Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым

22 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Так совпало, что в это воскресенье  у нас память сорока Севастийских мучеников.

– Я тоже на это обратил внимание.

– Как-то Господь усиливает значение этого дня, потому что некоторые люди смущаются, что большая часть жизни прошла вне Христа: «А простит ли Бог, примет ли?» И вот пример одного из этих мучеников нам показывает, что Господь даже пришедшего в последний момент готов принять.

– И сегодня Евангелие читалось о том, как хозяин виноградника призывал работников и все получили одну награду.

– Может быть, это как-то воодушевит тех, кто смущается.

– Будем надеяться.

– Господь сказал: не заботьтесь о завтрашнем дне. Как правильно понимать эти слова, ведь часто сегодня приходится делать то, что будет необходимо в будущем?

– Совершенно верно. Но в данном случае под заботой имеется в виду излишняя попечительность, которая свидетельствует о маловерии. Если человек научится возлагать всю надежду на Бога, он убедится, что Господь Сам заботится о человеке. Если на первом месте у человека молитва, пост, покаяние, Святое Причащение, Господь помогает устроить и всякие земные дела.

– Сейчас, в связи с непростым состоянием всего человечества, люди начинают иногда и паниковать.

– У всех разные характеры. Это в основном свойство психики, с одной стороны. А с другой стороны, есть такой момент – движение толпы заразительно. Это можно наблюдать во времена революции или войны, каких-то острых ситуаций, когда психика выходит из спокойного состояния и бывают такие истерические реакции...

– Вообще наша жизнь отличается таким паническим состоянием, потому что из одной крайности в другую люди иногда мечутся в надежде подстраховать себя на будущее: где-то соломку подстелить, где-то что-то себе обеспечить. И, как правило, Господь все это нивелирует по-Своему, по-другому.

– Да, потому что тут ведь главное даже не сам вирус, а вся эта усиленная кампания по всему миру, какие-то технологии управления большими массами людей.

– Мы будем молиться всей Церковью, как благословил Святейший.

– Да, но вообще всегда Церковь и молится о мире всего мира, ничего тут особо нового нет.

– Если вспомнить, за последние триста лет мы уже несколько раз проходили этот сценарий, и каждый раз Господь нам показывал, где выход из данной ситуации.

Вопрос телезрительницы: «В молитве Ефрема Сирина я не понимаю значение слова "любоначалие". Что это такое? Объясните, пожалуйста».

– Очень просто. У этого слова два корня: «любо» и «началие». Это любовь к тому, чтобы начальствовать. Отдельные люди очень любят быть главными, и среди детей это встречается в такой форме: «Я первый». – «Нет, я первый». Конечно, и наше общество это поощряет всякими детскими конкурсами. А бывает, и мамаша в доме так делает.

Мне тут давеча брат с сестрой пожаловались на свою маму: она сама пенсионного возраста, а хочет, чтобы ее взрослые дети ее во всем слушались. Это просто смешно и даже гибельно. Но она не понимает, хочет, чтобы она все контролировала. А это, конечно, большая ошибка. Потому что Господь учит нас другому: «Научитесь от Меня, ибо кроток и смирен сердцем». Поэтому в любоначалии ничего хорошего нет. Обычно любоначальный человек бывает плохим начальником, а хорошим начальником бывает тот, которого выбирают те люди, которым это поручено: подобрать человека на такую-то должность. А те, которые во что бы то ни стало лезут вверх, обычно плохие начальствующие.

– Особенно в семье человек пожилого возраста с высоты своего жизненного опыта видит ошибки более молодых и хочет им что-то подсказать.

– Дело в том, что сам этот человек совершал ошибки.

– Он их уже осознал.

– Надо дать возможность другим тоже поучиться.

– На своих ошибках?

– Да, на своих в том числе. И эта страсть к начальствованию – это уже ошибка.

– Так всегда говорят: «Я ж хочу помочь, хочу их предостеречь».

– Нет, это на самом деле камуфляж. На самом деле действует не желание помочь, потому что главное, в чем человек может помочь, – оставить их в покое, не превращать их жизнь в ад.

– Следующий вопрос: «Я вижу катастрофические ошибки, которые совершает молодая семья, воспитывая своих малолетних детей. Я знаю, к чему эти ошибки могут привести. И что мне делать: устраниться или все-таки попытаться до них донести, что они не правы?»

– Они же это не принимают, возникает скандал, что маленьким детям очень вредно, ради которых это все совершается.

– Но, чтобы что-то донести, начинают давить, иногда шантажировать.

– Я с этим постоянно сталкиваюсь. Приходит женщина в годах и начинает рассказывать то про сноху, то про сына и так далее.

– Следующий вопрос: «Можно ли считать постом тяжелую болезнь? Или пост – это все-таки добровольное самоограничение?»

– Можно ли считать велосипед автобусом? Можно. На здоровье. Только автобус будет бесплатный. У нас в Москве, например, появились платные велосипеды. Платишь за поездку и ездишь, и не надо покупать велосипед, его где-то хранить, все в порядке, управляется он по телефону.

Считать-то можно, но это же разные вещи. Конечно, когда человек заболел, он приобретает некоторые качества души, очень похожие на те качества, которые человек приобретает во время поста. В этом смысле, когда человек заболел, он некоторым образом компенсирует недостатки своего поста. Это абсолютный факт. Но также и любые христианские делания и подвиги взаимосвязаны. Любое христианское движение – в нем и смирение, и терпение, и мужество, и другие качества. Поэтому в этом смысле можно так сказать.

– Нередко болезнь бывает началом обращения человека ко Христу. Таким призывающим действием…

– Да, конечно. И потом, бывает, болезни прямо связаны с постом. Например, диабетику неполезно есть мучное и сладкое, приходится себя ограничивать. А что такое ограничения? Это воздержание. А удерживать свой язык – это тоже воздержание. Вот так одно и то же качество приобретается разными путями.

– То есть Господь помогает человеку, может быть, на начальном этапе его христианской жизни научиться сдерживаться.

– Да. Я сейчас был в одном медицинском учреждении, и там медсестра раз шесть говорила: «Главное – здоровье». Я знаю такую присказку советского человека, что главное – здоровье. Поэтому Господь на какое-то время здоровье отбирает, чтобы человек приобрел христианские черты.

– Взглянул на жизнь иначе.

– Ну, раз главное – здоровье, мы это главное отодвинем в сторону. Если бы человек говорил, что главное – это деньги, Бог попустил бы ему зарплату потерять в том же самом автобусе.

– Вопрос телезрительницы: «Третий месяц с трудом молюсь, все утреннее правило растягиваю почти на два часа; потом начинаю разговаривать с Господом (после молитвы). Что мне делать? И второй вопрос: не хочется читать Ветхий Завет, читаю Евангелие. Можно ли?»

– Можно, потому что для многих людей Ветхий Завет очень уж трудное чтение, не по уму. Поэтому ничего страшного. А вот Евангелие читать все-таки надо понуждать себя. То же самое с молитвой. От времен Иоанна Крестителя Царство Божие нудится, и только употребляющие усилие восхищают его. Надо себя понуждать и на молитву, и на добрые дела, и на чтение Евангелия, и на приход в церковь по воскресеньям для причастия Святых Христовых Таин. И если Господь увидит в Вас усердие, он даст и ослабу: будет легче молиться.

– Мне иногда люди жалуются, что от частого понуждения наступает какое-то охлаждение в вере; как от усталости. Такое действительно возможно или причина этого охлаждения иная?

– Дело в том, что когда человек только обращается к Богу, Господь дает ему призывающую благодать, и за счет этой благодати совершаются постоянные чудеса, Господь человека как бы нянчит как младенчика. И все удается, молиться бывает легко, с радостью. Даже есть такой феномен (кто внимательный, наблюдает): незнакомые церковнославянские слова вдруг становятся понятными, хотя человек ни в какой словарь не заглядывал. А в наше время, когда мы были молодые, вообще словарей не было, попробуй словарь Дьяченко где-то найди... Я помню, когда он мне попал в руки, я просто был рад безмерно. И что же? Вдруг вчера не понимал слово, сегодня понял, что-то в уме произошло. Конечно, это Господь помогает.

– А потом?

– А потом, со временем, когда человек немного повзрослеет духовно, Бог ему дает возможность самому потрудиться. Дает именно тогда, когда верит человеку, что тот готов, и дает возможность ему самому показать свою верность. Уже его убедили и многими чудесами, он укрепился в вере, он уже отрок...

– Должен уже начать своими ногами ходить.

– Да, конечно. А так что – всю жизнь в колясочке лежать?

– Многие мечтают.

– Нет, попробуй уложи, так и побегать захочется.

– Следующий вопрос: «Является ли грехом то, что я люблю, когда меня жалеют, и сам создаю для этого ситуации?»

– Конечно. Потому что добродетель в противоположном – когда ты жалеешь других, и каждая ситуация, когда нужно человека пожалеть и словом, и делом, для Бога приемлема. Как в притче о милосердном самарянине, в конце которой есть такие слова: «Иди и ты твори такожде».

– Хочется человеку быть в позиции того, кого жалеют.

– А хочешь быть израненным разбойниками и ограбленным?

– Да, возможно, что одно с другим неразрывно связано.

– Можно попасть в эту ситуацию.

– Вопрос телезрителя: «Я прочитал про Севастийских мучеников. Откуда такая жестокость? И почему Господь Бог может меня за что-то наказать, если я хорошо себя веду и не грешу перед Ним?»

– За гордость, например. Гордый человек может хорошо себя вести, ставить сам себя себе в пример, и еще большая мерзость – ставить себя в пример другим, иногда даже вслух. Не так, как Господь заповедал, что, если и исполнишь все, говори про себя: «Я раб негодный есть». А тот говорит вместо этого: «Я хорошо себя веду». Надо же лечить такого человека, потому что Бог гордым противится, а дает благодать только смиренным. А спасает только благодать. И как же такому человеку ее дать? Только его смирив – вот и все.

– И возникает обида на Бога: я же все правильно делаю, а мне...

– Ну, ты аккурат уже стал фарисеем. Это неплохо, но это еще не путь в Царство Небесное, ты только подошел к черте. Следующий шаг – ты должен принять Христа, а можешь стоять на месте и кричать: «Распни, распни Его». При всех твоих милостынях, при всех твоих молитвах.

– Для этого нужно обидеться на Бога, чтоб так кричать.

– Да, разное бывает. Вот мы говорили об инстинкте толпы. И такое явление существует. Психологи это знают, даже какие-то научные наблюдения есть.

– Но люди пытаются угодить Богу именно какими-то своими поступками.

– Смотря какими. Надо всегда видеть мотивацию поступка. Внешне вроде так, а на самом деле человек это делал для своего прославления, например. А Богу нужно исключительно качество души его чад, поэтому человек (как существо умное) старается это подменить. Фарисейство – это подмена угождения Богу: он вместо качеств души, которые безобразны, подставляет свои мнимые дела. А святые говорили, что добрые дела вне Христа – это дела злые, они просто вредят душе. Формально это доброе дело, вроде я ближним помогаю, а приглядишься через лупу – да он не ближним, а себе помогает.

– Ближние тоже от этого какую-то пользу имеют – от того, что я, например, творю.

– Может быть, они и имеют пользу, но сам-то человек пользы не имеет (тот, кто все это организовал).

– То есть человек самообольщается?

– Абсолютно точно. Лучше и не скажешь.

– Это апостол Павел сказал про самообольщение, я только повторил.

– Очень удачно повторил.

– Следующий вопрос: «Я не верю в суеверия, но ради мира в семье могу ли  следовать им чисто внешне?»

– Ни в коем случае.

– То есть таким образом человек предает...

– Во-первых. А во-вторых, зачем? Сказано в Писании: рассыпет Господь кости человекоугодников.

– Тут, видите, ради мира…

– Это плохой мир.

– То есть цена этого мира...

– ...целиком отрицательная.

– Один человек уверовал, а вся семья еще нет, они живут прежними своими ценностями и, соответственно, его к этому призывают, чтобы он тоже от семьи не откололся.

– Хорошо, я призываю семью не откалываться от меня, а также от Святой Троицы и от Матери Церкви, которой мы, русские люди, обязаны и государством, и нашей высочайшей культурой. Это целая цивилизационная культура. Все дала Церковь  – начиная от украшения наших городов замечательными, не похожими одна на другую церквями... Это я говорю о том, что вообще всем заметно. Это невозможно пропустить хотя бы зрительно.

– Но особенно если в семье кто-то из молодых начинает ходить в церковь, старшее поколение начинает против этого восставать.

– Бывает, но не всегда. Я в своей семье тоже первый начал в церковь ходить, хотя послала меня мать. Но не было никаких эксцессов; наоборот.

– И молодой человек оказывается в состоянии такого противостояния – семья ставит ультиматум. Я просто реально сталкивался с такой ситуацией.

– Конечно.

– И тоже приходит, в глазах слезы: «Ну что мне делать? Я не могу не ходить в церковь, мне Бог дорог».

– Потерпеть какую-то часть времени или просто собрать вещи и сказать: «Извините, раз вы меня гоните, я ухожу, до свидания. Телефон я не буду менять. Если захотите меня позвать (и этот день не совпадет с двунадесятым праздником), я приду. А если позовете на Рождество, я не приду, потому что с утра служба». И все.

– Следующий вопрос: «Батюшка, научите, пожалуйста, как умом и сердцем всегда предстоять перед Богом?»

– В формате нашей передачи это невозможно. Блаженный Августин, если я не ошибаюсь, сказал: «Люби Бога и делай что хочешь». Если возлюбить Бога так, как  Он нам заповедовал (всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею), то все поступки будут исходить из этого. Тогда будет и предстояние перед Ним, и что угодно. Если кратко.

– В общем, нужно именно возлюбить.

– Конечно, потому что человек что-то может делать, но только по любви. Например, представьте себе педагога, который не любит детей, или доцента, который не любит студентов. Ну и что это за преподаватель? Могу ответить: плохой.

А преподаватель, который не любит свой предмет? Плохой. Или, допустим, ленивый крестьянин? И так во всем.

– Когда человек говорит: «У меня не получается полюбить Бога всем сердцем», – в чем причина?

– Причина в том, что полюбить Бога можно, только познав Его. Поэтому надо внимательнее прочитать Нагорную проповедь.

– Или человек не хочет поступиться чем-то своим?

– Это можно выяснить на исповеди, пока он еще рот не открыл: на лице-то все написано.

– Вопрос: «Как отличить осуждение от здоровой критики, указания человеку на ошибки?»

– А кто тебя поставил судьей над человеком, чтоб так «здорово» его критиковать? Ты вообще, сынок, кто такой-то? В твоей критике нет ничего «здорового», только гордость и самовозвышение. Больно будет падать. Надо его об этом предупредить.

– Слово может сразу оправдать человека.  Есть, знаете, «праведный гнев». Так, люди говорят: «Гнев – это грех, а если праведный, то уже все хорошо».

– Когда будешь праведником, может быть, у тебя это получится. У меня, например, не получается такого гнева. Я даже не знаю, в какую сторону плыть, чтобы доплыть до праведного гнева. Поэтому лучше все-таки безгневие.

– Вопрос телезрителя: «Вопрос по поводу коронавируса. Сейчас, по-моему, в Греции закрываются храмы, и в Иерусалим могут даже не пустить на встречу Благодатного огня. А если, не дай Бог, кто-то из-за океана предложит нам всеобщую вакцинацию (вы поняли, о чем я)? Как к этому (то есть к нанесению печати антихриста на правую руку, лоб, как сказано в Апокалипсисе) относиться?»

– У нас в начальной школе говорили так: «А если б да кабы, тогда во рту росли б грибы, тогда бы был не рот, а целый огород». Почему-то так говорили. Разве в огороде грибы растут?

Сейчас можно намечтать что угодно, если уж совсем делать нечего. Лучше что-нибудь полезное поделать: шкафы разобрать, полы протереть. Потом не забудьте вымыть руки.

– Вопрос: «Дорогой батюшка, разъясните, пожалуйста, как правильно готовиться к исповеди, если причащаешься каждую неделю? Исповедуешь несколько раз свои грехи, а потом начинаешь копаться в себе и размышлять: что бы такое еще найти в себе греховное? И так повторяется каждую неделю. Нет ли занудства в таком копании в себе и выискивании новых грехов? Или это правильное внимание к себе, так и надо для спасения души?»

– Исповедь – как сдача анализов в поликлинике. С какой целью? С целью поставить  диагноз. Если человек ставит себе диагноз и этим заканчивается его выздоровление, то это просто смешно: цель-то – выздоровление, а после постановки диагноза должно быть лечение, определенная терапия. Поэтому нужно от исповеди каждый раз переходить к покаянию, с Божией помощью вступать в беспощадную борьбу с грехом.

Когда снимется первый слой греха, Вы просто увидите следующий слой, потому что наша душа слоями выстлана грехами. Поэтому если Вы каждый раз рассказываете о тех грехах, которые лежат на поверхности, то до второго слоя даже не дойдете, а там не одна дюжина. Можно всю жизнь одно и то же повторять. Действительно, более противного занудства на свете не существует.

А если Вы будете снимать слой за слоем, тогда дойдете до дна и будете совершенно очищены от грехов благодатью Божией.

– То есть причина в том, что человек, хотя и диагностирует свою болезнь, ничего не делает?

– Не кается. Одно дело – исповедь, а другое дело – покаяние. Надо разобраться, почему это два разных слова. Люди их путают.

– Нередко люди даже плачут, исповедуя свои грехи в сильном, серьезном душевном раскаянии.

– Раскаяние – это еще пока душевное: на это особенно указывают слезы. А что такое покаяние? Допустим, я болтун. Покаялся (можно со слезами). Сейчас воскресенье. С понедельника я молчун, а во вторник замечаю, что мне и говорить-то не хочется. Вот это покаяние. А в среду я даже забыл, что был болтуном. Вот и все: был грех – и нет его! Бог очистил. И вижу в себе другой грех.

– Тщеславие.

– Например. Тщеславие все время дежурит и смотрит, чтобы, как говорили святые отцы, наш корабль потерпел крушение уже в гавани. «Все, шторм нам не страшен!» – Тщеславие – раз! – в виде рифа, который под поверхностью, и – бум! – человек идет на дно.

– Как не пойти на дно в гавани, батюшка? Ведь тщеславие действительно подкарауливает на каждом шагу.

– Надо всегда помнить о рифах, если ты на корабле, и о тщеславии, быть очень внимательным. Подвижническая жизнь – это жизнь со вниманием к себе. Как сказал Господь Антонию Великому: «Антоний, себе внимай!»

– Вопрос: «В молитве “Отче наш” говорится, что если человек простит долг, то Бог простит и его долги. Можно ли понимать это буквально? И какие долги Бог прощает человеку?»

– Грехи.

– То есть мы прощаем человеку его прегрешения, направленные против нас, а Господь изглаживает наши?

– Нет, просто Господь избрал такую поэтическую формулу, чтобы нам было понятнее. Это сказано людям, которые жили две тысячи лет назад, поэтому Он облек свою молитву в такую житейскую приточную форму.

Все наши грехи перед Богом просто смешны. Что значит «прощение греха»? Это значит, что Господь Своей благодатью делает грех небывшим. Это может осуществиться только для человека, который достиг любви Божией. У него грехи обычных людей, которые живут, кипя в адском котле нашей земной жизни, исчезают. Это называется в данной молитве прощением. А не то что Господь ставит туда – «галочку», а сюда – «крестик» и считает: «Ты этому простил? Молодец! Плюс. А этому не простил? Минус». Такой процедуры нет.

Речь идет о том, что человек за свою христианскую жизнь стал другим. Был жадным, подлым, хвастливым, завистливым, а теперь ничего этого нет.

– Батюшка, Вы сказали про слои грехов. В верхнем слое лежат крупные камни, а потом – все мельче и мельче, и человек вдруг видит: их – как песка морского!

– Бывает, на дне лежит гордость. Камень – с этот стол! А человек даже не подозревает.

– Так он замаскирован?

– Человек думает, что сметанки много положил в борщ.

– И Бог обиделся.

– Да. Или съел коржик, на обертке которого потом прочел, что кто-то ему туда положил сливочное масло (четверть ложечки на двести граммов). И вот он убивается. И на исповеди: «Вот съел не то». А некоторые откусили – и выплевывают. Вот в этих коржичках – вся духовная жизнь.

– Это еще детское состояние человеческой души.

– Да. А на самом дне такой бульник лежит... Бульдозер надо вызывать, чтобы его своротить.

– Вопрос: «Какие качества в человеке Господь ценит больше всего?»

– Те, о которых Он говорил: любовь к Богу и любовь к своему ближнему. Например, идет человек, кашляет и хочет проявить любовь к ближнему. Маску надел – и люди уже спокойны.

– То есть забота о том, кто рядом.

– Да. Проявил любовь к ближнему. Не подошел к нему ближе полутора метров.

– Вопрос: «В личной беседе (не на исповеди) рассказала священнику о ситуации в семье. Просила сохранить все в тайне. Спустя время выяснилось, что батюшка рассказал о моей беде своим знакомым. Это подорвало доверие к духовенству в целом. Не знаю, что теперь делать».

– А батюшка называл фамилию, имя, отчество, ИНН, номер паспорта?

– Не знаю.

– Не написано? Это очень важно. Если батюшка не дал все сведения (место, год рождения…), тогда это не считается. Батюшка черпает для своей проповеди случаи из жизни.

– Вопрос: «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. О каком труде говорит Господь и на какую жатву нас посылает?»

– Имеется в виду делание ради Христа и Его Церкви. Например, я служу в храме. Я же его не строил, только реставрировал (и то легко), но, правда, благоукрасил, потому что все иконы куда-то вывезли и, наверное, сожгли. И то не лично я благоукрашал: это дело людей, которых я собрал (я же не реставратор). Я вошел в то, чего не строил.

Есть несколько храмов, к которым я приложил руку, а тут нет. И так – за поколением поколение. Церковь-то началась с двенадцати человек, а сейчас уже полтора миллиарда людей, верующих во Христа (в разной степени, конечно, но в целом так).

– То есть каждый человек, рождающийся в мир, становится наследником того, что было до него.

– Если он захочет это наследство. Потому что советские люди ходят мимо храма; как будто родились где-нибудь в Непале, ничего не понимают. В Непал-то ездят на слонах кататься, а что такое русский православный храм, не представляют, хотя все крещеные. Спросишь:

– Что такое крещение?

– Не знаю.

И главное: «Знать не хочу». Дикари!

– Господь когда-то посеял семя среди Своих учеников, и это семя дало ростки.

– Пришли бесы в семнадцатом году – и всё выдернули, все классы. Мы опять сеем, опираясь на русскую историю. Но не мы же эту историю создавали. Мы вошли в это дело.

– Вопрос: «Как поступить, если муж постоянно хамит не только мне, но и моим родителям? При этом вины за собой не чувствует и меняться не собирается».

– Здесь столько всяких способов! Мы до конца передачи не перечислим.

– Но хотя бы один назовете, батюшка?

– Да нет. Они такие радикальные!

– То есть если их применять, то в отдельно взятой семье?

– Разумеется. А тут, кроме того, что он хамит, я ничего не знаю. Я только удивляюсь: как можно было за хама выйти замуж? Что за напасть такая?

– Вопрос: «Моя семья уже много лет находится в критическом состоянии. К сожалению, когда создавал семью много лет назад, я был далек от веры в Бога и не думал о том, что брак – это на всю жизнь. Постепенно отношения в браке изменились: жена стала упрекать, что недостаточно зарабатываю, не стремлюсь к карьерному росту, хотя, на мой взгляд, семья живет в достатке и все, что нужно, я для нее приобрел. После обретения мною веры в Бога разошлись и наши душевные устремления с женой. Я не оказываю давления на семью в плане веры, но мое нежелание жить как все все больше озлобляет жену против меня. Вся злоба, клевета выливается на меня при детях, супруга постоянно вспоминает старые мелкие обиды, настраивает детей против меня. На попытки объяснить, что это вредно, говорит, что и без мужа женщины воспитывают детей. Прошу у Бога терпения, стараюсь, насколько хватает мудрости, сохранить семью. Посоветуйте, что я еще могу сделать в этой ситуации».

– Тут не прозвучало самого главного: хотя бы утром и вечером молиться за нее, бедненькую. Какие бесы ее, бедную, раздирают на части! Она не знает ни минуты покоя, ни секунды любви, а знает только злобу, ненависть и так далее. Ей же очень тяжело! И всем приносит обиды. Господь научил нас: молитесь за обижающих вас.

–  Лукавый пытается разрушить семью.

– Дело в том, что семья – это признак человечности, потому что у животных семей нет: это временное соединение. Многие люди (до половины сейчас) находятся в животном состоянии: они какое-то время пожили вместе, а потом разводятся. Они не в состоянии жить вместе. Здесь хотя бы один член семьи сохраняет человечность, а другого зло берет... Надо за нее молиться. И это обязательно. Если серьезно подойти к этому делу, она начнет меняться.

– Спасибо, батюшка, за ответы. Нам пора прощаться, наша передача подошла к концу.

– Всего вам доброго! С серединой Великого поста вас, ибо Крестопоклонная неделя считается его духовной серединой.

Ведущий  Александр Березовский, протоиерей

Записали Елена Кузоро и Светлана Волкова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать