Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ох и переменчива погода в Калининградской области! Пока мы ехали в Краснознаменск, сменить гнев на милость она успела не раз: серые тучи затягивали небо, а мы ведь ехали радоваться буйству красок. Хазельпуш, или Желтая гора, – так Краснознаменск назывался в 1521 году. Желтая, потому что весной здесь было очень много одуванчиков. Но то ли одуванчики отцвели, то ли местные жители решили отдать предпочтение другому растению, но в 1576 году местечко переименовали в Лаздинай, что с польского переводится как «куст орешника». Орешник в названии сохранился и в XVIII веке, когда на немецкий манер это стало не Лаздинай, а Лазденен. Да и сейчас, уже в гербе Краснознаменска, орешник распустил свои резные листья. Но мы приехали сюда, чтобы узнать о местном храме, поэтому давайте знакомиться. Наталья Леонидовна, жена настоятеля, а проще говоря, матушка, об истории храма знает немало и готова нам рассказать.
Наталья Леонидовна Ильина, матушка:
– Это храм святых Петра и Павла. Закладка фундамента была в 1875 году, и через два года храм был построен полностью. Первоначально был деревянный храм, но он сгорел. Потом немцы построили каменный храм, но было в нем тесно: было мало места, а ходило много людей. У нас в районе очень много хуторов, особенно много их было у немцев, и вот со всех хуторов сюда приезжали люди для молитвы. Тогда построили этот храм, третий, чтобы все приезжающие могли свободно молиться в храме.
Место это было не простое, а торговое. В Лазденене стояли ряды лавок, а еще здесь ловили рыбу, занимались сельским хозяйством. «Страна темных лесов и кристально чистых озер» – так написала одна из скромных тружениц этих мест русская поэтесса Иоганна Амброзиус. За алтарем Петропавловского храма находится надгробная плита с ее могилы.
Наталья Леонидовна:
– Мы решили в алтарной части поставить памятник, и чтобы здесь также находились те надгробные памятники, которые находили наши жители.
Хоронили на местном кладбище не только жителей Лазденена. Война редко обходила эти земли стороной. Немецкие и русские солдаты нашли свой последний приют на этой земле. А вот следы от снаряда, который попал в эту церковь во время Первой мировой войны.
Наталья Леонидовна:
– Он не взорвался, просто выбил немного кирпичей и упал, а потом немцы вмонтировали его в колокольню. Это было как чудо – храм уцелел, потому что если бы он взорвался, то вся колокольня была бы разрушена. И вот снаряд вмонтировали в колокольню, есть еще один снаряд в алтарной части. Во Вторую мировую войну город был взят без боя, поэтому здесь ничего практически не разрушено, а в Первую мировую были такие крупные сражения, что спилили деревья, потому что сквозь них проходили гильзы.
Воевали здесь и поэт Николай Гумилев, и представители царской династии: пять сыновей Великого князя Константина Николаевича. «Мы все, пять братьев, идем на войну со своими полками, – восторженно писал князь Олег Константинович в дневнике. – Мне это страшно нравится, так как показывает, что в трудную минуту царская семья держит себя на высоте положения. Пишу и подчеркиваю это, вовсе не желая хвастаться. Мне приятно, мне только радостно, что мы, Константиновичи, все впятером на войне». Единственный из всех августейших родственников, он погибнет здесь, в Краснознаменском районе, а его братья Иоанн, Константин, Игорь Константиновичи через четыре года примут мученическую смерть в Алапаевске.
Наталья Леонидовна:
– У немцев весь храм был обложен брусчаткой, камнями. Сейчас они заросли травой, сначала их хотели почистить, но увидели, что в этом нет такой необходимости, как раньше. Почему немцы обкладывали камнем? Летом камни нагреваются и просушивают систему. В общем, так делали со многими домами, для того чтобы просыхали стены. Камни нагревали стены, и здание просыхало; это огромное здание, и протопить его очень трудно.
Здание и правда огромное, и снаружи, и внутри. Когда холодно, молятся в небольшом храме святителя Николая. Он по-домашнему уютный и светлый, но в день престольного праздника Петропавловский храм будет заполнен людьми.
Наталья Леонидовна:
– По периметру росли деревья, вход был с той стороны, потому что немцы любили строгость. Это мы уже решили посадить кустики, поставить что-то красивое, декоративное, а у немцев все было очень строго.
В стенах этого храма и в годы Великой Отечественной войны еще звучала молитва, бескомпромиссно обличался фашизм. Четыре раза за свою историю сменив название, после 1946 года эта местность получила новое имя – Краснознаменск. Он стал родным для тех, кто приехал сюда со всего Советского Союза. Атеистическая власть, казалось, была спокойна: церкви, в которые ходили переселенцы, остались далеко, в большой России, а этот храм был как бы вовсе и не храм, а мастерская или склад удобрений.
Наталья Леонидовна:
– В храме от места, где сейчас клирос, как в любой кирхе, шли два балкона. Там тоже молились люди, то есть храм вмещал достаточно много людей: люди сидели внизу, молились и наверху; был огромный орган.
Но если здание можно перестроить, забрать из сердца веру нельзя. В 1989 году местные жители решили, что храм должен оставаться храмом, – здание было передано Православной Церкви и начались восстановительные работы.
Наталья Леонидовна:
– Многое нужно было сделать, так как уже прохудилась крыша, были разбиты стекла, и здесь был проем, куда въезжали машины. В храме ремонтировались машины, хранили уголь, удобрения. Из-за удобрений стены заразились и стали разрушаться. Поэтому нужно было многое восстанавливать. Но вот потихонечку начали. Тогда здесь, в Краснознаменске, было еще много предприятий, восстанавливали общими усилиями: помогал и лесхоз, и разные предприятия, кто чем мог. Наш благочинный отец Никифор восстанавливал храм. Были сделаны и крыша, и окна, восстановлено все внутри, клирос. Балки остались еще немецкие и все перекрытия немецкие, а вот обивка была уже наша, русская.
Прихожане любят свою церковь и считают, что это самый красивый храм. Да и разве мы будем с ними спорить? Лучше сами полюбуемся строгостью форм, высокими окнами и резным иконостасом.
Наталья Леонидовна:
– Многие приезжают, многим нравится, потому что храм очень светлый, красивый. Он действительно как замок. Все, кто приходили, спрашивали: а это что за замок? Потому что он необычный. Конечно, его любят, тем более многим нашим прихожанкам уже за 80 лет, и они уже более 20 лет приходят в этот храм, – конечно, они его любят.
– То есть Вы видели его, когда он еще не был храмом, и сейчас?
Наталья Леонидовна:
– Да. Бывает, иногда даже спрашивают в часовне: а когда мы перейдем в храм большой? Называют его «храм большой», потому что любят.
Вот так в России, в двадцати километрах от границы с Литвой и в ста – от границы с Польшей, стоит городок Краснознаменск. Летом в лесах здесь много черники и грибов, весной наверняка, как и встарь, цветут одуванчики, с начала осени поспевают орехи. И в любое время года гостеприимно встречают людей, пришедших помолиться в старинной церкви, испытавшей многое, но устоявшей на радость всем.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Отправимся в паломничество в Сербию и посетим село Лелич. Сейчас там находятся два монастыря. Новый, где пребывают мощи святителя Николая Сербского, и старинный, где находятся мощи святого Иустина (Поповича).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!