Игра

28 ноября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает священник Димитрий Дмитриев, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове. Передача из Санкт-Петербурга.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема – «Игра». Для того чтобы было понятнее, о чем мы сегодня будем говорить, для начала посмотрим небольшой сюжет нашего телеканала.

Видеосюжет

«Восемь священников, четыре стола. Это проходит товарищеский турнир по шахматам среди православных клириков Санкт-Петербургской митрополии. Игра по круговой системе, каждый с каждым. Основная цель – это дружеское общение, как говорят организаторы.

Священник Георгий Христич, организатор турнира по шахматам:

– Это возможность как-то помериться силами, при этом немножко потренировать логику и другие мыслительные качества, которые тоже будут полезны человеку, в том числе священнику в его деятельности. Это возможность посмотреть друг на друга со стороны за шахматной доской. Понятно, что самое главное общение у духовенства и вообще у нас, христиан, происходит во время Божественной литургии. Но бывают и другие способы как-то между собой пообщаться. Для нас шахматы – возможность как-то отвлечься, проверить себя, других.

Атака пешечного меньшинства, защита Алехина, ход конем… Шахматы – это целый мир операций, комбинаций, стратегических ходов. Эта игра развивает логическое и абстрактное мышление, тренирует память и дальновидность.

А с точки зрения христианских ценностей шахматы развивают честность, человечность, соблюдение правил. Здесь, на первом турнире, священнослужители показали высокий уровень игры. Интеллектуальное мероприятие нашло свой отклик.

Священник Димитрий Дмитриев, организатор турнира по шахматам:

– Отрадно видеть действительно такую зрелую игру наших шахматистов, которые, несмотря на основной род своей деятельности, на то, что они священники (а это, поверьте мне, очень нелегкое служение), показывают очень интересную игру на уровне первых разрядов, кто-то даже на уровне кандидата в мастера. Очень интересно играют.

В этот же день в книжном доме «Глагол» собралось около двух десятков игроков. Православная молодежь в рамках товарищеского турнира пробует свои силы, показывает свои способности. Это пилотный проект. Как говорят организаторы состязания, в перспективе, возможно, будет создана своя епархиальная сборная по шахматам»

(Конец сюжета.)

– Батюшка, начался Рождественский пост, а мы с Вами говорим об игре. Как Вы считаете, насколько это уместно и совместимо?

– Спасибо за вопрос. Действительно, когда мы говорим о посте, то мы должны все-таки, с моей точки зрения, об игре вспомнить, сказать о ней, упомянуть, но не делать ее главной в своей деятельности. Все-таки пост – это время, когда христианин задумывается о своей духовной жизни. Что интересно, даже когда мы в таком контексте вспоминаем об игре, мы вспоминаем и говорим о ней не в контексте общеизвестного понимания – игра как взаимодействие некоторого количества людей, которые при определенных правилах, соблюдая их, достигают каких-то результатов при взаимоотношениях в соблюдении этих правил между собой. Мы говорим об игре именно в христианском контексте, который, как уже сказано в сюжете, воспитывает именно христианские ценности, такие как честность, взаимная открытость, можно сказать, послушание правилам. Конечно, с этой точки зрения, мне кажется, разговор об игре был бы уместным. Очень хорошо, что он проходит именно в дружеской атмосфере нашего общения именно в этот день, я считаю.

– Расскажите поподробнее вообще о принципе игры как таковой. Откуда она происходит?

– Посмотрим различные исследования игры, которые проводили и археологи, и исследователи палеонтологии, и известные культурологи… Самое известное исследование игры проводил голландец Йохан Хёйзинга. Рассказывая об игре, он говорит, что на самом деле это очень древняя форма человеческой деятельности – когда человек, соблюдая определенные правила, искусственные по своему происхождению, создает определенную символическую реальность. Она может быть разной. Она может состоять из клеток, из различных предметов, но вместе с тем она именно заставляет человека задуматься и принять определенные правила, соблюдая которые участник реализует (или не реализует) какой-то свой внутренний потенциал.

Соответственно, здесь происходит борьба умов, и человек в той или иной деятельности реализует ментальные качества, которые у него есть. А здесь на самом деле кроме какой-то исключительной эрудиции, свойственной знанию тех или иных игровых приемов, свойственны еще общие качества, важные, наверное, для всех, например находчивость, наблюдательность. Очень важен такой момент, как уважение соперников. Опять-таки, если ты не соблюдаешь игру, то правил игры-то не получится. Хёйзинга говорит о том, что есть такое слово (голландское или немецкое) – штрейкбрехер – человек, который на самом деле не играет, а надевает на себя маску игрока. То есть он как бы симулирует игру, а на самом деле игроком не является. Соответственно, игры не получается. То есть должна быть определенная внутренняя открытость – и перед самим собой, и перед участниками. Такие и подобные игровые формы мы видим с самой человеческой древности, когда люди принимают те или иные правила, играют. На самом деле они, общаясь между собой, развивают свою ментальность.

Что еще интересно и важно. Был такой момент, связанный с игровой формой, – это была форма игры в мудрость (различные загадки, шарады и так далее). Это тоже игра, они заставляют человека не думать как-то прямолинейно, а искать ответ на те или иные вопросы, которые уместны в контексте какого-то игрового пространства. Мне вспоминается исследование западных библеистов, которые, говоря о таком моменте Нового Завета, как проповедь Отрока Иисуса Христа в храме, говорят, что как раз одна из форм Его проповеди состояла не в том, как Он отвечал на вопросы, а в том, как Он их задавал. То есть это тоже была своеобразная игровая форма. В контексте того, как Он задавал вопросы, понимаешь ментальный уровень человека, который к тебе приходит и задает ту или иную парадигму. То есть такой игровой момент присутствовал и на Древнем Востоке с самого раннего времени.

Ну и впоследствии в развитии человечества мы видим те или иные формы игры. Они бывают разные. Какие-то из них можно принимать, к каким-то я рекомендую относиться предельно сдержанно, какие-то вообще, наверное, неприемлемы для христианина. Но так или иначе, такие игровые формы присущи человечеству, и они заставляют человека реализовывать потенциал своего мозга.

– Простите, вынужден Вас перебить, потому что к нам дозвонился наш постоянный телезритель из Испании диакон Владимир: «Может ли православный принимать участие  в шахматных турнирах с денежными призами и сколько времени в день можно посвящать игре в шахматы тем, кто это любит? Благодарю Вас».

Большое спасибо за вопрос.

– Спасибо. Я понимаю специфику, которую подразумевает этот вопрос. Денежные призы действительно имеют место в тех или иных соревнованиях. Когда священник или вообще христианин принимает в них участие,  он так или иначе может рассчитывать на какие-то финансовые вливания. Но здесь вопрос в том, как ты его применишь, этот приз. Насколько мне известно, на практике получается, что выигрывают люди, которые действительно очень много времени посвящают тому или иному роду игровой деятельности. То есть для них это не просто средство для общения, для интеллектуального самовыражения, а профессия. Когда профессионал встречается с любителем, в любом случае его шансы гораздо выше. Даже несмотря на какие-то небольшие дивиденды, небольшие победы, которые может получить любитель, такие случаи бывают в любой форме игровой деятельности. На самом деле профессионал есть профессионал, и он все равно возьмет то, что ему надо. Соответственно, у нас, любителей, в том числе и у участвующих в турнире батюшек, мало шансов на получение каких-то денежных эквивалентов.

Сколько времени посвящать шахматам (или другим формам игровой деятельности)? Конечно, в той или иной форме есть возможность тренировки. Это очень важный вопрос, который я как раз хотел поднять в контексте этого поста. Что для того или иного христианина игра? Это средство самовыражения, возможность пообщаться или это смысл жизни? Если смысл жизни или даже профессия – то, наверное, уже вопрос к такому… Тогда встает вопрос приоритетов, особенно у священника, чем он занимается в первую очередь. Поверьте, пока мой небольшой опыт служения на приходе показывает, что если ты будешь действительно отдавать себя священническому служению, особенно при совмещении различных епархиальных послушаний, преподавания, духовно-нравственной работы и так далее, то времени на шахматы у тебя останется немного.

Я вспоминаю свое прошлое, потому что в свое время удалось дойти до звания кандидата в мастера спорта. Чтобы быть профессионалом, надо заниматься хотя бы шесть часов в день с компьютером. Нужно изучать различные дебюты, миттельшпили, эндшпили и так далее. Но в контексте служения я не могу уделить на это больше получаса. Но на самом деле из-за этого не очень-то и переживаешь, потому что это уже остается как форма общения. И кстати, что интересно, формой проповеди! Когда играешь с человеком, который не знает, что ты священник, потом, когда в процессе общения начинается разговор (а настоящие шахматисты обязательно анализируют партию, после того как она сыграна, потому что важно не просто узнать, как ты победил или проиграл, а где ты проиграл, очень важно узнать, что да как), то очень многие сильно удивляются, что священник играет в шахматы. Я стараюсь объяснять, рассказывать, что, куда, зачем и как. Приглашаешь на различные епархиальные встречи, в добровольческую службу,  в молодежный отдел, на какое-то социальное служение и так далее. Здесь действительно люди начинают заинтересовываться, у них в голове происходят определенные изменения.

Конечно, здесь очень важен момент, еще раз на нем остановлюсь, чем для того или иного игрока являются шахматы. Если для него это смысл жизни – то можно действительно дойти до случаев, когда многие шахматисты сходили с ума от излишнего увлечения. Такие случаи были в шахматах, и не сказать об этом нельзя. Печальные примеры: первый официальный чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц, который сошел с ума, или Гарри Нельсон Пильсбери, американский чемпион, который из-за многочисленных сеансов игры вслепую с большой аудиторией подорвал свое здоровье, и в конце концов это свело его в могилу. Здесь так или иначе встает выбор приоритетов.

Если мы говорим о шахматах как о каком-то фанатическом стремлении, то можем вспомнить здесь по-своему прекрасный роман В. Набокова «Защита Лужина». Кстати, Набоков был очень хорошим шахматистом, не практиком, а теоретиком, он придумывал различные этюды, шахматные задачи. Его описание психологии шахматиста очень подходит под существующую реальность. То есть здесь вопрос приоритетов. Участие возможно, но поверьте, опыт показывает, что каких-то больших гонораров в результате этого вы просто реально не можете взять. Потому что есть профессионалы, а есть любители.

– У нас на линии звонок от Елены: «Сейчас начался пост. Я люблю играть в „Тетрис“, такая тихая игра, и решать кроссворды. Будет ли грехом, если я буду в пост этим заниматься?»

– Спасибо за вопрос. Смотря с какой периодичностью Вы этим занимаетесь. Если каждый день (а я чувствую, что, скорее всего, так и есть, судя по Вашему желанию задать этот вопрос, но, может быть, я не угадал), мне кажется, на время поста лучше ограничить себя в этой деятельности. Даже решение кроссвордов. Я этим тоже периодически занимаюсь. Но при всем развитии интеллекта и так далее, когда мы говорим о посте, все-таки в пост мы развиваем не только интеллект. Мы стараемся уделить время нашей духовной жизни, которая состоит не только в совершенствовании наших интеллектуальных способностей. В какой-то момент (как есть у нас журнал «Верующий разум») нужно дать разуму возможность как-то смириться, отойти.

Для Вас примером может быть шахматист Самуэль Решевский (правда, он был ортодоксальным иудеем), который требовал от организаторов не играть в субботу в шахматы. То есть идет турнир, он участник, но требует не играть в шахматы в субботу, потому что он ортодоксальный иудей. И ему разрешали. Переносили тур и так далее. Конечно, это бывало очень неудобно, но организаторы шли ему навстречу. Если уж ортодоксальные иудеи воздерживаются от того или иного рода игровой деятельности в важные для себя дни, что уж говорить о нас, православных, друзья мои? Наверное, нужно тоже где-то и смириться.

– Спасибо. В дополнение вопрос телезрителей. Если человек занимается самооправданием, увлекаясь какой-то игрой и опуская свои важные обязанности, оправдывает свою игровую деятельность, хорошо ли это?

– Мне кажется, вопрос уже подразумевает, что это нехорошо. Друзья мои, делу время, а потехе час. В языковой памяти народной тоже очень много осталось мест для приоритетов. Если человек занимается игровой деятельностью и забывает свою прямую работу, это нельзя ни в коем случае приветствовать. Почему? Например,  известны случаи, когда человек так увлекается играми, особенно это касается виртуальных игр, настолько забывается, что распадаются семьи. Люди сидят в сетевых играх и между собой играют, забывая,  какой день недели и так далее, забывая кушать или окно закрыть. Факт в том, что они уже путают реальный мир с виртуальным. Вот это приветствовать, конечно, никак нельзя… И в интеллектуальной деятельности такое может быть, в тех же шахматах.

В Писании сказано: «Невинно вино, укоризненно пьянство». Если нет меры, то о чем мы говорим? Человек может себя по-разному оправдывать. В поведении, в его жизни, в его социальной деятельности и  просто в общении можно будет понять, что человек духа-то не того – и сделать для себя определенные выводы.

–  Но насколько я понимаю, самое основное, что осуждается Церковью в игре, – это азарт. Азартные игры порицаются и для верующих недопустимы. Есть ли в шахматах азарт?

– Здесь лукавить нельзя. Азарт есть. Очень важно христианину в этой самой игре остаться христианином. Могу по своей  деятельности сказать: азарт захватывает.  Поэтому опять-таки важна роль тренера. Должен быть рядом всегда мудрый тренер. И  роль тренера в тех же самых шахматах я бы сравнил с ролью духовника – он должен в определенный момент сделать очень важное указание, где-то как-то подсказать что-то  и самому отойти в сторону. И очень важно, чтобы человек играющий ориентировался именно не на достижение результата, это порочная позиция, она калечит человека и наносит ему психологические удары по нервной системе:  важно творчество ради самого творчества, если мы говорим об игре.

Это еще один важный момент игры, когда человек реализует в той или иной форме свои творческие способности, данные ему от Господа. И здесь очень важно вспомнить о Боге и относиться к игре не так вот (знаете, есть такое выражение у игроков популярное)  – «прийти и порвать соперника». Но в любом случае игра только на выигрыш приводит в результате к проигрышу. И об этом пишут почти все известные комментаторы. Если ты не будешь уважать своего соперника, то в результате окажешься с обратной стороны, ты проигрываешь.

И очень важно контролировать свои эмоции, не заиграться, вспомнить о своем главном предназначении и  использовать шахматы как творчество, но ни в коем случае не стараться сделать так, чтобы  оно захватило тебя настолько, что ты уже забыл, где ты, что ты, как ты и когда ты. Важно, что ты контролируешь тот или иной процесс. И для этого опять-таки важно, в который раз говорю об этом, расставить приоритеты, потому что иначе обоюдоострый меч может получиться.

– Вопрос телезрителя из Саратовской области: «Многие священники не благословляют игры подобного типа: шахматы и так далее, тем более монашествующие. Но есть такое в Писании, дословно не помню, апостол Павел, по-моему, говорил, “стать всем для всех”. То есть священник должен подняться либо опуститься до уровня людей, с которыми он общается, и преподать им слово Божие – как бы встать с человеком на одном уровне и донести до него Божественное Писание».

– Да, комментарий очень интересный. Когда  я стал всем этим заниматься, у меня сначала был немой протест. Почему? Ходит в Интернете ролик диакона Андрея Кураева, которого я очень уважаю как миссионера, богослова, как православного публициста. Но когда человек пытается заниматься всем (это я не в осуждение говорю, а просто высказываю свое мнение), даже теми вещами, где он некомпетентен, тогда можно договориться до такого, что принесешь большой вред. Так вот с шахматами произошло. Произошло такое осуждение. Мне пришлось перед всеми шахматистами извиняться и говорить, что на самом деле есть альтернативное мнение, что есть другой взгляд и все зависит от человека, который так или иначе смотрит на этот вопрос.

И почему еще я в свое время начал этим заниматься? Диссонанс возникает, когда с экранов телевизоров говорят тебе, что это плохо, а ты сам играешь в свободное время и стараешься показать, что это, в принципе, не так плохо. А потом, когда еще начинаешь общаться со своими коллегами-шахматистами, то у них возникает тоже подозрение и  некое осуждение. И начинаешь объяснять. Здесь такая была миссионерская функция, я ею и сейчас занимаюсь. То есть когда общаешься с шахматистами, первое, с чего начинается общение после игры, – это разбивание мифов. Действительно, начинается миссия, когда люди, далекие от Церкви, от жизни христианской, задают те или иные вопросы, круг которых постоянно повторяется, хотя в принципе они однотипны, какие-то общие штампы возникают, и ты начинаешь их потихонечку развенчивать. И вот они начинают убеждаться, что священники не только на «Мерседесах» ездят и не все так однозначно, и потихонечку начинают менять свое мнение.

 Каждый христианин, если он играет в шахматы, должен постараться использовать это как элемент миссии. Прежде всего показать христианское поведение. Даже если и проиграл ты – и хорошо: хорошая школа на самом деле. Известный чемпион мира Капабланка говорил, что ты должен проиграть сто партий сильному шахматисту и тогда ты, может быть, научишься играть – посмотрите, с помощью поражения ты приходишь к победе. Ты учишься через проигрыш подниматься. А если так действовать, чтобы только победить, то ничего не получится. Это один момент.

Потом, я замечал, что действительно есть такая  поговорка, что человек есть то, что он ест. На самом деле человек есть то, как он играет. В тех же самых шахматах можно определить какие-то действия человека в жизни. Какой он? Резкий – не резкий. Те или иные его страсти подсмотреть, душевное, телесное. Это все проявляется в игровой деятельности. Он такой ход сделает или такой. Все понятно сразу, чего он хочет. Либо одно стремление, либо другое.  И потом уже, когда с человеком начинаешь общаться…  интересно, что у него эти проблемы схожи очень с теми ходами, что он делает:  все и проявляется в жизни духовной. И начинаешь общаться, это уже вопрос исповеди.

А что касается монашествующих, действительно был такой запрет одного из наших московских Соборов на шахматы (в 1551 году запрет был подтвержден Стоглавым Собором: «Святаго вселенского шестого собора правило 50 и 51 запрещает всякое играние». – Примеч. ред.) . Но, мне кажется, это было связано с тем, что шахматы, как любая такого рода игровая деятельность, тогда использовались для разного рода любовной магии, приворотов и так далее.

Во-вторых, Церковь развивается, и если вспомнить те правила, которые тогда были, на них тоже можно посмотреть по-разному. Вот, например, есть правило, согласно которому клириком не может быть человек, который не воцерковил всю свою семью. С этой точки зрения можно всех клириков советского периода просто лишить сана. Почему? У них у многих родители были атеистами. Самый яркий пример  – владыка Никодим (Ротов), у которого отец был партийный и его вообще проклял, как узнал, что сын  в Церковь ушел. Так что ж теперь, отказываться от этого? Наверное, странно было бы от этого отказываться в контексте нашей истории.

А во-вторых, что касается монашествующих, есть пример. Недавно вышел учебник для подготовки шахматистов 1-го разряда и кандидатов в мастера архимандрита Алексия (Поликарпова) в Москве, который в Донском монастыре проводит как раз детские соревнования. И в одной из публикаций журнала «Шахматное обозрение» была статья «Церковь и шахматы» – корреспондент пишет, что покойный патриарх Алексий II освятил один из чемпионатов России в Элисте. Ну вот, друзья мои, тогда вам ответ, думайте сами над этими действиями и сами принимайте решения.

– У нас снова звонок на линии.

 – Здравствуйте, Михаил, здравствуйте, батюшка! Я из Липецкой области звоню и  хотела бы задать не по теме вопрос, вчера я не могла дозвониться. Батюшка, может быть, подскажете, как мне быть. Я еду в гости, а семья эта невоцерковленная. Мне 69 лет, я воцерковляюсь, можно сказать, или уже воцерковленная, я не знаю. В церковь хожу и в свечной лавочке служу. Как мне быть? Они заставляют кушать всё. Как мне все это преодолеть, я не знаю. Прошу помощи Вашей».

– Вопрос важный, конечно. Но есть такой общий рецепт. Помню, у меня была схожая ситуация, и я подошел к иеромонаху в Саратовской епархии еще и говорю, что меня в гости приглашают, а батюшка в ответ говорит: «Вообще-то в пост по гостям лучше не шастать». Но получилось как получилось. Это такой общий рецепт: старайтесь во время поста в гости не приходить. К неверующим, я имею в виду, и к маловерующим: так или иначе,  встанут пищевые запреты. Конечно, есть такие слова апостола, который говорил, что для чистого все чисто. Для чистого действительно все чисто, но очень часто… здесь разные позиции в Церкви есть. Есть позиция консервативная, есть либеральная – «Какая разница  –  пришел? Для чистого все чисто». В  любых гостях как тебе дают, так и принимай смиренно.

А консервативная позиция говорит, что если ты показываешь свои запреты, то, может быть, это будет для человека, тебя принимающего в гостях, большей проповедью – хотя бы они увидят твою твердость в этом моменте. Здесь есть разные позиции, не знаю, что посоветовать. Вы должны сами ответ избрать: опять-таки, если мы говорим о рекомендациях, то я бы оставался в этом вопросе консервативным. Так или иначе, мы сейчас по факту должны миссией заниматься поневоле.

Недавно мы открыли при нашей добровольческой службе еще курсы миссионерские, и там поднимался вопрос: а как эту миссию нести? По факту – как? Церковь-то Православная должна нести миссию во все остальные народы, евангельский призыв никто не отменял: идите научите, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. И здесь должна уже миссия быть. У нас раньше были миссионеры. А сейчас получается, что мы никуда и не ездили. Есть,  конечно,  такие энтузиасты, которые и в Индонезии проповедуют, и на Тайване, но по факту получается у нас, что мы – самые православные из всех, а миссии у нас почти никакой нет…

Только недавно Святейший Патриарх на Съезде миссионеров поднял эту проблему… Общая тенденция была такова: те самые народы, которые мы не миссионерствуем, приехали к нам в качестве гастарбайтеров, которые с нами бок о бок существуют, – вот и не надо поэтому ехать никуда, им-то и проповедуйте. А у нас и им не проповедуют – получается, что мы теряем огромное количество людей, потенциальную паству. И вот надо этим лично заниматься. И если ты не обладаешь какими-то богословскими навыками, если не учился на курсах, мало читаешь Писание (что, конечно, приветствовать нельзя), то хотя бы поведением своим проповедуй: восточные народы очень реагируют на подобного рода поведенческие акции. То есть, если они увидят твердость, они удивятся. На Востоке как? Если ты разделил пищу с кем-то  –  значит, ты впустил его в свое общение. А если не разделяешь, значит – не уважаешь? Нет, уважаю. Я уважаю твою веру, а ты уважай мою. Мне кажется, вот так. Есть люди, которые могут со мной не согласиться. Как апостол писал, должно быть разномыслие в Церкви, ну а как все это произойдет, узнаем уже потом.

– Спаси Господи, батюшка. У нас есть телезритель дозвонившийся, Евгений.

 – «Благословите, батюшка. У меня такой вопрос про игру. Мне 14 лет. Я играю в игру, там про самолеты – вроде бы смотришь на пейзажи, никакой суматохи, никаких стрелялок, а вот мама говорит, что это грех. Это и вводит меня в смущение. И я решил задать вопрос».

– Спасибо за вопрос. Судя по всему, вопрос действительно насущный, и очень хорошо, что Вы его задали. Заповеди Моисея никто не отменял. Почитай отца и мать твоих, и благо тебе будет. Нужно уважать мнение родителей и постараться ему следовать. Вспоминаю, когда сидел за шахматами, изучал книгу Михаила Алексеевича Ботвинника «Метод подготовки к соревнованиям», бабушка подходит и говорит: тебе нужно написать сочинение по русскому языку. Я ей отвечаю, что она у меня преподает, поэтому и так все будет хорошо. Она говорит: «Ничего хорошего не будет, иди пиши». Приходилось делать выбор. И я благодарен бабушке, что она заставила меня отказаться от книги и я пошел писать сочинение. Я ей благодарен, что она не пошла на мои потакания.  Ведь очень часто бабушки идут внукам на потакание. А ведь еще в Писании сказано: потеряешь розги – потеряешь сына. Ну а внука тем более.

Что касается самолетов этих самых – Вы Царство Небесное без этих самолетов можете представить? Если Вы каждый день летаете виртуально, как Вы к этому относитесь – если Вы относитесь так, что без этих самолетов не можете жить, то я бы порекомендовал оставить их на некоторое время, на время поста, воздержаться. А вот если для Вас это какая-то невинная забава, что ж делать, тогда летайте.

– Спасибо, батюшка! Ну и к вопросу поста и шахмат. Как Вы считаете, можно ли в посту заменить застолье с потреблением яств и алкоголя на шахматную партию?

– Интересный вопрос – умеете Вы задать высокую планку. А поймут ли Вас, если Вы замените? Если б была моя воля, то я заменил бы все на чаёк, прянички, потому что я очень положительно отношусь к подобного рода обществам трезвости. Если бы люди пообщались, чем распевать застольные песни,  – это было бы более полезно. Но тут уже мы вступаем на совершенно другого рода территорию. Само дело ведь тут не в игре, а именно в том, что тот или иной человек, христианин, строит свое свободное время. И по факту получается, что  свободное время воспринимается у нас как праздник – от праздника молитвы до праздника желудка, что вызывает вопросы.

И здесь мы говорим об умеренности в потреблении, о каком-то воздержании. Люди ожидают Пасхи, например, таким образом, что это не встреча со Христом, а какие-то куличный и яичный фестивали,  начинают хвалиться, кто какие кулички испек. Куличик – это, конечно, тоже хорошо, но когда вся Пасха превращается только в «куличик», наверное, это странно.  Что сказать здесь? Если бы была  возможность, я бы сократил употребление того или иного вида различных спиртосодержащих веществ во время подобного рода застолий. Ну и всячески могу приветствовать подобного рода интеллектуальные встречи.

Мне известно, что после нашего турнира, который мы проводили в магазине «Глагол» (пользуясь случаем, выражаю им благодарность, что они помогли провести это мероприятие, без них это было бы невозможно), нашу эстафету подхватили.

– Спасибо , батюшка, но все-таки не могли бы Вы пояснить, почему священники собираются и играют друг с другом в шахматы, участвуя в турнире?

 –Так получается, что встречаются между собой молодые люди в духовных семинариях, в духовных академиях, школах, на курсах разных и так далее. Они потом становятся священниками или диаконами, и то общение горизонтальное, которое между ними существовало,  пропадает: они замыкаются каждый в рамках своего прихода и в рамках служения, и  очень часто получается, что люди, которые между собой очень тепло общались, теряют друг друга – это физически, практически невыполнимо. У каждого семья, у кого двое детей, у кого трое, у кого больше, епархиальные послушания, домашняя церковь и быт засасывают.

А это форма пообщаться в неформальной обстановке – как в видеосюжете подчеркивалось, поговорить в товарищеской встрече: посидели, пообщались, различные вопросы обсудили о паломнических группах  – корреляция между приходами определенная происходит. А где встретиться? По телефону вызванивать? Этот не может, этот не может. А турниры – очень хорошая форма взаимодействия, помогает общению между священниками. Я такое могу только приветствовать, в разумных пределах, конечно. Если турнир будет каждые две недели, то, при всей моей любви к шахматам, это  перебор. А раз в четыре месяца, в полгода – почему нет?

– То есть Вы планируете именно с такой периодичностью организовывать мероприятия?

– Ну, что сказать. Человек предполагает, а Бог располагает. Как пойдет, посмотрим.

– Ваша цель – это процесс?

– Конечно. Я уже отмечал это в сюжете, между собой мы отмечали, например, священник Константин Слепинин занял первое место в нашем турнире и показал очень зрелую игру. Он и со мной сделал ничью. То есть местами очень интересные решения, какие принимают батюшки, – но опять-таки это в рамках наших товарищеских встреч. Говорить, что все священничество бросает  служение и сейчас пойдет играть с Каспаровым и Карповым, – ну, это смешно.

– Батюшка, тем не менее футбольная команда Санкт-Петербургской митрополии, то есть команда духовенства,  часто участвует в турнире с представителями других вузов и организаций. Такие перспективы открыты для шахматистов?

– Да, открыты. Но это дело будущего. Будем мы с вами проводить и детские турниры, и мне хочется сделать упор именно на командные и детские турниры. Есть у меня много знакомых, домов детского творчества, православных и неправославных людей. Вот их объединить, и снимались бы стереотипы, какие-то шаблоны, не было бы ксенофобии  опять же; я бы хотел сделать упор на это. Ну а как дальше  –  покажет время, посмотрим.  Любое взаимодействие между братьями я только приветствую. Был такой отец Георгий Митрофанов  – и  я смотрю, как воодушевляются отцы через фильмы его, идеи предлагают, между собой общаются и даже с отцом Георгием спорят. Происходит общение, дискуссия – очень радует, что она есть. И шахматы, надеюсь, будут одним из способов общаться.

– А на общецерковный уровень Вы выходить пока не думаете? Допустим, собрать чемпионат всероссийский?

– Давайте не будем торопить события. Пока турниры будут происходить в епархии, потом в златоглавую визит нанесем. Потом посмотрим. Все постепенно, не надо никаких скачков, нужно все делать постепенно. Шахматы помогают не принимать  поспешных решений: немножко подумали, немножко посмотрели, плюсы, минусы, –  а рубаху рвать не надо.

– Спаси Господи, батюшка. Прошу Вас благословить наших телезрителей на прощание.

– Господь да благословит вас Своею благодатию и человеколюбием во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать