Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024

24 апреля 2024 г.

У нас в гостях проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии протоиерей Петр Мангилев.

– В 2024 году Екатеринбургская духовная семинария отмечает 30-летие со дня возобновления своей деятельности. Хотелось бы посвятить цикл наших передач этому событию. Предлагаю об этом сегодня и поговорить.

– Действительно, этот год для семинарии юбилейный – мы завершаем 30-й учебный год. Семинария начала свою деятельность с осени 1994 года. Но мысль о необходимости открытия, возрождения духовного учебного заведения возникла немножко раньше, в 1993 году. Помню, я был на приеме у владыки Мелхиседека в середине 1993 года. Тогда мне приходилось довольно часто приезжать в епархию, потому что в Новоуральске шла подготовка к строительству храма на новом месте. Так вот, по каким-то вопросам я был у владыки, и зашел разговор о необходимости открытия учебного заведения. Это был общий разговор о том, что это нужно сделать.

Непосредственные шаги были сделаны уже при новом архиерее. В 1994 году произошли перемены на кафедре: владыка Мелхиседек был переведен на Брянскую кафедру, а сюда был назначен епископ Никон (Миронов), молодой и энергичный архиерей, который очень много сделал для Екатеринбургской епархии в плане устроения жизни. Он как раз и инициировал открытие духовной школы. Решение об открытии духовного училища было принято на заседании Священного Синода 17 июля 1994 года. И началась подготовка к открытию духовного училища.

Я подключился к этой деятельности позднее. Помню, меня встретил во дворе Иоанновской церкви отец Сергий Суханов (он тогда возглавлял какой-то катехизаторский миссионерский отдел, который занимался этим вопросом) и сказал, что идет работа по подбору преподавательских кадров. Поскольку я историк по светскому образованию, он спросил, мог ли бы я взяться за преподавание истории Русской Церкви и истории Древней Церкви. Желание у меня было, мне всегда была интересна история Церкви, и в университет я поступал с желанием заниматься именно историко-церковной тематикой.

Я подключился к процессу с сентября, присутствовал на первом совещании Педагогического совета... Учиться мы начали после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Занятия начались в Архиерейском доме. Сейчас там все перестроено, а раньше внизу был большой зал (класс), в котором собирались епархиальные собрания (духовенства тогда было меньше). Там стояли сколоченные из досок парты и лавки; немножко на возвышении находился стол преподавателя.

Первых студентов было человек тридцать, это довольно много. Все очень разные по возрасту: кто-то был после школы, кто-то более старшего возраста. И сейчас в семинарии так: есть юный основной состав, но есть и люди взрослые, для которых это уже серьезный, сознательный жизненный выбор, когда они понимают, что должны посвятить себя служению Богу.

Я преподавал историю Русской Церкви и историю Древней Церкви. Была огромная проблема с учебными пособиями. Сейчас это трудно представить, потому что сейчас очень много пособий, есть Интернет, есть электронные копии книг. Тогда ничего этого не было, даже пособий не было. У меня был единственный учебник Михаила Эммануиловича Поснова, а у студентов  учебных пособий не было. Приходилось брать какую-то литературу в библиотеке; благо у меня был доступ к университетской библиотеке. Были сделаны копии с учебных конспектов Московской духовной академии по общей истории Церкви. Но это, конечно, были очень краткие сведения, выжимки, которыми студенты могли пользоваться. Приходилось давать учебный материал под диктовку. В 1994–1995 учебном году начали издаваться пособия: «Лекции по истории Древней Церкви» В. В. Болотова, «Вселенские Соборы» Антона Владимировича Карташева. Появлялись и приобретались первые книги.

У преподавателей было огромное желание преподавать, а у учащихся – учиться. Жизнь духовной школы, духовного училища устраивалась таким образом: в Архиерейском доме шли занятия, а студенты жили в двухэтажном здании, которое стояло во дворе Иоанновского собора (сейчас нет этого здания). Иногда там проходили епархиальные службы, а на втором этаже было несколько комнат, небольших, довольно тесных, в которых в два яруса стояли кровати. Это было общежитие семинаристов.

Зимой 1995 года было выделено здание для размещения духовного училища. Это было здание детского сада в районе станции метро «Уралмаш», на улице Вали Котика, 13. Детский сад был закрыт с 1989 года. Здание было построено в начале 60-х годов, с очень хорошими, прочными стенами, добротное. Поскольку здание стояло достаточно долго пустым, требовался ремонт, переоборудование. Здание было передано в марте 1995 года, и с весны начались работы по переоборудованию. Тогда основной деятельностью по духовному училищу занимался отец Валерий Епишин, он был проректором по учебной работе (ректором был владыка Никон) и вел работы по устройству здания.

Первое, что было сделано, – был оборудован храм во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в конце апреля, перед Пасхой. В конце Страстной седмицы там начались службы. Иеромонах Даниил совершал эти службы; он отвечал за воспитательную работу в духовном училище. Студенты пели в этом храме. То есть пасхальная служба 1995 года была отслужена в семинарском (тогда училищном) храме.

Училище в это здание еще не могло переместиться, потому что не были оборудованы помещения для учебы, жизни студентов. Повторюсь, здание было запущенным, нужно было все переоборудовать, и в течение весны и лета эта работа велась.

В начале июля 1995 года я был назначен проректором по учебной работе; я должен был заниматься всеми вопросами оборудования здания и организацией второго набора в училище. Была необходимость ввести в строй здание к началу учебного года, потому что училище уже не могло заниматься и работать на территории Архиерейского дома. Потому что классное помещение было одно, а нужно было оборудовать два класса, и общежитие, которое было, не могло вместить учащихся двух курсов. Нужно было оборудовать место жительства и место учебы.

Работы велись силами всей епархии, духовенство отвечало за отдельные участки работы. Сейчас это трудно представить, но тогда не было возможности приобрести те или иные материалы, чтобы произвести работы. Даже когда располагаешь средствами в финансовом отношении, купить негде. Конечно, задействовались самые разные ресурсы... Ремонтные работы велись.

С чем мне пришлось столкнуться, когда я уже был проректором? Нужно было заселять студентов, а кроватей не было. И не было возможности их приобрести. Не было матрасов, постельного белья, и сложно было все это приобрести, купить. Здесь тоже задействовались разного рода ресурсы, связи. Помню, воинская часть пожертвовала нам списанные старые кровати, отчасти сломанные, но они довольно долго служили студентам, пока не появилась возможность приобрести и поставить новые. Сейчас, конечно, условия жизни разительно отличаются от первоначальных...

Необходимо было устраивать и оборудовать библиотеку. Надежда Евгеньевна Цыпина тогда была директором Областной библиотеки имени Белинского, у них шло большое переоборудование библиотеки, старые каталожные ящики заменялись на новые, частично менялись стеллажи, много чего списывалось. И для нас это было возможностью, потому что нам передали несколько каталожных кубов (до сих пор мы ими пользуемся, они стоят в нашей библиотеке) и деревянные стеллажи. Сейчас, конечно, у нас уже другие стеллажи, но тогда это была очень значимая помощь. И это был радостный момент. Потому что книги у нас уже были, владыка Никон сам заботился о книгах, а ставить их было некуда. И тут все появилось.

При оборудовании трапезной мы тоже столкнулись с большими сложностями. Два первых обеденных больших стола были сколочены из половых досок. И были сделаны четыре лавки, которые стояли вдоль этих столов. Эти два стола были покрыты обычной клеенкой. Таким образом удалось оборудовать трапезную. Не было возможности приобрести промышленные плиты для массовой готовки, была обычная бытовая электроплита. Нашлась повариха Мария (отчество уже не помню), которая выходила изо дня в день, пока не укомплектовался штат, и готовила.

К 1 сентября мы не успели всё приготовить, учебный год начался 14 сентября. Но в этом здании уже провели первые вступительные экзамены, набор студентов и заселение студентов. Здание до конца не было отремонтировано, но были оборудованы два класса, спальни и библиотека. И началась учебная жизнь в этом помещении.

Преподавательский коллектив начал складываться в первый год. Поскольку количество курсов увеличилось в два раза (появились первый и второй курсы), корпорация начала расти, были привлечены новые педагоги. Сейчас в семинарии из первых педагогов остались только я и Андрей Викторович Разин. Кого-то уже нет в живых. Умерла Ирина Анатольевна Летова, она преподавала церковнославянский язык, греческий язык, латынь. Умер отец Александр Лехно, он преподавал патрологию. Юлии Березовой, которая преподавала церковное пение в семинарии, тоже нет в живых. Отца Константина Туренкова, который тоже преподавал церковное пение, нет в живых. Нет отца Валерия Епишина, который был первым проректором по учебной работе.

Работали в семинарии с первых лет, с первого года Надежда Сергеевна Каримова (она сейчас на пенсии, но очень активно, много и преданно трудилась в духовной семинарии), отец Виктор Зырянов (он очень долго преподавал в нашей духовной школе) и многие другие педагоги. Конечно, о многих можно сказать добрые слова.

Постоянной была забота правящего архиерея о семинарии. Здесь я отмечу несколько моментов. Во-первых, когда семинария начала существовать в отдельном здании (по адресу: улица Вали Котика, 13), для устроения и налаживания богослужебной жизни владыка сам приезжал на службы каждую субботу в течение длительного времени. То есть каждую субботу в семинарском храме было архиерейское богослужение. Это позволяло архиерею быть со студентами, налаживать каким-то образом порядок, чин службы в семинарском храме и непосредственно решать те вопросы, которые требовались по устроению духовной школы. Немножко реже он стал бывать на богослужениях, когда увидел, что жизнь вошла в нормальную колею, стала устраиваться и не требовала уже пристального внимания.

Но нужно сказать, что всегда на первой седмице поста архиерей находился в семинарии, молился за богослужением и слушал, как читают семинаристы. Все семинаристы должны были пройти экзамен на чтение, должны были читать за богослужением.

Второй момент, о котором нужно сказать, – неустанная забота владыки Никона о библиотеке. Но это отдельный большой разговор.

– Мы хорошо начали наш разговор. Это был исторический экскурс, как создавалось духовное училище. На мой взгляд, это очень важно. Потому что мы живем сегодня в достаточном комфорте, нам очень сложно представить, например, парты из половых досок. Но всем все нравилось. Преподаватели, как Вы отметили, хотели преподавать, а ученики хотели получать знания. Мы сейчас в каком-то отношении немножко расслабленные, поэтому, мне кажется, важно окунуться в ту атмосферу. Пусть это будет наша первая передача, которая начнет большой цикл. Сегодня мы смогли рассказать только о духовном училище, но в следующий раз обязательно поговорим уже об истории самой семинарии.

– Тридцать лет – это длительный, большой период, рассказывать можно много. Поговорить и вспомнить об этом в преддверии юбилея – наверное, хорошая мысль.

Ведущий Сергей Новиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать