Памяти архимандрита Елеазара

13 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Кудрявцев, клирик храма свв. апп. Петра и Павла при Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова и больнице Императора Петра Великого. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 13 марта 2014 г.

 

Добрый вечер, дорогие телезрители, в эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова и больнице Императора Петра Великого протоиерей Михаил Кудрявцев.

Здравствуйте, батюшка.

- Здравствуйте, Михаил. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Всем желаю Божией помощи и подвига святого Великого поста.

 

- Наша сегодняшняя тема: «Память архимандрита Елеазара, духовника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры».

Отец Михаил, расскажите, пожалуйста, почему мы именно сегодня вспоминаем отца Елеазара и расскажите о  нем нашим телезрителям.

 

- 10 марта был день памяти отца Елеазара, когда он ушел в жизнь вечную на первой седмице Великого поста. В свое время я попросил его быть моим духовником, он принял меня, и мы общались, пусть не так часто, но практически до самой его смерти. Считаю это подарком мне от Бога. Общались с ним не только люди, живущие в Санкт-Петербурге, но живущие за его пределами и даже за пределами России.

Родился отец Елеазар в городе Бологое Тверской области, по матери был потомком князей Куракиных, отец был машинистом тепловоза. Рос он в верующей семье, мечтал посвятить жизнь Богу. Поступил в тогда Ленинградскую духовную академию без экзаменов, как отлично окончивший духовную семинарию. Некоторое время служил здесь, после, вследствие некоторых искушений, ему пришлось оставить Ленинград. Гонения от определенных властей начались за его выговор старосте храма, отдавшему все пожертвования на храм в  фонд мира. Вернулся в Петербург он лишь в 2003 году, до этого почти сорок лет подвизался в Псково-Печерском монастыре, куда я к нему ездил и где мы с ним и познакомились.

Конечно, хронология жизни не может раскрыть личности отца Елеазара, того, как он действовал на людей, каковы были его молитва и советы, все это можно было только испытать на себя, насколько его слова способствовали внутреннему духовному росту человека. Внешне строгий, внутри это был добрый, замечательный человек.

 

- Мне известно, что отец Елеазар стал первым монахом Александро-Невской Лавры после ее закрытия в советское время. Расскажите, пожалуйста, об этом.

 

- После пострижения отец Елеазар был назначен в Троицкий собор, как тогда писали, бывшей Александро-Невской Лавры. Служил он здесь, когда был секретарем епархии, и с тех пор каким-то чудом дошло кресло, в котором он сидел в алтаре. Митрополит Никодим назначил его также настоятелем в нескольких храмах, он служил в Никольском соборе, тогда кафедральном. Хотя Лавра в то время формально была еще закрыта, он был в ней монахом, начавшим именно здесь свой монашеский путь.

 

- Каким образом он вернулся из Псково-Печерской лавры обратно в Александро-Невскую?

 

- Насколько я знаю, в судьбе отца Елеазара участвовали наш архиерей и его секретарь, помогали ему бороться с телесными немощами, его направляли в наши петербургские медицинские учреждения на лечение, он приезжал сюда на праздники, и в 2003 году остался здесь с разрешения нашего правящего архиерея.

 

- Получается, что Вашим духовником он стал раньше, чем стал духовником Александро-Невской Лавры. Почувствовали ли Вы, какую-то разницу, когда отец Елеазар вступил на свой пост?

 

- Он не изменился ни по отношению ко мне, ни к другим. Здесь он взял на себя тяжелый подвиг, каждые понедельник, среду и пятницу принимая людей с самого раннего утра и до закрытия храма после вечерней службы. Наверное, в его годы и при его здоровье это было тяжело. Но, наверное, в этом и был его путь, чтобы встречаться с людьми, вникать в их проблемы, наставлять на правильный путь и молиться за них. Он никогда не выслушивал формально, старался понять, в чем корень проблемы человека, никогда не был сухим и строгим судьей. Мог поддержать, посочувствовать, одно нахождение рядом с ним уже действовало определенным образом: было видно, что это святой человек и подвижник.

 

- Как часто Вы общались с ним?

 

- Не так часто, так как и у меня была своя служба, тем более что приходил чаще всего для исповеди, приходилось его и огорчать, когда чувствуешь, когда можешь сильно пострадать без духовного совета и сойти с верного спасительного пути.

 

- Как Вы считаете, обязательно ли исповедь должна быть привязана к духовнику?

 

- Насколько я знаю, такого канонического правила нет, поскольку духовник – особое служение. Но это обязательно должен быть священник, который Вас хорошо знает и может дать совет, быстрее разобраться в Вашей конкретной ситуации и помочь Вашему духовному росту.

 

- В Вашем случае получается, что духовник находится на некотором удалении, и к нему не всегда приедешь для исповеди. В каких случаях можно исповедоваться батюшке на своем приходе, а в каких случаях к своему духовнику, который находится не рядом?

 

- Я обращался в тех случаях, когда чувствовал, что мне необходимо пообщаться с ним и решить некоторые вопросы, которые требуют именно его совета. Не потому, что другие священники дали бы некий формальный совет. Отец Елеазар умел так просто и ясно все объяснить буквально в двух словах, что все проблемы казались ничтожными, сразу было видно, в чем правда, а в чем неправда. Духовное наставление необходимо не только мирянам, но и священнику, ведь он должен разбираться и в душах других людей – это иной уровень ответственности, с этим бывает порой тяжко. Я был тогда молодым священником и понимал, что мне необходим совет.

 

- Батюшка, с каким вопросом лучше подходить к духовнику: о своих проблемах или когда люди едут к нему с вопросами о своем будущем?

 

- Насчет нашего будущего, не нам знать времена и сроки, которые Отец положил в своей власти, как мы помним из книги Деяний святых апостолов, лучше предаться воле Божией и оставить на его благой промысел. Более простые вопросы: отношения с людьми, особенно с близкими родственниками, проблемы своей духовной жизни, молитвы, подвига, то, что волнует и необходимо решить сейчас.

 

- Отец Елеазар очень любил музыку, и у него были свои музыкальные предпочтения, расскажите, пожалуйста, об этом.

 

- Он очень любил музыку барокко, Бортнянского, партесную музыку. Им был основан хор «Астрон», тогда он был только основан им, сейчас вышел на профессиональную сцену, выступает с концертами, которые привлекают большое количество слушателей. Видимо, хор живет молитвами отца Елеазара, его любовью к богослужению.

 

- Как отец Елеазар участвовал в Вашей жизни, находясь в отдалении?

 

- Мне всегда требовалось личное общение с ним. Общение по телефону я не очень люблю в принципе при общении со всеми людьми, это некий суррогат. Когда общаешься о духовных вещах, то по телефону это несерьезно. С отцом Елеазаром важнее всего было общение на исповеди, а это невозможно по телефону.

 

- Сколько людей стало его духовными детьми за время служения отца Елеазара?

 

- Говорят, что ими становятся до сих пор, те, кто совершают о нем молитвы, просят его помощи. Среди его чад есть те, кто живут за границей, поэтому лишь Господь ведает,  сколько людей пришло к нему. Слава Богу, это люди, которые остались в церкви, стараются исполнять его наставления, таким образом творя ему вечную память, стараясь сохранить те семена правды Божией и духовного подвига, которые он старался заронить в наши души.

 

- Как Вы думаете, помогает ли отец Елеазар Вам сейчас?

 

- Думаю, да. Когда он был жив, то записывал в синодики меня и мою семью, и думаю, продолжает творить молитву о нас и там, и плоды его молитвы мы чувствуем. В молитве происходит общение с бессмертной душой человека, ушедшего в иной мир, и это стирает границы времени.

 

- Вопрос телезрительницы из Калужской области: Сначала у меня был духовник в Оптиной пустыни, но после моего переезда он назначил мне другого духовника. В молитве о духовном отце мне молиться за обоих или надо называть только одно имя?

 

- Духовник у человека может быть только один, надо определиться, кого Вы считаете своим духовником, и ездить к нему, как бы далеко он ни был. К отцу Елеазару именно ездили специально. На все это надо спросить благословения у священников, которые молились за Вас, чтобы все это было с любовью и без обид.

 

- Я слышал, что отец Елеазар бывал и суров, как каждому человеку, ему были присущи определенные черты характера. Как это сочеталось с той духовной глубиной, которую он имел?

 

- Во-первых, к старцу надо относиться соответственно. Как мы помним из житий святых, они могли проверить смирение человека таким способом, который мог бы показаться и жестким людям светского духа.

Например, в житии преподобного Амвросия Оптинского есть рассказ, где он отругал послушника за то, что тот якобы не выполнил данное ему поручение, хотя он его выполнил отлично, и старец знал об этом. Таким образом, преподобный Амвросий проверял, насколько действительно этот послушник приблизился к монашескому устроению, есть ли в нем смирение.

Общение со старцем счастье само по себе, однако, это не только приятные наставления, но и проверка смирения, крест, который надо понести. Старец имеет на это право с высоты достигнутого им духовного опыта для того, чтобы помочь человеку изжить в себе остатки гордости.

В отце Елеазаре не было жесткой строгости. Он был очень серьезным человеком, что в наше время редкость. Когда к молитве и духовной жизни относились не должным образом, это вызывало у него грусть и сожаления, которые могли так выражаться. Я не вижу здесь суровости, скорее, сожаление о том, что люди, встав на духовный путь, идут по нему, не отдаваясь ему полностью.

 

- Батюшка, вернемся немного назад, скажите, как Вы все-таки познакомились с отцом Елеазаром?

 

- Через лужских прихожан, которые писали ему письма, благодаря которым я тоже решил написать ему, поскольку духовника у меня тогда не было, а посоветоваться о своей духовной жизни мне было тогда необходимо. Отец Елеазар как-то удивительно мне ответил, будучи много старше меня, и прежде всего в духовном опыте. Написал мне, что если чем-то может быть полезен, то я могу обращаться к нему, чем очень удивил меня, и я понял, что к нему нужно обязательно обращаться.

 

- Вопрос телезрителя с Украины: Скажите, пожалуйста, какова процедура выбора духовника? Как правильно построить исповедь, когда существуют грехи, которые очень трудно назвать?

 

- Духовник – это дар Божий каждому из нас. Нужно молиться Господа о даровании духовника. Как говорил Господь «толцыте и отверзется», «ищите и обрящите». Если у Вас есть потребность в духовном руководстве, то Господь обязательно услышит Ваши молитвы и пошлет духовника, который поможет, как никто другой. Поскольку научиться духовной жизни по книгам невозможно, это все равно, что пытаться научиться по книгам живописи, вокалу, игре на музыкальном инструменте.

Особой процедуры у нас нет, это есть в Церкви Католической, где исповедь принимают не все священники. Необязательно искать старца, мне в моей жизни помогал священник, который многому научил меня, воцерковил, дал рекомендацию в семинарию – это архимандрит Нектарий (Головкин), которому я также очень благодарен и считаю посланным мне Богом.

 

- Кто же такой духовник, как это можно сформулировать?

 

- Поскольку такой человек называется духовным отцом – это тот, кто пробуждает в Вас духовные потребности и жажду духовной жизни. Тот, кто направляет на духовном пути, поскольку идти по нему одному довольно сложно. В мирской жизни тоже довольно сложно без духовника. В обязательном порядке духовники есть у монахов, духовник вручается монаху при пострижении. Всем христианам должно быть свойственно желание отказаться в какой-то мере от мирской жизни, которая часто сбивает с духовного пути, здесь и должны помогать духовники.

 

- Вопрос телезрителя из Омска: Нужно ли и можно ли благодарить духовника материально?

 

- Этот вопрос тоже можно решить полюбовно. Если говорить языком церковного устава, в нем записано, что содержание храма и духовенства возложено на прихожан. В какой мере это делать надо решать с благословения духовника, а не по своей воле, как и все, что касается духовной и церковной жизни.

 

- Часто миряне начинают считать своим духовником того священника, к которому они ходят на исповедь, но ведь не всегда их считает таковыми сам священник, как решить данный вопрос?

 

- В нашей практике сложилось так, что исповедь принимают все священники. Если миряне считают священника своим духовником, никто не может им этого запретить. Как к этому относится самому священнику, у которого просят духовного совета? В «Лавсаике» говорится о том, что даже святые праведные мужи отвечали не сразу на задаваемые им вопросы о духовной жизни, могли думать месяц, два и больше, даже они считали, что их знания ограничены. Священник тоже может честно сказать, что есть то, что находится за пределами его ведения, чтобы не вводить в заблуждение. Главное, чтобы все вопросы решались в духе любви Христовой.

 

- Вопрос телезрительницы из Ростова-на-Дону: Можно ли к таким старцам, каким был отец Елеазар, обращаться в молитве за помощью, или можно лишь молиться об упокоении их душ, пока они не прославлены в лике святых?

 

- Здесь нужно иметь послушание священноначалию, пока они не прославлены  хотя бы как местночтимые святые, на уровне епархии либо как всероссийские на Поместном Соборе, о них совершаются только панихиды. Само совершение панихиды о них и есть молитвенное к ним обращение. Это предание Церкви, которое имеет многовековую историю, и мы должны это соблюдать.

 

- Однако у могилы отца Елеазара всегда есть люди, которые, по-видимому, обращаются к нему с просьбами.

 

- В личном порядке этого никто не запрещает делать, и, конечно, молитва эта  приносит благие плоды. Но делать это надо, совершая панихиды, молебны же служить тогда, когда это будет благословлено Церковью.

 

- Расскажите, пожалуйста, как Церковь прославляет тех или иных подвижников?

 

- Насколько я знаю, процедура канонизации сложилась относительно недавно. Раньше для этого требовались явные чудеса от молитв к нему, чудотворения и мироточения от мощей. Если это происходило, давалось благословение на почитание подвижника святым. В наше время требуется определение Собора или решение епархии, если это местночтимый святой. Совершать молитвы местночтимому святому можно лишь в пределах данной епархии. Для прославления подвижника как всероссийского святого, надо подавать материалы в комиссию при Священном Синоде. Как это делается, нужно узнать в самой комиссии.

После принятия определения зачитываются все деяния прославленного в лике святых, в последний раз совершается панихида, после чего служится молебен.

 

- Вопрос телезрительницы из г. Кириши: Хочу поблагодарить отца Михаила за панихиды, которые он совершает на могиле архимандрита Елеазара, и за его безграничную любовь к своему духовному отцу. Помощь после этих молитв просто безграничная. Мы хотели бы уточнить расписание панихид?

 

- Мы заранее договариваемся с хором «Астрон», у нас есть группа ВКонтакте, которая называется «Пострадать, чтобы взлететь» об отце Елеазаре, там обычно размещаются объявления, когда состоятся панихиды. Либо информацию можно увидеть на сайте хора «Астрон».

 

- Вас не обременяет такое послушание, ведь панихиды служатся каждые две недели?

 

- Нисколько не обременяет, я с радостью делаю это. Священника не может обременять дополнительная молитва.

 

- Отец Михаил, могли бы Вы назвать какие-то кардинальные перемены, которые произошли благодаря руководству отца Елеазара, или духовничество – плавный процесс, который ведет человека незаметно.

 

- Например, отец Елеазар запретил мне накладывать епитимии после того, как я рассказал, что поставил солидного старца на поклоны. Для того чтобы кого-то исправлять, надо исправиться сперва самому. Также наладились отношения с близкими людьми, когда я кое-что пересмотрел в своей жизни и не стал совершать то, что считал единственно правильным и даже не сомневался. С ним я, слава Богу, научился сомневаться в том, что кажется верным, а на самом деле не всегда является таковым. Вот почему необходимо общение с духовником, это человек другого духовного уровня, он может Вам посоветовать то, что необходимо Вам, чтобы Вы сами не запутались и других не погубили.

 

- Сам отец Елеазар назначал епитимии?

 

- Мне он никогда епитимии не назначал, кроме вот этой – никому не назначать епитимии, никого не ставить на поклоны, все решая с любовью. Этой епитимии он не отменил мне до самого своего ухода.

Кстати это как раз к вопросу о его строгости. Ругать – поругивал, отец и должен быть таким, не добреньким, а добрым.

 

- В последние годы отец Елеазар служил не часто по причине здоровья?

 

- По состоянию здоровья у него было свободное посещение храма. Он ходил довольно тяжело и служил, к сожалению, не очень часто, но целые дни проводил в храме, исповедуя, наставляя людей. Это давало людям не меньшую пользу.

 

- Выделял ли особо отец Елеазар монашеское служение или и к женатому, и к монашескому положению относился одинаково?

 

- Нельзя сказать, что он выделял монашеское служение. Отец Елеазар давал духовные советы всем, в том числе монахам Александро-Невской Лавры, которые общались с ним, как с духовником, и людям не монашеского звания. На моей практике он не выделял, но это может быть и не так и является духовной тайной его и монашеской братии.

 

- Чему Вы научились у отца Елеазара в своей духовнической практике?

 

- Серьезности, подумать перед тем, как что-то сделать. Применять евангельские правила, прежде всего, в собственной жизни, чтобы мы были христианами в своей жизни, чтобы не уходили далеко от веры и спасения.

 

- Вопрос телезрителя из Ставропольского края: У меня нет своего духовника, и в утренних молитвах я молюсь о батюшке, который служит в нашем храме. Недавно батюшка сменился, и я теперь молюсь за другого. Правильно ли это?

 

- Ошибкой я бы это не назвал, но духовник может быть только один, тот, у которого Вы исповедуетесь, который знает Вас лучше, чем другие, наставляет Вас. Надо выбрать кого-то, считать его своим духовником, обсудив этот вопрос с самим священником. Когда священника переводят в другое место, часто духовные чада продолжают ездить к нему, потому что эти отношения подобны отношениям отца и сына, их ничто не может упразднить.

 

- В наше время многие христиане не могут найти духовника. Скажите, пожалуйста, много ли у нас сейчас старцев, подобных отцу Елеазару, с которыми можно поддерживать постоянные духовные отношения?

 

- Как же я могу знать, сколько таких старцев. Если у Вас есть благое желание духовного окормления, оно обязательно исполнится, и Господь не лишит Вас благодати руководства духовно опытных людей. Думаю, что и вера у людей не оскудела, и достойных пастырей очень много, и необязательно ехать за ними куда-то далеко.

 

- Большинство прихожан наших храмов – женщины, и часто случается, когда возникает конфликт между мужем и женой, из-за того, что у жены есть второй приоритет – ее духовник. Как Вы считаете, разрешима ли эта коллизия?

 

- Здесь необходимы христианская любовь и мудрость. Любовь как самопожертвование и желание жить ради другого человека. При руководстве опытного духовника, наоборот, не должны возникать конфликты, которые могли бы случиться. Мы должны понимать, что у нас есть обязанности по отношению к нашей семье, и именно духовник подскажет, как правильно это делать. Духовник, как раз и нужен для того, чтобы подсказать, как правильно поступать каждой половине. Поступая по своему разуму, можно совершить ошибки, которые после будет очень трудно исправить, а духовник как раз и нужен для того, чтобы предупредить от них.

 

- Как быть, если советы, которые дает молодой, еще не очень опытный священник, начинают приводить к трудностям в семейной жизни? Есть ли право у мирянина отказаться от такого руководства и спросить точку зрения другого священника?

 

- Когда происходят подобные нестроения, сложно говорить отвлеченно и есть опасность осудить своих собратьев священников. Думаю, что когда происходит нечто подобное, надо честно сказать, что Вам такая мера неудобоносима, что то, что Вам советуют, и хорошо, и ведет ко спасению, но у Вас пока нет духовных сил, чтобы понести это. Во всем нужна открытость. То, что можете исполнять, исполняйте, а то, что нет, надо говорить. Когда это осложняет отношения в семье, об этом тоже надо сказать сразу.

У нас принято, что конфликты между паствой и священником разрешает благочинный. Если уже дошло до острой ситуации, то можно обратиться к старшему, более опытному священнику.

 

- В заключение нашего эфира скажите, пожалуйста, несколько слов нашим телезрителям о Великом посте и в память отца Елеазара.

 

- Желаю всем достойно провести время Великого поста, посещать богослужения, чтобы разделить красоту этих удивительных и прекрасных служб, которые настолько молитвенны и святы, что невозможно их не посещать. Тем более что мы не знаем, доживем ли мы до следующего Великого поста.

В память об отце Елеазаре  хотелось бы пожелать, чтобы наша жизнь была достойна его вечной памяти, и чтобы он предстательствовал и молился в Небесном Царствии о нас, своих неразумных духовных чадах, которые, возможно, и не достойны его, но по дару Господню находятся под его любвеобильным крылом.

 

- Спаси Господи. Прошу Вас по традиции благословить на прощание наших телезрителей.

 

- Бог благословит вас, дорогие братья и сестры, на подвиг Великого поста и достойную встречу Светлого Христова Воскресения.

 

                                                                                              Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать