:
– И вот начались работы довольно-таки масштабные, потому что большой котлован на самом деле, очень большая глубина здесь. В итоге было все это вырыто. И, конечно, поначалу многие сомневались, будет ли вообще построен храм, потому что для нашего города это было совсем необычное начало. Первые храмы – это бывшие немецкие кирхи; они передавались. Храмов новых особо не было, а тут такой большой масштаб в центре города. Это была, конечно, эпопея своего рода, целая интересная история.
Надежда Калинина:
– Собор строился во владимиро-суздальском стиле, и, конечно, его архитектурный облик был нов для Калининграда. На 69 метров должен был подняться красавец- храм. Строительные работы владыка Кирилл поручил игумену Меркурию, ныне митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому. Не без трудностей шло дело возведения церкви, в кризис 1998 года стройка практически остановилась. Но, несмотря на нестабильное финансовое положение, люди продолжали жертвовать деньги на храм.
Протоиерей Михаил Селезнев:
– Мы думали: когда же все это будет, будет ли вообще этот конец? В конце концов храм был построен, а теперь вы видите – мы стоим в построенном храме и уже даже расписанном.
Надежда Калинина:
– О росписи поговорим отдельно. А пока скажем, что в сентябре 2006 года на эту землю впервые приехал предстоятель Русской Православной Церкви. И 10 сентября патриарх Алексий II освятил собор. А через три года на месте первого деревянного храма начали строить еще одну церковь в честь святых Петра и Февронии Муромских. Ее главная особенность – сдвоенные купола.
В символике храмовой архитектуры сдвоенные купола – это и напоминание нам о двух природах Спасителя (Божественной и человеческой), и указание на единение двух людей в единое целое, ведь храм святых Петра и Февронии – это венчальный храм.
Протоиерей Михаил Селезнев:
– Это была также идея тогда еще митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла – храм такого именно вида. Он сам давал указания, каким его сделать; предполагалось, что там люди будут венчаться. В принципе, так оно и есть. У нас очень много желающих именно там повенчаться, потому что он такой небольшой, компактный, внутри очень красивый, светленький, беленький, в честь Петра и Февронии тем более освящен. И многие, почти все, кто у нас венчается, хотят туда. Ну, никаких проблем.
Надежда Калинина:
– Также в этой небольшой очень светлой церкви совершаются литургии и водосвятные молебны.
Протоиерей Михаил Селезнев:
– И даже порой, в дневное время, люди ходят чаще туда. Там просто ближе, зашел быстренько, свечечку поставил... А сюда надо подниматься наверх, как бы дальше получается. Поэтому иной раз эта более посещаема в течение дня, чем даже наш нижний храм.
Надежда Калинина:
– А нижний храм, наверное, больше любят те, кому по душе ранние литургии, камерность и некая уединенность. Спуститься в нижний храм приехавшему паломнику стоит потому, что именно здесь пребывает одна из реликвий Калининградской епархии. Вот она, прямо перед нами, это Мемельский иконостас. Он был изготовлен в 1760 году в столице Российской империи. Как оказался здесь, спросите вы? Вот его история.
Во второй половине XVIII века в ходе Семилетней войны Восточная Пруссия на короткое время входит в состав Российской империи. Тогда, в 1760 году, в трех стратегически важных городах были построены православные храмы. В Кенигсберге храм Воскресения Христова, в Пиллау – Сошествия Святого Духа, а в Мемеле – Преображенский храм. Для этих церквей были изготовлены и специально привезены из Петербурга иконостасы.
Протоиерей Михаил Селезнев:
– Это иконостас, написанный специально для наших русских солдат, которые находились здесь во время Семилетней войны с Германией, тут располагался гарнизон.
Надежда Калинина:
– Иконостас еще называли «Елизаветинский», ведь он был изготовлен в эпоху правления дочери Петра I императрицы Елизаветы. Но с ее смертью завершилась и история русских походных храмов на территории Пруссии. Петр III заключает с военным противником союзный договор. И начались скитания Мемельского иконостаса.
Протоиерей Михаил Селезнев:
– Два пропали, остался Мемельский. Он был вначале отправлен в Санкт-Петербург, потом попал в Швецию, потом в Германию, и в конце концов в плохом состоянии его передали нам; после реставрации в Москве его вернули сюда и установили в нижнем храме. Вот он там и находится.
Надежда Калинина:
– Шесть раз этот иконостас менял адреса. В Стокгольме перед ним молился будущий император Александр II. Потом уже, в начале XX века, иконостас был установлен в православном храме Гамбурга, позже перевезен в Бонн и только после этого вернулся в Россию. Так что походы иконостаса некого походного храма завершились лишь в 2005 году, когда его установили здесь. Создававшийся как временный, он 250 лет служил людям в разных городах Европы. Среди тех, кто соприкоснулся с этим иконостасом, были известные личности и простые люди. Некоторые из них выполняли служебный долг вдали от Отчизны, многие оказались в эмиграции, кого-то занесло в чужие земли вихрем войны, и все эти люди молились перед Мемельским иконостасом. А теперь молимся мы – паломники и современные жители города. Среди других святынь икона с мощами святого Нила Столобенского, подаренная Патриархом Кириллом, образ Николая Чудотворца, также с частичкой его честных мощей, и икона великомученика Пантелеимона со Святой Горы.
Протоиерей Михаил Селезнев:
– Много приходит, в принципе, иностранцев, и даже бывает видно, что заходят к нам какие-то группы немцев и кого-то еще. Также я думаю, когда будет чемпионат мира по футболу, наверняка тут будут ходить разные приехавшие к нам туристы. Это хорошо, я думаю, когда люди знакомятся с православной культурой, видя вот все эти росписи Евангелия в красках, даже не зная чего-то, они посмотрят и задумаются: а что это такое? Вот это очень хорошее дело, когда есть росписи; буквально все Евангелие в красках изображено.
Надежда Калинина:
– Верхний храм, посвященный Рождеству Христову, такой удивительной красоты, что дух захватывает: праздничная, торжественная атмосфера. Душа ликует и, кажется, поднимается куда-то ввысь. Через высокие окна солнечные лучи добавляют красок росписи церкви. Возвышенный и нарядный характер создает и иконостас из белого мрамора. Причудливый орнамент отсылает нас к Храму Христа Спасителя в Москве, и это не случайно, даже при строительстве у основания собора в Калининграде была заложена капсула с московской землей.
Шесть тысяч квадратных метров площади расписаны руками целого батальона художников. Мастера из Москвы и Палеха стремились воссоздать иконописный стиль XIX – начала XX века. Здесь преобладает красный пасхальный цвет – символ торжествующей Церкви Воскресения Христова, Его крови, пролитой ради нашего спасения и во имя любви к нам.
Записала Елена Чурина
Отправимся в паломничество в Сербию и посетим село Лелич. Сейчас там находятся два монастыря. Новый, где пребывают мощи святителя Николая Сербского, и старинный, где находятся мощи святого Иустина (Поповича).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!