Беседы с батюшкой. Символы Христова Рождества

7 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Всех святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Сегодня тема нашей передачи – «Символы Христова Рождества». Все мы прекрасно знаем о событиях Рождества: о том, что к Младенцу Христу пришли волхвы с дарами, пастухи посетили Его, звезда зажглась на востоке. Все эти подробности прекрасно знакомы нам с детства. Предлагаю сегодня поговорить об их символическом смысле и о том, как события Рождества соприкасаются с душой каждого христианина, каждого человека.

– Очень интересная и глубокая тема.

– Какие основополагающие символы в событиях Рождества Христова?

– Всякий, кто любит читать Священное Писание, знает, что оно, представляя собой историческое повествование, соотносится с душой, с помыслами каждого читателя. Каждый из нас – участник Евангельской истории, потому что в нашем сердце сокрыта  простота пастырей (пастухов, которые, неся ночной дозор, сподобились беседовать с ангелом). А есть среди участников нашей сегодняшней праздничной передачи люди, мыслящие как ученые, стремящиеся накапливать познания и в чем-то напоминающие этих восточных мудрецов, звездочетов, которые вычислили по Священному Писанию, из пророческих книг время явления звезды и соотнесли его с внутренним чувством, говорящим им о том, что совершается тайна – Бог является во плоти.

Сама звезда Вифлеемская, по свидетельству святого Иоанна Златоуста, не была обычным астральным телом наподобие Сириуса или Марса. Хотя ученый Кеплер говорит о некоем параде планет, соединившихся в одной светящейся точке, но святые отцы смотрят в корень, они видят более глубокое повествование, мыслят глубже. Вифлеемская звезда была ангельской силой. Доказывается это тем, что двигалась она в направлении, противоположном общему течению звезд; то исчезала, то появлялась, то спускалась, то восходила над главами волхвов.

И посмотрите, в Церкви есть иконографическая традиция; когда мы смотрим на священническое облачение – фелонь или ризу, то сзади созерцаем эту звезду у священника в виде октаэдра. Восемь его углов, восемь вершин, восемь сторон соответствуют, во-первых, числу «восемь» – это символ вечности. Во-вторых, имя Господа Иисуса Христа, написанное по-гречески, в сумме (а каждой букве соответствует определенное число в греческом алфавите) составляет 888.

Вифлеемская звезда в Священном Писании упоминается в различных текстах. Так, например, в Книге Откровение мы читаем такие слова из уст Самого Господа: «Аз есмь звезда утренняя». А у апостола Петра в одном из Посланий сказано, что христианину надлежит прибегать к чтению Священного Писания, к пророческим книгам как к некому светильнику, сияющему в темноте нашей души, покуда не взойдет там, на небосводе сердца, звезда утренняя. Есть мысль о том, что призывание имени Господа Иисуса Христа в Иисусовой молитве («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного») приводит к тому, что в сердце зажигается огонек.

Имя Господа Иисуса Христа – это своего рода звезда. Сам Господь, как через линзу, лучи Божественной благодати ниспосылает на наше сердце. И как волхвы шли наугад, ощупью, по наитию, всматриваясь в эту звезду (она то исчезала, то являлась вновь), так человек, молящийся Господу, чувствует, насколько переменчиво его состояние. Иногда в Божьем храме, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, «и верится, и плачется» и так легко и светло, как будто бы держишь в руке золотую нить молитвы Иисусовой и видишь свет в конце тоннеля. Мы убеждаемся, что Господь нас видит, слышит, любит, взирает на нас с высоты небес.

А бывает время упадка, сухости, омрачения, когда молишься и как будто бы в пустоту. Из этого не значит и не следует, что Бог потерял нас из виду. Таким образом, Вифлеемская звезда есть символ молитвенного обращения ума и сердца христианина к Творцу. И тот, кто молится ради покаяния, очищения сердца, кто помнит слова царя Давида: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», – рано или поздно действительно убедится в том, что через молитвенное покаянное обращение к Богу в сердце возжигается огонек. «Да просветится свет ваш пред людьми, – говорит Господь Иисус Христос иносказательно об этом. – Праведники воссияют в Царствии Отца Моего как солнце».

И поэтому, слыша о рождественском повествовании, касающемся волхвов, мы понимаем, что в этом подлунном мире, где иногда зло кажется торжествующим (вспомним повествование об избиении Вифлеемских младенцев Иродом), каждый из нас должен веровать, что свет во тьме светит и тьма его не обымает. Как бы ни было на сердце иногда темно, когда в ворота сердечные как будто напирают воды уныния, печали, раздражения, гордости, призывай Господа Иисуса: «Господи Иисусе Христе, укажи мне путь. Дух Твой да наставит меня на правую землю».

И, подобно волхвам, мы обязательно будем Божьим перстом руководимы, придем к Вифлеемской пещере, которая есть символ человеческого сердца. Опустись умом в глубину этой пещеры, прислушайся – и поймешь, что Богомладенец Христос Своей благодатью почивает внутри. Помните, апостол Павел говорит, обращаясь к своим духовным чадам: «Как я страдаю, как мучаюсь душой, покуда не изобразится в вас Христос…» И когда  слышишь, что Спаситель был перепеленут чистыми льняными пеленами, подумай о том, что это символ целомудрия, символ чистых помыслов, – это мы должны внедрять в нашу душу, открещиваясь от всякой гордости, похоти, злобы.

– То есть, с одной стороны, Христос родился в глубине пещеры и в чистоте. Его можно обрести в себе только в глубине своего чистого сердца.

– Да. Ничто нечистое, говорит один из апостолов, в Царство Божие не войдет. Если мы хотим, чтобы Божия благодать почивала на нас, мы должны расчистить для нее место, изгонять из души страсти, которые всегда норовят войти в нас и изгнать оттуда Господа Иисуса Христа.

– Волхвы совершили долгий путь и пришли поклониться Младенцу Христу. Пастухи же были рядом и пришли к той же цели. Не значит ли это, что путь познания более долгий и сложный, чем путь простоты?

– Если руководствоваться лишь рациональным мышлением, верить лишь в научные знания, исследовать законы этого мира, то рано или поздно добросовестный ученый, как это свидетельствуется историей, придет к познанию бытия Божия. Но не велика мудрость признать Творца Вселенной, Который запечатлел творение печатью красоты и целесообразности. Гораздо важнее вступить на путь опытного богопознания и богообщения.

Впрочем, я не хотел бы опустить сейчас тему волхвов, ведь мы помним дары, которые они положили к стопам Младенца. Это было золото, ладан и смирна – благовонное вещество, которым помазывали в Иудее почивших людей. И это, конечно, глубокий символ. Золото принесено Христу как Царю неба и земли, ладан как Живому Богу, а смирна как Истинному Человеку, Который вкусил смерть ради нас. Но, взирая на эти дары волхвов и переосмысливая это применительно к самим себе, мы можем отождествить смирну со смирением, скромным помышлением о себе, умением критически относиться к собственным словам и действиям. Ладан – это воскурение молитвы. Человек, молящийся Богу, не просто размышляет о Нем. Наши мысли  соединяются с Творцом, и мы восходим в предстояние Господу, видим Его, невидимого, ощущаем присутствие Божие в своей жизни. Золото – символ энергии Святого Духа. Без воздействия Божией благодати никто из нас не может очистить себя, не может приблизиться к Творцу. Вот почему золото – это символ благодати крещения, миропомазания – таинств, посредством которых мы, родившись водой и духом, стали чадами Живого Бога.

– Рождество – великое событие. Родился Царь мира, но родился не в царских чертогах, а в пещере. Что символизирует рождение Царя в таких простых, скромных условиях?

– Очевидно, что Спаситель, предпочевший вольную нищету, избравший вместо царского дворца или даже гостиницы эту пещеру для скота, учит нас, что бедность – не порок. Не должно посвящать «души прекрасные порывы» земному стяжанию, но важно понять, что наша душа есть райский чертог. И если Господь с нами воистину пребывает, то мы будем счастливы и блаженны. У кого на сердце мир, тому и на каторге рай, говорил наш народ.

Поэтому, по апостолу Павлу, сребролюбие как безумное стремление к обогащению, как посвящение себя всецело земному стяжанию грозит душе катастрофой, кораблекрушением в вере. Напротив, умение довольствоваться малым, благодарить Господа за то, что есть, и не мечтать о том, чего нет, видеть, что нравственные и духовные ценности и есть подлинная пища, подлинный хлеб души, – это огромная мудрость. Она, к сожалению, не очень понятна современному человеку, всецело помешавшемуся на стяжании временных удобств в этой жизни.

– Во Христе родился одновременно и Бог, и Человек. Как две природы – Божественная и человеческая – сочетались в Нем и каков сокровенный смысл сочетания этих двух природ в Спасителе?

– Господь Бог, не переставая быть Тем, Кем Он является, – Богом, усвоил Себе нашу человеческую природу: дух, душу и тело. Воспринял эту природу Безгрешный, Чистый, Нетленный и Святой, хотя добровольно усвоил Себе наши немощи, которые стали нашим уделом после грехопадения Адама. Господь взял на Себя нашу природу для того, чтобы приобщить нас энергии Божества. И совершает это в чудесном таинстве Причащения. Я надеюсь, что в эту рождественскую ночь большинство участников нашей беседы приступили к Святой Чаше жизни, веруя, что в вертепе, в пещере их души Сам Господь Иисус Христос, Богомладенец, являет Свое присутствие. И для того Бог стал Человеком, чтобы мы стали сынами Божьими, стали причастниками Божественного естества. И следствием этого единения становится ясность мысли, мир сердца, крепость телесная, целеустремленность нашей воли, когда мы сочетаваем себя с заповедями Божьими.

И всякий причастник в рождественскую ночь или в святочные дни, чувствуя мир, радость, чистоту, благодарение, покой души, действительно с полным основанием скажет: «Бог во мне – и я в Нем», – так что взрослые становятся детьми. Господь, соединяясь с нами, отнимает от нас лукавство, осуждение, раздражительность, но поселяет в душе эти детские качества незлобия, радости бытия, почему и сегодняшний день длится дольше века. Думаю, многие со мной согласятся. Время как будто бы останавливается: каждая минута, секунда рождественского торжества как будто соединяют нас с вечностью, мы чувствуем необыкновенное освобождение от суетных помыслов, отягощающих нас забот. Мы смотрим на мир широко раскрытыми глазами, и сердце вкушает эту святочную тишину, это безмолвие, среди которого как будто раздается ангельский хор: «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение».

– Христос родился от Девы. Каков сокровенный смысл рождения Богомладенца от непорочной Девы?

– Это прежде всего свидетельство, что на Нем – Сыне Девы – сбылись древние слова пророчества Давидова: «Вот вам знамение: Дева родит Сына». А еще прежде Адаму и Еве Отец Небесный обещал, что некогда семя жены сокрушит главу змия.

И Спаситель, войдя в этот мир, ниспосылает нам (взяв наши грехи на Крест, победив смерть Воскресением) Божественную благодать, усвоив Пречистую Марию нам Матерью. Вы помните, что у Креста Спаситель усыновил Иоанна Богослова, а в его лице все человечество Пречистой Деве. Вот почему со времен евангельских сотни и сотни тысяч людей избрали путь безраздельного, цельного следования за Христом.

Рождественским постом мы воспоминали великомученицу Варвару, прекраснейшую невесту Христову. Прежде того – великомученицу Екатерину, премудрую невесту Христову. Совсем недавно чествовали святителя Николая Чудотворца, святителя Спиридона. Задумаемся: это были избранники человеческого рода; они сохранили свое девство, посвятили себя в покаянии Господу и стяжали такую благодать, что и поныне служат человеческому роду, ибо Господь слышит их ходатайства за нас, принимает их молитвы. И мы знаем Пречистую Деву Марию, Николая Чудотворца как самых близких, самых родных и великих наших попечителей, ходатаев. Это таинства любви и веры, которые открыты каждому христианину.

– Вы упомянули Крест – итог земного пути Спасителя. Есть ли какие-то параллели между последними днями жизни Христа и днями Рождества, то есть рождественскими событиями? Может, есть какие-то переклички?

– Переклички существуют прежде всего, по мысли святых отцов, между повествованием об Адаме и Еве, которые преткнулись о древо познания добра и зла, и повествованием о Христе, Который взошел на Голгофский крест. Там Адам простер руку (а прежде Ева) к запретному плоду, а здесь Христос раскидывает руки на Крестном древе, уврачевывая непослушание первого человека.

Но и повествование о Рождестве Христовом глубоко символично. Вы помните, что от Адама Бог произвел Еву, помощницу ему. И Ева была произведена от Адама вышеестественно: Бог навел сон на праотца и от ребра его (от естества его) извел Еву, которая стала помощницей мужу своему. Здесь, во время рождественской священной ночи, Пречистая Дева нетленно порождает Своего Сына без повреждения ключей девства – это тайна вышеестественная. Но Церковь, обходя ее молчанием, учит нас исповедовать Марию Девой и до, и во время, и после Рождества, что знаменуется тремя звездочками: на ее челе, правом и левом плечах. И эта тайна говорит: не согреши Адам и Ева – и заповедь «плодитесь и размножайтесь» была бы осуществлена совсем не так и не в том порядке, как это бывает нынче у людей.

Эта тайна говорит о том, что и мы с вами сегодня, водой и духом в таинстве Крещения будучи рождены Господом, являемся Его чадами; Он – наш Небесный Отец. Он, таинственно присутствуя в нас, побуждает нас нести подвиг покаяния и молитвы. Так что в нас, как и в Деве, Христос присутствует.  Каждый из нас, в таинстве Крещения как будто зачав Христа, носит Его в своей душе. И нравственный смысл земной жизни заключается в том, чтобы искра Божьей благодати, сообщенная нам в крещении и миропомазании, превратилась в пламя и все три силы нашей души (ума, чувств, воли) настолько заквасились Божественной благодатью, чтобы Христос явился в конце концов в нас как будто живущим, и действующим, и говорящим. Чтобы христианин стал сосудом Божественной благодати в ту меру, в какую это было явлено в первоверховных апостолах Петре и Павле, в Иоанне Богослове, в преподобном Серафиме Саровском, сиявшем Божественной благодатью.

Таким образом, событие Христова Рождества указывает нам на смысл нашей земной жизни: так мыслить, чувствовать, действовать, так глубоко каяться, так прилепиться ко Христу в молитве, чтобы Он таинственно возрастал в нас – и мало-помалу мы взошли бы в состояние нравственного совершенства, чтобы Христос действенно присутствовал в нас и являл это присутствие в окружающем мире, просвещая его Божественной благодатью.

– Мы сегодня вспомнили почти всех участников, всех свидетелей Христова Рождества: и пастухов, и волхвов, и Пречистую Деву Марию. Но не поговорили об Иосифе Обручнике. Какова его роль, его участие в рождественских событиях? И каков, может быть, символический смысл его участия в этом?

– Иосиф – глубокий старец, избранный охранять непорочную Деву Марию, он никогда не прикоснулся к ней перстом. Напрасно протестанты и сектанты всех мастей соблазняются упоминанием в Евангелии о старших братьях Иисуса и невольно (или вольно) хулят Пречистую Деву, будто бы Она, родив Христа, имела затем еще детей. Это страшная хула, анафематствованная Церковью. Но мы знаем, что Иосиф имел от первого обычного, земного брака детей, которые выросли и сначала не признавали Иисуса Сыном Божьим, а затем мало-помалу стали благовестниками Евангелия.

Иосиф – чудный старец, от которого каждый из внимательных читателей Евангелия, мне кажется, призван заимствовать такое качество, как смирение перед Промыслом Божьим. Вы помните, он ведь не сразу уразумел тайну непорочного зачатия Пресвятой Девы, его мучили сомнения, он даже помышлял отпустить Марию как согрешившую, нарушившую обет девства. Однако его умение все вверить провидению, его самоукорение, его терпение были сполна вознаграждены. Ангел Господень является Иосифу и говорит ему: «Не бойся, прими Ее, ибо родившееся в Ней – Святое, от Духа Господня».

Часто и мы, размышляя над тайнами нашей собственной жизни, чувствуя загадки бытия, не должны роптать, сомневаться, но должны твердо веровать, что Господь Бог рано или поздно разъяснит нам все, что не вмещается в ограниченность нашего сознания. Таким образом, признание собственной немощи, скудости, совершенное доверие Промыслу Божию есть редчайшие добродетели Иосифа, которые мы призваны заимствовать от него.

А жертвенность этого старца? Уже в преклонных годах он, верный Божественному повелению, ведет Марию, восседающую на ослике, в Египет, забывая себя, претерпевая тысячи опасностей. Он исполняет от всего сердца главную задачу своей жизни – охраняет безопасность Девы, обеспечивает все условия для Ее разрешения от бремени. И сегодня нужно поискать людей, которые могут настолько забыть себя, чтобы прилагать все свое попечение о домочадцах, не ища лучшего жребия, не почитая себя обойденными, несчастными, но в этом крестоношении найдя и покой, и радость, и довольство.

– Христос родился в Вифлееме. Вифлеем, насколько я знаю, переводится как «дом хлеба». Есть ли какое-то символическое (может быть, даже евхаристическое) значение этого слова?

– Безусловно, для нас таким домом является храм Господень, в нем совершается Евхаристия, когда хлеб и вино на престоле претворяются силой Божественной благодати по общей соборной молитве и осенении крестом (крестовидным осенением руки священника) в Плоть и Кровь Христовы. И мы входим в храм как в Вифлеем, как в пещеру, чтобы увидеть Богомладенца, чтобы воспринять Его (о чем мы уже говорили применительно к событию Христова Рождества). Иисус Христос есть Хлеб, сошедший с небес, по Его собственному удостоверению. И всякий, вкушая этот Хлеб, не умрет, но жив будет вовек.

Спаситель на Божественной литургии живит наши души, возвращает телу святость и нетление. Поэтому, дорогие друзья, на святках, когда нет поста, Церковь призывает всех христиан веселиться и радоваться о новорожденном Царе Иудейском, приглашает нас причащаться Святых Христовых Таин, не смущаясь внешним весельем. Но, как и в пасхальные светлые дни, боголюбцы на святках, накануне вечером воздержавшись от утучняющей пищи, с покаянием и любовью приступают к Святой Чаше. Именно в общении с Богомладенцем обретают осуществление смысла самого праздника.

Конечно, хороши святочные игрушки, колядки, хорошо собираться с друзьями и вкушать от скоромной трапезы, но это лишь отражение нашего главного торжества. А в чем оно? В том, чтобы, подражая пастырям, о которых мы сегодня подробно все-таки еще не сказали, поклониться Ему, созерцать Его, осязать Его своими руками. И если волхвы – это символ и образ людей развитого мышления, которые, сличая данные науки со Священным Писанием, приходят к живой, зрячей вере, то пастыри, пастухи – простецы, это образ детского сердца, принимающего откровения без лишних вопросов. Истина доказывает сама себя, она греет сердце, просвещает его.

И сколько среди наших телезрителей таких духовных младенцев, которым не нужно лишних подтверждений веры... Божественная благодать легко и беспреткновенно, пользуясь их смирением, чистотой, мягкостью характера, являет им таинство Христа. И говорят, что мы призваны эту Христову простоту беречь как зеницу ока, не впадая в многосложность переживаний, отрывая от себя всякое сомнение, маловерие, но больше – благодаря Бога, славя Его, как делали пастухи, увидевшие прекрасного Богомладенца в пеленах (а ангел сказал им, что они обретут в пещере Бога во плоти) и возвратившиеся к своим земным делам в совершенной радости. Потому что Богомладенец Христос Своей благодатью уже соединился с ними, и они чувствовали, что спасение близко и возможно.

– Прошу Вас подвести итог нашей сегодняшней теме; может быть, какую-то квинтэссенцию вывести из всего сказанного.

– Мне кажется, в святочные дни (если мы хотим, чтобы тайна Христова Рождества действительно явлена была нам в полноте), пользуясь легкостью, торжеством этой недели, чаще надлежит переступать порог храма, с сознанием своего недостоинства причащаться Святых Христовых Таин, сохраняя полученную благодать. И тогда событие Рождества Христова явлено будет в глубинах нашей души, в сердце зажжется огонек Вифлеемской звезды. Мы почувствуем внутреннюю радость от призывания имени Иисуса Христа. И, выходя из храма, будем с любовью молиться: «Иисусе Христе, Господи, слава Тебе!»

В нас проснутся дотоле незнакомые нам чувства, свойственные пастухам: детская простота, непосредственность, доверие Промыслу Божию. Вместе с тем мысль наша будет глубока и высока, Бог даст нам те озарения, которые были свойственны волхвам, в течение нескольких месяцев вынашивавшим мысль о встрече со Христом. Мы призваны принести Богомладенцу дары и будем угождать Ему непрестанной молитвой. Будем человечны и сострадательны к людям, ведь в каждом из ближних сокрывается Он Сам. Будем чувствовать, что подлинное наше назначение – жить в благодати Святого Духа.

Не забудем, что Ирод посягает на Вифлеемских младенцев, и дьявол, конечно, не замедлит смущать нас дурными помыслами, захочет выкрасть у нас из сердца Иисуса Христа. Но давайте уйдем от преследования Ирода в пустыню, то есть не будем размениваться на глиняные черепки каких-то нечистых зрелищ, нечистых слов, пустого времяпрепровождения, но на лоне нетронутой природы, может быть, не слыша городского шума, будем созерцать, как Иосиф и Святое семейство, красоту небес. Может быть, под покровом сумерек, когда этот мир засыпает, будем молиться перед иконой Рождества Христова и таким образом всецело заживем евангельскими событиями – и наше сердце станет и Вифлеемом, и Вифлеемской пещерой, и Сам Христос, нам соприсутствуя, будет веселить нашу душу и таинственно вещать через нас нашим ближним.

– Рядом с радостным событием Рождества Христова всегда стоит трагедия Вифлеемских младенцев. Каким образом могут быть такие разные настроения, разные события рядом друг с другом?

– Евангелие исторично, оно не скрывает от нас всех драм и трагедий земного бытия. Ибо со времени грехопадения Адама (может быть, еще прежде – со времени отпадения от Бога Денницы) зло, суть которого в свободном уклонении от закона Божьего разумных Его творений, подымает пяту на добро, тьма восстает на свет, и человеческое сердце – то поле брани, где и совершается смертельная схватка, исход которой тем не менее в нашей свободе. Кому ты отдашь себя, тот и будет победителем в твоем сердце.

Почему пострадали Вифлеемские младенцы, какое этому объяснение, есть ли этому оправдание? Думается, что нельзя роптать, когда мы слышим и в наше время о событиях в Беслане. А тот, кто был когда-нибудь на кладбище Беслана и ходил, как я год тому назад, среди мраморных могил, не мог сдержать и слез, видя эти детские невинные лица, запечатленные на могильных постаментах, лица детей, пострадавших от нелюдей.

Что это? К чему это? Вспомним, что есть Промысл Божий, который человеческие ошибки, злодеяния обращает к благим последствиям. Ведь многие младенцы, современники Господа Иисуса Христа, войдя в Его возраст, пришли в Иерусалим и кричали, сами не понимая значения слов, науськиваемые первосвященником: «Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших». Они навлекали на себя проклятие. Между тем Вифлеемские младенцы, не изведав зла, став жертвой Иродовой злобы, стали первыми мучениками за Господа Иисуса Христа. Они и поныне, как звездочки, сияют на ночном небосводе и участвуют незримо в судьбах мира, молясь о тех, кто носит под сердцем утробных детей, молясь за современных матерей, чтобы те не стали жертвами лукавого, который поныне посягает на невинных младенцев, требуя, чтобы неразумные матери приносили в жертву Молоху дитя, зачатое в любви.

И сегодня мы сталкиваемся со страданиями невинных детей, сегодня священники посещают гематологические отделения, сталкиваются с необходимостью отпевания чистых птенчиков, не изведавших зла. Но Христос победил смерть, Он воскрес из мертвых. И здесь, на земле, не изведав радостей бытия, младенцы имеют бесконечное дерзновение пред лицом Господа: они поставляются на службу Небесному Царю там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания.

А ведь земная жизнь пройдет быстро (как стрела пронесется), все мы рано или поздно предстанем пред судилищем Христовым. И тогда окажется, что чистые, светлые, невинные, как нежная травка, как недозревший колос, срезанные внезапной смертью окажутся там ближайшими к Богу существами, вкушающими полноту радости общения с Ним. Окажется, что их незримое участие в мировом историческом процессе куда большее, чем у тех, кто доживает до седых волос и как-то старается жить по принципам добра, служить людям с грехом пополам.

Очевидно, что не все подобные вопросы могут быть изъяснены на земле, почему русский поэт Баратынский и говорил:

Премудрость Вышнего Творца
Не нам исследовать и мерить:
В смиреньи сердца надо верить
И терпеливо ждать конца.

Ясно только одно: Господь бдит над каждым из Своих созданий и Промысл Творца заключается в поддержке всякого добра, в пресечении зла и в том, чтобы ошибки людей обратить к благим для человечества последствиям. Верим, что Господь отрет слезу каждого невинного страдальца, утешит каждую матерь, потерявшую здесь по неведомым судьбам Божьим свое дитя. Верим, что у Престола Божия, собранные все вместе, мы увидим полноту богообщения тех, кто погиб в авиакатастрофах, кто стал жертвой злодеяний. А Господь, по нашим грехам попустивший тому случиться, даст им в нескончаемом Царствии такую степень близости и родства с Собою, которая не снится людям, двигающимся по стезе веры, но, увы, не избегающим греховных падений и претыканий.

– Благословите наших телезрителей.

– Еще раз поздравляем вас с Рождеством Христовым! До встречи в Божьих храмах, которые ждут вас ради причащения Святых Христовых Таин.

Ведущий Денис Береснев

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать