Беседы с батюшкой. Духовное богатство

3 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Тема сегодняшней программы – «Духовное богатство». Что такое духовное богатство?

– Прежде всего духовное богатство – то, что относится к разумной части души, самой ценной части с духовной точки зрения. Духовное богатство – это то, что способно нас соединить с Богом; то, что раскрывается в желании человека общаться с Творцом. Когда человек открывает свой духовный мир, он прежде всего использует душевную тягу к хорошему или плохому, к высшему или к низшему. По этому можно определить, куда человек идет, куда его тянет, каков его внутренний мир, есть ли у него это богатство, собирает он его или нет; хочет ли вообще приобрести его. По этим, казалось бы, простым критериям можно определить духовное состояние.

Духовное богатство прежде всего собирается со страниц Священного Писания. Человек может жить хорошо, может быть добрым, незлобивым, замечательным, но если он не идет ко Христу, в Царствие Небесное, все эти качества ничего не стоят. Были язычники, которые очень хорошо себя вели по отношению друг к другу, своей семье,  своим ближним. Но они очень далеко отстояли от Бога, от Царствия Небесного. Когда Христос пришел и говорил нам о Царствии Небесном, Он говорил совершенно конкретно: если человек хочет туда попасть, он должен делать определенные вещи. Царство Божие «силою нудится», мы должны прикладывать усилия для достижения Царствия Небесного. Если нам в нашем формате размышлений кажется, что человек духовно богат, потому что он хороший человек, приходится говорить, что это не так.

Суд Божий будет вершиться совсем по другим законам, по другим книгам. Господь по Своей воле будет судить человека и давать ему возможность попасть в Царствие Небесное, у Него будет Своя логика, Своя правда. Она будет совершенной и абсолютно правильной. В свете развращенного человеческого ума она может казаться жестокой, несправедливой, но это Божественный закон, Божья правда, которая имеет одну высшую правду – Божественную. Мы должны понимать, что духовное богатство всегда должно быть в связке не с хорошими идеалами, не с музыкальными произведениями. Когда люди слушают музыку, они думают, что духовно обогащаются. Они просто психически успокаиваются, получают новые эмоции, удовольствие. Люди, которые не живут церковной жизнью, объясняют свое состояние блаженства, успокоения именно как духовное достижение. Но духовное с точки зрения духовности – это все, что нас связывает с Богом, что способно нас привести к Богу. Извините, но, слушая Баха и не исполняя волю Божию, в Царство Небесное не попадешь.

– Можно знать всю «Могучую кучку», читать русских и зарубежных классиков, но это ни на шаг не приблизит человека к Богу.

– Вот Вы прекрасно понимаете, Вы очень хорошо декодируете это понятие. Да, духовное – то, что нас соединяет с Богом.

– Интересно: казалось бы, материальное богатство мы можем увидеть, потрогать, определить очень конкретно. А в духовном богатстве трудно найти конкретику.

– Его можно почувствовать и соприкоснуться с ним. Понятно, что оно не осязаемо тактильной частью нервной системы, но оно осязаемо сердцем. Сердце является органом познания, органом восприятия духовного. Сердце начинает работать совершенно по-другому, организм даже начинает себя по-другому чувствовать, когда соприкасается с благодатью. Даже железы внутренней секреции, которые в организме работают все вместе, имеют определенные эмоциональные перестройки, проявления. Когда человек молится (у святых отцов очень много написано об этом), он может даже идти против сил природы. Когда Мария Египетская молилась, она поднималась над землей. Духовно обогащаясь, духовно питаясь силой Божьей, соприкасаясь с Божественной благодатью, она превозмогала стихию земного притяжения. Это ясный и видимый пример.

Мы находимся в преддверии Великого поста. Скоро будет радостная встреча Великого поста. Мы вспоминаем и Марию Египетскую. Очень много и других преподобных, святых, которые могли, допустим, перейти через воду. Это духовные люди, они достигали такой высокой степени духовного совершенства, что даже превозмогали законы природы. Когда человек превозмогает законы природы, он даже не чувствует развивающейся болезни. Когда он молится, естественно, что-то происходит с телом. Болезнь развивается так, что человек приближается к своей кончине, но блаженным образом. Он не чувствует боли. Плоть конечна, ограниченна по своему определению, но когда человек живет духовной жизнью, он превозмогает и закон патологии плоти. Хорошо это или плохо? С точки зрения медицинской, точки зрения гигиены, может быть, это и опасно. А с точки зрения духовности, когда человек достигает Царствия Небесного (Церковь это знает и молится таким людям), приходит к вратам Царствия Небесного и Господь его там принимает, наверное, это хорошо. Это видимый пример.

Мы можем вспомнить жития киево-печерских подвижников, которые могли жить под землей, в вырытых пещерах, не видя света Божия, находясь в стесненных условиях, но вместе с тем они видели особенный свет. Они об этом свете рассказывали как об особом свете, который нельзя увидеть, даже когда солнце сияет. Эти духовные ориентиры, духовные границы постигаются опытным, молитвенным путем. Мы должны читать об этом, знать об этом, интересоваться этим, но если человек не живет в монастыре, если не является приверженцем духовного подвига, конечно, этого делать, может быть, и не нужно. Необходимо довольствоваться тем, что прочитал. Это будет пищей для твоей души, будет благотворным.

– Вопрос телезрителя: «Беспокоит раб Божий, апостол Божий Иоанн. Во Христе мы все братья…»

– Извините, какой апостол?

– Телезритель: «Апостол, потому что у всех людей апостольское призвание».

– Извините, а кто Вам дал такое?..

– Телезритель: «Сам Господь, потому что мы не можем менять решения Божии, как говорит апостол Павел. Мы раньше жили грехом, сейчас уже стараемся по воле Божией».

– Спаси Вас Господи, спасайтесь в своем апостольстве.

– Телезритель: «Нет,  я не апостол, Вы неправильно меня поняли. Я хотел сказать, что я грешный человек, довольно-таки не святой. Хотел сказать, что призвание у меня апостольское, а сам я грешный человек, хуже всякой твари, недостоин Царствия Небесного. Я хотел спросить, как правильно послушаться в Господе родителям, дабы не искушать ближних, потому что Господь гордым противится, а смиренным дает благодать?»

– А при чем здесь ближние и Ваши родители?

– Телезритель: «Потому что духовно обогатиться, как говорит Господь, надо в первую очередь благодаря Богу».

– Так в чем проблема у Вас? Родителей слушайтесь. Если Вы при Церкви спасаетесь, исполняйте церковные послушания, а дома родителей слушайтесь. Вы же взрослый человек, живите взрослой жизнью, кто Вам мешает? Одно с другим не связано абсолютно.

– Кажется, вопрос исчерпан. Как человеку накопить и приумножить духовное богатство?

– Для того чтобы приумножить духовное богатство, необходимо жить духовной жизнью. Если человек живет духовной жизнью, должны быть определенные правила. Это правила православного человека. Чтобы не находиться в духовной прелести, как говорит Игнатий (Брянчанинов); каждый человек может с этой прелестью соприкоснуться, жить с ней, необходимо иметь опытного духовника, который бы, как врач, мог диагностировать начинающуюся духовную болезнь. Она видна духовнику.

Человек, который живет определенной жизнью, читает духовные книги, практикует в своей жизни особый стиль поведения, сопричастен к служению в храме Божественной литургии, очень хорошо и быстро обнаруживает недостатки тех, кто приходит к нему, чтобы получить духовный совет. Надо иметь такого духовника, который тебе скажет правду, правильно диагностирует болезнь. Если ты богатый, он не будет заискивать перед тобой, чтобы ты дал что-то, а если бедный, не будет тебя отгонять. Он скажет правду, и на этой правде будет построен путь твоего спасения, выстроится правильная логическая цепочка того, что человеку необходимо делать, как духовно ему существовать, как жить. Духовник никогда не наложит бремен неудобоносимых, если этот человек живет реальной, практической церковной жизнью. Он будет примерно видеть, что человек из себя представляет, как он живет, как исповедует веру Христову, как в храм ходит, как относится к своей жизни, к заповедям Божиим, к тому, что рекомендует Церковь. Так вырисовывается целая картина, которая может помочь построить правильный план спасения, правильный путь к Богу.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Я только начинаю воцерковляться. Как найти своего духовника? Я чувствую, что мне необходим наставник».

– Могу посоветовать: в Санкт-Петербурге есть Александро-Невская лавра, там очень много опытных духовников. Когда я учился в Санкт-Петербурге, ко мне очень хорошо, тепло, по-доброму отнесся архимандрит Стефан. Человек духовной жизни, который и ввел меня в Церковь, и вел в церковной жизни, правильно наставляя, давая советы. Он никогда не навязывал своего мнения, но всегда давал отеческое наставление, приводил ко Христу, всегда позволял прикоснуться к Божественной благодати через таинство Причастия, через соборование, через необходимое присутствие в храме Божьем. Могу посоветовать этого батюшку. Много духоносных отцов находится в Санкт-Петербурге. Не буду заниматься рекламой батюшек, я поделился собственным опытом. С этим я соприкоснулся, когда приехал в Петербург и учился в Военно-медицинской академии. Человек настолько тепло, по-доброму, по-отечески отнесся ко мне, грешному! Я ему до сих пор благодарен. Стараюсь в своей священнической практике использовать те методы и шаги, которые он применял ко мне, потому что они были  благодатными. Я до сих пор благодарю его.

– Как духовное богатство соотносится с материальным?

– Духовное богатство будет цениться в Царствии Небесном. Это особый вес духовного золота, которое черви не съедают и воры не крадут. Христос говорил об этом богатстве духовном, которое надо собирать не здесь, а там, в житницах, в Царствии Небесном, потому что оно там будет цениться.

Духовное богатство должно также предвосхищаться, зарабатываться, копиться за счет материального богатства. Если у человека есть избыток денег, вещей, интеллектуальной собственности, которую можно применить для блага, такой человек запросто может духовное богатство копить уже здесь, на земле: быть добрым, отзывчивым, участливым. Быть настоящим христианином. Господь говорит в Своих притчах (о милосердном самарянине, о богатом юноше), что нужно делать. Мы можем сделать вывод: оказывается, имея реальное, ощущаемое богатство здесь, им можно заработать богатство, конвертируемое в Царствии Небесном.

– Богатством неправедным…

– Это когда ты просишь помолиться за тебя, просишь, чтобы службу послужили, чтобы походатайствовали за тебя перед Престолом Божиим, просишь чего-то путем своих пожертвований, своих молений, своего участия в жизни человека, общества, общины. Ты можешь вымолить себе даже чертоги царские в Царствии Небесном.

Господь сказал, что путь к Нему лежит только через Церковь. Невозможно читать Священное Писание и без Церкви спастись. Без Церкви нет спасения, потому что Христос оставляет нам Духа Святого. Это Бог Личность, третье Лицо Святой Троицы, это обетование Божие. Бог Отец обещает спасение через Слово – Христа. Так и происходит. Господь говорит: «Я должен подняться к Отцу Своему и послать вам Духа от Отца». Все это произошло. Где находится Дух от Отца? В Церкви Христовой. Через Его учеников – апостолов, через епископов, через священников, дьяконов; существует иерархия, оставленная Христом напрямую. Христос завещает, что это те последователи, через которых возможно войти в Царствие Небесное. Это реальный факт, это на страницах Священного Писания написано.

Бывает, люди сильно возмущаются: а как же те, что не признают эту иерархию, находятся за ее пределами?.. Почему даже люди, которые не причисляют себя к членам Церкви Христовой (сектанты, язычники, иноверцы), начинают очень сильно переживать: оказывается, они не могут попасть в наш православный рай! Ответ здесь такой: определите для себя систему духовных ценностей. Определите, хотите ли вы попасть ко Христу, и проследите логическую, историческую цепочку, цепочку благодати, апостольской преемственности, а потом сделайте для себя вывод. Если хотите попасть ко Христу, то следуйте тем путем, к которому призывает нас Церковь Христова.

– Являются ли добрые дела нашим духовным богатством, которое потом пригодится нам в Царствии Небесном?

– Спрашиваешь людей: «Почему вы не причащаетесь?» В Священном Писании написано о том, что Христос призывает каждого человека прийти к Нему. Прийти к Нему мы можем через принятие Святых Христовых Таин. «Батюшка, не причащаюсь потому, что боюсь искушений». Так ты от Христа откажись, тогда, наверно, вообще хорошо будешь жить. Нет, так нельзя. Необходимо помнить: если Царство Божие силою нудится, то понятно, что надо работать над собой. Совершенствование – это не значит, что ты будешь короны на голову примеривать: золотые, серебряные, бриллиантовые.

Совершенствование – это когда берешь долото или кирку и откалываешь от себя куски невежества, непослушания, самомнения, самолюбования, когда наносишь себе раны, чтобы в глазах Божиих быть таким, каким Он хочет тебя видеть. Если злой человек не будет над собой работать, то как он оправдается перед Богом? Никак. Если человек, имеющий страсти, не будет над собой работать, не бросит того, что неугодно Богу, как он будет перед Богом оправдан? Никак.

Человек должен работать над собой, понуждать себя, в случае падения вставать и идти дальше, потому что лукавый завидует. В Священном Писании Ветхого Завета есть Книга Иова, где сказано, что лукавый завидовал жизни совершенного (в духовном плане) человека – Иова. Даже пошел к Богу и начал Ему плакаться, возводя в очах Божиих всякую напраслину на этого праведного мужа. Чтобы посрамить лукавого, Господь говорит: «Испытай». Там есть такие моменты в сюжетной линии, что просто волосы дыбом встают: «Как так?» А кто мы такие, чтобы упрекать Бога? Господь хочет научить, усовершенствовать человека для того, чтобы тот был в радости, определенном духовном состоянии; Бог знает – в каком. Мы, может быть, не понимаем – в каком.

Когда мы шли в школу, где надо было проучиться определенное количество лет, приобрести определенный багаж знаний, мы тоже не сразу отдавали себе отчет, зачем нам это надо. Когда соприкоснулись с практикой, жизненными событиями, самой жизнью, мы поняли, что многое, что было в школе, необходимо, многое можно применить в жизни. Так и здесь. Что-то мы сейчас не понимаем (и в духовном плане тоже), но можем сказать, что это нам пригодится, потому что Господь ничего напрасного не делает.

– Что такое духовная нищета?

– Духовная нищета – это когда человек прекрасно понимает, что он не может жить без Бога: «Я все время хочу быть с Богом, думать о Нем, молиться, быть в церкви, соприкасаться с Божественной благодатью, потому что мне ее все время не хватает». Это называется «духовная нищета». Приходит некая пожилая мадам, которая пережила Советский Союз, и говорит: «Я духовно богатый человек». И пять абортов ее не смущают, и родственник ее в церкви купола рубил, главки скидывал. Это абсолютно не смущает, зато она «духовно богатый» человек. Как здесь выстроить систему ценностей? Как такому человеку дать понять, что он находится в состоянии неспособности войти в Царствие Небесное, если не покается и не принесет достойные плоды покаяния? Возникает вопрос: как с такими людьми работать и как давать им правильные духовные советы?

– Вопрос телезрителя: «Люди считают тяжкими испытания нищетой. А богатство – благословением. Но ведь это тоже испытание? Люди сами себе выбирают эти испытания или это Бог так распоряжается?»

– Если было бы просто ответить на этот вопрос, я бы сказал: «Здесь так, а здесь так». Богатство как ветер. Бывает, его надует как ветром. Просто складывается определенная цепочка событий, обстоятельств, благословение Божие так выстраивается – человек получает определенную систему ценных вещей, которыми может пользоваться. Также может надуть, как ветром, беднота. И то рассыпалось, и то потерялось, и то разрушилось, и куда это все делось, что было? Только сегодня мог потрогать, миг – и ничего нет. Может быть, это Господь испытывает, закаляет человека, дает понять, что ему полезно, а что нет, дает возможность изменить отношение к системе ценностей? Если человеку чего-то недостает, Господь может дать ему богатство, может дать и бедность, а может дать и среднюю жизнь. Поэтому нам трудно ответить на этот вопрос.

Мы говорим о богатстве, но нужны критерии. Что мы называем богатством? Для одного богатство – это сто рублей в кармане. А у кого-то несколько миллиардов долларов или другой иностранной валюты, очень высоко оцениваемой, а он считает, что он бедный. Поэтому здесь духовные критерии очень неоднозначные.  Мы должны поговорить, конечно, и о том, что называется у человека совестью, участливостью. Это возможность поучаствовать в жизни другого человека, который вообще ничего не имеет, нуждается в чем-то. Поэтому такие вопросы не имеют однозначного ответа.

Бывает, Господь дает благословение. Богатство в Библии описано как благословение: много земли, плодородные луга, пастбища, овцы. Это все конвертировалось, конечно, в деньги. Естественно, бывает, у людей появляются деньги. Каким путем? Дай Бог, чтобы праведным. Но если он неправильно ими пользуется, то их как ветром сдувает к другому человеку. Они – как награда или проклятие, которое может привести к падению.

– Бесспорно, богатством для человека является его жизнь. Как эту мысль раскрывает православие?

– Жизнь человеческая – это особенное Божие благословение. Очень радостно, когда Господь дает жизнь как систему общечеловеческих ценностей: когда рождаются дети, большая семья, эту семью можно прокормить, есть достаток для того, чтобы жить и благодарить Господа.

Бывает так, что мы начинаем неправильно относиться к самому понятию «жизнь». Сейчас рассматривается много вопросов по суррогатному материнству. Мы уже пытаемся быть богами. Не все мы, а большая прослойка людей, которых я считаю зажравшимися. Они могут перейти через слово Божие, Священное Писание, церковные наставления и начать жить по своим идеалам, алгоритмам. Они считают, если это возможно технически, то можно сделать одно, второе, третье, а совесть человека при этом даже не просыпается. Нравственные критерии, оценки настолько занижены или даже отсутствуют, что диву даешься, как человек очень громко призывает на себя судный день.

С Богом играть нельзя. Господь никогда не будет идти у людей на поводу, если они идут к греху. Обязательно что-то произойдет, чтобы остановить человека, человечество. Если человек планомерно, очень быстро идет к своей погибели, то Господь посылает ему ангела-хранителя, который мешает осуществить этот план. Здесь надо обращать внимание на духовные ценности, которые именуются жизнью человеческой, не давать замусоривать себя различным шлаком бездуховных людей, которые, может, и говорят, что ходят в церковь поставить свечку, но плюют на церковные, Божественные законы. Они хотят нарисовать в Церкви свой рай, забелить слова Христа и написать свои. Ничего не получится. Технически это можно сделать, но с Богом спорить невозможно. Если Господь сказал, так и будет – это уже прописано, это алгоритм, план Божьего спасения, ничего человек не сможет сделать.

Поэтому мы должны повиноваться, подчиниться воле Божией. Мы должны быть у Бога в послушании, и тогда Господь не будет нас оставлять. А когда человек все время раскрывает свой творческий потенциал, говоря Богу: «А я могу лучше, круче, больше», – Бог не смеется, Бог плачет. Господь думает, как сделать так, чтобы человек сам себя не уничтожал, не убивал, не отстранял от Царствия Небесного. Господь сотворил человека для того, чтобы тот радовался вместе с Ним.

– О чем нужно помнить человеку, чтобы правильно и благоразумно распорядиться своим богатством в жизни и талантами, данными ему от Бога?

– Человеку отведено сто лет. Написано в Писании: «Уменьшил Господь срок человеку до ста лет» (чтобы за эти сто лет человек правильно установил систему духовных ценностей). Если этой системы ценностей не будет, то человек уподобится скоту. «Скотос» – с греческого «темный», «непросвещенный», управляемый. То есть это не совершенство, не венец Божьего творения. Человек – венец Божьего творения, а скот в услужении человеку.

Поэтому мы должны прожить жизнь достойно, устроить отношения с Богом, выполнить Его святую и благую волю. Если человек будет жить по-своему, возможно, технически у него будет получаться: может, законы какие-то применит, придумает правила, которые удобны для него. Но когда возникает стихия, о которой Господь тоже говорил, то что бы человек ни придумывал, что бы ни делал, обязательно в чем-то проигрывает. Потому что играть в Бога невозможно.

Мы только отпечаток того блеска, величия человека, который задумал Господь. Поэтому мы должны оправдать свое предназначение в глазах Божиих, стремиться попасть в Его Царство и быть не производителями орудия, а быть орудием в руках Божиих. Потому что Творец один. Творцами в полном смысле этого слова мы не сможем быть. Мы все равно творения Божии. Мы не сможем сесть на Престол Божий. Должны повиноваться и подчиняться Богу и жизнь  выстраивать соответствующим образом, чтобы иметь отголоски Царствия Небесного в своей жизни.

Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Думы и сказал, что понятие о Боге надо вернуть или ввести в Конституцию. Мне кажется, это очень правильно; когда будет упоминание о Боге в Конституции, у людей будет затрагиваться совесть. Все-таки нравственные, моральные рамки будут подниматься, потому что не сможет такое государство на государственном уровне производить аборты, паразитировать на обществе, называя то суррогатным материнством. Это паразитирование на организме здоровой женщины. 

Не сможет государство составлять такие законы и акты, которые противоречили бы морали. Поэтому здесь мы должны молиться и поддерживать нашего Предстоятеля, который единственный заявил об этом. Другие представители религий (например, ислама), может быть, это поддерживают, но они не являются инициаторами этой идеи. Один из представителей от иудеев говорит, что нужно так выстраивать жизнь, чтобы не говорить о Боге в Конституции, но чтобы было понятно, что мы живем с Богом. Вы можете лукавить сколько угодно. Но почему-то мы открыто заявляем об этом. Мы этого хотим, и вы потом присоединитесь к нам и будете поддерживать нас. Если не будет этих рамок, пострадают все. У человека должны быть рамки. Даже у царя Соломона сказано об этих межах: то, что установили старцы, эти межи, не отодвигай. А мы все-таки живем в государстве православном.

Хребет нашей Руси – православие. Церковь положила очень многое в духовный фундамент образования государственности, и понятие о Боге, о православии обязательно должно быть. Понятно, что это надо оформить юридически, но такая идея, мысль должна быть. Удивительно, что наш Предстоятель делает такое веское, важное заявление, а депутаты сидят и не поддерживают его, хотя почти у каждого третьего афонские четки.

Поэтому мы должны молиться, поддерживать Патриарха и помнить, что все-таки многое зависит от нас. Если мы хотим жить духовной жизнью и чтобы Господь был с нами, помогал нам, тогда должны в Нем нуждаться, иметь определенную духовную нищету. Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами!

Ведущий Денис Береснев

Записали Маргарита Попова и Наталья Культяева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать