Беседы с батюшкой. День Святой Троицы

7 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках протоиерей Василий Гелеван.

– Церковь сегодня празднует день Святой Троицы. Завтра будет праздновать день Святого Духа, и в то же время мы вспоминаем в эти дни событие сошествия Святого Духа на апостолов. Так в какой из этих двух дней более правильно отмечать именно сошествие Святого Духа?

– Лучше в оба дня. Потому что в Троице нераздельны все три Лица Святой Живоначальной Троицы, в том числе Дух Святой. Просто следующий день после праздника Троицы посвящается событию сошествия Духа Святого на апостолов. Но на аналое мы меняем икону. Скажем, если сегодня у нас была икона по образу преподобного Андрея Рублева, где изображаются три Ангела, олицетворяющие три Лица Святой Троицы (Отца и Сына и Святого Духа), то завтра будет икона – сюжет из Книги Деяний, где изображены двенадцать апостолов в горнице, Божия Матерь; и над каждым из апостолов в виде огненных языков благодать Духа Святого. Хотя можно было изобразить Его в виде голубя (ведь это тоже полноценное явление Духа Святого). Или еще в каком-нибудь виде изобразить участие Третьей Ипостаси Живоначальной Троицы в творении мира, ведь сказано, что Дух носился над землею. Есть попытки изобразить Его в виде ветра, но это попытки изобразить неизобразимое. Во всяком случае, совершенно ясно, четко сказано в Деяниях, что Дух сошел в виде огненных пучков – так это и изображают.

– Сегодня тоже на службе читался отрывок из Книги Деяний именно о сошествии Святого Духа, а на аналое лежит икона Святой Троицы, которую Вы сейчас описали. Значит, сегодня день сошествия Святого Духа?

– Именно. Сегодня день рождения Церкви. Исполнилось евангельское обетование, когда Господь, обращаясь к Своим ученикам, говорит: «Я пошлю вам от Отца Духа, Он исполнит все, Он научит вас всему». Именно сегодня мы литургически вспоминаем день рождения Церкви, поздравляем друг друга с основанием Церкви Христовой. Именно с этого дня Церковь получила дар Духа Святого, Церковь Христова как таковая теперь уже может от имени Бога и именем Бога давать благодать через таинства. В этот день святые апостолы получили священство, и от них уже через рукоположение – епископы, а от епископов – священники. И так эта цепочка длится до сего дня. И Поместные Церкви могут четко и ясно показать, что вот отсюда происходит преемственность, хиротония, а через хиротонию – благодать Духа Святого.

– А что же тогда будет завтра? Завтрашний день называется в церковном календаре днем Святого Духа. Что мы завтра вспоминаем?

– День сошествия Духа Святого.

– И сегодня, и завтра?

– Сегодня день Троицы, но есть литургический праздник – день сошествия Духа Святого. В Москве есть даже храмы, посвященные этому событию. Это литургический праздник, отдельный, чтобы конкретизировать и уяснить саму суть праздника. Сегодня вспоминается Троица и одно из таких событий, в которых мир мог увидеть Троицу. Это событие далеко не единственное. Есть теофания, например.

– Богоявление.

– Да, Богоявление, Крещение Господне. Там тоже был Дух Святой в виде голубя, был голос Отца, и все видели Сына Божия – Второе Лицо Святой Троицы. Было Преображение Господне, где тоже был слышен голос Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Но сейчас, если говорить про сегодняшний день, мы чествуем в совокупности все эти явления. Именно все Лица Святой Троицы почитаются. А завтра будет отдельное явление – сошествие Духа Святого на апостолов.

– Почему день Святой Троицы мы празднуем в тот, который в Ветхом Завете и даже в Книге Деяний называется днем Пятидесятницы? То есть это праздник иудейский, ветхозаветный, но в какой-то степени перешедший сейчас к нам? Почему именно с ним слился день Святой Троицы?

– Все по Евангелию. Здесь нет ничего нового или выдуманного даже самыми благочестивыми людьми. Это события евангельские. Книга Деяний святых апостолов продолжает Евангелие от Луки, и в этой книге описаны события после Воскресения. Если в Евангелии мы видим земной путь Господа Христа, сорок дней явления воскресшего Господа (некоторые Евангелия заканчиваются событием Вознесения Господа на небо; например, Евангелие от Матфея), то апостол Лука в Книге Деяний берет краешек Евангелия – показывает Вознесение и то, что было дальше, после него.

Через десять дней после событий Вознесения, на праздник иудейский, в день Пятидесятницы, произошло то, что мы будем отмечать завтра: сошествие Духа Святого и рождение Церкви. Именно в этот день святые апостолы собрались по обычаю (это 50-й день после Воскресения Христова), молились псалмами и по Господнему благословению уже преломляли хлеб. И в эту минуту Дух Святой наполнил горницу шумом, яркими вспышками, эти вспышки застыли над головами у каждого, и с этой минуты в них открылись способности, необходимые для проповеди Евангелия. Например, святой Петр вышел на крыльцо и сказал, что это не соблазн, не нужно думать, что все в этой горнице напились вина. Как они могли напиться? Еще утро.

– Третий час дня – это по-нашему около девяти часов утра.

– Да. Где вы видели такое, чтоб с утра напивались? Обычно к вечеру люди выпивают. Но для внешних людей, которые находились за стенами этой горницы, эти звуки были совершенно непонятны. Потому что паломники, прибывавшие в Иерусалим с разных концов мира, слышали проповедь христианства на своих языках: скифы, финикийцы, эллины, римляне, иудеи. И это поразительно. Ведь в подавляющем большинстве своем апостолы – люди не книжные и, конечно, не знают иных наречий. Но здесь через Духа Святого узнали и начали проповедовать. И святой Петр такую пламенную речь сказал, что после нее три тысячи человек крестились.

Сейчас трудно найти таких миссионеров, даже с учетом средств коммуникации и того, что у нас есть православные каналы, нет таких батюшек, как святой Петр, с таким уровнем благодати и харизмы, чтобы вот так проповедовать. Максимум, что мы можем сделать, – вспомнить это с благодарностью, живо представить себе. И этому оживлению способствует богослужение, иконография в память о событии, церковное искусство.  Благодаря таким средствам мы можем как бы войти в эту горницу, почувствовать себя членами этого Тела Христова, этой христианской семьи.

Сегодня можно открыть Книгу Деяний с первых ее страниц и вчитаться внимательно в каждое слово, что же там произошло. В Церкви тоже читается это; правда, на славянском. Проще открыть эту книгу и прочитать на русском языке. Почитайте ее в комментариях святых отцов. Замечательно, этому конца не будет, очень много там интересной информации. Но зерно в том, что Дух Святой реально действует, Он открыл апостолам некие способности, которые потом послужили основанием для их проповеди. И затем святые апостолы разнесли евангельскую проповедь по лицу всей земли.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Христос сказал: "Если Я не уйду, то Святой Дух не придет". Мне интересно: Христос ушел, а теперь разве один Святой Дух с нами?»

– Этот уход нужно понимать как физический. О чем мы говорим? Надо представить, как апостолы относились к Господу. Три с половиной года они слышали Его голос, видели чудеса от рук Христовых, они с этим очень свыклись, это стало для них частью жизни. И вдруг шок – арест, распятие и погребение. Состояние апостолов хорошо описано в богослужении Великой Субботы: «Да молчит всякая плоть человеча». Глядя на плащаницу посреди храма, каждое христианское сердце чувствует эту скорбь и в то же время ожидание чего-то. И это что-то настало – Воскресение.

Воскресший Господь сорок дней присутствует между учениками, и они снова к этому привыкли. Они думали, что так будет всегда. И хотелось бы, чтобы так было всегда. И хотелось бы забыть, как страшный сон, и арест, и Голгофу, и гроб – забыть, словно бы этого всего не было. Именно этого им хотелось, но Господь говорит: «Не может так продолжаться, Я должен уйти».

Какие последние слова Евангелия от Матфея? Я с вами во все дни, до скончания века. Что это? Сам Христос ясно говорит, что Он уходит лишь Своим воскресшим телом, но присутствует в нашей жизни. И, конечно, здесь и сейчас и в жизни Церкви Христовой Он есть: мы причащаемся Его Тела, мы все – часть Его Тела. Господь говорит: «Тот, кто вкушает Мою Плоть и пьет Мою Кровь, во Мне пребывает». Так что Христос здесь и сейчас, и не только Христос, Второе Лицо, но и Третье Лицо – Бог Отец – также здесь. Не нужно понимать слова Священного Писания как-то плоско, в рамках нашей человеческой логики. Нужно понимать их в том смысле, что Христос обязан был уйти, дабы исполнить волю Отца, дабы теперь Отец послал Духа Святого. Вот такое развитие. И теперь Дух Святой нас научит, и всякий, кто молится Богу в духе, получит дары.

– Мы говорили про икону, которая лежит на аналое в эти дни. И обычно ее содержание берется из Ветхого Завета.

– Да, явление трех Ангелов праведному Аврааму.

– Это явление Аврааму и Саре было явлением Святой Троицы?

– Да, однозначно.

– Есть мнение, что это были просто три ангела. Либо это был Господь и с Ним два спутника – ангелы.

– Если мы говорим об иконографии Святой Троицы и самом ярком ее примере – работе преподобного Андрея Рублева, то однозначно здесь прослеживаем символику явления Лиц Святой Троицы. Давайте обратим наше внимание на эту икону, которая у нас сейчас в качестве фона используется. Эта икона написана уже по образцу преподобного Андрея Рублева, это не совсем его икона, но во многих деталях она сохранилась. Что ее отличает от греческих икон? Здесь очень мало деталей: на столе нет ложек, нет ничего, что мы можем встретить на других иконах. Андрей Рублев со всей аскетичностью и емкой выразительностью смог показать самое главное. К примеру, бросается в глаза, что в центре этой иконы чаша. А если зритель внимательно посмотрит, то в чаше увидит голову тельца. Это символ ветхозаветной кровной жертвы (бык приносился в жертву в ветхозаветном храме). Теперь проследим форму овала этой чаши и мысленно проведем линию по силуэтам ангелов. Углубление и сужение, и в пространстве между этими крайними фигурами мы видим чашу. А в чаше помещена сама жертва, – жертва новая, Агнец Божий. Однозначно здесь в центре – Второе Лицо Святой Троицы.

Тогда вопрос: где же Бог Отец и Дух Святой? Бога Отца достаточно просто узнать: здесь десница, которая благословляет жертву, – Бог, Который послал Своего Сына в мир. Бог Отец посылает Сына, чтобы рабов Своих привести в познание. И зеленое облачение третьего Ангела отсылает нас к литургическому цвету праздника Святой Троицы. Это Дух Святой, Третье Лицо Святой Троицы. Очень много деталей, но, пожалуй, не будем занимать эфирное время, можно открыть специальную литературу, почитать символику, значение иконы Святой Троицы. Это сейчас самый актуальный образ.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Евангелии от Иоанна, в 20-й главе, когда Христос явился апостолам еще до Вознесения, Он сказал: "Мир вам", а потом дунул на них и сказал: "Примите Дух Святой, кому грехи простите...» (и далее по тексту). Это что было? Святого Духа мы на Пятидесятницу вспоминаем. Начинают придумывать какие-то слова, что это просто так было. Это тоже был Святой Дух?»

– Мы знаем, что Дух Святой посылается от Отца. Это глубоко укоренено в церковном богословии. В свое время кое-кто пытался даже исказить эту мысль. В Римско-Католической Церкви появилось мнение о том, что Дух Святой исходит и от Сына. Это искажение христианской веры. И это глубокое расхождение между православными и римо-католическими богословами. Кстати, Римско-Католическая Церковь уже и сама отказалась от этого, и сейчас они благословляют: хотите, говорите с филиокве Символ веры, хотите – без него. Ну и слава Богу, хорошо, что так произошло. Но истинное учение гласит, что Дух Святой исходит только от Отца.

И этот фрагмент следует понимать в том смысле, что это не Духа Святого как такового посылает Христос (Духа Святого посылает только Бог Отец через Сына), а это власть, данная апостолам Богом Христом. «Я даю вам Духа Святого, кому отпустите грехи, тому отпустятся, на ком оставите, на том останутся». То есть: «все, что здесь, на земле, вы отпустите или разрешите, развяжете, будет развязано (или связано) на небесах». В этом смысле нужно понимать.

– То есть можно понимать это как некий другой дар Святого Духа?

– Конечно, это дар Святого Духа, но ни в коем случае не нужно понимать догматически, что это именно Дух Святой посылается Сыном. Нет, Дух Святой посылается от Отца, и это будет только после Пятидесятницы.

– А в Пятидесятницу тогда что произошло?

– Отец послал Духа Святого.

– Это другие дары Духа Святого?

– Это Сам Дух Святой как Лицо Святой Троицы, с Его проявлениями. Но здесь не только дары, здесь сама Персона – Лицо, Сам Дух посылается в Церковь, и Церковь начинает жить. Это что-то более глобальное, персонифицированное. Именно Личность посылается – Дух Святой.

– Давайте снова обратимся к символике той иконы, о которой мы говорили, – к иконе Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Здесь (на заставке) не отображается та символика, но там, если помните, есть гора, дом и дерево. Может быть, Вы и про это расскажете?

– Здесь все достаточно просто. Дерево – это символ бесконечности, поскольку дерево имеет свой цикл жизни. У Андрея Рублева изображен дуб. Он бросает желудь, и из него рождается новое дерево. Кстати, Мамврийский дуб до сих пор еще есть. Он ветхий, старый, прошло пять тысяч лет, но он снова дает новые ростки, и они на этом месте появляются. И это символ бесконечной жизни. Только не физической жизни нашего мира, а жизни нашей бессмертной души. Дальше идет гора как символ мироздания и дом как образ Церкви Божией.

– Наверное, дом как раз обозначает Святого Духа.

– Дух Святой наполняет Церковь Божию, дом символизирует Церковь.

– Этот образ Андрей Рублев практически взял из ветхозаветного эпизода явления Арааму и Саре.

– Да, это было его откровение. Поскольку он святой, он смог это увидеть. В этом-то и отличие иконописца от живописца. Он описывает в красках явление Духа, явления духовного мира, свое откровение. Добавим к этому еще потрясающий феноменальный талант святого Андрея, и мы увидим то, что сейчас хранится в Москве в Третьяковской галерее.

Кстати, интересно эту икону воспринимали в начале XX века, когда она пришла в галерею. Думали, что она должна быть мрачной, темной, многие пародировали ее. В то время иконописцы стремились писать иконы, подражая этой. То есть всегда они были темненькие, думали, что это Андрей Рублев так сделал. А реставраторы сняли несколько слоев и обнаружили, что на самом деле краски Андрея Рублева яркие, светлые, сочные. Это, конечно, не сразу пришло.

– Святая Троица – один из основополагающих догматов христианской Церкви по всему миру. В чем этот догмат заключается? Ведь чтобы правильно веровать, нужно его хорошо понимать. В чем суть этого догмата?

– Хорошо понять его мы не сможем. Можем найти какие-то объяснения, но до конца понять это все равно не сможем. Мы говорим: вот солнце, у него есть три признака, но это одно солнце. Оно и теплое, и светлое, и круглое, и при этом только одно название – солнце. Вот кленовый лист... И много таких аллегорий. Но мы по-земному пытаемся объяснить, какие отношения у Лиц Святой Троицы.

Андрей Рублев, когда писал свою икону, мистически увидел этот образ. Но вспомните историческую предпосылку: почему он написал именно эту икону? Почему преподобный Сергий Радонежский, по просьбе которого Андрей Рублев писал икону, назвал свой монастырь в честь Троицы? Потому, что в то время был исторический вызов: либо будет существовать русская нация и Русское государство, либо нет. Очень яркий вызов, потому что было монголо-татарское нашествие, которое поставило своей целью истребить все, что не монголо-татарское. Русь удержалась, потому что была очень крепкая национальная идея. Эта идея прямо на глазах рушилась, потому что князья враждовали между собой. И образ Троицы должен был показать образ единения, образ любви Триединого Бога, в Личностях разделенного, но в сущности Единого. Понимаете, какой вызов и какое простое объяснение? Посмотрите, как Бог Един, несмотря на то, что Лица абсолютно разные, но Он Един – Бог Троица (Отец, Сын и Дух Святой). И преподобный Сергий Радонежский, и преподобный Андрей Рублев сделали все, чтобы русский человек услышал это послание – достаточно яркое и прозрачное послание: будьте едины, как Бог Един.

– Вопрос телезрителя: «Может ли одно Лицо Троицы, пусть и в человеческом облике, молиться другому?»

– Не очень понятно…

– Может быть, речь о том, что Иисус Христос, Сын Божий, одно из Лиц Святой Троицы, воплотившееся, молится Богу Отцу?

– Теперь понимаю. Это Евангелие, Гефсиманская молитва. Молится Богочеловек: Христос – одновременно Бог и Человек. В этой молитве очень хорошо показано, что Он настоящий Человек. Здесь нет никакого антропологического максимализма (проще говоря, перебора): Он полностью во всем, кроме греха, подобен нам. У Него нет привязанности ко греху, нет страсти, но есть страдание, боль, страх.

Да, Христос молится, и капли пота падают с Его лба, словно капли крови. Он молится с трепетом и говорит: Отче… да минует Меня чаша сия… Это молитва Господа как Человека, Сына Человеческого. И тут же в Нем говорит Бог Сын: …впрочем не как Я хочу, но как Ты… не Моя воля, но Твоя да будет.

Так следует понимать эту молитву: Сын Человеческий молится Богу Отцу.

– Триадологический догмат заключается в том, что Бог – Единая Сущность, представляющаяся в трех Лицах, или Ипостасях. Очень сложно для понимания.

– Вообще непостижимо, потому что нет никаких аналогий в земной жизни.

– Как можно объяснить, что значит «Единая Сущность в трех Лицах»? Василий Великий, по-моему, пытаясь объяснить, что такое Ипостась, говорит: например, мы с Вами разные ипостаси, а по сущности одно, потому что люди.

– Можно попытаться объяснить. Мне было полезно в свое время осознать это, когда я представил человека в разном возрасте. Например, девушка какое-то время назад была девочкой. Даст Бог, через некоторое время она станет бабушкой. Через каждый этот возраст проходит женщина: это то, что никогда не изменялось. А с возрастом она приобретала разные названия, менялось состояние ее организма, развивалась душа, а также интеллект.

Часто через годы мы удивляемся своей наивности («Как молоды мы были!»). Со временем мы становимся лучше либо хуже, добрее либо злее. Это зависит от того, куда мы направили свою душу. Говорится: Уклонися от зла и сотвори благо. Не все уклоняются от зла, не все творят благо. От того, куда мы уклоняемся, что делаем, зависит наша участь.

Иногда смотришь: «Была такая милая девчушка! Почему так испортилась?» «Такой добродетельный человек! Кажется, горы свернет», – а он с годами стал не очень хорошим. Все зависит от воли. Поразительно, как мы можем поменяться! Но мы реально не похожи на тех, какими были раньше.

Для меня это хорошее объяснение: через годы проходит личность, один и тот же человек, но он такой разный!

– Зачем Единому Богу три Лица? В иудаизме Бог один – и никаких Лиц. В исламе –Аллах. Почему в христианстве – три Лица?

– Если бы иудаизм был искренним, иудеи еще в творениях Моисея увидели бы ясные указания на три Личности. А ислам – во многом повторение иудаизма. Я не говорю, что это копия, но многое в Коране списано с Торы.

На первых страничках Торы написано: אלוהים‏ («Элохим»). Если мы переведем это слово, то увидим, что оно множественного числа. Пророк Моисей написал прикровенно. Почему не написал прямо: «Троица»? Потому, что иудеи стали бы многобожниками: провозгласили бы отдельными Богами Отца, Сына и Духа Святого.

– Минимум три Бога было бы.

– Уже не один. Но цельность и монотеизм сохранились благодаря тому, что иудеи не получили все это сразу. Просто не готовы были получить. Но намек, что это не только Бог Отец, есть на самой первой страничке Торы: «Берешит бара Элохим» («Элохим» –  «Боги»).

В синодальном переводе мы читаем: «Бог», – потому что для нас уже очевидно, что если мы говорим «Бог», имеем в виду все три Лица (Отца, Сына и Святого Духа).

– Святую Троицу.

– Да.

– Вопрос: «В пасхальный период на кладбищах открывают калитки могильных оград. С чем это связано?»

– Признаюсь честно: я слышу об этом в первый раз. Я родился в семье священника. Трое моих братьев – священники. Мы с самого детства в Церкви. До сегодняшнего дня я не слышал о таком обычае.

Я попытаюсь сейчас его осмыслить вместе с Вами. На Светлой седмице открываются царские врата. Насколько я могу понять, открытые калитки появились как следствие опыта, практики гонений. В свое время у нас и молодые, и бабушки, и дедушки ходили в церковь – и видели открытые царские врата. Мы хорошо помним, как большевистская власть стремилась истребить все, что связано с церковной молитвой: разрушали храмы, убивали священников, а обычаи искажали.

В качестве примера приведу одну из наших миссионерских поездок в 2003 году (или 2002-го – точно не помню). Тогда мы, молодые студенты Московской духовной академии, возглавляемые игуменом лавры отцом Пантелеимоном и иеродиаконом Иоанном, поехали в Ульяновск, на родину великого вождя, где с особыми стараниями выжигали все церковное, даже название города истребили (раньше он назывался Симбирск). Фамилия «Ульянов» там написана на берегу огромными буквами.

Я хочу вспомнить нашу встречу с местным батюшкой и его свидетельства. Помню, как ярко он описал первое в своей практике отпевание: «Прихожу в деревню – вижу, приближаясь к дому: какая-то старушка ходит вокруг него, держа в руке дымящуюся оглоблю. Спрашиваю: ”Что делаешь?” Она отвечает: “Каждение совершаю”. На пороге дома меня встречает другая бабушка и подает на подносе чуть-чуть водки. Спрашиваю: “Зачем?” Отвечает: ”Надо. У нас все так делают, на помин”. – “Что это? Как называется?” – “(Прости Господи! – Прим. о.В.) Это причастие”».

– Водка?

– Да. Не будем сейчас комментировать. Так она сказала.

«Спросил: “А кто ты?” Она отвечает: “У меня должность: меня зовут (слушайте внимательно! – Прим. о.В.) погребальным архиереем”».

Мы, студенты, смеялись – аж животы надорвали. Сейчас я понимаю, что большевики очень сильно постарались, особенно там, где родился вождь: все исказилось до неузнаваемости. Люди лишились церквей, практики богослужебной жизни, но (как отголоски) у них что-то осталось.

Есть выражение: «Свято место пусто не бывает». Этот псевдоцерковный кощунственный суррогат вылился в то, что увидел этот батюшка на заре перестройки. Все с Божьей помощью исправилось: сейчас есть Симбирская епархия, учебные заведения, образованные батюшки, просвещенные миряне. Но не надо забывать, что был такой опыт, когда все искажалось.

Вероятно, калитка – это воспоминание о царских вратах, которые открывались на Светлой седмице. И открываются, и будут открываться, сколько будет Церковь. Потому что на Светлой седмице мы вспоминаем Воскресение Христово: отверст вход в Царствие Небесное. Помните символику? Завеса – это камень, а царские врата – это врата в Царствие Небесное. И они открыты.

По церковному Преданию, всякий, кто скончался на Светлой седмице, милостью Божией идет без суда в Царствие Небесное.

Открытая калитка на кладбище, вероятно, – это пожелание усопшему войти в Царствие Небесное. Может быть, и дальше пошли: покойники куда-то выходят-заходят. Я не буду это комментировать (правда, обидно и смешно). Если это есть, надо этому придать правильный смысл, как это делают церковные проповедники.

Например, поклонение солнцу; 25 декабря поклонялись Яриле;  25 декабря – Рождество Христово. В тропаре мы называем Господа Солнцем Правды. Прекрасные фигурки зверюшек из древних языческих русских рукописей одухотворили: они остались в нашей Библии, в наших молитвословах. Это чисто русское явление культуры, которое имеет духовное, сакральное значение.

Мне очень нравится православная миссия. Именно этим она отличается от псевдомиссии католических иезуитов, которую мы видели в Латинской Америке: там беспощадно истреблялось все, что не было связано со Христом. Вместо того чтобы одухотворить Его, католики всё разрушали: у нас сегодня нет ни инков, ни ацтеков, ни тупи-гуарани – никого не осталось. Одни иезуиты.

А в России не так: мы сохранили славянскую культуру, наполнив ее христианским содержанием.

– Вопрос телезрителя: «На исповеди мы каемся в тех грехах, которые совершили сейчас, в данный момент. Надо жить настоящим. Это, по-моему, даже сказано в православии. А если тревожат прошлые грехи? Если в прошлое «вплетены» другие люди, можно ли об этом говорить?»

– Исповедь – это баня. Святые так и называют ее: баня пакибытия. Это врачебница. В конце молитвы перед исповедью написано: «Внемли убо (то есть “скажи сам себе”): …пришел… во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Что это значит? Это значит, что я уверен: получу здесь исцеление.

Чем глубже моя вера в то, что Святой Дух исцеляет, тем быстрее я получу просимое. И, наоборот, если мы не получили исцеления, это говорит о том, что у нас нет твердой веры. Например, веры в то, что апостольская преемственность, про которую мы сегодня говорим, реально переходит через рукоположение от епископа к священнику от апостолов до нашего времени. Не верим мы в это. Не верим, что Дух Святой дан священнику. Или верим, но сомневаемся, вера наша маленькая.

Если бы мы верили, нам было бы достаточно одной-единственной исповеди – и она бы все перевернула в нас навсегда. А поскольку мы не верим, начинается повторение – мать учения. Пока не дойдет. Приходим и называем те же самые грехи, снова говорим, каемся, сокрушаемся – и ждем, когда же получим исцеление. Это произойдет, но в тот момент, когда мы поверим.

Это не какое-то внешнее действие. Дух Святой не действует на нас без нашей воли. Как и все, что происходит в Церкви,  требует нашего участия. Вспомните, как Сам Господь всегда спрашивает:

– Веришь ли?

– Верую, Господи!

Даже один сказал: верую, Господи! помоги моему неверию. Каждый раз Господь требует веры. Если видит веру, то говорит: …иди и впредь не греши.…будь здорова от болезни твоей.…прощаются тебе грехи твои.

Так и сейчас. Что отличает Божию благодать от действия врага рода человеческого? Бог всегда действует при нашем участии, всегда нужна наша воля. А враг, наоборот, никогда не спрашивает: «Хочешь? Не хочешь?» Вторгается прямо в голову, сердце, посылает нам прилог, грех без нашей воли (значит, без нашего участия). Очень хорошо!

– Он подавляет нашу волю?

– Да. В этом весь механизм, как диавол действует в мире: он бесцеремонно, нагло вторгается в нас без нашей воли, без спроса. А дальше действует этот яд. Либо мы тут же его отвергаем молитвой и покаянием, либо впускаем в себя – и размышляем о грехе, начинаем наслаждаться этой мыслью, а после мысли начинается уже дело.

Бог никогда ничего подобного не делает. Он ждет, чтобы мы сделали хотя бы первый шаг. Как олимпийский чемпион, который наклонился, чтобы поднять неподъемную штангу. Он понимает, что это нереально, но знает: Бог поможет.

Мы так строим храмы. С одной стороны, мы просто авантюристы: у нас нет никаких бизнес-планов, проектов, спонсоров, но мы знаем, что делаем правильно. У нас есть деньги на фундамент – и уже начинаем строить: мы знаем, что Бог поможет – и рано или поздно мы достроим храм. Это не авантюра. Это происходит с Божьей помощью.

Так и всё в православной жизни. Мы начинаем что-то делать и говорим: «Господи! Благослови!» И с Божьей помощью дело идет. Так и в исповеди: мы верим, что Господь поможет. Мы верим, что Святой Дух обязательно исцелит. И чем крепче наша вера, тем раньше это произойдет.

– Отец Василий, прошу Вас кратко подвести итоги нашей программы и что-то пожелать в этот праздничный день Святой Троицы нашим телезрителям.

– Хочу поблагодарить Вас за приглашение. Хочу поблагодарить всех зрителей за внимание, прекрасное время нашего общения. Поздравляю всех с праздником Святой Троицы; с тем, что наши храмы открылись. Друзья! Вы очень нам нужны. Нам, священникам, было грустно эти два месяца без вас. У нас был восторг от того, как мы сегодня все вместе,«едиными устами и единым сердцем», спели молитву «Царю Небесный» в наших храмах. Поздравляю всех вас с праздником и с тем, что врата церковные открылись для всех.

– Отец Василий, я Вас тоже поздравляю с этим праздником и надеюсь, что это счастье, которое Вы испытали, когда прихожане вновь появились в храмах, не пропадет, не прекратится.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать