Добро

25 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Константин Пархоменко, клирик Собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 25 апреля 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. Христос Воскресе! В эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий – Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях клирик Собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Константин Пархоменко.

Здравствуйте, батюшка! Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

 

- Здравствуйте, дорогие. Здравствуйте, Михаил! Призываю благословение Божие на вас, на ваших близких. Хочется, чтобы радость и свет Пасхи ворвались в ваши души и прогнали грусть, уныние, все то, что, к сожалению, прячется в закоулках наших душ. Хочется, чтобы свет Пасхи прогнал всю эту тьму, и мы нашей сегодняшней передачей будем стремиться к этому.

 

- Дорогие друзья,  наша сегодняшняя тема «Добро». Мы будем говорить о добре во всех его проявлениях.

Что такое добро, благо, существует масса других синонимов, но ясности нет?

 

- Об этой замечательно глубокой теме я узнал, только придя на сегодняшний эфир, иначе я бы заглянул в различные словари и постарался бы узнать этимологические корни этого слова. Так как я этого не сделал, буду говорить от сердца.

Одно из моих любимых высказываний в Евангелии – это 10 стих 10 главы Евангелия от Иоанна: «Я пришел, чтобы даровать вам жизнь, и жизнь с избытком». Когда люди, приходя в храм, спрашивают меня, чем будет отличаться их жизнь, если они примут веру от их нынешней жизни, я отвечаю им, что Господь пришел не для того, чтобы лишить нашу жизнь каких-то красок, но чтобы она стала насыщеннее и глубже. Бог – основание всякой мудрости, красоты, гармонии. Человек в высших проявлениях своего творчества – музыке, живописи, поэзии – пытается передать эти небесные звуки, небесные краски, небесные ощущения, перевести их на язык поэзии, музыки, художественных произведений. До конца это, конечно, не удается, но лишь в некоторой степени, потому что Бог – это абсолютная полнота гармонии, красоты, мудрости и благо. Бог есть основа и источник блага.

Благо для человека – это прикосновение к Богу, к источнику всего прекрасного, что только можно помыслить. Когда человек прикасается к Богу, жить в вере, жизнь его начинает исправляться. Для обозначения крещения по-славянски использовали слово «просвещение». Общаясь с людьми, приходящими к вере во взрослом возрасте, я вижу парадоксальную ситуацию: человек, у которого внутри тьма, все перепутано, противоречия, приходя к вере, вдруг сталкивается с тем, что там наводится порядок, вносится свет. Праздник крещения называется праздник просвещение, когда мы совершаем крещение, мы молимся о новопросвещенном рабе Божием.

Святые отцы так и говорили, что когда в жизнь человека входит Бог, в душу входит свет, и в душе начинает наводиться в порядок. В ней выстраивается правильная иерархия сил: разум, воля, чувства, все обновляется, осветляется. Через какое-то время человек, живущий в вере, начинает понимать, что прежняя жизнь была темной, вся была заполнена недоумениями, запутанностями, противоречиями. Поэтому благо для меня жизнь в соответствии с замыслом Божиим, жизнь в вере, тогда человек начинает постигать, что есть истинное благо.

 

- Лично для меня слово «добро» вызывает ассоциации, связанные с детством, когда мы слышим сказки о добре и зле, все сказочные герои борются за добро, а во взрослой жизни мы уходим от такой ясности и четкости понятий. Как Вы думаете, почему это происходит?

 

- К сожалению, потому что взрослые придумали себе целую кучу обманок в описании того, что есть добро. Например, «добро, когда человек свободен», но добро ли, когда понятие свободы используют для реализации его греховных потенций и желаний. Как сейчас это происходит на Западе, когда, прикрываясь словами о защите прав, санкционируют всякие проявления греховной натуры человека, рекламируя и выставляя напоказ. Когда человек, оторвавшись от христианских корней, под добром начинает понимать, непонятно что. А Церковь учит, что есть истинное добро. Истинное добро – это согласование воли человеческой с волей Божией. Это значит, что свобода человека не должна входить в противоречие с божественным замыслом о человеке. Если Богом задумано, чтобы мужчина соединял свою жизнь с женщиной, чтобы они рожали детей и воспитывали их в мире и любви, то это добро и благо, а не то, как современный мир сейчас понимает любовь.

В детских книгах очень просто, чисто и незамутнённо показаны базовые человеческие ценности. Проблема в том, что по мере взросления человека, грех все больше проникает в его жизнь и возникает соблазн санкционировать свои греховные побуждения. Тогда за добро начинает выдаваться то, что добром не является.

 

- Вопрос телезрительницы из Челябинской области: У нас по домам ходят женщины, хорошо одетые, и просят милостыню, говоря о том, что им нужно купить новую мебель. Как к этому относиться?

 

- Мне кажется, это также относится к нашей теме. Добро или нет – давать милостыню? Казалось бы, однозначно да. Бывает, люди говорят мне о том, что не могут дать милостыню наркоману или бомжу, зная, что они потратят их на дозу или бутылку, при этом они испытывают угрызения совести. Истина не в том, чтобы слепо следовать каким-то идеям, например, идее жертвовать, идее помогать всем людям. Истина состоит в том, чтобы следовать в русле Священного Предания, в частности в отношении милостыни существует древний христианский документ, относящийся к началу II века, где сказано «да запотеет милостыня в руке твоей, смотри, кому даешь». То есть не спеши давать, смотри, кому даешь, но если колеблешься, то лучше дать, чем не дать. Если следовать тому, чему нас учит христианство, то мы сориентируемся, где добро и где зло, где правильный и где неправильный поступок.

 

- Если эту характеристику применять по отношению к людям, например, видим, что человек хороший, но подвержен какой-то греховной страсти?

 

- Ведь мы, на самом деле, все такие. Вроде бы, неплохие, но можем совершить какую-то гадость. Ко мне приходят и говорят «мы людей не любим», а я отвечаю, что полюбил людей, когда стал священником и стал исповедовать людей. Когда люди открывают мне душу, я вижу, что все люди хорошие, все хотят добра, все стремятся к свету, быть любимыми и любить, но неправильные ориентиры, которыми живет наш мир, заставляет их совершать ошибки. Такие греховные установки, как власть, деньги, положение портят человека, заставляя поступать его в соответствии с требованиями окружающего мира, а не совести. Слово грех по-славянски «огрех», то есть ошибка. Это ошибка, к которой мир нас подталкивает. Сначала нам хочется совершить ее, потому что кажется, что мы будем счастливее, но совершив, мы видим, что это не ведет к счастью, не ведет к полноте.

Неверующим людям все время кажется, что Церковь хочет их лишить какой-то полноты. Наоборот, именно правильное пользование жизнью: когда мы работаем над собой, боремся над своими недостатками, живем в русле учения Православной Церкви, все это делает человека счастливым.

Недавно, в Великую субботу, я крестил человека, известного культурного деятеля, который долго готовился к этому шагу. Ему шестьдесят лет, и он только сейчас открыл для себя мир веры и святоотеческой литературы, но он действительно открыл для себя новую реальность, и он каждый день ходит просветленным, открывшим новый мир. А большинство людей живут без этого, считая, что они сами могут сделать себя счастливыми. Если человек не обратится к Богу, не постарается строить свою жизнь на основах веры, то ни о каком счастье не может быть и речи.

 

- Если посмотреть на ситуацию в обратной перспективе: когда человек лицемерно прикрывается добрыми поступками? Но ведь эти поступки могут реально принести кому-то добро?

 

- Это деликатная тема. Фарисеи, которые тоже делали добро, ведь они учили хорошему, не получили от Христа оправдания. Лицемер по-гречески обозначает «актер», примеривающий личину. Тот, кто лицемерит, он играет, и это страшно, потому что вся жизнь из подлинной превращается в игру. Это очень печальный диагноз для души, человек находится в состоянии гибели.

Если, например, чиновник проворачивает бесчестные махинации, не платит зарплату сотрудникам, изменяет жене, но при этом жертвует суммы на храм или помогает детскому приюту, я абсолютно не уверен, что это спасительно для его души. Духовная жизнь – это развитие твоей души, как ты развиваешь душу. Ведь даже миллионный вклад,  например, на монастырь не меняет твою душу. Мы должны избегать этой шизофрении, этого лицемерия.

 

-  Как учиться добру, и как определить, что то, что мы делаем, действительно есть благо и добро?

 

- Только через углубление в опыт Церкви. Можно читать много прекрасных книг: древних и современных и открывать для себя все новые грани. Можно читать всю жизнь, но, в общем-то, человеку будет достаточно, если он будет просто углубляться в жизнь Церкви. Например, знакомиться с житиями святых, чья память совершается, или с жизнью отца Иоанна Кронштадтского. Ведь если бы он не стал тем, кем он стал, он бы остался обычным и ничем неприметным человеком, родившись в захолустной Архангельской губернии. Но с юности он решил никогда не лгать себе. Мы же каждый день приучаем обманывать себя: потакать своей лени, своим нечестным греховным импульсам.

Изучение жизни отца Иоанна Кронштадтского может дать огромный материал для того, что понять, как из посредственного материала сделать нечто великое и прекрасное, то во что развилась его личность. Сейчас вышло замечательно критическое издание – полная подробная, без купюр публикация его дневников, где видны все его взлеты и падения, как он борется с собой.

Знакомство с жизнью святых, углубление в опыт Церкви, мне кажется, поможет человеку идти путем духовного и нравственного развития.

 

- Часто случается, что человек, утвердившись в какой-то добродетели, начинает осуждать тех, кто ее еще не достиг. Осуждение и добродетель всегда связаны между собой, как разорвать эту связь?

 

- Удивительным образом они порой сочетаются. Христос коротко и афористично сказал об этом: люди более склонны замечать соринку в другом глазе, нежели бревно в своем собственном. Духовная жизнь и осуждение – это абсолютно несовместимые вещи. Церковь и помогает нам понять, какие вещи являются невозможными  при духовной жизни. Ежедневно мы исповедуем: «даруй мне, Господи, зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего». Второе, что неприемлемо – возношение. Я что-то делаю немного и тут же превозношусь. Как говорит апостол Павел, «блюдитесь, како опасно ходите». Каждый вечер мы должны испытывать себя, проводить анализ своей собственной жизни. Кстати, дневники отца Иоанна Кронштадтского прекрасно это показывают.

 

- Несколько вопросов из группы ВКонтакте: Правильно ли понуждать себя к добру?

 

- Конечно, одно из моих любимых стихотворений – стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Базой даже неверующих современных европейских людей являются христианские ценности. Постоянно работать над собой, постоянно понуждать себя к добру.

Некоторые говорят, что не любят ближних, и что им делать? Святые отцы приводили пример, что иногда усилием надо делать добро, даже понуждая себя, запуская этот механизм, как раньше была такая ручка, с помощью которой запускали заглохнувший мотор. Когда ты усилием делаешь добро даже тому, кого не любишь, вдруг постепенно появляется некая теплота, любовь к этому человеку.

Надо заметить следующее: библейское понимание любви к эмоции не имеет никакого отношения, любить здесь означает делать добро. Например, отец третировал свою дочь, когда она была ребенком, и вот она, вырастая, кается, что не может любить его. Отвечаю, что библейское понимание любви – это делать добро. Делайте добро, и, может быть, этот механизм, мотор любви запустится, а может быть, и нет, в любом случае Вы делаете все, что от Вас зависит.

 

- В этом усилии, в этом запуске «мотора» любви, наверное, важное место принадлежит причастию? Телезрители спрашивают, как правильно готовиться к причастию в дни Светлой седмицы, если нет поста?

 

- Сейчас в Москве разрабатывают единые правила подготовки к причастию. К сожалению, пока у нас их нет, каждый батюшка сам устанавливает свои каноны. В некоторых приходах человека, который не постится на Светлой седмице, не допустят к причастию, есть еще разные абсурдные вещи. Поэтому, к сожалению, сейчас надо констатировать: готовьтесь к причастию в соответствии с той дисциплиной на Вашем приходе.

