Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня нашу съемочную группу пригласил к себе в гости известный российский бард Григорий Гладков.
Григорий Гладков – российский бард и композитор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов и Союза кинематографистов России, член московского профкома драматургов, рекордсмен Книги рекордов России по количеству выпущенных альбомов с песнями для детей. Родился в Хабаровске в 1953 году. Детство и юность провел в Брянске. В 1975 году окончил Институт транспортного машиностроения по специальности «инженер-электромеханик по городскому транспорту». В том же году по распределению переехал в Ленинград, где поступил в музыкальное училище. Позже окончил Ленинградский государственный институт культуры. С 1983 года Григорий живет в Москве, где пишет музыку к мультфильмам, кинофильмам и спектаклям. Наибольшую популярность Григорию Гладкову принесли песни и музыка к мультфильмам «Пластилиновая ворона», «Про Веру и Анфису», «Падал прошлогодний снег». Также Григорий Гладков в течение пяти лет был одним из ведущих телепередачи для детей «Спокойной ночи, малыши», к каждому выпуску которой сочинял и исполнял под гитару новую песню.
– Очень благодарны за то, что Вы нас пригласили в свой, как Вы его называете, дом композитора. Надеюсь, что Вы нам сегодня подарите что-то музыкальное.
– Да, улица, на которой я живу, называется Шестая. Я хочу предложить назвать ее улицей Композиторов, а Седьмую можно назвать улицей Поэтов.
– А помимо Вас здесь обитают творческие люди?
– Здесь все творческие люди, в Подмосковье нетворческих людей нет.
– Ганс Христиан Андерсен сказал, что, когда не хватает слов, человек говорит музыкой. Когда Вам перестало хватать слов? Когда Вы выбрали для себя музыкальный язык?
– Музыка начинается раньше слов. Человек сначала мычит, потом поет, плачет, кричит – это все музыка. И только потом появляются слова, да еще и на разных языках. Поэтому с музыкой мы рождаемся.
– Но ведь изначально Ваш путь… Вы окончили Институт транспортного машиностроения по специальности «инженер-электромеханик по городскому транспорту». Как Вы вместо тех рельс встали на музыкальные?
– Музыкой я занимался всегда, а техническое образование – просто увлечение.
– Принято было в Советском союзе?
– Да, и потому что принято, и потому что родители хотели именно так. Я исполнил их волю, а потом стал заниматься своим делом. И профессия у меня очень интересная. У нас висел портрет Н. Теслы, мы с самого начала знали, кто этот человек. Моя специальность – транспорт, в котором нет бензина: трамвай, троллейбус, метро, монорельс, электромобили; все-все, что сейчас начинает развиваться. Мы все это изучали еще в далекие 1970-е годы.
– Но при этом Вы выбрали для себя не просто бардовскую песню, а именно детский жанр.
– Я бард, конечно, условно. Бард – не профессия.
– Это только поэт, это призвание.
– На самом деле я член Союза композиторов, и член Союза кинематографистов, и член Союза театральных деятелей. Восемьдесят театров, наверное, играют мою музыку; там идут спектакли с моей музыкой. Я написал музыку к художественным и документальным фильмам, мультфильмам; выпустил рекордное количество пластинок, дисков и кассет для детей, за это попал в Книгу рекордов России. Поэтому бард – это, да, призвание. Я очень благодарен этому жанру за то, что он привил мне вкус к поэзии, к слову, потому что у нас, как в Библии, «в начале было Слово». Я имею в виду – в русской культуре. Если бы я не столкнулся с авторской песней, конечно, тексты моих песен были бы намного хуже, а скорее всего, были бы просто ужасными.
– Действительно, песни, которые Вы создаете, можно отнести к тем, которые «нам строить и жить помогают». Эти песни воспитывают, уже не одно поколение детей выросло на Ваших песнях.
– Не знаю. Строить…
– Детям – познавать мир.
– Это в более широком смысле. Строить – это созидать. Да, да. Я стараюсь, чтобы в песнях был позитивный момент. Ну как я стараюсь? Наши поэты… Я ведь сам не пишу стихи, я пишу музыку. Я стараюсь подобрать такую музыку, которая несла бы людям надежду, радость, любовь. Стихи и так прекрасны. Но если к ним найдешь мелодию, то тогда они звучат просто волшебно.
То, что мы зовем душой,
Что, как облако, воздушно
И блестит во тьме ночной
Своенравно, непослушно
Или вдруг, как самолет,
Тоньше колющей булавки
Корректирует с высот
Нашу жизнь, внося поправки;
Корректирует с высот
Нашу жизнь.
Эта песня называется «Душа». Душа… Она ведь бессмертна, да?
– Ведь душа и песня – это очень близко.
– Музыка и стихи начинают жить вместе, когда в них появляется душа. Душа бессмертна, и ученые вроде бы даже нашли ее вес; она весит девять граммов, как пуля.
– Григорий Васильевич, а на Ваш взгляд, музыка может привести к Богу?
– Конечно. Летает комар.
– Видите как: вся живность слетается на такие песни.
– Есть такая история: комар очень хотел петь. Мечтал быть певцом. Однажды он пришел к маме и говорит: «Мама, я хочу петь. И только люди могут понять, что такое вокал. Я хочу полететь к людям и спеть». Мама говорит: «Сынок, не летай к людям. Люди – это подлые, гадкие, злые, ужасные существа. И первое, что они сделают, – убьют тебя». Комар говорит: «Прости, мама. Прости. Я уже летал к ним без твоего разрешения. И ты знаешь, люди бегали за мной и аплодировали».
– Какая замечательная, добрая история. Наверное, только поэту, только музыканту свойственно примечать такие жизненные нюансы.
– Наверное. У нас есть премия «Поэт России», и ее первым лауреатом стал Александр Семенович Кушнер – очень талантливый, очень скромный человек, живущий в Петербурге (он там родился). И песня «Душа» была на его стихи. А сейчас я выпустил диск «Прогулки по Петербургу под аккомпанемент гитары и дождя» в основном на его стихи. Он был безоговорочно выбран лауреатом премии «Поэт». Двадцатый век ушел с его смиренными стихами «Времена не выбирают»:
Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
И еще у него есть такие строки:
Умереть – расколоть самый твердый орех,
Все причины узнать и мотивы.
Умереть – это стать современником всех,
Кроме тех, кто пока еще живы.
То есть мы – люди, живущие на этой планете, – ответственны не только за свою жизнь, но и за жизнь того, что нас окружает. И ответственны за то, чтобы передать это дальше. Господь нам доверил такую ношу – сохранить жизнь на земле и, не разрушив ее, передать дальше. Мы это обязаны сделать.
Вот о наблюдениях. В день премии в Москве погас свет, пол-Москвы было обесточено. Я не попал на эту премию, был на Урале. И я подумал, что, поскольку погас свет, люди зажгли свечи. И они стоят в своих домах перед окнами и держат свечи в честь рождения первого поэта России, в честь премии «Поэт», вообще во имя поэзии и гордого звания «поэт». «В начале было Слово», – сказано в Библии. И вот они стояли и держали эти свечи. И Москва такого обилия свечей наверняка не знала. Вот что такое, как Вы говорите: «Художник может заметить». Мы все замечаем.
– Вы в своей жизни на стихи этого поэта «зажгли» не одну песню. Я прочитал, что еще в 1968 году Вы написали песню на стихи Александра Кушнера:
О Боже, как нужно бессмертье,
Не ради любви и услад,
А ради того, чтобы ветер
Дул в спину и гнал наугад.
– Эта песня о том, что в Петербурге можно пережить любую беду, потому что это такое красивое, созидательное чудо, которое неизвестно как получилось. И этот город пережил страшнейшую в истории мировой цивилизации трагедию под названием Ленинградская блокада. Вот эта песня:
Закрою глаза и увижу
Тот город, в котором живу,
Какую-то дальнюю крышу
И солнце, и вид на Неву.
В каком-то печальном прозренье
Увижу свой день роковой,
Предсмертное боли хрипенье
И блеск облаков над Невой.
О Боже, как нужно бессмертье,
Не ради любви и услад,
А ради того, чтобы ветер
Дул в спину и гнал наугад.
Любое стерпеть униженье
Не больно, любую хулу
За легкое это движенье
С замахом полы за полу,
За вечно наставленный ворот,
За синюю невскую прыть,
За этот единственный город,
Где можно и в горе прожить...
Эта песня о смирении, о том, что счастье в том, что ты преодолеваешь несчастье, и что невзгоды на самом деле – это испытания, которые ты должен выдержать как человек.
– А это бессмертие действительно нужно? Или это бессмертие в вечной жизни?
– Ответ на это может дать только… Никто не может дать. Может быть, читая Библию... Священнослужители, конечно, очень хорошо говорят. И есть такие мудрецы! Я столкнулся с такими на фестивале православной песни «Арзамасские купола», где уже семь лет я сопредседатель жюри вместе с батюшкой – отцом Геннадием Ульяничем из Твери. На этот фестиваль приезжают священники, которые действительно знают, поняли что-то, уйдя из светских профессий (отец Геннадий был врачом). И они могут объяснить какие-то вещи, которые ты вроде бы нащупал, а сказать не можешь.
И только, наверное, великие поэты, великие писатели, батюшки, которых мы уважаем, могут объяснить. А вообще этот поиск идет всю жизнь. И я хочу подарить Вам диск, который стал итогом моей семилетней службы этому удивительному фестивалю «Арзамасские купола», городу Арзамасу.
– Большое спасибо.
– Этот диск называется «То, что мы зовем душой». И в этом выражении, наверное, ключ к тому, что такое православная, а значит, христианская, религиозная песня, потому что это тончайшая материя. Мы сразу договорились, что на фестивале не будут звучать песнопения, которые исполняются на службе. Только те, которые вне храма: дома, в кругу семьи и друзей, может быть, на концертной площадке. Что это такое? Это трудно определить, это невозможно, так же как ответить на вопрос «Что такое Бог?». Бог везде: там, где красиво, там, где счастье. Вот это Бог. Его не видишь, но чувствуешь, что Он рядом. Так и православная песня. Мы чувствуем, что это – да.
– То есть сердце чувствует, только интуитивно можно понять.
– Да, исполнитель или автор (там авторы бывают) «попали» в этот формат. Или не попали – тоже чувствуем. А объяснить зачастую не можем – такая тонкая материя. И вообще, все, что связано с Богом, это, конечно, волшебно, это всегда чудо. Вот маленькое чудо случилось, значит, Бог рядом с тобой. А чудеса есть везде.
Помните, было такое выражение: «В жизни всегда есть место подвигу». Подвиг – это высшее выражение чувства и ответственности за то, что Господь тебе доверил, именно тебе. Вот именно мне Он доверил сочинять песни. Старый актер спрашивает: «Легко сочинять?» Я говорю: «Да». «Запомни, – говорит, – Господь у ста тысяч отобрал и дал тебе, тебе доверил. Поэтому ты не можешь ни заболеть, ни лениться». Вам доверил другое. Каждому что-то доверено. И конечно, чудо, что мы живем, что мы родились, что мы вообще существуем, что мы сейчас общаемся, поем песни. Это все чудо, это все Господь.
– Мы с Вами говорили о том, что музыка воспитывает. Как воспитать в ребенке любовь к Богу? Как не переусердствовать в этом? Как, наоборот, не отбить желание? Ведь это действительно очень тонко. Многие современные родители оставляют этот вопрос на будущее, чтобы ребенок вырос и сам принял для себя решение.
– Да нет, ребенок должен быть всегда с родителями. И очень плохо поступают те родители, которые не берут детей на службу, на работу, в испытания, в поход, потому что ребенок всегда должен быть здесь. И кстати, это сейчас поняли во многих странах. Есть программа, на английском называется Family. Люди поняли, что ребенок должен быть рядом. А наркотики? Какой сейчас страх, какая беда пришла. И прочее. Нет, ребенок должен быть рядом с детства. Как говорится, впитать с молоком матери и слезами отца. Ни в коем случае нельзя пускать на самотек.
– Мы, взрослые, воспитываем, учим детей. А Вы напрямую сотрудничаете с детьми, пишете музыку для них, участвуете в различных фестивалях. Вы сами получаете что-то от ребенка? Что Вам дают дети?
– Конечно. Дети дают взрослым гораздо больше, чем взрослые детям. Взрослые учат детей практическим вещам: как правильно перейти улицу, как зажечь свет и погасить его, и так далее. Ребенок учит взрослых тому, что есть рядом ощущения счастья, которые ушли от нас. Мы просыпались и целый день жили счастливыми. То, что для ребенка счастье – дождь, снег, – для взрослого проблема. Дети близки к Богу и учат взрослых этому. Взрослые, от которых это уходит, становятся скучными и несчастными. Дети учат нас этим святым вещам: быть доверчивыми, радостными, созидательными, веселыми, счастливыми. Конечно, у них надо учиться этому.
– В современном мире очень много равнодушия и жестокости. Как оставаться большим ребенком в хорошем смысле слова?
– Не расставаться с живописью. В детстве мы любили рисовать. Прежде чем мы учимся грамоте и словам, мы рисуем. И поэтому:
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это НАТЮРМОРТ.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.
– Дорогие телезрители, большой ребенок, человек с огромным сердцем – гость сегодняшней программы «Канон».
(Продолжение следует)
Ведущий Александр Крузе
Записала Людмила Ульянова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 3
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Время ускользает от нас. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. Неопалимая купина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!