Беседы с батюшкой. Эфир от 23 октября

23 октября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает наместник Крестовоздвиженского монастыря города Екатеринбурга игумен Флавиан (Матвеев).

– Предлагаю начать нашу программу с размышления на такую тему, которую тезисно можно обозначить как внимание к себе и внимание к людям вокруг. Ведь часто в нашей жизни мы замечаем, как другой человек что-то сказал, что-то сделал, так-то поступил, даем этому оценку, но в то же время не замечаем чего-то дурного в самих себе. Наверное, здесь дело даже не в том, что мы не можем оценить себя, а в отсутствии привычки заглядывать внутрь, чтобы покопаться в себе, а не в окружающих. И, наверное, речь не о том, церковный человек или нецерковный – это относится к каждому из нас. Давайте поговорим об этом, о вопросах, касающихся любви к окружающим людям, любви к самому себе и о том, что так или иначе касается этой темы.

– Конечно, хотелось бы поговорить о чем-то более конкретном. Внимание к себе необходимо каждому христианину; необходима внутренняя собранность, бдительность. К этому нас призывает  Господь, а также опыт святых. Потому что без контролирования себя невозможно соотносить свою жизнь с заповедями Божиими; нужно понимать: как и о чем я думаю, что я чувствую, какие эмоции испытываю. Христианин с самого утра, проснувшись, благодарит Господа за проведенную ночь и в то же время начинает просить о том, чтобы Господь дал ему сосредоточенность, чтобы правильно оценивать себя, начать новый день и прожить его с Богом, устремиться к совершенству. Как сказал Христос Спаситель: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Устремление к этому совершенству начинается с самооценки.

– Часто, когда речь заходит об осуждении других, дают совет о том, чтобы человек поставил себя на место другого человека и не поступал так, как не хотел бы, чтобы поступали с ним. Как это можно сделать практически? Ведь очень сложно даже чуть-чуть приблизиться к тому, что испытывает другой человек, и понять, почему он ведет себя так, а не иначе.

– Та тема, которую Вы обозначили, во многом упирается в навык, который может быть развит воспитанием. Человека с самого детства важно воспитывать так: прежде чем что-то сделать, на что-то отреагировать, нужно представить: а если кто-то тебе это сделает? Хочешь кого-то обозвать – представь, как горько бывает, когда тебя обзывают. Хочешь кого-то ударить со злобой – представь, что бывает, когда другой не может сдержать злобу в отношении тебя и начинает тебя бить. Если ребенка этому не научить в три-пять лет, то потом человеку очень трудно в себе это сформировать.

Психологи говорят, что у ребенка в определенные моменты его ранней жизни есть ощущение некоего всемогущества: я все могу! И вот это ощущение всемогущества при разумном воспитании меняется; оно не разбивается в пух и прах (потому что в этом случае потерялась бы инициатива), а именно меняется родителями на обретение живого опыта. Внимание ребенка должно родителями, воспитателями правильно направляться. Ты что-то чувствуешь? Чувствуй, но в то же время понимай, что подобные чувства испытывают и другие люди, которые находятся рядом с тобой. Понимай, что ты уникальный, но в то же самое время ты не один; когда рядом с тобой другие люди, ты можешь поступить как жестоко, так и по-доброму; можешь позаботиться о ближних своих, оказать добрые услуги, когда они нужны, а иногда и отстраниться, когда человек может обойтись без твоего деятельного участия.

Если все эти навыки правильно сформированы в детстве, то взрослый человек все время будет ставить себя на место ближнего. А вот если в детстве эти навыки не сформированы, будет тяжелее – нужно будет самовоспитание, самодисциплина, а где-то даже самовнушение понадобится. Например, такое рассуждение: «Я сегодня распсиховался при этих обстоятельствах – Господи, помоги мне понять, что когда я кричал на кого-то, люди при этом испытывали боль, горечь. А я этого не понимал в тот момент, я понял это только потом. Господи, дай мне сил, чтобы обо все этом думать в нужный момент и правильно оценивать самого себя. Мне ведь неприятно было, когда на меня кто-то вспыльчивый кричал, я испытывал боль. Так и другие люди рядом со мной испытывают боль. Я страдал, когда на меня кричали, и люди страдают, когда я на них кричу. Господи, дай мне все это понять». Вот это очень важный момент, и иногда взрослому человеку себя надо в этом убедить с молитвой. Это похоже на самовнушение.

– Когда речь идет о каких-то человеческих проявлениях, очень важно, чтобы человек умел наблюдать за собой. Наблюдать не так, что пытаться проанализировать, чем я сейчас занимаюсь, правильно я поступил или неправильно, а уметь быть как бы рядом с собой, посмотреть на себя со стороны. Это, наверное, отдельное умение, которому всю жизнь придется учиться.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Я много лет (еще со школы) дружила со своей подругой. Сейчас мы уже в приличном возрасте. Она давно на меня обиделась. Несмотря на то, что я не считаю себя виноватой, я извинилась перед ней, поступила как христианка, а она все равно не идет на контакт. Мне очень трудно принять эту ситуацию. У нас дружба длилась больше тридцати лет. Как быть в этом случае?»

– С одной стороны, нужно понимать, что с годами у большинства людей (и это вполне естественный ход событий) количество контактов становится все меньше и меньше, многие друзья детства и юности отдаляются, потому что у них происходят те же самые процессы – уже нет той потребности в общении, которая есть в молодые годы. У кого-то что-то меняется в жизни, вдобавок может измениться мировоззрение, и дружба одной стороной прекращается.

Нужно отнестись к этому правильно, по-христиански, с пониманием того, что Господь даровал каждому из нас свободу. Если Ваша подруга именно так воспользовалась Богом данной свободой, то это ее выбор. Если ей кажется, что без Вас ей будет лучше, что ее жизнь будет более осмысленной, то пусть будет так. В конце концов, в этом и заключается любовь. Если Вы с любовью относитесь к Вашей подруге, то предоставьте ей возможность обходиться без Вас, потому что ей кажется, что ей так лучше. Пусть в этом смысле будет такое проявление Вашей любви, Вашей заботы.

«Возлюби ближнего своего, как самого себя». Поставьте себя на место подруги: Вам кто-то в тягость, но он пытается все время войти в Ваше личное пространство. Неужели Вы не скажете себе: если я не хочу общаться, неужели я не могу иметь в этом свободы? Точно так же думает Ваша подруга, если Вы ей стали в тягость.

А может быть, она где-то внутри тяжело больна и просто хочет быть одна; не только без Вас, но и без многих-многих других. Разве в этом нельзя понять человека? Конечно, можно с разных точек зрения анализировать и осмысливать понятие свободы, любви. Надо просто с любовью постараться оставить подругу в покое и тихо, спокойно молиться о ней: «Господи, даруй рабе Твоей доброго здоровья, хорошего настроения, верного пути ко спасению». Это то, что мы должны желать каждому нашему ближнему. Если Вы своей подруге будете каждый день желать этого в молитве, то нисколько об этом не пожалеете.

– Вопрос телезрителя из Краснодара: «Я встречаю много людей, которые неверующие, некрещеные; они не верят, что за порогом смерти что-то есть. Как с ними общаться?»

– Отвечая на прежний вопрос, я немножко затронул тему свободы. Свобода – это великий дар Бога. Если мы ценим в самих себе этот дар, то у нас должно быть мужество и терпение ценить этот дар в любом нашем ближнем. Если кто-то с нами не согласен, это его выбор. Свобода, данная Богом этому человеку, – это тот дар, который у него есть, и я не вправе этим даром распоряжаться. Если у человека есть настроение вступить со мной в диалог, подискутировать и у меня есть настроение, то у нас может состояться какой-то диалог.

Например, на телеканале «Спас» есть передача «Не верю», в которой встречаются верующий человек и неверующий, как правило, оба – публичные личности. У них есть настроение и желание, они приходят на эту передачу, где ведущий с богословским образованием поддерживает диалог с ними, между ними, заботится о том, чтобы этот диалог состоялся и был полезен  телезрителям. Получается, у этих людей есть желание дискутировать. Но ведь у скольких людей нет желания дискутировать! И в этом нет ничего особенного; у каждого есть свои убеждения. Если нам ценен дар свободы, то нужно уважать его и в ближнем.

Бывает, человек говорит: «Ну что ты мне все время говоришь одно и то же? У тебя аргументов нет». Такое встречается, когда человек про свою веру рассказывает на уровне своих чувств. А другой человек этого не чувствует, ему нужны аргументы (философские, богословские, культурологические) для того, чтобы поверить; ему важно, чтобы беседа была с аргументами, а не просто на уровне описания чувств. Поэтому надо задать себе вопрос: с каким материалом я иду к своему собеседнику? Интересно ли ему то, что я хотел бы ему рассказать? Может, ему слушать только о моих чувствах неинтересно?

– И готов ли я сам принять этого человека и его точку зрения? Принять, что человек вполне может иметь свою точку зрения, что он в этом свободен, – это дорогого стоит.

– Бывает, допустим, у друзей или знакомых есть какая-то тема в жизни, по которой у них нет согласия, и начинается какое-то игривое подкалывание друг друга. Но люди в XXI веке, наверное, могут договориться, если нет согласия в чем-то. Например, можно сказать: «Нам эта тема мешает. Чтобы нам не поссориться, давай договоримся, что этой темы касаться не будем». Даже если это такая серьезная мировоззренческая тема, как тема о существовании Бога и загробного мира. Обычно, договорившись об этом, люди считают, что поступили правильно.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Церковь всегда стояла на страже семьи и негативно относилась к разводам. Но стоит ли продолжать семейную жизнь, если оба супруга, как говорится, терпеть друг друга не могут? Еще вы говорили про телеканал «Спас». Вы ходите в гости к каким-то священникам на канал?»

– Что касается телеканала «Спас», я смотрел несколько выпусков передачи «Не верю», где происходит диалог верующего и неверующего человека перед телекамерами. Как правило, это интересный диалог. Сам я в этой передаче никогда не был, но несколько передач посмотрел с большим интересом.

Что касается темы разводов, когда люди живут вместе, но терпеть друг друга не могут, то это вопрос сложный и без дополнительной информации рассуждать об этом практически невозможно. Но если люди, как они говорят, терпеть друг друга не могут, но все-таки живут вместе, значит, их что-то держит. Если супруги жалуются друг на друга, даже поругивают друг друга, но не расходятся, все-таки остаются супружеской парой, видимо, есть какой-то огонек в их жизни, какой-то маленький свет, который все-таки держит их вместе. И пусть лучше они будут вместе.

– Получается, что терпение все-таки есть, хоть и терпеть друг друга не могут...

Что касается взаимоотношений в семье и взаимоотношений с другими людьми, стоит вернуться к вопросу о том, как научиться смотреть на себя и на свое поведение со стороны. Я, честно говоря, не знаю, как этому можно научить, как это можно воспитать. Явно, это нужно воспитывать в ребенке с самого раннего возраста, но как это делать практически? Понятно, что вопрос немножко не по адресу...

– Да, конечно, я маленьких детей никогда не воспитывал, поэтому могу только теоретизировать. Понятно, что нужно рассуждать вместе с ребенком, что происходит в его жизни. Рассуждать и внимательно выслушивать ребенка. Допустим, так. Что с тобой происходит? Ты сегодня распсиховался и сделал то-то и то-то. Понимаешь, что со стороны ты выглядел вот так-то и так-то? Ты сказал бабушке то-то и то-то, в ответ получил такие-то замечания. Что это значит для бабушки? Что это значит для тебя? Что это значит для меня, твоей мамы (или папы)?

Обо всем этом нужно говорить. В том числе нужно дать ребенку понять, как его чувства и вызванные этими чувствами действия отражаются на жизни других людей; как поступки других людей отражаются на его жизни. В этом смысле надо проявлять большую внимательность и важно давать ребенку высказываться. Многим родителям иногда этого не хватает.

Например, ребенок расстроен, а родители, когда ребенок расстроен, каждый раз заставляют его успокоиться: «Перестань плакать!» И потом к этой теме уже не возвращаются. И у ребенка возникает ложное представление о том, что он не имеет права испытывать негативные эмоции. Но он имеет на это право, потому что негативные эмоции могут быть вызваны чем-то объективным. Ребенок не может не переживать, ребенок не может не разгневаться в ответ на что-то. Но как извлечь из этого пользу – родители могут с ребенком об этом порассуждать. Но для этого надо дать ребенку высказаться.

Когда ребенок испытывает гнев, раздражение, родители могут сказать: «Я тебе сопереживаю, что ты сейчас сердишься. Постарайся побыть один и разобраться, почему ты сердишься. Если сейчас не хочешь об этом говорить, поговорим об этом потом, вечером». И так далее. Вот именно такого внимания и диалога при воспитании может не хватать, а это именно основа.

– Вопрос телезрительницы из Курганской области: «В псалмах говорится: Благослови, душе моя, Господа! Для чего так говорится?»

– Это один из элементов того, как в текстах Священного Писания фиксируется внутренний диалог, который происходит, в общем-то, у каждого человека. То есть человек, размышляя о чем-то, словно разговаривает сам с собой.

Это как в притче Христа Спасителя о богатом человеке, которому выдалось получить большой урожай. Он вел сам с собой диалог: «Вот что сделаю: сломаю старые житницы, построю большие, соберу туда все, что набралось, и скажу душе моей: «”Душа, ешь, пей, веселись – много добра у тебя на долгое время”. Но Господь подводит всему этому итог, говоря: безумец, в эту же ночь душу твою возьмут у тебя».

Примерно в такой же внутренний диалог, только в молитве, обращенной к Господу, вступает псалмопевец, когда говорит, обращаясь как бы к своей душе: «Благослови, душа моя, Господа!» То есть он рассуждает: «А не восхвалить ли мне сейчас Господа?» И отвечает сам себе: «Конечно, душа моя, восхвали Господа, воздай Господу славу».

– Очень часто в нашей жизни случаются крайности: одно состояние, когда ты совершенно не наблюдаешь за собой, и другое состояние, когда человек полностью сосредоточен на том, каков он, и доводит себя до такого состояния, когда, по сути, начинает заниматься самобичеванием. То есть он начинает осознавать свою греховность, но не пытается смиряться и как-то изменить себя, но впадает в уныние: «Вот такой я никчемный, грешный, ни на что не способный». Как этих крайностей избежать?

– В жизни человека, у которого все расставлено по своим местам, такое бывает лишь только временами. Бывает, человек склонен к такому самокопанию. Некоторые даже это самокопание возводят в нечто особенное, говорят: «Вот как я сосредоточен на самом себе; другие так не могут!» Вы говорили о людях, которые в самокопании доходят до уныния, а есть такие, которые в этом состоянии доходят до гордыни, даже пишут песни о самом себе. (Кстати, мне приходилось слышать одну песню про самокопателя.)

Это одна из душевных склонностей человека, перекос – сосредоточенность на самом себе, на своих чувствах, переживаниях; это эгоизм. Если человек знает за собой такую склонность из отзывов других людей, из критики, которую встречал от друзей, родственников, ему надо почаще задаваться вопросом: сколько раз на протяжении сегодняшнего дня я сделал над собой усилие и от себя перешел к другим, принося кому-то пользу, делая какое-то доброе дело? Сколько раз я обратил внимание на то, что меня окружают другие люди, поинтересовался их точкой зрения на жизнь, их проблемами, чаяниями, переживаниями? Чего им не хватает во мне? Может быть, я оказался бы кому-то из этих людей полезным? Но если я сам себя не подгоняю, так и останусь в своем внутреннем мире.

Поэтому нужно внимательно вслушиваться, что говорят критики – люди, которые могут откровенно рассказать нам о наших недостатках. Есть и другая крайность. Говорят так: «Опять ты спонсируешь весь мир? Когда перестанешь это делать? Конечно, ты не можешь и дня прожить, чтобы не броситься кому-то на помощь». Это тоже крайность, когда человек, не думая о себе, сосредотачивается только на том, чтобы все время кого-то спасать, выручать, а в его делах образуются какие-то пробелы, завалы. Такой человек волей-неволей попадает в бедственное положение, и ближние ему говорят: «Ты сейчас накопишь себе проблем, а разгребать их кому? Разгребать нам. Поэтому лучше мы тебя покритикуем, чтобы ты не слишком сосредотачивался на помощи другим людям, пытаясь спасти и выручить весь мир, а позаботься-ка лучше о самом себе в той мере, в которой должен».

В Священном Писании в апостольских посланиях говорится: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов». Да, надо помогать друг другу. Но в то же самое время в апостольских посланиях много упоминается о том, чтобы тяготы жизненные переносить с терпением. Да, если ближний изнемогает, нужно помочь ему тащить его рюкзак, но важно чувствовать и понимать, что большую-то часть жизни он должен тащить этот рюкзак сам. Исполняя закон Христов, мы внезапно впавшему в бедственное состояние человеку, конечно, просто обязаны помочь. Но если мы тащим рюкзак другого человека всю дорогу, а он впадает в безответственность, говоря: «Я слабо отвечаю за свою жизнь», – это, пожалуй, тоже неправильно, потому что каждый свой рюкзак должен нести сам.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Я хотел бы выяснить вопрос, откуда и когда пошло предание Церкви о движении души после смерти человека? Я имею в виду известные три дня, девять дней, сорок дней. В Писании об этом нет ничего. А видения блаженной Феодоры вызывают сомнения».

– Вопрос очень интересный, потому что действительно это частное предание Церкви; можно сказать, чье-то богословское озарение. К этому надо подходить на уровне того, кажется ли христианину это учение подходящим, осмысленным, дополняет ли это учение его представление о том, что происходит с душой человека после смерти. Некоторые люди о мытарствах души блаженной Феодоры говорят: «Это настолько точно совпадает с моими представлениями о том, что душа человека переживает после смерти! Я прямо так себе это и представлял! Абсолютно так и будет, никакого сомнения быть не может». Получается, он почему-то приобрел себе такое убеждение, что после смерти человеку предстоит скрупулезное выяснение, что и как он делал правильно или неправильно.

Там есть такая тема, что духовник делится своею благодатью. Некоторые говорят: «А как может быть иначе? Конечно, духовники должны копить благодать в своей душе, а потом делиться ею и с людьми, которые живут, и с теми, кто умер». Другие христиане говорят: «Ой, это такая мелочность. Бог есть любовь. Да, из уст Христа говорится о скрежете зубов, которому будут подвергнуты грешники; Сын Человеческий рано или поздно придет судить мир, но неужели этот Суд будет в такой скрупулезности, в мелочности? В конце концов, не Господь ли сказал: «В тот день вы не спросите Меня ни о чем»? То есть сразу всем станет ясно, кто чего стоит (начиная с самого себя: я пойму, чего стоил в той жизни, которую прожил на земле). То есть другие люди говорят, что им такое представление совершенно не подходит.

Волей-неволей из этого приходится сделать вывод, что люди разные. У кого-то душа этому сочувствует, это помогает душе человека быть ближе к Богу, и это хорошо. А кому-то, наоборот, это препятствует… И у человека есть прекрасная возможность сосредоточиться на каких-то других элементах церковного Предания.

У богословов есть даже понятие о том, что помимо Священного Писания, которое является безусловным авторитетом, помимо догматов и канонических правил, которые также обладают высоким авторитетом, есть теологумены – богословские предположения, озарения. Если человеку теологумен, то или иное авторитетное суждение, помогает достигать спасения, осмыслять себя христианином, а Бога – Отцом Небесным, то пусть он этому теологумену следует. А если это не помогает, то никто не может заставить человека этому теологумену следовать. Повествование о мытарствах блаженной Феодоры относится к такому же ряду: кому-то это помогает, а кому-то нет.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Я хочу задать вопрос о человеческой свободе, которая дана Господом. Я скажу, что мне моя свобода не нужна, потому что от моей свободы одни падения и одни грехи – я не знаю, где как поступить. Грешно ли просить у Бога, чтобы Он забрал у меня свободу и Сам мною руководил? Объясните, пожалуйста».

– Вопрос на первый взгляд выглядит каким-то несуразным и наивным, но... От свободы как дара Бога быть свободным, с одной стороны, возможно, с другой стороны – невозможно. Невозможно потому, что это же дар Бога! А возможно потому, что каждый разумный христианин стремится свою жизнь направить по стопам заповедей Божиих. «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» – все время мы слышим этот призыв. Иначе говоря: «Благословен Ты, Господи; научи меня уставам Твоим, законам Твоим, заповедям Твоим, чтобы моя жизнь подчинялась Твоим заповедям». То есть человек, распределяя свободу, направляет ее на соблюдение заповедей и таким образом ее утрачивает. Но утрачивает именно для того, чтобы выполнить волю Бога.

Опять же какова воля Бога в отношении лично меня? Тоже сложный вопрос. И здесь хочется сказать: век живи – век учись. Все время старайся познать волю Бога из Священного Писания, из событий, которые с тобой происходят на протяжении жизни, из того, какие в твоей жизни есть приобретения и потери, из того, какие люди попадаются на твоем жизненном пути и чему от них можно научиться хорошему, а от каких примеров держаться подальше. Вот таким образом человек должен все время анализировать: каким образом именно мне лучше исполнить волю Божию, к каким добродетелям мне сегодня нужно в большей степени устремиться, от чего я в большей степени получу духовный плод?

Об этом преподобный Серафим Саровский очень хорошо рассуждает в своей беседе с Мотовиловым, когда сравнивает человека с купцом, который заботится о том, чтобы, продавая определенный товар в определенный сезон в определенном количестве, получить наибольший барыш и удовлетворить потребности своих покупателей. Об этом же должна быть забота каждого человека: на что мне обратить внимание, чтобы в моей жизни, в каких-то ее частностях, аспектах не ко злу была направлена моя свобода, а именно к добру, к Богу? Во что выльется моя свобода? Нужно задавать себе эти вопросы и молиться Богу: «Господи, направь мою свободу таким образом, чтобы к Тебе устремилась моя свобода, в Твою пользу распределилась моя свобода». Это забота каждого христианина.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать