Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– «Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста „Богородиц” прочтет, тому всё тут – и Афон, и Иерусалим, и Киев» – так говорил преподобный Серафим Саровский о святой Канавке. Сегодня мы пройдем по тропе, где шествовала Царица Небесная, и познакомимся с церквями, что стоят внутри Канавки. Идя по этому пути, вы обойдете несколько корпусов, где живут сестры святой обители, и вот слева от вас окажется здание шафранового цвета. Это монастырская больница с храмом в честь иконы Божией Матери «Целительница». Идя дальше, встретите обшитый деревом двухэтажный дом небесно-голубого цвета – это богадельня с церковью во имя другого образа Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость». С этого храма мы и начнем наш рассказ.
Вера Александровна Шишигина, экскурсовод Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:
– Перед нами старинное монастырское здание – богадельня. Здесь была устроена домовая церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», для того чтобы старицы-насельницы нашей обители могли участвовать в богослужении.
Надежда Калинина:
– Обычно паломники не заходят в этот храм, но у нас с вами есть уникальная возможность увидеть, как внутри выглядит эта небольшая церковь. Такая домашняя, теплая, она вся обшита деревом. Здесь чувствуется тишина, покой и предстательство сонма дивеевских святых.
Говоря об особенностях постройки этой церкви, скажем еще об одном важном моменте.
Вера Александровна Шишигина:
– В алтаре этого храма были устроены два окошечка, которые выходили в кельи самых немощных сестер, для того чтобы они, не выходя из своей кельи, могли участвовать в богослужении.
Надежда Калинина:
– Во время обозрения церквей Нижегородской епархии в 1886 году, когда этот храм посещал епископ Нижегородский и Арзамасский Модест, это место называлось больничной церковью. Но сейчас больничный храм располагается в другом помещении. Несмотря на то что церковь эта молодая, само место, где стоит дом Божий, имеет длинную историю.
Вера Александровна Шишигина:
– На этом месте, внутри Канавки, располагалось монастырское кладбище, на котором хоронили сестер. На кладбище стояла Преображенская церковь, алтарем которой служила дальняя пустынька преподобного Серафима, перевезенная сюда стараниями Мотовилова еще в середине XIX века, вскоре после кончины батюшки Серафима. Ближняя пустынька также находилась в центральной части Канавки – там читали Неусыпаемую Псалтирь. В советское время это кладбище уничтожили и на его месте построили общеобразовательную школу. Когда здание вернули монастырю, там устроили медицинский центр «Надежда» для монашествующих. То есть это больница для сестер нашей обители.
Надежда Калинина:
– Вход в этот храм разрешен для сестер обители, восстанавливающих свои силы в монастырской больнице. Внутреннее убранство этой церкви рассказывает о чудесах исцеления, которые совершал Господь Иисус Христос, Богородица и святой Серафим Саровский. Есть здесь и фреска, на которой написано, как святой исцелил Михаила Васильевича Мантурова, благодаря которому в Дивееве появились рождественские храмы. Другое изображение рассказывает нам о том, как в возрасте двадцати двух лет Николай Мотовилов был исцелен батюшкой Серафимом от тяжкой ревматической болезни с расслаблением всего тела и отнятием ног, длившейся три года. И о современных чудесах, связанных с исцелением у мощей преподобного, здесь не забывают.
Есть в этом храме и реликвии, связанные с дивеевскими святыми. Одна из самых заметных – рукавичка преподобного Серафима Саровского. Также святыни расположены и в Скорбященском храме. Здесь есть предметы со Святой Земли, а также частички гроба, сделанного святым Серафимом Саровским для преподобной Марфы Дивеевской. Напомним: святая Марфа одна из преподобных жен дивеевских, начальница над всеми дивеевскими сиротами в Царстве Небесном. Так о ней говорил святой Серафим Саровский, по благословению которого она в тринадцать лет поступила в монастырь.
Анна Вячеславовна Ольховацкая, экскурсовод:
– Жизнь ее по строгости превосходила жизнь даже старших сестер. Несмотря на такой юный возраст, матушка Марфа была уже в схимническом постриге – это самая строгая ступень монашеского пострига. Вместе со всеми сестрами матушка помогала строить рождественские храмы для обители. И поднимала сразу так много камней от усердия, что надорвалась на строительстве и скончалась в возрасте всего девятнадцати лет. В обители она пробыла шесть лет. Рыдающих сестер отец Серафим утешал, говоря, что душа ее теперь находится рядом со Святой Троицей, и называл схимонахиню Марфу начальницей небесного Дивеево. И на портрете она изображена именно так – на фоне и земной, и небесной Дивеевской обители.
Надежда Калинина:
– Также небольшая Скорбященская церковь памятна для обители важным событием, случившимся здесь.
Вера Александровна Шишигина:
– Именно в этом храме была совершена последняя литургия перед закрытием монастыря, на которой священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский (он также входит в собор дивеевских святых, некоторое время подвизался здесь, в нашем монастыре, перед закрытием обители), на проповеди сказал: «Сейчас нам всем поднесена Чаша; кто насколько ее выпьет – кто-то лишь поднесет к губам, кто-то лишь отопьет четверть, кто-то половину, а кто-то выпьет до конца».
Надежда Калинина:
– После обедни певчие запели, как обычно в Прощеное воскресенье, плач Адама – все сестры прощались, вся церковь плакала, а слова, которые тогда сказал еще архимандрит Серафим, оказались пророческими.
Монахиня Аполлинария (Багрова), смотритель Музея дивеевских новомучеников:
– Историю Дивеевской обители создавали такие замечательные святые, как преподобный Серафим Саровский, преподобные Александра, Марфа, Елена, блаженные Пелагея, Параскева и Мария, но история, созданная ими, представляется неполной без достопамятных имен тех людей, которые вместе с Русской Православной Церковью пострадали за веру в годы неслыханных гонений. В сонм этих святых входят и дивеевские святые: священномученик Серафим (Чичагов), священномученики Михаил и Иаков, преподобная исповедница Матрона, Пелагея и Ксения.
Надежда Калинина:
– В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре создан Музей дивеевских новомучеников. Через судьбы конкретных людей здесь можно увидеть эпоху; глядя на их крестный путь, задуматься о своей жизни.
Монахиня Аполлинария (Багрова):
– Поэтому здесь была открыта эта экспозиция. Бережно, кропотливо собраны вещи, предметы, к которым они прикасались, даже одежда, посуда, мебель. Здесь созданы реконструированные уголки, которые рассказывают об эпохе того времени.
Надежда Калинина:
– Воспоминания о людях, ушедших в горний мир, в монастыре бережно хранятся. Это видно и при посещении музея святой обители, и когда проходишь по святой Канавке мимо храма иконы Богородицы «Целительница».
Вера Александровна Шишигина:
– В память о тех, кто был похоронен на этом кладбище, по числу сохранившихся надгробных плит восстановили несколько могил, они как раз возле алтаря церкви во имя иконы Божией Матери «Целительница», которая находится в этом медцентре.
Надежда Калинина:
– Пока мы с вами паломничали по этим двум прекрасным храмам, на Дивеево стали опускаться сумерки, хотя в темное время суток храмы внутри святой Канавки выглядят как-то по-особенному уютно, так что продолжим наш рассказ.
В 2004 году в будущей монастырской больнице стали трудиться строители. И вот бывшее здание школы начали реконструировать. Делали это в течение четырех лет, к 2008 году храм был освящен, а Великим постом уже следующего года принялись за его роспись. Годом раньше началась реконструкция в храме иконы Царицы Небесной «Всех скорбящих Радость», а в советское время там, где находились кельи монахинь, располагались жилые квартиры. В конце XIX века здесь еще проживали старицы, которые пришли в монастырь по личному благословению батюшки Серафима. Между этими старицами и жила Варвара Александровна Карамзина, ставшая одной из основательниц Скорбященской церкви.
Еще в 1861 году сестрами Дивеевской обители, вдовой Шишкиной и девицей Варварой Александровной Карамзиной, которая приходилась племянницей известному российскому историку, была устроена в обители богадельня.
И в позапрошлом столетии, и сейчас забота о монахинях почтенного возраста и о тех, кто страдает недугами, важная часть жизни обители. И, несмотря на их физическое состояние, их главный вклад в развитие Дивеевского монастыря – это молитва смиренная, чистая и искренняя.
Записала Елена Чурина
Отправимся в паломничество в Сербию и посетим село Лелич. Сейчас там находятся два монастыря. Новый, где пребывают мощи святителя Николая Сербского, и старинный, где находятся мощи святого Иустина (Поповича).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!