Благодарность

26 декабря 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает священник Александр Кравец, клирик храма Спаса Преображения Господня лейб-гвардии Гренадерского полка. Передача из Санкт-Петербурга. Благодарность.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий диакон Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях клирик храма Спаса Преображения Господня лейб-гвардии Гренадерского полка на Аптекарском острове Санкт-Петербурга иерей Александр Кравец. Здравствуйте, батюшка!

- Добрый вечер, отец Михаил, добрый вечер, уважаемые зрители!

- Благословите, батюшка.

- Господь всех нас благословит. Я рад, что попал в эфир, и постараюсь ответить на все Ваши вопросы.

- Спаси Господи, батюшка! Дорогие телезрители, наша тема сегодня «Благодарность». Батюшка, год подходит к концу, и, наверное, настало время благодарить, поэтому Вы решили на эту тему сегодня говорить?

- И поэтому тоже, отец Михаил. И еще потому, что в это воскресенье читалось Евангелие, которое тоже натолкнуло меня на мысль о том, что благодарность – это та черта, которая должна быть в человеке, которая заложена Богом, но по разным причинам она не всегда есть у всех нас. И если есть, то и благодарность наша тоже бывает разной. Евангелие, которое мы с вами читали в воскресенье, было о десяти прокаженных, которых Господь исцелил, но из которых только один пришел Его поблагодарить, воздать Ему хвалу. Мне сразу вспомнилось высказывание святителя Феофана Затворника, который сказал: «Вот печальная статистика нашего человеческого рода, из десяти только один пришел и сказал спасибо». Это можно соизмерять в различных степенях: из 100 пришло бы 10 человек, из 1000 пришло бы 100 в лучшем случае, а может быть, и меньше. Что касается самого слова «благодарение», мы все его прекрасно знаем, в греческом языке оно звучит как слово «евхаристия» ( ευχαριστίες ) – то, что мы с вами совершаем каждую службу на литургии. Чем же мы можем поблагодарить Господа и за что?

- Да, батюшка, ведь под «благо дарю» подразумевается, что мы можем что-то дать. А Богу разве можем мы что-то дать?

- Да, очень хороший вопрос. Что мы можем дать Богу, чего у Него нет? На самом деле мы можем принести Богу наше сердце, и обращение к Богу уже и есть благодарение. Не просто обращение, а именно осознание того, что Господь – Податель всех благ, Творец неба и земли, человека, всех созданий, и уже только за одно это можно благодарить Бога. И апостол Павел в послании к римлянам говорит: «Мы можем через богопознание прийти к благодарению. Оттого язычники и впали в такие тяжкие прегрешения, потому что они не благодарили Бога». На самом деле то Таинство, причастниками которого мы с вами становимся – это есть высшая благодарность Богу, потому что, отвечая на Его любовь, принося Ему веру, принося Ему наше сердце, нашу душу, мы соединяемся с этой божественной любовью, причащаясь Святых Тайн. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Лучшая благодарность – когда мы исповедаем свои грехи, когда мы каемся в них». Все это и будет словом «благодарение». Конечно же, благодарность может быть разной, мы это с вами прекрасно знаем в нашей мирской жизни, в нашем обществе, все это содержится в Евангелии. Для примера вспомним притчу о мытаре и фарисее. Помните молитву фарисея: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди»? Это ведь тоже слова благодарности. Но нужна ли такая благодарность Богу? Я думаю, что, конечно же, нет. А ведь человек был искренне уверен, что он благодарит, делает благое дело, принося эту благодарность Богу. Конечно же, от такой благодарности нам нужно воздержаться и внимательно посмотреть, есть ли эта «фарисейская благодарность» в нас или нет. Благодарность этого самарянина, бывшего прокаженного, который пал к ногам Иисуса, воздавая Ему хвалу – вот к такому состоянию нужно приблизиться каждому из нас. Настоящая христианская благодарность проявилась в этом евангельском отрывке.

- Батюшка, в течение нашей жизни происходит масса событий, за которые трудно благодарить: горе, разлуки, печали. А все мы знаем знаменитый христианский лозунг «Благодарю Бога за всё!». Как с этим быть?

 - Здесь, опять же, все просто, но человеческое естество постоянно восстает против этой евангельской простоты. Хотелось бы привести цитату Тихона Задонского, который сказал: «Кто благодарит Бога только в благополучии и не благодарит Его в других ситуациях, тот не любит Бога». Легко благодарить Бога, когда все хорошо, когда все идет, как ты хочешь, когда все живы и здоровы, когда на работе все складывается, в семье все благополучно, конечно же, тогда мы можем воздавать хвалу Богу и говорить: «Спасибо Тебе, Господи за мою прекрасную жизнь!». А что делать в тот момент, когда человека постигают скорби, и причем не просто одно горе, которое прошло, и мы его забыли, а ведь бывают такие ситуации, когда горе за горем, череда, злая цепочка из нехороших звеньев, и человек впадает просто в отчаяние, в уныние. Но и в такой ситуации мы должны быть благодарны Богу! Хотелось бы привести слова святителя Иоанна Златоуста, который говорил: «Мы не знаем в той степени того, что знает Бог, мы не знаем конечного результата наших просьб, чем они нам обернутся – во благо или во зло. Все это знает Господь. Благодарить нужно в любой ситуации». Получаем мы просимое или не получаем, мы должны быть благодарны Богу. Всегда благодарить Бога – это настоящая христианская благодарность. Жизнь святителя Иоанна Златоуста – само выражение благодарности. Сколько он претерпел несправедливостей! Собор был созван, чтобы обвинить его в клевете, у них это получилось; он был выслан в итоге, и последние слова, которые он произнес на смертном одре, находясь по дороге в ссылку: «Слава Богу за всё!». Что может быть проще? И мы это все с вами прекрасно понимаем, дорогие телезрители, но не можем принять это в свое сердце и не можем принять это в свою жизнь. Мы понимаем, но как жить, как достичь этого состояния? Возникает много нюансов, много вопросов, и мы сами себя запутываем, пытаемся потом развязать этот узел, нами же завязанный.

- Батюшка, иногда складывается такое впечатление, что благодарение за всё - понятно, что это иллюзия, но иногда возникает -  противоречит борьбе со злом, то есть если мы принимаем всё и за всё благодарим, то получается, мы благодарим и за зло, которое происходит. Так ли это?

- На самом деле, да, получается, что если мы будем постоянно благодарить, то мы получимся слабыми людьми, неспособными ответить за какую-то несправедливость, обиду. Все зависит от самого человека, у каждого из нас есть совесть, и она нам подсказывает. Бывают ситуации, когда человек юридически прав, он понимает свою правоту, но в то же время человека обличает совесть: «Ты делаешь что-то не то». И человек начинает задумываться: «Вроде бы я прав, вроде закон на моей стороне, но почему совесть меня начинает обличать, и кошки скребут на душе?». В таких ситуациях лучше обратиться к Богу, помолиться, и Господь подскажет нужное решение. Может, и не нужна на данный момент твоя правота, может, лучше отступить, уступить другому человеку, и Господь воздаст тебе больше. Потому что это тоже благодарность, это будет благодарность по отношению к другому человеку, и другой человек останется благодарным тебе, и все это восходит к благодарности к Богу. Но что касается ситуаций, не будем ли мы выглядеть слабыми в лице нашего общества, наших друзей, родственников, то наша христианская сила кроется в другом, она кроется в этом милосердии, смирении, в конце концов, в любви, потому что любовь покрывает всё. Я думаю, что любовь покрывает любое преступление, любую несправедливость, и через любовь можно воздействовать на человека, каким бы злым и неблагодарным он ни являлся. Любовь все лечит и все исцеляет.

- Батюшка, у нас первый звонок от Светланы: «Добрый вечер, батюшка, добрый вечер, Михаил, у меня такой вопрос: у меня сегодня произошел конфликт с коллегой. Я работаю в школе. Мне нужно как-то благодарить Бога за то, что Он показал, что нужно смирение, что есть страсть тщеславия и гордыни?»

- Спасибо за вопрос. Конечно же, надо благодарить. Я Вам скажу даже больше: если мы возьмем молитвы, которые мы читаем, в них очень часто мы просим у Бога смирение. «Господи, дай мне смирение» - это звучит в той или иной форме. Мы просим, и Господь посылает нам такие ситуации для смирения. Получается так, что это нам не очень-то нравится, мы сразу начинаем противиться этому: «Меня несправедливо обидели, я не виноват, в чем дело?». А именно в таких ситуациях Господь часто нам показывает, что те добродетели, которые у нас есть, опять же, даются нам от Бога, чтобы мы все это себе не присваивали, не думали, что мы этого достигли. Мы что-то можем сделать своими силами, но все наши силы как раз в этих ситуациях и проявляются. Вы знаете, я тоже недавно был свидетелем такой истории: один человек говорил мне, что он довольно-таки терпелив, и Господь его поставил в такую ситуацию, в которой он понял, что терпения у него вообще никакого нет. Он был на Святой Земле, его там поселили в номере с одним паломником, а тот каждую ночь очень громко храпел - я извиняюсь за такие подробности - и в итоге тот так разозлился, что просто не знал, что ему делать. Он говорит: «Я понял, что никакого терпения у меня нет, я там прожил неделю, все было, конечно, хорошо, но каждую ночь меня трясло от злости!». Господь нам дает такие ситуации, показывает, что у нас есть, а чего у нас нет, и к чему нужно стремиться. Конечно, нужно благодарить за каждую ситуацию, в которую вас Господь ставит, и извлекать из этого пользу для нашей души – вот что самое главное. А не так, что это прошло, а я постарался забыть. Ну, забудешь ты, а Господь тебя поставит в следующую ситуацию, может быть, она будет еще хуже, может быть, более болезненна для нашего самолюбия. А если мы извлечем из этого правильный урок, то приобретем себе полезное зерно, которое даст всходы.

- Батюшка, у нас звонок, раба Божья Галина: «Здравствуйте, у меня такой вопрос: подарила матушке (жене батюшки) хорошую вещь, вложила номер телефона, чтобы она сообщила хотя бы, понравилось ли ей, подошла ли вещь, но ничего она не сообщила. Когда обратились к батюшке с вопросом, почему она не сообщила, ведь человек остается в недоразумении, то он ответил: «А это не надо, это Вам Господь скажет спасибо». Правильно это или нет?»

- Вы знаете, ситуация может быть двоякая. С одно стороны, понятно, что подарок дошел до адресата, но, может быть, матушка ничего не сказала батюшке, может, батюшка впопыхах что-то забыл передать от матушки. Иногда бывают ситуации, когда на большие праздники, на Рождество, на Пасху батюшку задаривают подарками, он не помнит, кто и что ему подарил, бывает и так. Я думаю, не надо обижаться, что о Вашем подарке не оставили отзыв. Главное, что Вы подарили, вложили свое сердце в этот подарок, а Господь действительно воздаст за нашу благодарность по отношению к людям. Вы, я думаю, сделали хорошее дело, подарив этот подарок.

- Батюшка, у нас есть еще один звонок: «Здравствуйте, у меня такой отклик на предыдущий звонок женщины, которой нагрубили. У меня была такая ситуация, когда мне нагрубила подруга, у меня тут же родилось четверостишие:

Спасибо, подруга, что мне нагрубила,

Спасибо, моя учительница,

За то, что гордыню мою обнажила,

Хоть больно, но поучительно!».

- Замечательно! Спасибо Вам большое. Действительно, если бы на каждую обиду рождались такие стихи, то мы бы все ходили просто с нимбами и сияли. Очень здорово и поучительно. Вот ситуация, в которой человек воспринял правильно и адекватно и извлек из этого урок. Очень здорово, что есть такие люди, которые все правильно оценивают и принимают.

- Отец Александр, скажите, пожалуйста, какую роль благодарность имеет в отношениях между людьми?

- Конечно же, в наших человеческих отношениях без благодарности никуда мы не денемся. Начинается наша благодарность в семье. Не помню, кто из писателей сказал, что «христианская вера рождается в тот момент, когда ребенок говорит маме спасибо за вкусный обед». Это первое сознательное «спасибо» рождает веру. Действительно, благодарность начинается с семьи, и дальше человек несет ее в свою жизнь, в общество, на работу, в те места, где он бывает. И не просто несет, он ею делится, и все мы друг от друга что-то черпаем, и хорошее, и плохое. Конечно, хотелось бы черпать только хорошее, и побольше, но получается так, что что-то запоминается, что-то не запоминается. Но я думаю, все мы обращаем внимание на тех людей, которые умеют благодарить. Причем не обязательно это деньги, подарки, иногда достаточно одного человеческого «спасибо», и ты чувствуешь, что человек в это «спасибо» вложил все свое сердце, что, благодаря тебя, он благодарит Господа. Конечно, не всегда это бывает и не всегда чувствуется. Может быть, по каменности нашего сердца, может быть, потому, что человек не вложил свою душу в это «спасибо». Искренность в благодарности люди чувствуют и тоже стремятся к этому состоянию, стремятся быть благодарными. И дай Бог, чтобы это у нас получалось, чтобы мы черпали благодарность друг от друга, делились ею. И не только к Богу, а между собой. Без благодарности мы никуда не денемся, мы не сможем называться полноценными людьми.

- Батюшка, у нас звонок: «Добрый вечер, меня зовут Екатерина. Два года тому назад шла по совершено скользкой дороге, впереди меня шли две женщины, я очень спешила, они всю тропинку заняли, не обогнуть, кругом лед. Я думаю: «Что же за черепашки такие, ведь видят, что людям пройти надо!». В общем, поосуждала их и только шаг в сторону сделала, как упала прямо к ним под ноги и сломала руку. Это было очень недалеко от дома, я прибежала домой, правая рука совсем переломанная. Первое, что я сделала, я встала на колени перед иконой и так отблагодарила Господа, трудно себе представить! К ночи, будучи уже в гипсе, я лежала и думала: «За что и почему я?». Но первое, что из меня вышло – это благодарность Господу, причем такая, что я так искренне никогда Его не благодарила».

- Спасибо, Екатерина. Действительно, еще один хороший пример. Получив такое увечье, травму, человек начал бы роптать: «Почему это со мной, за что, в чем вина моя?» А она взяла и поблагодарила Бога от всего сердца и души. Конечно же, ничто просто так не происходит в нашей жизни, все с чем-то связано, никаких случайностей не бывает. Бывает, конечно, так, что сидишь, кого-то осуждаешь и обсуждаешь, особенно бывает это за обедом, и вдруг язык прикусил ни с того ни с сего, а потом поймал себя на мысли, что ты чего-то там думал про человека. Господь нас иногда так вразумляет, иногда мягко, иногда пожестче. Из всего нужно извлекать уроки, которые ведут нас ко спасению.

- Батюшка, у нас еще один звонок: «Здравствуйте, Михаил, здравствуйте, батюшка Александр. Я прошу прощения, батюшка Александр, помолитесь, пожалуйста, за моего болящего младенца Алексея, я очень Вам благодарна. Спасибо Вам!».

- Спаси Господи!

- Спаси Господи! Хорошо, помолимся, не волнуйтесь.

- Батюшка, в таких случаях трудно, наверно, проще благодарить за себя. А когда болеют наши близкие, как быть с этим?

- Да, когда болеют близкие, и особенно, когда болеют дети, это, наверно, самое тяжелое, что мы можем принять от Господа. И, опять же, не просто принять, а быть благодарными при этом. Почему Господь посылает, почему это случилось с моими детьми, с моими внуками, родными и близкими? Ничего просто так не происходит. И то, что случилось, мы принимаем от Господа. И почему это случилось, зачем это нужно нам, как это может нам помочь? Ситуаций бывает очень много, иногда человек, начиная ухаживать за больным ребенком или за взрослым человеком, когда проходит не один день, год, он действительно по-настоящему приходит к Богу, если у нас правильно развито понятие о благодарности и о вере в Бога. Совсем недавно меня спросил один человек, молодой юноша в инвалидной коляске: «Я долго думал, почему это случилось именно со мной?» В итоге он пришел к такой правильной мысли, что, может быть, и не надо спрашивать, задавать такие вопросы, на которые мы не сможем до конца полноценно ответить. Действительно, почему у каждого из нас какие-то болезни, почему я в таком состоянии нахожусь? Ответ может быть один – все это от Господа. Говоря нашим человеческим языком, был бы я неверующий, кто знает, где бы я сейчас был? Может быть, в тюрьме или в могиле. Это же можно сказать юноше, который находится в инвалидной коляске. Что бы с ним было, не будь он таким, знает только Господь, и что было бы с ребенком, который тяжело болеет, что было бы с его родителями, которые, может быть, остались бы неверующими людьми. У нас возникает все больше и больше вопросов, но полноценные ответы может дать только Господь. Он знает, как лучше для каждого из нас, и Он все делает, чтобы каждый из нас получил спасение.

- Спасибо, батюшка. У нас снова звонок. Здравствуйте, Серафима, Вы в эфире: «Слава Богу. У меня такой вопрос: мой муж пьет, мы заказывали и молебны, и сорокоусты, и сама молюсь, и Псалтырь читаю, и обратилась к батюшке, чтобы молился о нем. На некоторое время он перестал пить. Я встретила батюшку с такой благодарностью, поблагодарила Бога и батюшку за то, что муж не пьет. Но буквально через несколько дней он опять запил. Руки, конечно, не могу сказать, что опускаются, потому что дальше продолжаю молиться. У меня чувство неуверенности, можно ли опять к батюшке обратиться с тем, что муж пьет и просить его молитв?»

- Спасибо. Не просто можно, а нужно обратиться к батюшке, чтобы он продолжил молитвы, и хорошо, что Вы молитесь! Нужно, чтобы батюшка попросил, чтобы вся церковная община молилась за Вашего мужа, страдающего таким недугом. Помоги Господь! Наблюдать эти картины – очень трудное испытание для женщины, для матери и для детей. Опять же, я Вам хочу пожелать терпения, чтобы у Вас хватило сил, и чтобы Ваша молитва не прекращалась. Нужно молиться, Вы видели, что был какой-то проблеск, улучшение. Но вспоминаем слова Господа, который говорит, что бес, когда убирается и видит место, никем не занятое, чистое, выметенное, он с собой приводит большую команду. Вроде бы получил исцеление на некоторое время, но к Богу не обратился, и этот вакуум, ничем не заполненный, так и остался. Возвращается все то же самое, бывает, даже в большей мере. Поэтому если получилось исцеление, то нужно сразу бросаться в храм, благодарить Бога и держаться за Бога, только тогда недуг может полностью отстать. Не своими силами, а именно с Богом.

- Спаси Господи, батюшка. До нас дозвонилась телезрительница Иоанна: «Здравствуйте, батюшка. В детский сад пришел «Дед Мороз» и стал детям раздавать шоколадки. Потом воспитательница говорит ребенку: «Ты получил шоколадку. Что надо сказать?» Он отвечает: «Вкусно. Дай еще!». Как вот воспитывать таких детей?»

- Воспитывать в любом случае надо. Я сказал, что все идет из семьи, но, видимо, родители еще не научили говорить «спасибо». В детском саду, дай Бог, этому научат. Конечно, печально, когда человек, получив желаемое, воспринимает это как должное, само собой разумеющееся. А когда мы что-то теряем, тогда мы начинаем задумываться, вспоминать Бога и понимать, что все в руках Божьих. Все это, опять же, было по милости Божьей, по благости Божьей, все, что у нас есть и было. На самом деле, конечно, вы знаете, дорогие телезрители, я сам и отец Михаил можем сказать про себя, что не всегда мы бываем благодарными, не смотря на то, что я священник, отец Михаил тоже в священном сане, но бывают такие ситуации. Все мы грешные и бывает так, что иногда и не подумаешь поблагодарить, а иногда вспомнишь, но уже понимаешь, что поздно, и человек уже ушел либо из этой жизни, либо уехал в другой город. И начинаешь себя укорять в том, что сам-то ты ничем не лучше, чем эти девять исцелившихся иудеев. В таких ситуациях оказываемся все мы, и нужно вспоминать почаще, что нужно быть благодарными по отношению к людям, к Богу.

- Спасибо, батюшка. Телезрительница Татьяна у нас на связи: «Здравствуйте, отец Александр, отец Михаил. Евхаристия – это с греческого «благодарение». Почему у нас в храмах служение устроено так, что сначала литургия, а потом молебен и панихида. А почему сначала не панихида, молебен, а потом уже Евхаристия? Мы почитаем сейчас больше акафисты и молебны, нежели Евхаристию».

- Очень хороший и своевременный вопрос. На самом деле, если мы придем в любой приходской храм, то начинаются молебны, акафисты, панихиды, но литургия служится первой, потому что это самая главная служба. Если взять суточный круг богослужения, то получится, что литургия – это кульминация нашей молитвы в течение дня, поэтому она совершается утром, это самая первая служба. А затем уже все остальное: молебны, панихиды, но это вещи второстепенные, они ни в коей мере не могут заменить литургию. В литургии человек приносит наивысшее благодарение, все, что только можно вместить в человеческую природу, происходит в этом Таинстве Евхаристии, когда мы благодарим Сына Божия за Его воплощение, за Его спасение нашего человеческого естества, за Его победу над смертью, за Его Воскресение. За все это мы приносим благодарность Богу на литургии. Церковь знает наши человеческие слабости, и обратите внимание, когда начинается Евхаристический канон, то раздается возглас священника: «Благодарим Господа!». Священник напоминает всем, что нужно благодарить, этот возглас раздается для всех нас, в этот момент принято делать земной поклон, и начинается самая важная часть литургии. Это высшая форма благодарения. Все мы знаем благодарственный молебен – это очень хорошие молитвословия, и прошение в нем содержится, а заканчивается этот молебен гимном славословным, гимном хвалы святителя Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим». Все мы прекрасно знаем это произведение, оно достаточно объемное, длинное, но, тем не менее, очень хорошая характеристика нашей с вами благодарности. Если у нас получилось какое-то дело, которое мы задумали, осуществился какой-то план нашей жизни, то нужно прийти в церковь и поблагодарить Господа, заказать этот молебен, сказать Богу спасибо – это будет правильная реакция на то, что мы получаем.

- Спасибо, батюшка. У нас следующий звонок, раба Божия Татьяна: «Здравствуйте, я благодарю вас, благодарю всех батюшек, но вчера был такой нехороший звонок насчет иерея Алексея Володина, и я бы очень хотела попросить, чтобы он не обижался, мы все немощны. Я много полезного извлекаю из вашей передачи и из его передач. Я хочу попросить извинения и поблагодарить его, чтобы он не обижался. Мы такие немощные, он наверно, поймет, оскорбили его вчера как-то очень нехорошо. А я очень благодарна всем вам и от всех телезрителей прошу, чтобы он не обижался, и спасибо вам большое!»

- Спасибо и Вам большое. Мы отцу Алексею передадим, я думаю, Вашу просьбу, и Вашу благодарность он увидит, потому что передача появится в интернете буквально через пару дней.

- Я думаю, отец Алексей прекрасно все понял и отреагировал. Конечно, бывают разные звонки, от этого никто не застрахован.

- Наверно, сложность еще в том, что, как говорится, «что русскому хорошо, то немцу – смерть». Совершенно разные слова по-разному трактуются и откликаются в душе человека –  у одного это вызывает благодарность, а у другого смущение или ропот. Как Вы считаете, уместен ли такой ропот, если мы чего-то не понимаем?

- Я думаю, что если брать с христианской точки зрения, то ропот в любом случае не уместен. Можно вспомнить многострадального Иова – это самый выразительный пример, что с ним произошло, сколько горестей, сколько он потерял, в конце концов. Можно было возроптать на Бога, а потом умереть, но, тем не менее, он все преодолел, все вытерпел. Это прекрасный образец для подражания. А что касается того, как люди воспринимают наши слова, то здесь нужно быть очень осторожным. Например, когда спрашивают: «Можно шутить? Как православие относится к шуткам?». Вы знаете, шутки бывают очень разные, мне может быть очень смешно, а человеку, над которым ты пошутил, будет обидно. Эта грань очень тонкая, и не всегда мы чувствуем, где заканчивается шутка и начинается обида. Поэтому шутить нужно очень осторожно, так же как и произносить какие-то слова в разговоре с ближним.

- Спасибо, батюшка. У нас снова звонок: «Здравствуйте, меня зовут Ольга. Много лет назад у моих знакомых 5-месячный младенец тяжело заболел, он чуть не умер, врачи приложили все усилия, чтобы его спасти – и спасли. А когда он вырос, повзрослел, уже стал студентом, то совершил тяжкое преступление и оказался в тюрьме. Родители были тогда благодарны врачам, что его спасли, благодарили Бога или нет, я не знаю. Может быть, если бы его не спасли врачи, может и преступления, понятно, что не было бы?».

- Спасибо большое за вопрос. Вы знаете, такие ситуации сложны. Когда проходят годы, тогда мы можем оглянуться назад и увидеть то или иное событие в совершенно другом свете. Что такое болезнь? Конечно, это зло. И мы все пытаемся бороться, у всех нас есть врачи, медицинские карточки, которые из года в год утолщаются все больше и больше. Но думаешь иногда, а действительно ли болезнь – зло? Если брать точку зрения неверующего человека, то нужно бороться с болезнями, это понятно. А вот посмотришь, чем эта болезнь может обернуться: она может обернуться смертью, как худший вариант, а может обернуться исцелением, чего мы все с вами желаем. Но, опять же, что может получиться из этого исцеления? Ваша история напомнила мне довольно известную историю декабриста Рылеева. Он в детстве заболел, его мать горячо молилась Богу. Причем, как она сама описывала свое состояние: оно было таким, что она обезумела от горя, она уже не просила у Бога, она требовала, она дошла до состояния исступления! И в таком «тонком» сне она увидела будущее своего сына: как он учится в гимназии, становится военным, видит, как они собирались в обществе декабристов, потом видит эшафот, и как ее сына ведут к виселице, и видит этот печальный конец. Когда она проснулась, ребенок был здоров, врачи удивлялись, потому что он должен был умереть. Но вот что из этого получилось. У Вас тоже похожая история получилась, дело не дошло до смерти, но человек попал в темницу. Темница – это как раз то место, где можно очень хорошо подумать над своей жизнью, своими ошибками, что нужно исправить в своей жизни. Господь, я думаю, уберег его от еще большего греха, потому что если бы он остался на свободе, он бы натворил еще большее преступление. Нужно осознать, что это милость Божия в том, что человек этот не умер в нераскаянном состоянии, а теперь у него есть время на покаяние, на то, чтобы пересмотреть свою жизнь. Милость Божия, что он не умер в детстве, и милость Божия в том, что он попал сейчас за решетку, говоря нашим языком. Тогда родители были благодарны и врачам, и Богу, и сейчас они тоже должны быть благодарны. И конечно же, нужно молиться за сына, за этого узника, чтобы Господь его вразумил и чтобы послал ему покаяние.

- Спасибо, батюшка. Примем последний на сегодня звонок: «Добрый день, батюшка. Это раб Божий Борис. Я уже не молодой человек и у меня, как у многих людей моего поколения, есть люди, погибшие в Великой Отечественной войне, близкие мои родственники. Скажите, пожалуйста, мы им благодарны за то, что они нас спасли, дали нам жизнь, а какую благодарность приносить Богу за их подвиг, их жизнь, за то, что они сделали?».

- Спасибо большое.

- Спасибо. Вспомним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти люди выполнили свой солдатский долг – положили свои жизни за то, чтобы мы с вами жили. Самая лучшая память о них – это молитва. Может быть, я скажу банальную вещь, но когда мы поминаем людей умерших, мы чувствуем, что они рядом с нами. Понятно, что и государство должно, и оно делает что-то для тех ветеранов, которые еще живы, но это происходит в недостаточной степени в большинстве случаев, потому что у нас, как правило, принято ветеранов вспоминать только на 9 мая, потом все это отодвигается, и они снова становятся рядовыми гражданами. Тех людей, которые еще живы, мы всегда можем поблагодарить, помочь, поучаствовать в их жизни, хотя у нас есть социальные службы. Но я думаю, каждый из нас при желании может помочь своим одиноким соседям – бабушкам или дедушкам, которые прошли через войну. Просто поговорить, выслушать их и сказать им спасибо. Вы знаете, для них этого, может быть, уже даже достаточно. В любом случае мы должны молиться друг за друга, как призывает к этому нас апостол Павел, мы должны быть благодарными, потому что этим мы уподобляемся Богу и приближаемся к Богу через благодарность, мы приближаемся к вере и утверждаемся в ней.

- Спаси Господи, батюшка. Время наше истекло, к сожалению. Благословите нас на прощание.

- Господь всех нас благословит, дорогие братья и сестры. Может быть, я не ответил на все ваши вопросы, но я рассказал свою точку зрения. Может быть, в каких-то вопросах вы со мной не согласны, поэтому прошу прощения за то, что я, может быть, не так сказал. Вам большое спасибо за вопросы, которые поступили в студию, всех вас поздравляю с наступающими праздниками, с Рождеством Христовым. Пускай нас всех Господь благословит. Будем учиться благодарности, будем благодарны Богу за всё. Хотелось бы попрощаться с вами словами святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за всё!».

- Дорогие друзья, я напомню, что с нами сегодня был клирик храма Спаса Преображения Господня лейб-гвардии Гренадерского полка на Аптекарском острове Санкт-Петербурга иерей Александр Кравец. Ведущий диакон Михаил Кудрявцев. Всего Вам доброго!

 

                                                                                            Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев

                                                                                                  Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать