Христианин и общество: внутреннее и внешнее

25 декабря 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает священник Алексий Володин, клирик петербургского храма святых равноапостольных Константина и Елены. Передача из Санкт-Петербурга. 

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий диакон Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик храма святых равноапостольных Константина и Елены иерей Алексий Володин.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас благословите наших телезрителей.

 

- Здравствуйте. Бог да благословит всех нас.

 

- Наша сегодняшняя тема "Христианин и общество: внешнее и внутреннее".

Приближается Новый год, и это, наверное, самое яркое общественное событие в ближайшие дни. Как нам, христианам, воспринимать его?

 

- Действительно, Новый год является проблемой, о которой христиане вспоминают раз в году. Отмечать ли этот праздник, и как его отмечать? На Украине сейчас организовалось целое движение против Нового года, как нехристианского праздника, даже было сожжено чучело Деда Мороза. Но мы понимаем, что если начать так относиться к Новому году, что-то повредится в душе. Новый год - это, прежде всего, детский праздник и то, что объединяет всех людей, независимо от той веры, культуры, в которой они родились.

В нашем храме в году бывает три ночных богослужения: на Рождество, Пасху и Новый год. Вечером накануне Нового года мы служим благодарственный молебен, вспоминаем, как прошел этот год, и ровно в полночь начинаем Божественную литургию. В определенном смысле мы разделяем мнение о том, что как встретишь Новый год, так его и проведешь, и поскольку хотим провести новый год со Христом, начинаем его с Евхаристией. Так что христианская встреча Нового года вполне возможна.

 

- Все-таки не так много храмов, в которых служится ночная Литургия, не все могут попасть на нее, а главное - добраться потом домой.

 

- Конечно. Речь идет, прежде всего, о том, чтобы разделить празднование с теми, кто рядом, прежде всего, с детьми. Лишать детей этого праздника, в общем-то, неправильно.

 

- Сейчас идет целая лавина новогодних акций, праздников, елок для детей. Лучше отдаляться от всего этого или участвовать, стараясь нести христианский свет?

 

- Я бы сказал, скорее, участвовать: это выработает некую внутреннюю устойчивость. Если мы живем в мире, мегаполисе, мы не можем изолировать себя. Наверное, лучшим подарком нашим детям будет, если мы научим их самих разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо. А все это происходит на опыте, и хорошо, когда при этом рядом с ним родители. Хуже, если они, будучи в некоей изоляции, выйдут в этот мир и встретятся с ним, когда родительской поддержки уже не будет.

 

- Новый год кажется достаточно безобидным светским праздником, в который вовлекаются христиане, несмотря на пост. Но есть ряд праздников, которые навязываются нам Западом, такие как Хэллоуин, день святого Валентина. Как быть с ними?

 

- Действительно, у православных родителей есть страх, что мир, который лежит во зле, может захватить их детей и увлечь с собой. Здесь надо сказать, что связь между родителями и детьми очень сильная, нет другой связи, которая может сравниться с ней по силе. Кто-то другой может встать на место родителей, если мы отдаем его сами. Тогда это место занимает общество, начиная воспитывать наших детей. Но если мы полноценные родители для своих детей и даем им свет, а не его иллюзию, то они, безусловно, выберут свет. Любой здравый человек выберет между теплом и холодом, светом и тьмой. Но если мы либо сами пребываем в иллюзии, либо уступаем свое место обществу, тогда они, действительно, могут уйти туда.

 

- Наверное, все православные люди делятся на тех, кто занимает строго консервативную позицию: ребенок ни при каких условиях не будет участвовать в Хэллоуине, а есть те, кто не захочет, чтобы их ребенок был "белой вороной". Как быть тем, кто занимает вторую позицию?

 

- На самом деле, человек может не участвовать в таких мероприятиях, можно сказать о том, что это нарушает наш внутренний мир, что это наше право просто не прийти. Мне кажется, это искусственная проблема. В то же время, если ребенок и придет, но затем дать христианские комментарии всему происходящему, дать какую-то оценку, это может иметь даже педагогическое значение. Ничего страшного в школе с ребенком не произойдет, существуют стандарты, ниже которых никакая школа не опустится.

 

- Вы сказали, что вовлечение ребенка в светскую жизнь происходит, когда родители сами уступают свое место, но иногда это случается невольно, например, в случае с неполными семьями.

 

- Понятно, что если второго родителя нет, то это место будет занято кем-то другим. Поэтому матери надо разрешить эту проблему, позволив ребенку приходить к отцу, каким бы он не был. Если этого не происходит, тогда его место, действительно, занимает общество, ребенок находит в нем людей, похожих на отца и примыкает к ним, и не всегда это приводит к положительным вещам.

Порой кажется, что в отце нет ничего хорошего, он лишь пьет и ругается матом. Но часто такая картина существует лишь в голове матери, и таких конченых людей не бывает. Но если такой отец полностью исключен из жизни ребенка, то это всегда оканчивается одинаково: ребенок идет по его стопам и тоже становится алкоголиком.

Если же ему будет дана возможность приходить к отцу, он сам может выбрать свой путь. Надо верить в ребенка, считать его способным сделать самостоятельный выбор и не бояться.

Бывает, что мать исключает отца, но в силу ее волевых качеств ребенок не примыкает ни к какой компании. Тогда возникает другая проблема: такому ребенку 30-35 лет, а он все остается с мамой, и она приходит в храм с просьбой помочь женить его.

 

- Часто конфликт христиан "консервативного крыла" со светским обществом возникает по таким вопросам, как ИНН, универсальная единая карта, которая будет вскоре вводиться. Вопросы спорные, даются на выбор самого человека, и он часто бывает радикальным.

 

- Здесь речь идет о более широкой группе вопросов, определенного ревнительства, когда человек считает, что правильно можно делать только так, а не иначе: например, читать канон на воскресной службе только на 16, а если кто-то читает на 12, он уже не может спастись.

Есть люди, которые не видят проблемы, и ревнители их так или иначе искушают, говоря, что взяв УЕК или паспорт с биометрическими данными, они не спасутся. Но есть и другая сторона, взгляд на "ревнителей" со стороны тех, для кого этого "не проблема". На самом деле, они тоже гонимы. Знаю женщину, которая не получила по убеждению паспорта, теперь не получает пенсии, и она теперь гонима со всех приходов, где ее считают сумасшедшей, не дают места. Эта проблема двусторонняя.

Мой опыт общения с теми, кто является зилотами, то есть ревнителями, и борется с ИНН, УЕК говорит о том, что ядро этой проблемы лежит не в богословском дискурсе. Переубедить такого человека с помощью богословских доводов просто невозможно, поскольку на каждый из них они имеют собственный антидовод, потому что причина лежит в области души. Чтобы понять этих людей, надо понять, что они чувствуют сами. У них всегда есть страх быть непринятыми Богом, и за этим страхом стоит реальный опыт непринятости кем-то из родителей: одним или обоими. Если одним, то, как правило, отцом. То детское желание почувствовать теплые руки отца, которые так и не прикоснулись к нему: с детства и до сих пор человек ждет этого. Именно на волне этого импульса человек и приходит в то или иное зилотство.

Поэтому можно вынуть человека из одного типа зилотства, но он придет к другому. Если вынуть из сердца этого человека боль ребенка, который не получил тепла в детстве и до сих пор ждет его, то контакт с такими людьми строится совершенно иначе. И тогда та проблема ревнительства просто исчезнет, потому что она заключалась в ином.

 

- Бывают, люди тихие, спокойные, придерживающиеся своих взглядов, но не навязывающие их. Однако бывает, что человек консервативных взглядов пытается спасти всех вокруг, начинает организовывать группы, навязывать свое мировоззрение и так далее, от чего страдает внутренняя церковная среда. Как разрешить эту проблему?

 

- Есть такие люди - «спасатели», которые хотят спасти весь мир. Им это не удается, и они приходят к внутреннему саморазрушению. Здесь тоже причина находится внутри. Надо задать вопрос, кого человек хочет спасти на самом деле? Как правило, речь опять идет о ком-то близком из своей семьи, неправославном или ушедшем из Православия, что человек так до конца не принял. И если работать с этой внутренней проблемой, тогда переформатируется и внешнее. Быть волонтером и помогать обществу - это прекрасно, но это не должно делаться по страсти. Страсть - это страдание. Если человеку внутри больно, значит, он действует по страсти. Если же человек действует по страсти, он  не видит воли Божией, он слеп. И тогда мы получаем по пословице "благими намерениями выслана дорога в ад". Когда человек слеп, он не видит, куда он идет.

