Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым

14 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Батюшка, сегодня Церковь празднует память преподобной Марии Египетской, которая воочию показала своей жизнью, что такое покаяние. Почему так не получается у нас?

– Вопрос сложный. В глубокой древности люди были проще, прямее. Они считали, что если выбирают какое-то решение, то будут ему следовать. Современный же человек как бы разделен... У него дети, работа, мечты, воспоминания. Его жизнь и какие-то устремления все время дробятся. Поэтому мы видим, что люди как-то измельчали. А Мария Египетская сотворила подвиг совершенно гигантский.

– Почему он ей оказался по силам, а нам нет?

– Еще преподобный Серафим указывал, что у его современников (а это эпоха Пушкина) не хватает решимости. А сейчас (двести лет, как мы живем после Александра Сергеевича) с этим еще хуже…

– То есть человек мельчает?

–  Мельчает. Он ставит какие-то смешные задачи, стремится к каким-то идеалам, которые сами по себе просто пошлые и зазубренные. Все мелко. Как вот наша эстрада… Искусство – это отражение вообще жизни и чаяний людей. О чем поет народ чужими устами? Нет  ни глубины, ни красоты, ни истины. Ничего! И так во всем. Раньше, в эпоху соцреализма, был такой термин: мелкотемье. …Всякие творцы художественных произведений не ставят для себя каких-то важных задач, очень все мелко.

– Батюшка, не получается ли тогда, что евангельские заповеди становятся для современного человека недостижимыми?

– Недостижимые они именно для такого мелкодушного человека. Очень редко у нас теперь встречается в людях великодушие.

– То есть человек  уже неспособен на великодушие…

– Трудно сказать. Человек ведь тоже, если вдруг за себя возьмется, может что-то сделать. Но, к сожалению, даже если посмотреть на склоки, которые идут в мире спорта, в мире театра, в мире поэзии, – становится чуть-чуть стыдно. А уж в мире политики – это просто, как говорится, за людей неудобно.

– Вопрос телезрителя Игоря Викторовича из Москвы: «Есть такая пословица: заставь глупого человека Богу молиться – он и лоб расшибет. Вера в Бога не должна быть чрезмерной?»

– Речь идет о том, что если человек без рассуждения приступает даже к таким вещам (а молитва должна быть для человека очень органичной), может все дело испортить. Поэтому даже в таких вещах, как молитва, нужна определенная осторожность. Чего и Вам желаю.

– Вопрос: «Я помогаю человеку, который считает, что я обязан это делать, и даже никогда не благодарит. Полезна ли такая помощь?»

– Мне трудно сказать, я того человека не видел, да и автора не знаю. Но у нас в институте был преподаватель… Я, по-моему, даже как-то его цитировал. Он говорил так: «Мы ставим себе задачу, допустим, воспитать в себе терпение и делаем благо человеку не ради того, чтобы его как-то перевоспитать, чему-то научить, а именно для своей души».

– То есть это как некое упражнение?

– Как некоторое упражнение в добрых делах. А остальное – как он сам пожелает. Это нас не касается, нас никто не ставил его воспитателем. Это с сыном или крестником, со своим чадом можно делать педагогические усилия. А так – посторонний человек; ну и пускай... Ну, неблагодарный, невоспитанная свинья – а нам-то что до этого? Главное, мы упражняемся в добре, любви.

– Но тем самым не развращаем ли мы его?

– Опять же мы ведь не ставим такой цели. Мы спокойно делаем свое дело. Представьте класс, тридцать пять человек: учитель (лучше сказать – учительница, потому что учителей там нет) старается  детям кое-что изложить из того, что успел почерпнуть, когда готовился стать учителем. А детям все равно. И что?  То, что он это пытается, делает что-то плохое? Нет.

– Редкий ребенок поблагодарит учителя за его труды.

– Ну, чтобы благодарить, нужно, чтобы его этому сначала научила мама. А потом папа закрепил. Это же обязательно. «Ты спасибо сказал?» То есть это надо десять тысяч раз повторить. И потом подхваливать. Только так это может закрепиться. А так «вырастет из сына свин, если сын – свиненок».

– Вопрос: «Как правильно готовить детей к семейной жизни, чтобы потом не случилось в их жизни трагедии развода?»

– Надо рассказывать, что Бог создал человека для семьи. И главное событие в жизни человека, когда он вырастет, – это создание семьи с целью рождения и воспитания детей. Хороших. «Вот ты у меня хороший? Хороший. Ты трудолюбивый? Трудолюбивый. Ты папу слушаешься? Слушаешься. Ты учишься хорошо? Хорошо. Вот таких же детой надо воспитать тебе». Вот это главное. Потому что если у тебя не будет семьи, ты не будешь счастливым. А самый счастливый человек – тот, у которого дети хорошие. Вот чему надо учить.

– То есть человек может всего в жизни достичь, но если дети не устроены…

– …он несчастный! Да, много людей сделали хорошую карьеру, и всё. А дети, как говорят, неудачные. Не в том смысле, что они куда-то не поступили, а вот есть русское замечательное слово: непутевые. И, конечно, во-первых, родителям стыдно, а дети –  упущены. Поэтому главная забота – о детях. Гораздо важнее воспитать хороших сыновей, чем стать хорошим министром. Для премьер-министра ты очень хороший работник. Но ты несчастный, потому что у тебя дети непутевые. Поэтому нужно приложить колоссальные усилия. Это творческий процесс, нужно к этому готовить, нужно этому учить.

– То есть какие-то азы семейной жизни нужно вкладывать в детей с какого возраста?

– Да с самого начала! Дети же учатся в игре. И в наше время была такая замечательная игра – «дочки-матери». В нее играли и ребятки, уже шести-семи лет. У кого была роль папы, у кого – дяди, кто-то был «дедушкой». И вот на таких ролевых моделях оттачивалось мастерство.

– Вопрос телезрителя: «Вы советовали перед вступлением в брак пообщаться со счастливыми семьями. То есть посмотреть, на чем строится фундамент счастливой семьи,  чтобы они научили, вразумили. Вопрос: где найти эти счастливые семьи и как с ними пообщаться?»

– Где? Вокруг. Просто это гораздо реже встречается, чем грибы в лесу. Вот что чаще встречается в лесу: грибы или шишки? Шишки, их полно. А хороших грибов мало, надо искать. Надо прочесывать лес, уходить далеко, идти пораньше, стараться искать там, где никто не ходил. Современная жизнь, та цивилизация, которую построило европейское постхристианское общество, –  антисемейная. Потому что все христианские народы (и наш русский) замечены в том, что они вымирают. Причем очень быстрыми темпами. Почему это вдруг они стали вымирать? А вот в силу того, что в головах такие идеи, которые самоубийственны для народа, для семьи. Что привело к тому, что большинство семей однодетные, гораздо реже встречаются двухдетные, еще реже трехдетные, ну и так далее. А уж где десять или пятнадцать – это вообще штучный товар. Конечно, с такими показателями народ может только вымирать. И хотя бы в рамках одной семьи надо обязательно какие-то усилия прикладывать.

Но я для Вас искать не буду. У меня вполне счастливая семья. Я все, что мог, сделал для этого. Почему бы Вам это не сделать? Конечно, с одной стороны, мне и повезло – с отцом, с матерью. Они много потрудились для того, чтобы семья была такая, какая их бы устроила. И они и не думали разводиться, преодолели все трудности. Я всегда вспоминаю свою семью с удовольствием. Поэтому «ищите и обрящете, толцыте – и отверзется вам». Не надо на все готовенькое.

– Иногда люди говорят, что вокруг нет примера для подражания.

– Есть! Есть примеры героизма. Вот недавно один мальчик пятнадцати лет обокрал своего тренера. Залез к нему в сумку, украл 135 000 рублей. И его поймали. И он: «Нет, я взял только пять». И вот этот тренер не стал брать с матери то, что ее сын украл. Она говорит: «У меня есть сейчас 36 000 рублей, я Вам отдам». А он: «Остальное не надо». Хотя мальчика вполне можно посадить. Это же воровство, а ему уже пятнадцать лет. Ну вот, тренер проявил такое снисхождение. А так уж пусть мальчик сам думает. Я думаю, что этот эпизод он не забудет. И в дальнейшем может оказаться лекарством для него добро этого человека, который просто от него пострадал.

Мы часто встречаемся с удивительными поступками, они случаются везде. Вот этот герой, дагестанский милиционер, сказал: «Работайте, ребята», – и его тут же убили. Он просто очень спокойно и легко пожертвовал своей жизнью, чтобы не идти на поводу у  разбойников. И это встречается вообще во всех народах, всегда можно найти пример. У нас тоже богатая история, можем найти кого угодно – и героев веры, и героев искусства (как люди служили искусству), и героев чего угодно, хоть дипломатии, когда люди служили не своей карьере, а ради Родины – вот об этом болезнь сердца. Всегда такие люди есть. Если б их не было, то на Земле уже воцарился бы ад.

– Хорошо детей учить на таких примерах.

– Конечно! История есть духовная наука. Помнишь, сколько в духовной семинарии у нас было исторических курсов? Начиная от Священной истории и кончая историей Церкви… Какие были деятели! И высокого ума, и колоссальное образование, и беспощадность к себе – сколько угодно...

– Вопрос телезрительницы Светланы из Санкт-Петербурга: «У нас в семье у родственника случилась беда – попал в историю. И мы все молимся за него, чтобы облегчить эти проблемы, чтобы он их решил не так сложно и для семьи. Потому что семья тоже включена в решение этой серьезной проблемы. Наши молитвы, которыми мы взываем о помощи и милости к Господу нашему, насколько планомерны? Ведь у Бога Свое решение, Свой суд над всеми. И у человека свой путь, который он должен пройти. Насколько можно дерзновенно в молитвах призывать Господа о решении, помощи и милости?»

– Любовь делает молитву дерзновенной. Это очень хорошее слово. И она влияет. И Бог этого ждет. Когда попущено человеку оступиться – это как некое научение и для тех, кто его любит. А я еще вот хочу с Вами поделиться: когда ко мне приходит испуганный юноша, который, как Вы сказали, «попал в историю», то я понимаю, что не случайно человек попал. Шел-шел по тротуару – и попал в историю. Нога провалилась и оказалась в хранилище банка. Набрал целый рюкзак денег и пошел. Нет, это всегда целый процесс, серия падений, сами стремления. Это совершенно не случайно. И я всегда говорю так: «Покайся перед Богом и пообещай: Господи, если Ты меня освободишь в данный момент от наказания, я больше никогда на эту дорогу не встану». Если ты Богу так скажешь – больше, чем «условно», не получишь. И в большинстве случаев так и происходило. Кто находил в себе силы пообещать Богу, тот лишался наказания. И сама эта встряска – эти страхи, пребывание в КПЗ… Я надеюсь,  Вы знаете, что такое КПЗ. Это оказывает серьезное воздействие на душу. Для Бога важно не наказать человека обязательно, а главное, чтобы он переродился, преобразился. И из мелкого жулика стал благородным, щедрым человеком.

– Когда у человека происходит это преображение – понятно, что действие, которое Господь избрал для него, оказалось действенным. Но вот человек сам не понимает, а другие за него просят…

– Если его участия там нет, все молятся, а он только думает: «Жаль, что я попался», – это не покаяние. Поэтому нужно постараться изъяснить ему, что такое покаяние. Вот стой перед Богом как перед Судьей. В Его руках твоя судьба. Вот и скажи Ему, убеди Его, чтобы Он тебе поверил. Тогда это случится.

Батюшка, в продолжение этой темы вопрос: «Говорят, если Бог хочет наказать человека, то лишает его разума. А какой смысл в этом – ведь безумный не может покаяться?»

– Но это и есть наказание. Он полной чашей пьет все вследствие своего неправильного поведения.

То есть для него Господь избрал уже просто путь несения этого креста?

– Конечно. Вот германский народ… Ведь это же не просто всех обязательно, силком погнали на войну. Многих коснулась эта пропаганда. Многие поверили: мы – арийская раса. Что цыгане, евреи, русские – это унтерменши, их удел – чистить навоз за коровами. Они в это верили. Это глубокое заблуждение, все мы – дети Адама. Поэтому такие  мнения глубоко ошибочны. И пришлось народу самому страдать, ведь миллионы немцев погибли, миллионы семей уничтожены. Сколько слез пролито и вдовами, и матерями, и бабушками, и дедушками! А сколько городов с лица Земли стерли! Во имя чего? Во имя вот этих странных идей. То же самое и у нас в стране. Вот приехали из Швейцарии друзья, воспользовались тем, что власть была очень слаба, сами ее захватили. То же самое и на Украине сейчас. Что эти идеи, которым часть народа Украины поверила, принесли? Принесли разорение страны. Самая богатая республика Советского Союза живет хуже всех в Европе. Вот вам и национализм. На примере Германии не видели? Смотрите теперь сами поближе к носу. Это же попущено Богом не просто так.

Для вразумления тех, кто это все наблюдает?

– Ну да… Может, ты заставишь Господа Бога на тебя работать, чтобы Он тебе турбину крутил? Это же просто смешно, наивно. История всегда все показывает, но тот, кто книг не читал, конечно, истории не знает. Ну… проходи историю на своей улице. Так что и Россия этому училась. Сколько народу загублено ни за что ни про что...

Вопрос телезрительницы: «Два года назад мы с мужем похоронили сына, он трагически погиб в 28 лет. Мы приняли решение взять из детского дома мальчика, ребенка-подростка 12 лет. Мы уже с ним беседовали, встречались три раза и приняли такое решение. Но я не знаю – крещен он или нет. И он не знает, не помнит, потому что его мать отказалась от него; три года назад он попал в детский приют. В центре, конечно, есть телефон матери, но я не знаю, звонить ей или нет. Самой принять решение или ждать, когда он подрастет и уже осознанно сам придет к этому? В этом мой вопрос».

– А почему Вас это волнует?

(Далее диалог с телезрительницей.)

Мне бы хотелось подавать записочки и молиться за него в церкви, в храме.

– А зачем?

Не знаю...

– Ну вот, надо узнать. Нельзя просто так, знаете: я вот хочу… Надо понимать – зачем? Вы знаете, Гитлер был крещеный, Ленин был крещеный, Дзержинский был крещеный, Карл Маркс был крещеный. Дальше-то что? Фридрих Энгельс тоже был крещеный. Ваш мальчик будет крещеный, а дальше что? Чтобы записочки подавать? Господи, помилуй! Ведь можно записочку подать и написать в скобках: «Не знаю, крещеный или нет». Батюшка найдет, как за него помолиться. Если Вы хотите мальчика привести ко Христу, Вы должны заниматься его христианским образованием, чтобы он познакомился с Евангелием, чтобы он возлюбил Господа нашего Иисуса Христа, чтобы он научился заповедям Божьим, чтобы он старался их соблюдать, чтобы стал христианином. А не просто крестить человека, и все. Вот пятнадцатилетний человек – уже взрослый, даже юридически ответственный за свои поступки.

Поэтому у Вас есть какая-то идея, но она ничем, собственно, не подкреплена. Вы должны все время задавать себе вопрос: «Зачем?» Кстати, чтобы взять ребенка в семью, надо очень четко представлять: зачем? Вот сейчас очень модное слово – ответственность. Вот что за ответственность у человека, который берет на воспитание в семью отрока? А то: «Я приняла решение!» Хорошо. А на чем оно основано? Что мы хотим в итоге? Мы хотим, чтобы он заменил нам погибшего сыночка? Но это не так, он совсем из другой семьи. И тоже странно – а почему бы, если есть телефон, не позвонить его маме? Что тут такого, если Вас интересует, крещеный он или нет? Понимаете, само крещение автоматически ничего не меняет, люди сколько угодно отрекаются от своего крещения и даже не думают об этом. Вот. Я призываю Вас подумать.

(Окончание диалога с телезрительницей.)

Вопрос: «Господь говорит: не искушай Господа Бога твоего. А что значит “искушать Бога”»?

– «Искушать» в переводе со славянского означает «испытывать». Бог – это не какой-то агрегат, это не пара волов, которых я иду испытать. Бог требует к Себе доверия, чтобы мы верили Его слову, верили Его заповедям. А испытывать Его – это хамство. Такое отношение к Богу нетерпимо. Конечно, Господь Милостивый, но человек, который искушает Господа Бога своего, удаляется от Бога.

Человеку кажется, что он этим самым укрепится в вере.

– Когда кажется, надо креститься обязательно с молитвой: «Господи! Вразуми меня, глупого!» Тогда не будет ничего казаться.

Вопрос: «Насколько важно человеку развить те таланты, которые даны ему от Бога? Не будет ли грехом нерадение о тех или иных Богом данных талантах?»

– Ну почему? Может быть талант трамвайного карманника – это необязательно развивать.

Человек хочет уйти в монастырь, а ему говорят: «Да ты что! Ты талантливый человек; посмотри, сколько тебе Господь дал!»

– А монастыри – это вообще школы для талантов. Монастыри на Руси были как бы училищами. Вот северный монастырь Соловки: туда крестьяне на два-три года отдавали своих сыновей, чтобы научить их ремеслу, уму-разуму, послушанию. И люди выходили оттуда плотниками, гончарами, каменщиками, столярами. Не просто уже оболтус здоровый, который бревна через шею может гнуть, а мастер. Умел и рыбу разводить, и всякие растения, сельским хозяйством заниматься и животноводством и так далее. Ушел в монастырь. Монастырь – это образцовое хозяйство. Возьми любой монастырь и любой колхоз и сравни.

Вопрос: «Апостол  Иоанн пишет: в том любовь, что не мы возлюбили Бога, а Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Поясните, пожалуйста, кого умилостивлять?»

– Прежде всего свое собственное сердце. «Суд без милости – не сотворившему милость». А мы этой милости учимся у Отца Небесного.

Чтобы человек взирал на ту жертву, которую Господь за нас принес…

– Да. И как эта жертва воплотилась во Христе Иисусе, Господе нашем, Который стал Человеком и явил нам Свою любовь, кротость, Свою милость многократно.

Вопрос телезрительницы Татьяны из Тулы: «Духовная жизнь – это лестница, постепенное восхождение к Богу по мере сил. Редко у кого сейчас есть духовник. Когда человек приходит в церковь, он мало что понимает. И вот он входит в такое состояние, синдром выгорания; исповедуется, а кто слышит?.. Батюшка говорит, что священник обычно дает совет из того, что уже сам  пережил на своем опыте, применил в жизни… Но сложно потом к кому-то из священников подойти и дерзнуть спросить: “Батюшка, а Вы в жизни сами-то так живете?”»

– Что такое в этой истории синдром выгорания? Человек, который полтора раза исповедовался – и уже весь выгорел? С чего он выгорел?

Телезрительница: «Искушение такое наступило…»

– Апостол Иаков говорит: «Радуйтесь, братия, когда впадаете в различные искушения». Какое здесь выгорание? Разговор о выгорании – это разговор о том, что нет желания что-то делать. Человек приуныл, ему неохота, он набалованный,  привык все на блюдечке получать. Какое здесь выгорание?

– Был поначалу человек ревностным к духовной жизни...

– Всеми людьми, когда они начинают, руководит призывающая благодать. Совершается много чудес ежедневно. Человек встает на молитву с радостью. Он чуть не летает. Проходит какое-то время, человек замечает, что такого огня уже нет. Это называется выгорание? Нет. Начинается вторая стадия, когда Господь ждет трудов от человека. То, что было раньше, – это Господь, чтобы укрепить человека в вере, дает ему не по заслугам. Если человек проявит терпение, смирение, будет бороться с тщеславием, поменьше будет разговаривать о своих «духовных дарованиях» с подружками, то легко и скромно опять придет к тому, что ищет. Начинается другое качество его духовной жизни. Апостол Павел говорит: «Если вы духовны, то по духу и поступать должны». Он не говорит о выгорании. Он отдал свою главу за служение Христу. Где здесь было выгорание? У кого из апостолов было выгорание? У кого из святых было выгорание? Выгорание бывает только у тщеславных бездельников.

– Когда человеку хочется всего и сразу.

– Человек приписывает себе достижения… Ценно только то, что сотворил в тебе Бог. Это вечно…

Как говорил святитель Филарет: «Прося молитвы, сам во мне молись». Понимая, что не он молится, а именно Дух Святой, Который по милости Божией если придет, то сотворит молитву.

Вопрос телезрителя: «Насколько полезно мирянину стремиться к аскетической жизни, если я сам выбрал для себя меру такой жизни без благословения священника? Не будет ли мне это во вред?»

– Священник – это не какой-то аппарат, который стоит в Сбербанке: пришел, карточку приложил – получил… Конечно, на нас влияет мир. Мы иногда поневоле пытаемся что-то перенести. В духовной жизни все совсем не так.

Свойство начинающего человека – что-то сотворить самому и как бы это в дар Богу принести. Получается, что это именно самость в человеке…

– Да, и ничего странного в этом нет.

– Вопрос телезрителя: «Человек задал мне вопрос. Если скажу правду – обидится, а если соврать – совесть не позволяет. Как быть?»

– Для этого у нас есть Господь наш и Учитель – Иисус Христос. Он не всегда отвечал на вопросы даже очень высокопоставленных людей. Первосвященников. Понтия Пилата.

– Не на всякий поставленный вопрос нужно давать ответ.

– Тем более если не хочешь… Почему мы постоянно должны давать отчет? Особенно праздному любопытству.

Как я в одном месте прочитал: молчаливый ответ будет самым правильным.

– Разумеется.

Вопрос телезрителя: «Как правильно жить после развода? Можно ли создавать другую семью или это будет грехом прелюбодейства?»

– Будет. В Писании говорится: «Потерял жену – не ищи жены». То же относится и к мужу. Но любой человек делает то, что ему хочется.

– А вопрошает для того, чтобы получить санкцию? Чтобы с себя снять ответственность?

–  Да, в том и дело.

Вопрос: «Как жить в мире с человеком, который не признает учение Христа, ругает Церковь, священство?»

– А кто нас понуждает к этому? Мы же сами выбираем, с кем нам жить. Имею в виду – кроме маленьких детей…

С таким человеком лучше разойтись по жизни?

– А зачем терпеть всякие издевательства, насмешки? Для детей это очень вредно. Вот дети страшно вредят друг другу, когда дразнятся, смеются. Это ужасное злодейство по отношению к другим...

Ведущий протоиерей Александр Березовский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга протоиерей Николай Малета.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать