Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Итак, перенесемся в прошлое. Конец XIX столетия, в пригороде Кенигсберга под названием Понарт в семье Грубер директор местного пивоваренного завода Шиффердекер и владелец поместья Роберт Хоффман строят храм.
Протоиерей Марьян Позунь, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы:
– Это был район пригорода Кенигсберга, и здесь была большая немецкая пивоварня. Здесь по просьбе протестантского священника в 1896 году была заложена кирха, а в 1897-м она была построена.
Местечко Понарт, что в переводе с прусского означает «место позади угла», в 1905 году стало частью города, и именно здесь, на Бранденбург-штрассе, был возведен храм в неоготическом стиле. Первоначально постройка из красного кирпича имела четырехэтажную башню, на двухскатной крыше располагался фонарь с высоким шпилем. Все эти особенности церкви до наших дней не дошли, зато сохранился белый фронтон с пятью слепыми окнами. Храмы в готическом стиле обычно украшали круглым окном с витражом, называли это «готической розой». Здесь же «готическая роза» – это слепое окно над входом, украшенное круглой мозаикой. Иконы Богородицы Казанская и Владимирская также выполнены из кусочков смальты – их можно увидеть на фасаде храма.
А теперь зайдем внутрь. Наверное, первое, что вы заметите, – это большая протяженность церкви. Массивные своды здесь отсутствуют, нет также и плоского деревянного потолка – поэтому можно смотреть прямо сквозь деревянные опорные конструкции крыши.
В 1992 году здание кирхи передали Русской Православной Церкви.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Была реставрация этого храма. Полы, окна – другие; отбивали штукатурку, полностью перекрывали крышу – потрудились над этим.
В середине 1990-х здесь появился большой иконостас, в это же время стал собираться и многочисленный приход, а мозаику, которую мы с вами увидели на фасаде храма, можно встретить и внутри церкви. Над ней трудились мастера из города Гусева. Это настоящее произведение искусства – собранная из кусочков стекла картина, рассказывающая нам о том, как у праведной Анны появилась Пресвятая Богородица, и о том, как над Вифлеемом зажглась звезда в день рождения Спасителя.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Особо почитается икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская. Очень много частиц мощей мне передали из Отдела внешних церковных связей. Мне приходилось быть при открытии мощей святителя Филарета Московского в Троице-Сергиевой лавре, я получил частицу мощей Иннокентия Московского (также есть и икона), Герасима Болдинского и Аркадия Болдинского, Иоанна Крестителя; также есть мощи Иоанна Златоустого и Василия Великого.
Есть и мощи святителя Василия Великого и матушки Матроны Московской. Сразу приходят на ум строки псалма: Дивен Бог во святых Своих, – ведь приходя сюда, и паломники, и прихожане могут попросить помощи и заступничества у тех угодников Божиих, которые зримо пребывают здесь. Паломник, пришедший сюда, сразу отметит и так называемую эмпору, а именно галерею, расположенную вверху. Интересно, что именно в этом храме она есть только с одной стороны. Своеобразный балкон, кстати, имеет и весьма практическое значение.
А справа на балконе находится еще один придел. Он посвящен святой Татиане Римской. Когда в основном здании храма шли реставрационные работы, здесь проводились богослужения. Позже сюда стали собираться на раннюю литургию.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Придел мученицы Татианы был освящен в 1995 году игуменом Меркурием (ныне митрополит Ростовский и Новочеракасский). Здесь начало собираться молодежное общество, и оно существует до сих пор.
– Молодежи здесь и правда много, а еще из этого храма вышло немало священников. Местные батюшки также окормляют тех, кто приходит молиться в больничный храм святых Космы и Дамиана.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Храм еще окормляет детский дом «Надежда», который находится неподалеку, мы сотрудничаем, и каждый день – служба.
Если вновь углубиться в историю, то можно вспомнить, что, когда еще здесь была немецкая кирха, в церкви стоял орган. Первый музыкальный инструмент был подарен иудейской общиной, а в 1929 году его заменили на новый орган работы известной фирмы «Фуртвенглер и Хаммер».
Еще важно сказать, что этот храм как кирха действовал вплоть до депортации немецкого населения в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века, даже несмотря на то, что здание пострадало во время штурма Кенигсберга в 1945-м. Во время освобождения Пруссии советскими войсками здание храма было повреждено. После 1946 года кирха была национализирована – в ней располагался склад, а позже спортивный зал «Шторм». Советская власть закрывала храмы повсюду: и в средней полосе России, и на новых западных рубежах. Церкви предавали запустению, поруганию, выносили и уничтожали святыни, делали все, чтобы вера в людях угасла. Но этого не произошло, ведь не зря говорится, что Церковь не в бревнах, а в ребрах.
Протоиерей Марьян Позунь:
– Каждый человек хотя бы раз в жизни видел русскую, византийскую, суздальскую архитектуру – это известнейший факт, а здесь готический стиль. Храм немножко похож на гроб: крыша напоминает о том, что человек смертен, а византийская, русская культура напоминает о бессмертии, купол – это вечность. И поэтому, конечно, сначала люди не воспринимали. Но если логически мыслить, мы прекрасно осознаем, что не от архитектуры зависит сама молитва, а от нашего духовного состояния. История помнит, где люди молились: и в катакомбах, и на пне совершалась литургия.
Была разная архитектура в разное время, и сегодня это осознается народом. Конечно, лучше видеть свою «родную» архитектуру, но есть и культура, которая была раньше. Мы сегодня хотим, конечно, чтобы была русская культура, и мы все на это настроены. А вот храм нам напоминает об истории. Мы не можем это вычеркнуть, как нельзя убрать из истории советское время. Нельзя из истории вычеркнуть некоторые вещи: была немецкая культура и храмы остались.
Вспомним, что Святейшего Патриарха Кирилла, когда он был еще митрополитом Смоленским и Калининградским, благодарили большинство лютеран за то, что мы берем эти храмы и доводим до совершенства. Почему? Потому что здесь были разрушения. С исторической точки зрения это все было очень печально, поэтому дай Бог, чтобы мы все молились, и сегодня нет такой проблемы, что надо поехать в храм русского стиля, а не в этот храм. Я думаю, что здесь в основном все зависит от людей, священника, общины, хора, который украшает храм, семейной радости; люди общаются, молятся – все это результат молитвы.
Автор и ведущая Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!