 

- Вопрос из группы ВКонтакте: Как понимать, если человек каждый день ходит в Церковь, и в то же время совершает подлость, не замечая этого. Воспринимает только то, что выгодно ему, хотя это не по-Божьему.

Как воспринимать таких людей, ведь их бывает достаточно много?

 

- Понятно, что люди бывают разные, и не все нам нравятся. Одно дело, когда мы встречаем их нечасто, другое дело, если они рядом с нами в трудовом коллективе или на учебе, бывает, что такие люди находятся в семье. Тогда возникает конфликт неприятия. Если мы будем объяснять человеку, что он подлец, вряд ли он исправится от этого. Любой диалог или исцеление невозможны, пока мы не дадим этому человеку место в своем сердце, причем, такому, каков он есть. Как это сделать?

Надо посмотреть на него и мысленно произнести: "Я даю тебе место в своем сердце без желания тебя изменить, но именно такому, каков ты есть или кажешься мне". И действительно дать его, а потом посмотреть немного за этого человека и увидеть все то, что сделало его таковым: его родителей, родителей, те обстоятельства жизни: детский сад, школа, в которых он жил. Все это надо увидеть духовными очами и всему этому также дать место в своем сердце.

Надо также увидеть за его спиной такую "фигуру", как Промысел Божий, который все устроил именно так, как оно есть. Когда мы не принимаем человека, мы, прежде всего, не принимаем тот Промысел Божий, который все в жизни устроил так, что он таков на данном этапе.

Хорошо посмотреть и за свою спину, ведь и за ней находятся наши родители, их родители, все то, что сделало такими нас, и, прежде всего, дать в своем сердце место всему этому и тому Промыслу Божию, который устроил все в нашей жизни и в жизни наших родителей именно таким образом. Возможно, если мы сделаем это, то уже по-другому увидим человека. Потому что, как правило, те, кого мы не принимаем в своей жизни, снова и снова приходят к нам в виде уже иных людей.

 

- Тем не менее, существуют люди, с которыми приходится разрывать отношения, потому что для взаимодействия нет ни сил, ни терпения. Может ли быть решением проблемы разрыв общения?

 

- Здесь надо понять, почему произошел разрыв. Бывает, что человек начинает воцерковлять в уже зрелом возрасте, и постепенно все его друзья, интересы которыми они живут, начинает казаться ему плоским, пошлым, бездуховным. Получается, что человек вступает с ними в конфликт и разрывает отношения. Потом, бывает, что он переживает от этого, понимая, что разрушил что-то. Бывает, когда друзья были вместе со школьной скамьи, очень многое было пережито вместе. Здесь вопрос об уважении.

Бывает, что человек, пришедший в Церковь, начинает считать, что он имеет право учить других, говорить им, что они делают неправильно и что должны делать. Это неуважение мировоззрения человека, а по сути опыта, который стоит за ним. Если это развивается по такой схеме, то решение будет не в разрыве отношений, но в том, чтобы научиться уважать человека. Иначе придется разрывать связи со всеми, и человек останется один и станет зилотом, считая, что в Церкви неправильные люди.

Духовное решение в том, чтобы научиться жить и общаться с этими людьми. Конечно, уважение должно быть взаимно, они должны уважать нашу внутреннюю позицию, а не считать ее слабостью.

 

- Это если мы говорим о внутреннем церковном круге, а если говорить о внешнем обществе. "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых". Имеем ли мы право обрывать общение с "нечестивым"?

 

- Так бывает, но это крайне редкий случай, который не стоит возводить в правило. Да, есть такие ситуации, когда надо выходить, подобно Лоту из Содома и Гоморры. Но грех думать, что мы живем в Содоме и Гоморре. С 99,9% людей, в обществе которых мы живем, можно и нужно устанавливать контакты.

 

- Вопрос телезрителя из г. Новотроицка Оренбургской области: В нашей обыденной жизни мы, миряне, забываем про страх Божий. Мы каемся, выполняем обряды, но теряем страх Божий. Как сохранить его, чтобы спастись и попасть в рай?

 

- Страх Божий, как это понимаю я, заключается в том, что надо бояться пойти вслед своей страсти. Если мы считаем, что мы христиане, прежде чем сделать что-либо, мы должны спросить себя: тем самым я иду за собственной страстью или за волей Божией? Если мы будем задавать себе этот вопрос, то будем способны увидеть ответ. Страх Божий заключается в том, что мы боимся уйти в сторону: вслед за своими страстями, а не за волей Божией.

 

- Как понятие "страха" сочетается с евангельскими словами, что совершенная любовь уничтожает страх?

 

- Страх состоит не в том, что мы боимся Бога, но в том, что мы боимся отпасть от Него, например, уйдя за своей страстью. Если мы окажемся слепы и уйдем в другую сторону, то, в конечном итоге, можем оказаться во тьме кромешной. Страх Бога - это страх потерять Бога, Который нас всегда любит и всегда ведет, и только мы сами можем отвергнуть Его и уйти в другую сторону.

 

- Как переступить тот барьер, когда люди уже когда-то прервали общение с кем-то, будь то родственники или ближние?

 

- Если человек осознает, что был не прав, то надо при удобном случае, например в Прощеное воскресение или на Пасху, прийти к этому человеку и сказать: "я подумал и понял, что я был не прав и сожалею об этом".  Не надо просить прощения, но если это было сказано скромно и смиренно, то ответ от другого человека будет.

 

- Кажется, митрополиту Антонию (Сурожскому) принадлежат слова, что если бы мы стали настоящими христианами, весь мир моментально стал бы христианским. Каков здесь критерий, и можем ли мы оценивать степень своей "христианизации"?

 

- Подобная оценка - это, конечно, проблема. Для меня оценка "христианскости", насколько человек служит Богу, живет по воле Божией. По-хорошему это видно по плодам, мы видим людей, которым этот человек помог, и это движение расширяется. Это пример того, что человек живет по воле Божией.

Бывает другой пример, когда человек говорит: я хочу делать хорошую вещь, а мне все ставят палки в колеса, и правительство, и священноначалие. Если продолжить эту логическую цепочку, можно дойти до того, что такому человеку мешает Сам Господь Бог. Это пример того, когда человек идет за своей страстью.

 

- Нас, православных христиан, часто упрекают в том, что мы угрюмы, неприветливы, например, в отличие от протестантов, которые всех "атакуют любовью". Учиться нам подобному нарочито радостному общению или же смиряться с существующим положением?

 

- Для меня остается загадкой, как люди, живущие за рубежом, умудряются разделять внешнее и внутреннее, не разрушая при этом своей психики. Если человек живет на две личности, должен рано или поздно сильно диссоциироваться, прийти к разрушению. Видимо, за долгие века выработался некий иммунитет, и они могут сохранить при этом некую стабильность.

Для нас и нашей культуры это совершенно невозможно. Если человек начинает разделять внешнее и внутреннее, то внутренне он все больше разделяется, и этот раскол усугубляется в депрессию и уныние, это саморазрушительно. Мы должны быть целостными: какие внутри, такие и снаружи. Поэтому если человек угрюм, находится в унынии, то решение не в том, чтобы выглядеть так, как если у тебя все хорошо, но в том, чтобы искать причины уныния и работать с ними. Это решаемая проблема. Надо быть радостным внутри, а внешнее лишь продолжение внутреннего.

 

- Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: Апостол Павел говорил: для всех я старался быть всем, чтобы привести хотя бы не многих. Одна из задач христиан быть миссионерами для тех, кто рядом с нами. Как не перейти черту, чтобы остаться и православной христианкой и не стать иным со всяким?

 

- Вопрос хороший, и я понимаю эту проблему. Очень часто, к сожалению, мы ведем себя так, словно стоим "по другую сторону прилавка", пытаясь показать или доказать то, чего у нас, на самом деле, еще нет, но мы лишь хотим получить. Но если мы станем с людьми по одну сторону, то они увидят, что мы такие же люди, и им будет легче понять нас.

Если человек христианин, исповедуется, причащается и идет по этому пути, то он на самом деле свободен и может приходить к мытарям и грешникам. Сами мы ничего не можем сделать своими человеческими силами. Если Бог не будет нас держать, то мы падем, находясь с любой стороны. Делаем не мы, но Бог, поэтому мы выходим из-за "прилавка", идем и делаем в любом сообществе. Но делаем это силой Божией, на которую должны уповать.

 

- Как уподобиться, не теряя сущности. Для того чтобы стать "всем для всех", часто меняется внешнее, не является ли это лицемерием?

 

- Мне кажется, что здесь все дело в уважении. Когда апостол Павел пришел в Афины, он сказал, что здесь, на самом деле, есть благочестивые люди, поскольку вы почитаете и Неведомого Бога. Он отнесся к ним с уважением - вот, где основа. Апостол Павел не стал язычником, не потерял собственной идентичности, но лишь оказал уважение, и это сразу было почувствовано.

 

- Вопрос телезрителя из г. Краматорска: Большое спасибо за ваши прямые эфиры "Бесед с батюшкой". Но бывает, что священники коротко и ясно отвечают на животрепещущие вопросы, а порой говорят столь сложно и долго, что ничего не понятно.

Вопрос о том, насколько мы должны ориентироваться на слушателей и насколько придерживаться высокой богословской или академической планки?

 

- На самом деле, с человеком надо говорить на том уровне, который он способен понять. Это сказал еще Аристотель, когда говорил, что оратор должен соответствовать слушателю. Если я говорю слова, которые непонятны слушателям, то виноват именно я.

 

- В контексте данного разговора, как понимать выражение "не мечите бисер перед свиньями"?

 

- Бывает, что человек, с которым христианин пытается с открытыми сердцем вступить в диалог, на самом деле, не хочет диалога, для него это лишь повод излить собственное отношение к Церкви. Соответственно, когда христианин пытается рассказать о Христе, об опыте Евхаристии, тот человек лишь ругает "продажность попов". Очевидно, что такому человеку не нужны богословские истины. Но это с одной стороны.

С другой стороны, мы должны постараться понять его, ведь это его боль и его реальный опыт. Например, если его отругали в храме за незначимое, сказать, что и Вы на его месте расстроились бы. К сожалению, такое бывает, потому что Церковь - это сообщество грешников. Если человеку хорошо объяснить этот факт и посмотреть на него светлым взглядом, то он сможет понять.

 

- В условиях современной действительности, когда большая часть нашего народа крещена, но не просвещена, то часто миссия начинается со слов: приходите в храм, поисповедуйтесь и причаститесь. Таинство Евхаристии при этом является наиболее сложным для понимания. Можем ли мы поступать таким образом, или же к христианству надо сначала приобщать иначе?

 

- Миссионером в таком смысле может быть не каждый. На бытовом уровне миссионерство часто превращается в директивном приглашении в церковь: ты живешь неправильно, не постишься, а надо причащаться, молиться. Человек может упасть под тяжестью этих "нужно".

Мой опыт говорит о том, что с человеком надо говорить на тему, которая составляет боль его души. Раз человек пришел, значит, он чем-то озабочен. Когда мы понимаем боль человека, то у него рождается доверие к нам. Если мы сами достаточно совершенны в этом, можем что-то посоветовать ему, исходя из его ситуации. Как правило, за любой болью стоит ошибка. Ошибка в христианском понимании - это грех. Если показать это ненавязчиво, без осуждения, упреков, какой он "неправильный", но лишь показать, где ошибка, и что человеческими силами решить это невозможно. Тогда возникает речь о том, что может помочь решить то, что нерешаемо человеческими силами. Это "что-то" дается в церкви. Тогда человек и начинает понимать, зачем ему нужна церковь: затем, что там дается "что-то", что он не может сделать сам. Если он подведен к этому этапу, тогда он может принять внутреннее решение пойти в церковь. Не тащить человека в церковь, но сказать, что там есть ресурс, сокровище, которое может помочь в его боли. Настоящий миссионер - это боль, которая и приводит человека, а мы лишь показывает, где она может быть снята.

 

- Если обобщить сказанное, то каким Вы видите общение христиан с миром?

 

- Когда перед рукоположением я проходил ставленническую исповедь, то батюшка сказал такую глубокую вещь: ты должен стать таким священником, чтобы тебя уважали и свои в Церкви, и внешние. Если тебя не будут уважать, то это твой грех. Эта фраза засела в моем сердце, и долгие годы я пытался понять, как можно нравиться всем, если все люди разные, у каждого свое мировоззрение, и каждый хочет видеть тебя, похожим на себя. Можно проявлять какую-то лояльность, прогибаться, но ведь очевидно, что это ведет к разрушению. Спустя годы я понял, что решение этой задачи состоит в том, чтобы самому уважать всех, уважать их выбор, их мировоззрение, не считать их "неправильными". За их мировоззрением стоит их опыт, который они интерпретировали таким образом. Именно поэтому они в штыки воспринимают неуважение к их мировоззрению. Но если мы будет давать им место в нашем сердце без желания изменить их, тогда будет возникать та связь, которая и делает возможным подлинное христианское общение.

Всем известна фраза, что надо отделять человека от его греха. Когда мы смотрим на человека, мы видим какую-то "неправильность" в нем, которая аффектирует нас. Мы должны избавиться от этого и увидеть самого человека и тот Промысел Божий, который действует в его жизни. Потому что и в жизни неверующего, далекого от Церкви человека действует Бог. Это легко понять, если мы вспомним самих себя. Многие из тех, кто пришел в Церковь в зрелом возрасте, оглянувшись назад, могут увидеть, что Бог действовал в их жизни еще до прихода в Церковь. Это видно с позиций христианина. Точно так же Бог действует и в жизни всех других людей. Надо увидеть этот Промысел и надо увидеть в пришедшем фигуру Христа, которая действует в его жизни, тогда мы сможем смотреть на этого человека теплым взглядом.

Если бы мы встретили апостола Павла за день до его обращения, когда он стремился убивать христиан, как бы мы отнеслись к нему? Но если бы мы увидели за ним фигуру Христа, ведь она была там, поскольку через день он станет истовым христианином, то мы посмотрели бы на него совершенно по-другому. То же самое возможно в жизни любого человека. Очень большой грех думать, что этот человек никогда не поменяется, что он конченый, это действует, как проклятье. Надо всегда верить, что человек может измениться, потому что в его жизни, как и в нашей, действует Бог.

 

- Уважение, о котором Вы говорите, не есть ли та самая евангельская любовь?

 

- Мы знаем, что под словом "любовь" могут подразумеваться разные понятия. Одно из наиболее точных пониманий слова "любовь" - это слово "принятие". Бог, прежде всего, принимает нас, и для нас важно это принятие по отношению к обществу, другим людям, ближнему, тому, кто находится рядом.

 

- Прошу Вас на прощание сказать нашим телезрителям несколько слов о том, как закончить 2014 год?

 

- Продолжается пост, и Новый год, как бы мы не праздновали его, не отменяет поста. Это не означает какой-то потери, но то, что нас ждет Праздник 7 января. Сейчас в соответствии с уставом пост усугубляется. Это не должно пугать, поскольку постящийся человек главное внимание обращает не на трапезу, но на свою духовную жизнь.

Может быть, сейчас как раз время обратить внимание на наши отношения с ближними, с обществом. Новогодние праздники - то, что объединяет, а не разделяет нас, дает возможность проявить любовь. Надо использовать этот повод и позвонить тому, кому мы давно не звонили, прийти к родителям, устроить дома праздник таким, каким он был в нашем детстве. Это то, что будет ресурсом детям на всю жизнь.

Хочется пожелать всем, чтобы новый год был удачным и сбылись все задумки, которые есть у каждого. Чтобы в новом году мы научились тому, чему, может быть, еще не смогли научиться в году уходящем, чтобы изменились в лучшую сторону и научились принимать и понимать друг друга.

 

- Спаси Господи, батюшка. Благословите нас на прощание.

 

- Божие всем благословение. С наступающим Новым годом и Рождеством!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя Трех Святителей в Раменках города Москвы протоиерей Александр Никольский.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать