Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

11 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста священник Николай Конюхов.

– Скоро будет престольный праздник вашего храма – день Святой Троицы. Мы говорим, что это день рождения Церкви, день Пятидесятницы. Могли бы Вы вкратце объяснить, в чем значение этого праздника для нас, как мы должны правильно к нему подходить, какие-то особенности…

– День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи. В Евангелии от Иоанна Христос сказал: «После Своего восшествия на небо пошлю вам Духа Утешителя, Который вдохновит вас на новые деяния; Он даст вам силы нести то евангельское служение, которое Я вам поручил». То есть нести проповедь слова Божия и научать людей вере. Это очень непростое дело. Мы знаем, с какими трудностями столкнулись апостолы в деле построения Церкви, в деле евангельской проповеди по окружающим странам. Также мы знаем, что одиннадцать из апостолов были убиты. И для всего этого нужны силы, вдохновение. Господь сказал: «Не уходите из Иерусалима, Я пошлю Духа Утешителя». Они ждали и были вместе, молились. Дух Святой сошел на них, и это было в виде огненных языков. И проявились дары Духа Святого: апостолы стали разговаривать на разных языках, разных диалектах. Потому что люди, пришедшие в Иерусалим по случаю праздника в тот день, были из разных стран, не все говорили на местных языках – еврейском, арамейском. И они услышали свои языки в комнате, в которой собрались эти иудеи. Некоторые, не понимая, даже подумали: «Что это за языки? Может, они (апостолы) выпили?» А это был дар Духа Святого.

Действительно, считается, что это день рождения Церкви. Вообще Церковь создал Христос. Мы помним слова Христа: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Христос создал Свою Церковь, и  Церковь – это люди. Апостолы, потом мужи апостольские, апостолы от двенадцати, апостолы от семидесяти, жены-мироносицы и так далее – это те люди, которые, слушая Христа, всей душой приняли Его учение и решили транслировать его в окружающий мир. Рассказать всему миру о том, что Бог пришел на землю. И кто такой Бог вообще. Оказывается, Бог есть любовь. Бог умер за нас, и воскрес в третий день, и дал надежду жить вечно. Дал нам надежду, что мы можем быть по-настоящему счастливыми и в этой жизни, и в будущей. Это было революционной новостью.

И действительно, день Пятидесятницы явился отправной точкой, толчком, после которого апостолы, вдохновленные, вооруженные благодатью Духа Святого (если можно так сказать), имея силы, пошли на проповедь. Многие люди поражались: «Откуда эти рыбаки?» Ведь эти люди совершенно недавно были простыми, незнатными, не слишком учеными. Некоторые были учеными, как апостол Павел, например. Он был ученым, учился у Гамалиила и вообще знал несколько языков. А многие апостолы были достаточно простого происхождения, те же самые рыбари; например, Петр и Андрей. Но какая мудрость была в их словах, с какой силой они проповедовали! После Пятидесятницы апостол Петр сказал слово, и тысячи людей захотели креститься. Какую силу слова нужно иметь, чтобы в иудейском обществе, где не меняли веру просто так, обратить столько людей! Ведь для них вера была чем-то очень серьезным, идущим от дедов, прадедов. Как сильно нужно было сказать апостолу слово, с каким вдохновением, чтобы они пошли за ним и приняли потом учение христианское. Поэтому действительно этот день для нас очень важен.

– Вопрос телезрительницы: «Что значит довериться воле Божией или уповать на Бога?»

– Вопрос о доверии – один из самых главных религиозных вопросов в наших отношениях с Богом. Если Бог говорит, что Он – любовь, если Бог все знает о нас и мы Его дети, то мы можем Ему доверять в Его промышлении о мире. А можем не доверять. Можем довериться себе, своим мыслям или соседу, который рассказал нам, что скоро все погибнет и наступит конец света. Или еще что-то такое...

Вопрос, кому ты веришь, – один из самых главных вопросов. Кому ты готов доверять? Кто для тебя авторитет в жизни? Человек перед крещением дает обеты отречения от темных сил, обещание верности Христу, и священник спрашивает: «А веруешь ли ты Христу?» И тот, кто хочет креститься, отвечает: «Верую Ему как Царю и Богу». То есть я Ему верю как самому высшему авторитету в своей жизни. Если Христос что-то сказал, для меня это не просто красивые слова, для меня это не изречения, которые можно вставить себе на социальную страницу. Это для меня указание к действию, я доверяю Ему. Волос с моей головы не упадет без Его воли. И Христос сказал: не заботьтесь излишне, что есть, что пить, во что одеваться, – ищите прежде всего Царствия Божия.

Но Христос и сказал, что нужно прощать обиды, не отвечать злом на зло и так далее. Можно подумать, что это нерационально, что противоречит моей нынешней жизни. В моей жизни сейчас все говорит о другом: рви, ищи выгоду, иди по костям, устраивайся удобнее. И это входит клином; ты либо духу века сего доверяешь, либо Богу. А доверие Богу – это не просто. Это кажется, что я Богу доверяю. Это нужно еще реализовать. Это зависит от того, насколько человек принимает весть, что Бог его любит. Он готов с этим жить и ощутить, что Бог его любит. И принять то, что Он в его жизни промышляет, даже когда это, может быть, противоречит его собственным желаниям… Знаете, как у Маяковского: если звезды зажигают, значит – это кому-то нужно. Если Бог в данный момент моей жизни так поступает или так, куда-либо меня направляет, Он знает это лучше. Значит, я доверюсь. У Гребенщикова есть потрясающая песня «Господу видней».  Может быть, она об этом в том числе.

– Апостолы говорили на разных языках, и люди их понимали. Есть же секта такая, которая очень популярна. Мы много видели роликов о том, как многие люди говорят на иных языках; что-то там происходит...

– Да, харизматы.

– Что это за явление? Как к этому относиться? Я просто приведу один небольшой пример. Как-то я встретил одного знакомого, который уже вышел из этой секты. Он даже пономарил в храме… Он в сторонку меня отозвал и говорит: «Ты знаешь, я что-то там говорю». Я спрашиваю: «Что такое?» И он начинает что-то говорить непонятное. Мне смешно. А он говорит, что это отголоски прошлой жизни. Что это за явление такое? Как к этому относиться?

– Собрание первых христиан называлось «агапа» – вечеря любви. Они собирались для общей молитвы, для чтения Священного Писания, толкования, чтобы приложить Священное Писание к своей жизни, и для вкушения Тела и Крови Христовых. В первые времена действительно были пророки, даже были пророчицы. И Дух Святой дышал после этого так явно, что было видно, как люди начинали что-то говорить, вдохновленные Духом Святым. И даже иногда на другом, может быть, языке. Но постепенно появился некий нездоровый элемент. И мы видим, что уже апостол Павел пишет в некоторых своих посланиях очень критически: что не все пророки, не все учителя, не каждому это дано. А иногда  кто-то мог напиться и начать пророчествовать. Нужно посмотреть, какого духа люди. Может  действительно быть свыше дар пророчества. И некоторые пророки даже мучились от этого дара. Все пророки были святыми людьми. Это сто процентов. Все, кто пророчествовал, были глубоко верующие, аскетически настроенные люди, и Господь им посылал откровения.

– Даже на иконостасах есть особый чин пророческий.

–  Это люди, через которых вещал Бог, что-то рассказывал. Иногда люди пытаются это создать искусственно, но это дар Божий, это нельзя запланировать. Некоторые люди хотят как-то принудить Бога к тому, чтобы Он в определенный момент что-то сделал. Мы можем попросить Его об этом, конечно, но всегда оставляем пространство, чтобы Бог ответил на нашу молитву. Он может и не ответить. Молчание – это тоже ответ. Может быть, мы плохо молились или не о том просили.

…Те люди хотели какими-то внешними, яркими, чувственными вещами показать присутствие Духа Святого или свою религиозность таким образом выразить. Постепенно получились перегибы, перекосы. Вместо любви, святости, вместо стремления к скромности, к тому, о чем говорил Христос (что блаженны кроткие, милосердные, милостивые), появилась какая-то  упрощенная версия. Харизматическая. Люди входили в какое-то метафизическое состояние. Если посмотреть на видео собраний этих пятидесятников, страшно становится, потому что явно это не от Духа Святого. Может быть, там и есть духи какие-то, но они совершенно другого порядка, потому что люди искорежены, кричат что-то...

Воздействие Духа Святого (Дух Святой сошел на Христа в Иордане, Дух Святой явился в виде облака на Фаворе, Дух Святой сошел в виде огненных языков на апостолов) – всегда что-то  светлое, радостное, таинственное. И, конечно, это не было грубым, крикливым. Поэтому нужно знать и историю Нового Завета, и историю Церкви, чтобы уметь себя оградить от этого. «Не все то, что сверху, от Бога», – пел Владимир Семенович Высоцкий. Если некоторые даже и называют себя христианами (баптисты, пятидесятники), не факт, что они христиане. По-разному бывает, нужно просто уметь различать духов. Для этого, слава Богу, Бог создал Свою Церковь – Единую Соборную Апостольскую Православную. У нас есть догматы, есть Символ веры, который мы до сих пор каждую литургию поем все вместе. Этот текст идентичный, дошедший до нас, и мы до сих пор проповедуем и именно свою веру исповедуем так.

– Мы знаем из истории, что искажение или добавление чего-то чревато  большими потрясениями для всей человеческой истории.

– Да, неприятностями.

– Вопрос телезрителя: «В Первой книге Царств, когда Саул потерял право на царство, есть такие слова: отступил от Саула Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа. Как может быть злой дух от Господа? Что это за дух?»

– Спасибо большое за вопрос. Люди не ценят то, что имеют. Начинают ценить тогда, когда теряют. Пожалуйста, можно посмотреть историю Ветхого Завета: царя Саула (первый царь Израиля) помазал на царство Самуил (последний судья, пророк). Установление монархии тогда было очень непростым, и это связано с тем, что Господь не хотел давать царя. Он сказал, что царствование всегда связано с определенными проблемами. Царь может быть хорошим, благочестивым, а может быть, наоборот, эгоистичным и самовлюбленным, тогда царю придется отдавать самые лучшие земли, самые лучшие стада. Пока царь благочестив и слушает Бога, все  хорошо, но он всего лишь человек.

До этого была теократия, Бог Сам управлял через пророков, через судей. Посылал судей и помогал Своему народу израильскому, Сам дал ему законы на Синае. А тут народ сам просил царя. Первым царем избрали Саула. Он был высокого роста, мужественный,  был выше всех своих соплеменников; красивый, мощный царь. И действительно, Самуил его помазал, Господь его избрал, и пока он слушал Самуила (а Самуилу Господь что-то открывал: когда идти на войну, когда не идти, что делать, что не делать), у Саула все было хорошо. Он побеждал в войнах, когда это было невозможно. Он выигрывал сражения. Слава сразу разнеслась, народ израильский вдохновился, и Дух Божий был с Саулом, всегда его сопровождал, он чувствовал эту благодать Духа Святого.

Но потом он несколько раз подряд  понадеялся на себя. Сначала не дождался Самуила, который сказал ему: «Подожди меня, нужно перед войной принести жертву». Саул ждал, ждал (такая армейская нетерпеливость) и подумал: «Ладно, мы без Самуила обойдемся, сами быстро принесем жертву и пойдем на войну». Уже некая небрежность появляется в отношении своей веры, а это очень к тяжелым последствиям приводит. И Самуил пришел и сказал: «Смотри, Дух Божий может отойти от тебя. Тогда будут тяжелые последствия». Потом еще раз не послушался, утаил какие-то сокровища, не убил князя врагов (сохранил ему жизнь для своей собственной выгоды). И после этого сказано, что Господь найдет Себе нового избранника. И нашел Давида, этого кучерявого юношу, совсем молодого, который был тоже благочестив, с юности очень любил Бога, причем искренне.

Если кто почитает Псалтирь, посмотрит, как Давид любил Бога, как с Ним общался. И Дух Божий отошел от Саула и почивал уже на Давиде. Даже потом его (при живом еще царе Сауле) Самуил помазал на царство. И от Саула отошел Дух Господень. Что с ним случилось? Он впал в мрачное состояние духа. Мрак был с ним, у него было плохое настроение, его ничто не радовало, его не радовали победы,  не радовали пиры. Единственная отрада для него была, когда Давид приходил и играл на музыкальных инструментах (псалтири, гуслях), пел псалмы своего собственного сочинения, и немножко как-то умягчалось сердце Саула. И то периодически так омрачалось, что один раз он взял копье и метнул в Давида, потому что ему завидовал. Он видел, что Дух Господень почивает на нем. И чем закончилось для Саула все это? Он покончил жизнь самоубийством. Проиграл в войне и, чтобы не достаться врагу, бросился на меч. И так неудачно, что еще оставался жив, а слуга потом добил его и прибежал похвастаться Давиду. На что Давид не только не похвалил его, а самого предал казни, потому что сказал, что не смеет никто поднимать руку на помазанника Божьего. Такая очень интересная история.

Вообще Книга Царств, которую Вы привели в пример, – это просто кладезь. И мы молимся (как раз тропарь третьего часа): Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся… Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Это же не просто так, это страх. Я потеряю присутствие Духа Святого – что со мной произойдет? Вот Саул – мрак, тоска, помрачение, дикая депрессия, когда человек может прийти к мысли о самоубийстве. Вот что случается с человеком, который имел некогда Дух Святой, имел радость жизни с Богом. Это страшно, когда кто-то разочаровался в Церкви и ушел из нее. Или священник какой-то в кризисе, в конфликте с собственной душой. Не дай Бог такого никому. Мы об этом неистово молимся: Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Мне очень страшно. Не дай Бог! Тут мы живем у Христа за пазухой. Мы просто уже привыкли. Так, в общем, периодически хныкаем. По правде говоря, у нас все просто замечательно, мы просто этого не ценим. Нужно только молиться, чтобы Дух Святой покрывал нас, чтобы Он никуда не ушел.

– Вопрос телезрительницы: «Что значит откровение помыслов? И чем отличается простая исповедь от откровения помыслов?»

– Откровение помыслов – это  практика, связанная с покаянием, когда человек, особенно в монастырях, игумену или игуменье открывает не только какие-то дела, но даже сокровенные помыслы, что приходят в течение дня. Это не для всех. К этой практике нужно подходить с определенной осторожностью. Действительно, это помогает на каком-то этапе в духовном развитии, когда у человека есть духовный отец (или как в монастыре некоторых игумений благословляют тоже принимать откровение помыслов). Когда у этого человека, кому ты открываешь помыслы, есть духовный опыт, когда ты этому человеку доверяешь и можешь ему рассказать, какие приходят мысли. И он может сказать: «Это просто искушение, наваждение от дьявола. Не обращай внимания... А вот это последствия внутренней глубокой, например, гордыни». Помыслы о грядущей награде или об отсутствии награды, которой хотелось бы. Наверняка это какая-то гордыня и тщеславие. Или помыслы о похвальбе, еще что-то такое... Для нас, христиан, важно следить, что мы в рот кладем, что едим, что пьем, о чем думаем.

Если у нас голова забита всем подряд, то вот надпись на могильной плите: «Не все йогурты одинаково полезны». Не всякий помысел полезен. Некоторых помыслов нужно бояться, бежать как огня. Некоторые помыслы нужно сразу гнать, какие-то хульные, например. Мне рассказывал один прихожанин: «Прихожу в храм. Снаружи хожу – все в порядке, дома сижу – все нормально. Прихожу в храм – какие-то гадости, пошлости лезут в мозг, какие-то песни вспоминаются, мотивы».

– Но это у всех, мне кажется, искушения.

– Это вообще болезнь века сего...

– Очень тяжело перестраиваться. Едешь на службу, слушаешь новости, через пять минут ты в храме. Лучше ехать в тишине.

– Поэтому перед службой я стараюсь оградить себя от всего этого, так как нужно настраиваться. Отец Андрей Ткачев очень хорошо говорит, что нужно разогревать себя к молитве; если сразу начинаешь молиться, ты не подготовлен.

– Как спортсмен.

– Да, перед тренировкой разминка обязательно должна быть. То есть перед службой человек еще минут пять-десять должен помолчать или помолиться, а лучше и то, и другое: помолчать и помолиться в тишине. Посидеть подумать: «Для чего я пришел сюда, зачем? Куда я пришел? Здесь дом Бога, сейчас я буду Богу что-то говорить. Если я параллельно буду думать о чем-то другом, то это будет оскорблением моих религиозных чувств. Я сам буду оскорблять свои религиозные чувства».

К этому нужно относиться очень внимательно. Откровение помыслов нужно, чтобы мы следили за собой. В истории христианской это было иногда вместе с исповедью, иногда без исповеди, просто приходил человек и открывал свои помыслы старцу, и тот ему что-то советовал. Насколько это применимо в современной духовной практике? Нужно всегда очень избирательно смотреть. В монастырях женских, мужских – это одно, а в приходской практике нужно немножко по-другому смотреть. Доверяете ли вы священнику? И все ли ему нужно открыть? И вообще когда пятьсот человек стоят на исповедь, вряд ли вы расскажете, что вчера думали о своей соседке бабе Маше; или что-то еще... Не всегда священник может выслушать все ваши помыслы, поэтому иногда нужно исповедоваться достаточно лаконично.

– Без отступлений.

– Излагать то, что действительно вас мучает, является важным. Вы же к Врачу пришли. Христос – наш Врач, Он может нам помочь вылечиться от каких-то грехов. А помыслы открывать нужно духовникам и с рассуждением все это делать.

– Вопрос об искушениях: «У меня есть жена, я люблю ее, но постоянно смотрю с желанием на других женщин и очень часто не могу отказаться от этих искушений. Периодически исповедую эти грехи, так как они занозой сидят в душе, но, как правило, к сожалению, это повторяется. Подскажите, как научиться жить только с женой?»

– Очень интересный вопрос. Это связано с тем, что у человека есть привычка. Опять-таки Церковь рекомендует человеку не иметь до брака  связей. Может быть, для современных людей это некое ретроградное представление, кто-то скажет, что мы вообще мракобесы.

Но Церковь имеет огромный опыт. Даже Ветхозаветная Церковь видит: если человек любит, у него один спутник на всю жизнь. И если он сохранил себя в чистоте до него, то потом Господь за терпение, за то, что он не разбрасывал себя, не растратил, дает такую радость, такое счастье в семейной жизни, что не нужно уже заглядываться на других женщин. У человека не будет навыка к этому. Если человек был охотником, привык стрелять из ружья и чувствовать запах дичи, то потом, когда он уже остепенился и перестал быть охотником, периодически это будет проявляться: он все равно будет замечать очередного оленя, и рука будет тянуться к курку. Это все работает автоматически.

Поэтому, конечно, тяжело избавиться от этого навыка – это первое. Второе – в браке очень важно, чтобы супруги уделяли друг другу время. По-моему, у Иоанна Златоуста (это и апостол Павел говорил) есть такие мысли: лучше вам быть вместе, чтобы вас не искушал дьявол. Дьяволу очень не нравится, когда люди любят друг друга. Это Христос Бог наш радуется (естественно, ведь наш Бог есть любовь), когда мы любим друг друга. Это и есть Его замысел. Мы просто исполняем Его волю. А дьявол очень злится, когда мы любим друг друга. И, естественно, если есть возможность каким-то образом помешать, кинуть в нас камнем, чтобы наш взгляд не туда был устремлен, он обязательно это сделает.

Тут вопрос касается крепости вашей дружбы в семье, как вы чувствуете друг друга. Нужно все-таки друг другу уделять время, чтобы вы чаще оставались наедине, чтобы могли вместе сходить куда-нибудь. У меня есть опыт исповеди людей (шесть лет), и очень много проблем в семье именно потому, что супруги перестают по-настоящему общаться друг с другом. Тогда извечные проблемы – это фон: этого не хватает, то нужно купить... Это целая история. Если только из этого состоит супружеская жизнь, то она постепенно дает трещину. Супругам нужно обязательно уделять друг другу внимание, находить время, чтобы вместе проводить досуг. Если супруги не общаются друг с другом – это начало конца семьи.

– Я могу сделать вывод: даже если были проблемы до брака (по-разному складывается жизнь), Господь дал тебе жену, так это твое лекарство, наверное.

– В том числе.

– Так и будь с ней!

– Я недавно читал в Книге Премудрости Соломона (вот был мудрый человек!), что человек утешается женой юности своей. Уже в юности он нашел себе жену хорошую и всю жизнь ею утешается. Главное – сделать правильный выбор.

– Попасть.

– Для этого нужно у Господа просить: «Господи, помоги мне, пожалуйста, выбрать не то, что красивое, яркое и блестит, а то, что ценное, доброе. Того человека, с кем я буду действительно счастлив». Человек покупается на что-то яркое, а потом всю жизнь мучается.

– А у Вас как? Вы молились или это само как-то произошло?

– За меня сонм людей молился. Родители мои. Мама очень переживала по этому поводу. И сам я молился: «Господи, пошли мне супругу хорошую». И я нашел ее там, где не ждал. Как-то так это получилось. Но Господь знал меня, Он же меня лучше знает, чем я сам себя. И Он послал мне то, что нужно. Я не сразу понял это, но постепенно осознал, что лучшего у меня не будет никогда.

– Вопрос телезрительницы: «В какие дни в течение года можно причащаться без поста? Второй вопрос: я читаю Псалтирь, но бывают такие моменты, что не могу читать ее каждый день, бывают перерывы. Потом  нужно снова начинать с первой кафизмы или можно дальше продолжать чтение?»

– Спасибо за вопросы. Давайте я сразу на второй отвечу. Это не какая-то магическая книга, что если начал читать, значит – нужно сначала. Мы и на богослужениях несколько раз отдельные псалмы из разных кафизм произносим. Поэтому с этим проблем нет. Мы можем отдельный псалом прочесть, в некоторых монастырях Иоанн Кассиан Римлянин ввел вместо утреннего и вечернего правила чтение псалма «Боже, в помощь мою вонми…» И читали один псалом. Нет принципиального значения, начать читать  с середины или с конца. Начните с того места, где Вы закончили. Но если Вам захотелось прочитать еще раз первый псалом, замечательно. А можно прочесть  Псалтирь с самого начала десять раз и не понять, что хотел сказать псалмопевец, о чем эти молитвы. Псалтирь – это сборник древних молитв, люди так молились очень давно.

Причем особенно молились: они, получается, пели.

– Многие из этих псалмов написаны в виде песни: с припевами, повторением, рифмой,  ритмом.

– Мы, к сожалению, это потеряли.

– При переводе с еврейского языка. На еврейском языке видно: с одного слова все время начинается. Даже в современной Псалтири видно, что есть припевы, запевы, одно слово повторяется. Самое главное, что это молитва. Это сборник молитв. Так люди молились, в том числе царь пророк Давид. И нужно это так и воспринимать, что этот сборник не просто каких-то текстов, а молитв. У нас есть потрясающая возможность использовать опыт святых и пытаться пережить их опыт. Мы не можем поговорить сейчас с царем Давидом о молитве, но можем посмотреть, что он писал, и пережить то, что он пережил сердцем.

По поводу поста перед причастием. Для некоторой категории людей такой день может быть любой (например, человек в больнице лежит; чем его кормят, тем и кормят).  Батюшка приезжает и причащает. Или военнослужащий, беременная женщина, кормящая мать, многодетная мать… Как принято по-евангельски, «не человек для субботы, а суббота для человека». Пост – это хороший способ подготовить себя к причастию. Не только пост, но еще и молитва, примирение со всеми близкими. Желательно на службу сходить  вечернюю, на всенощную, помолиться и так приготовить себя к причащению. Пост – один из способов, но бывают проблемы с постом из-за здоровья, например, или не всегда получается все очень строго соблюсти.

А если лень, не хочется? Скоро Петров пост, а причащаться надо.

– Лень – самая большая проблема.

– Или церковники надоели с этими постами…

– Это не церковники. Мне не нравится, когда люди говорят: вот у вас в Церкви… А Вы христианин? Да? Тогда «у нас в Церкви». Вы – Церковь. В вашей семье выработались в течение времени такие правила. Можно с этим не соглашаться, тем более в этой семье никто не навязывает их. Вам предлагают как оптимальный вариант то, что использовали миллионы людей до вас… Пост – это не самоцель. Для нас самоцель – духовная жизнь, а пост как некое умение себе в чем-то отказывать. Вот человек не умеет себе ни в чем отказывать, в том числе к вопросу о супружеской верности... Вы  думаете, что человек никогда не может отказаться от лишней бутылки спиртного? Если человек никогда не может отказаться от какой-то еды, которая ему вредна, то как он сможет потом отказаться от искушения более серьезного?

– А все начинается с малого.

– Конечно. Нам обязательно нужно тренировать волю, уметь хотя бы  в малом начать себе отказывать. В среду и пятницу не вкушать мясную пищу, тем более сейчас полно рыбы. В магазине столько всего вкусного, что можно не нарушить пост, формально не съев мяса, но десять раз нарушить, съев десять порций другой постной пищи. Нам Церковь предлагает пост как возможность стать лучше, как способ немножко себя приучить к свободе от привязанности. Через пост мы становимся свободными, ведь нас эти привязанности мучают, раздирают, не дают нам реализовывать себя. Мы любим человека, а лень нам говорит: сиди на месте и не дергайся, лежи и не вставай. Жена зовет помочь, а лень: нет, сиди... Кого ты будешь слушать? Какой у тебя  навык? Навык – делать так, как тебе хочется? Ну, извини, брат, ты не пойдешь в церковь, ногам идти туда не хочется, голове твоей хочется найти подушку... Это именно выбор твоей личности. Нужно, чтобы не тело управляло твоей жизнью, а душа управляла всем. Кто главный? Как в бессмертном творении Ильфа и Петрова есть фраза: «Теперь командовать парадом буду я…» Наша душа когда-то должна сказать эту фразу.

– Вопрос телезрителя: «Нужно ли приглашать священников, чтобы освятить жилище, если переехал не в новую квартиру, а в квартиру, в которой раньше жили люди? И у меня сегодня день рождения, пожелайте мне здоровья».

– Всего Вам самого доброго, здоровья Вам! Хотя некоторым людям нужно здоровье, чтобы они вели буйную жизнь. А здоровье нужно нам для чего? Чтобы больше времени уделить нашим близким, больше помочь людям, обогреть кого-то, утешить. Многие люди сейчас ждут нас, чтобы мы их  утешили, для этого и нужно нам наше здоровье. Поэтому, безусловно, желаю Вам здоровья.

Что происходит во время освящения квартиры? Освятили квартиру, и она стала каким-то святым местом?.. Мы немного по-другому ко всему этому относимся. Когда я освящаю квартиру, вроде не изгоняю злых духов, хотя многие, может, и ждут этого. Что такое освящение? Приходит священник и молится вместе с людьми, чтобы им в этой квартире жилось хорошо, благочестиво, чтобы они не ссорились друг с другом, жили мирно, чтобы в доме их изобиловала всякая благость, в том числе приумножалось физическое их достояние, но прежде всего духовное, чтобы приумножалась в этом доме любовь. Что за семейный очаг, где не умножается любовь? Поэтому священник приходит и молится вместе с людьми. Мы просим Бога, чтобы Он освятил это жилище, чтобы  люди в нем чувствовали себя хорошо и возрастали в христианской любви. Я вижу в этом смысл.

Эти люди приехали в квартиру, где до них кто-то  жил. Они могут позвать священника и вместе с ним помолиться. Иногда люди не ходят в церковь, но зовут батюшку освятить квартиру; может, для них это будет первым шагом. Лишний повод помолиться – это здорово.

Батюшка, как раз про квартирных обитателей  вопрос, на счет домовых: «Одни говорят, что это добрые духи, другие – что демоны, а третьи говорят, что это посланники Бога».

– Я не встречал. Желание объяснить, что эти вещи оккультные, – это пережитки язычества. И желание везде видеть каких-то духов...

Люди в это верят.

– Я повторю бессмертную фразу Высоцкого: «Не все то, что сверху, от Бога». И не во все стоит верить; когда человек начинает во что-то верить, он дает возможность реализоваться этому в своей жизни. Например,  человек прочитал гороскоп и  искренне верит, что так и будет. И дьявол, радостно потирая руки, думает: ты, голубчик, попался, теперь я буду строить твою жизнь. Мы говорили о доверии Богу. Какое доверие Богу, если я доверяю, что мне астрологи написали какую-то ерундистику? Но они-то не относятся к этому серьезно, а человек искренне начал верить. Там написано, что он должен сломать ногу, и он ждет, когда же это произойдет. Ждет целый день,  ходит и озирается по сторонам. И действительно: не увидел камень, споткнулся, упал, сломал ногу. Когда мы перестаем верить в Бога, начинаем верить в суету. Называется это – суеверие; вера, не имеющая отношения к нашей жизни. Вместо того чтобы доверять Богу, мы начинаем доверять чему угодно. Лучше этого не делать.

– Здесь ни к какому мнению не стоит прислушиваться.

– Я думаю, к  разуму нужно прислушиваться, пригласить священника освятить жилище и больше не думать о домовых.

– Такой интересный вопрос: «Мой девятилетний сын после причастия не поцеловал Святую Чашу. Является ли это грехом? Подходил с кривым лицом, потому что его заставили причаститься».

Здесь целых две проблемы.

– Действительно, заставлять человека причащаться, я считаю, грех. Ну, не поцеловал Чашу… Неразумное дитя.  Здесь нужно понять, зачем мы причащаемся. Причастие – это один из способов общения с Богом. Для детей это доступнее, чем молитва, потому что молиться они не умеют. Для ребенка все понятно и корректно, когда причащаются его родители. Когда его родители живут в Церкви, для него это понятно и неотъемлемо – как пища, которую они вкушают из холодильника. Ребенок же видит, что родители что-то вкусное едят из холодильника, и даже если ему годик, он ползет и тоже просит. Он же видит, что это вкусно, раз родители едят. То, что делают родители,  и он будет делать. Может, ребенок интеллектуально не все понимает, но он все чувствует и подражает своим родителям. Более серьезный пример, когда ребенок причащается. Бог входит в его сердце, и это видно потом по плодам. Ребенок причащается с детства, это для него естественно. Сначала родители приносят его малышом причащаться, потом он вырастает, он уже привык, он знает об этом (я использую слово «привычка» в хорошем понимании), для него это естественно.

– Он не плачет, не истерит, он подходит к Причастию.

– Он знает священника. Единственное, я против, чтобы родители говорили ребенку, что там что-то вкусненькое, «дают компотик». Это просто богохульство. Нужно находить слова понятные и говорить: «Сейчас примем Причастие, чтобы Бог жил внутри тебя. Сейчас скушаешь освященной пищи, священник освятит хлеб, вино – и там будет жить Бог. Ты это скушаешь, и Бог будет жить внутри тебя».  Какими-то простыми словами, философски, может, не совсем гладко и корректно, но ребенок это поймет.

– Главное, чтобы он не остался на этом уровне; с возрастом нужно что-то объяснять ребенку.

– Иногда родители сами не причащаются, а ребенка приносят на причастие (словно исполнить какую-то повинность). Или бабушка сказала: не будете причащать, ребенок будет часто болеть. Тогда это может вызвать отторжение у ребенка. Если ребенок в 9 лет не понимает, зачем нужно причащаться, не видит хорошего примера, не имеет доброго навыка в этом, то ему это тяжело. Если ребенку закручивать руки, говорить: «Не причастишься – будешь лишен мороженого на неделю (или не пойдем в парк)», – это грех. Из таких людей потом вырастают богоборцы. Мы знаем, что Ленин, по преданию, после причастия выплевывал его, но он был обязан причащаться. Чиновники Российской империи должны были приносить справку о том, что они причащаются раз в год. Говели, причащались. Без этой справки у них могли быть проблемы на работе.  Я считаю, что это серьезный перекос. Хорошо, что мы имеем такой опыт; знаем, к чему это приводит, поэтому ни в коем случае нельзя относиться к этому формально. Хочешь – причащайся, не хочешь – не причащайся. Нужно помочь ребенку. Я всегда на беседах перед крещением и их родителям, и крестным говорю: «Наша миссия – помочь ребенку стать христианином, научить его, рассказать, как это здорово: быть в Церкви». «Нам хорошо в Церкви, нам очень нравится, мы любим Бога, мы любим Священное Писание, мы без этого не мыслим своей жизни. Сыночек (доченька), я хочу, чтобы ты тоже был (а) вместе с нами. Мы плохого не посоветуем». Если родители горят этим, то ребенок тоже  загорается.

– Вы знаете, я видел, один знакомый священник причащал младенца, ему годика два или три; это было очень спокойно, по порядку, абсолютно без напряжения. Он спокойно причащает, все нужные слова говорит, потом добавляет: наш человек. Надо стремиться к тому, чтобы мы были своими людьми в Церкви.

– Божией помощи во всех ваших благих начинаниях, не откладывайте на завтра какие-то благие дела: хотите помириться со своим родственником, пойти поцеловать своих детей на ночь – обязательно это сделайте. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Светлана Тодосейчук и Ирина Рябова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать