Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

10 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста священник Николай Конюхов.

– Мы начнем с тех вопросов, которые пришли к нам вчера, но мы не успели на них ответить. Первый вопрос: «Почему мужчины уходят в монастырь? Каковы основные причины этого?»

– Вообще монашество – это удивительный способ быть в одиночестве. «Монос» переводится с греческого как «один». То есть человек хочет быть в одиночестве, это совершенно не для всех. И монахами обычно должны становиться люди, которые очень любят молиться наедине, это последователи уединенной молитвы. Они не видят развития своей личности в семейной жизни, их не очень интересует карьера, они настолько полюбили уединенную молитву, что оставляют мир.

Бум монашества был в V веке. Это были благочестивые миряне, которым надоело то, что в городе храм перестал был местом уединенной молитвы (туда приходила масса людей, вчерашних язычников, которые не очень понимали, что происходит). Вся эта суета стала утомлять, и некоторые миряне начали уходить далеко в пустыню, в пещеры и занимались там молитвой. Им не было скучно не то что два часа стоять на службе, они делали это продолжительное время, готовы были всю жизнь этим заниматься.

Варсонофий Великий сорок лет сидел в пещере так, что только его голова была видна, ему приносили еду, а он даже не вылезал оттуда. К нему приходили иногда спросить совета. То есть при таком необычном поведении он что-то получал взамен, он не просто так этим занимался. Когда монахи занимаются уединенной молитвой, это делание плодотворное. И оно им нравилось. Это очень тяжело, каждый из нас может это наблюдать в своей жизни. Очень тяжело побороть свои страсти, тяжело хотя бы чуть-чуть научиться молиться. Они посвящали этому всю жизнь.

Мужчины уходят в монастырь по разным причинам. Некоторые, к сожалению, из-за неразделенной любви, кто-то – в эмоциональном взрыве (обиделся на кого-то).

– Мне кажется, это отрицательные примеры.

– Конечно. Например, если человек был плохим семьянином или как-то не реализовался в обществе, не надо думать, что он сразу реализуется в монастыре. Это не так. И опытные духовники всегда очень внимательно относятся к людям, которые желают поступить в монастырь, их никогда сразу не постригают в монахи. Всегда должен быть некий искус. Человек приходит, и там понимают: это наш пассажир или просто безбилетник, он просто забежал, посмотрел и убежал.

– Часто возникает вопрос: «Я хочу уйти в монастырь, но у меня есть жена...» Я встречал такие вопросы неоднократно. Если ты все-таки хочешь пойти в монастырь, что для этого нужно сделать?

– Нужно хорошенько подумать.

– А какие-то практические моменты?

– Если у тебя есть дети до 18 лет, то даже по законодательству еще царской России это было запрещено. В этом есть смысл. Бог дал тебе детей, и ты несешь за них ответственность. Им нужен отец, нельзя рассуждать эгоистически: «Вот я хочу заниматься спасением». Подожди, выполни сначала те обязательства, которые уже у тебя есть. То есть пока ребенку не исполнится 18 лет, с монастырем подожди. Если тебе самому не исполнилось 18 лет, то нужно спросить благословение родителей.

Феодосий Великий не уходил в монахи, пока ему не разрешила мама. И Сергий Радонежский, пока не похоронил родителей, не уходил в монастырь, они не отпускали. Поэтому, если тебе нет 18 лет, ждешь благословения родителей. Если у тебя есть дети, то ждешь, пока они придут в совершеннолетие. Это первое условие.

Второе. Если человек хочет уйти в монастырь, ему нужно не просто в абстрактный монастырь идти, а в конкретную монашескую общину, где есть конкретный духовник, игумен, наставник монастыря, воле которого он предаст свою жизнь. Потому что при постриге монах дает три обета. Обет безбрачия (нельзя вступать в брак), постничества (не есть мяса) и послушания.

Обет послушания – один из самых серьезных и сложных обетов. У нас и в мире все очень скорбно с послушанием, а тут нужно предать себя воле игумена. Поэтому нужно искать не такую общину, которая просто будет находиться в красивом месте или будет как-то благоустроена (или, наоборот, там будет какая-то особая аскеза), а нужно искать духовно близкую монашескую общину. И дальше молиться, говорить: «Господи, есть ли Твоя воля на это? Я хочу, но совпадает ли это с Твоим замыслом или это только какие-то мои помыслы?» И если есть воля Божия вам избрать такой путь, у вас все сложится. Конечно, не просто, через тернии, но вы будете понимать, что поступаете правильно, и ваша христианская совесть будет спокойна.

Иногда Господь чудесным образом все устраивает, и брачную жизнь тоже. Бывает, устраивает так, как даже и не думаешь: обычно люди ходят, где-то ищут, с кем-то знакомятся, а тут взяло и само все устроилось. Просил Господа: «Пошли мне супругу по сердцу моему», и как-то все устроилось.

– У меня был такой случай. Я тоже молился (уже нужно было как-то определяться), вышел, познакомился с девушкой, но у нас с ней не получилось. То есть не все бывает так.

– В этом плане мы иногда помолимся и сами пытаемся за Бога дать ответ на нашу молитву, то есть решить за Него.

– Мы себе что-то вообразили.

– Да, нужно некое спокойствие и внутренняя строгость к самому себе. Как сказано в Писании: «Мои мысли – это не ваши мысли». Мы иногда Богу навязываем свой ход мыслей и говорим: «Господи, ну Ты же это имел в виду? Это же правильно?»

– «Ты же сказал: просите – и дано будет вам».

– Да.

– Я же просил, значит – всё.

– Хотя там уточнение: «Дастся вам Духа Святаго». То есть Отец пошлет Духа Святого просящим у Него. Небольшое уточнение: благодать Духа Святого, безусловно, Господь готов всегда дать. А когда просишь, чтобы твоему обидчику было плохо или просишь себе четырехкомнатную квартиру в центре Москвы?..

– Вопрос телезрителя из Воронежской области: «Бесконечны ли муки в аду? Особенно после Страшного суда».

– Вокруг этого вопроса много копий сломано. Я скажу так, как один из моих духовных наставников. Он резюмировал очень богатый святоотеческий опыт, который есть на эту тему. Есть евангельское утверждение Иисуса Христа в притче о Страшном суде, когда речь идет об овцах и козлах, что одни пойдут в жизнь вечную, другие – в вечную муку. Там используется слово «вечность». Можно дальше рассуждать, было это педагогическое утверждение или буквально жесткое, но эта фраза есть в Евангелии.

Один очень мудрый человек сказал, что Богу было угодно даровать нам это знание. То есть Господь захотел, чтобы мы, читая эти строки, преисполнялись страха, ответственности, что не все так просто, чтобы мы умели мыслить и отвечать за свои поступки. Мы удобопреклонны ко греху. И если нельзя, но очень хочется, мы думаем, что все-таки можно, хоть немножко. Поэтому иногда нам нужны очень высокие максимы. И в Евангелии даются очень высокие максимы, вы их знаете. «Если глаз соблазняет, лучше выколоть глаз, чтобы с одним глазом, но войти в Царство Небесное, чем с двумя – в геенну огненную. Если рука соблазняет тебя, отруби ее, потому что лучше с одной рукой войти...»,– и так далее. Нам полезно и важно это знать и размышлять на эти темы.

А по поводу милосердия и любви Божией мы имеем некую надежду. Есть святые отцы, которые толкуют слова апостола, что Бог будет «всяческая во всем». Есть и у Игнатия (Брянчанинова), и у Григория Нисского высказывания по поводу конечности или вечности мучений. Это богатое наследие мы можем изучать, но эта фраза мне запомнилась. Мне кажется, что даже с пастырской точки зрения это очень важно: Богу было угодно открыть нам, что может произойти и к чему ведет наша жизнь. Люди, любящие Бога и ближних, могут пойти в жизнь вечную, а тот, кто отказался от любви, может пойти в муку вечную.

– Такой вопрос: «Был в Израиле на месте Крещения Господня, на реке Иордан. Купил там рубаху, и гид сказал, что эту рубаху можно освятить в иорданских водах и потом кому-то подарить, передарить. Действительно ли происходит какое-то освящение рубашки, когда окунают ее в эту священную реку? На этой рубахе принт Спасителя. Можно ли ее носить и где? По дому же в ней не походишь».

– Обычно эти рубашки используются как крещальные.

– Один раз надеть, и все?

– Или, например, окунуться в каком-нибудь источнике. Действительно, не предполагается какое-то бытовое ее применение, потому что там икона. Мы же не будем гулять в этой рубашке.

– То есть в проруби купаться на Крещение можно?

– В святом источнике, в проруби на Крещение. Но опять же это все обрядовые вещи. А обряд имеет смысл только тогда, когда в нем есть именно религиозный подтекст. Когда это не просто вещь ради вещи. Понятно, что эта рубашка не имеет магических свойств, это не какая-то особо заряженная рубашка. Если на ней лик Спасителя, то это изображение может восприниматься как икона. Соответственно, и рубашка – в ней погружались в Иордан. С какими помыслами? В Иордан погружались люди, исповедуя свои грехи. И крещение Иоанново – это было крещение покаяния. При большом стечении народа люди выходили и со слезами говорили: «Моя жизнь – это не череда побед и славных деяний, а история поражений и  ужасных вещей, которые я сделал. И виноват в этом я».

Покаяние – это изменение ума, изменение оценки самого себя. Это действительно может благодатно повлиять на нашу жизнь. Настоящее покаяние может вообще изменить всю человеческую жизнь. Поэтому когда мы приезжаем на Иордан, в первую очередь думаем не о том, какой бы сувенир купить или рубашку (это тоже хорошо, в этом нет греха). В первую очередь мы должны акцентировать внимание на духовных вопросах, вопросах духовной жизни, аскезы, христианских добродетелей.

– Следующий вопрос: «У меня есть знакомый, который говорит, что прикладываться к иконам и другим почитаемым святыням негигиенично, слишком много людей оставляют свои следы от губ и так далее. К сожалению, мои объяснения не дают результата. Я сама стала замечать за собой, что ищу место почище, чтобы приложиться. Должны ли протираться иконы? Или можно самой, перед тем как целовать, протирать стекло, за которой спрятана икона? Потому что действительно там очень много следов от чужих губ».

– В большинстве храмов я вообще не видел этих проблем. Есть женщины, которые ухаживают за храмом. В конце концов, если Вы прихожанин храма, что Вам стоит протереть? У нас под иконами всегда лежат тряпочки, и люди протирают. Наоборот, очень хорошо. Мне всегда очень нравится, когда прихожанки чувствуют свою ответственность, чтобы в храме была чистота и порядок. Это же наш храм, мы не в музей пришли, не в какой-то чужеродный объект, где должны удовлетворить наши религиозные потребности, предоставить некие услуги духовного характера. И мы, довольные, напишем отзыв в какой-нибудь соцгруппе. Или, наоборот, оставим негативный отзыв, разнесем все в пух и прах.

Во-первых, это дом Божий, а во-вторых, это община, ее наполняют люди, для которых все это дорого: стены, роспись, аналои и иконы в кивотах, святые, которые изображены на этих иконах. Божия Матерь, Которая является Матерью для всех нас. Это как правила общежития: пошел на кухню попить чай и помыл за собой чашку, потому что ты уважаешь других, из уважения к ним что-то делаешь. Здесь то же самое. Мы все вместе, и все друг за другом ухаживаем, все друг другу помогаем. Проблем здесь нет, тем более гигиенических. Если человек чересчур обращает на это внимание, воспитывает в себе какую-то брезгливость, он начинает говорить: «Вот там причащают из одной ложки». Мы не обращаем на это такого пристального внимания. Мы к этому спокойно относимся.

Просто если мы на этом будем сосредотачивать свое внимание, нас вообще все будет отвлекать: и что мы дышим одним воздухом, и что там кто-то бегает. У нас в храм может зайти вообще любой человек, в любой одежде, он может быть из другой социальной группы, чем мы, другого достатка, другого цвета кожи, даже других политических убеждений. «Экклесия» – это собрание очень разных людей. Просто мы учимся друг за другом ухаживать, учимся чистоте и порядку, в том числе и в храме. Это вопросы практического характера, но никак не богословского.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть такая притча в Евангелии о нечестном домоуправителе. Почему-то все толкователи, которых я слышал, останавливаются на словах Христа: "Приобретайте друзей неправедно нажитым богатством". Но эти слова Он сказал с иронией и сарказмом, высмеивая жадных и хитрых фарисеев. Но все почему-то на этом останавливаются, а главное-то там дальше: "Неверный в малом будет неверен и в большом". Вот суть всего. Потому что если ты в малом украл, дай тебе больше, ты будешь красть по-крупному. Ворованным богатством можно приобрести только подельников, настоящих друзей приобретают другим способом».

– Да, эта притча очень интересная и многогранная. Но иногда, к сожалению, за символическими толкованиями евангельских отрывков забывают сам текст, все реалии, которые две тысячи лет назад люди абсолютно понимали. Сеятель, который сеет, – это не просто абстрактный персонаж, они это видели каждый день, они понимали, что одно зерно падает на дороге, его потоптали и съели птицы, другое посеял куда-то в тернии, и там оно заросло. А иногда очень сильно увлекаются символами.

Притча о милосердном самарянине – это притча о милосердии, а толкователи говорят, что этим человеком был Христос, Он спас все человечество: «отнес в гостиницу», а «гостиница» – это Церковь. Ничего плохого в этом нет. Действительно, есть символические толкования. Но когда Христос говорил эту притчу, в первую очередь Он имел в виду не Себя, а говорил о милосердии. Когда Его просили привести пример, кто такой ближний, Он и показал, кто такой ближний. То есть там есть конкретные смыслы.

И то, что Вы привели в пример, – там действительно нужно смотреть глубоко. Христос иногда бывает ироничен, иногда более серьезен. Эти притчи – очень серьезная мудрость. То, как Вы рассмотрели эту притчу, мне тоже нравится. Неверный в малом будет и во многом неверен, может предать. Конечно, это такой маркер. Если человек предал раз, то он может предать и еще раз, это народ прекрасно знает.

Про неправедное богатство тоже нужно правильно понимать, там говорится о житейских вещах, но не о том, как некоторые говорят: «Христос же сказал искать себе таких друзей». Там нужно действительно смотреть и контекст, и кому Христос говорил, что Он хотел донести людям, которые слушали Его тогда, в тех реалиях.

– У нас есть очень интересный вопрос: «Более тридцати лет я живу в Конго, долгое время была далека от Церкви, но вот уже двенадцать лет, как стала активной прихожанкой Православной Греческой Церкви (Александрийский Патриархат). Как вы знаете, месяц назад патриарх Теодор (она его так называет) принял странное решение – признать украинских раскольников. Здесь многие местные прихожане еще не знают об этом решении, поэтому приходская жизнь по-прежнему спокойна. Но передо мной стоит важный вопрос: что теперь делать? Крещена я была в детстве в Русской Церкви и детей своих тоже крестила в России, но дело не в этом. Как я понимаю, речь идет о верности принципам и канонам. Что же нам теперь делать? Других православных Церквей здесь нет. Понимаю, что о Причастии у греков можно забыть, но можно ли продолжать молиться с ними вместе или проводить воскресенья дома, молясь по мере возможности? И еще: надо ли информировать прихожан о решении патриарха? Должны ли они тоже сделать такой выбор?»

– Это очень непростой вопрос, на который я не смогу ответить так сразу. Я могу выступать только в роли советчика и размышлять вместе с Вами, принимать решение Вам. Сказать, что из Александрийской Церкви ушла благодать Духа Святого, – мы не можем. Да, есть ошибочное решение иерархов Александрийской Церкви.

К сожалению, сейчас происходят такие события, когда Церковь Христова и так подвергается гонениям, и так сейчас очень непростая ситуация в мире, сейчас уменьшается число христиан в некоторых странах. Наоборот, должна быть тенденция к объединению. Святейший Патриарх Кирилл всегда призывает всех к тому, чтобы мы были едины, старались поддерживать друг друга.

И тут такое антиканоническое решение – поддержать раскол на Украине, где очень непростая ситуация. Наоборот, надо бы помочь уврачевать его, а сейчас получился еще больший раскол. Раньше там было три деноминации, сейчас еще четвертая появилась – раскол усугубился. Понятно, что все люди, которые ходят в эти храмы, – обычные прихожане; может быть, они и заблуждаются, но искренне. Духовный отец мне говорил, что в первую очередь виноваты зачинщики раскола, те, кто это организовал. А обычные люди не всегда несут в полной мере ответственность за это.

У нас разрыв именно евхаристического общения. И, например, в Элладской Церкви Святейший благословил в тех областях, где епископы не приняли решение о поддержке раскольников на Украине, сохранить каноническое общение. Не знаю, как в Александрийской Церкви. Может быть, тоже есть такое, что какие-то иерархи высказались против. И если Вы находитесь в этой области, то, может быть, можно даже и причащаться. А молиться в храме – в этом нет ничего зазорного. Можно и дома молиться, можно и в храм прийти. Но в любом случае решение об участии в Евхаристии – это очень непростой вопрос. И если там нет другого храма, то эта Церковь все-таки православная (ее же не перестали таковой считать)...

К сожалению, сейчас разногласия на канонической основе. Именно верхушка, иерархия Александрийского Патриархата, к сожалению, пошла на такой шаг, который привел к еще большей боли на теле Церкви Христовой. Святейший благословил на каждой литургии молиться о единстве Православной Церкви. Я, как священник, каждый раз на литургии молюсь и думаю: «Господи, быстрее бы эта боль закончилась». Она есть не только у Вас, но и у нас. Мы вроде бы далеки от этого, это происходит где-то там, но, поверьте, эта боль отзывается в сердцах у чад Русской Православной Церкви. Мы очень молимся, чтобы как-то быстрее все примирились.

– Будем все молиться и не будем пассивными в этом вопросе. Всё, что мы можем, наверное, – это только молитва.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Становятся ли люди в настоящее время из-за любви к Богу отшельниками?»

– Да, человек, который по-настоящему полюбил, готов на романтические поступки, которые в обычной жизни не стал бы предпринимать: залезть на балкон к любимой девушке или спеть серенаду... И когда человек искренне, от всего сердца полюбил Бога, иногда он готов даже стать неким отшельником для мира. В условиях современного мегаполиса это достаточно тяжело, некоторые едут подальше.

– Мне кажется, в мегаполисе тоже можно быть очень одиноким.

– Христос сказал, что каждый человек может затвориться в своей клети, внутри себя, и даже в толпе, даже в шумном городе может уединиться. Но некоторые ищут уединения не только внутреннего, но и физического. Поэтому есть такие случаи. Я не могу сказать, что это массово, но такие люди есть, которые из-за любви к Богу решили кардинально изменить образ жизни.

– Вы знаете таких людей?

– Немного.

– Есть люди, которые реально ушли в какой-то далекий скит? Вряд ли сейчас себе кто-то выкопает пещеру.

– Вопрос не в пещере, а в том, что человек действительно оставил род своей деятельности и ушел. У меня есть знакомый, который был очень успешным предпринимателем, все у него было в порядке в материальном плане. И в какой-то момент, общаясь с одним священником (моим духовным отцом), он так сильно заразился этим, так его все это тронуло, что он постепенно снял с себя обязанности (он был директором), перевел это все на других, взял жену, детей (у него много детей) и уехал в далекую, глухую область. Он стал священником, начал поднимать храм. Многие родственники вообще в шоке были.

– А жена поддержала?

– Жена оказалась настоящей боевой подругой. Она стала матушкой, руководителем воскресной школы, собрала людей на клирос, чтобы они пели. Нужно понимать, что там было село, абсолютно индифферентное к православию, мужчины выпивали, развлечения были далеко не православные. И в таких условиях вдохновленный человек стал жить. Тоже своего рода отшельник, ушел туда из любви к Богу и старается эту любовь передать еще и другим людям.

– Нам прислали вопрос: «Мой муж считает себя атеистом, в него глубоко вошло советское воспитание, хотя он крещеный. Чаще всего он терпимо относится к моему вероисповеданию, но, бывает, на него такое находит, что начинает хулить веру. Мне, верующей, очень больно и тяжело это принимать и слушать, я начинаю с ним ссориться, плакать и говорить неприятное. Сегодня произошел такой инцидент. Его возмутило то, что я перекрестила еду на столе. Отказался есть. Конечно, мы  поссорились. Посоветуйте, как мне себя вести в подобных случаях, какие молитвы читать? Я, конечно, прочла Иисусову молитву, молитву Животворящему Кресту, но, думаю, этого недостаточно. Подскажите, пожалуйста, как мне поступать».

– У апостола об этом сказано достаточно ясно. Потому что в первохристианских общинах часто было так, что женщина христианка, а муж мог быть абсолютно светским человеком. Хотя в то время светских людей не было, это сейчас они есть. И то светскость по Конституции прописана только в двух государствах: во Франции и  России, что очень интересно. А в других странах в Конституции даже нет такого понятия, как светскость. А тогда все были более-менее религиозные. Там были смешанные семьи, где муж был каким-нибудь римским военачальником или сенатором, совершенно далеким от христианства, а жена была христианка. Мы знаем императорские семьи, где супруга была христианкой. Как они жили?

Апостол писал, что неверующий муж освящается верующей женой. Что означает «верующая жена»? Это не просто жена, которая стала одеваться по-другому, стала вести себя как-то странно в том плане, что раньше она была веселая, а теперь стала все время грустной. Раньше она одевалась как-то более-менее красиво и привлекательно для мужа, а тут черный платок надела, как монахиня, юбку в пол...

– Мяса нет, одна чечевица.

– Поведение изменилось. Чуть что – сразу пост. Муж хочет ее обнять, проявить к ней какое-то внимание, а она говорит: даже не подходи ко мне, у меня сейчас пост. Еда стала какая-то совсем убогая. И он думает: «Кто виноват? Кто отобрал у меня жену? А, так это Православная Церковь? Вот спасибо большое». От этого у многих мужчин раздражение, негативное отношение к Церкви. Поэтому как христианство должно влиять на нас с вами? Оно должно нас менять в плане любви. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: ни долгие службы, ни пост, ни аскетика, ни догматика – ничто не может заменить в христианстве любовь.

Любовь – это основное в христианстве. Все остальное хорошо, но оно прилагается. Помните, апостол писал, что такое плоды Духа? Это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие. Где Ваше долготерпение? Вы стали терпеливее к мужу относиться, с большим вниманием, как-то стали к нему прислушиваться со смирением, почтением? Он посмотрит и скажет: «Что это с моей женой? Что она такой доброй стала? Что она такая милосердная, позитивная, улыбается все время? Она стала христианкой? Что же это за вера такая, которая так хорошо меняет людей? Она так преобразилась! Раньше все время пилила меня, а тут стала таким замечательным человеком». Это настоящая проповедь. Христианство должно менять не просто какие-то наши привычки, повадки, какие-то внешние вещи, а в первую очередь самого человека, его образ жизни, как он ведет себя в социуме. Тогда это будет настоящей проповедью.

– Часто замечаю, что своим отрицательным поведением способствуешь тому, что люди вокруг тебя меняются в худшую сторону. И наоборот. И знаете, как легко вообще отвратить от какой-то хорошей мысли.

– Мы это знаем.

– Что-то не так, и уже штамп: вот православный, а как он поступает…

– Потому что по любому православному человеку судят о Церкви. И в этом есть смысл, потому что этот человек тоже часть Церкви, а Церковь – это люди. Но в отношении священников это еще более развито. Это действительно наша ответственность. И горе тому, через кого приходят соблазны. Каждый раз, когда я читаю эту фразу, мне как камнем по голове. И нам от этого очень непросто. Поэтому всем нам (и вам, и мне) нужно учиться, чтобы мы не загораживали Христа, чтобы мы пытались, даже несмотря на наши немощи, не отпугивать людей от Церкви Христовой, а, наоборот, могли сказать: «Знаешь, я, конечно, не совершенство, но вот Он – это что-то невероятное. Бог – это Тот, на Которого всегда можно положиться, Тот, Кто никогда не предаст. И у Него есть возможность изменить даже такую свинюшку, как я».

– У нас народ, можно сказать, настолько неграмотный в некоторых вещах... Мой товарищ служил в армии, его выводили перед строем и говорили: этот человек матом не ругается, не курит, с женщинами не общается так, как вы привыкли. И все говорили: «Вот это да!» И думали, что он настоящий батюшка, священник, положительно к нему относились. Один раз он просто случайно что-то такое сказал, выругался – и отношение к нему кардинально поменялось. «Ах, вот вы какие?» – и всё. Люди его восприняли изначально вот так, а он оказался не совсем такой.

– Не надо очаровываться, чтобы потом не разочаровываться. Человек, который становится священником, априори не становится святым. Человек, который приходит в церковь, тоже не становится святым.

– Он только пытается им быть.

– Да, это не оправдание, это факт. И у нас остается ворох проблем, которые мы пытаемся решить. Когда человек, оправдываясь этим, не ведет никакой духовной жизни, не хочет ничего в себе менять, он просто говорит: «Я такой, какой я есть, меня же Бог любит таким».

– Зато честно.

– Это лукавство, лицемерие, оправдание. Другое дело, когда человек говорит: «Да, я такой, у меня есть недостатки, но я буду бороться с ними с помощью вашей молитвы». Мы не можем изменить других людей, но можем с помощью Бога изменить себя. Мы можем попросить у Бога сил, и Он вдохновит нас, чтобы потихоньку сдвинуть этот заржавевший механизм, чтобы хоть со скрипом, но поехало...

– Вопрос телезрительницы: «Может ли мирянин спастись? Вот посмотреть на святых, например Марию Египетскую… Она восемнадцать лет вспоминала о вине и веселии. А у нас есть телевизоры, общение, деньги... Когда нам хоть в клеть свою войти? Как в нее войдешь? Даже в церкви не войдешь. И какая возможность спастись у мирянина? Макарий Великий плакал об огурце, который украл в детстве, а как нам тогда спасаться? Я не понимаю, как нам быть».

–  Эти примеры нам даны не для того, чтобы мы сейчас сидели и унывали, думали: «А что же нам тогда делать?» Эти примеры даны нам для того, чтобы нас вдохновлять, чтобы у нас не было жестокосердия и самооправдания.

Как же можно спастись? Этот вопрос задали Христу. Когда Христос рассказывал евангельские максимы, многие поражались. И даже апостолы, когда Он сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное, ответили: «А кто же вообще тогда может спастись? Если там такая узкая тропинка, как игольное ушко, как тогда вообще быть?» Помните, что ответил Христос? Он сказал очень важные слова, которые для нас являются вдохновением на всю жизнь: «Что невозможно человеку, возможно Богу».

Для верующего человека это очень понятно. Я не достиг особых высот в духовной жизни. И думаешь: как же я такой спасусь? Оказывается, Господь поможет, если человек верит в Него, доверяет Ему и искренне, от всего сердца попросит Его об этом... И не просто попросит; просьба должна быть подкреплена делом.

Игнатий (Брянчанинов) говорит: молитва без покаяния – пустое дело. То есть молитва обязательно должна быть подкреплена покаянием. Покаяние должно быть подкреплено изменением. Вера без дел мертва. То есть она должна быть подкреплена делами любви. Мы верим, пытаемся помогать близким, утешить кого-то, обнять, обогреть, попросить прощения, реализовать свою веру в жизни, а не просто ее декларировать. И просим у Бога: «Господи, я слабый, Ты сильный. Я в Евангелии вижу, что Ты мертвых воскрешал, Ты можешь помочь и моей умирающей душе».

Поэтому то, что невозможно нам и кажется просто недостижимым, возможно Богу. Он и не таких, как мы, спасал. Та же самая Мария Египетская. Ясно, блудница, одна дорога – в ад, а она стала святой, мы сейчас ей молимся… То, что невозможно человеку, возможно Богу.

– Вопрос: «В нашем храме нет настоятеля, окормляет нас батюшка из соседнего села. Как правильно мы, прихожане, должны выстраивать взаимоотношения со священником? Ждать, когда он сам назначит службу или напоминать ему о себе телефонным звонком?»

– Священник – это человек, у него могут происходить такие же ситуации, как у обычных людей, он может быть уставшим, может что-то забыть, может заболеть и так далее. Соответственно, если Вы не будете ему напоминать, то он может засуетиться на своих других послушаниях и что-то забудет. Если Вы ему лишний раз напишете – это, наоборот, хорошо. Конечно, напомните ему. Но, с другой стороны, если Вы знаете, что он два раза послужил, а Вам хочется, чтобы еще в третий раз послужил (когда даже праздника большого нет, а просто так захотелось), может быть, пожалеете батюшку, у него семья еще есть. Наверняка матушка его тоже редко видит… Но все оставить на произвол судьбы тоже неправильно, потому что священник может и что-то забыть, и замотаться. Напомните, в этом нет ничего плохого.

В некоторых областях действительно один священник на несколько храмов. Он объедет один, второй, третий храм. Такие реалии. Дай Бог, чтобы священников стало больше. Просто в некоторых селах пять-десять человек, и при всем желании невозможно прокормить священника, если он будет служить только в этом храме. Поэтому его назначают на несколько храмов, чтобы он мог хоть как-то свою семью прокормить (а семья у священника обычно многодетная).

– Если село большое и достаточно зажиточное, может быть, пригласить священника?

– Если село большое и селяне проявят инициативу, то они могут обратиться к владыке. Он как-нибудь посетит ваш храм. Сейчас епископов стало больше, они стали ближе к народу, и народ это чувствует. Люди стали чаще посещать храм. Приедет владыка (у него такое послушание – следить за порядком), и если в местной общине много людей, они просят священника: уж, наверное, владыка позаботится и найдет кандидата. Или, может, как в древности, народ сам предложит кандидата, скажет: «У нас есть благочестивый Иван Афанасьевич, он очень образованный, Бога любит, знает службу, хорошо читает. Он мог бы быть у нас батюшкой. Может быть, подумаете, владыка?» Может быть, он поступит в семинарию на заочный сектор – и будет у вас священник.

– Надеюсь, что мы помогли. Следующий вопрос: «Молюсь перед иконой Божией Матери «Семистрельная». И говорится: умягчи злые сердца. Молюсь потому, что хочу, чтобы невестка стала более доброй. Потому что сердце у нее, может, и не злое, но какое-то равнодушное. Как можно молиться о своей невестке?»

– Отношения свекрови и невестки – непростая тема. Многие свекрови приходят и вместо своих грехов рассказывают про достаточно серьезные проступки невесток. И, наоборот, некоторые невестки приходят и жалуются на своих сварливых свекровей. Семья – это очень непростое предприятие. Есть ближний круг – муж, жена, дети. В Священном Писании написано: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей – и будут два в плоть едину. В первую очередь муж должен поддерживать жену, жена – мужа, и хорошо, когда молодая семья живет отдельно. Но не всегда есть такая возможность, и приходится учиться правилам общежития, уважению друг друга.

Говорите, что у Вашей невестки сердце какое-то не такое... Не знаю, у нас Сердцеведец – это Христос. Он знает наши сердца, а мы нет. Мы судим по каким-то проявлениям, и, поверьте мне, далеко не всегда объективно. Вспомните, пожалуйста, почтальона Печкина, который говорил: «Почему я раньше такой злой был? Потому, что у меня велосипеда не было». Когда появился велосипед, он сразу подобрел.

Почему Ваша невестка злая? Может быть, потому, что она мужа своего не видит, Вашего сына? Может, ее быт заел? Может быть, у нее двое-трое детей, а они с мужем не видятся? И Вы, свекровь, приходите и говорите: «Давайте я посижу с внуками два-три дня, а вы съездите вдвоем в Питер, отдохните. Или на море... Или хотя бы просто сходите в театр, или ресторан, или кино. Вдвоем побудьте». Представляете? Вас невестка обнимет и скажет: «Мама, спасибо Вам огромное!»

Акафисты читать – это хорошо. Но нужно предпринимать еще и какие-то практические шаги в плане того, чтобы посмотреть, что с ней, почему она грустная? Бог может умягчить сердца, конечно. И Он касается сердец людей. Но иногда Господь ждет, чтобы и мы что-то сделали. Господь хочет именно через Вас помочь невестке. Может быть, Вы и есть подарок Божий невестке, чтобы помочь этой молодой семье. Подумайте над этим: «Чем я могу помочь детям, чтобы их семья была более счастливой?»

– Попрошу Вас обратиться к нашим телезрителям с каким-то наставлением, может быть, поучением, потому что сейчас идет Рождественский пост.

– Рождественский пост, как и любой пост, – время подготовки к великому празднику. Давайте, когда мы будем готовиться к этому и в очередной раз думать, что нам сегодня есть, вспомним о том, что пост – это в первую очередь время милосердия. Когда мы найдем наконец в себе силы и возможность совершить какие-то добрые поступки, навестить своих родственников, помочь тем, кто нас просит, проявить внимание к людям, которые находятся в тяжелых обстоятельствах, и так далее. То есть лучше поменьше и подешевле поесть, а деньги потратить на милосердие. В этом и есть смысл поста. И тогда радость Рождества Христова будет особо яркой.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать