Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, уважаемые телезрители! Программа «По святым местам» вновь в Калининграде. В 2003 году здесь был заложен храм, посвященный крестителю русских земель – святому равноапостольному князю Владимиру. Об этой церкви, а также о том, как православие пришло на берега Балтики, наш сегодняшний рассказ.
Этот самолет встречает всех на въезде в Чкаловск – именно так называется поселок, куда прибыла программа «По святым местам». И хотя от самого Калининграда мы немного отъехали, находимся пока еще в городской черте. Здесь расположен военный аэродром – грозные истребители взмывают ввысь в небо. Этим ранним и свежим утром мы тоже поднимемся на высоту – прямо под купол Владимирского храма.
Протоиерей Владимир Максимов, настоятель храма в честь святого князя Владимира:
– В тот момент, когда мы осознали, что у местной православной общины созрела насущная необходимость иметь свой храм, заняться его строительством, городской администрацией было предложено несколько участков на выбор, и именно это место было выбрано нашим священноначалием.
Место, которое выбрал Святейший Патриарх Кирилл, а тогда глава епархии, оказалось неслучайным.
Протоиерей Владимир Максимов:
– Тогда в моде был ностальгирующий туризм бывших жителей Восточной Пруссии, которые часто посещали места, где они проживали в детстве. И бывшие жители поселка Танненвальде (так назывался Чкаловск), чистокровные немцы, приехав сюда, с радостью обнаружили, что почти на том же самом месте, где когда-то была их любимая кирха (пусть протестантская, но все-таки Божий храм), строится православный христианский храм. Для них это было очень приятно.
Танненвальде – так до 1948 года назывался Чкаловск. В переводе это значит «еловый лес», и вырос еловый лес из помещичьей усадьбы. Танненвальдской церкви не повезло уже после войны: краеведы говорят, что в 1968 году чкаловские школьники устроили там пожар – церковь сгорела практически дотла. Тогда здесь был установлен мемориал павшим воинам, именно рядом с ним было решено строить церковь.
Протоиерей Владимир Максимов:
– Освящение закладного камня и креста на месте строительства произошло в июне 2003 года. В 2004 году был готов проект, а в 2005-м начались строительные работы, которые завершились в 2010 году. Святейший Патриарх Кирилл приезжал сюда 1 октября 2010 года и уже увидел результат того, что только намечалось в 2003-м. Икона, которая находится здесь с правой стороны, была тогда подарена нам Святейшим Патриархом. Сейчас, как видите, выполняется настенная иконопись.
Пока мы видим расписанный барабан, уже готова часть алтаря, но в основном взору паломников и прихожан предстают белые своды. Согласитесь, в них тоже есть своя особая красота. А вообще, заметим, что роспись церкви делается на века, значит, процесс этот не быстрый, ответственный и кропотливый.
Сергей Васильевич Томилов, художник:
– Я получил классическое образование, начал заниматься этим по вере в Бога, хотел прикоснуться к этому, самостоятельно изучил иконописную традицию, и в частности, византийскую XIV века. Моя главная задача – создать единое пространство, которое потом постепенно наполняется теми или иными персонажами. И когда я уже перехожу непосредственно к изображению святых, то, зная характер того или иного библейского героя по Писанию, стараюсь включать это в его видимый образ. И так как в прошлом я портретист, то мне это всегда интересно, именно то, что святые не одинаковые, но каждый немного отличается от другого в силу своего характера или еще чего-то. Работу свою расцениваю отчасти как служение – куда Господь направит, там и тружусь.
Церковь во владимиро-суздальском стиле напоминает храм Покрова на Нерли.
Протоиерей Владимир Максимов:
– За период, который историки и культурологи называют домонгольским, на российской почве были усвоены какие-то основы православного храмового зодчества, пришедшие из Византии и внесшие некоторые свои черты в храмовую архитектуру времен Владимирской Руси. Это неповторимое соединение византийской основы со специфическими чертами древнерусской архитектуры XI – начала XIII века было взято за основу при строительстве данного храма.
Святого князя Владимира, небесного покровителя храма, называют равноапостольным, ведь он стал продолжателем дел учеников Христа и крестил Русь. Примерно в то же время этих мест достигла первая евангельская проповедь. В X–XI веках на эти земли приходили первые миссионеры-христиане. Двигаясь через Европу, они несли слово Божье местным народам, которые тогда были язычниками. А уже в наше время этот край вновь стал местом проповеди: Калининградскую епархию можно назвать большим миссионерским проектом.
Протоиерей Владимир Максимов:
– Есть специфика Калининградской области, бывшей Восточной Пруссии, – эта земля досталась как трофей Советскому Союзу и, как преемнице, теперешней России. В советских газетах до середины 80-х годов даже не без некоторого бахвальства писали, что Калининградская область – это самая атеистическая область в Советском Союзе. Время тогда в этом отношении было непростое, и получилось так, что здесь не было практически ни одного храма. Во весь период с 1945 по 1985 год, то есть в течение 40 лет, здесь не было ни одного священника, и, к сожалению, для жителей Калининградской области в те годы было нормальным, когда, для того чтобы окрестить ребенка или отпеть усопшего, нужно было ехать или в соседнюю Литву, Белоруссию, или еще куда-то в России – такая была ситуация. И вот в 1985–1986 годах здесь появились первые священники.
То, что здесь появились священники, – непосредственная заслуга и забота нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, который был тогда здесь правящим архиереем. Благодаря такому миссионерскому, можно сказать, подвигу первых священников, которые, по благословению владыки Кирилла, приехали сюда в середине 80-х годов XX столетия, здесь, если так можно выразиться, было сплошное миссионерство. Люди с удивлением смотрели на первых священников, выходивших на калининградском вокзале из поезда. Для них это было диво дивное: до этого они видели батюшек только в кино. К сожалению, здесь такое было место. Представьте, что в самую первую здесь Пасху, во время пасхального крестного хода на Пасхальной заутрене, священник обращается к собравшимся людям с приветствием: «Христос воскресе!», и в ответ несколько секунд длится тягостная тишина. Лишь потом кто-то сообразил, что же нужно ответить, настолько народ здесь был отучен от каких-то христианских традиций, элементарных вещей.
Но эта ситуация очень быстро исправилась. Достаточно сказать, что первые несколько лет в конце 80-х – начале 90-х годов XX века в нескольких калининградских храмах – их было немного, может быть один-два или три, все развивалось постепенно, – каждый день совершалось таинство Крещения, и люди крестились сотнями. То есть можно сказать, что вся Калининградская область – это такой уникальный миссионерский проект. И за этот небольшой период возникла полноценная епархия Русской Православной Церкви.
В этом храме, как в капле росы, отражается большая часть православного мира. Над внешним и внутренним убранством церкви трудились специалисты из Западной Украины, с Южного Урала, Курска, Валаама, а материал доставляли даже со Святой Земли и из Греции.
Протоиерей Владимир Максимов:
– К его созданию причастны различные люди, родившиеся не только в разных уголках нашей страны, но и всего мира. И здесь присутствуют даже материальные свидетельства вселенскости православия. Например, иконостас, который мы видим, изготовлен в Греции, в городе Салоники. Пол выполнен из натурального камня, который привезли из города Вифлеема, места, где родился Христос. Это тоже отдельная история: группа прихожан нашего храма была в паломнической поездке, и среди них были люди, которые имели определенный административный материальный ресурс. Они поинтересовались, сколько будет стоить покупка и перевозка такого количества камня, который нужен для того, чтобы сделать здесь такой вот пол. Это была не самоцель, это было некое движение души – стремление создать некий символ. Вот представьте: вы входите в храм, а под ногами – в буквальном смысле святая земля, то есть частичка той самой земли, по которой, может быть, когда-то ступала нога Христа.
Строительством кровли храма занимались мастера из Челябинской области, мастера с Урала, то есть мастера из разных уголков, разных стран. Здесь вы видите деревянные стасидии, скамеечки, кивоты, сделанные на Западной Украине, кстати говоря, уже после того, как начались осложнения во взаимоотношениях России и Украины. Это было подтверждением того, что православная культура всеобъемлющая, что наши духовные корни – нечто находящееся вне влияния каких-то политических перипетий, случайных или временных явлений.
С правой стороны на аналое находится изображение святого равноапостольного князя Владимира – икона, которую мы всегда выносим во время крестного хода на богослужении в престольный праздник, день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Мне самому эта икона очень нравится, мне кажется, она выполнена не совсем обычно: в каком-то смысле отражает дух, колорит эпохи князя Владимира.
Была простая идея о том, что нужно совершать таинство Крещения так, чтобы была возможность одновременно совершать богослужения в большом храме. То есть был построен специальный маленький храмик, предназначенный для крещения и оформленный соответствующим образом.
Красивое здание со стеклянными перегородками – крестильный храм. Церковь находится в приходском доме и посвящена Иоанну Предтече.
Когда говорят «спальный район» – а Чкаловск является спальным районом Калининграда, – подразумевается, что жизнь в таких местах тихая, неторопливая и ехать сюда специально вроде бы и не стоит. Но прийти во Владимирский храм нужно, чтобы прикоснуться к камням, привезенным со Святой Земли, поднять глаза наверх и встретиться с ликом Христа, восхититься аккуратностью форм. Хотя вы же понимаете, что все внешнее, пусть и очень важное, не самое главное. А главное то, что на Калининградской земле, где более сорока лет не действовали храмы, строятся такие чудесные церкви и в них звучит молитва.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!