Я могу сказать о том, как это принято на нашем приходе. Я считаю, что Святое Причастие – великая радость и великое счастье, и причащаться надо не потому, что ты каким-то особенным образом подготовлен или чувствуешь себя достойным. Как раз, когда ты себя чувствуешь достойным, ты этого и недостоин.

Своим духовным чадам я рекомендую причащаться еженедельно, поэтому, если человеку трудно читать все три канона, то пусть он читает один канон и канон с молитвами ко Святому Причастию. Другой канон он может прочитать в следующий раз. Если человек причащается еженедельно, то я считаю, он может не поститься три дня перед Причастием, только среда и пятница. На Пасху, я считаю, вообще можно опустить какие-то каноны, пост в эти дни вообще отменяется в эти дни на уровне определения Вселенских соборов. Я считаю, что достаточно петь и читать Часы Святой Пасхи – и идти к Святой Чаше. Ведь мы идем к ней как к Чаше Жизни, как к источнику божественной энергии. Готов не готов, успел вычитать все, что положено или нет, попостился или нет, но если есть желание, если сердце зовет тебя к Господу, иди на эту встречу.

 

- Вопрос из группы ВКонтакте: «Говорят, что если человек умирает на Светлую седмицу, его гроб не хранят дома, но переносят в храм, где он остается до погребения. Скажите, так ли это?»

 

- Нет, это не так, это, видимо, какая-то местная традиция. Другое дело, что на Светлой седмице мы отпеваем по пасхальному чину. В силу того, что Пасха трубит, что смерть побеждена и отступила, у отпевания особенный радостный тон.

 

- Вопрос: «Господь творит мир и говорит, что все в нем «добро зело». Но мы видим, что мир наполнен хищниками, наполнен смертью животных. Как совместить «добро зело» с реальностью природы?»

 

- В настоящее время в библеистики общепринято, что выражение «добро зело» означает, что любое творение Божие абсолютно совершенно, то есть Бог – идеальный Творец, в творениях Бога нет никаких ошибок. Но мы видим, что в программе творения есть ошибки – это пожирание, распад. Это можно объяснить, что зло прокралось в наш мир с самого начала творения. Как мы помним, о сотворении мира сказано «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».  Слово «тьма» по-еврейски очень близко к слову «хаос» вавилонским мифов. Библейский автор намекает, что какое-то зло, несовершенство уже присутствовало, потому что часть ангелов отпала от Бога до сотворения мира. Эта часть ангелов – бесы – силилась погубить этот мир с самого начала, но Бог все равно творил гармоничное и прекрасное творение. Тогда они попытались найти «слабое звено», через которое могут проникнуть в это творение – человек, Ева, Адам.

В своем замысле сотворенный мир «добро зело», но человек столько напакостил своими руками: с помощью ли дьявола, с помощью ли собственной глупости, что сейчас творение представляет собой очень больного пациента, это как, по выражению святых отцов, икона, испорченная вандалом.

Задача христианина в этом мире – работать и очищать лик этого мироздания. Христианин должен быть не пассивным зрителем, а участвовать с Богом в том, чтобы он становился лучше. Понятно, что попытки ввести этот мир в Царство Божие – это утопия. Библия однозначно говорит, что это произойдет только в результате божественного акта. Но нам заповедано хранить и возделывать сад, в котором мы живем: мудро управлять природой, животными, которыми человек нарек имена. Бог дает возможность человеку быть хозяином в этом мире, но благодаря греху, мы так нахозяйничали в этом мире…

 

- Говорят, что русскому хорошо, то немцу смерть. То есть одно и то же действие для одного может быть полезно, а для другого нет. Почему так происходит, почему нет абсолютного добра?

 

- Потому что грех царствует в мире и увлекает людей идти не по тому жизненному пути.

 

- Когда в жизни человека случается какая-то неприятность, беда и хочется как-то негативно оценить, но потом время проходит, и все исправляется к лучшему. Надо ли воздерживаться в принципе от оценочных суждений по отношению к тем или иным событиям?

 

- Оценочность может быть, однако мы должны оценивать трезво и объективно. Поскольку мы верим, что для верующего человека за всеми событиями стоит Бог, то вряд ли можно сказать, что Он стоит за событиями жизни людей неверующих. Если человек не хочет считать себя сыном или дочерью Бога, то, наверное, Он его отпускает и дает ему жить так, как он сам того хочет. Для христианина, при всем том, что он может допускать оценочные суждения, основное его мировоззрение, что все совершается по воле Божией, и значит, даже самое печальное, горькое, грустное мы должны воспринимать так, что Бог реализует свой замысел о нас. Когда мне бывает плохо, какие-то тяжелые обстоятельства, я всегда говорю: «Господи, я все вручаю в Твои руки, я доверяю, что Ты руководишь этой ситуацией».

 

- Если человек очень хочет чего-то, и ему кажется, что это добро, но это не случается, а если случается, то во вред. Как рассматривать волю Божию и то, что кажется добром?

 

- Человек может стремиться к чему-то хорошему, но если он не знает конкретно воли Божией об этой ситуации, он должен в своем сердце рассмотреть, не противоречит ли это замыслу Божию, учению Церкви. Здесь очень личный подход, поэтому я всегда говорю людям, что лучше всего иметь священника, которому Вы доверяете, чтобы приходить и советоваться по сложным вопросам. Жизнь предлагает очень необычные ситуации, и надо рассматривать в конкретном случае. Но стремиться к хорошему можно, если это не препятствует духовному развитию. Господь сотворил нас, чтобы мы жили в радости и любви.

 

- Сейчас мы празднуем Светлое Христово Воскресение, и это высшее из того, что Бог сотворил для человека. Но когда мы рассматриваем все эти события: страсти, смерть, это не вмещается в понятие «блага». Как на это смотреть?

- Воскресение Христа является центральнейшим праздником нашей веры. Иисус Христос мог сколько угодно говорить, что Он особый посланник Бога, но если бы все развивалось по иудейскому сценарию, то тяжело представить, к чему бы это привело. В соответствии с ожиданиями иудеев Он должен был бы, видимо, возглавить и повести полки, развязалась бы страшная и кровопролитная война, цивилизованный мир оказался бы ввергнут в пучину хаоса, кровопролития, ненависти.

Иудеи считали, что воскресение, в том числе и Мессии возможно лишь в конце история. Иудеи допускали, что Мессия может умереть. Если бы Христос просто умер, это бы не привело к появлению Церкви Христовой, потому что не было бы оснований к этому.

Воскреснув из мертвых, Христос запускает историю по другому сценарию. Он начинает являться, и эти явления зафиксированы огромным числом людей. Древние апологеты, писавшие в конце I – начале II века, сообщают, что в это время было живо достаточное число людей, которые лично видели воскресшего Христа.

Христос показывает тот путь славы, которым может пройти любое человеческое существо: тело воскресает, но не по иудейскому сценарию, когда тело будет таким, как и при жизни. Христос же говорит, что будут условия иные, ближе к ангельским, как Он сказал саддукеям: там не будут жениться, не будет ни мужеского, ни женского.

По воскресении, как это видно из евангельских текстов, Христос обладал вполне реальным, материальным телом, Он ел и пил, но помимо этого, тело Его приобрело характеристики и сверхматериальные. Христос исчезал, появлялся, мог быть неузнанным и тут же был узнаваем. Мог проходить сквозь запертые стены, двери.

Христос показал, что начало осуществляться то Царство Божие, которое в будущем откроется во всей силе и полноте, то есть мы все воскреснем из мертвых, но приобретем новые, прославленные тела, пронизанные животворными Божиими энергиями.

Действительно, после того, как Христос воскрес, это кардинально изменило Его учеников. Если до этого они были кучкой неорганизованных, перепуганных людей, то потом они смеялись в лицо всем мучителям, гонителям, потому что они понимали, что главное – это быть верным Господу. Кстати, этот пафос не бояться смерти, а смеяться над ней был очень силен в первые два столетия. Сегодня христиане дрожат при мысли о смерти, хватаясь за лекарства, дабы продлить свою жизнь,  это, конечно, странно. В первые века христиане не боялись ни огня, ни меча, ни пыток, ни диких зверей, потому что Господь сказал, что начало открываться в своей реальности Царство Божие.

Поэтому Воскресение Христово – абсолютное благо, поскольку оно показывает перспективу человеческого пути: что ждет человека. Космос ждет человека. Как заметил один английский богослов: Господь сотворил огромный космос, планета Земля – это песчинка в этом космосе, так неужели Он сотворил эту махину просто так. Наверное, после преображения мира человек должен начать как-то осваивать все это заново.

 

- Но ведь сказано, что будут  новое небо и новое земля?

 

- Новое не означает абсолютно новое, в оригинале стоит слово, которое означает «переделанное». Все библейские тексты, которые говорят о «новом небе» и «новом земле», и взяты из книги пророка Исайи. Ученые провели огромные исследования и все же пришли к выводу, что «новое» здесь имеет смысл «отреставрированное старое». Бог затопит волнами любви, благодати наше старое мироздание, и оно преобразится. Я не верю, что все то прекрасное, доброе, что создано на нашей планете людьми, враз испепелится. Но верю, что все прекрасное и доброе каким-то образом войдет в вечность. И все те, кто были с Господом, войдут в вечность.

Христос открывает нам правду о Вселенной: грядущее преображение и вечная жизнь и правду о судьбе каждого из нас. Разве не благо знать то, что тебя ждет? Если ты будешь верным Господу, тебя ждет воскресение из мертвых и прекрасная, радостная жизнь с Господом в вечности.

 

- Я знаю многих верующих людей, которые принимают «Символ веры», но до последнего члена о «Чаю воскресения мертвых…»

 

- Когда я отпеваю, всегда говорю проповедь и напоминаю православное учение о смерти. Говорю о том, что душа этого человека отправилась в иной мир, который не где-то далеко, а пребывает рядом, параллельно. Это не окончательная судьба человека, но временное его пребывание. Христос сказал замечательные слова: В доме Отца Моего обителей много. В греческом оригинале словом «обителей»  называли гостиничные номера, которые устраивались для паломников в Иерусалимском храме. То есть, это временное пребывание душ, а в будущем произойдет воскресение из мертвых: когда тела и души воссоединятся.

И я вижу, как глаза людей тускнеют: им сложно это принять. Это сложно принять нам, современным людям, при том, что мы уже имеем образ воскресшего Христа. Если бы этого не было, как могли бы мы верить этому? На воскресении Христа, как на стержне, держится все наше православное понимание.

Теме воскресения Иисуса Христа, его доказательствам, возможности таковых доказательств посвящено очень много исследований. Могу порекомендовать всем интересующимся богословием книгу английского богослова Николаса Томаса Райта, который много лет посвятил исследованию этой темы, «Воскресение Сына Божия». В этой книге на обширнейшем материале показано, что то, что произошло, нельзя вывести из ожиданий, каких-то культурных представлений. Ни греки, ни евреи ничего подобного не ожидали, воскресение Христа было для всех просто шоком.

 

- Наша передача стремительно подошла к концу. Прошу Вас сказать на прощание нашим телезрителям слова, которые помогут им не потерять духа воскресшего Христа в ближайшие дни.

 

- Дорогие, очень был рад сегодняшней встрече. Мы говорили о воскресении Христове и всяких добрых делах. Мы порой думаем, что делать этот мир лучше, приводить его к Богу – это задача священников, епископов, патриархов, только не обычных людей. Мы, как говорят богословы, потеряли миссионерский императив, а Христос всем людям заповедал: идите всему миру сообщите о пасхальной победе, о том, что жизнь с Богом только и есть настоящая жизнь, а все остальное лишь пребывание в незнании, тьме. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас, дорогие, дал себе задание свидетельствовать о Господе: и жизнью, и словом, нести Свет Божий миру, который очень в этом нуждается. Наша с вами задача открыть Бога этому миру, который мечется в разных направлениях, ищет то здесь, то там, но на самом деле нуждается в Боге. Храни вас Господь. С Богом!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать