Беседы с батюшкой. Время и вечность

23 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Епархиальном социальном отделе протоиерей Максим Плетнев.

Христос воскресе! Когда, если не на Светлой седмице обсуждать такую сложную тему: «Время и вечность»? В этом конфликте или, наоборот, не конфликте (в зависимости от того, как мы живем, так и выбираем) времени и вечности очень сложно разобраться. Действительно, Христос воскресе. Радость Воскресения Христова всех нас наполняет в эти дни. Эта радость всех подвигает к какой-то особой жизни.

Именно сегодня мы в особенности размышляем о вечности, потому что вспоминаются слова Иоанна Златоуста: «Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа?» Мы приобщаемся к мысли, что врата вечности и вечная жизнь открыты нам благодаря Господу нашему Иисусу Христу.

Вместе с этим есть такое понятие, как время, времена. Мы говорим иногда: «Не приведи Господь жить во времена испытаний, потрясений, революций», «О времена, о нравы!» В чем же разница этого понятия «времена» для верующего человека и для человека, который только считает себя верующим?

– С Пасхой Господней, дорогие братья и сестры! Со Светлым Христовым Воскресением! Наверно, эту Пасху мы ждали как никогда. Пост получился особенным из-за тех самых временных событий. Нашу тему можно перефразировать: «Временное и вечное». Сопоставление каких-то временных событий и вечных. То, что произошло на Кресте, Воскресение Христово – это вечные события, произошедшие в конкретном времени, но в то же время они и вечные. Здесь мы видим, как дивным образом время и вечность могут соединяться.

Да, в нашей жизни есть фон сегодняшних событий – то самое временное, преходящее. Непростой фон, мы живем в непростое время, а сквозь этот фон можем увидеть вечное. А вечное – это Господь, любящий нас Бог, Который ради нашего спасения умер и воскрес и тем самым дает нам возможность воскреснуть, победить смерть – победить не только физическое умирание тела, но прежде всего духовную смерть: то зло, нечистоту, грехи, которые есть в  нашей душе. Господь  дает нам возможность такого преображения и надежду на вечную жизнь с Ним.

На мой взгляд, как иконописный образ Господа, так и Пасха – это образ рая. Светлая седмица, пасхальные дни – это икона Царствия Небесного. Дивным образом  каждый год мы прикасаемся к этому образу, иконе, и  для нас немного приоткрываются царские врата в алтаре как символ открытой Церкви – рай открыт. Но это время скоротечное: к нам приступает вечное сквозь временное. Мы к этому прикасаемся и, конечно, радуемся. У христианина радость огромная.

Вы упомянули, что непросто жить во времена испытаний. Но какое время было простым в XX  и XXI веках в России? Если окинуть взглядом, то начало века – первая революция, постоянные террористические акты в России; далее Первая мировая война, революция, коллективизация, гражданская война, Великая Отечественная, непростые послевоенные годы, непростая «оттепель» как гонения на Церковь. Все времена были непростые, не было безоблачных периодов, которые укладывались бы в жизнь одного человека. Были периоды потише, но все равно человек захватывал тяжелые, непростые времена. Не знаю, как в других странах, но в России так.

Поэтому, конечно, и в трудные времена мы должны видеть вечность. Чем больше нам удается жить вечностью, тем меньше влияют на нас временные события. Как дивно бывает, когда Господь утешает человека в какие-то тяжелые моменты жизни – это соединение временного и вечного. Временное: боль, страдание. Вечное: радость, соприкосновение с благодатью, с Богом; это дает человеку удивительные моменты жизни. Это так здорово! У нас, конечно, не всегда плохие события, бывают и хорошие, и тогда еще большая радость.

Сейчас мы проживаем пасхальные дни, и надеюсь, что Господь, являясь ученикам Своим, является и нам. Тут уже зависит от того, насколько мы ученики Господни, насколько  идем за Христом, соединены с Ним в этой жизни. Насколько эта радость вечного, Пасхи, победы Христа над смертью раскрывается в нашей жизни.

– Вы упомянули о тех временах, в которых мы жили. Мы с Вами примерно одного возраста, и мы можем вспомнить очень тяжелые времена становления Церкви. Мы видели и помним разрушенные, руинированные церкви. Сейчас, смотря на восстановленные церкви, монастыри, не веришь, что это было, это на нашей памяти. Но если вспомнить время, когда вдруг все стало хорошо, то не получается ли так, что сейчас некая расплата за то, что мы расслабились? Стали сытыми христианами, спокойными, не переживаем ни за что, не творим дел милосердия, не думаем, что жизнь скоротечная, это время стали воспринимать как вечность…

– У меня был такой период, когда я задавал вопросы  тем людям, которые пережили революцию: почему они могли допустить, что произошло такое обрушение нашей страны? Потом к нам стали приезжать эмигранты, некоторые были очевидцами революционных событий, и когда я этот вопрос задал, они даже не поняли, о чем я говорю. И я тогда осознал, что стихия событий, в которых находится человек (даже то, что мы сейчас переживаем: стихия, мировой кризис, некоторые о теории заговора говорят), – это процессы, которыми обычному человеку трудно управлять.

«Насколько то, что происходит, зависит лично от меня?» – это вопрос открытый. Мне кажется, не совсем это зависит от нас. Можно говорить о судьбе Церкви как едином целом, едином народе, который может нести как единые радости, так и единые страдания. Так и народ – как единый человек. Мы видим такие библейские примеры, когда народ порой переносил испытания, может быть, даже за грех одного человека, но испытания и кару нес один народ.

Если говорить о том, что сейчас происходит, то мы не знаем, что это. «Кризис» переводится как «суд». Слово «суд» можно трактовать по-разному. Я бы сказал: «экзамен». Не то что мы виноваты, а это экзамен для нас как для народа, граждан нашего государства, Церкви, верующих людей. Это экзамен именно для моей веры: как я к этому отношусь, как я это переживаю?

Любой кризис дает еще и возможности для изменения (очень положительные моменты). Могут произойти положительные вещи с нашей цивилизацией. Есть опасные вещи, которые могут произойти, но есть и положительные. Мы же не знаем, как будут развиваться события.

Что положительного и находится на поверхности? Если говорить об обществе потребления, будет какое-то изменение, хотя бы и временное, материального бытия, материальных благ – их будет меньше, люди будут ограничены в комфорте. Мне кажется, это вполне реальный сценарий развития событий. Эта тема очень объемная, мы ее продолжим.

– Вопрос телезрителя: «Христос воскресе! Христос в Евангелии сказал: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. В покаянии у нас проблема по сей день, потому что суесловие – это не покаяние. На какую величину по времени приблизилось Царствие Небесное? Какая величина по времени еще осталась?»

– Спасибо за вопрос. Насколько я понимаю эти строки в Евангелии, Господь говорит не один раз: Царство Божие внутри вас. Вот оно: не просто приблизилось, а вошло в нашу жизнь и пребывает в нас, если мы пребываем в Боге. Уже случилось Царствие Божие, Господь уже пришел в этот мир. Мы теперь ждем окончательного Пришествия Христа и окончания тех самых времен, соединения вечности и времени в единое, окончания этого временного мира, начала вечного мира. Как это будет? Какие-то вехи нам даны, открыты, но, конечно, в полноте нам это неизвестно.

Продолжу тему про испытания. Это экзамен для нас: какие мы верующие? Если посмотреть на вызов нашей вере, то мы можем осознать, что наша церковная, современная жизнь далеко не так идеальна. Многие вещи были несовершенны, к сожалению. Что тут греха таить? Но когда они были совершенными? Скорее всего никогда. Если почитать Послание апостола Павла к Коринфянам, то уже в самом начале христианской эпохи были печальные моменты жизни. В связи с этим есть о чем задуматься, на что обратить внимание.

А вызов лично к моей вере: насколько я во Христе? Нам важно, чтобы все эти события не затмевали вечное. Нужно четко осознавать, что это временные события. Они сейчас порой очень яркие, но они уходят, и это все пройдет, окончится, наступит другое время, там будут свои трудности и тяжелые моменты.

Но что хочется заметить? Я об этом уже говорил и еще раз подчеркну. И в это время Господь может дивным образом нас утешать. Его любовь может проявляться к каждому верующему чудесным образом. Это  может раскрываться сейчас очень ярко: вроде бы тяжело, а в то же время Господь так порой проявляет Свою любовь к верующему человеку, что можно только прославить Бога, Его любовь, милосердие к нам, грешным.

Каждый день я вспоминаю одну фразу, которая помогает мне жить: «Верующему человеку все содействует ко благу». Когда я не могу сходить на литургию,  каждый раз эти слова вспоминаю. Вначале я переживал очень серьезные испытания и искушения, но вспомнил слова преподобного Амвросия Оптинского, когда он утешал одного батюшку: «Не переживай, что у тебя на литургии нет прихожан. За каждого из них приходит и молится его ангел-хранитель, и у тебя полный храм ангелов-хранителей». Я тогда подумал, что преподобный Амвросий сказал это в утешение какому-то батюшке, но и всем нам. Это совершенно удивительные вещи. Если я не сумел пойти в храм, то мой ангел-хранитель был в храме.

– Здесь есть еще очень важный момент об испытании: как это отражается на церковной жизни. Мы можем говорить о некотором разделении в Церкви. Если брать крайние партии, то есть те, кто выступает за строгую изоляцию: вирусы – это очень страшно, и мы не должны  ходить в храм ради любви к другим людям, чтобы не заразить их. И не заразиться. Другая партия  говорит о том, что это открытые гонения на Церковь, вирус вирусом, но нужно быть в храме. И в какой-то момент эти партии переходят черту и начинают друг друга осуждать.

Апостол Павел говорил про пост: те, кто не постится, пусть не осуждают постящихся, а те, кто постится, пусть не осуждают непостящихся . Так и здесь. Те, кто считает, что это гонения и надо быть в храме, не должны осуждать тех, кто считает, что надо проявить свою веру и любовь и не идти в храм. И наоборот: те, кто не идет в храм, не должны называть тех, кто в храм пришел, предателями, убийцами. Чтобы мы осознавали, что мы все – Церковь. Мы разные, в Церкви могут быть разные точки зрения. Это не значит, что кто-то прав, а кто-то не прав.

– Вспоминается в связи с этим пасхальное слово Иоанна Златоуста. У Иоанна Златоуста есть еще одна замечательная фраза: гордыня свидетельствует о скудоумии.

Вопрос телезрительницы: «Я вам благодарна. Мне 57 лет, а я недавно узнала, что есть вечная жизнь. Я обрадовалась и одновременно испугалась. До этого я считала, что каждому человеку выделено столько-то лет: кому-то семьдесят, кому-то сто. И вот кончится наша жизнь, что мы скажем? “Пять лет с соседями ругалась, десять лет болела, двадцать лет судилась…” У меня всегда была такая идеология, что надо жить сейчас: вот весна пришла, соловьи прилетят,  а мы не ценим этого, мы ругаемся. Скажите, пожалуйста, я права, что нам выделено определенное количество лет, чтобы понять что-то и уже ценить это?»

– Сколько нам выделено, только Господь знает. Мы можем со своей позиции говорить о православном взгляде на смерть человека: смерть – не случайна, это итог. По обстоятельствам смерти можно говорить о том, как человек жил. Порой очень четко можно определить, как человек жил. Здесь очень многие вопросы заострились.

Мне кажется,  очень важно осознание вечности и временности. Какой приоритет в моей жизни? Действительно, есть опасность смерти, но насколько для меня эта опасность смерти покрывает мое стремление к Богу и является вызовом для проявления моей веры?

Какой вообще приоритет? Если приоритет – физическое здоровье и высшая ценность – жизнь человека, то мы видим одну конфигурацию мира, жизни в миру, мироустройства. А если приоритет – Христос, то устройство мира и взгляд на этот мир становятся другими. Мне кажется, можно очень четко осознать: «Что для меня является приоритетом? Христос или земное бытие?» Это сейчас как лакмусовая бумажка. И наша задача – не осуждать, а стараться всех любить, особенно когда бывают какие-то яркие дискуссии. Хорошо бы, чтобы люди учились дискутировать. А что значит дискуссия? Значит, я принимаю возможность другой точки зрения, и она может быть правильной. Я это допускаю, хотя если дискутирую с полным убеждением, что я прав, то дискуссия невозможна. Это очень важный момент – допускать: а вдруг я ошибаюсь? Я вроде бы убежден в чем-то в вопросах сегодняшнего дня, но тоже могу в чем-то ошибаться. Поэтому надо аккуратно дискутировать: со спокойствием, с любовью, с миром. Тем более в пасхальные дни. Слава Богу, Господь нас посетил.

– Это удивительно.

Люди сейчас, находясь в самоизоляции, обращаются к психиатрам, потому что уныние становится безбрежным, так как есть привычка получать от жизни необходимые удовольствия (даже не совсем лишние, просто те, к которым люди привыкли). Люди обращаются к психиатрам, а обращаются ли они к Церкви?

– Не совсем так. Сейчас возможность коммуникации несколько затруднена.

– По телефону.

– У нас в храме есть дежурный, но звонков именно с такой проблемой не было. Раньше человек приходил в храм с болью, с трудной проблемой. Он шел прямо в стены храма, искал помощи у Бога и священников. А сейчас это затруднительно. Но мы с вами открываем новые возможности в электронном формате, онлайн.

Я являюсь руководителем Координационного центра, который занимается помощью зависимым людям, и хотел бы рассказать немного о нашей сегодняшней работе. Мы перешли как раз в онлайн-формат. Реабилитация у нас была в амбулаторном формате: люди каждый день приходили на занятия. Не было проживания в наших реабилитационных центрах. Такой формат позволил нам полноценно уйти в реабилитацию в Интернете. Я предполагаю, что к нам будут обращаться как раз люди зависимые, потому что любое социальное потрясение в любую эпоху увеличивает количество зависимых. Начинается, по сути, эпидемия химической зависимости (алкоголизм или наркомания).

– Вопрос телезрителя: «Бог зависит от времени?»

– Господь от времени не зависит, ибо Господь время и сотворил. Время зависит от Бога.

– Вопрос в связи с реабилитационными мероприятиями, которые проводит ваш фонд «Фавор». Я знаю, что много людей, которые раньше не употребляли спиртные напитки в таком количестве, раскупают алкоголь и в условиях самоизоляции не считают это чем-то особенно опасным. Я был удивлен, что в некоторых городах сократили время продажи спиртного до семи вечера, а в некоторых запретили продажу крепких алкогольных напитков. С одной стороны, общество видит эту опасность. С другой стороны, наверное, сейчас появится гораздо больше людей, зависимых от алкоголя. Я уж не говорю о наркомании, потому что сейчас есть проблемы с распространением наркотиков, как мне говорят друзья-полицейские. Но наркомания тоже ведь никуда не девается.

– Например, в Москве более строгие меры (электронные пропуски), но наркомана этим, конечно, не остановить. К сожалению, эти люди в состоянии обострения заболевания (а химическая зависимость – это и болезнь, и грех одновременно) свернут горы, пропуски и кордоны их не остановят. Мы ожидаем всплеска и алкоголизма, и наркомании. К сожалению, очень сложная психологическая обстановка. Много говорится об эпидемии в медицинском понимании. Слава Богу, есть вера.

Есть различные Telegram-каналы, один из них – «Незыгарь», что по-белорусски значит «антифашист», если я не ошибаюсь. Это один из самых популярных политических каналов. В начале всей этой истории там был задан вопрос, запретить ли службы в храмах, чтобы остановить эпидемию. У канала более трехсот тысяч подписчиков, и сам канал к Церкви относится не очень хорошо, на мой взгляд. Вот какие были результаты: 88% за то, чтобы запретить службы в храмах, 12% – против. Думаю, 12% – это верующие люди. У нас же нет серьезной статистики, сколько у нас верующих. Я предполагаю, что как раз процентов десять-двенадцать – верующие люди, сознательно верующие во Христа. Это замечательно, что такие люди есть. А есть основная масса, которая далека от Христа.

Бывает, после службы я восклицаю: «Слава Богу, что у нас есть храм! Как здорово помолиться, какое чудо – церковная служба!» Я все время скорблю, сколько же бедных людей, которые живут вне этого. Как же они живут без этого? Как вообще можно жить без этого чуда, этой радости, без этой любви Божией, воплощенной в нашем богослужении, в нашу церковную жизнь во всей ее полноте?

Людям верующим, мне кажется, легче переносить всю эту историю. А для людей, которые веры лишены (а их большинство), с психологической точки зрения это все шок. Слава Богу, пока нет явных проявлений массовой агрессии, чего тоже можно было бы ожидать. Слава Богу, реакция пошла вне этого поля, но депрессивные состояния развиваются. Люди просто не привыкли к такому, они не знают, как жить с самим собой. Они включают телевизор, а там чернуха. Она была и до эпидемии, а сейчас расцвела. Там один негатив. Я удивляюсь, есть же какие-то разумные люди в СМИ, которые должны заботиться о психическом здоровье наших сограждан. Надо же какой-то позитив давать, люди устают от негатива. Люди хотят какой-то радости. Да, есть эпидемия, но есть же и радость. Господь-то есть в этом мире. И Господь есть радость. Человек может не видеть Бога, но может видеть ту радость, которую Бог дает. Солнце, прекрасный мир, весна – это же все творение Божие. Хотя бы отраженного Бога увидеть в этом мире, не видя, не осознавая, что это Бог, просто чувствуя, что это радостно, это здорово, это хорошо. Мне кажется, когда человек видит добро и радость, это уже видение Бога, но еще неосознанное. Мы с вами счастливчики. С нами Господь, дорогие мои.

В свое время мы с одним другом (сейчас он протодьякон) молодыми ребятами были на острове Залит у отца Николая. Остров Залит – это такая «рыба-кит», он весь покрыт домиками.  Посередине есть перекресток. Если на него встать, то видно, что концы улиц упираются в воду. Отец Николай встал посередине и говорит: смотрите, вокруг вода, вокруг беда. Но при этом есть и радость. Есть удивительные вещи в этом мире. Соприкосновение с этой радостью, с тем же отцом Николаем. Настолько удивительный был батюшка! Помню, в первый раз попали туда под вечер, негде было ночевать. Мы искали приют, ходили по домам. Наконец нас пустили на сеновал. Это было после всенощного бдения, мы готовились к литургии. Я говорю: вот, брат Геннадий, наверное, здесь не ступала нога иностранца. А потом оказалось, что на этом сеновале были какие-то англичане, которых сюда москвичи завезли. В смысле, те пошли на службу, а эти там так и остались, ничего не понимая.

– Жизненный опыт всегда нас радует такими откровениями. Наверное, чудо – это как раз такие рассказы.

Вопрос телезрительницы: «Человек, покидая этот мир, попадает к Богу. Церковь учит, что над ним совершается суд Божий. А при всеобщем воскресении тоже будет суд Божий. То есть два суда?»

– Суд, который мы переживем после кончины нашего тела, так и называется – частный, а потом будет всеобщий (Страшный суд). Все это у нас впереди. Они разные. Последний, Страшный суд, будет окончательный. Ему будет предшествовать всеобщее воскресение, мы обретем свои тела, и все люди будут разделены на две большие группы: праведников и грешников, на овец Божиих и на козлищ, как говорится в Священном Писании.

А до этого люди, умирая, попадают в ожидание общего суда. Но этот суд еще может меняться, в том числе по нашим молитвам. На том свете нет покаяния, человек не может измениться через изменение себя, но молитвы людей, живущих здесь, на земле, могут менять мою участь. И дела, которые я сделал. Как камень, брошенный в воду, пускает круги, так и наша жизнь, наши дела. Они могут менять мою жизнь. Эхо моей жизни, моих поступков может менять жизнь в худшую и в лучшую сторону.

У нас есть два предания. Они не являются однозначными и не противоречат друг другу. Одно предание – о мытарствах, и там вообще нет встречи с Богом. Частный суд выражен через прохождение испытаний. Если оно неудачно, то темные духи влекут душу несчастного в ад. А другое предание – учение о третьем, девятом и сороковом дне. Это особые дни встречи с Богом. Предание есть, а как на самом деле, мы все с вами узнаем рано или поздно. На самом деле они не противоречат друг другу, а, на мой взгляд, дополняют друг друга. Это же только образы.

– Мы знаем только о том, что молитва обладает такой силой…

– Конечно, не только молитва, а любовь, выявленная в нашей молитве.

–  Все время вспоминаю, как молилась одна девочка в храме: «Господи, помилуй меня Твоей любовью и благодатью». Мне это очень понравилось, и я сам стал так молиться.

Мы говорим о зависимых людях. Зависимых людей настолько много, что никто из нас не может сказать, что он не имеет зависимости или созависимости. С этой бедой каждый из нас сталкивается в своей жизни, и даже неоднократно. Хочу спросить, что должна сейчас делать семья? Семья сталкивается с проблемой изоляции. И ведь семья не подозревала о том, что эта беда может прийти.

– Срочной помощи мы не оказываем. Мы готовы оказывать реабилитационную поддержку. Она заключается в духовной и психологической поддержке.

– Можно позвонить.

– Можно позвонить. Дорогие братья и сестры, вот возможности, которые дает кризис. Кризис пинком выкинул нас в виртуальную реальность, в Интернет. Теперь мы открыли реабилитацию онлайн. Она идет на двух платформах – в видеоконференциях в Zoom; каждый человек по компьютеру или телефону общается в группе.

Zoom – это интернет-платформа, программа, которую можно скачать на свой телефон или компьютер и с ее помощью участвовать в видеоконференциях. Поток не обрывается, очень удобно в нем работать.

– Для нас ценно, что мы вынуждены были перейти на такую работу, для нас это новая программа. Конечно, она будет отличаться от обычной амбулаторной программы. Мы сейчас будем ее нарабатывать, но процесс уже идет, реабилитация идет. К нам теперь можно обращаться из других регионов. Если раньше, чтобы участвовать в нашей реабилитации, надо было проживать в Петербурге и ходить каждый день на наши занятия, то теперь можно жить в любой точке не только нашего государства, но даже и мира. Для этого нам надо позвонить, дорогие братья и сестры. Также мы помогаем родственникам. У нас две группы в неделю для родственников. Посмотрим, как будет дальше складываться. Когда мы вернемся в реальную жизнь, надеемся, нам удастся оставить и эту реабилитацию, и мы будем работать уже в новом формате.

Телефон: 8-911-170-54-04. Первое, что надо сделать, – позвонить по этому телефону, начать общение, и вам окажут помощь. Также можно посмотреть наш сайт favor78.ru, изучить подробную информацию о нас, понять, чем мы занимаемся. Там, конечно, про интернет-реабилитацию еще нет, поскольку это новая история. Там про амбулаторную реабилитацию, но все принципы сохраняются.

– Это хорошо еще тем, что человек может преодолеть некий ложный стыд, который часто ему мешает, а потом уже будет легче общаться очно.

– Здесь есть и плюсы, и минусы. Живое общение более терапевтически ценно и интересно. Мы будем искать инструменты мотивации. По Интернету – это другая история, но это тоже интересно для нас. Самое главное,  иногородние могут свободно участвовать в этом, не выезжая даже из своего региона. Дорогие мои, если вам или вашим родственникам нужна наркологическая помощь в преодолении алкоголизма и наркомании, обращайтесь к нам, звоните по телефону. Мы постараемся вам помочь. У нас благотворительная помощь, то есть безвозмездная.

– Мне еще очень нравится то, что на Вашей странице каждый день можно молиться вместе, в группе, вечерним правилом.

– Тридцатого числа объявили о самоизоляции в Петербурге, а 31-го мы подготовились и перешли на интернет-работу. Вдруг мы увидели, что это здорово. Конечно, люди переживали, это все тяжело... Конечно, мы подумали о прихожанах. Зависимые имеют возможность общаться и поддерживать друг друга, их поддерживают психологи, а прихожане этого не имеют. Мы решили в этот же день молиться вечерним правилом. Дорогие братья и сестры, можно присоединиться к молитве на моей странице в группе «ВКонтакте». Каждый вечер в 22.00 мы собираемся и начинаем молиться. Мы взяли с матушкой правило до конца карантина.

– Большое спасибо за столь подробные и интересные ответы, тема «Время и вечность» прозвучала сегодня в полной мере.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать